УДК 332.075
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-9
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Погребцова Е.А. МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ФБГОУ ВО «Омский государственный аграрный университет», ул. Институтская площадь, 1, Омск, 644008, Россия,
e-mail: [email protected]
Аннотация.
Устойчивое развитие сельских территорий требует четкой методологии оценки эффективности муниципального управления, с учетом социально-экономических показателей. В настоящих реалиях местные власти вынуждены искать новые формы, методы и каналы взаимодействия, чтобы обеспечить повышение благосостояния населения. Это напрямую ставит под сомнение важность эффективности работы местных органов власти и выбор методов оценки. Цель исследования - определить наилучшую методику анализа результативности деятельности муниципалитета, как ключевого фактора устойчивого развития в существующих условиях. Цель конкретизирована в задачах изучения теоретических аспектов понятий «муниципальное управление» и «эффективность муниципального образования»; исследования правовой основы проблемы; анализа имеющихся подходов к анализу местного самоуправления и выявления наиболее приемлемых в сложившихся условиях. Объектом исследования выступает муниципального образования. В роли предмета исследования является способ результативности деятельности местных органов власти. В статье представлен анализ мнений ученых на понятие «муниципальное управление» и «эффективность муниципального образования». Особое внимание уделено обобщению различных подходов анализа эффективности работы муниципального образования, выявлению плюсов и минусов. Представлена нормативно-методическая база анализа результативности муниципального управления. Теоретическая и практическая значение исследования в том, что результаты ориентированы на рационализацию системы анализа результативности деятельности местного самоуправления как основы повышения благосостояния населения и как, следствие, устойчивого развития территории. Предложенные нами рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов РФ в процессе выработки решений по совершенствованию эффективности работы органов местного самоуправления, при выработке социально-экономических индикативных показателях.
Ключевые слова: муниципальное образование, методика оценки, эффективность, муниципальное управление, подход, устойчивое развитие
Информация для цитирования: Погребцова Е.А. Методика оценки эффективности муниципального управления как основа устойчивого развития сельских территорий // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т.
9. № 1. С. 108-118. DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-9
Elena A. Pogrebtsova
METHODOLOGY FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL MANAGEMENT AS A BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Omsk State Agrarian University, 1 Institutskaya Square, Omsk, 644008, Russia e-mail: [email protected]
Sustainable development of rural areas requires a clearly defined methodology for assessing the effectiveness of municipal government, taking into account socioeconomic indicators. In the present realities, local governments have to search for new forms, methods and channels of interaction in order to ensure the improvement of the well-being of the population. This directly actualizes the issue of local government performance and the importance of the problem of choosing evaluation methodology. The aim of the scientific research is to identify the best methodology for analyzing the performance of the municipality as the main factor of stable development in the current conditions. The aim is concretized in the set tasks: to study theoretical aspects of "municipal governance" and "municipality effectiveness" concept; to study legal base on the problem; to analyze available approaches to the method of local government analysis and to identify the most acceptable in existing conditions. The object of the study is a municipal entity. In a role of a subject of research is a way of performance of local authorities. The article presents the analysis of scientists' opinions on the concept of «municipal government» and «municipal education efficiency». Particular attention is paid to the generalization of different approaches to the analysis of the effectiveness of municipal education, identifying the pros and cons. The normative and methodological basis for the analysis of the effectiveness of municipal management is presented. Theoretical and practical significance of the study is that the results are focused on the rationalization of the system of analysis of the performance of local government as the basis for improving the welfare of the population and as a consequence, the sustainable development of the territory. The recommendations proposed by us can be used by the authorities of the subjects of the Russian Federation in the process of making decisions to improve the performance of local government, in the development of socio-economic indicative indicators.
Key words: municipal education; assessment methodology; efficiency; municipal management; approach; sustainable development
Information for citation: Pogrebtsova E.A. "Methodology for fssessing the effectiveness of municipal management as a basis for sustainable development of rural areas", Research Result. Economic Research, 9(1), 108-118, DOI: 10.18413/24091634-2023-9-1-0-9
Abstract.
Активное развитие сельских территорий в значительной степени зависит от деятельности местных органов власти по-
Введение
средством разработки и внедрения механизма муниципального управления в различных сферах жизнедеятельности. Однако существуют значительные различия в
социально-экономическом развитии территорий, которые отражаются на уровне жизни населения. Установление причин, по которым одни территории развиваются быстрее, а другие испытывают трудности возможно путем анализа результативности муниципального управления. Если потребности населения муниципалитета не удовлетворяются, это приводит к оттоку населения, что в свою очередь ведет к снижению налогов и неналоговых поступлений в бюджет. Исходя из этого, это влияет на финансовые возможности местных властей и развитие их территорий.
Метод анализа эффективности управления приходится определять с помощью различных методик, основанных на анализе огромного количества несогласованных индикаторов. Это приводит к неточным расчетам и к неверным управленческим решениям. Отсутствует четкая и аргументированная методика определения фактической эффективности деятельности муниципального управления. Следовательно, важной проблемой остается правильность выбора способа оценки.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что соответствующий выбор и утверждение методов оценки эффективности муниципального управления является основополагающим для устойчивого развития сельских территорий.
Цель исследования - выявить сильные и слабые стороны методов оценки эффективности муниципального управления на основе существующих теоретических, нормативных и методических материалов.
Теоретико-методологической основой стали результаты трудов национальных и международных исследователей, непосредственно посвящённые проблематике способа оценки муниципального управления. Изучению вопроса сущности муниципального управления посвящены работы авторов: Хайруловой Д.С., Давыдова Л.А. [Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А. 2022], Куприяшин Г.Л. [Купряшин Г. Л. 2020] и другие. Понятие «эффективность муниципального управления» встречаются
в работах следующих авторов: Чазовой И.Ю., Войтович В.Ю. [Эффективность государственного..., 2019], Ворошилова Н.В. [Ворошилов Н.В. 2017], Гуляев М.О., Бузычкина О.В., Рознина Н.В. [Гуляев М.О., Бузычкина О.В., Рознина Н.В.] и другие. Непосредственно оценка эффективности муниципального управления представлены Овчинниковой О.П., Лука-шовой В.В. [Овчинникова О. П., Лукашов В. В. 2019], Леушин М.Е., Меркушева Н.И. [Леушин М. Е., Меркушева Н.И.], Преснякова Т.С. [Преснякова Т.С. 2014] и другими. Однако, в современной российской практике данная проблематика еще недостаточно освоена, что еще раз подтверждает актуальность статьи. При написании работы использованы методы научного исследования: наблюдение, системный подход, сравнительный анализ, анализ статистических показателей, обобщение.
Основная часть
Управление как действие представляет собой сознательное влияние включающее целенаправленное воздействие с целью изменения процессов для достижения желаемых результатов и устранения неблагоприятных ситуаций. В этой связи эффективность управления можно оценить с точки зрения достижения желаемых результатов. Для уточнения содержание понятия «муниципальная эффективность» необходимо изучить сущность «муниципалитетов». Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формирует основу функционирования системы местного самоуправления. Значение муниципального управления в этом законе не фиксируется, а отождествляется с понятием местного самоуправления [Федеральный закон №131, 2003]. Структура местного самоуправления представлена в виде многоуровневой системы власти: такой как представительные органы, местная администрация, контрольно-счетный орган и других подразделения. Федеральный закон № 131-ФЗ уточняет основные критерии деятельно-
сти местного самоуправления, их компетенцию, внешние и внутренние источники финансирования, формы взаимодействия, установленные способы волеизъявления жителей. Также стоит отметить, что в этом документе не отражено определение «эффективности местного самоуправления».
Исходя из определений, рассмотренных в Положении Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», результативность муниципального управления определяется достижением высокой степени развития той или иной территории. Согласно этому закону под муниципальным управлением понимается деятельность, в которой органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в рамках социально-экономического развития [Федеральный закон №172, 1014].
Интересны взгляды на «муниципальное управление» Давыдовой Л.А, Хайрул-ов Д.С. Они видят в нем систему местного государственного воздействия (практического, организующего и регулирующего) на общественную жизнь населения с целью регулирования, сохранения и рационального использования потенциала оцениваемой территории [Хайрулов Д.С., Давыдова Л.А., 2012]. Таким образом, анализ различных источников позволил определить аспекты понятия «муниципальная эффективность» на основе:
- удовлетворение потребностей жителей определенной территории;
- полное исполнение полномочий органами местного самоуправления;
- результат экономического и социального развития территории (табл. 1).
Понятие «эффективность муниципального управления» The concept of «efficiency of municipal management»
Таблица 1 Table 1
Автор Интерпретация
Матюшкина И.А., Михалева О.М. [2013] Совокупность наборов характеристик муниципального образования
Селдушев В.Н. [2016] Степень эффективности управления муниципалитетом, имеющие наименьшие затраты на выполнение функций
Вышлова-Пылева И. И. [2017] Степень соответствия достигнутых результатов деятельности, направленной на решение важных региональных проблем, поставленным целям и задачам
Ворошилов Н.В. [2017] Выражается степенью полноты и качества выполнения органами власти своих функций и обязанностей, удовлетворения запросов и потребностей населения
Войтович В.Ю., Чазова И.Ю. [2019] Это экономическая и социальная эффективность деятельности органов местного самоуправления за счет определения конкретных результатов работы
Купряшин Г.Л. [2020] Достигнутые результаты деятельности органов местного самоуправления и соответствие основным социальным задачам и потребностям населения
Гайфуллин А.Ю. [2020] Является основой социальной стабильности и служит основной для различных политических, духовных, социальных, экономических и других областей
Кох И.А. выделяет два типа факторов, непосредственно влияющих на муниципальную деятельность. Правильно поставленные цели и качество целеполага-ния, а также точность разрабатываемых и реализуемых стратегий, выбор наиболее экономичных вариантов отражают стратегические элементы эффективности процесса муниципального управления. Тактика характеризует количество и качество возможностей, необходимых для достижения цели [Кох И.А., 2005]. В результате достигается эффективность управления органами местного самоуправления с целью удовлетворения потребностей населения, за счет имеющихся у органов местного самоуправления ресурсов. Это становится возможным путем разработки нормативно-правовой базы, как основы механизмов и инструментов, направленных на удовлетворение потребностей населения.
Признавая важность создания эффективной системы оценки местных органов власти, мы считаем, что сформированная нормативно-правовая база необходима и достаточна. Основой является Федеральный Закон от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 18.1 касается оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В ней рассмотрены основные показатели оценки и даны рекомендации по предоставлению грантов муниципальным образованиям для стимулирования наилучшего значения индикативных показателей. В свою очередь, для реализации Указа № 607 в каждом субъекте России был принят документ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления» [Указа № 607, 2008]. Например, в Омской области действуют нормативные акты:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления го-
родских округов и муниципальных районов» и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
- Указ Губернатора Омской области от 03.12.2010 года № 106 «Об отдельных вопросах проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области»;
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1317 дополняет предлагаемую систему показателей и включает критерии оценки развития малого и среднего предпринимательства и др.
В результате на федеральном уровне была утверждена система показателей результативности работы местного самоуправления. Основное значение придается показателям, непосредственно отражающим деятельность органов местного самоуправления. Для этого определяются качество жизни и благосостояния жителей той или иной местности, развитость инфраструктуры и социальной сферы. Критерии оценки затрагивают такие разные сферы: образование, культура, изменение условий для малого предпринимательства, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение граждан жильем и др.
Оценка результативности деятельности муниципалитета основывается на официальных данных, содержащихся в отчетах глав администраций, городских округов и муниципальных районов. Диапазон доклада включает отчетный период и плановые значения на три года. Основным источником информации для отчетности выступают официальные статистические материалы [Постановление Правительства РФ №1317, 2012].
Проводимая на постоянной основе оценка результативности системы управления органов местного самоуправления формирует основу для принятия решений в рамках дальнейших совершенствования и поощрения муниципальных образований. Существует несколько основных подходов к оценке деятельности органов местного самоуправления (табл. 2). Для расчета эффек-
тивности используются следующие показатели:
- количественный, отражающий наличие городских и сельских общеобразовательных учреждений:
- относительный, учитывающий стоимость на одного жителя и установленный объемный или количественный процент [Леушин М. Е., Меркушева Н.И., 2013].
Таблица 2
Основные подходы к оценке деятельности органов местного самоуправления
Table 2
Basic approaches to assessing the activities of local self-government bodies
Подход Особенности Плюсы и минусы
1 подход (Алеске-ров Ф. Т., Голов-щинский К. И., Клименко А. В.) Мониторинг эффективности основана на достижениях и плановых показателях местного социально-экономического развития Плюс: простота получения исходной базы для оценки эффективности и интерпретации расчетов. Недостаток: уровень развития территории зависит от многих факторов, на большую часть из которых органы местного самоуправления не может в полной мере повлиять.
2 подход (Ускова Т. В., Ворошилов Н. В., Гутникова Е. А., Кожевников С. А.) Чем выше уровень социально-экономического развития, тем выше эффективность местного самоуправления
3 подход (Беляев А. Н., Кузнецова Е. С., Смирнова М. В., Цыганков Д. Б.) Затратно-результативный сопоставляет бюджетные средства и действия, которые были направлены на достижение рентабельных конкретных локальных показателей Плюс: символизирует изначальную сущность и содержание оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Недостаток: трудно провести оценку в части затрат
4 подход (Нурга-тина Л.А., Стаес П., Маслов Д.В.) Характеризуется оценкой внутренней эффективности управления, через сотрудников и процессы управления Плюс: позволяет определять проблемы в процессах и оценить конкретных сотрудников. Минус: сложность самой оценки и трудоемкость получения исходной базы
Вступление в силу указа Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» позволило утвердить комплексная оценка на всей территории. При мониторинге при отсутствии одного или нескольких показателей эффективности деятельности субъекта в отчетном году устанавливается нулевое значение. В результате внимание направлено на области, являющиеся приоритетными для региональных и местных властей. Особое внимание уделено составлению перечня мероприятий по совершенствованию деятельности органов
местного самоуправления на конкретной территории. Данная оценка позволяет ранжировать муниципальные образования по их вкладу в социально-экономические развития региона.
В нынешних условиях этот подход обсуждается экспертами. Эта теория утверждает, что основные показатели следует рассматривать комплексно: экологических; экономических; социальных; институциональных [Маргулян Я.А., 2020]. И практически ее показатели эффективности муниципального управления должны характеризовать уровень положительного изменения этих составляющих на террито-
рии муниципального района. Собранные показатели показывают сложность систем управления на этом уровне [Hendrick R., 2000].
Одним из способов анализа результативности муниципального управления может стать изучение мнения жителей, которое проживают на конкретной территории. Оно отражает удовлетворенность деятельностью администрации муниципалитета различных слоев населения. Эффективная система взаимодействия органов местного самоуправления и жителей во многом зависит от наличия и функционирования в системе управления прямой и обратной связи в системе управления. Это взаимодействие должно происходить в диалоговом режиме [Гайфуллин А.Ю., 2020].
Многие ученые разработали процессы оценки результативности муниципального управления. Лукашов В.В., Овчинникова О.П. предлагают рассматривать эффективности муниципальных образований с двух сторон:
- удовлетворенность населения уровнем социально-экономического развития (среднемесячная заработная плата; удовлетворенность населения качеством услуг здравоохранения и образования; процент
населения, проживающего в населенных пунктах с единой центральной транспортной инфраструктурой; безработица и экология);
- качество и эффективность управления (ввод в действие жилого фонда на душу населения; объем промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения; степень и размер доходов собственного бюджета) [Лукашов В.В., Овчинникова О.П., 2019].
Анализ динамики эффективности муниципального образования позволяет проследить улучшение или ухудшение текущей ситуации. Оценивая эффективность той или иной сферы муниципального управления должностные лица могут понять, на что им необходимо обратить внимание и как действовать в сложившейся ситуации. Затем тот же анализ показывает, является ли улучшение (или ухудшение) результатом применения выбранного метода контроля [Гуляев М.О., Бузычкина О.В., Рознина Н.В., 2021].
В таблице 3 обобщена методика оценки эффективности муниципального управления в соответствии с Указом № 607 и авторской методики В.В. Лукашова, О.П. Овчинниковой.
Таблица 3
Сравнительный анализ методик оценки эффективности муниципального управления
Table 3
Comparative analysis of methods for evaluating the effectiveness of municipal management
Параметры сравнения Методика в соответствии с Указом № 607 [2008] Методика Лукашова В.В., Овчинниковой О.П. [2019]
Достаточность показателей Методика включает 41 показатель по следующим направлениям: экономическое развитие; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; организация муниципального управления; проведение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания дошкольное образование; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно- Методика включает 12 показателей в сферах: экономическое развитие; организация муниципального управления; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; экология.
Параметры сравнения Методика в соответствии с Указом № 607 [2008] Методика Лукашова В.В., Овчинниковой О.П. [2019]
коммунальное хозяйство; энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Методы оценки Комплексный рейтинг эффективности рассчитывается на основе результатов мониторинга эффективности. Используются эвристические и индексные методы Отсутствует алгоритм комплексной оценки эффективности
Субъективность оценки Показатели призваны отражать фактические результаты деятельности органов местного самоуправления Показателям присвоена вес, отражающий субъективную позицию авторов
Методика оценки, утвержденной Указом № 607 [2008] наиболее полно отражает фактический уровень муниципального управления за счет детализированных показателей и содержит формулы для их расчета и порядок проведения оценки выполнения. Цель формальной методики является создание единого подхода к этапам мониторинга результативности деятельности местного самоуправления с целью выявления динамики изменения показателей. Они отражают качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципального образования, степень использования методов и принципов управления.
Метод Лукашова В.В., Овчинниковой О.П. [Овчинникова О. П., Лукашов В. В. 2019] из-за общего характера показателей, основанных на экспертных оценках, не позволяет получить полную информацию об результативности муниципального управления, а также выявить драйверы роста. Кроме того, предложенные авторами показатели несопоставимы из-за разных единиц измерения и не могут быть использованы для интегрированной оценки результативности муниципального управления.
Отмеченные недостатки методов оценки деятельности органов местного самоуправления позволяют говорить о необходимости использования комплекса различных методов мониторинга. Наиболее подходящим является механизм SWOT-
анализа, основанный теории отношений сторон. Этот анализ составляет основу стратегического планирования.
Методика оценки результативности деятельности органов местного самоуправления нормативно закреплена и включает основные сферы ответственности. Оценка в соответствии с установленными требованиями должна производиться ежегодно. Однако эффективность оценок можно повысить, контролируя определенные ключевые показатели не реже одного раза в год. Полученная информация в этом случае должна быть полной для принятия решений по поддержке наиболее «проблемных» муниципальных образований [Калинин А.М., Софрыгин Е.А., 2018].
Заключение
Методологическая и нормативная база, позволяющая проводить комплексную оценку эффективности муниципального управления, позволяет не только отслеживать текущее финансовое положение муниципалитета, но и определять слабые и сильные стороны, координировать свою деятельность, определять перечень мероприятий по повышению результативности муниципального управления.
Методы анализа эффективности муниципального управления в настоящее время находятся в центре внимания органов публичной власти с учетом показателей и критериев развитости территории. Российские авторы пытаются уточнить разработку методической базы. Методы
позволяют более полно оценить деятельность органов местного самоуправления (SWOT-анализ, социологический опрос общественного мнения). Полученные данные следует использовать для повышения результативности муниципального управления путем подготовки конкретных предложений по региональному развитию. Однако, поскольку авторская методика не учитывает всех деталей деятельности органов местного самоуправления, рекомендуется использовать методики оценки, разработанные на уровне государства.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2022).
2. 19. Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.11.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления му9ниципальных, городских округов и муниципальных районов» и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.11.2022).
4. 16. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2022).
5. Указ Губернатора Омской области от 03.12.2010 года № 106 «Об отдельных вопросах проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области» // http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.11.2022).
6. Ворошилов Н.В. 2017. Эффективность муниципального управления: сущность
и методики оценки // Экономика региона: реальность и перспективы. 2017. №. 6. С.12-17.
7. Вышлова-Пылева И. И. 2017. Разработка концепта социальной эффективности деятельности органов местного самоуправления // ARS ADMINISTRANDI. 2017. №3. С. 23-26.
8. Гайфуллин А.Ю. 2020. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления через изучение общественного мнения населения // Уфимский гуманитарный научный форум. 2020. № 4 (4). С. 59-67.
9. Гуляев М.О., Бузычкина О.В., Розни-на Н.В. 2021. Исследование деятельности администрации муниципального образования // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 2. С. 355-363.
10.Калинин А.М., Софрыгин Е.А. Совершенствование внешней оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2.
С. 203-210.
11.Кох И.А. 2005. Проблемы оценки эффективности социального управления // Journal of new economy. - 2005. - №12. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-otsenki-effektivnosti-sotsialnogo-upravleniya (дата обращения: 10.11.2022).
12. Купряшин Г. Л. 2020. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 500 с.
13.Леушин М. Е., Меркушева Н.И. 2013. Подходы к оценке эффективности деятельности органов муниципального самоуправления // Экономическая наука и практика: материалы II Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 71-74.
14.Маргулян Я.А. 2020. Основы социального государства: учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 178 с.
15. Овчинникова О. П., Лукашов В. В. 2019. Методика оценки результативности управления муниципальным развитием и кадровое обеспечение муниципального управления // Вопросы управления. 2019. №1 (13). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-rezultativnosti-upravleniya-mun (дата обращения: 12.11.2022).
16. Погребцова Е. А. Программа социально- экономического развития муниципаль-
ного образования: особенности, тенденции и перспективы // International Agricultural Journal. 2021. Т. 64. № 4. URL:
https://iacj .eu/index.php/iaqj/artide/view/394 (дата обращения: 10.11.2022).
17. Преснякова Т.С. 2014. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: Российский и зарубежный опыт // Регионология - 2014. - №4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 12.11.2022).
18. Селдушев В. Н. 2016. Эффективность государственного и муниципального управления // Молодой ученый. 2016. № 20 (124).
С. 616-618.
19. Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А. 2022. Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа:
https://kpfu.ru/docs/F881269975/Xayr_form.pdf (дата обращения: 09.11.2022).
20. Эффективность государственного и муниципального управления. Под ред. Чазова И.Ю., Войтович В.Ю. - Ижевск: Изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. 115 с.
21. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 8. -URL: https://human.snauka.ru/2013/08/3617 (дат а обращения: 09.11.2022).
22. Hendrick, R. (2000). Comprehensive Management and Budgeting Reform in Local Government: The Case of Milwaukee // Public Productivity and Management Review. 2000. № 23(3). Pp. 312-337.
References
1. Decree of the Governor of the Omsk region dated 03.12.2010 No. 106 "On certain issues of assessing the effectiveness of the activities of local self-government bodies of the Omsk region" // http://www.consultant.ru (Accessed 12 November 2022).
2. Efficiency of state and municipal management. Ed. Chazova I.Yu., Voitovich V.Yu. -Izhevsk: Publishing house of IEyU FGBOU VO "UdGU", 2019. 115 p.
3. February 28, 2008 No. 607 "On evaluating the effectiveness of local self-government
bodies of urban districts and municipal districts" // http://www.consultant.ru (Accessed 10 November 2022).
4. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" // http://www.consultant.ru (Accessed 11 November 2022).
5. Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014 (as amended on 31.07.2020) "On Strategic Planning in the Russian Federation" // http://www.consultant.ru (Accessed 11 November 2022).
6. Gaifullin A.Yu. Assessment of the effectiveness of the activities of local self-government bodies through the study of public opinion of the population // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2020. No. 4 (4). pp. 59-67.
7. Gulyaev M.O., Buzychkina O.V., Roz-nina N.V. Investigation of the activities of the municipal administration // Topical issues of the modern economy. 2021. No. 2. pp. 355-363.
8. Hendrik R. Complex reform of management and budgeting in local authorities: on the example of Milwaukee // Review of public productivity and management. 2000. No. 23(3). pp. 312-337.
9. Kalinin A.M., Sofrygin E.A. Improving the external evaluation of the effectiveness of local self-government bodies // Issues of state and municipal administration. 2018. No. 2. pp. 203210.
10. Khairullov D.S., Davydova L.A. Forms and methods of municipal management of socioeconomic development of the territory of the municipality // Scientific electronic library "Cyber-leninka". Access mode: https://kpfu.ru/docs/F881269975/Xayr_form.pdf (Accessed 9 November 2022).
11. Koch Ivan Adamovich Problems of evaluating the effectiveness of social management // Journal of New Economics. - 2005. - No.12. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-sotsialnogo-upravleniya (Accessed 10 November 2022).
12. Kupryashin G. L. Fundamentals of state and municipal management: textbook and workshop for universities. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. 500 p.
13. Leushin M. E., Merkusheva N.I. Approaches to assessing the effectiveness of municipal self-government bodies // Economic Science and Practice: Materials of the Second Internation-
al Scientific Conference - Chita: Young Scientist Publishing House, 2013. pp. 71-74.
14. Margulyan Ya.A. Fundamentals of the social state: textbook for universities. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. 178 p.
15. Matyushkina I. A., Mikhaleva O. M. Efficiency of state and municipal management: the essence and problems of definition // Humanitarian scientific research. - 2013. - № 8. -Address: https://human.snauka.ru/2013/08/3617 (Accessed 9 November 2022).
16. Ovchinnikova O. P., Lukashov V. V. Methodology for assessing the effectiveness of municipal development management and staffing of municipal management // Management issues. 2019. No.1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-rezultativnosti-upravleniya-mun (Accessed 12 November 2022).
17. Pogrebtsova E. A. The program of socio-economic development of the municipality: features, trends and prospects // International Agricultural Journal. 2021. Vol. 64. No. 4. With the URL:
https://iacj.eu/index.php/iacj/article/view/394 (Accessed 11 November 2022).
18. Presnyakova T.S. Evaluation of the effectiveness of local self-government bodies: Russian and foreign experience // Regionology -2014. - №4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (Accessed 12 November 2022).
19. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 17, 2012 No. 1317 "On measures to implement the Decree of
the President of the Russian Federation of April 28, 2008 No. 607 "On Evaluating the effectiveness of Local Self-Government bodies of Municipal, Urban Districts and Municipal Districts" and subparagraph "i" of paragraph 2 of the Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012. No. 601 "On the main directions of improving the public administration system" // http://www.consultant.ru (Accessed 12 November 2022).
20. Seldushev V. N. Efficiency of state and municipal management // Young scientist. 2016. No. 20 (124). pp. 616-618.
21. Voroshilov N.V. Efficiency of municipal management: the essence and methods of evaluation // The economy of the region: reality and prospects. 2017. No. 6. pp.12-17.
22.Vyshlova-Pyleva I. I. Development of the concept of social efficiency of the activities of local self-government bodies // ARS ADMINIS-TRANDI. 2017. No. 3. pp. 23-26.
Информация о конфликте интересов:
авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.
Погребцова Елена Александровна, доцент, кандидат экономических наук, доцент, ФБГОУ ВО «Омский государственный аграрный университет» (г. Омск, Россия)
Elena A. Pogrebtsova, PhD in Economics, Associate Professor, Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia)