Научная статья на тему 'О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления'

О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
527
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ГОРОДСКИЕ ПРОГРАММЫ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА / LOCAL GOVERNMENT / THE CHARTER OF THE MUNICIPALITY / THE MODEL OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE / PERFORMANCE EVALUATION / LIST OF INDICATORS / MUNICIPAL PROGRAMS / MUNICIPAL REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Лякишева Валентина Григорьевна, Бочкарева Евгения Александровна

Рассматриваются правовые, организационные, социально-экономические аспекты деятельности органов местного самоуправления, анализируется ряд объективных и субъективных показателей оценки эффективности данной деятельности, прорабатывается реестр городских программ, исследуется процесс разработки и трансформации устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства. Анализ архивных документов, различных информационных материалов, правовых актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления муниципального образования городского округа города Барнаула Алтайского края, изучение теоретических источников и точек зрения ряда специалистов в области государственного и муниципального управления позволяют проследить за ходом становления и развития местного самоуправления в городском округе с начала поэтапной конституционной реформы (октябрь 2003 г.) по настоящее время. Практический опыт работы одного из авторов в муниципальных органах на протяжении более 20 лет позволяет оценить происходящие события как с объективной точки зрения, так и с использованием метода субъективного анализа. На примере г. Барнаула исследуются структурные изменения органов местного самоуправления в ходе современного этапа муниципальной реформы в России. Авторами проведен сравнительный анализ эффективности деятельности муниципальных органов по решению насущных проблем местной жизни в различные периоды, подчеркнуты необходимость участия населения в управлении территорией, важность сохранения исторических и иных местных традиций в решении вопросов социально-экономического раз вития города и значимость преемственности в процессе эволюции правовых и организационных основ местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Лякишева Валентина Григорьевна, Бочкарева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Legal, Organizational and Socio-Economic Aspects to Increase the Efficiency of Local Government Activity

The article examines legal, organizational, socioeconomic aspects of the local government efficiency, analyzes a number of objective and subjective indicators of the efficiency assessment, researches the registry of municipal programs, and studies the process of development and transformation of the municipality statute and other municipal legal acts in accordance with the federal and regional changes in legislation. The analysis of archival documents, various information materials, and legal acts regulating the activity of the local government in the municipality, in particular, the urban district of the city of Barnaul of Altai Region, the study of theoretical sources and points of view of some experts in the field of state and municipal government allow the authors to study the formation and development of the local government in the urban district from the beginning of the phased constitutional reform (October 2003) to the present. More than 20 years of practical experience of one of the authors in the municipal authorities allows assessing the events from the objective point of view and with the use of the subjective analysis method. The article investigates structural changes of the local governments in Barnaul in the course of municipal reform in Russia. The authors carried out a comparative analysis of the efficiency of the municipal authorities to address the urgent issues of local life in different periods, stressed the need for public participation in the management area, the importance of preserving historical and other local traditions in matters of socio-economic development of the city and the importance of continuity in the evolution of the legal and institutional foundations of the local government.

Текст научной работы на тему «О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления»

УДК 342.553 ББК 67.401.011

О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления

В.В. Мищенко, В.Г. Лякишева, Е.А. Бочкарева Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Certain Legal, Organizational and Socio-Economic Aspects to Increase the Efficiency of Local Government Activity

V.V. Mishchenko, V.G. Lyakisheva, E.A. Bochkareva Altai State University (Barnaul, Russia)

Рассматриваются правовые, организационные, социально-экономические аспекты деятельности органов местного самоуправления, анализируется ряд объективных и субъективных показателей оценки эффективности данной деятельности, прорабатывается реестр городских программ, исследуется процесс разработки и трансформации устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства.

Анализ архивных документов, различных информационных материалов, правовых актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления муниципального образования — городского округа города Барнаула Алтайского края, изучение теоретических источников и точек зрения ряда специалистов в области государственного и муниципального управления позволяют проследить за ходом становления и развития местного самоуправления в городском округе с начала поэтапной конституционной реформы (октябрь 2003 г.) по настоящее время.

Практический опыт работы одного из авторов в муниципальных органах на протяжении более 20 лет позволяет оценить происходящие события как с объективной точки зрения, так и с использованием метода субъективного анализа. На примере г. Барнаула исследуются структурные изменения органов местного самоуправления в ходе современного этапа муниципальной реформы в России.

Авторами проведен сравнительный анализ эффективности деятельности муниципальных органов по решению насущных проблем местной жизни в различные периоды, подчеркнуты необходимость участия населения в управлении территорией, важность сохранения исторических и иных местных традиций в решении вопросов социально-экономического раз-

The article examines legal, organizational, socioeconomic aspects of the local government efficiency, analyzes a number of objective and subjective indicators of the efficiency assessment, researches the registry of municipal programs, and studies the process of development and transformation of the municipality statute and other municipal legal acts in accordance with the federal and regional changes in legislation.

The analysis of archival documents, various information materials, and legal acts regulating the activity of the local government in the municipality, in particular, the urban district of the city of Barnaul of Altai Region, the study of theoretical sources and points of view of some experts in the field of state and municipal government allow the authors to study the formation and development of the local government in the urban district from the beginning of the phased constitutional reform (October 2003) to the present. More than 20 years of practical experience of one of the authors in the municipal authorities allows assessing the events from the objective point of view and with the use of the subjective analysis method. The article investigates structural changes of the local governments in Barnaul in the course of municipal reform in Russia.

The authors carried out a comparative analysis of the efficiency of the municipal authorities to address the urgent issues of local life in different periods, stressed the need for public participation in the management area, the importance of preserving historical and other local traditions in matters of socio-economic development of the city and the importance of continuity in the evolution of the legal and institutional foundations of the local government.

вития города и значимость преемственности в процессе эволюции правовых и организационных основ местного самоуправления.

Ключевые слова органы местного самоуправления, устав муниципального образования, модель организационной структуры, оценка эффективности деятельности, перечень показателей, городские программы, муниципальная реформа.

Key words: local government, the charter of the municipality, the model of the organizational structure, performance evaluation, the list of indicators, municipal programs, municipal reform.

DOI 10.14258/izvasu(2016)3-23

Одной из важных и проблемных тем муниципального управления является эффективность деятельности органов местного самоуправления (МСУ), решающих вопросы местного значения совместно с населением муниципальных образований (МО). Учитывая тот факт, что жители, как правило, оценивают деятельность власти субъективно, попытаемся проанализировать объективные критерии оценки вышеназванной деятельности.

Оценочным документом является Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (далее — Указ № 607). Для совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов в него были внесены изменения [1]. В соответствии с изменениями перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов (далее — перечень показателей) стал включать 13 пунктов.

В целях реализации Указа № 607 издано Распоряжение Правительства РФ, содержащее дополнительный перечень показателей [2]. Оно утратило силу в связи с выходом Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 „Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта „и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 „Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"», утвердившего новый перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов, состоящий из 27 пунктов. Предметом оценки являются результаты деятельности органов МСУ в следующих сферах: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управле-

ния, энергосбережение и повышение энергетической эффективности и др. Общий перечень показателей (всего их 40) включает в себя как количественные (например, среднегодовая численность постоянного населения), так и качественные показатели (например, удовлетворенность населения деятельностью органов МСУ). Подчеркнем, что последние не могут быть получены в полном объеме без проведения опросов населения и учета его мнения. Эти моменты мы рассматривали ранее [3, с. 68-71]. Оценить эффективность органов МСУ также можно, проанализировав качество работы в области планирования их деятельности на будущие периоды.

Рассмотрим практические примеры. С целью соблюдения принципа гласности и открытости муниципальных органов на официальном сайте г. Барнаула опубликованы доклады главы администрации г. Барнаула о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ городского округа за четыре года. В них отражаются фактические результаты деятельности органов МСУ за три года и плановые на три года вперед. Ранее нами проанализированы плановые показатели на 2014 г., представленные в докладе главы за 2013 г., и фактические из доклада за 2014 г. С нашей точки зрения, по 12 пунктам из общего перечня показателей муниципальные органы г. Барнаула выполнили план в полном объеме, по 14 — перевыполнили, и еще по 12 пунктам план выполнить не удалось, но при этом лишь по пяти из них не наблюдается улучшения по сравнению с предыдущим годом. Это такие характеристики, как «число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения», «доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» и др. Снижение данных показателей связано с последствиями негативных явлений в экономике во втором полугодии 2014 г. [4, с. 12-13]. Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что эффективность органов МСУ г. Барнаула находится на достаточно высоком уровне. Проведя ана-

лиз плановых показателей на 2015 г., представленных в докладе главы за 2014 г., и фактических из доклада за 2015 г., мы получили следующие результаты. По нашему мнению, выполнить план в полном объеме получилось по 18 пунктам, по 12 — перевыполнить, и по 10 пунктам план выполнить не удалось, но по трем из показателей наблюдается улучшение по сравнению с предыдущим годом.

Улучшение многих показателей достигается в ходе выполнения различных программ. В Барнауле по состоянию на 31 декабря 2014 г. в реестр утвержденных и действующих городских программ входила 61 программа, на 30 сентября 2015 г. — 30 программ, на 31 марта 2016 г. — 27 программ (в том числе 18 муниципальных) [5]. Можно заметить, что произошло значительное уменьшение их количества, в том числе за счет объединения и укрупнения. Мы считаем, что повышению эффективности деятельности органов МСУ способствует программа «Совершенствование государственного и муниципального управления» на 2013-2018 гг., утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 27.09.2013 № 507 [6]. В Барнауле действует муниципальная программа «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2018 годы», утвержденная постановлением администрации г. Барнаула 05.08.2014 № 1671 (в ред. от 10.03.2016 № 355). Целью данной программы является повышение качества управления социально-экономическим развитием города, развитие муниципальной службы, вовлечение институтов гражданского общества в решение приоритетных задач.

Еще одним показателем эффективности является удовлетворенность населения деятельностью власти, зависимая, с нашей точки зрения, в том числе и от ее открытости. Нами проведено анкетирование, участникам которого предлагалось ответить на следующие вопросы: «Какие органы МСУ в г. Барнауле вы знаете?», «Знаете ли вы название представительного органа г. Барнаула?», «Знаете ли вы, кто является главой города Барнаула?», «Знаете ли вы, кто является главой администрации г. Барнаула?». Вопрос «Каким образом занимает пост глава администрации г. Барнаула?» представлял собой выбор правильного ответа: а) избирается на всенародных выборах; б) избирается по итогам конкурса; в) назначается главой города; г) назначается представительным органом города.

Результаты опроса 128 человек выявили следующее.

В качестве органов МСУ назвали: администрацию г. Барнаула — 73 человека, городскую Думу — 35, администрации районов — 17, счетную палату — 10, главу города — 4, комитеты — 4, избирательную комиссию — 2, иные структуры, не являющие-

ся органами МСУ, — 46; и 28 человек воздержались от ответа.

Название представительного органа знают 73 человека, 12 считают, что это администрация города, 6 — Государственная Дума, 2 — мэрия, и 35 человек не смогли дать ответ на данный вопрос.

Действующего главу города Л.Н. Зубович назвали 81 человек, а 12 — С.И. Дугина, 7 — П.Д. Фризена, 3 — А.Б. Карлина, и 25 человек не назвали никого.

О том, что главой администрации города является С.И. Дугин, знают 89 человек, 10 назвали Л.Н. Зубович, 2 — И.Г. Савинцева, 1 — А.Б. Карли-на, и 26 человек не ответили на данный вопрос.

Вопрос о способе замещения поста главы администрации города дал следующие результаты: 22 человека считают, что глава избирается на всенародных выборах, 44 — избирается по итогам конкурса, 18 — назначается главой города, 26 — назначается представительным органом, и 18 человек воздержались от ответа.

Мы не претендуем на репрезентативность выборки и рассматриваем полученные данные как апробацию метода изучения общественного мнения. Вместе с тем результаты дают повод для размышления об информированности населения о той власти, в формировании и оценке деятельности которой оно должно непосредственно участвовать.

Считаем, что одним из показателей эффективности также может выступать модель организационной структуры органов МСУ конкретного МО. Рассмотрим, как трансформировалась организационная структура Барнаульского городского самоуправления в конце XX в.

Осенью 1993 г. началась поэтапная конституционная реформа, в рамках которой были изданы Указ Президента РФ от 09 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации». Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 г. Правовую основу деятельности муниципальных органов в начале реформирования составили: Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 154). В соответствии с ними решением Барнаульской городской Думы от 16 ноября 1995 г. № 169 был принят пер-

вый Устав муниципального образования г. Барнаула (далее — Устав города).

По ФЗ № 154 структуру органов МСУ составляли: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами МО. В Барнауле городское самоуправление осуществлялось населением в соответствии с Уставом города через: главу городского самоуправления, представительный орган МО — Барнаульскую городскую Думу (далее — БГД), исполнительные органы — главу администрации города, администрацию города, глав администраций и администрации районов в городе, сел и поселков, а также через формы непосредственной демократии: выборы, референдумы, органы территориального общественного самоуправления населения и др. В соответствии с законодательством глава МО мог возглавлять одновременно как представительный, так и исполнительный орган, поэтому работой БГД первых трех созывов руководил глава городского самоуправления В.Н. Баварин, входивший в десятку лучших мэров страны.

БГД первого созыва была избрана в марте — апреле 1994 г. в составе 11 депутатов. Второй созыв Думы в составе 22 депутатов был избран 31 марта 1996 г. Третий созыв БГД в составе 24 депутатов избрался 26 марта 2000 г.

Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131) внес значительные изменения в организацию деятельности муниципальных органов. По нему в структуру органов местного самоуправления входят: представительный орган МО, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО), контрольно-счетный орган МО, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Законодатель установил принцип разделения властей для городского округа. Если раньше глава городского самоуправления мог одновременно руководить как представительным, так и исполнительно-распорядительным органами (как это было при В.Н. Баварине), то теперь глава города в соответствии с Уставом города мог руководить только одной ветвью городской власти. В марте 2004 г. на муниципальных выборах главой города стал В.Н. Колганов. Он возглавил администрацию города, а депутаты БГД четвертого созыва (их стало 35) 17 мая 2004 г. избрали из своего состава председателя Думы С.В. Краснова.

В соответствии со ст. 34 нового Устава муниципального образования городского округа — города

Барнаула Алтайского края, принятого решением БГД от 10 июня 2005 г. № 133, структуру органов местного самоуправления Барнаула составляли: городская Дума — представительный орган МО; глава города Барнаула — глава МО, глава администрации города; администрация города — исполнительно-распорядительный орган МО; счетная палата — контрольно-счетный орган МО; избирательная комиссия МО; иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом города и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (администрации районов в городе, структурные подразделения администрации города с правом юридического лица и пр.).

С учетом большого количества изменений в ФЗ № 131, а также требований времени решением городской Думы от 20 июня 2008 г. № 789 принят действующий в настоящее время (третий по счету) Устав городского округа — города Барнаула Алтайского края [7], в соответствии со ст. 35 которого структура органов местного самоуправления Барнаула осталась прежней.

Выборы в БГД пятого созыва прошли 12 октября 2008 г., в нее вошли 35 депутатов, избравших из своего состава председателя Л.Н. Зубович.

На депутатов БГД пятого созыва легла трудная задача — принятие непростых решений, связанных с отрешением от должности в августе 2010 г. всенародно избранного на муниципальных выборах в марте 2008 г. В.Н. Колганова. Это повлекло внесение изменений в муниципальные правовые акты и структуру органов МСУ города. Решением от 29 октября 2010 г. № 372 «О принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа — города Барнаула Алтайского края» были внесены радикальные изменения, согласно которым Дума избирает из своего состава на срок своих полномочий, но не менее чем на два года, главу Барнаула на открытом заседании в порядке, установленном Регламентом БГД, а глава администрации города назначается по контракту. После проведения конкурса назначение на должность главы администрации проводится на заседании Думы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Контракт с главой администрации города заключается главой города. Данные изменения мы рассматривали ранее [8, с. 168-173].

Городской Думой 10 ноября 2010 г. принято решение № 392 об избрании главой города Л.Н. Зубович, которая ранее являлась председателем представительного органа. На основании конкурса на замещение должности главы администрации города, назначенного решением от 10 ноября 2010 г. № 395 и проведенного в порядке, утвержденном решением № 394, по итогам тайного голосования главой администрации стал И.Г. Савинцев (решение БГД

от 22 декабря 2010 г. № 420). Данная схема действовала и на выборах БГД шестого созыва 14 октября 2012 г. Новеллой стало избрание 40 депутатов БГД в соответствии с измененной ст. 38 Устава города по смешанной избирательной системе (20 депутатов по одномандатным округам и 20 — по партийным спискам). Решением БГД от 8 ноября 2012 г. № 2 «Об избрании главы города Барнаула» главой города вновь избрана Л.Н. Зубович. На основании конкурса на замещение должности главы администрации города, назначенного решением от 8 ноября 2012 г. № 9 и проведенного в порядке, утвержденном решением от 10 ноября 2010 г. № 394, по итогам тайного голосования главой администрации г. Барнаула снова стал И.Г. Савинцев (решение БГД от 14 декабря 2012 г. № 11)1.

В 2014 г. был принят Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее — ФЗ № 136), позволяющий избирать главу МО представительным органом, помимо установленных ранее норм, также из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Теперь глава МО в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. При варианте избрания представительным органом МО из своего состава он исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа МО, избранного главой данного МО, возглавившего местную администрацию, прекращаются. Если же его избирает представительный орган МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то он возглавляет местную администрацию. При этом глава МО не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Способ замещения должности главы МО определяется в соответствии с законом субъекта РФ и уставом МО. Это означает, что субъекты РФ устанавливают порядок избрания главы МО. Любые изменения вносятся в устав МО в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения субъекта РФ. В случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы МО, данный порядок применя-

ется после истечения срока полномочий глав МО, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.

Для реализации положений ФЗ № 136 на территории Алтайского края в июне 2014 г. была создана рабочая группа по разработке проектов региональных законов, касающихся вопросов организации МСУ. В ее компетенцию входили выяснение и обобщение предложений, поступающих по данной теме. Не беремся оценивать активность участия в этом процессе муниципального сообщества, но в результате проведенной работы приняты два закона Алтайского края: от 27 ноября 2014 г. «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Алтайского края» № 91-ЗС и «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края» № 92-ЗС. Затем Алтайским краевым Законодательным Собранием (далее — АКЗС) принят Закон Алтайского края от 2 июня 2015 г. № 44-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края „О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края"», в соответствии с которым теперь в Алтайском крае глава городского округа, муниципального района, городского поселения, не являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с уставом МО избирается представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом МО. Данная схема начинает действовать после истечения срока полномочий действующих глав муниципальных образований. В Устав города соответствующие изменения были внесены в октябре 2015 г.

В августе 2015 г. глава администрации г. Барнаула И.Г. Савинцев объявил о досрочном сложении своих полномочий (решение БГД от 11 августа 2015 г. № 489). После этого был утвержден порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации г. Барнаула (решение БГД от 14 августа 2015 г. № 491) по действующей в настоящее время схеме, который определял, что конкурс объявляется решением городской Думы не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего главы администрации города, а при досрочном прекращении полномочий или при назначении главы администрации города впервые — не позднее чем в течение месяца со дня возникновения вакансии. Однако в сентябре в него были внесены изменения (решение БГД от 9 сентября 2015 г. № 517), в соответствии с которыми конкурс объявляется решением городской Думы не позднее, чем в течение трех месяцев до истечения срока полномочий действующего главы администрации города либо со дня

1 См.: Текущий архив Барнаульской городской Думы за 2010-2015 гг.

возникновения вакансии при досрочном прекращении полномочий или при назначении главы администрации города впервые. О самом конкурсе на замещение должности главы администрации г. Барнаула было объявлено 30 октября 2015 г. (решение БГД от 30 октября 2015 г. № 538), а состоялся он 22 декабря 2015 г. До назначения нового главы администрации г. Барнаула его полномочия исполнял первый заместитель главы администрации города, руководитель аппарата П.Д. Фризен (решение БГД от 11 августа 2015 г. № 490). Отношение барнауль-цев к процедуре конкурса было неоднозначным, так как, несмотря на то, что на эту должность претендовало семь кандидатов (в том числе «популярный кот Барсик»), результат был предопределен. По итогам тайного голосования 25 декабря 2015 г. главой администрации г. Барнаула стал С.И. Дугин (решение БГД от 25 декабря 2015 № 561)2.

Однако после принятия в регионах России законов, ограничивающих вариативность выбора главы МО, Конституционный суд РФ проверил эту норму по запросу депутатов Иркутской области и 1 декабря 2015 г. вынес постановление № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области „Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [9]. В обзоре данного документа говорится, что вопрос о порядке формирования представительных органов, избрания главы зависит от уровня МО. В определенных случаях регионы могут установить как единственно возможный, так и альтернативный вариант порядка формирования (избрания). Например, когда речь идет о муниципальных районах, городских округах с внутригородским делением, внутригородских районах, а также о городских поселениях, сопоставимых с городскими округами по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач. В то же время не допускается безальтернативный вариант, когда речь идет о сельских поселениях, а также о тех городских поселениях, которые по перечисленным признакам не относятся к указанным. В таком случае не должна ограничиваться возможность выборов главы населением [10].

В связи с этим на 51-й сессии АКЗС 27 апреля 2016 г. принят в первом чтении Закон Алтайского края «О внесении изменений в Закон Алтайского края „О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края"». В нем говорится,

что глава городского округа, муниципального района, органы МСУ которого наделены пятью и более отдельными государственными полномочиями Алтайского края, в соответствии с уставом МО избирается представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом МО, и возглавляет местную администрацию; а глава городского округа, муниципального района, органы МСУ которого наделены менее чем пятью отдельными государственными полномочиями Алтайского края, в соответствии с уставом МО избирается одним из следующих способов: а) избирается представительным органом МО из своего состава; б) избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; в) избирается представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом МО, и возглавляет местную администрацию. Обсуждение данного вопроса в АКЗС будет продолжено. Вместе с тем проблема эффективности той или иной схемы избрания руководителей крупных МО так и остается на повестке дня.

Анализ проходящих в стране изменений структуры государственных органов и местного самоуправления показывает, что административная реформа, проводимая в России с 2003 г., затрагивает все уровни власти, включая региональный и муниципальный уровни. Она осуществляется на схожих принципах и по одним и тем же направлениям. Эти процессы мы можем наблюдать на примере становления и реформирования системы исполнительной власти Алтайского края [11, с. 134-139].

Мы полностью разделяем экспертное мнение, что для каждой территории следует разрабатывать свою уникальную политику и только в самых общих случаях применять универсальные подходы, методы и программы в управлении [12, с. 263-267].

Вышеизложенное позволяет резюмировать, что муниципальная реформа, заявленная на федеральном уровне, и связанные с ней преобразования на местах зависят как от властных структур, депутатов, так и от активной позиции жителей. Считаем, что целесообразность и эффективность той или иной схемы управления территорией городского округа, оставаясь темой многочисленных дискуссий, зависят от реальной ситуации на местах, а оценка проходящей в России современной реформы МСУ через определенное время может и должна быть дана как органами власти, всем экспертным сообществом, так и населением конкретного муниципально-

2 См.: Текущий архив Барнаульской городской Думы за 2010-2015 гг.

го образования [13, с. 5-13]. В дальнейшем мы планируем продолжить исследование заявленной темы, тем более, что ее актуальность подчеркивают дебаты

представителей власти, депутатов, политиков, гражданских активистов, специалистов в области государственного и муниципального управления.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и в перечень, утвержденный этим указом : Федеральный закон от 14.10.2012 № 1384 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 43. — Ст. 5815.

2. О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» : Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 39. — Ст. 4455.

3. Бочкарева Е.А., Лякишева В.Г. К вопросу оценки эффективности муниципального управления в городском округе (на примере г. Барнаула) // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. (8 ноября 2015 г., г. Казань) : в 2 ч. Ч. 1. — Уфа, 2015.

4. Бочкарева Е.А. Об оценке плановых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере г. Барнаула) // Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития : материалы II Всеросс. науч. конф. с междунар. участием, проводимой в рамках III Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!», 19-20 ноября 2015 г. : в 3 ч. Ч. 1. — Новосибирск, 2016.

5. Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. — URL: http://bamaul.org/strategy/programme/.

6. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование государственного и муниципального управления» на 2013-2018 годы : Постановление Администрации Алтайского края от 27.09.2013 № 507 // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. — URL: http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/cf9/507_13.PDF.

7. Устав городского округа — города Барнаула Алтайского края: принят решением БГД от 20.06.2008 № 789

(в ред. решения БГД от 30.10.2015 № 518) // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. — URL: http://barnaul.org/pravoportal/ustav.php.

8. Лякишева В.Г., Бочкарева Е.А. Об организационной структуре местного самоуправления в период муниципальной реформы // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров : материалы Междунар. эконом. форума / под ред. д.э.н. С.Н. Бочарова — Барнаул, 2014.

9. По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189899/.

10. Алтайское Заксобрание «осторожничает» с возвратом к прямым выборам муниципальных глав [Электронный ресурс]. — URL: http://bankfax.ru/news/100617.

11. Мищенко В.В., Капустян Л.А. Становление исполнительной власти в субъектах РФ: этапы и перспективы развития (на примере Алтайского края) // Известия Алтайского государственного университета. — 2015. — № 4/2 (88). D0I:10.14258/izvasu(2015)4.2-23.

12. Мищенко В.В., Мищенко И.К. К вопросу о содержании государственной региональной экономической политики в России // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 2/1 (66).

13. Лякишева В.Г. Особенности реализации муниципальной реформы в городском округе // Муниципалитет: Экономика и управление. — 2015. — № 2 (11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.