УДК 332.12
А. Е. Зубарев, Т. В. Челаева
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Зубарев А. Е. - д-р экон. наук, проф., первый проректор по стратегическому развитию и международному сотрудничеству, и.о. директора института «Экономики и управления», тел.: (4212) 73-40-03, e-mail: [email protected]; Челаева Т. В. - асп. кафедры «Экономика и менеджмент», e-mail: [email protected] (ТОГУ)
В статье приведено нормативно-правовое обоснование оценки социально -экономического развития, приведено авторское понятие «социально-экономического развития». Рассмотрены направления оценки и алгоритм методики оценки социально-экономического развития. Представлены дополнительные показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Проанализирована комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере Хабаровского муниципального района. По результатам анализа в целях увеличения дотаций в бюджет муниципального образования предложена разработка новой методики оценки с включением дополнительного показателя характеризующего темпы и уровень социально-экономического развития.
Ключевые слова: методический подход, социально-экономическое развитие, оценка социально-экономического развития, показатели оценки, комплексная оценка, муниципальное образование.
В Российской Федерации законодательно закреплена оценка социально-экономического развития. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы в сфере стратегического планирования по разработке, рассмотрению и утверждению программ социально-экономического развития. Для определения эффективности данных программ, необходимо выполнить их оценку. Причем оценка социально-
© Зубарев А. Е., Челаева Т. В., 2021
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)
ВЕСТНИКТОГУ. 2021. № 4(63)
экономического развития выполняется как на стадии планирования, прогнозирования и разработки программ, так и на этапах их реализации.
Исходя из анализа научной и учебной литературы, а также нормативных правовых документов имеется много методических подходов к оценке социально-экономического развития территорий муниципальных образований. По мнению авторов, методический подход к оценке социально-экономического развития можно осуществлять по двум направлениям. Первое направление -методический подход к оценке социально-экономического развития, а второе направление - методические подходы к оценке результатов эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации социально-экономического развития.
В данном исследовании оценка социально-экономического развития будет проводиться на территории Хабаровского муниципального района. Предметом оценки являются результаты деятельности Хабаровского муниципального района по социально-экономическому развитию.
На законодательном уровне Федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления отнесены полномочия по «организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы; предоставлению указанных данных органам государственной власти, доведению до сведения жителей официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования» [1].
На территории Хабаровского края оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами [2, 3]:
- Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607;
- постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317;
- постановление Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. № 122-пр;
- постановление Губернатора Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. № 123 «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления Хабаровского края, краевых государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности Хабаровского края или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг, необходи-
мых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований»;
- постановление Губернатора Хабаровского края от 25.04.2014 № 31 «Об организации и проведении социологических исследований для определения уровня оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края, руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края».
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов.
Для выполнения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления используются перечни системы, характеризующих количественные и качественные показатели и сгруппированные по 9 направлениям.
мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления и ком-
1. экономическое развитие
2. культура, здравоохранение и здоровье населения
3. дошкольное образование
4. общее и дополнительное образование
5. физическая культура и спорт
6. жилищное строительство и обеспечение
7. жилищно-коммунальное хозяйство
8. организация муниципального управле-
ния
9. энергосбережение и повышение энергетической эффективности
*10. экология
*11. демография
*дополнено авторами
Рис. 1. Показатели оценки эффективности деятельности
Поскольку вопросы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления из года в год становятся актуальными и экономика муниципальных образований меняется из года в год, происходит ее рост, развитие, то мнению авторов это существенным образом влияет на принятие нормативных правовых документов в данном направлении или внесение измене-
ВЕСТНИКТОГУ. 2021. № 4(63)
ний в существующие нормативные документы. Поэтому, полагаем, что в настоящее время в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов необходимо добавить показатели, вытекающие из Национальных проектов России и характеризующие комфортную среду для жизни - «Экология», а также человеческий капитал - «Демография», поскольку исходя из существующих показателей оценка экологии и демографии не выполняется.
Полагаем, что у каждого автора есть своя точка зрения на понятие и структуру социально-экономического развития муниципального образования, поэтому исходя из анализа показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, их можно выделить в четыре основные группы показателей:
1. финансово-экономическая;
2. социальная;
3. жилищно-коммунальная;
4. природно-экологическая (*добавлена авторами).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р утверждены методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации дотаций муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
С помощью данной методики определяются единые методические подходы к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов для оценки эффективности расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
Результаты мониторинга позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расхо-
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)
дов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и др.) для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг и увеличения заработной платы работников бюджетной сферы.
Информационной основой для проведения оценки являются показатели докладов глав местных администраций «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2020 год и планируемых значениях на 3-х летний период».
Показатели удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления определены на основе социологического опроса.
Методический подход к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию муниципальных образований, по мнению авторов, используется с применением рейтингового подхода по следующему алгоритму, представленному на рис. 2.
Методика с применением рейтингового подхода Определение цели и основных направлений оценки
Выбор исходных (первичных) показателей Построение системы сопоставимых индикаторов
Построение сводных рейтингов
Упорядочивание муниципальных образований в соответствии с этими
рейтингами
Разработка рекомендаций и обоснование выводов в соответствии с поставленными целями исследования
Рис. 2. Алгоритм методики оценки
На нем выделены основные этапы методики оценки социально-экономического развития муниципальных образований. Под социально-экономическим развитием в данной статье мы понимаем переход системы в качественно новое состояние, характеризующееся более высокими уровнями финансово-экономических, социальных, жилищно-коммунальных и природ-но-экологических показателей.
В рамках данной статьи проанализированы финансово-экономические, социальные, жилищно-коммунальные и природно-экологические показатели Хабаровского муниципального района и исходя из методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления выставлены ком-
ВЕСТНИКТОГУ. 2021. № 4(63)
плексные оценки по итогам 2020 года, которые позволяют определить место в соответствующей группе муниципальных образований и место в Хабаровском крае.
Таблица 1
Показатели комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по итогам 2020 года
Наименование
Комплексная Место в Место в
городского округа оценка группе крае
(муниципального района)
Хабаровский район 0,5010 1 9
Таким образом, по итогам оценки за 2020 год Хабаровский муниципальный район достиг лучшие показатели деятельности и занял первое место в своей группе муниципальных образований среди муниципальных районов края и 9 место по Хабаровскому краю.
Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления показывает эффективность деятельности органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования. Чем ниже комплексная оценка, тем ниже эффективная деятельность органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Выводы, которые можно сделать в результате комплексной оценки и анализа финансово-экономических, социальных, жилищно-коммунальных и природно-экологических показателей позволяют решить следующие проблемы:
1) выявить территории муниципальных образований, нуждающиеся в первоочередном порядке в получении бюджетных дотаций на решение проблемных мест в социально-экономическом развитии;
2) оценить уровень инвестиционной привлекательности муниципального образования;
3) выявить территории, неэффективно использующие ресурсы;
4) определить резервы для ускорения темпов социально-экономического развития.
Выявленные в процессе исследования особенности и тенденции социально-экономического развития муниципальных образований могут быть использованы при разработке стратегии управления в области социально-экономического развития муниципальных образований.
По мнению авторов, выводы, сделанные по результатам анализа по методике комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, могут стать основой для разработки новой ме-
ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)
тодики оценки социально-экономического развития с оценкой дополнительного показателя, характеризующего социально-экономическое развитие, на основе двух характеристик:
- уровня социально-экономического развития;
- темпов социально-экономического развития.
Оценка данного показателя позволит проанализировать уровень и темпы социально-экономического развития, а также изменения, происходящие в определенном периода времени, определить слабые места в развитии и выявить резервы для повышения эффективности социально-экономического развития.
Включение данного показателя в методику оценки социально-экономического развития муниципального образования позволит муниципальным образованиям, имеющим низкую комплексную оценку, получать больше дотаций в бюджеты муниципальных образований для эффективного социально-экономического развития территории муниципального образования. Потому как в настоящее время в существующем методическом подходе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления дотации распределяются на стимулирование и поощрение достижения наилучших показателей, а отдаленные и дотационные муниципальные образования по-прежнему не имеют возможности на получение дотаций в большем размере для улучшения социально-экономического развития.
Библиографические ссылки
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 19.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2021. № 47. Ст. 7745.
2. Официальный сайт Правительства Хабаровского края. URL: https://www.khabkrai.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).
3. Министерство экономического развития Хабаровского края : офиц. сайт. URL: https://minec.khabkrai.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).
Title: Methodological Approaches to Assessing the Socio-Economic Development of a Municipality
Authors' affiliation:
Zubarev A. E. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Chelaeva T. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
BECTHHK TOry. 2021. № 4(63)
Abstract: The article provides a legal basis for assessing socio-economic development, the authors' concept of "socio-economic development" is given. The directions of assessment and the algorithm of the methodology to assess socio-economic development are considered. Additional indicators for assessing the effectiveness of the activities of local self-government bodies are presented. A comprehensive assessment of local self-governing authorities' effectiveness is analyzed using the example of Khabarovsk municipal district. Based on the results of the analysis, in order to increase subsidies to the budget of the municipality, it is proposed to develop a new assessment method with the inclusion of an additional indicator characterizing the pace and level of socio-economic development.
Key words: methodological approach, socio-economic development, assessment of socioeconomic development, assessment indicators, comprehensive assessment, municipality.