Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАБОТНИКОВ ТРАВМООПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАБОТНИКОВ ТРАВМООПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Юшкова О.И., Матюхин В.В., Порошенко А.С., Ямпольская Е.Г.

В работе представлены основные методы, позволяющие оценить функциональное состояние различных систем организма человека, и разработанные на их основе критерии профессиональной пригодности для разных видов современной деятельности. Обследование работников 11 видов травмоопасных профессий позволило разработать интегральный показатель для профотбора в профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC APPROACHES TO DETERMINING THE LEVEL OF OCCUPATIONAL FITNESS IN JOBS PRONE TO TRAUMA

The article deals with main methods to evaluate functional state of various body systems and with the methods-based criteria of occupational fitness for miscellaneous activities. Examination of 11 types of jobs prone to trauma helped to specify integral parameter for occupational selection.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАБОТНИКОВ ТРАВМООПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ»

УДК 613.62:614.8

О.И. Юшкова, В.В. Матюхин, А.С. Порошенко, Е.Г. Ямпольская

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАБОТНИКОВ ТРАВМООПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ

ГУ НИИ медицины труда РАМН, Москва

В работе представлены основные методы, позволяющие оценить функциональное состояние различных систем организма человека, и разработанные на их основе критерии профессиональной пригодности для разных видов современной деятельности. Обследование работников 11 видов травмоопасных профессий позволило разработать интегральный показатель для профотбора в профессию.

Ключевые слова: профессиональный отбор, работники травмоопасные профессий, профессионалыная при-годносты, интегралыныш показатель.

O.I. Yushkova, V.V. Matiukhin, A.S. Poroshenko, E.G. Yampolskaya. Methodic approaches to determining the level of occupational fitness in jobs prone to trauma. The article deals with main methods to evaluate functional state of various body systems and with the methods-based criteria of occupational fitness for miscellaneous activities. Examination of 11 types of jobs prone to trauma helped to specify integral parameter for occupational selection.

Keywords: occupational selection, jobs prone to trauma, occupational fitness, integral parameter.

Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям конкретных специальностей.

Бурное развитие эргономики, инженерной психологии, гигиены, физиологии труда свидетельствует о возрастающей роли человеческого фактора в производственном процессе. Надежность работы человека в современных условиях связана с профессиональным отбором специалистов. По подсчетам зарубежных экономистов внедрение методов профессионального отбора снижает текучесть кадров в отдельных отраслях промышленности в 2—2,5 раза. Известно, что травм в промышленности

обусловлены профессиональным несоответствием рабочих.

Многолетний опыт применения профессионального отбора в промышленности и армии США показал, что эффективность его чрезвычайно высока. Отечественные исследователи приводят следующие данные [4]: отсев «непригодных» в процессе обучения снижается с 30—40 до 5—8 %, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70 %, надежность систем управления повышается на 10— 25 %, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30—40 %.

Проблема психофизиологического отбора сводится к двум основным аспектам: к определению требований, предъявляемых человеку той или иной деятельностью, и к оценке уровня развития его способностей, лимитирующих эту деятельность. Успех профессиональной психодиагностики в значительной степени зависит от выбора методических принципов и

методик, адекватных целям и задачам исследования. Степень жесткости требований при профессиональном отборе различна и обусловлена степенью экстремальности условий и характером труда.

Наиболее высокие требования к психофизиологическим характеристикам здорового человека предъявляются при работе в космосе, авиации, под водой, в условиях высокогорья, за полярным кругом, в Антарктиде. Достаточно жесткие психофизиологические характеристики с целью обеспечения надежности работы человека и сохранения его здоровья необходимы для видов деятельности, сопряженных с потенциальной травмоопасностью: работы на высоте, на транспорте, с огнеопасными и взрывоопасными веществами, обслуживание энергосистем, добыча газа и нефти и т. д.

Основной целью профессионального отбора является обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляет к нему тот или иной вид профессиональной деятельности. Достижение этой цели, с одной стороны, позволяет с большим успехом решать задачу повышения производительности труда, экономить финансовые и материально-технические ресурсы, уменьшить число аварий и травм на производстве, повысить эффективность сложных систем «человек—машина». С другой стороны — за счет рационального использования людей, различающихся по своим психофизиологическим возможностям, достигнуть наибольшей удовлетворенности своим трудом, способствовать всестороннему развитию личности и уменьшить вероятность возникновения профессиональных заболеваний.

Известно, что условия жизни и трудовая деятельность существенно влияют на формирование и развитие многих качеств личности, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи с этим в процессе психофизиологического отбора дается оценка как достаточно биологически устойчивых функций, так и изменяющихся в процессе жизнедеятельности индивида.

Решая задачу оценки и прогнозирования профессиональной пригодности, необходимо учитывать не только профессионально значимые устойчивые психофизиологические свойства личности, но и другие, не менее важные характеристики.

Наряду с психофизиологическими характеристиками необходимо принимать во внимание антропометрические данные, физическое развитие кандидатов на соответствующие специальности. Многие профессии сопряжены не только с выполнением набора специфических рабочих операций, но и с особенностями режима труда и отдыха (сменный труд с ночной занятостью, дежурство за пультом контроля технических систем), с влиянием производственной среды и воздействием экстремальных факторов. Не все люди в необходимой мере и в приемлемые сроки могут овладеть профессией, предъявляющей особые требования к состоянию здоровья, приспособиться к специфическим условиям работы по данной специальности. В ряде случаев приходится отбирать тех из них, которые обладают наибольшей устойчивостью к воздействию условий трудовой деятельности, могут адаптироваться к ним в относительно короткие сроки без ущерба для здоровья и работоспособности [1, 2].

Говоря о целесообразности профессионального отбора и его эффективности для ряда специальностей, предъявляющих к человеку специфические требования, следует иметь в виду два существенных обстоятельства, определяющих и ограничивающих сферу его применения и возможности.

Сам по себе профессиональный психофизиологический отбор не является единственным решающим средством обеспечения высокой производительности труда, достижения требуемого качества специалистов и высокой эффективности системы «человек—машина» и с целью предупреждения аварийности и травматизма.

Профессиональный отбор представляет собой только один из компонентов сложной системы мероприятий, методов и средств комплексного учета человеческого фактора в современном производстве. Надежность работы человека возрастает при обеспечении физиологически рациональных режимов труда и отдыха, безопасной и здоровой производственной среды, создании технических средств с высокими эргономическими характеристиками, коллективной и индивидуальной защиты работающих от воздействия профессиональных вредностей, при достаточном информационном обеспечении специалистов операторско-диспетчерского, руководящего и исполнительского профиля.

Различают следующие основные виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Следует отметить, что профессиональный отбор — это специально организованный исследовательский процесс, позволяющий с помощью научно обоснованных методов выявить и определить кандидатов, которые по индивидуальным качествам наиболее пригодны к обучению, приобретению профессиональных навыков и дальнейшей деятельности — в рамках сложных ответственных профессий по конкретным специальностям, к занятию соответствующих вакансий.

Исходя из этого решается вопрос комплексной оценки состояния здоровья конкретного индивида, уровня общеобразовательной подготовленности, социальных данных, профессиональных способностей с помощью системы мероприятий по медицинскому, образовательному, социальному и психофизиологическому отбору.

Психофизиологический отбор предназначен для выявления у кандидатов тех профессионально важных психофизиологических свойств, которые необходимы для успешного овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, определяющими успешность последующей профессиональной деятельности по конкретной специальности [4].

Среди видов профессионального отбора психофизиологический отбор занимает особое место. Психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Психофизиологические свойства (характеристики) человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью.

При профессиональном отборе психофизиологическое обследование предусматривает исследование и оценку совокупности профессионально важных психофизиологических свойств кандидата. Для оценки профессиональной пригодности недостаточно оценить какое-то одно психофизиологическое свойство, даже если оно и является весьма важным. Обычно применяется комплекс психофизиологических методик, позволяющих охарактеризовать некоторую совокупность психофизиологических свойств личности. Для каждой профессии определяются наиболее значимые в отношении профессиональной успешности психофизиологические свойства. Проводятся индивидуальное обследование с применением аппаратурных методик, групповое обследование с использованием бланковых психофизиологических тестов, индивидуальная беседа и наблюдение по заранее составленным планам. Могут использоваться также методики моделирования основных элементов профессиональной деятельности.

В настоящее время разработаны основные направления системы психофизиологического отбора, к которым относятся следующие:

— разработка перечня определенных опасных видов работ для системы профессионального отбора;

— выделение отдельных психофизиологических характеристик профессиональной пригодности, обеспечивающих безопасность в производственных условиях;

— обоснование информативных физиологических методов для выявления профессиональной пригодности работников;

— применение математико-статистических подходов для ранжирования установленных психофизиологических критериев для определения их нормативов;

— представление нормативных уровней психофизиологических и физиологических критериев по установленным опасным видам работ;

— разработка подходов к расчету интегрального показателя профессиональной пригодности.

На первом этапе анализ литературных и собственных данных показал, что в народном хозяйстве имеется целый ряд видов работ, при которых трудовая деятельность связана с повышенной вероятностью возникновения несчастных случаев или ошибочных реакций, что может привести к существенным неблагоприятным последствиям. Это травмоопасные профессии: все виды подземных работ; работы, связанные с пребыванием человека под водой, в кессонах, барокамерах, водолазные работы; на высоте, верхолазные работы; работы, связанные с выработкой черных, цветных металлов и химических веществ; по машинной обработке черных и цветных металлов; работы, связанные с бурением, добычей нефти и газа, их транспортировкой и хранением; работы по обслуживанию действующих электроустановок; работы с взрывоопасными и огнеопасными материалами; по управлению и обслуживанию водного транспорта и рыбопромышленных предприятий; работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением; работы по управлению наземным транспортом.

Вторым этапом решения проблемы является анализ трудового процесса, а также физиолого-ги-гиеническое и психофизиологическое описание рабочей деятельности для определения требований к профессионально важным качествам индивида. Разработка требований к профессионально важным качествам и функциям человека начинается с сопоставления профессиограммы деятельности. Только в результате профессиографии может быть реализован подход, предполагающий соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями, входящими в структуру профессиональной деятельности.

Следующим этапом решения проблемы профессионального отбора является подбор и разработка методических приемов оценки профессиональ-

но важных качеств личности. Решение этой задачи предусматривает изыскание таких методик, по результатам применения которых можно было бы объективно обнаруживать различия в состоянии изучаемых функций у лиц с разным уровнем их совершенства, получать стабильные результаты при повторных исследованиях у одного и того же испытуемого, выявлять именно те свойства, для оценки которых предназначены данные методики. Другими словами, необходимо использовать методики, обладающие информативностью, прогностич-ностью, надежностью и дифференцированностью

[3].

При проведении профотбора используются разнообразные психофизиологические методы исследований, которые позволяют оценить величину показателей центральной нервной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем, аппарата внешнего дыхания, уровня физической подготовленности, а также личностных свойств человека.

По результатам исследований из апробированных более 40 психофизиологических методов для всех профессий, относящихся к травмоопасной деятельности, обязательными выделены 14 методов, отражающих состояние различных систем организма.

Одним из этапов разработки системы профессионального отбора является выработка количественных критериев оценки психофизиологического обследования и уровня профессиональной подготовки или эффективности деятельности. При обработке данных, полученных исследователем в целях профессионального отбора, большое значение имеют математико-статистические методы анализа результатов. При этом анализируются как исходные, так и сдвиги функциональных показателей к концу работы. Например, по исходным данным, выявляются статистически значимые различия между группами рабочих высокой квалификации и менее квалифицированными. Особенно большое значение для достижения эффекта при проведении психофизиологического отбора имеет тщательная разработка критериев профессиональной успешности (или успешности обучения). В качестве таких критериев используются показатели качества профессиональной деятельности, производительности труда. К внешним критериям предъявляются требования адекватности, полноты, практичности, динамичности и пригодности к различению лиц с высокой и низкой успешностью в профессиональной деятельности.

Динамика функциональных сдвигов в процессе работы может представлять интерес с двух точек зрения: малоквалифицированные рабочие выполняют производственные задания с большим напряжением, чем высококвалифицированные. Поэтому изменения функциональных свойств в процессе рабочей смены могут служить дополнительной характеристикой профессиональной пригодности работающих. В то же время для производственной «активности» особое значение имеют «ключевые функции», несущие на себе особую нагрузку. Степень

их развития обычно и лимитирует профессиональную пригодность рабочего.

После получения средних величин значимости каждого психофизиологического свойства последние ранжируются по их важности для конкретного вида профессиональной деятельности. В результате такого анализа составляется перечень профессионально важных психофизиологических свойств, подлежащих исследованию и оценке для решения вопроса о профессиональной пригодности испытуемых.

Подлежащий статистической обработке исходный материал представляет собой ряд значений, не совпадающих друг с другом. Такой ряд значений называется статистической совокупностью, а каждая составляющая этой совокупности — вариантой. Статистическая совокупность оценивается с точки зрения симметрии распределения. Чаще всего в медико-биологических исследованиях встречается нормальное (Гаусс-Лапласовское) распределение. Оно является симметричным, то есть положительные и отрицательные отклонения равной величины встречаются одинаково часто. Основная часть отклонений от средней величины находится в пределах ± О, то есть 68,3 % всех вариант отклоняются не больше чем на величину среднеквадратичного отклонения. В пределах ± 2о находится 95,5 % всех вариант.

Отношение статистической совокупности к нормальной дает основание проводить градуирование психофизиологических показателей по величине

среднеквадратического отклонения (о) вариантного ряда.

Для целей разработки критериев профессионального отбора используется метод ранжирования. При этом вначале проводится упорядочение совокупности, которое состоит в том, что варианты располагаются в порядке возрастания или убывания их численных значений. Последовательные места, занимаемые вариантами при таком упорядочении, имеют название рангов, а сам процесс приписывания каждой варианте определенного ранга называется ранжированием. При ранжировании психофизиологических показателей определение границ классов (балльной оценки) проводится на основе сред-неквадратического отклонения. Такой подход широко используется. Определение границ классов критериальных характеристик проводится на основе величины среднего квадратического отклонения как в сторону увеличения уровня изучаемого показателя, так и в сторону его понижения, по мере возрастания балльной оценки от 1 до 6 (табл. 1).

По результатам наших исследований были научно обоснованы и разработаны критериальные значения психофизиологических показателей для трав-мооопасных видов деятельности, некоторые из них, как пример представлены в табл. 2.

При проведении профотбора полученные результаты показателей состояния функциональных систем организма исследуемого человека сопоставляются с требуемыми критериальными значениями

Т а б л и ц а 1

Определение границ рангов изучаемых психофизиологических функций

Границы распределения < X—2g Х—2о до Х—1g X—1g до Х X до X+1g X+1g до X+2g > X+2g

Ранги 1 2 3 4 5 6

№ Методика Прибор Показатели Критериальные значения

1 Реакция на Комплекс хроно- Время опережения, мс 249 ± 49

движущийся рефлексометрический Время запаздывания, мс 282 ± 27

объект КХР-1 Показатель нервных процессов, усл. ед. 0,90 ± 0,30

2 Тест СМОЛ Бланковая методика Шкала

1 49 ± 9

2 50 ± 7

3 50 ± 9

7 51 ± 8

3 Электро- Электрокардиограф Частота сердечных сокращений, уд./мин 72 ± 6

кардиография Амплитуда зубца, мВ

Р 0,15 ± 0,03

И 1,25 ± 0,29

Т 0,40 ± 0,06

Индекс Р/Т, % 28,2 ± 9,4

Систолический показатель — СП, % 44,6 ± 8,6

Т а б л и ц а 2

Критериальные значения психофизиологических показателей для исследованных видов работ

характеристик, что и позволяет сделать заключение о профессиональной пригодности в конкретной профессии.

Профессиональную пригодность можно оценить одним из двух возможных подходов на основании полученных физиологических показателей.

Оценка пригодности к травмоопасным профессиям проводится на основе результатов физиологических исследований. Полученные показатели психофизиологических функций сопоставляются с критериальными значениями этих показателей с учетом 14 методов исследования. Если метод имеет несколько показателей, то соответствие полученных данных критериальным значениям должно быть не менее чем по 2 показателям, а в некоторых методах, таких, как СМОЛ, совпадение должно иметь место по 7 шкалам. Условием годности является соответствие изучаемых параметров физиологических функций критериальным значениям по 9 и более методам исследований, то есть в 65 % случаев.

При оценке профессиональной пригодности по интегральному показателю используется принцип ранжирования физиологических показателей при условии нормального распределения всех изучаемых признаков. При ранжировании психофизиологических функций каждому показателю присваивается балл (от 1 до 6). Определение границ классов проводится на основе среднего квадратичного отклонения — (о). Пригодными будут лица, показатели которых изменяются в пределах ± 1,0о и соответствуют 3 и 4 рангу.

При расчете интегрального показателя профессиональной пригодности порядковый номер ранга является балльной оценкой величины психофизиологического показателя. Количество баллов по всем используемым методикам суммируется. Находится усредненная балльная оценка по формуле:

х _ N,

где £Б — сумма баллов; N — число методик.

Интегральный показатель является результатом умножения усредненной балльной оценки на соответствующую величину весового коэффициента «К». Коэффициент определяется по формуле:

Кп _ хп2' хп

где К — весовой коэффициент; Оп — среднеквад-ратическое отклонение вариационного ряда; Хп — среднее значение вариационного ряда.

Для наших условий весовой коэффициент равен 0,12.

Интегральный показатель определяется по формуле:

Ц, = К х Хп,

где Ьп — интегральный показатель; Хп — усредненная балльная оценка; Кп — весовой коэффициент.

Профессионально пригодными для работ в травмоопасных профессиях считаются лица, у которых нижняя граница интегрального показателя составляет не менее 0,23 усл. ед., а верхняя обусловлена количеством методов, показатели которых совпадают с критериальными значениями.

На основании результатов исследований разработаны и представлены в Министерство труда методические рекомендации «Методика профессионального отбора работников травмоопасных профессий».

В ы в о д ы. 1. Проведение профотбора обеспечивает выявление соответствия возможностей человека требованиям, которыле предъявляет к нему вид профессиональной деятельности. 2. Результаты исследований позволили выделить 14 обязательных психофизиологических методов, отражающих состояние различных систем организма для отбора в травмоопасные профессии. 3. На основе метода ранжирования разработаны критериальные значения психофизиологических показателей для травмоопасных профессий. 4. Оценка профессиональной пригодности проводится при расчете интегрального показателя, нижняя граница которого составляет не менее 0,23 усл. ед.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарев И.П., Исаева М.Н., Маликова О.В. и др. // В кн.: Сб. материалов 10-й Всероссийской конференции «Успехи и перспективы физиологии труда в III тысячелетии». — М., 2001. — С. 42—44.

2. Кучма В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д. // В кн.: Сб. научных трудов «Актуальные вопросы координации соматосенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности». — Тверь, 1996. — С. 59—66.

3. Психофизиологические методы профессионального отбора в ведущие профессии предприятий электрических сетей: Методические рекомендации. —

Киев, 1980.

4. Тараканов О.П. // В кн.: Сб. трудов «Психофизиологические аспекты целенаправленной деятельности человека». — М, 1992. — С. 50—51.

Поступила 06.10.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.