Научная статья на тему 'Проектирование адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы'

Проектирование адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / МОНИТОРИНГ / TAILORED EDUCATIONAL PROGRAM / MENTAL RETARDATION / PROGRAM OF REMEDIAL WORK / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина А.А.

В статье рассматриваются проблемы проектирования адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы. Выявлено, что при проектировании и реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий (алгоритм действий) и корректировку коррекционно-педагогического маршрута, на основании мониторинга с фиксацией динамики достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL

The article discusses the design of adapted educational programs for children with delay of mental development in primary school. It revealed that the design and implementation of adapted educational programs for children with disabilities; it is recommended to follow a sequence of actions (sequence of actions) and the adjustment of the correctional and pedagogical route, on the basis of monitoring fixation dynamics of achievements.

Текст научной работы на тему «Проектирование адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы»

УДК 376.1

UDC 376.1

КАЛИНИНА А.А.

старший преподаватель, Орловский государственный университет имени И.С, Тургенева Е-та П: ка Пп та3004@таИ, г и

KALININ A A. A.

Senior lecturer, Technology Psycho-Pedagogical and Special Education, Orel State University.

E-mail: kalinina3004@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

DESIGN OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL

В статье рассматриваются проблемы проектирования адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы. Выявлено, что при проектировании и реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий (алгоритм действий) и корректировку коррекционно-педагогического маршрута, на основании мониторинга с фиксацией динамики достижений.

Ключевые слова: адаптированная образовательная программа, задержка психического развития, программа коррекционной работы, мониторинг.

The article discusses the design of adapted educational programs for children with delay of mental development in primary school. It revealed that the design and implementation of adapted educational programs for children with disabilities; it is recommended to follow a sequence of actions (sequence of actions) and the adjustment of the correctional and pedagogical route, on the basis of monitoring fixation dynamics of achievements.

Keywords: tailored educational program, mental retardation, program of remedial work, monitoring.

Актуальность проблемы проектирования и введения адаптированных образовательных программ (далее АОП) в образовательные организации вызвана изменениями образовательногопространства, происходящими в современных реалиях, учитывающих новые требования к общеобразовательной организации и качеству образования. Еще в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывалось на основные условия, при которых возможно реализовать модель инклюзивного образования в российских школах. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) - это важнейший правовой акт, устанавливающий определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для эффективного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ необходимо понимать и объективно оценивать проблемы и тенденции,которые возникают с введением инклюзивного обучения на уровне начально-

го общего образования в контексте его требований.

Вопросы теории инклюзивного образования исследовались в работах Е.А. Стребелевой, C.B. Алехиной, Е.Р. Ярской-Смирновой, H.H. Малофеева и др., теории и технологии инклюзии-A.C. Сунцовой. Е.Г. Самарцевой, H.A. Медовой и др.,а вопросы разработки программ кор-рекционного сопровождения обеспечиваются научно-теоретическими и экспериментально п одт вс рждс иными исследованиями В.И. Лубовский, Е.А. Екжановаи др.

Недостаточная разработанность условий реализации инклюзивных процессов в системе образования, наличие острой необходимости обеспечения индивидуализации образовательно-интеграционного процесса в организациях.егореализующих. требует разработки адаптированной образовательной программы(АОП) и содсржатсльно-\1Стодичсскойосновь1 коррекционной деятельности педагогов - дефектоло го в. осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ в современных условиях.

Предоставление права на образование для детей с ОВЗ призвано обеспечить равные для всехвозможно-сти доступа к получению о б ра зо ва н и я. гол с ра нт но го взаимодействия детей с ОВЗ с нормативно здоровым

Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.

The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.

© Калинина A. A. © Kalinina A. A.

окружением, организацию адекватных условий для включения их в образовательную среду. К инклюзивному образованию должна быть готовой не только социальная и общешкольная ситуацияпо стимулированиюее функционирования и развития, но и организационные механизмы, направленные на создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ по реализации нормативных требований ФГОС НОО ОВЗ. Следовательно, для осуществления инклюзивного образования необходимо создание специальных условий, определяющих адекватную деятельность образовательной организации и работы междисциплинарной коман-дыпедагогов и специалистов по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В большинстве своем разрабатываемые каждой образовательной организацией АОП и программы коррек-ционной работы, как их компонент, содержат основные направления и формально удовлетворяют требованиям ФГОС, при этом не конкретизируются пути осуществления этой работы, не раскрывается содержание коррекционно-педагогического процесса. Реализуя комплексный подход к определению содержания программы и технологии коррекционного обученияпри выявленных методических условиях, используя индивидуализированные коррекционно-развивающие технологии. направленные на развитие и формирование учебных знаний, умений и навыковобу чающихся с ОВЗ, достигается обязательный минимум содержания образования нормально развивающихся сверстников.

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ, на муниципальном уровне должны быть подвергнуты не толькомониторингу их готовности к введению ФГОС НОО ОВЗ, обеспечивая оценку качества готовности первоначальной ступени к реализации АОП, но иэтапной текущей диагностике всех процессов и технологий обучения, гарантирующих детям с ОВЗ получение общего образования в условиях массовой школы с удовлетворением специальных образовательных потребностей.

В рамках нашего исследования детальному рассмотрению была подвергнута реализуемая в образовательной организации программа коррекционной работыпедагога-дефектолога ступениначального общего образования с обучающимися с ЗПР, как компонент АОП, так как именно она вызывает сложности при разработке методической основы (удовлетворение потребностей разнородного контингента обучающихся, необходимость учета сложной структуры нарушений), а также недостаточную компетентность педагогических-кадров, обеспечивающих инклюзивное обучение в системе начального общего образования.

Для оценки результативности программы коррекционной работы педагога-дефектолога наступени начального общегообразования с обучающимися с ЗПР в структуре АОП мы составили диагностическую карту для педагогов начальных классов и специалистов. Основанием для измерения является соответствие про-

граммы коррекционной работы требованиям ФГОС НОО ОВЗ и иным действующим нормативным документам.

Реализуемый нами мониторинг строился на объективных основаниях, полученных в результате изучения мнения педагогов, специалистов и администрации образовательных организаций, и анализе программ коррекционной работыпедагогов-дефектологов наступени начального общегообразования с обучающимися с ЗПР. Исходя из требования создания специальных условий и учета особых образовательных потребностей детей с ЗПР анализа текущего состояния и реализацииусловий инклюзивного образования, программа коррекционной работыпедагога-дефектолога на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР, по нашему мнению, должна удовлетворять следующим критериям соответствия программы коррекционной работы требованиям ФГОСНОО ОВЗ:

- соответствие организационных аспектов реализации программы коррекционной работы,

- соответствие педагогических технологий при реализации программы коррекционной работы,

- соответствие методического обеспечения в рамках реализации программы коррекционной работы,

- соответствиесистемы специальной поддержки освоения программы коррекционной работы.

Всепредставленные в диагностической карте критерии сопровождались показателями, индикаторами и способами проверки значимого индикатора.По каждому из выделенных критериевнами были получены многочисленные количественные и качественные характеристики.

Учитывая результаты проведенного мониторинга процесса реализации программ коррекционной работыпедагога-дефектолога на ступени начального общего образования обучающихся с ОВЗ, как компонента АОП, в инклюзивных классах образовательных организаций необходимо обращать внимание на Следующие положения:

1. Основное место в образовательной деятельности обучающихся с ЗПР должна занимать коррекция имеющихся отклонений вразвитии.

2. Коррекционная направленность образовательного процесса должна способствовать преодолению дефицита познавательных возможностей и социальных способностей.

3. Коррекционная работа должна осуществляться системно, с учетом тех социальных условий, в которых будет осуществляться дальнейшая жизнедеятельность обучающегося с ЗПР.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса раскрывается в программе коррекционной работыпедагога-дефектолога на ступени начального общего образования с обучающимися с ЗПР которая является составной частью адаптированной образовательной программы, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ. Индивидуальные различия, варианты и причины

возникновения нарушений развития у детей очень многообразны, что требует особого рассмотрения, подбора и использования методов, средств, технологий, обеспечивающих эффективное развитие ребенка и коррекцию нарушенных фу нкций.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с ЗПР.реализуемых различными специалистами. Раздел программы коррекционной работы педагога - дефектолога собучающимися с ЗПР представляет для нас наибольший интерес и рассматривается как ведущий, обеспечивающий полноценное освоение АОП.

Учитывая тот факт, что коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходеобразова-тельного процесса, мы считаем, что особое внимание должно быть уделено оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения и развитию познавательной деятельности в процессе разработанных занятий, обеспечивающих формирование высших психических функций, произвольную регуляцию деятельности и поведения, коррекцию нарушений устной и письменной речи; установку и обеспечение успеха в деятельности, повышение мотивации к школьному обучению.

Разрабатываемая программа коррекционной работы учителя-дефекголога на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР.является гибким инструментом помощи обучающимся при возникновении затруднений, может включать в свою структуру направления работы, обеспечивающие преодолениепроблем, связанных с особенностями психофизического развития детей.

Представленный в нашем исследовании вариант дорожной карты по разработке программы коррекционной работы в рамках адаптированной основнойобра-зовательной программы в организации, реализующей инклюзивное образование, будет способствовать оптимизации деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации.

Алгоритм проектирования программы коррекционной работы учителя-дефектолога на ступени начального общего образования с обучающимися с ЗПРвключает:

анализ рекомендаций ПМПК на каждого поступившего ребёнка;

определение особых образовательных потребностей и учет типологических особенностей развития детей с ЗПР на основе проведения диагностики;

составление программы коррекционно-педагогического сопровождения и развития обучающегося с ЗПР учитывая рекомендации ПМПК и данные

собственной диагностики;

организацию временного режима для осуществления индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

корректировку коррекционно-педагогического маршрута на основании диагностических исследований с фиксацией динамики.

Программа коррекционной работы педагога-дефе ктологанаступениначальногообщегообразованиясобу-чающимисясЗПР учитывает личностные особенности обучающихся, рекомендации ПМПК, определяет оптимальный педагогический маршрут школьников, обеспечивая индивидуальное сопровождение ребенка в образовательнойорганизациипри реализации индивидуальной коррекции.

Таким образом, введение и реализация ФГОС НОО ОВЗ даёт возможность для получения доступного и качественного образования всем категориям обучающихся за счет сохранения системы общего и модернизации системы специального образования, а также для становления инклюзивного образованияв РФ. Большое разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет различные варианты специальных образовательных условий. Характеристика основных механизмов создания условий для введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ позволяет утверждать, что работа междисциплинарной команды по введению ФГОС НОО ОВЗ будет положительно влиять на развитие инклюзивных процессов. Поэтому деятельность междисциплинарной команды по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ может быть алгоритмизирована и все образовательные процессы подвергнуты мониторингу, который позволяетвизуализировать результаты инклюзии, продиагностироватъ основные направления внедряемой системы по конкретным параметрам, соответствующим критериям и по ка' ¡атс л я \ г. о цс н ит ь результативность образовательного процесса, определить основные затруднения при реализации инклюзивного обучения и наметить основные направления поддержки инклюзивного образования.

Все выделенные организационно-методические и содержательные мероприятиянеобходимо выстраивать поэтапно, регулируя их с помощью такого инструмента, как дорожная карта, где удобноотражена деятельность междисциплинарной команды (педагогов и специалистов) по обеспечению всех необходимых условий, заявленных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемый нами алгоритм проектирования и реализации программы коррекционной работы отражает сущность современного коррекционно-образовательного процесса и оптимизирует деятельность специалистов в рамках инклюзивного образования.

Библиографический список

1. Апдошина МЛ. Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки:Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2014. N4. С. 173-176.

2. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч.ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В.Поликашевой - М.: Издательство «Спутник+», 2015. - 254с.

3. Интегрированное обучение детей с задержкой психического развития: теория и практика: учебное пособие/Е.В. Зволейко, С.А. Калашникова. Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2014.

4. Коробейников II.A., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 20-23.

5. Коробейников ПЛ., Пнденбаум Е.Л., Бабкина Н.В. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект. М., 2013.

References

1. Aldoshina M.I. Sociocultural causality problems of special education // Bulletin of Kostroma State University named after N.Nekrasov. Series Humanities:Pedagogy. Psychology. Social work.Acmeology.Juvenology. Sotsiogenetiki. 2014. N4. Pp. 173-176.

2. Inclusive education: innovative projects, methodology, new ideas. The collection of scientific and methodical materials / ed. A. Yu. Belogurov, О. E. Bulanova, N. V. Polikashevaja Moscow: Publishing House «Sputnik+», 2015. 254 p.

3. Integrated training of children with mental retardation: theory and practice: textbook/E.V. Zvoleiko, S. A. Kalashnikova. Zabaykal State University - Chita: Sabga, 2014.

4. Korobeiniko\> A. I., Babkina N. V. From the options for the development of children with DSD routes to an educational // Education and training of children with disabilities. 2016. No. 1. Pp. 20-23.

5. Korobeynikov I. A., Indenbaum E.L., Babkina N. V. The special Federal state educational standard of primary education of children with mental retardation. Project. Moscow, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.