Научная статья на тему 'Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов'

Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1813
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / образование / дополнительное образование / финансовая грамотность / socialization / education / social network / financial literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Французова О.А., Давыдова Е.И.

Статья посвящена актуальной проблеме — социализации учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, указываются проблемы и риски этого процесса. В статье исследуются вопросы формирования финансовой компетентности в процессе изучения воспитанниками детских домов и школ-интернатов курса «Финансовая грамотность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY OF ORPHANAGE’S CHILDREN AND BOARDING SCHOOLS STUDENTS

This article devoted to an actual problem of socialization of students of boarding schools and orphanages. The article presents the problems and risks of this process. The article deals with the formation of the financial competence in the learning process of students of orphanages and boarding schools of the “Financial Literacy” course.

Текст научной работы на тему «Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

О. В. Французова

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО Е-mail: frantsuzovao@ mail.ru

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И УЧАЩИХСЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Статья посвящена актуальной проблеме — социализации учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, указываются проблемы и риски этого процесса. В статье исследуются вопросы формирования финансовой компетентности в процессе изучения воспитанниками детских домов и школ-интернатов курса «Финансовая грамотность».

Ключевые слова: социализация, образование, дополнительное образование, финансовая грамотность.

Е. И. Давыдова

Научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО

Е-mail: centeroko@instrao.

В настоящее время на государственном уровне признана необходимость формирования финансовой грамотности населения, в том числе начиная со школьного возраста. Развитие финансовой грамотности призвано не только обеспечить эффективное взаимодействие граждан с экономическими институтами общества, но и направлено на приобретение знаний о финансовых рынках, специфике его функционирования и регулирования, о финансовых методах и инструментах экономики. Особое значение формирование финансовой грамотности имеет для детей и подростков, которые в силу обстоятельств остались без попечения родителей,— воспитанников детских домов и школ-интернатов. Для них

Как цитировать статью: Французова О.А., Давыдова Е.И. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.86-94.

формирование финансовой грамотности можно по праву считать одним из возможных путей социализации школьников, учащихся в интернатах.

Процесс социализации — процесс сложный и многогранный, ориентированный на транслирование социального опыта, на определенную систему ценностей, на усвоение школьниками социальных норм, социальных ролей, моделей поведения. Необходимость курса, направленного на формирование финансовой грамотности, обусловлена важностью формирования правильного понимания экономической действительности, необходимостью осознания основополагающих законов экономической жизни общества, тенденций экономического развития. Именно поэтому в современных условиях «возрастает роль финансовой грамотности населения и особенно выпускников детских домов и воспитанников школ-интернатов, имеющих ограниченные возможности для социализации и приобретения собственного практического опыта» [6, с. 270].

К основным задачам курса относится подготовка молодежи к быстро меняющимся условиям жизни, связанным с ускорением темпов экономического развития, формирование навыков рационального экономического поведения и осуществления правильного выбора, развитие экономической мобильности личности. Изучение курса финансовой грамотности имеет большое значение для учащихся школ-интернатов, поскольку большая часть воспитанников детских домов и школ-интернатов выходят во взрослую жизнь из стен своего образовательного учреждения после 9-го класса, и лишь небольшой процент учеников продолжают обучение в старших классах. Необходимо подготовить выпускников таких образовательных учреждений к решению базовых финансовых задач, дать им возможность приобрести теоретический опыт подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными финансовыми институтами (налоговой системой, фондами, банками) и финансово грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить избегать потенциально опасных финансовых ситуаций.

Выпускники детских домой и школ-интернатов, в большинстве своем, являются детьми, оставшимися без попечения родителей и опекунов. В отличие от своих сверстников, воспитывающихся и проживающих в семье, они не могут получить консультации по финансовым вопросам от родственников или близких людей, опереться на их социальный и экономический опыт в этой сфере. Важно, чтобы выпускник детского дома или школы-интерната вступил во взрослую жизнь подготовленным

и компетентным в отдельных, наиболее важных вопросах финансовой области и финансовых рисков.

Социализация этой категории детей имеет специфические особенности. При вступлении в самостоятельную жизнь их ждет не только знакомство с новыми людьми, но и получение специального образования, поиск работы и трудоустройство, совершение первой самостоятельной покупки в свой дом, а также создание семьи и рождение ребенка. Поэтому для них очень важно знать как свои обязанности, так и свои права, и научиться их отстаивать в различных жизненных ситуациях, чтобы стать законопослушными и ответственными гражданами своей страны.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в качестве цели обучения ставит «формирование у воспитанников детских домов умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами» [3, с. 5].

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» по инициативе Министерства финансов РФ в 2015/2016 учебном году в пяти регионах Российской Федерации (Калининградской, Архангельской и Волгоградской областях, а также Краснодарском, Алтайском краях) проводилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе детских домов и интернатов.

Разработку данных материалов осуществлял авторский коллектив под руководством И. В. Липсица, доктора экономических наук, профессора НИУ ВШЭ, автора многочисленных учебников и пособий по экономике для учащихся и студентов, в том числе первого в России учебника по экономике для подростков. К написанию программ и учебных материалов по финансовой грамотности была привлечена большая группа авторов, имеющих значительный опыт в создании учебных пособий. Перед авторами стояла задача создать практико-ориентированные курсы, позволяющие сформировать навыки сознательного рационального поведения в мире финансовых услуг с учётом разнообразия проблемных жизненных ситуаций, научить рационально управлять бюджетом семьи и защищать свои интересы в мире финансовых услуг, минимизировать урон для благосостояния семьи от негативных обстоятельств и явлений, таких как экономический кризис и инфляция,

финансовые мошенничества и сложные жизненные ситуации.

Отличие УМК по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов от аналогичных материалов для других целевых групп заключается в том, что материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов представлены двумя отдельными книгами: одна из них предназначена для использования непосредственно при организации образовательного процесса, а другая представляет собой практические советы ребятам для повседневной жизни. В процессе изучения тем по финансовой грамотности, предлагается использовать такие активные и интерактивные формы и методы как урок-лекция, практические занятия с решением кейс-заданий и кроссвордов, разработка проектов и написание эссе по материалом учебной литературы и сайтов Интернет; урок-игра с моделированием реальных финансовых ситуаций.

Для того чтобы максимально приблизить формирование финансовой грамотности к реальным сложным жизненным ситуациям, создан отдельный дополнительный материал для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, называемый «Советы на каждый день».

«Советы на каждый день» — книга уникальная, ни в одном УМК по финансовой грамотности для разных ступеней и уровней обучения и возрастных групп (от учащихся начальной школы до обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования) подобной книги нет. Данное пособие полезно не только воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов, но может предназначаться и для учащихся общеобразовательных учреждений.

Данная книга представляет собой пособие с описанием конкретных жизненных ситуаций и их решением с целью формирования компетенций при обучении финансовой грамотности. Авторы пособия дают жизненные советы, учат решать различные финансовые проблемы, с которыми столкнется данная целевая группа. Создатели этого материала стремились сделать его более интересным, понятным и в то же время практически направленным.

Книга «Советы на каждый день» призвана помочь молодым людям при вступлении их в самостоятельную жизнь в социальной адаптации в обществе: научить грамотно обращаться со своими личными финансами, чтобы они стали надежным средством в достижении поставленных целей, а не источником постоянных переживаний; посредством обуче-

ния финансовой грамотности формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям, дефицит которых у них наблюдается на данном этапе жизни. Эта книга написана простым и доступным языком, каждый совет в ней имеет практический смысл, а следование этим советам может в комплексе стать надежной основой личной финансовой безопасности и защитой от мошенничества и неразумных финансовых решений. Специфика книги заключается в ее универсальности, она может быть полезной не только воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов.

Исследование финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов показало, что у этих учащихся практически отсутствуют знания об основах финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел, поскольку учащиеся смогут узнать о том, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеют навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научатся основам взаимодействия с финансовыми организациями, такими как банки, пенсионные фонды и др.

В рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015-2016 гг. осуществлялась апробация данных дополнительных образовательных программ и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности воспитанников детских домов и интернатов. Материалы УМК для воспитанников детских домов и школ-интернатов (Абросимова Е. Финансовая грамотность) апробированы в 9 образовательных организациях; 11 педагогов были привлечены в качестве экспертов. Также проводились занятия по рекомендованным темам УМК с участием 187 обучающихся.

Рассмотрим более подробно, как проходило формирование практической готовности школьников к проявлению финансовой грамотности по отзывам и описанию апробации учителями. Полученные данные свидетельствуют о том, что более 90% учителей признали важным изучение курса «Финансовая грамотность».

Участие в анкетировании принимали воспитатели детских домов с многолетним стажем работы (от 15 до 30 лет). Половина из них проходила обучение по методике проведения занятий по финансовой грамотности.

Апробация материалов по финансовой грамотности была организована в рамках изучения учащимися 5-7 тем, отобранных для проведения учебных занятий. Можно отметить, что среди методических приёмов организации познавательной деятельности учащихся, предложенных авторами курсов финансовой грамотности в апробируемых УМК, учителя выделили приемы, занимающие большее место по сравнению с другими. Таковыми являются: решение задач, отражающих социальные реалии, моделирование поведения, дискуссия, анализ информации из разных источников. Данные приемы позволяют учащимся играть активную роль в учебном процессе и быть вовлеченными в процесс обучения. Наименее используемыми методическими приемами в апробируемых УМК, по мнению учителей, явились: записи по ходу изложения учителем материала, индивидуальные проекты учащихся, групповые проекты учащихся. Таким образом, можно выделить направление для усовершенствования апробируемых УМК — разработка и включение в материалы УМК заданий и работ, связанных с проектной деятельностью, так как она способствует не только развитию творческих способностей и активности учащихся, но и адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни. Важно отметить, что учителя выразили единогласное мнение о том, что работа по УМК в полной мере направлена на получение новой информации, моделирование позитивного финансового поведения, развитие интереса к изучаемому материалу и обобщение изученного материла.

В предложенных для апробации материалах одним из наиболее интересных, по мнению учителей и школьников, стали проблемы «рисков в мире денег», детализированные на уроках по темам:

• «Что такое финансовое мошенничество»

• «Фальшивые деньги»

• «Финансовые риски при расчетах за товары»

На занятиях рассматривались базовые понятия: финансовый риск; фальшивые деньги; финансовое мошенничество. Школьникам было предложено обсудить финансовые риски в современной действительности при расчетах за товары и услуги; куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сберкнижек и т.д.); правовая природа чаевых.

На уроках были рассмотрены ситуационные мини-задачи, в процессе которых ученики должны были использовать знания о финансовых рисках, составлять алгоритм действий в ситуации с фальшивыми день-

гами, выстраивать защиту от финансового мошенничества, понимать, как минимизировать финансовые риски и потери. Приведем в качестве примера задание:

«Важно. Если у вас в кошельке оказалась фальшивая купюра или просто закралось подозрение, что это подделка, ни в коем случае не путайтесь сбыть ее на рынке, в магазине или любом другом месте, иначе вы станете соучастником преступления. Помните об Уголовном кодексе — «незаконное изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денежных знаков Банка РФ». Вот варианты действий при возникновении у вас подозрений фальшивости купюры: 1. Обратитесь в банк и закажите экспертизу денежного знака на подлинность. 2. Обратитесь в правоохранительные органы, в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Они заведут дело и проведут экспертизу подлинности. Вам будет необходимо вспомнить все обстоятельства, при которых вы получили на руки данную купюру, и человека рассчитавшегося поддельными банкнотами. 3. Если вы уверены, что купюра фальшивая, уничтожьте ее. При этом, однако, вы оставляете безнаказанными фальшивомонетчиков... Задание: Спросите у своих друзей или знакомых, приходилось ли им сталкиваться с финансовым мошенничеством и как они поступали в этих случаях. Найдите в Интернете описания поддельных российских и иностранных купюр» [1, с. 98-103].

Следует отметить, что предъявляемые на основании изучаемых теоретических материалов, интересные подборки позволяют школьникам изучать теорию и обращаться к алгоритмам защиты от финансовых рисков («Источники денежных средств семьи. Контроль расходов», «Риски в мире денег»).

Итоговая диагностика финансовых знаний (представлений) и практических умений учащихся показала, что учащиеся знают такие понятия, как «финансовый риск», «финансовое равенство», «финансовая система», «правовая природа чаевых». Около половины учащихся (51-55%) не только знают, но и могут объяснить понятия «финансовое мошенничество» и «фальшивые деньги», что говорит о большом внимании, уделенном данным темам в процессе обучения. Однако некоторые финансовые понятия даже в конце курса вызывают у учащихся затруднения в понимании и объяснении. К таким понятиям относятся: «финансовая партия», «финансово-консалтинговый учет». Примерно 50% учащихся не знают, что это такое. Данные понятия практически не встречаются

в повседневной жизни и необходимо особенным образом акцентировать на них внимание учащихся в процессе прохождения курса финансовой грамотности (рисунок 1).

Распределение ответов учащихся на вопрос: Знакомы ли вы со следующими понятиями?

■ Знаю, что это такое ШЗнаю и могу объяснить, что это такое □ Не знаю, что это такое

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

1) Финансовый риск 2) Финансовое равенство 3) Финансовая система 4) Правовая природа чаевых 5) Финансовое мошенничество 6) Финансовое благополучие 7) Финансовая партия 8) Права потребителей 9) Финансово-консалтинговый учет 10) Фальшивые деньги

I I I I

I I I I I

16 6

13 5

Рисунок 1. Распределение ответов учащихся на вопрос анкеты итоговой диагностики: Знакомы ли вы со следующими понятиями?

Большинство учащихся (более 70%) знают предложенные им темы (Что такое финансовое мошенничество, Финансовые риски при расчетах за товары, Правовая защита сбережений в банках, Защита прав потребителя при расчетах за товары и услуги), а 44% учащихся знают и могут объяснить тему «Фальшивые деньги».

После изучения тем курса по финансовой грамотности учащиеся оценили свои знания о том, как правильно расходовать деньги. Ниже на рисунке 2 показано распределение ответов учащихся в процентах по шкале от 0 (я не знаю, как правильно расходовать деньги) до 10 (я отлично знаю, как правильно расходовать деньги). Категории от 0 до 3 не выбрал ни один ученик, что говорит об уверенности учащихся в своих знаниях в области финансовой грамотности.

Я не знаю, как правильно расходовать деньги.

01234 56789 10

Я отлично знаю, как правильно расходовать деньги.

Распределение ответов

1% 18% 11% 26% 23% 11%

Рисунок 2. Распределение ответов учащихся на вопрос анкеты итоговой диагностики.

Довольно высокая оценка УМК и успешное прохождение апробации позволяет говорить о возможности использования его в образовательном процессе, социальными работниками. Внедрение данного УМК по указанным направлениям позволит не только восполнить выявленные пробелы в финансовых знаниях учащихся, воспитывающихся и обучающихся в детских домах и школах-интернатах, но и помочь решить важнейшую задачу их социализации и подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни.

1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.— М.: Вита-пресс.— 2014.—192 с.

2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты.— М.: Вита-пресс.— 2014.— 64 с.

3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.— М.: Вита-пресс.— 2015.— 24 с.

4. Галишникова Е. В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день.— М.: Вита-пресс.— 2014.— 128 с.

5. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36-45.

6. Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их социализации // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И. Ю. Синельников.— М.: ИСРО РАО, 2016.— С. 270-275

Список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.