ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД КРАСНОДАР
Д.М. Горлов, канд. экон. наук, доцент Н.А. Абрамян, студент
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10654
Аннотация. На сегодняшний день остро встал вопрос повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Специально для решения данного вопроса были разработаны перечень показателей и методика для проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. В статье раскрываются особенности анализа оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования город Краснодар, выявлены тенденции развития муниципального образования, а также несовершенства проведения методики оценки эффективности.
Ключевые слова: управление, эффективность, органы местного самоуправления, стратегия социально-экономического развития, муниципальное образование.
В процессе развития российского общества важную роль играют органы местного самоуправления. Именно к ним чаще всего гражданин обращается в повседневной жизни.
Основная задача органов местного самоуправления предоставлять населению своевременные, качественные, законные услуги с учетом принципов разумности, эффективности и справедливости. Данная задача тесно связана с правильным управлением ресурсами и процессами, относящимися к полномочиям муниципальной власти.
Проблемы в отношениях населения и власти вызваны дефицитом доверия населения к структурам власти. От эффективности государственного управления зависит, будет население верить власти или нет.
Местные органы власти должны способствовать удовлетворению потребностей местного населения во всех сферах: образовании, культуре, социальной сфере, спорте, здравоохранении и других областях.
В связи с этим возникает потребность в использовании дополнительных способов анализа и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Важно контролировать социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании, проводить мониторинг сильных и слабых сторон муниципального образования, а также прогнозировать будущее состояние муниципального образования, своевременно реагировать на изменение потребностей населения, степень их удовлетворенности, вовремя и грамотно реагировать на обращения граждан.
В соответствии с Указом Президента РФ №607, в 2008 году ратифицирован список показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [1].
Оценка эффективности в настоящее время осуществляется по сорока показателям, их можно условно поделить на две группы:
1. Количественные (например, доля населения, систематически занимающиеся физической культурой и спортом);
2. Качественные (например, среднегодовая численность постоянного населения).
Утвержденная концепция направлена на оценку работы органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и транс-
портного обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др. Органы местного самоуправления, в соответствии с указом по итогам года представляют отчет о результатах проведения оценки эффективности в органы исполнительной власти субъекта РФ [3].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации.
Администрация муниципального образования город Краснодар в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, а также муниципальными правовыми актами.
Для повышения показателей эффективности, органов местного самоуправления создаются программы и стратегии для развития муниципального образования. В данном случае мы рассмотрим программу социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020г.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года принята решением городской Думы Краснодара от 27.12.2007 №35 п.2. Её разработка осуществлялась в тесной увязке с принципами соответствия приоритетам и направлениям развития Краснодарского края.
Главная цель стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года - «Краснодару - столичный облик, горожанам достойную жизнь».
По итогам 2010 года город Краснодар номинирован на первое место «За эффек-
тивную реализацию стратегий развития» на Общероссийском ежегодном конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов Российской Федерации [2].
Таким образом, мы наглядно продемонстрировали, как стратегия социально-экономического развития повышает показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Так же, в работе проанализированы показатели, входящие в пятый блок - показатели организации муниципального управления. Результаты анализа представлены в таблице.
Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по показателям организации муниципального управления в муниципальном образовании город Краснодар обладают положительной динамикой, кроме одного очень важного показателя: удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), он снизился в 2017 г. по сравнению с 2015 г. на 5,78%.
Благодаря осуществлению оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно с легкостью установить приоритеты социально-экономического развития муниципального образования, обнаружить трудности, а также определить направления муниципальной социальной политики [4].
Далее по результатам оценки органов местного самоуправления осуществляется рейтинг среди субъектов РФ. Субъект, который показал наилучшие показатели, получает дотации от государства РФ.
Таким образом, к несомненным положительным сторонам системы оценки эффективности деятельности муниципальной власти можно отнести стимулирование муниципальных органов за счет предоставления грантов в форме межбюджетных трансфертов из регионального бюджета в случае достижения наилучших значений показателей.
Таблица 1. Показатели организации муниципального управления в муниципальном образовании город Краснодар_
Изменение в
Показатель 2015г. 2016г. 2017г. 2017г. по сравнению с 2015г., %
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования 78,3 87,8 94,9 16,6
Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости) 0,506 0,534 0,776 0,27
Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа (муниципального района 139067 31,83 1434223 3,28 1413351 9,84 226788
Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений в общем объеме расходов муниципального образования на оплату труда (включая начисления на оплату труда) 0 0 0 0
Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования 1052,3 1061,3 1066,8 14,5
Наличие в городском округе (муниципальном районе) утвержденного генерального плана городского округа (схемы территориального планирования муниципального района) да да да -
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) 54,17 52,38 48,39 -5,78
Среднегодовая численность постоянного населения 905,55 930,841 958,39 52,84
Также у данной методики существуют определенные недостатки при оценке эффективности деятельности:
1. Показатели не могут объективно и непредвзято оценивать эффективность работы органов местного самоуправления;
2. Население, проживающее в муниципальном образовании, не оценивает со стороны работу органов местного самоуправления;
3. При реализации оценки эффективности не учитывается итоги стратегии развития муниципального образования, а также муниципальных программ социально-экономического развития.
Для решения данных недостатков, предлагаются мероприятия по управлению и совершенствованию методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1. Расширить индикаторы, необходимо добавить показатели, связанные с оценкой со стороны населения;
2. Необходимо учитывать результаты реализации стратегии развития муниципального образования, а также муниципальных программ социально-экономического развития;
3. Следует уделить внимание в методике на связь управленческого воздействия на достигнутые результаты социально-экономического развития муниципального образования.
Таким образом, благодаря осуществлению оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно с легкостью установить приоритеты социально-экономического развития муниципального образования, обнаружить трудности, а также определить направления муниципальной социальной политики.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 г. № 607
2. Устав муниципального образования город Краснодар (в редакции Решений Городской Думы город Краснодар от 26.05.2005 г. N 68 п. 2; от 21.12.2006 г. N 17 п. 1; от 19.09.2007 г. N 30 п. 2)
3. Абрамян Н.А, Зайцева М.В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Сборник трудов конференции - Экономика и управление в условиях современной России, 2018.
4. Татаркин, А. Пути совершенствования местного самоуправления / А. Татаркин, В. Бочко // Федерализм. - 2015. - №1. - С. 117-132.
EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITY OF LOCAL
GOVERNMENT BODIES ON THE EXAMPLE OF MUNICIPAL EDUCATION OF
KRASNODAR CITY
D.M. Gorlov, candidate of economic sciences, associate professor N.A. Abrahamyan, student Trubilin Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. To date, the question of increasing the effectiveness of the activities of local governments has become acute. Especially to address this issue, a list of indicators and methods were developed for assessing the performance of local governments. The article reveals the features of the analysis of the assessment of the effectiveness of local governments on the example of the Krasnodar city municipality, identified trends in the development of the municipality, as well as the imperfections of the performance assessment methodology.
Keywords: management, efficiency, local governments, strategy of socio-economic development, municipality.