Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ И КОНТРОЛЮ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ И КОНТРОЛЮ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.С. Дронов, О.Л. Максимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ И КОНТРОЛЮ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

© И. С. ДРОНОВ, О. Л. МАКСИМОВ, 1989 УДК 613/614:378.661

И. С. Дронов, О. Л. Максимов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ И КОНТРОЛЮ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

Ростовский медицинский ииститут

Система подготовки специалистов в вузе предусматривает овладение специальными знаниями, умениями и практическими навыками, позволяющими выполнять определенные {характерные для данной специальности) профессиональные действия. При этом качество подготовки специалистов определяется тем, как выпускник ориентируется в конкретной ситуации, какое профессиональное действие он выбирает для разрешения ситуации и на каком уровне (с каким совершенством) он это действие осуществляет. Именно от конечной фазы профессиональной деятельности, от реализации знаний и умений в форме конкретного практического навыка зависят результаты работы специалиста, эффективность его деятельности. Знать, «что делать» в конкретной ситуации и даже «как сделать», теперь недостаточно. Современный уровень подготовки в вузе выдвигает необходимое условие выработки у выпускников еще и практических навыков, т. е. достижения определенных уровней выполнения специальных профессиональных действий. Без этого специалист не сможет реализовать свои знания и умения в конкретной профессиональной деятельности.

Вот почему в условиях совершенствования и перестройки высшей школы особое значение придается соединению теории и практики в учебном процессе вузов страны. На это нацеливает новый учебный план подготовки врачей в медицинских институтах, причем I и V курсы начали занятия по этому плану уже с 1 сентября 1987/88 учебного года. Особенность нового учебного плана заключается в соединении теории и практики. Как предполагается решить эту проблему?

На наш взгляд, в новом учебном плане недостаточно детально разработана система освоения, закрепления и контроля практических навыков у студентов на всем протяжении обучения в вузе. Эта система складывается из выработки у студентов практических навыков на аудиторных (лабораторных или практических) занятиях по базовым и профильным дисциплинам, при самостоятельной работе студентов (предусмотренной учебным планом), самоподготовке к аудиторным занятиям и самостоятельной работе (как известно, новый учебный план регламентирует часы на подготовку студентов); в период производственной практики (на 1, 2, 5, б, 10-м семестрах) и специализации (11—12-й семест-

ры); в период врачебной практики по специализации (конец 11-го семестра).

Контроль за освоением навыков должен проводиться на всем протяжении учебного процесса в вузе параллельно с освоением практических навыков: на аудиторных (лабораторных или практических) занятиях как по базовым, так и по профильным дисциплинам (по итогам работы студентов на занятиях с помощью специальных тестов или задач и т. п.); при самостоятельной работе по ее результатам, отражающим степень —, освоения применяемого в данной работе навыка; V при самоподготовке по тестам исходного уровня знаний; на переводных и государственных экзаменах и зачетах, при подведении итогов производственной практики непосредственно после ее окончания, а также на специально предусмотренных новым учебным планом аттестациях практической подготовки студентов на II и IV курсах по итогам выполнения учебной программы и в зависимости от общественной активности студента; на специализации и в период врачебной практики по итогам их проведения, по объему и качеству освоения программы специализации и врачебной практики. Контроль завершается на VI курсе перед государственным экзаменом комплексной аттестацией готовности сту-^ дентов к самостоятельной профессиональной деятельности.

Проверка освоения практических навыков заканчивается государственными экзаменами (выпускными), где дается заключительная оценка знаниям, умениям и практическим навыкам,— т. е. профессиональной компетентности и пригодности выпускаемого специалиста.

Реализация описанной системы освоения, закрепления и контроля практических навыков у студентов обеспечивается наличием модели специалиста и квалификационной характеристики специальности, детально расшифрованных в части перечисления практических навыков, определяющих требуемый уровень квалификации вы^ пускаемого специалиста; критериев освоений" этих практических навыков, позволяющих определить, достиг ли выпускник уровня, требуемого данной специальностью; единой сквозной программы подготовки специалистов, расшифрованной детально в части освоения практических навыков с их распределением по составляющим сквозную программу учебным дисциплинам; со-

ответствующих критериев оценки практических навыков для контроля за освоением их на всем протяжении подготовки специалиста в вузе; необходимого методического обеспечения освоения практических навыков на всем протяжении обучения студентов в вузе. Так, по всем дисциплинам, составляющим специальность, должны быть методические разработки, отражающие, как студент может и должен освоить требуемые практические навыки, а также как можно самому студенту или преподавателю проконтролировать (оценить) степень их освоения; необходимого материального оборудования как непременного условия освоения в реальности практических профессиональных действий.

По нашему мнению, освоение практических навыков требует учета, кроме перечисленных выше, и других дополнительных условий: основу проведения лабораторных занятий должна составлять самостоятельная работа студентов (помимо самостоятельной работы, введенной в сетку учебного плана), т. е. максимальная самостоятельность и даже автономность в работе студента (при возможности консультаций, общего руководства и контроля со стороны преподавателя) будут способствовать самостоятельному освоению студентами практических навыков, в том числе деонтологических — навыков общения санитарного врача с администрацией объекта санитарного надзора и советско-партийными органами; работа студентов на лабораторных занятиях и самостоятельная работа должны и по форме, и по содержанию приближаться к видам и формам профессиональной деятельности практических врачей; с целью стимулирования освоения практических навыков необходимо поощрять и развертывать в медицинском институте соревновательные формы обучения, такие как олимпиады, конкурсы, требующие демонстрации уровня освоения практических навыков.

Поскольку в современных условиях вышестоящие методические центры не имеют определенных подходов к решению стоящих проблем, то гигиенические кафедры нашего института опираются на собственный опыт как методическую базу в своей деятельности по разработке, освоению и контролю практических навыков.

Ввиду отсутствия на настоящий момент законченных моделей специалистов, новых квалификационных характеристик и соответствующих им сквозных программ подготовки врача-гигиениста, врача-эпидемиолога и врача-профпатолога ^афедрами разработаны перечни практических Аавыков, отражающих особенности профессиональной деятельности указанных специалистов. За основу взяты перечни практических навыков определенные действующими программами по соответствующим дисциплинам (предполагается, что с введением новых учебных программ с 1988/89 учебного года эти перечни будут скорректированы).

Исходя из перечней практических навыков по специальности каждая выпускающая кафедра разрабатывает сквозную программу освоения практических навыков по своей специальности (опираясь на действующие программы и перечни практических навыков базовых дисциплин).

В методических комиссиях разного уровня обсуждается вопрос о том, что понимать под критериями оценки практического навыка, какими по содержанию и в какой форме (с какими градациями оценок) должны быть эти критерии, с тем чтобы выпускающие и другие кафедры могли разработать комплекс критериев оценки освоения практических навыков для любого этапа подготовки студента в вузе. Особо важным представляется этот вопрос для проведения аттестации практической подготовки студентов на II и IV курсах и комплексной аттестации готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности на VI курсе перед государственными экзаменами.

Продолжается работа над методическим обеспечением всех видов занятий, производственной практики и специализации. Все кафедры санитарно-гигиенического факультета нашего института имеют методические разработки к лабораторным занятиям. Сейчас гигиенические кафедры переориентируют эти разработки на преимущественное выполнение студентами практических действий, характерных для профессиональной деятельности соответствующих специалистов. Особое значение здесь имеет составление методических разработок для самостоятельной работы студентов, прежде всего определяющих программу практических действий студента в условиях конкретной ситуации. В разработки необходимо включать перечень практических навыков. Стоит обратить внимание и на создание пособий для самоподготовки. Обобщая проблему составления подобных методических разработок, нацеленных прежде всего на формирование у студентов практических навыков в условиях максимальной самостоятельности, можно заключить, что оптимально этим требованиям отвечают модели Единой методической системы, предложенные I ММИ им. И. М. Сеченова.

Все зачеты и экзамены должны включать в себя элементы контроля освоения практических навыков, отражающих реальные формы профессиональной деятельности врача-специалиста. Все кафедры обязаны продолжать работу по материальному оснащению учебного процесса оборудованием, необходимым для полного освоения студентами требуемых практических навыков. При этом надлежит разработать списки табельного учебного оборудования, требующегося для реализации освоения практических навыков студентов.

Проблемы организации и проведения самостоятельных работ студентов с целью создания оптимальных условий для этой формы учебного

2 Гигиена и санитарии № 12

— 33 —

процесса должны регулярно обсуждаться на цикловых и центральных методических комиссиях.

Все эти предложения охватывают большой объем работы, которую предстоит выполнить преподавателям санитарно-гигиенического факультета, однако, по нашему мнению, все кафедры обладают достаточным научным и методическим потенциалом для осуществления такой работы.

Проводимая на гигиенических кафедрах работа по совершенствованию практической профессиональной подготовки специалистов еще более убеждает нас в необходимости насущной потребности перечня практических навыков, который должен учитываться при подготовке специалиста. Ориентация работы педагога на конкретный

конечный результат позволит целенаправленно управлять учебным процессом и совершенствовать его. Разумеется, перечень практических навыков специалистов, квалификационных характеристик и т. п., не мыслятся как нечто, раз и навсегда данное. Напротив, в ходе дальнейшего развития гигиенической науки и санитарной практики, в результате широкого и аргументированного обсуждения в печати учеными, педагогами и практическими врачами перечни практических навыков, как и сами модели специалистов, квалификационные характеристики, должны меняться и совершенствоваться. Сейчас же нет и несовершенных, что приводит к большому распылению рабочего времени педагогов и методистов.

Поступила 05.04.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 614.3/.4(476.1-25)

В. М. Челнов, М. А. Цыбулько, И. Ю. Залмовер, О. М. Резникова ^

ОПЫТ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ В МИНСКЕ

Минская городская санэпидстанция; Санэпидстанция Фрунзенского района, Минск

Проведенные в Минске мероприятия по совершенствованию управления санитарно-эпидемио-логической службой [2] (централизация управления и финансирования, централизация санитарно-гигиенических и бактериологических исследований, создание централизованного отдела гигиены труда) позволили приступить к оптимизации структуры районных санэпидстанций (рай-СЭС).

На первом этапе (1985—1986 гг.) были упразднены должности заведующих отделами и введены должности заместителя главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам и заведующего противоэпидемическим отделением. Руководство всеми отделениями возложено на заместителя главного врача. Такие изменения положительно сказались на осуществлении комплексности в работе специалистов, преемственности и взаимозаменяемости, на организации рационального использования сил и средств и маневрировании ими. Распределение обязанностей между главным врачом и его заместителем исключило дублирование в работе руководителей и позволило главному врачу уделять больше внимания решению социально-гигиенических проблем на уровне района.

Вместе с тем проведенные структурные изменения не обеспечили организацию постоянного слежения за санитарно-эпидемиологической ситуацией в районе, эффективное использование специалистов противоэпидемического отделения. Существовавшая структура не соответствовала возросшим требованиям к специалистам сан-

эпидслужбы по достижению положительных конечных результатов. Узкая специализация врачей санэпидслужбы на уровне райСЭС (эпидемиологи, паразитологи, дезинфекционисты, гигиенисты различного профиля) приводила к частым посещениям одних и тех же объектов различными специалистами, составлению множества справок и актов, нередко с противоречивыми предложениями.

В связи с этим с января 1987 г. по инициативе ^ специалистов СЭС Фрунзенского района Минска начат эксперимент по оптимизации структуры и внедрению интенсивных методов организации санитарно-эпидемиологического надзора. Измененная структура райСЭС представлена на схеме 1. Сформировано 5 оперативных отделений. Введена должность заведующего отделением санэпид-надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) за счет должности заведующего паразитологическим отделением. Указанная должность имеется только в СЭС II категории. Поэтому для СЭС III категории мы рекомендовали создавать вместо отделения группу и включать ее в состав отделения санэпиднадзора за инфекционными болезнями (схема 2). 0

Основным из предложенных изменений в" структуре СЭС явилось введение в штаты всех гигиенических отделений специалистов эпидемиологической службы, что соответственно расширило их функции. Произошло создание объединенного гигиенического и эпидемиологического надзора. Каждый специалист стал осуществлять на закрепленном объекте контроль за про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.