Научная статья на тему 'ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка эффективности / показатели оценки / эффективность деятельности / перечень показателей / органы местного самоуправления / performance evaluation / evaluation indicators / performance efficiency / list of indicators / local governments

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Челаева Татьяна Владимировна

Целью исследования является разработка индикативного подхода к формированию дополнительных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации с учетом интересов жителей муниципального образования и развития его территории. Результаты исследования заключаются в актуальной оценке применения законодательно-регламентированного перечня показателей. Оригинальность и практический вклад автора в исследовании заключается в обсуждении модели формирования дополнительного перечня показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с целью увеличения финансирования в бюджет муниципального образования в виде межбюджетных трансфертов по результатам проводимой оценки. В исследовании определены расчетные значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также выявлены достигнутые значения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поселений на примере Хабаровского муниципального района Хабаровского края за период 2020-2022 годы, в том числе с учетом предложенных автором дополнительных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Челаева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF ADDITIONAL INDICATORS OF THE PERFORMANCE OF LOCAL GOVERNMENT BODIES

The aim of the study is to develop an indicative approach to the formation of additional performance indicators for the activities of local governments of the Russian Federation, taking into account the interests of residents of the municipality and the development of its territory. The results of the study consist in an up-to-date assessment of the application of the legislatively regulated list of indicators. The originality and practical contribution of the author in the study lies in the discussion of the model for the formation of an additional list of indicators for assessing the effectiveness of local governments in order to increase funding to the budget of the municipality in the form of interbudgetary transfers based on the results of the assessment. The study determined the calculated values of the performance indicators of the activities of local governments, as well as identified the achieved values of the indicators for assessing the effectiveness of the activities of local governments of settlements on the example of the Khabarovsk municipal district of the Khabarovsk Territory for the period 2020-2022, including taking into account the additional indicators proposed by the author.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Научная статья УДК 351.91

DOI: 10.26118/2782-4586.2023.67.11.006

ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Челаева Татьяна Владимировна

Тихоокенский государственный университет

Аннотация. Целью исследования является разработка индикативного подхода к формированию дополнительных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации с учетом интересов жителей муниципального образования и развития его территории. Результаты исследования заключаются в актуальной оценке применения законодательно-регламентированного перечня показателей. Оригинальность и практический вклад автора в исследовании заключается в обсуждении модели формирования дополнительного перечня показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с целью увеличения финансирования в бюджет муниципального образования в виде межбюджетных трансфертов по результатам проводимой оценки. В исследовании определены расчетные значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также выявлены достигнутые значения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поселений на примере Хабаровского муниципального района Хабаровского края за период 2020-2022 годы, в том числе с учетом предложенных автором дополнительных показателей.

Ключевые слова: оценка эффективности, показатели оценки, эффективность деятельности, перечень показателей, органы местного самоуправления.

INDICATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF ADDITIONAL INDICATORS OF THE PERFORMANCE OF LOCAL GOVERNMENT BODIES

Chalaeva Tatiana Vladimirovna

Pacific State University

Abstract. The aim of the study is to develop an indicative approach to the formation of additional performance indicators for the activities of local governments of the Russian Federation, taking into account the interests of residents of the municipality and the development of its territory. The results of the study consist in an up-to-date assessment of the application of the legislatively regulated list of indicators. The originality and practical contribution of the author in the study lies

in the discussion of the model for the formation of an additional list of indicators for assessing the effectiveness of local governments in order to increase funding to the budget of the municipality in the form of interbudgetary transfers based on the results of the assessment. The study determined the calculated values of the performance indicators of the activities of local governments, as well as identified the achieved values of the indicators for assessing the effectiveness of the activities of local governments of settlements on the example of the Khabarovsk municipal district of the Khabarovsk Territory for the period 2020-2022, including taking into account the additional indicators proposed by the author.

Key words: performance evaluation, evaluation indicators, performance efficiency, list of indicators, local governments.

Введение. В современных условиях все больше внимания уделяется анализу и оценке работы муниципальных органов власти. Все это связано с необходимостью повышения эффективности и качества предоставляемых услуг, а также с улучшением управления городскими и сельскими территориями. В связи с этим, появилось множество методик, которые помогают оценить работу муниципальной власти и выявить ее сильные и слабые стороны. Эти методики используются во всем мире и помогают повысить уровень развития городов и поселений. В России существует методика оценки эффективности работы муниципальной власти, которая используется для оценки показателей, отражающих уровень и динамику развития инфраструктуры и качество жизни населения. Это позволяет оценить достигнутый уровень и эффективность работы муниципальных органов власти.

Многие ученые проводили исследования по эффективности работы органов местного самоуправления и разрабатывали показатели для ее оценки. Однако, эта тема все еще является малоизученной областью российской науки муниципального управления. В практической деятельности специалистов органов власти на местах возникает множество сложностей при оценке работы муниципалитетов. Однако, ясно, что оценка эффективности необходима для понимания качества и результативности работы муниципальных органов и потребности в качественном функционировании местной власти. Таким образом, одной из актуальных проблем социально-экономического развития страны является повышение эффективности работы всех органов государственного и муниципального управления на всей территории

России и в каждом муниципальном образовании.

Цель статьи - исследование практической оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере Хабаровского муниципального района Хабаровского края и поиск подхода к формированию дополнительных показателей социально-экономического развития муниципального образования относительно стратегических направлений Национальных проектов России с учетом интересов жителей муниципального образования и устойчивого развития соответствующей территории.

Общие положения оценки эффективности

На сегодняшний день активно ведется работа по созданию показателей для оценки эффективности работы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и районов, который основан на регламентации, является основой данного анализа[1,2]. При оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, учитываются показатели, отражающие состояние и динамику социально-экономических и политических процессов, но только в той мере, в которой местная власть может оказывать на них влияние в пределах своих полномочий, компетенции и ресурсов[3].

В настоящее время в России существует единая методика оценки деятельности органов местного самоуправления. В 2007 году в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была введена статья 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления». Согласно этой ста-

тье, утверждается перечень показателей, по которым оценивается эффективность деятельности органов местного самоуправления. Также указывается, что руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ могут предусмотреть выделение грантов муниципальным образованиям из средств бюджета субъекта РФ для содействия достижению и поощрения наилучших результатов по указанным показателям.

Однако на практике осуществление положений данной статьи началось с момента вступления в силу Указа Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности работы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». С тех пор ежегодно производится оценка эффективности на основе федеральных, региональных и муниципальных показателей, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами.

- Распоряжение Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «О рейтинге эффективности работы городских органов местного самоуправления оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" - Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, реализуемый Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 года № 1317, направлен на улучшение работы округов и районов.

- документ, изданный Правительством Хабаровского края под названием «Оценка эффективности работы органов местного самоуправления городских округов и муни-

ципальных районов Хабаровского края» (№ 122-пр, 20 мая 2013 года

- решение администрации Хабаровского муниципального района от 31 декабря 2019 года под номером 1625 «Оценка эффективности работы органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях Хабаровского муниципального района».

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: индикативный подход

Оценка эффективности проводится поэтапно, начиная с «низа» и двигаясь к «верху». Сначала сельские поселения, входящие в муниципальный район, оцениваются, затем эффективная работа муниципальных районов оценивается региональным уровнем, в данном случае Хабаровским краем, а затем работа всех регионов оценивается на федеральном уровне. После мониторинга и оценки результатов, лучшим регионам и муниципальным образованиям, достигшим наилучших показателей социально-экономического развития, предоставляется финансирование в форме межбюджетных трансфертов.

Центр оценки эффективности муниципальной власти. Этот подход предполагает оценку различных показателей, таких как уровень благосостояния, доступность социальных услуг, качество инфраструктуры и других факторов, влияющих на качество жизни жителей. Для этого проводится анализ существующих перечней, представленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. связь с эффективностью работы местных органов самоуправления.

Таблица 1. Свод перечня показателей трехуровневой оценки эффективности деятельности органов

местного самоуправления

Федеральный

1.Доля субъектов малого и среднего предпринимательства;

2.Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий;

3.Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающим нормативным требованиям;

4.Доля населения, проживающего

в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром

5.Доля площади земельных участков, являющихся объектами нало-гооблажения земельным налогом

6.Доля детей в возрасте от 1-6 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения;

7. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя

8.Доля организаций ЖКХ, использующих объекты на праве собственности, аренды, концессии, участие субъекта РФ или муниципальных образований, в уставе которых не более 25 процентов

в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных образований;

9.Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

10.Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах;

11.Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями

12.Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального, городского округа (района)

13.Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями

в сферах культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и иными организациями, расположенными на территориях муниципальных образований

Региональный

1.Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района 2.Отношение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета муниципального района;

3.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства;

4.Долю индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения

5.Уровень сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;

6.Естественный прирост населения

7.Охват населения профилактическими осмотрами

8.Уровень оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления по результатам социологических исследований

9.Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;

10.Долю муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения

11.Долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

12.Увеличение числа посещений культурных мероприятий;

13.Долю граждан, во влеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества(волонтерства)

14. Ввод жилья в среднем на одного жителя

Муниципальный

1.Доля протяженности автомобильных дорог местного значения, относящихся к собственности поселений и не отвечающих нормативным требованиям

2.Уровень сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;

З.Число субъектов малого и среднего предпринимательства;

4.Количество выданных патентов

5.Количество подготовленных проектов, направленных на решение социально-экономических вопросов поселений по программам ППМИ, СОНКО и ТОС б.Обеспечение населения торговыми объектами;

7.Соотношение количества лицензированных объектов продаж алкогольной продукции

8.Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом 9.Отклонение фактического объема доходов бюджета муниципального образования

10.Процент снижения недоимки по налогам в бюджет края по поселениям

11.Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления должны активно участвовать в осуществлении национальных проектов. Чтобы успешно достигнуть поставленных целей и решить задачи,

определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, необходимо скоординированное взаимодействие федеральных органов исполнитель-

ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Показатели оценки эффективности работы органов местного самоуправления, от-

В связи с увеличивающейся актуальностью вопросов об оценке эффективности органов местного самоуправления, необходимо произвести пересмотр показателей, используемых для оценки работы муниципальных властей.

Предлагается рассмотреть ряд показателей, которые можно использовать для оценки уровня экологической обстановки. В среднем на каждого жителя муниципального образования приходится определенный бюджетный вклад в охрану окружающей среды. В то же время, этот вклад также связан с демографическими тенденциями роста чис-

ражающие как количественные, так и качественные аспекты, приведены в таблице 1. Можно выделить 9 основных направлений и связать их с Национальными проектами, как показано в таблице 2.

ленности населения.

В основе данного исследования лежит подробно проработанный список показателей, который был разработан в течение двух лет с активным участием общественности Хабаровского муниципального района. Этот список, названный «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поселений Хабаровского муниципального района», был опубликован в 2021 году. В таблице 3 представлены вычисленные значения для всех показателей эффективности.

Таблица 2. Взаимосвязь показателей эффективности и Национальных проектов России

№ Группы показателей Национальные проекты

1 Экономическое развитие Цифровая экономика Малое и среднее предпринимательство Безопасные качественные дороги Туризм и индустрия гостеприимства Международная кооперация и экспорт Модернизация транспортной инфраструктуры Здравоохранение

2 Организация муниципального управления Производительность труда

3 Дошкольное образование Образование

4 Общее и дополнительное образование Образование Наука и университеты

5 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем Жилье и городская среда

6 Физическая культура и спорт Образование

7 Жилищно-коммунальное хозяйство Жилье и городская среда

8 Культура Культура

9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Жилье и городская среда

10 Отсутствует показатель Экология

11 Отсутствует показатель Демография

Таблица 3.Расчет значений показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение показателя за 2022 г. Расчет значения показателя / Пояснения

Экономическое развитие

1. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения Процентов 16,05 (23,5/146,4)*100%=16,05 Показатель определяется как отношение протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, к общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения и умножением результата на 100 процентов.

2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения единиц 348,5 Число СМиСП/численность населения х 10000: 2858/82008*10000

3. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Процентов 45,57 Д = Ч мп+ср/Ч + Ч мп х 100% 14536/(8004+23898)*100

Организация муниципального управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) Процентов 34,14 Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) согласно формы 317 составляют: 1266036,04-572417,47 Собственные доходы местных бюджетов по форме 317 рассчитываются следующим образом 3826443,121794722,98 Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по итогам 2022 года рассчитана: (1266036,04-572417,47)/ (3826443,12-1794722,98)*100=34,14

Дошкольное образование

5. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет Процентов 0 Показатель определяется как отношение численности детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определе -ния в муниципальные дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте 1-6 лет. Результат умножается на 100 процентов Численность детей, состоящих на учете (нуждающихся в предоставлении места в детском саду) - 0 чел., численность детей от 1 года до 7 лет составляет 6069 человек. Расчет: 0/6069 =0

Общее и дополнительное образование

6. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях процентов 22,3 Данные приведены из результатов федерального статистического наблюдения по форме № ОО-1. Общее число обучающихся во 2 смену / общее число обучающихся. Расчет: 1970/8832*100%

7. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений Процентов 80 Данные приведены из результатов федерального статистического наблюдения по форме № ОО-2. Рассчитано в соответстви с Методикой расчета показателя: министерство образования и науки Хабаровского края. Расчет: 1280/16=80

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего кв. метров 29,2 Общая площадь жилых помещений по состоянию на 01.01.2023 - 2395,618 тыс.кв.м., численность населения Хабаровского района по состоянию на 01.01.2023 - 82,008 тыс.чел.. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 2395,618/82,008=29,212 кв.м

Физическая культура и спорт

9. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом Процентов 55 Расчет показателя предоставляется министерсвом физической культуры и спорта Хабаровского края

Жилищно-коммунальное хозяйство

10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет Процентов 100,00 На территории Хабаровского района расположены 3 141 МКД. Государственный кадастровый учет осуществлен в отношении всех земельных участках, на которых расположены МКД.

11. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального, городского округа (муниципального района) процентов от числа опрошенных 46,1 Результаты социологического исследования по итогам 2022 года предоставлены МИНЭК края

Экология*

12* Расходы бюджета муниципального образования на охрану окружающей среды, приходящиеся в среднем на одного жителя тысяч рублей 102,6 Численность населения Хабаровского муниципального района в среднем за 2022 год - 82 095 чел. (по данным Ха-баровскстата на 11.04.2023 г.).

Демография*

13* Темп роста численности населения Процентов 100,2 Численность предоставляется Хаба-ровскстатом, а расчет выполняется в процентах путем деления численности населения отчетной даты на одну отчетную дату прошедшего года

Оценка работы органов самоуправления на местном уровне основывается на анализе данных о состоянии и развитии данной территории, а также на измерении показателей социального и экономического прогресса. оцениваются показатели эффективности, которые отражают уровень социально-эко-

номического развития муниципального образования. Расчетные результаты этих показателей, представленные в таблицах 3 и 4, сравниваются с аналогичными данными других муниципальных образований. С использованием метода ранжирования определяются муниципальные образования, которые

достигли наилучших результатов.

С целью стимулирования муниципального образования в достижении высоких результатов в социально-экономическом развитии предусматривается вознаграждение данного образования путем предоставления межбюджетных трансфертов.

Таким образом, каждый год, исходя из решений Правительства Хабаровского края от 21.09.2021 № 444-пр, от 31.08.2022 № 437-пр, а также в 2023 году, муниципальным образованиям, которые достигают наилучших результатов в социально-экономическом развитии и прошли оценочные процедуры работы органов местного самоуправления, предоставляются межбюджетные трансферты в форме грантов из бюджета Хабаровского края. Подробная информация о таких грантах приведена в таблице 5.

В имеющихся методических рекомендациях уже определено, что разумно выделять гранты отдельно городским и муниципальным районам. Субъектам РФ предоставляется возможность устанавливать дополнительные критерии для определения размера гранта в зависимости от численности населения, экономического развития и других

Ранее оценка эффективности работы органов местного самоуправления проводилась на основе 11 показателей. Однако, автор предлагает добавить еще 2 показателя. Следовательно, применение оценки с дополнительными показателями позволит бюджету Хабаровского муниципального района получить не менее 630,0 тыс. рублей.

Активности органов местного самоуправления теперь полностью соответствует всем направлениям социально-экономического развития муниципального образования, которые отражены в Национальных проектах России. Создание единой структуры списка показателей оценки деятельности профессионального образования, а также здравоохранения и социальной защиты населения.

факторов. Однако, действующим законодательством определены методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также методика оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления поселений района. Однако, поскольку отсутствует утвержденная методика для определения размера поощрения на основе финансовой оценки каждого отдельного показателя, необходимо использовать средний размер поощрения на основе предоставленных межбюджетных трансфертов за формула позволяет определить один показатель, который оценивает эффективность работы органов местного самоуправления за отчетный год и два предшествующих года

Пср - среднее вознаграждение за один индикатор

П - сумма поощрения;

Кпок - количество показателей оценки

Работа в этих сферах является приоритетной задачей для повышения качества жизни граждан и обеспечения устойчивого развития страны. Для достижения поставленных целей необходимо развивать эффективные механизмы и стратегии, улучшать квалификацию специалистов и обновлять инфраструктуру. Кроме того, важно активно привлекать иностранные инвестиции и развивать международное сотрудничество в данных областях. Все это позволит создать благоприятные условия для развития экономики, образования, здравоохранения и социальной защиты населения, что способствует улучшению качества жизни и достижению устойчивого развития страны. возможности образования, развития культурной сферы, спорта и фи-

Таблица 5. Сравнительная характеристика предоставленных межбюджетных трансфертов

Хабаровскому муниципальному району

Показатели оценки 2020 2021 2022

11 показателей оценки 3411,10 тыс. руб. 3481,39 тыс.руб. <3 482,00 тыс.руб.

Среднее значение 1 показателя 310,10 тыс. руб. 316,49 тыс.руб. 316,55 тыс.руб.

зической активности, строительства жилья для граждан, улучшения жилищно-коммунального хозяйства, организации местного управления, сокращения энергопотребления и повышения эффективности использования энергии, сохранения окружающей среды и контроля демографической ситуации. увеличить объем финансирования муниципального образования и разнообразить источники доходов. Успешное достижение каждого показателя оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления будет способствовать всестороннему развитию муниципального образования.

Заключение .По мнению автора, прове-

денное исследование вопросов разработки индикаторов для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления не исчерпывает всех проблем недостаточного финансирования этой сложной муниципальной сферы. При продолжении исследований планируется произвести детальную разработку индикаторов не только для оценки деятельности исполнительного органа местного самоуправления (местной администрации), но и для представительного и контрольно-счетного органов, входящих в структуру органов местного самоуправления и оценка деятельности которых в настоящее время не осуществляется.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 2003.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1313-р от 11 сентября 2008 г. «Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ.

- 2008. - № 39. - Ст. 4455.

3. Анциферов М. Местное самоуправление как институт публичной власти//Актуальные вопросы современной экономики. 2021.- №10. С. 393-400

4. Леонтьева Л.С., Румянцева Е.С. Стратегически ориентированные программы развития муниципальных образований - экополисов. Монография. Ярославль: Аверс Плюс, 2009.

- 128 с.

5. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике. -Петрозаводск, 2010. С. 29.

6. Стратегическое управление устойчивым развитием муниципальных территорий: монография / Е.Г. Коваленко, Т.М. Полушкина, О.Ю. Якимова [и др.] ; науч. ред д-р экон. наук проф. Е.Г. Коваленко. - Саранск: Издатель Афанасьев В.С. 2020. - 168 с. ISBN 978-5907131-66-8.

Информация об авторе

ЧЕЛАЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, аспирант Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия

Information about the author

CHALAEVA TATYANA VLADIMIROVNA, Postgraduate student, Pacific State University, Khabarovsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.