Научная статья на тему 'Совершенствование процесса социально-экономического развития городского округа с применением стратегических и программных методов муниципального управления'

Совершенствование процесса социально-экономического развития городского округа с применением стратегических и программных методов муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
556
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна

При рассмотрении темы совершенствования местного самоуправления в ходе муниципальной реформы в России важное место занимают не только вопросы правового, организационного и финансового обеспечения данного процесса. Представляет интерес и практическое влияние происходящих трансформаций на жизнедеятельность муниципальных образований, вовлечение в решение актуальных проблем территории представителей местных сообществ, активизацию гражданских инициатив населения. Так как крупные города обладают наибольшим потенциалом для внедрения эффективных технологий муниципального управления, в статье в динамике рассматривается процесс разработки и реализации стратегических и программных документов развития городского округа города Барнаула Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лякишева Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса социально-экономического развития городского округа с применением стратегических и программных методов муниципального управления»

УДК 338.26

DOI: 10.14258/201824

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ПРИМЕНЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ МЕТОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В. Г. Лякишева

Барнаульская городская Дума I—IV созывов (Барнаул, Россия)

При рассмотрении темы совершенствования местного самоуправления в ходе муниципальной реформы в России важное место занимают не только вопросы правового, организационного и финансового обеспечения данного процесса. Представляет интерес и практическое влияние происходящих трансформаций на жизнедеятельность муниципальных образований, вовлечение в решение актуальных проблем территории представителей местных сообществ, активизацию гражданских инициатив населения. Так как крупные города обладают наибольшим потенциалом для внедрения эффективных технологий муниципального управления, в статье в динамике рассматривается процесс разработки и реализации стратегических и программных документов развития городского округа — города Барнаула Алтайского края.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, программа, муниципальное управление, программный бюджет.

STRATEGIC AND PROGRAM METHODS OF MUNICIPAL MANAGEMENT FOR THE IMPROVEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC URBAN DEVELOPMENT

V. G. Lyakisheva I-II Convocation of Barnaul City Duma (Barnaul, Russia)

When considering the topic of improving local self-government in the course of the municipal reform in Russia, an important place is occupied not only by the legal, organizational and financial support of this process. The practical influence of the ongoing transformations on vital functions of municipal entities, the involvement of representatives of local communities in the solution of urgent problems of the territory, the activation of civil initiatives of the population is of interest. Since large cities have the greatest potential for introducing effective technologies for municipal management, the article discusses the dynamics of the process of developing and implementing strategic and program documents for the development of the city district — the city of Barnaul of the Altai Territory.

Keywords: social and economic development, strategy, program, municipal management, program budget.

Тема стратегического развития территорий Российской Федерации с использованием различных механизмов государственного и муниципального управления является одной из самых актуальных, что подчеркнуто недавними событиями. На прошедшем в январе 2018 г. Гайдаровском

форуме «Россия и мир: Цели и ценности» традиционно обсуждались вопросы социально-экономической политики России. Важными целями форума стали выработка стратегических предложений и рекомендаций по развитию национальной экономики, определение факторов и направлений,

способствующих созданию четких механизмов принятия управленческих решений, реализации различных программ развития, повышению ценности интеллектуального человеческого потенциала и качества государственного управления. Предметом дискуссий также стали различные аспекты жизни современных городов и функционирования агломераций [1].

Повышение эффективности муниципального управления должно быть направлено на достижение основной цели — укрепление управляемости муниципальным образованием и рост уровня социально-экономического развития территории и его жителей. А совершенствование местного самоуправления (далее — МСУ), развитие городов и городских сообществ, по мнению экспертов, стало ключевым моментом, способным привести в движение весь человеческий капитал России. Важность этого вопроса подчеркивается в Докладе о состоянии МСУ в Российской Федерации. В нем в 2016 г. Е. С. Шугрина акцентирует внимание на тенденциях, обозначенных в рамках обсуждения стратегического развития, агломерирования, разграничения полномочий, соразмерности финансирования и др., где МСУ звучит в контексте обсуждения особенностей пространственного развития территории, трансформации ее в «территорию, комфортную для проживания» [2, с. 4-14].

Как подчеркивают специалисты, планирование и оценка программ местного экономического развития стало современной тенденцией, новым эффективным инструментом достижения целей муниципального управления. Стратегическое планирование ориентируется на активные действия, является долгосрочным, касается множества проблем и акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного согласия. Оно повышает конкурентоспособность муниципального образования, так как даже наличие стратегического плана само по себе уже является фактором привлечения инвесторов. Стратегическое планирование — это процесс обмена информацией, примирения противоположных точек зрения и согласования позиций, формирования у участников заинтересованности в реализации поставленных целей, в том числе с использованием разных инструментов связей с общественностью [3, с. 65, 71].

Вопросам планирования и программирования развития городов уделено внимание в различных источниках по теме государственного и муниципального управления, МСУ. Основы управления городским хозяйством еще в 1928 г. осветил один из основателей муниципального (земского) управления Л. А. Велихов. Эта тема продолжена Т. М. Го-ворёнковой, А. Г. Ворониным и другими последова-

телями. Проблемам муниципального менеджмента посвящены труды В. В. Иванова, А. Н. Коробовой, Т. Г. Морозовой и др. Вопросы муниципального маркетинга, привлечения инвестиций, укрепления и поддержания конкурентных преимуществ территории подробно рассматриваются В. Б. Зотовым, А. С. Прудниковым, М. С. Трофимовым и еще многими специалистами в этой сфере. Коллективом авторов сборников серии «Управляем сами» обобщен опыт практической реализации методических рекомендаций по формированию комплексных программ социально-экономического развития поселений и представлен результат мониторинга этой деятельности в муниципальных образованиях регионов Сибири. Исследуемая тема находит отражение при анализе процессов социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях местными учеными и практиками.

Алтайскими учеными и профессионалами-управленцами вопросы, касающиеся различных аспектов социально-экономического развития территорий и совершенствования деятельности в этой сфере, также затрагиваются в процессе эволюции данной темы. В различные периоды они рассматриваются в статьях В. Т. Мищенко, В. В. Мищенко, Вал. В. Мищенко и других исследователей [4, 5; 6, с. 122-134; 7, с. 207-212]. Целью данной работы стало изучение заявленной темы на примере г. Барнаула с помощью методов исторического и статистического анализа, обобщения научных, архивных, информационных материалов и правовых актов, включенного наблюдения, что позволило выявить следующее.

Правовое регулирование стратегического планирования основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами: от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. В Алтайском крае эти нормы отражены в Законе Алтайского края от 03.04.2015 № 30-ЗС «О стратегическом планировании в Алтайском крае», ином региональном законодательстве.

В краевом административном центре этот процесс ведется в соответствии с Уставом городского округа — города Барнаула Алтайского края, принятым решением Барнаульской городской Думы (далее — БГД) от 20.06.2008 № 789 (в ред. от 31.03.2017 № 766) и иными нормативными правовыми актами города. К документам стратегического планирования относятся: стратегия социально-экономического развития города Бар-

наула; план мероприятий по ее реализации; прогнозы социально-экономического развития города на среднесрочный и на долгосрочный периоды; бюджетный прогноз на долгосрочный период; муниципальные программы города Барнаула.

Полномочия по принятию решений в сфере стратегического развития территории городского округа осуществляют Барнаульская городская Дума, глава города, администрации города и его районов, иные муниципальные органы, а также представители различных слоев местного сообщества. Руководство данным процессом осуществляет глава города и его заместители по различным направлениям деятельности. Непосредственно данные вопросы входят в сферу ответственности заместителя главы администрации города по экономической политике и подчиненного ему комитета экономического развития и инвестиционной деятельности.

Ниже приведем ряд муниципальных правовых актов, регламентирующих основы стратегического планирования в г. Барнауле. Так, решениями БГД: от 30.10.2015 № 530 утверждено Положение о стратегическом планировании в городе Барнауле; от 19.12.2013 № 234 — Стратегия социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года; от 22.08.2014 № 336 — Программа социально-экономического развития города Барнаула на период до 2017 года в новой редакции. Постановлениями администрации города от 11.12.2015 № 2362 утвержден Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития города Барнаула; от 11.12.2015 № 2363 — Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития города Барнаула на среднесрочный и долгосрочный периоды»; от 03.04.2014 № 635 — Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (в ред. от 29.12.2016 № 2500); от 11.04.2014 № 709 — перечень муниципальных программ города Барнаула (в ред. от 20.12.2017 № 2553). Полный перечень утвержденных и действующих городских программ приводится на официальном сайте города Барнаула в разделе «Развитие Барнаула», где данные реестра ежеквартально актуализируются [8].

В соответствии с законодательством расходы на реализацию городских программ предусматриваются в бюджете муниципального образования, также возможно софинансирование из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников. Бюджет г. Барнаула уже несколько лет позиционируется как программный бюджет. Так, на программные цели было направлено: в 2015 г. — 81,4% финансовых средств; в 2016 г. — 86,4%; в 2017 г.

при плане 85,7% фактически затрачено 89,5% бюджетных средств. На реализацию 19 муниципальных программ в 2018 г. запланировано затратить 87,2% расходов бюджета города (9 434,0 млн руб.), в 2019 г. — 86,5 % (9 157,1 млн руб.), в 2020 г. — 86,2% (9 197,2 млн руб.). Размеры финансирования корректируются при уточнении бюджета в течение года в зависимости от ситуации, в том числе от объема субсидирования из других источников. Бюджет города Барнаула на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержден решением Барнаульской городской Думы от 01.12.2017 № 29. В соответствии с ним доля расходов, вошедших в муниципальные программы, составит более 85,0%, инвестиционных расходов — 4,8%. Продолжится реализация федеральных, краевых проектов и программ «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды», «Создание новых мест в общеобразовательных организациях», «Развитие внутреннего и въездного туризма». Программная часть расходов на 2018 г. по основным разделам бюджетной классификации в процентном выражении составляет: 64,8% — образование; 11,7 % — национальная экономика; 10 % — ЖКХ; 5,2 % — социальная политика; 2,6% — культура, кинематография; 5,7% — прочие разделы. Программная часть расходов на 2018 г. по основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Барнаула выглядит следующим образом: развитие человеческого капитала — 77,6%; развитие инвестиционной деятельности — 0,4%; развитие инфраструктурной системы — 20,6%; обеспечение динамичного развития экономики города — 1,4% [9].

Мы неоднократно подчеркивали, что одной из важных и проблемных тем муниципального управления является эффективность деятельности органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения совместно с населением муниципальных образований. Беря во внимание тот факт, что жители, как правило, оценивают деятельность власти субъективно, при анализе должны учитываться объективные критерии оценки вышеназванной деятельности. Оценочным документом является Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (в ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Оценить эффективность органов МСУ также можно, проанализировав качество работы в области планирования их деятельности на будущие периоды. Улучшение многих показателей достигается в ходе выполнения различных программ. Можно заметить, что с 2014 г. произошло значительное уменьшение их количества, в том числе за счет объединения и укрупнения [10, с. 128]. На 1 ян-

варя 2018 г. в Барнауле действует 26 городских программ, в том числе 19 муниципальных, охватывающих практически все сферы обеспечения нормальной жизнедеятельности и перспективные направления развития городского округа и Барнаульской агломерации.

Полагаем, что в рамках актуальной темы повышения эффективности деятельности органов власти особое внимание должно быть уделено программам данного направления. На региональном уровне повышению эффективности деятельности органов МСУ способствует программа «Совершенствование государственного и муниципального управления» на 2013-2018 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 27.09.2013 № 507. В Барнауле в настоящее время действует муниципальная программа «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2019 годы», утвержденная постановлением администрации города от 05.08.2014 № 1671 (в ред. от 29.03.2017 № 602). Целью данной программы является повышение качества управления социально-экономическим развитием города, развитие муниципальной службы, вовлечение институтов гражданского общества в решение приоритетных задач. Объем финансирования программы за счет всех источников в 2015-2019 гг. составляет 369418,9 тыс. руб. «Предшественниками» названной программы ранее были: Концепция развития взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью и иными некоммерческими организациями до 2010 года (постановление главы города от 13.09.2007 № 2845); долгосрочная целевая программа «Развитие общественных инициатив в городе Барнауле» на 20102012 гг. (постановление главы города от 23.11.2009 № 5214); долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества в городе Барнауле на 2013-2017 годы» (постановление администрации города Барнаула от 12.07.2012 № 1965); долгосрочная целевая программа «Развитие муниципальной службы города Барнаула» на 2012-2014 годы (постановление администрации от 26.09.2011 № 2828).

В соответствии с требованием законодательства проекты муниципальных программ должны выноситься на общественное обсуждение. В качестве примера можно привести вынесение на эту процедуру комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике города в июле 2017 г. проекта программы «Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2018-2023 годы»; комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города —

Прогноза социально-экономического развития города Барнаула на 2018-2020 годы в октябре 2017 г.

Формой обратной связи с жителями является открытая информация на официальных сайтах о деятельности органов МСУ в различных сферах, в том числе по выполнению «майских» указов Президента РФ, наказов избирателей; мониторинг общественного мнения и другие меры. Важной составляющей является взаимодействие депутатов и чиновников с представителями различных структур, горожанами, через Общественную палату, иные общественные формирования и мероприятия с обсуждением актуальных тем.

Примеры участия населения в исследуемом процессе можно проследить при анализе деятельности территориального общественного самоуправления (далее — ТОС). Органы ТОС г. Барнаула (их на начало 2018 г. в городе 71) ежегодно разрабатывают и согласовывают с активистами и органами МСУ планы развития самоуправляемых территорий и программы, участвуют в проектной и грантовой деятельности, что выявлено при анализе их работы [11].

Опыт разработки программ социально-экономического развития города Барнаула и его районов накоплен с советского периода 80-90-х гг. ХХ в., когда разрабатывались планы и программы развития города и его пять районов [12, с. 5-13]. Работа в данном направлении была продолжена барнаульскими органами МСУ постсоветского периода. Так, депутатами Барнаульской городской Думы I созыва (1994-1996 гг.) совместно с администрацией ежегодно принимались и уточнялись планы социально-экономического развития, благоустройства, программы содействия занятости населения и приватизации муниципальной собственности, была принята Программа противопожарной устойчивости объектов народного хозяйства, жилищного фонда и укрепления материальной базы пожарной охраны г. Барнаула на 1994-1996 гг., Программа комплексной борьбы с преступностью в г. Барнауле на 1994-1995 годы. Депутатами II созыва (19962000 гг.) были разработаны программы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в г. Барнауле на 1997-2003 гг.; «Здоровье Барнаула 1999-2001 гг.» и ряд других. В III созыве БГД (2000-2004 гг.) принято большое количество программ, касающихся социальной сферы. В 20042008 гг., осуществляя преемственность и реализуя закрепленную ст. 35 ФЗ № 131 исключительную компетенцию, депутаты городской Думы IV созыва утвердили разработанную ранее Стратегию развития города Барнаула до 2010 г. (решение от 21.10.2004 № 37) и несколько программ развития отдельных отраслей муниципального хозяйства, изменения в Генеральный план г. Барнаула

и другие важные решения. В этот период решением от 27.10.2006 № 441 было утверждено Положение о порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ. Решениями от 27.02.2007 № № 515, 517, 518 соответственно были утверждены целевые программы «Культура Барнаула (2007-2009 годы)», «Развитие физической культуры и спорта в г. Барнауле на 2007-2008 гг.», «Основные направления развития образования г. Барнаула на 2007-2010 годы»; решением от 01.02.2008 № 697 — «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2008-2010 годы». Параллельно шла работа по подготовке проекта Программы комплексного социально-экономического развития городского округа на 2008-2017 гг., затем утвержденной решением от 01.02.2008 № 696. В течение всего срока полномочий этого созыва по различным направлениям было принято более 35 программ. К наиболее успешным и социально значимым проектам можно отнести программу газификации; решение об утверждении основных направлений развития пассажирского транспорта на территории города Барнаула до 2010 г.; Концепцию развития потребительского рынка до 2010 г. (решение от 24.03.2005 № 93); целевую программу «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле» (решение от 21.04.2006 № 356).

В г. Барнауле есть также положительный опыт решения вопросов привлечения дополнительных финансовых средств организационными методами. Так, на основании решения БГД от 27.10.2005 № 218 «Об утверждении Комплексной программы «Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула в 2005-2007 гг.» велась работа по участию в конкурсном отборе Министерства финансов РФ среди крупных муниципальных образований на получение субсидий из федерального бюджета. Это позволило органам МСУ города «заработать» 35 млн руб. и вложить эти средства в разработку научно-исследовательского проекта «Совершенствование позитивного имиджа города Барнаула»; проведение управленческого аудита; обучение муниципальных служащих; обеспечение компьютерной техникой и программным продуктом для обмена электронной информацией органов местного самоуправления. Решением городской Думы V созыва от 10.06.2010 № 305 была утверждена Концепция развития города до 2020 г. Постановлением администрации города от 21.10.2010 № 3204 была принята долгосрочная целевая программа «Электронный Барнаул на 2011-2015 годы»; постановлением от 23.08.2011 № 2290 — долгосрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности города Барнаула на 20122017 годы».

В ходе избирательной кампании по выборам депутатов БГД VI созыва в 2012 г. было организовано активное общественное обсуждение Народной программы развития Барнаула. При ее формировании руководители города опирались на идею, выдвинутую в 90-е гг. главой городского самоуправления В. Н. Бавариным, что всех горожан объединяет одна мощная партия — «партия барнаульцев». Поэтому названный документ можно рассматривать в качестве проекта, способствующего привлечению внимания населения к проблемам МСУ и возможности реализации конституционного права граждан на управление территорией, в том числе через участие в подготовке программ развития городского округа. В настоящее время многие мероприятия этой программы, финансируемые из местного бюджета, уже выполнены.

По мнению экспертов, в крупных городах необходимым условием эффективного развития всего комплекса городского хозяйства стали такие направления, как: разработка и реализация прогнозов и программ развития экономики; реализация общегородских проектов, планов и программ в области эффективного функционирования и развития систем жизнеобеспечения; инвестиционная политика и финансирование систем в этой сфере; разработка и осуществление генеральных планов развития территории и др. [13, с. 179].

С 2016 г. в Российской Федерации вновь, после десятилетнего перерыва (с момента реализации национальных проектов), на повестку дня активно выходит тема проектной деятельности. При обсуждении опыта внедрения проектных подходов в муниципальном управлении в г. Сургуте подчеркивается, что как проекты, так и муниципальные программы (их в городе 31) направлены на достижение результата с помощью взаимоувязанных задач, мероприятий, ресурсов и показателей [14, с. 98-99].

В нашем регионе частично остроту социально-экономических проблем снижает реализация в ряде поселений юбилейных программ (75х75 и 80х80). В рамках празднования 80-летия Алтайского края в сентябре 2017 г. в Барнауле прошел масштабный городской форум развития «Уютный Барнаул». Депутаты, представители власти, эксперты вместе с горожанами обсуждали ход реализации шести городских проектов, направленных на улучшение качества жизни барнаульцев. Проекты, запущенные при активном участии общественности, затрагивают все ключевые сферы жизни города. Это видно по их названиям: «Комфортная городская среда», «Качественная медицина», «Эффективное коммунальное хозяйство», «Безопасные дороги», «Современная школа» и «Забота о старшем поколении». Полагаем, что успешная реализация

подобных проектов будет способствовать улучшению имиджа не только краевого центра, но и всего региона [15, с. 47]. Значимость и ответственность за эффективную реализацию этих проектов повышает момент их принятия в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Барнаульской городской Думы VII созыва.

В начале 2018 г. глава Барнаула подписал постановление № 98 об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Барнаула» на 2018-2022 годы», принятой в целях повышения качества и комфорта городской среды, создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения города. Ответственным исполнителем документа является комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула. Общий объем финансирования программы за счет всех источников — федерального, краевого и городского бюджетов в 2018-2022 гг. составит 1 149 829,4 тыс. руб. [16]. С 15 января по 15 февраля т. г. в Барнауле проходило открытое голосование с целью определения жителями приоритетности благоустройства общественных территорий города.

Изучение процесса разработки и реализации программ, способствующих согласованным дей-

ствиям городского сообщества по решению ключевых вопросов местной жизни с привлечением и рациональным использованием различных ресурсов, позволяет сделать вывод о необходимости концептуальных подходов к развитию городов, с выделением проблем и потенциала, а также стратегических целей муниципального управления.

Приведенные выше документы и примеры показывают последовательную и целенаправленную деятельность органов МСУ г. Барнаула в сфере совершенствования управленческого процесса по решению вопросов местного значения городского округа, работу по вовлечению в нее представителей местного сообщества и рядовых жителей, хотя проблем в этой области еще немало. Стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития муниципального образования должно проходить в условиях консолидированной деятельности органов власти и всех социально активных слоев городского населения. Дальнейшая работа по принятию и реализации городских программ и проектов в Барнауле продолжается и совершенствуется в соответствии с актуализацией правовой и организационной основ деятельности в данном направлении и с учетом конкретной ситуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Открылся Гайдаровский форум. [Электронный ресурс]. URL: http://ekogradmoscow.ru/novosti/ otkrylsya-gajdarovskij-forum-2018-vystuplenie-dmitriya-medvedeva-foto-video/ (дата обращения: 27.01.2018).

2. Шугрина Е. С. Тенденции развития местного самоуправления: ключевые события 2015-2016 гг. и их влияние на состояние местного самоуправления: доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: Современные вызовы и перспективы развития / под ред. Е. С. Шугриной. М., 2016. С. 4-14.

3. Муниципальный менеджмент : справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М., 2002. С. 65, 71.

4. Мищенко В. В., Мищенко В. Т. Социальное и экологическое развитие региона (на примере Алтайского края). Барнаул, 1990.

5. Мищенко В. Ассоциация первичных кооперативов // Экономика сельского хозяйства России. 1997.

№ 1.

6. Мищенко В. В., Грищенко Н. Б. Многоуровневая подготовка в системе непрерывного экономического образования // Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы : материалы Междунар. конф. ; под ред. В. И. Беляева, О. Н. Соколовой. Барнаул, 2003. С. 122-134.

7. Мищенко В. В., Мищенко И. К. Современные подходы к классификации регионов с позиций структурно-экономического развития // Вестник алтайской науки. 2015. № 2. С. 207-212.

8. Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. URL: http://barnaul.org/strategy/ programme/ (дата обращения: 17.01.2018).

9. Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. URL: http://barnaul.org/strategy/ budget/ (дата обращения: 17.01.2018).

10. Мищенко В. В., Лякишева В. Г., Бочкарева Е. А. О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления // Известия Алтайского гос. ун-та. 2016. № 3 (91). DOI 10/14258/izvasu (2016) 3-23. С. 128.

11. Мищенко В. В., Лякишева В. Г., Капустян Л. А., Мураева Я. Н. Территориальное общественное самоуправление: теория и практика формирования и функционирования : монография / под ред. В. В. Мищенко. Барнаул, 2016. 237 с.

12. Лякишева В. Г. Особенности реализации муниципальной реформы в городском округе // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 5-13.

13. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы : учебно-методическое пособие / под ред. В. Б. Зотова. М., 2010. С. 179.

14. Шерстнева А. Н. Проектное управление — задачи на перспективу // Бюджет. 2017. № 9. С. 98-99.

15. Лякишева В. Г., Добрынина И. Ю. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развития территории // Экономика. Профессия. Бизнес. 2017. № 4. С. 47.

16. Сергей Дугин утвердил программу формирования современной городской среды в Барнауле. Официальный сайт города Барнаула. [Электронный ресурс]. URL: http://barnaul.org/news/sergey-dugin-utverdil-programmu-formirovaniya-sovremennoy-gorodskoy-sredy-v-barnaule.html/ (дата обращения: 24.01.2018).

REFERENCES

1. The Gaidar forum was opened. Available from: http://ekogradmoscow.ru/novosti/otkrylsya-gajdarovskij-forum-2018-vystuplenie-dmitriya-medvedeva-foto-video/ Accessed 27.01.2018 (in Russian).

2. Shugrina, E. S. (2016). Trends in the development of local self-government: key events 2015-2016 and their influence on the state of local self-government: A report on the state of local self-government in the Russian Federation: Current Challenges and Development Prospects. E. S. Shugrina (Ed.). Moscow, Publishing house «Prospekt» (in Russian).

3. Ivanov, V. V. Korobova, A. N. (2002). Municipal Management: a Handbook. Moscow: INFRA-M (in Russian).

4. Mishchenko, V. V., Mishchenko, V. T. (1990). Social and ecological development of the region (the case of the Altai Territory). Barnaul (in Russian).

5. Mischenko V. (1997). Association of Primary Cooperatives. Economics of Agriculture in Russia, 1 (in Russian).

6. Mishchenko, V. V., Grischenko, N. B. (2003). Multilevel training in the system of continuous economic education. System of continuous economic education: problems and prospects. Proceed. Int. Conf., 122-134 (in Russian).

7. Mishchenko, V. V., Mishchenko, I. K. (2015). Modern approaches to the classification of regions from the standpoint of structural and economic development. Bulletin of the Altai Science, 2, 207-209 (in Russian).

8. Official site of Barnaul. Available from: http://barnaul.org/strategy/programme/ Accessed 17.01.2018 (in Russian).

9. Official site of Barnaul. Available from: http://barnaul.org/strategy/budget/ Accessed 17.01.2018 (in Russian).

10. Mishchenko, V. V., Lyakisheva, V. G., Bochkareva, E. A. (2016). Certain Legal, Organizational and SocioEconomic Aspects to Increase the Effectiveness of Local Government Activity. Izvestiya of Altai State University, 3 (91), 128. doi: 10/14258/izvasu (2016) 3-23, (in Russian).

11. Mishchenko, V. V., Lyakisheva, V. G., Kapustyan, L. A. & Muraeva, Ya.N. (2016). Territorial public self-government: theory and practice of formation and functioning. Barnaul (in Russian).

12. Lyakisheva, V. G. (2015) Features Implementation of Municipal Reform in Urban Districts. Municipality: Economics and Management, 2 (11), 5-13.

13. Organization of management and self-government in the largest cities: the current state and problems. (2010). V. B. Zotov (Ed.). Moscow (in Russian).

14. Sherstneva, A. N. (2017). Project management — tasks for the future. Budget, 9, 98-99 (in Russian).

15. Lyakisheva, V. G. & Dobrynina, I. Yu. (2017). Image of Altai Krai: influence of regional brands on the level of social and economic development of the territory. Economics. Profession. Business, 4, 47 (in Russian).

16. Sergei Dugin approved the program for the formation of a modern urban environment in Barnaul. Available from: http://barnaul.org/news/sergey-dugin-utverdil-programmu-formirovaniya-sovremennoy-gorodskoy-sredy-v-barnaule.html/ Accessed 24.01.2018 (in Russian).

Поступило в редакцию 26 февраля 2018 г.

Принято к печати 16 мая 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.