УДК 378.1
Lomova N.G., Lyakisheva V.G. ABOUT EXPERIENCE AND PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF PREPARATION OF CIVIL AND MUNICIPAL SERVANTS IN THE COURSE OF PRACTICAL IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARDS. The article reveals the experience of realization of the basic educational program for State and municipal administration (Bachelor's Degree) with specialty code 081100.
Key words: state standard of HPE (Higher Professional Education), general cultural and professional competence, interactive teaching methods, practice-oriented training.
Н.Г. Ломова, канд. психол. наук, доц. АФ РАНХиГС, г. Барнаул;
В.Г. Лякишева, доц. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОБ ОПЫТЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье раскрывается опыт реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация «бакалавр»).
Ключевые слова: государственный стандарт ВПО, общекультурные и профессиональные компетенции, интерактивные методы обучения, практическая направленность обучения.
В ходе проводимой в России административной реформы на различных уровнях идет обсуждение необходимости повышения качества работы государственного и муниципального аппарата и реализации программ реформирования и развития государственной и муниципальной службы. По нашему мнению современная кадровая политика рассматривается в качестве одного из основных средств повышения эффективности функционирования системы государственной службы и реализуется путем формирования кадрового состава профессиональных государственных служащих. Данный тезис актуален и для муниципальных служащих.
Важным моментом в формировании кадрового состава государственного служащего является подготовка студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ). В соответствии с ФГОС ВПО у студентов, слушателей и магистрантов должны быть сформированы определенные общекультурные и профессиональные компетенции [1; 2]. В результате изучения курсов «Основы государственного и муниципального управления», «Муниципальный менеджмент», «История государственного управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление» обучающиеся должны иметь представление о теории муниципального управления, об истории и этапах развития местного самоуправления и муниципального менеджмента; о системе, элементах, объекте и предмете муниципального управления; об основных направлениях деятельности муниципальных органов, их взаимодействии с органами государственной власти и населением. Они должны разбираться в вопросах управления муниципальной собственностью, реформирования муниципальных финансов, понимать особенности концептуально-стратегического подхода и программно-целевого метода планирования социально-экономического развития муниципального образования, иметь представление о ходе административной и муниципальной реформ, разбираться в вопросах создания «электронного правительства», деятельности органов власти по оказанию государственных и муниципальных услуг. Студенты должны знать такие понятия как управление муниципальным образованием и местное самоуправление (МСУ); правовые, территориальные, организационные, экономические основы МСУ; структуру органов МСУ, основные формы их деятельности; конституционные основы осуществления народом властных полномочий, законодательство, регламентирующее участие граждан в муниципальном управлении. Обучающиеся должны изучить многообразие организационных форм МСУ, взаимодействия власти и населения; особенности организации выборов, организации и проведения публичных слушаний, работы с обращениями граждан, территориального общественного самоуправления и иных форм участия населения в реализации форм непосредственной демократии. Также они должны уметь анализировать и формировать структуры органов МСУ различных муниципальных образований; выделять основные этапы подготовки заседаний представительного органа,
коллегии (совета) администрации, структуру повестки дня и регламента проведения заседания. Студенты должны знать особенности планирования работы органов местного самоуправления, в том числе структуру плана работы представительного органа, администрации муниципального образования; уметь составлять индивидуальный план работы муниципального служащего; организовать его рабочее место. Они должны уметь разработать должностную инструкцию, положение о структурном подразделении; выделять и обосновывать основные направления деятельности органов МСУ во взаимодействии с населением; оценивать эффективность деятельности муниципальных органов по решению вопросов местного значения, улучшению показателей социально-экономического развития поселения. Стандарт ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление» предусматривает также овладение современными информационными технологиями. В целях формирования позитивного имиджа муниципального образования студенты должны уметь выбрать наиболее рациональную модель организации МСУ, муниципальной службы и эффективного менеджмента конкретного поселения. Большое значение придается овладению навыками планирования и проектирования организаций, анализа информации по изучаемой теме. В рамках профессиональных компетенций обучающиеся должны также обладать умениями подготовки и принятия управленческих решений в области муниципального управления и улучшения взаимодействия власти и населения; владеть способами презентации деятельности органов МСУ и их должностных лиц по отдельным направлениям муниципального управления и взаимодействия с представителями местного сообщества.
Компетентностный подход предусматривает как пороговый уровень способностей, знаний и умений, так и повышенный уровень владения материалом, навыками его практического применения. Новые стандарты задают достаточно высокие параметры подготовки будущих государственных и муниципальных служащих. И это, несомненно, требует особого подхода в преподавании дисциплин учебного плана. Учитывая, что достаточно большой объем учебного материала студентам приходится осваивать самостоятельно, в образовательном процессе значительное место должны занимать интерактивные формы обучения. Для получения необходимых знаний учебно-методическими комплексами и рабочими программами (УМК и РП) предусматривается проведение практических занятий (в том числе выездных), подготовка сообщений, самостоятельная работа, деловые игры, применение «кейсовых» методик, выполнение творческих заданий и письменных работ.
Практика показала, что такие формы проведения занятий эффективны как для студентов очной формы обучения, так и для заочников. Реализация поставленных в УМК и РП целей зависит от многих объективных, и субъективных факторов. Смысл образования, исходя из компетентностного подхода, заключается не в том, чтобы вызубрить и запомнить теоретичес-
кий материал, а в том, чтобы будущий специалист научился самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта, чтобы он мог действовать в различных проблемных ситуациях. Отсюда особое внимание уделяется способам обучения.
На встрече в г. Краснодаре с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи 12 сентября 2012 г. Президент РФ В.В. Путин отметил необходимость вернуть безусловную ценность качеству образования, веру в его способность служить базовым социальным лифтом для нашего национального развития, а значит, важнейшим приоритетом современных усилий государства и общества [3]. В ноябре 2011 г. на Всероссийском студенческом форуме в г. Барнауле Д.А. Медведев еще раз, как и в Сколково, Костроме и на других встречах, подчеркивал необходимость «вливания молодой крови» в процесс государственного управления.
Получаемое молодежью образование также является одним из главных моментов в ее социальной адаптации. Рассматривая вопросы реформирования системы образования и подготовки кадров, можно отметить, что в современных условиях оно становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность как страны в целом, так и ее регионов, конкретных муниципальных образований. В этом контексте можно отметить, что одним из аспектов привлечения молодежи во власть является работа со студентами, проводимая их к активности в овладении обозначенными госстандартом компетенциями. Как уже отмечалось, большую роль здесь могут сыграть выездные практические занятия в государственные и муниципальные органы, встречи, круглые столы, экскурсии и иные формы интерактивных занятий.
Сегодня уже можно анализировать их результативность. Так, для закрепления темы о ходе административной и муниципальной реформ и создания электронного правительства в РФ проводилось практическое занятие на базе краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» (МФЦ). Студенты получили конкретную информацию об этапах административной реформы в Алтайском крае и на практике увидели один из шагов ее реализации - предоставление услуг в новом формате. В ходе занятия обсуждались вопросы работы с обращениями граждан, организационного, документационного и технического обеспечения центра, повышения уровня комфортности заявителей. Особенно отрадно, что студенты обратили внимание на практическое выполнение Указа Президента РФ № 601 от 12 мая 2012 года «О совершенствовании организации предоставления государственных услуг»
Результативным стало посещение Центральной базовой (опорной) территориальной избирательной комиссии г. Барнаула, где всем желающим предоставлена возможность стать участниками тестового голосования с применением комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). В муниципальном музее «Город» молодежь знакомится с периодами развития городского округа, его историей и традициями, этапами становления местного самоуправления в г. Барнауле.
На занятиях в соответствии с изучаемыми темами традиционно проводятся встречи студентов с депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания, Барнаульской городской Думы, Почетными гражданами г. Барнаула, руководителями различного уровня, где идут конструктивные диалоги по различным проблемам развития страны, края, города, поднимаются вопросы о необходимости тесного взаимодействия власти и местного сообщества.
По нашему мнению, основная задача преподавателя - пробудить у студентов интерес к выбранной специальности, к практической деятельности государственных и муниципальных органов, к их истории и современным тенденциям развития.
В 2012 г. исполнилось 75 лет Алтайскому краю и 135 лет Барнаульской городской Думе (БГД). Эти знаменательные даты также нашли отражение в учебном процессе. Есть примеры, когда проведенные занятия являются определенным «толчком» для их продолжения в другом формате. Весной 2012 г. в ходе встреч с председателем бГд четвертого созыва С.В. Красновым, председателями комитетов БГД пятого созыва А.А. Мироновым и А.В. Морозовым обсуждались вопросы деятельности представительного органа городского округа. Интерес, возникший у студентов к данной теме, проявился в их желании более глубоко вникнуть в депутатскую деятельность. Это побудило М. Шоши-ну и Д. Головко, - студентов АФ РАНХиГС при Президенте РФ,
подготовить доклад и видеопрезентацию «Барнаульская городская Дума: с момента основания до наших дней» и выступить перед студентами других групп и старшеклассниками средних образовательных учреждений.
Важным звеном формирования профессиональных компетенций студентов является процесс их включенности в научную деятельность. Молодой исследователь М. Шошина в течение нескольких лет исследует тему «Муниципальная власть глазами населения». Студентка АлтГУ Н. Шабалина изучает ход административной реформы на примере деятельности МФЦ. В ходе исследовательской деятельности осенью 2012 г. ими проведены опросы населения и подготовлены доклады на XIV традиционную городскую научно-практическую конференцию молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», где они заняли первое и третье места, соответственно, в секции «Местное самоуправление как форма народовластия в РФ».
В октябре 2012 г. в Барнауле проходили выборы депутатов Барнаульской городской Думы шестого созыва. Впервые этот орган формировался по смешанной избирательной системе, что наложило свой отпечаток на проведение избирательной кампании. К сожалению, не все представители, как студенчества, так и всего молодого поколения, занимают активную жизненную позицию, вникают в суть проходящих в России процессов. Попыткой привлечения внимания студентов к выборам стали проведенные дебаты между представителями различных партий, участвующих в выборах. Позитивным моментом можно считать то, что после освещения данной темы на занятиях некоторые студенты стали наблюдателями на избирательных участках, работали помощниками кандидатов в ходе избирательной кампании. Однако, низкая явка на выборах (18 - 20 процентов) показала, что в данном направлении необходимо работать более целенаправленно, используя различные площадки, в т.ч. молодежный Парламент, клуб молодых избирателей, молодежную избирательную комиссию и пр.
В рамках месячника молодого избирателя в феврале 2013 г. студенты приняли участие в круглом столе «Роль молодежи в муниципальном управлении». Депутат Барнаульской городской Думы шестого созыва, заместитель председателя комитета по законности и местному самоуправлению И. Мордовин поделился опытом участия в процессах становления молодежного парламентаризма и партийного строительства, проинформировал о представительном органе городского округа, роли молодых депутатов в его деятельности. Студент АлтГУ А. Сергеев рассказал о собственном опыте участия в общественной жизни, желании узнать работу городской Думы и администрации изнутри, что становится возможным при выполнении функций помощника депутата. В ходе беседы были затронуты вопросы правовых и организационных основ местного самоуправления, его информационного и кадрового обеспечения, взаимодействия власти и населения. Участники пришли к единодушному мнению, что судьба муниципальных образований - в руках их жителей, а молодежь должна уметь стойко преодолевать любые трудности в достижении поставленных целей и сохранять традиции, заложенные предшественниками.
При изучении темы организационно-управленческой деятельности главы муниципального образования, в рамках недели памяти главы городского самоуправления В.Н. Баварина, трагически погибшего 10 лет назад, 25 февраля 2013 г., состоялась встреча студентов группы 191 АФ РАНХ и ГС специальности «Государственное и муниципальное управление» с А.И. Шуль-гой и С.В. Красновым - бывшими руководителями города, работавшими с Владимиром Николаевичем в различные периоды его партийной и хозяйственной деятельности. Теплые слова участников встречи о В.Н. Баварине - Руководителе, Гражданине, Человеке сопровождались демонстрацией фотографий, книг и иных материалов из личных архивов. При подготовке к занятиям студенты проявили большой интерес к обсуждаемой теме и по собственной инициативе М. Шошина и Д. Головко подготовили специальное выступление и видеоряд, посвященный городскому главе. Завершился рассказ фильмом об одном из лучших мэров страны. Занятие практически стало мастер-классом для будущих управленцев, так как при его подготовке был соблюден один из главных принципов - обучение не должно быть оторвано от реальной жизни.
Полагаем, что подобные мероприятия полезны как для студентов, так и для представителей различных уровней власти
и местного сообщества. Подобные формы проведения занятий несомненно влияют на качество подготовки специалистов государственной и муниципальной службы.
Еще одним важным аспектом в процессе обучения являются вопросы формирования активной жизненной позиции, умения анализировать настоящее, прогнозировать будущее и сохранять исторические ценности. Неоднократно эти моменты освещались в ряде публикаций, особенно в 2012 г., объявленным в России Годом истории [4; 5].
С точки зрения Е.Н. Сабына, к.э.н., доцента кафедры региональной экономики и управления МИЭМИС АлтГУ, деятельность студента может быть направлена на создание продукта, который полезен не только ему, но и вузу, и его малой родине. Как раз на это и был направлен проект с аналогичным названием «Малая родина», реализуемый в Алтайском государственном университете по инициативе Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А. Толокон-ского. Данный проект предусматривает работу с талантливой
молодежью, мотивированной к научно-исследовательской деятельности, в результате которой органы государственной и местной власти могут увидеть новые, свежие идеи. По мнению В.А. Толоконского, участники проекта получают особые профессиональные компетенции, большой социальный опыт и навык работы в команде [6].
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Пока еще не очень большой срок работы по новым образовательным стандартам, предполагающим использование компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов, показывает, что в ходе занятий преподаватель должен акцентировать внимание аудитории на умении научаться, овладевать профессиональными компетенциями и тем самым, готовить студентов к управлению делами государства. А наиболее включенные в этот процесс студенты и слушатели через исследовательскую и профессиональную деятельность, работу в общественных организациях найдут возможность применить полученные знания и навыки в практической работе.
Библиографический список
1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ 02 марта 2000 года № 686.
2. ФГОС ВПО по направлению подготовки (магистратура) 08110068 «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ 15 февраля 2010 года № 123.
3. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи [Э/р]. - Р/д : http://www.kremlin.ru/ transcripts/16470
4. Лякишева, В.Г. Об исторических традициях и современных тенденциях в развитии Барнаульского городского самоуправления // Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности: материалы научно-практической конференции / под общ. ред. М.П. Щетинина. - Барнаул, 2012.
5. Лякишева, В.Г. О некоторых аспектах сохранения исторических и местных традиций как необходимого условия формирования чувства гордости за свою малую родину // Россия-страна передовых идей и новых технологий: всеросс. науч.-практ. конф. / гл.ред. М.Н.Дени-севич. - Екатеринбург, 2012.
6. Сабына, Е.Н. Экономисты - «малой Родине» // За науку. - 2013. - № 4.
Bibliography
1. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki (specialjnosti) 080504.65 «Gosudarstvennoe i municipaljnoe upravlenie», utverzhdennihyj Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF 02 marta 2000 goda № 686.
2. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki (magistratura) 08110068 «Gosudarstvennoe i municipaljnoe upravlenie», utverzhdennihyj Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF 15 fevralya 2010 goda № 123.
3. Vstrecha s predstavitelyami obthestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodyozhi [Eh/r]. - R/d : http://www.kremlin.ru/transcripts/ 16470
4. Lyakisheva, V.G. Ob istoricheskikh tradiciyakh i sovremennihkh tendenciyakh v razvitii Barnauljskogo gorodskogo samoupravleniya // Preobrazovanie Sibiri: ot reform PA. Stolihpina do sovremennosti: materialih nauchno-prakticheskoyj konferencii / pod obth. red. M.P Thetinina.
- Barnaul, 2012.
5. Lyakisheva, V.G. O nekotorihkh aspektakh sokhraneniya istoricheskikh i mestnihkh tradiciyj kak neobkhodimogo usloviya formirovaniya chuvstva gordosti za svoyu maluyu rodinu // Rossiya-strana peredovihkh ideyj i novihkh tekhnologiyj: vseross. nauch.-prakt. konf. / gl.red. M.N.Denisevich.
- Ekaterinburg, 2012.
6. Sabihna, E.N. Ehkonomistih - «maloyj Rodine» // Za nauku. - 2013. - № 4.
Статья поступила в редакцию 20.09.13
УДК 378
Kharlov M.A. MANAGEMENT OF KNOWLEDGE AND REFLECTIVE BEGINNINGS IN VOCATIONAL TRAINING.
Theoretical concepts and the experience of management of knowledge and reflective beginnings in vocational training are analyzed, the author offers the mechanism of such management which is based on information and communication technologies.
Key words: management of knowledge, reflective beginnings, vocational training.
М.А. Харлов, канд. тех. наук, директор ГБПОУ «Шадринский политехнический колледж», г. Шадринск, E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ НАЧАЛА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье даны теоретические представления и эпирический опыт управления знаниями и рефлексивными началами в среднем профессиональном образовании, предложен авторский механизм такого управления, базирующийся на информационно коммуникационных технологиях.
Ключевые слова: управление знаниями, рефлексивные начала, среднее профессиональное образование.
В конце девяностых годов прошлого века на смену знаме- териальная ценность». Эффективное использование имеющихся
нитого лозунга: «Знание - сила», пришел новый, менее извест- знаний становится актуальной задачей современной России, ре-
ный, но более значимый и прагматичный лозунг: «Знание - ма- шающей проблемы ее выживания и развития в современных ус-