Научная статья на тему 'Изучение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере финансовой грамотности'

Изучение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере финансовой грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева М.В.

Финансовая грамотность лиц с ограниченными возможностями здоровья непременное условие их социальной адаптации. Формирование основ финансовой грамотности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью требует учета их образовательных потребностей, в числе которых освоение обучающимися базовых знаний в сфере современной экономики, приобретение умений ставить финансовые цели и адекватно оценивать их достижимость, использование в образовательном процессе специальных учебников (учебных пособий) и рабочих тетрадей, вариативных форм работы, методов и средств обучения и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере финансовой грамотности»

УДК 376

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

© 2019 М. В. Кудрявцева

канд. пед наук, и.о. завкафедрой логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: mvk2501@yandex.ru

Курский государственный университет

Финансовая грамотность лиц с ограниченными возможностями здоровья -непременное условие их социальной адаптации. Формирование основ финансовой грамотности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью требует учета их образовательных потребностей, в числе которых освоение обучающимися базовых знаний в сфере современной экономики, приобретение умений ставить финансовые цели и адекватно оценивать их достижимость, использование в образовательном процессе специальных учебников (учебных пособий) и рабочих тетрадей, вариативных форм работы, методов и средств обучения и другие.

Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательные потребности, обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, обучающиеся с умственной отсталостью.

В настоящее время повышение уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации имеет государственное значение. Финансовая грамотность рассматривается как важнейший фактор экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения [Распоряжение правительства РФ № 2039-р 2017].

Сегодня каждый россиянин оказывается вовлеченным во взаимодействие с финансовыми рынками и институтами. Вместе с тем реальный уровень финансовой грамотности населения Российской Федерации, их знаний и навыков управления личными денежными средствами остается на низком уровне в течение нескольких последних лет [Исследование экспертов ЛЭСИ... 2017; Кузина 2015; Кузина, Ибрагимова 2008; Моисеева 2017; Судакова 2017; Отчет. 2017]. Это приводит к негативным последствиям как в отношении личного благосостояния, так и в отношении экономики страны в целом, сокращает потенциал ее экономического роста.

Исследователи Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ отмечают, что сегодня одной из главных задач повышения финансовой грамотности населения является его просвещение [Исследование экспертов ЛЭСИ. 2017].

В утвержденной Правительством Российской Федерации «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» описаны основные направления государственной политики в области формирования финансово грамотного поведения населения. В качестве одной из приоритетных целевых групп рассматриваются лица с ограниченными возможностями здоровья [Распоряжение правительства РФ № 2039-р 2017].

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития (далее - НОДА и ЗПР) и для обучающихся с умственной отсталостью (далее - с УО). Компетентность в сфере финансовой грамотности для лиц указанных категорий - одна из составляющих их успешной самостоятельной жизни и трудовой деятельности, стабильности и улучшения личного и семейного финансового благополучия.

Задача экономического образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями была обозначена еще в 1995 г. В экспериментальный учебный план для 9(10)-10(11) классов, а также групп с углубленной социальной и трудовой подготовкой был включен курс «Экономический практикум». В 2000 г. И.М. Бгажноковой была предложена программа курса «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», помогающего «подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающим его миром» [Бгажнокова 2000: 38]. Однако программа данного курса не была подкреплена конкретным методическим обеспечением, что обусловило ее недостаточную востребованность образовательными организациями.

На современном этапе развития образования детей с интеллектуальными нарушениями в контексте практико-ориентированного подхода к их обучению и с учетом познавательных возможностей данной категории детей Т.Н. Стариченко определено содержание нового учебного курса «Экономический практикум», разработано его научно-методическое обеспечение. Предложенный курс включает вопросы, отражающие отечественную экономическую реальность, и включает отдельные аспекты формирования у обучающихся с умственной отсталостью основ финансовой грамотности [Стариченко 2003; Стариченко 2004].

Однако, несмотря на значительное продвижение в программно-методическом обеспечении экономического образования подростков с интеллектуальными нарушениями, вопросам финансовой грамотности обучающихся как с умственной отсталостью, так и с задержкой психического развития было уделено недостаточное внимание. Данное образовательное поле не находит должного отражения в содержании учебных предметов, предусмотренных действующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) образования обучающихся рассматриваемых категорий, что является недостаточным для формирования у них способности ориентироваться в сфере финансов, активно взаимодействовать с финансовыми институтами. Кроме того, предлагаемые в настоящее время учебно-методические комплекты по основам финансовой грамотности, разработанные разными авторами для обучающихся с нормативным развитием, не могут быть использованы в обучении детей с НОДА и ЗПР и детей с УО. Исходя из этого возникает необходимость введения специального практико-ориентированного курса (адаптационного учебного предмета) по основам финансовой грамотности для обучающихся обозначенных категорий.

Следует отметить, что усвоение любой информации, в том числе в сфере финансовой грамотности, сопряжено у обучающихся с НОДА и ЗПР, с УО с рядом трудностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, недостаточностью практического опыта детей в оперировании собственными финансовыми средствами, которые необходимо учитывать в ходе планирования и реализации такого курса (учебного предмета). Кроме того, обучение основам финансовой грамотности должно осуществляться в специально организованной развивающей среде и с использованием как общедидактических, так и специфических форм, методов и средств обучения с учетом образовательных потребностей обучающихся.

С целью изучения образовательных потребностей обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности нами было проведено анкетирование 28 педагогических работников: 11 учителей, работающих с первой категорией обучающихся (далее - ПР 1), и 17 педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы (далее - АОП) для 2 категории обучающихся (далее - ПР 2).

Результаты анализа ответов респондентов показали, что приблизительно равное количество педагогов считает, что изучение основ финансовой грамотности крайне необходимо обучающимся с НОДА и ЗПР и обучающимся с умственной отсталостью (54,5% и 52,9% соответственно), что определяет понимание учителями важности данной составляющей в образовании детей с ОВЗ, их социализации (рис. 1).

Количество

респондентов,

%

Рис. 1. Понимание педагогическими работниками важности курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО

На основе анализа содержания отдельных учебных предметов для обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО, включающих сведения (темы), касающиеся финансовой грамотности, большинство учителей сделали вывод о том, что таких сведений недостаточно для полноценного формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у детей рассматриваемых категорий, что подтверждает необходимость введения курса «Основы финансовой грамотности» для таких обучающихся.

Педагогическими работниками были названы различные варианты формирования основ финансовой грамотности у детей с НОДА и ЗПР и у детей с УО: интеграция разделов (тем) курса в содержание учебных предметов (математики, основ социальной жизни (СБО), обществоведения, ОБЖ и др.); введение факультативного курса «Основы финансовой грамотности»; реализация программы дополнительного образования; включение отдельного учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений и другие. Но наиболее эффективным применительно к обучению детей с УО подавляющим большинством респондентов было признано введение факультативного курса «Основы финансовой грамотности» (52,9% учителей), а к образованию детей с НОДА и ЗПР - одноименной программы дополнительного образования (81,8% участников анкетирования).

Следует отметить, что, независимо от варианта обучения, требуется составление рабочей программы курса для каждой отдельной категории обучающихся.

Педагогам было предложено указать образовательные потребности обучающихся рассматриваемых категорий в сфере финансовой грамотности.

Основной образовательной потребностью обучающихся с НОДА и ЗПР 90,9%

педагогов была признана необходимость их обучения переносу знаний в жизненные ситуации. Несколько меньшее количество участников анкетирования (54,5%) определило важность использования специальных методов и приемов обучения детей данной категории. Эти же образовательные потребности были отмечены педагогами как характерные для детей с УО. Весь спектр образовательных потребностей обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности, указанных учителями, представлен на рисунке 2.

50 Х

Количество 40 35-и

>еспондентов, 30

% — —176-176-176-176-176-176-

-Ж :Ш: гУдтж

■ формирование осознанного гражданского экономического (финансового) поведения, финансовой ответственности, знаний о последствиях финансовой неграмотности

■ формирование знаний содержания понятий «деньги», «купюры», «монеты», их достоинство, понимания функции денег, умения правильно пользоваться деньгами

■достижение понимания путей законного получения денег (заработка)

■достижение понимания содержания понятия «семейный бюджет», приобретение обучающимися умений его планировать, выделять приоритетные статьи расходов

■использование специальных учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей

■использование специальных учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей

■применение специфических методов и приемов обучения

обращение к специальным методикам, практико-ориентированный, действенный характер проведения занятий

■ формирование базовых знаний в сфере современной экономики

■ обучение определению финансовых целей и адекватной оценке их достижимости

■ освоение способов получения наличных денежных средств в кассе и банкомате, формирование умения пользоваться пластиковыми картами

■привлечение специалистов службы сопровождения

Рис. 2. Образовательные потребности обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности

(по мнению педагогических работников)

Из рисунка 2 видно, что к образовательным потребностям обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности были отнесены:

- формирование осознанного гражданского экономического (финансового) поведения, финансовой ответственности, знаний о последствиях финансовой неграмотности (47,1%);

- формирование знаний содержания понятий «деньги», «купюры», «монеты», их достоинство, понимания функции денег, умения правильно пользоваться деньгами (35,3%);

- достижение понимания детьми с УО путей законного получения денег (заработка); содержания понятия «семейный бюджет», приобретение обучающимися умений его планировать, выделять приоритетные статьи расходов (по 17,6%);

- использование специальных учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей; применение специфических методов и приемов обучения; обращение к специальным методикам, практико-ориентированный, действенный характер проведения занятий (по 17,6%);

- формирование у обучающихся базовых знаний в сфере современной экономики; обучение определению финансовых целей и адекватной оценке их достижимости; освоение обучающимися способов получения наличных денежных средств в кассе и банкомате, формирование у них умения пользоваться пластиковыми

картами; привлечение специалистов службы сопровождения (по 11,8%).

Кроме этого, отдельные педагоги образовательными потребностями обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности назвали: умение ориентироваться в кредитных предложениях банков; знание и понимание порядка движения денег в стране; умение экономить и сберегать; умение возвращать долги. В ряде случаев образовательные потребности уподоблялись особенностям обучающихся с УО (отсутствие знаний и опыта в вопросах финансов, в области управления ими; желание заработать побольше и побыстрее; склонность делать выбор, основываясь только на рекламных сообщениях, не обращаясь к объективным электронным источникам).

По нашему мнению, педагоги не представили исчерпывающий перечень образовательных потребностей обеих категорий обучающихся. Кроме указанных, мы считаем важными следующие образовательные потребности:

- развитие мотивации и интереса к освоению финансовой грамотности;

- стимуляция познавательной активности детей;

- систематическая актуализация знаний и умений обучающихся в сфере финансовой грамотности;

- упрощение системы учебно-познавательных задач;

- использование специальных средств обучения, специализированных компьютерных и ассистивных технологий (в случае необходимости), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации;

- индивидуализация и дифференциация обучения.

Место и время изучения основ финансовой грамотности каждой категорией обучающихся с учетом их образовательных потребностей, психофизических и возрастных особенностей определяют успешность усвоения ими базовых финансовых знаний и формирование умений их применять в жизненно-практических ситуациях.

Педагогическими работниками были высказаны различные мнения о том, на каком этапе обучения целесообразно реализовывать курс «Основы финансовой грамотности» (рис. 3).

4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8-9 классы 10-11

классы

ПР 1 ПР 2

Рис. 3. Место курса «Основы финансовой грамотности» в системе обучения детей с НОДА и ЗПР и детей с УО (по мнению педагогических работников)

Из рисунка видно, что большинство участников анкетирования считает, что данный факультативный курс для обучающихся с НОДА и ЗПР целесообразно реализовывать в 8-9 классах (72,7%), а для детей с УО - в 10-11 классах (52,9%), что подтверждает знание педагогами особенностей развития и возможностей усвоения

учебного материала и овладения практическими умениями его использования каждой категорией обучающихся.

Задачами курса «Основы финансовой грамотности», сформулированными авторами учебно-методического комплекта с одноименным названием, является формирование у обучающихся умений управлять деньгами, оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей, адекватно использовать финансовые инструменты в конкретной жизненной ситуации [Чумаченко, Горяев 2017].

Решение данных задач напрямую связано с получением соответствующих результатов обучения детей с НОДА и ЗПР и детей с УО, которые отражены в ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В числе требований к результатам освоения детьми АОП - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, формирование готовности к самостоятельной жизни. Сегодня эти требования не могут быть полностью реализованы без формирования у обучающихся основ финансовой грамотности.

Следует отметить, что всеми педагогическими работниками подчеркивается необходимость достижения личностных, метапредметных (для обучающихся с НОДА и ЗПР) и предметных результатов освоения обучающимися курса «Основы финансовой грамотности».

Успешная реализация курса «Основы финансовой грамотности» зависит от созданных в образовательной организации специальных материально-технических условий. Для детей с НОДА и ЗПР такими условиями, по мнению всех педагогов, является наличие оборудованных компьютерных рабочих мест с выходом в Интернет.

Для обучающихся с УО был указан более широкий спектр специальных условий. К ним учителя отнесли не только наличие персональных компьютеров с выходом в Интернет, использование ИКТ (47,1%), но и необходимость применения различных наглядных материалов для фронтальной и индивидуальной работы (41,2%); учебно-методической базы для проведения практических занятий (35,3%); специальных учебников и рабочих тетрадей для детей с УО (29,4%); мультимедийного сопровождения курса, учебных видеороликов (например, созданных сотрудниками банков и разработанных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с УО) (29,4%). 23,5% педагогических работников, не конкретизируя свою точку зрения, отметили важность создания специальной предметно-развивающей среды, а 5,9% респондентов - специальных условий для обучающихся с УО (рис. 4).

Безусловно, и дети с НОДА и ЗПР, и дети с УО нуждаются в специальной организации обучения, в выборе форм, методов и средств, адекватных целям и задачам обучения, содержанию материала, его месту в образовательном процессе, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся.

Педагоги образовательной организации, реализующей АОП для обучающихся с НОДА и ЗПР, наиболее эффективными считают групповые (100%) и подгрупповые (81,8%) формы работы с детьми. Вместе с тем учителя не объясняют выбор таких форм работы, однако очевидно, что групповые и подгрупповые формы являются оптимальными для организации фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися рассматриваемой категории, осуществления дифференцированного и индивидуального подходов, обеспечения деятельностного характера обучения.

100

1 2 3 4 5 6 7

1 - наличие оборудованных компьютерных рабочих мест с выходом в

Интернет

2 -различные наглядные материалы для фронтальной и индивидуальной

работы

3 -учебно-методическая база для проведения практических занятий

4 -учебники и рабочие тетради для детей с УО

5 -мультимедийное сопровождение курса, учебные видеоролики,

разработанные с учетом особых образовательных потребностей детей с УО

6 - специальная предметно-развивающая среда (без конкретизации)

7 - специальные условия (без конкретизации)

ПР1 ПР2

Рис. 4. Специальные материально-технические условия реализации курса «Основы финансово грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и для обучающихся с УО (по мнению педагогических работников)

Мнение коллег разделяют 41,2% участников анкетирования, работающих с детьми с УО, которые считают, что эффективными будут уроки, классные часы, интегрированные внеурочные мероприятия, практико-ориентированные занятия в малых группах. Кроме этого, педагоги указывают на другие не менее важные активные формы образовательной деятельности для освоения обучающимися с УО основ финансовой грамотности: деловые и ролевые игры (58,8%); встречи со специалистами финансовых организаций (23,5%); тренинги (23,5%); викторины и конкурсы (например, «Лучший финансист школы») (11,8%), игровые развивающие шоу («Финансовый гений», «Инвестор») (5,9%); проектную и театрализованную деятельность (по 5,9%).

Следует отметить, что 5,9% респондентов полагают, что эффективными будут все формы работы с детьми с УО.

Учителями в качестве наиболее эффективных методов формирования у детей с НОДА и ЗПР основ финансовой грамотности были признаны наглядные (100% педагогов) и практические (47,1% респондентов) методы обучения. Помимо указания этих методов, участники анкетирования, работающие с обучающимися с УО, отмечали значимость словесных методов обучения (рис. 5).

80 60

Количество 40 респондентов,

% 20

70.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58.8

58.8

47.1

11

29.4 29.4

\

5.9

23.5

23.5

беседа

1 учебные дискуссии 1 наблюдение 1 все наглядные методы объяснительно-иллюстративный метод 1 репродуктивный метод игра

здоровьесберегающие методы и технологии

рассказ

экскурсии

демонстрация

практические и самостоятельные работы исследоваельский метод проблемное изложение активные методы обучения

Рис. 5. Эффективные методы формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с НОДА и ЗПР и у обучающихся с УО (по мнению педагогических работников)

Из рисунка 5 видно, что ведущим словесным методом признается беседа (58,8%), менее эффективным - рассказ и учебные дискуссии (по 17,6%), требующие, на наш взгляд, специальной организации с учетом контингента обучающихся. В число эффективных наглядных методов были включены экскурсии (47,1%), наблюдение и демонстрация (29,4%). 5,9% учителей полагают, что действенными будут все

наглядные методы. 58,8% справедливо считают, достигнут при использовании практических и перечисленных выше, респонденты указывали объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

что наибольший эффект будет самостоятельных работ. Кроме другие методы обучения:

и

проблемное изложение и даже

исследовательский метод. Особое внимание большинства педагогов (70,6%) было уделено игре как эффективному методу обучения детей с УО. Некоторые учителя (23,5%) считают, что при формировании основ финансовой грамотности у обучающихся с УО целесообразно использовать активные методы обучения.

Мы убеждены, что наибольший эффект обучения будет достигнут при оптимальном сочетании наглядных, словесных и практических методов обучения, применении активных и интерактивных методов и технологий обучения детей обеих категорий.

Носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и обучающихся в образовательном процессе для достижения поставленных задач являются средства обучения. Участникам анкетирования было предложено указать наиболее эффективные из них, которые могут быть использованы в процессе реализации курса «Основы финансовой грамотности».

К таким средствам все учителя образовательной организации, реализующей АОП для обучающихся с НОДА и ЗПР, отнесли адаптированный дидактический материал. Необходимость в большем разнообразии средств обучения была подчеркнута педагогами, работающими с обучающимися с УО (рис. 6).

0

■ вариативная наглядность

■ компьютерное оборудование

■ специальные учебники, учебные пособия и рабочие тетради

■ словари

■ занимательный материал

■ специальные образовательные программы

■КИМы

■ методические рекомендации для учителя

Рис. 6. Эффективные методы формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с НОДА и ЗПР и у обучающихся с УО (по мнению педагогических работников)

Представленные на рисунке 6 данные свидетельствуют о том, что наиболее эффективное воздействие в рассматриваемом процессе обучения детей с УО, по мнению педагогов, будет иметь применение вариативной наглядности (предметной, иллюстративной, схематической, графической) (88,2%), компьютерного оборудования (76,5%). Обязательным средством обучения для формирования основ финансовой грамотности у детей с УО 47,1% респондентов признают специальные учебники, учебные пособия и рабочие тетради, а 29,4% участников анкетирования -дидактические материалы (технологические карты, карточки и др.), учитывающие индивидуальные и типологичекие особенности контингента обучающихся. 23,5% учителей считают, что крайне необходимы справочные материалы - словари, 11,8% педагогов делают акцент на использовании занимательного материала (головоломок, загадок, кроссвордов, анаграмм, шарад и др.). Столько же респондентов считают необходимым применение специальных образовательных программ (например, «Undestending Money», «My money week»). Несмотря на указание многих средств обучения, использование которых является залогом успешного освоения обучающимися с УО основ финансовой грамотности, лишь 5,9% педагогов упомянули о необходимости специально разработанных контрольно-измерительных материалов и методических рекомендаций для учителя. Очевидно, что роль таких материалов недооценивается педагогическими работниками. На наш взгляд, проведение контрольно-оценочных мероприятий требует не только особого подхода к их организации, но и использования заданий, адекватных особенностям и возможностям обучающихся с УО, а сам процесс формирования основ финансовой грамотности у данной категории детей - следования определенной логике изучения курса, грамотного построения занятий, использования наиболее эффективных, рациональных технологий обучения и так далее, что раскрывается в методических рекомендациях. Вместе с тем недостаточная потребность учителей в подобных материалах может быть обусловлена полным отсутствием последних.

Как известно, любой проект связан с определенными рисками, одним из которых является появление совокупности барьеров, возникающих у обучающихся и

педагогических работников.

Главной трудностью, с которой, по мнению всех педагогов, столкнутся обучающиеся с НОДА и ЗПР, является усвоение новой, сложной для детей специальной терминологии.

У обучающихся с УО, с точки зрения учителей, возникнет больше проблем, которые, прежде всего, обусловлены более серьезными нарушениями психического развития и недостатком жизненного опыта. Освоение курса финансовой грамотности будет сопряжено со сложностью усвоения новых понятий (по мнению 23,5% педагогов), с ограниченностью представлений детей об окружающем мире и отсутствием социального опыта (с точки зрения 23,5% учителей), неспособностью принимать обоснованные решения и совершать действия, имеющие отношение к управлению финансами для реализации жизненных целей, неумением действовать в соответствии с установленным алгоритмом в каждом новом случае (по утверждению 11,8% респондентов). Кроме этого, участниками анкетирования были отмечены сложность самостоятельного накопления обучающимися практического опыта, в том числе в сфере обращения с финансами, трудности переноса знаний и умений в новые практические ситуации, наличие большого количества различных ошибок, связанных с выполнением расчетов и решением задач.

58,8% педагогов связывают возникновение трудностей с нарушениями когнитивной и эмоционально-волевой сфер у детей с УО. По мнению этих учителей, усвоение некоторых тем курса будет недоступно обучающимся данной категории.

Прогнозируя определенные трудности при реализации курса «Основы финансовой грамотности», респонденты считают, что в процессе его введения в образовательный процесс для детей с НОДА и ЗПР они могут испытывать трудности в адаптации сложных тем (81,8%), а также в последующем их объяснении обучающимся (18,2%).

52,9% учителей образовательной организации, реализующей АОП для обучающихся с УО, основную проблему видят в недостаточном материально-техническом обеспечении курса, отсутствии специальной учебной, учебно-методической литературы, практических материалов для педагогов. Сложность, по мнению 11,8% респондентов, может представлять и выбор эффективных методов и приемов обучения, а также индивидуализация программы учебного курса с учетом особенностей психофизического развития отдельных обучающихся, их индивидуальных возможностей. 47,1% участников анкетирования отмечают, что возникновение различных трудностей может быть обусловлено недостаточной компетентностью педагогов в сфере финансовой грамотности и методике ее формирования у обучающихся с УО (рис. 7).

С точки зрения всех учителей, введение факультативного курса «Основы финансовой грамотности» для детей с НОДА и ЗПР повлечет за собой дополнительную нагрузку на обучающихся, что может быть обусловлено обязательным обучением по одноименной программе дополнительного образования и увеличением объема учебной информации. 11,8% респондентов уверены в том, что у некоторых обучающихся проявится незаинтересованность в финансовой грамотности.

1 2 3 4 5 6

ПР1 ПР2

1 - адаптация сложных тем

2 -объяснении сложный тем обучающимся

3 - недостаточное материально-техническое обеспечение реализации курса, отсутствие специальной учебной, учебно-методической литературы, практических материалов для педагогов

4 - выбор эффективных методов и приемов обучения

5 - разработка специальной индивидуальной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития отдельных обучающихся, их индивидуальных возможностей

6 - недостаточная компетентность педагогов в сфере финансовой грамотности и методике ее формирования у обучающихся

Рис. 7. Возможные трудности реализации курса «Основы финансовой грамотности» педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с НОДА и ЗПР и для обучающихся с УО (по мнению педагогических работников)

Дополнительную нагрузку на обучающихся как один из рисков отметило и большинство участников анкетирования, работающих с детьми с УО (70,6%). Кроме того, в качестве возможных рисков были указаны и другие (рис. 8).

■ дополнительная нагрузка на обучающихся

■ отсутствие материального обеспечения реализации курса

■ недостаточная готовность педагогических работников к реализации курса ■дополнительная нагрузка на педагогических работников

■ незаинтересованность обучающихся в финансовой грамотности

■ низкий уровень мотивации, формальное отношение педагогических работников к реализации курса

■ отказ партнеров от сотрудничества

Рис. 8. Предполагаемые риски, обусловленные введением курса «Основы финансовой грамотности» в образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с УО (по мнению педагогических работников)

Одной из актуальных проблем, как показывают результаты анкетирования, является недостаточная готовность педагогов к реализации курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с УО (рис. 9).

готов скорее готов, скорее не не готов затруднились

полностью чем не готов готов, чем в ответе

готов

РП 1 РП 2

Рис. 9. Оценка педагогическими работниками собственной готовности к реализации курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и для обучающихся с УО

Из рисунка 9 видно, что, в отличие от своих коллег, педагогические работники образовательной организации, реализующей АОП для обучающихся с НОДА и ЗПР, демонстрируют достаточно высокую (по их мнению) степень готовности к формированию у детей данной категории основ финансовой грамотности. Этим, на наш взгляд, обусловлено отсутствие с их стороны конкретных указаний на необходимость методической помощи для эффективной реализации курса «Основы финансовой грамотности» детям с НОДА и ЗПР. Лишь 9,1% этих педагогов нуждается в методической литературе. Остальные учителя считают, что вопросы появятся скорее в ходе осуществления образовательного процесса.

Иная картина наблюдается в отношении педагогов образовательной организации, реализующей АОП для обучающихся с УО. Только 23,5% респондентов не нуждаются в методической помощи. Большая же часть учителей (64,7%) испытывает потребность в такой помощи. 41,2% участников анкетирования считают, что для эффективной реализации курса «Основы финансовой грамотности» необходимо пройти курсы повышения квалификации, освоить методику обучения основам финансовой грамотности детей данной категории. Кроме того, педагоги нуждаются в адаптированных или специально разработанных методических материалах (методических разработках по каждой теме курса, в том числе конспектах уроков, консультаций для родителей, ЭОР и т.п.), а также в получении методической помощи для самостоятельной адаптации содержания курса к особенностям обучающихся с УО с учетом их образовательных потребностей.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что большинством педагогических работников признается необходимость формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с НОДА и ЗПР и у обучающихся с УО и высказывается положительное отношение к введению специального курса в учебные планы образовательных организаций. Рассматриваются альтернативные варианты изучения курса, но приоритетными признаются дополнительное образование и факультативный курс. Курс финансовой грамотности, по мнению учителей, должен быть практико-ориентированным и способствовать формированию у обучающихся не только базовых знаний в сфере финансовой грамотности, но и умений их использовать

в различных жизненно-практических ситуациях: выполнять социально-экономические функции потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора и др.

Предпринятое нами исследование показывает, что приоритетными задачами обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья являются: исследование и оценка уровня их финансовой грамотности; осуществление научно-методической работы по созданию программ курса «Основы финансовой грамотности» для конкретной категории обучающихся; адаптация, а в случае необходимости переработка содержания компонентов существующих учебно-методических комплектов по данному курсу; создание поурочных разработок, специальных наглядных, дидактических и контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей детей; проведение мониторинговых исследований по изучению эффективности рассматриваемого курса. Большое внимание следует уделить подготовке педагогических работников к реализации курса «Основы финансовой грамотности» и систематическому сопровождению данного процесса со стороны научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, и сотрудников финансовых организаций.

Библиографический список

Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. 2000. № 5. С. 37-43.

Исследование экспертов Лаборатории экономико-социологических исследований в области финансовой грамотности НИУ ВШЭ (от 17.09.2017). URL: https://iq.hse.ru/news/183900097.html (дата обращения: 06.10.2018).

Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 2008. № 4 (88). С. 14-25.

Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения Российского региона: Экономико-социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Волгоград, 2017. 202 с.

Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 26. С. 1563-1582.

Отчет. Исследование измерения уровня финансовой грамотности. (дата публикации: 19.07.2017 г.). URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ directions/evaluation/ (дата обращения: 06.10.2018).

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг». URL: http://government.ru/docs/all/113356/ (дата обращения: 06.10.2018).

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. 184 с.

Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 152 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2018. 408 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.