УДК 35.G8
Лякишева Валентина Григорьевна
(доцент кафедры регриональной экономики и управления Алтайского государственного университета, Барнаул) E-mail: [email protected]
Яна Николаевна Мураева
(магистрант Алтайского государственного университета, Барнаул) E-mail: [email protected]
О ВКЛЮЧЕННОСТИ ГРАЖДАН В РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Рассматриваются вопросы участия граждан РФ и в первую очередь молодежи в государственном и муниципальном управлении. Анализируются территориальное общественное самоуправление, молодежный парламентаризм и иные формы, где могут реализовать себя будущие управленцы. Поднимаются проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления. Приводятся примеры использования интерактивных форм обучения, способствующих повышению эффективности подготовки молодых специалистов к практической деятельности на государственной и муниципальной службе, формированию у молодежи активной гражданской позиции.
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, местное самоуправление, молодежный парламентаризм, подготовка кадров, интерактивные формы обучения, гражданская активность.
Valentina G. Lyakisheva
(Associate Professor of the Chair of Regional Economics and Management, Altai State University, Barnaul) E-mail: [email protected]
Yana N. Muraeva
(Undergraduate Student, Altai State University, Barnaul) E -mail: [email protected]
THE INCLUSION OF CITIZENS IN SOLVING MANAGEMENT PROBLEMS AND IMPLEMENTATION OF STATE AND MUNICIPAL PERSONNEL POLICY
IN RUSSIA
^e article deals with the participation of Russian citizens, and primarily young people in public and municipal administration. Analyzes the territorial self-government, youth parliamentarism and other forms that can realize themselves future managers. Raises the problem of staffing the state authorities and local self-government. Examples of the use of interactive forms of learning, enhance the effectiveness of training young professionals to practice in the state and municipal service, the formation of the youth active citizenship.
Keywords: state and municipal administration, local government, youth parliamentarism, training, interactive forms of learning, civic engagement.
В соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. Актуальность реализации этого конституционного принципа была подчеркнута в Послании Президента РФ от 4 де-
кабря 2014 г., где отмечено: «Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении. Понимают, что от их личных усилий многое зависит. Воля, поступки и великодушие этих людей формируют бесценный социальный гражданский потенциал страны. Каждый, кто готов брать на себя ответствен-
ность, должен быть вовлечён в реализацию планов развития страны, конкретных регионов и муниципалитетов. Если государство и общество действуют в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и доверия, - это гарантия достижения успеха» [2].
Одним из путей достижения поставленных целей по вовлечению населения в управленческий процесс, в развитие местного самоуправления (МСУ), в повышение эффективности взаимодействия власти и населения является территориальное общественное самоуправление (ТОС). ТОС как одна из наиболее доступных форм участия граждан в муниципальном управлении является своеобразным «мостиком» между властью и населением, способствует преодолению пассивности жителей, помогает им понять, что есть вопросы, которые за них не решит ни одна власть.
История становления и развития территориального общественного самоуправления в Барнауле ведет свой отсчет с конца 1980-х — начала 1990-х гг. По данным на 1 января 2016 г. на территории Барнаула созданы и работают 72 органа ТОС. Совет Привокзального микрорайона Железнодорожного района Барнаула является одним из лидеров данного движения. В процессе исследования в 2015 г. мы проводили анкетирование с выявлением мнения населения о деятельности ТОС. Результаты опроса показали, что даже в целевых группах многие респонденты затрудняются с ответами на вопрос о том, что такое ТОС. Мы также выяснили, что хотя молодежь и знает про эту деятельность, но предполагает участвовать в работе структур ТОС «только после выхода на пенсию». Мы не претендуем на репрезентативность выборки, но данные ответы дают повод задуматься над проблемой привлечения молодых людей к такому виду общественной деятельности. А ведь органам ТОС необходима помощь как опытных общественников, так и представителей молодого поколения, нужны свежие взгляды и идеи для эффективного функционирования и развития как всей системы местного самоуправления, так и ТОС.
В ходе изучения работы Совета ТОС Привокзального микрорайона нами был выделен важный аспект — сотрудничество с учреждениями образования, организация спортивных мероприятий и работа с молодежью. Рассматривая опыт работы исследуемого ТОС, мы отмечаем, что ежегодно Совет ТОС проводит большое количество мероприятий с участием молодежи, в том числе в рамках проектной деятельности. Большое значе-
ние совет уделяет духовно-нравственному развитию общества, бережному отношению к наследию прошлого и преемственности поколений. Более подробно эти вопросы также освещались нами ранее [3]. В октябре 2015 г. прошел первый городской марафон «Выбор молодых — ГТО». Огромную работу активисты ТОС, как и все члены нашего сообщества, посвятили подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы. Это вручение медалей и подарков ветеранам войны и труженикам тыла, встречи, концерты, флэш-моб на вокзале с участием студентов барнаульских вузов и т.п. Мы уверены, что молодежь, участвующая в этих мероприятиях, просто не может не проникнуться духом патриотизма, связи и преемственности поколений, сопричастности к происходящим вокруг нас событиям. В настоящее время налажено взаимодействие ТОС с Алтайским штабом волонтерских отрядов «Выбор молодых», организующим различные тренинги личностного и командного роста, танцевальные тренировки, творческие мастер-классы [2].
Как мы видим, в ТОС отрабатываются первичные навыки участия граждан в общественных делах, решаются многие жизненные вопросы, затрагивающие интересы населения. Другими словами, ТОС может стать для молодежи реальной площадкой для приобретения начального управленческого опыта, способствовать решению остро стоящих кадровых проблем. В столице Алтайского края Барнауле проживают примерно 200 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет около 30% всего населения городского округа. Здесь обучается более 75 тыс. студентов вузов и ссузов. Следовательно, вопросы о месте и роли молодежи, степени включенности молодого поколения в многообразную жизнедеятельность территории являются одной из важных тем в контексте обсуждения будущего облика Барнаула и Алтайского края.
При обсуждении проблем и перспектив развития местного самоуправления на различных форумах постоянно затрагивается вопрос подготовки молодых лидеров, желающих реализовать свою гражданскую позицию и способных решать проблемы самоуправляемых территорий. Поднимался этот вопрос и на прошедших в январе 2016 г. Первой учредительной конференции Общероссийской Ассоциации ТОС, а в феврале — на Первом Всероссийском съезде органов ТОС. Молодые активисты могут начинать свою деятельность с различных молодежных структур, а также участвуя в территориальном общественном
самоуправлении и создавая молодежные органы ТОС.
Необходимость углубления затронутой нами темы привлечения молодежи к управлению делами государства подчеркнута тем, что в Послании Президента РФ от 3 декабря 2015 г. прозвучал тезис о важности настроенности молодых людей на будущее страны, перспективы ее развития [4]. Это подтверждает важность продолжения исследования вопроса о включенности молодежи в процесс государственного и муниципального управления, изучения перспектив решения управленческих проблем с участием молодых лидеров. Место молодежи должно быть не «за кулисами», а на сцене истории, ведь именно она должна реализовывать намеченные ранее стратегии развития территорий.
Молодежный парламентаризм является действенной формой молодежного представительства во власти, основой формирования кадрового резерва, институтом, позволяющим эффективно интегрировать молодежь в принятие важнейших государственных решений, поэтому он активно развивается в Алтайском крае с 2000 г. Здесь ведется постоянная работа, направленная на более тесное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с молодежным активом. Как показывает практика, именно на муниципальном уровне сегодня накопился комплекс проблем, связанных с разработкой и реализацией молодежной политики. Идея создания Молодежного парламента (МП) Барнаула принадлежала главе городского самоуправления В.Н. Баварину. Он внес эту идею на рассмотрение депутатов Барнаульской городской Думы (БГД), где было принято решение о создании Молодежного парламента и утверждено положение о нем.
Первое заседание молодых парламентариев состоялось 6 марта 2003 г. Рассматриваемая структура была создана в целях организации участия наиболее активных и грамотных молодых горожан в формировании и реализации молодежной политики Барнаула, создания условий для более полного вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма и демократии. В соответствии с Положением и Регламентом в структуру Молодежного парламента входят комитеты: по культуре; по охране окружающей среды; по социальным вопросам; по образованию и науке; по спорту и здравоохранению; по связям с общественностью. Курируют работу МП комитеты по социальной политике БГД
и по делам молодежи администрации города. Депутаты МП Барнаула тесно сотрудничают с Молодежным парламентом при Алтайском краевом Законодательном собрании. Их приглашают на публичные слушания и круглые столы, проводимые органами власти по наиболее значимым вопросам. Молодыми парламентариями реализованы такие проекты, как «Алтай — территория будущего», «Обеспечение жильем молодых семей», «Молодежь Алтая», а также другие социально значимые проекты.
Анализ способа формирования МП Барнаула показал, что основной акцент в повышении активности молодежи при участии в избирательном процессе ранее был сделан на процедуру прямых выборов депутатов. Однако в 2015 г. формирование Молодежного парламента Барнаула VIII созыва прошло по новым принципам. Данная инициатива была поддержана Российским центром гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Депутаты были выбраны по итогам конкурса социально значимых проектов, а также делегированы Ассамблеей школьных парламентов, союзами предпринимателей, профсоюзных организаций и работающей молодежи. Первое заседание МП, состоящего из 30 депутатов, прошло 29 июня 2015 г. По мнению В. Гудкова, председателя комитета по делам молодежи администрации Барнаула, работа в парламенте дает молодому депутату хорошую практику общения с людьми, работы с документами, понимание того, как работает городская дума и администрация города. Опыт МП показывает, что это эффективная система взаимодействия молодежи и органов муниципальной власти, позволяющая быстро реагировать на новые веяния в молодежной среде и успешно совместно решать проблемы молодежи. Кроме того, МП стал хорошим кадровым резервом для органов государственной власти и местного самоуправления. Практика Барнаула рекомендована на заседании Молодежной Думы России для распространения по другим регионам страны [5].
Изучение вопросов создания молодежных парламентов позволило выявить ряд проблем, как в процессе формирования, работы, так и в освещении их деятельности. Эта проблема актуальна и для г. Барнаула, где нет достаточной информации на сайтах Барнаула и БГД, нет интернет-страницы МП. Мы согласны с мнением А. Шарапова о том, что в теме молодежного парламентаризма, наряду с проработанными вопросами, есть еще «белые» пятна, в том числе фактически нет дан-
ных о результативности выборов депутатов МП в представительные органы муниципальных образований [6]. Нет таких примеров и в г. Барнауле. Вместе с тем, ярким примером может служить тот факт, что в настоящее время Молодежный парламент при Государственной Думе РФ возглавляет Наталья Кувшинова8, представитель Алтайского края. Ее путь на высший управленческий уровень начинался с Молодежного парламента Барнаула, членом которого она стала будучи студенткой 4 курса юридического факультета Алтайского государственного университета, а затем последовало ее делегирование от города в региональный Молодежный парламент [7, с. 2]. Иначе говоря, молодежные парламенты сегодня — это площадка для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью, способных решать практические проблемы, стоящие перед органами власти.
Рассмотрим еще один аспект исследуемого вопроса — обеспечение кадрового резерва управленческой элиты. Современная кадровая политика является одним из главных инструментов повышения эффективности деятельности власти в России. Обсуждение актуальных вопросов кадрового обеспечения государственного и муниципального управления является неотъемлемой частью проходящих в стране административной и муниципальной реформ. Кадровые вопросы занимают определенное место в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и других выступлениях. В июне 2015 г. на XIX Петербургском международном экономическом форуме В.В. Путин отметил: «Необходимо сформировать целый класс государственных менеджеров, которые умеют работать гибко, по-современному, понимают запросы бизнеса к деловому климату, к системе госуправления в целом. Одним из важнейших шагов должен стать запуск механизма постоянного совершенствования управленческих кадров» [2].
Вопросы подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления озвучивают и другие руководители страны. Так, спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко назвала кадровый вопрос одним из ключевых в решении спектра проблем местного самоуправления, отметив необходимость создания особой системы подготовки и переподготовки управленцев «нового склада мышления», способных решать задачи модернизации экономики и социальной сферы,
8 В настоящее время - депутат Государ-
ственной Думы РФ
реформирования бюджетных учреждений и совершенствования государственных и муниципальных услуг. Для решения этой задачи следует активнее внедрять современные прак-тико-ориентированные технологии обучения и информирования, в т.ч. дистанционные, развивать взаимодействие органов государственной власти регионов, муниципалитетов и их региональных советов с региональными вузами, которые специализируются на подготовке управленческих кадров [*, с. 5-6].
Алтайский государственный университет с 1994 г. ведет подготовку, переподготовку и повышение квалификации в области государственного и муниципального управления (ГМУ) на базе кафедры региональной экономики и управления МИЭМИС. В 2015 г. данное направление первым в вузе прошло международную профессионально-общественную аккредитацию. Контракты о сотрудничестве заключаются с администрациями муниципальных образований, администрацией Алтайского края. Более 20 лет работы в данном направлении дают возможность проанализировать состояние вопроса, оценить, улучшилось ли положение, повысилось ли качество кадрового резерва для занятия вакантных мест и подготовки специалистов в исследуемой области. Особого внимания заслуживает вклад вузов в обеспечение кадрами, эффективность подготовки молодых специалистов, количество и качество наших выпускников, соотношение желания и стремления стать чиновниками «на входе и на выходе» у студентов указанной специальности.
Для получения будущими управленцами необходимых знаний учебно-методическими комплексами и рабочими программами дисциплин предусматривается проведение практических занятий (в том числе выездных), подготовка сообщений, самостоятельная работа, деловые игры, решение ситуационных задач, выполнение творческих заданий, тестов и письменных работ. По нашему мнению, большую роль здесь играют конференции, встречи, круглые столы с участием представителей органов власти, общественниками, предпринимателями, экскурсии и иные интерактивные формы.
На занятиях в соответствии с изучаемыми темами регулярно проводятся встречи студентов с руководителями органов государственной власти и местного самоуправления различного уровня, депутатами, представителями бизнес-сообщества, гражданскими активистами, в том числе с нашими выпускниками. Здесь идут конструктивные диалоги по различным проблемам развития страны, края,
города, поднимаются вопросы о необходимости тесного взаимодействия власти и местного сообщества. На этих встречах молодежь видит, что вопреки довольно распространенному взгляду на чиновников и депутатов, большинство из представителей власти имеют «человеческое лицо». Полагаем, что подобные мероприятия полезны как для студентов, так и для представителей власти и местного сообщества. Так, в ноябре 2016 г. прошла встреча студентов Алтайского государственного университета с председателем Барнаульской городской Думы IV созыва С.В. Красновым на тему: «Об опыте развития муниципального хозяйства г. Барнаула», в декабре — с начальником отдела стратегического планирования и мониторинга экономического развития комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации Барнаула Н.В. Жидких на тему «О системе стратегического планирования социально-экономического развития города». В обсуждении вопросов реализации муниципальной политики в сфере образования приняла участие Н.В. Полосина — председатель комитета по образованию Барнаула. Большой интерес у студентов вызвала тема «Развитие предпринимательства в г. Барнауле», ставшая предметом обсуждения на круглом столе с участием основателя фирмы «Новэкс» В.В. Филипчука. Подобные встречи - отличная школа для будущих управленцев.
При рассмотрении вопросов развития территории на учебных занятиях решаются ситуационные задачи. Так, в ходе анализа программ социально-экономического развития города Барнаула изучается реестр городских программ, рассматриваются программы, реализуемые в ходе решения различных вопросов местного значения, а также содействующие развитию общественных инициатив. В ходе проводимого SWOT-анализа вырабатываются конкретные предложения по реализации ряда программ.
В рамках темы повышения эффективности государственной гражданской и муниципальной службы считаем целесообразным детально проанализировать утвержденную постановлением администрации Алтайского края от 27 сентября 2013 г. №507 долгосрочную целевую программу «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае на 2013—2018 годы». В ее развитие в муниципальных образованиях разрабатываются различные программы, касающиеся проблем муниципального управления.
Так, в Барнауле были приняты следующие муниципальные программы: «Развитие
муниципальной службы города Барнаула» на 2012—2014 годы (постановление администрации г. Барнаула от 26 сентября 2011 г. № 2828); «Содействие развитию гражданского общества в городе Барнауле на 2013— 2017 годы» (постановление администрации Барнаула от 12 июля 2012 г. №1965) и ряд других. Особый интерес вызывает программа «Совершенствование муниципального управления и развития гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2017 годы» (постановление администрации Барнаула от 5 августа 2014 г. №1671). Целью данной программы является повышение качества управления социально-экономическим развитием города, развитие муниципальной службы, вовлечение институтов гражданского общества в решение приоритетных задач. Среди основных проблем, решение которых предусматривается программой, выделены необходимость повышения эффективности работы по формированию кадрового резерва на замещение вакантных должностей муниципальной службы и его практическому использованию; недостаточное развитие технологий адаптации граждан, впервые поступающих на муниципальную службу; необходимость повышения престижа муниципальной службы. Задачами программы являются развитие муниципального управления путем совершенствования автоматизированных информационных систем; повышение эффективности деятельности муниципальных служащих; создание условий для развития гражданского общества в г. Барнауле [9].
Овладеть профессиональными компетенциями будущим управленцам помогают практики в государственных и муниципальных органах, где им предоставляется возможность ознакомиться со спецификой выбранной профессии, вникнуть в суть государственной и муниципальной службы, узнать ее особенности, достоинства и «издержки». Многие студенты убедились в возможности применить свои знания на практике, в необходимости строго следовать букве закона и нормам служебной этики, но при этом креативно мыслить; в заинтересованности чиновников в пополнении кадрового резерва; почувствовали свою нужность и сопричастность к процессу управления; востребованность их активной гражданской позиции.
Вовлечению молодежи в процесс реализации различных форм непосредственной демократии также способствует ряд мероприятий. В октябре 2015 г. наши студенты стали участниками публичных слушаний, где обсуждались вопросы внесения изменений
в Устав г. Барнаула, а также проект бюджета города на 2016 г. и плановый период 20172018 гг. Будущие чиновники имеют возможность пообщаться с активными представителями гражданского общества, познакомиться с вопросами, обсуждаемыми на Общероссийском гражданском форуме. При изучении темы выборов интерес у студентов вызывает посещение Центральной базовой (опорной) территориальной избирательной комиссии Барнаула, где всем желающим предоставляется возможность стать участниками тестового голосования с применением комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).
Еще одним важным аспектом в процессе обучения являются вопросы формирования активной жизненной позиции, умения анализировать настоящее, прогнозировать будущее и сохранять исторические ценности. К сожалению, приходится констатировать факт, что многим студентам, даже самым умным, не всегда хватает общей культуры и воспитания. Частично восполнить этот пробел могут проводимые в вузе культурно-воспитательные мероприятия, посещение различных объектов инфраструктуры города, изучение его истории. Этому же способствует и взаимодействие с органами МСУ Так, в муниципальном музее «Город» молодежь узнает о периодах развития городского округа, его историю и традиции, этапы становления местного самоуправления в г. Барнауле. Осенью 2015 г. наши студенты познакомились с обновленной экспозицией, подготовленной к 285-летию города, встретились с председателем комитета по культуре Барнаула В.Г. Паршковым, рассказавшем им о развитии культуры в городском округе.
В День Победы 9 мая 2016 г. в Барнауле презентовали молодежную программу «Память в сердце моем». В программе были лучшие поэтические и танцевальные номера от творческих коллективов и исполнителей — студентов высших учебных заведений, победителей и призеров XIX краевого фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна на Алтае. ФЕСТА-2016». В этот день многие студенты проявили свою гражданскую позицию, приняв активное участие в акции «Бессмертный полк». Мы надеемся, что у этих молодых людей есть реальные перспективы стать активными проводниками прогрессивных идей в различных сферах управленческой и общественной деятельности. Развитию чувства патриотизма способствует и реализация в АлтГУ проекта «Малая родина».
В День науки в феврале 2016 г. глава администрации Барнаула С.И. Дугин отметил:
«Проведение таких городских мероприятий, как конференция «Молодёжь — Барнаулу», «Фестиваль науки», выставка научно-технического творчества молодежи дает возможность повысить научный потенциал молодежи. Ежегодно городская администрация поощряет 17 молодых ученых (аспирантов и докторантов) именными стипендиями. Сегодняшним студентам предстоит вписать новые страницы в историю Барнаула, внести свой вклад в развитие и процветание нашего любимого города, края и страны. В этом им помогают научные руководители, вносящие весомый вклад в развитие научного потенциала» [5].
В ходе учебного процесса необходимо научить молодых людей думать, уметь задавать вопросы, анализировать информацию, с целью ведения дискуссий, привить студентам интерес к научной деятельности, привлечь их к участию в конференциях, к реализации грантов. Считаем актуальным доказать будущим управленцам необходимость овладения опытом публичного выступления, навыками написания статей и публикаций в различных изданиях. Важным стимулом здесь является не только моральное, но и материальное поощрение, в том числе повышенные стипендии. Рост числа участников конференций, проводимых в университете, а также представителей нашего вуза в других научно-практических мероприятиях, в городской конференции «Молодежь — Барнаулу», более углубленное погружение в тему исследования, составление анкет и проведение опросов при подготовке докладов нашими студентами позволяет надеяться, что усилия научных руководителей не пропадают даром. Участвуя в подобных мероприятиях, студенты попадают в поле зрения их организаторов, среди которых руководители государственных и муниципальных структур, что дает шанс молодежи на включение в кадровый резерв. Эту возможность дает и участие в днях открытых дверей, регулярно организуемых органами МСУ А знакомство с лучшими муниципальными практиками помогает молодым исследователям в анализе состояния вопроса, оценке соотношения теоретических положений и реальности.
Остановимся на результатах участия в научно - исследовательской деятельности студентов специальности ГМУ. Так, студентка Е. Бочкарева выбрала для исследования тему трансформации организационной структуры местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности. Она активно участвует в написании грантов, различных
конференциях, занимая призовые места, имеет ряд публикаций [10]. Студента А. Ов-сиевского заинтересовала тема деятельности районной в городе администрации [11]. Это исследование он продолжил в магистерской диссертации, совмещая обучение с выполнением функций муниципального служащего в комитете по делам молодежи администрации Барнаула. С первого курса вопросы развития предпринимательства изучает В. Ки-сельман, она входит в команду молодежного бизнес-инкубатора АлтГУ, реализуя на практике свои знания и накапливая определенный опыт в успешных выступлениях на студенческих конференциях. В апреле 2016 г. на конференции в АлтГУ на секции ГМУ победу одержала А. Шлегель за исследование вопросов межмуниципального сотрудничества, изучение которых было начато ею на первом курсе магистратуры.
Для закрепления темы о ходе административной и муниципальной реформ и создания электронного правительства в РФ проводятся практические занятия на базе краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» (МФЦ). Студенты получают конкретную информацию об этапах административной реформы в Алтайском крае и на практике видят один из шагов ее реализации - предоставление услуг в новом формате. Студентка Н. Шабалина с 3-го курса изучала ход административной реформы. Она дважды была призером конференции «Молодежь -Барнаулу», продолжила исследование данной темы в дипломной работе и отразила результаты исследования в нескольких статьях [12].
Подготовка магистров по программе «Государственное и муниципальное управление» осуществляется в Алтайском государственном университете с 2006 г. Магистр по данному направлению готовится к следующим видам деятельности: организационно-управленческая; административно-технологическая; консультационная и информационно-аналитическая; научно-исследовательская и педагогическая. Научно-исследовательская работа включает в себя научный семинар, в рамках которого студенты непосредственно работают со своим научным руководителем, написание курсовой работы (как первый этап работы над магистерской диссертацией), написание научной статьи по теме научной работы и собственно написание и защита магистерской диссертации. Научная работа студентов по данной программе тесно связана с проблемами государственного и муници-
пального управления в РФ и Алтайском крае. В 2013 г. программа успешно прошла государственную аккредитацию [13].
В рамках профориентационной работы мы привлекаем наших лучших студентов к встречам с учащимися старших классов школ города. Передавая свой опыт и знания молодежи, мы продолжаем учиться сами. Приведем здесь цитату основателя российской школы муниципального (земского) управления Л.А. Велихова: «Мы взяли жизнь, как она есть, старались выделить жизнеспособное от гиблого и приходящего... Кто верит в будущее России и в творческие силы русского самоуправления, для того наблюдение — лучшее руководство — ... не учи, а учись! Приди, признай самобытность и своеобразие наших форм прогресса и помоги ему! Верь, что выйдет хорошо» (цит. по: [14]).
Однако в исследуемом процессе есть немало трудностей. Полагаем, в ходе занятий преподаватель должен привить молодежи умение «научаться» и интерес к управлению делами государства, но у ряда студентов так и не формируются требуемые навыки и умения, они не владеют информацией и не могут ее анализировать. К изменению стандартов не успевают адаптироваться и преподаватели, а ряд учебников не соответствует требованиям времени. Повышению же эффективности процесса обучения могут способствовать и более рационально составленные учебные планы и особенно графики прохождения практик, а пока они зачастую совпадают с новогодними и майскими праздниками, отчетными периодами в органах власти и т.д.
Затрудняет процесс обучения быстро меняющееся законодательство (к примеру, в базовый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за 12 лет изменения вносились более 100 раз). Внимание на проблеме частого внесения изменений в законы заострил Председатель Государственной Думы РФ VI созыва С.Е. Нарышкин на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации, приуроченной ко Дню российского парламентаризма и 110-й годовщине начала работы первой в отечественной истории Государственной Думы. Он отметил, что «присутствующие здесь коллеги понимают всю угрозу, исходящую от так называемого скоростного нормотворчества, ведущего к бессистемности законодательства и к мелкотемьям, ведь многие вещи вполне могут регулироваться на подзаконном уровне. Ещё не все субъекты права законодательной
инициативы помнят и о принципе экономии правового материала, и о том, что каждый закон — это юридический документ фундаментального характера, а не какая-то бумажка, которую можно бросать на коленки и в любой момент переписать заново» [12]. Вместе с тем, по словам известного государственного деятеля, первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, «с плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы» [15].
Необходимо еще обратить внимание на следующий момент: если студент плохо владеет знаниями, часто следует логическое заключение, что его плохо учат. Однако степень обучаемости и тяга к знаниям у некоторых учащихся, в том числе направленных по целевому набору, оставляют желать лучшего. Но даже обладающие хорошими знаниями студенты, приходя на практику, а затем и на службу, сталкиваются с проблемами различия теории и практики, видят реальное положение дел, несоответствие в деятельности служащих требованиям законодательства. Заслуживает внимания и вопрос проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы, их формальность и реальность. К сожалению, не всегда профессиональные качества, как при отборе, так и в служебной деятельности, стоят на первом месте.
Как мы видим, успешная реализация кадровой политики в области ГМУ зависит от многих факторов: законодателей, подходов действующей власти, представителей науки и преподавателей, практиков и др. Желание молодежи «стать и быть чиновником» также зависит от ряда моментов. Но, по нашему мнению, в первую очередь молодые люди должны наглядно видеть достойных и доступных представителей власти, и не только в период избирательных кампаний, а регулярно, в качестве наставников и образцов для подражания. На имидж власти влияют не только действия самих чиновников и депутатов, но и СМИ, интернет-сайты, где, к сожалению, в последнее время представители властных
структур зачастую показываются не в очень приглядном виде, хотя положительных примеров и эффективных действий, особенно рядовых служащих, намного больше. Надеемся, что в ходе реализации как названных, так и иных интерактивных форм обучения, студенты специальности ГМУ в ней не разочаруются, у кого-то желание стать чиновником -усилится, у кого-то - проявится.
Интересен взгляд на процесс обучения будущих управленцев профессора И. Барци-ца. Он считает, что «если вузовская (университетская) система подготовки кадров воспитывает футболиста, то система подготовки управленцев воспитывает судью на поле, который должен обеспечить соблюдение правил игры и аргументированно использовать применение красной карточки при нарушении правил. Правила игры должны знать и игроки, и судьи, но использовать эти знания они должны по-разному. И этому надо учить. Причем учить специально и адресно» [16]. Мы также неоднократно отмечали, что использование компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов, показывает, что в ходе занятий преподаватель должен акцентировать внимание аудитории на умении овладевать профессиональными компетенциями, и тем самым готовить студентов к управлению делами государства. А наиболее включенные в этот процесс студенты и слушатели через исследовательскую и профессиональную деятельность, работу в общественных организациях найдут возможность применить полученные знания и навыки в практической работе [17].
Из изложенного выше следует, что вопрос кадрового обеспечения государственного и муниципального управления является одним из самых важных на повестке дня современного развития России. В этом контексте несомненна актуальность организации подготовки будущих управленцев, формирование у молодежи активной гражданской позиции, вовлечение в реализацию форм непосредственной демократии, в изучение лучших практик и их совершенствование с учетом исторического наследия и местных традиций.
Библиографический список
¡.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/news/47173.
3.Лякишева В.Г., Мураева Я.Н. Эволюция территориального общественного самоуправления в г. Барнауле // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2015. - № 12.
4.Текущий архив Совета ТОС Привокзального микрорайона г. Барнаула за 2010-2016 гг.
5.Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. - URL: http://barnaul.org/news/ molodezhnyy-parlament-goroda-barnaula.
6.Шарапов А.В. Историографический аспект молодежного парламентаризма // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2015. - № 12.
7.Четко и честно // Вечерний Барнаул. - 2016. - № 60.
8.Недоученный хуже переученного // Муниципальная Россия. - 2013. — № 3.
9.Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2018 годы» : постановление администрации города Барнаула от 05.08.2014 № 1671 (в ред. от 10.03.2016 № 355) // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. - URL: http://barnaul.org/.
10. Лякишева В.Г., Бочкарева Е.А. Об организационной структуре местного самоуправления в период муниципальной реформы // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров: материалы Международного экономического форума / под ред. С.Н. Бочарова. — Барнаул, 2014.
11. Овсиевский А.А., Лякишева В.Г. Организационно-правовые аспекты деятельности администрации района в Барнауле в ходе муниципальной реформы // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / под ред. В.В. Мищенко. - Вып. 7. - Барнаул, 2015.
12. Лякишева В.Г., Мищенко В.В., Шабалина Н.А Об информатизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник алтайской науки. - 2015. - № 3-4.
13. Капустян Л.А. Об опыте подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» // Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих как фактор, определяющий развитие региона : материалы научно-практической конференции / под ред. Н.Г. Ломовой. - Барнаул, 2013.
14. Говоренкова Т.М. Читаем Велихова вместе. - М., 1999.
15. Викицитатник [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikiquote.org/wiki/.
16. Барциц И. Подготовка кадров для государственного управления: от бакалавра до доктора // Государственная служба. - 2015. - №1 [Электронный ресурс]. - URL: http://pa-journal.ranepa. ru/article/r53/1032/.
17. Ломова Н.Г., Лякишева В.Г. Об опыте и перспективах совершенствования подготовки государственных и муниципальных служащих в ходе практической реализации образовательных стандартов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5 (42) [Электронный ресурс]. -URL: http://elibrary.ru/download/34201180.pdf.
References
1.The Constitution of the Russian Federation // Collection of the RF legislation. - 04.08.2014. - № 31, art. 4398.
2. The official website of the President of Russia [Electronic resourse]. — URL: http://www.kremlin.ru/ news/.
3.Lyakisheva V.G., Muraeva Ya.N. Evolyutsiya territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v g. Barnaule // Altayskiy vestnik gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhby. — 2015. — № 12.
4.Tekushchiy arkhiv Soveta TOS Privokzal'nogo mikrorayona g. Barnaula za 2010-2016 gg.
5. The official website of the City of Barnaul: [Electronic resourse]. - URL: http://barnaul.org/news/ molodezhnyy-parlament-goroda-barnaula.
6.Sharapov A.V. Istoriograficheskiy aspekt molodezhnogo parlamentarizma // Altayskiy vestnik gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhby. — 2015. — № 12.
7.Chetko i chestno // Vecherniy Barnaul.— № 60. — 2016.
8.Nedouchennyy khuzhe pereuchennogo // Munitsipalnaya Rossiya. — 2013. — № 3.
9. On Approval of the municipal program «Improvement of municipal management and development of civil society in the city of Barnaul for 2015—2018»: Resolution of the city administration of Barnaul of 05.08.2014 № 1671 (as amended 10.03.2016 № 355) // The official website of the City of Barnaul [Electronic resourse]. — URL: http://barnaul.org/.
10. Lyakisheva V.G., Bochkareva E.A. Ob organizatsionnoy strukture mestnogo samoupravleniya v period munitsipal'noy reformy // Ekonomicheskoe razvitie regiona: upravlenie, innovatsii, podgotovka kadrov: Proceedings of the International Economic Forum / edited by PhD S.N. Bocharov. — Barnaul, 2014.
11. Ovsievskiy A.A., Lyakisheva V.G. Organizatsionno-pravovye aspekty deyatel'nosti administratsii rayona v Barnaule v khode munitsipal'noy reformy // Aktual'nye voprosy funktsionirovaniya ekonomiki Altayskogo kraya: collected articles / edited by V.V. Mishchenko. — Vol. 7. — Barnaul, 2015.
12. Lyakisheva V.G., Mishchenko V.V., Shabalina N.A Ob informatizatsii protsessa predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug // Vestnik altayskoy nauki. — 2015. — № 3-4.
13. Kapustyan L.A. Ob opyte podgotovki magistrov po napravleniyu «Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie» // Problemy i perspektivy razvitiya professional'noy podgotovki gosudarstvennykh grazhdanskikh i munitsipal'nykh sluzhashchikh kak faktor, opredelyayushchiy razvitie regiona: Proceedings of the Scientific Practical Conference / edited by. N.G. Lomova. - Barnaul, 2013.
14. Govorenkova T.M. Chitaem Velikhova vmeste. — M., 1999.
15. Wikiquote [Electronic resourse]. — URL: http://ru.wikiquote.org/wiki/.
16. Bartsits I. Podgotovka kadrov dlya gosudarstvennogo upravleniya: ot bakalavra do doktora // Gosudarstvennaya sluzhba. — 2015. — №1 [Electronic resourse]. URL: http://pa-journal.ranepa.ru/ article/r53/1032/.
17. Lomova N.G., Lyakisheva V.G. Ob opyte i perspektivakh sovershenstvovaniya podgotovki gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh v khode prakticheskoy realizatsii obrazovatel'nykh standartov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2013. — №5 (42) [Electronic resourse]. — URL: http://elibrary.ru/download/34201180.pdf.