Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В УКРАИНЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / СИСТЕМА ОТБОРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кальниш В.В., Ена A.M.

Рассмотрено современное состояние профессионального психофизиологического отбора в Украине. Отмечены проблемы использования показателей эффективности деятельности в качестве внешних критериев профессионального отбора. Предложен методологический подход к учету структуры взаимосвязи психофизиологических функций при построении решающих правил профессионального психофизиологического отбора. Разработана структурно-функциональная схема организации государственной системы профессионального психофизиологического отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY STATE OF OCCUPATIONAL PSYCHOPHYSIOLOGIC SELECTION IN UKRAINE

The authors considered contemporary state of occupational psychophysiologic selection in Ukraine, stressed problems of using efficiency parameters as external criteria of occupational selection, suggested methodic approach to considering structure of relationships between psychophysiologic functions in designing key rules of occupational psychophysiologic selection. The authors specified structural and functional scheme of organizing governmental system for occupational psychophysiologic selection.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В УКРАИНЕ»

УДК 613.6.015/02:159.91

В.В. Кальниш, А.И. Ена

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В УКРАИНЕ

Украинская военно-медицинская академия, Киев

Рассмотрено современное состояние профессионального психофизиологического отбора в Украине. Отмечены проблемы использования показателей эффективности деятельности в качестве внешних критериев профессионального отбора. Предложен методологический подход к учету структуры взаимосвязи психофизиологических функций при построении решающих правил профессионального психофизиологического отбора. Разработана структурно-функциональная схема организации государственной системы профессионального психофизиологического отбора.

Ключевые слова: профессиональный психофизиологический отбор, эффективность деятельности, психофизиологическая экспертиза, система отбора.

V.V. Kalnish, A.I. Ena. Contemporary state of occupational psychophysiologic selection in Ukraine. The

authors considered contemporary state of occupational psychophysiologic selection in Ukraine, stressed problems of using efficiency parameters as external criteria of occupational selection, suggested methodic approach to considering structure of relationships between psychophysiologic functions in designing key rules of occupational psychophysiologic selection. The authors specified structural and functional sche me of organizing governmental syste m for occupational psychophysiologic selection.

Keywords: occupational psychophysiologic selection, efficiency of activities, psychophysiologic examination, selection system.

История развития научных подходов к профессиональному отбору занимает промежуток времени более чем 100 лет. За это время методология профессионального отбора подверглась значительной трансформации, но основное ее положение — отбор людей, которые по своим психофизиологическим качествам в наибольшей мере соответствуют выбранной профессии, остается незыблемым. Тем не менее, радикальное изменение техники, компьютеризация технологических процессов, появление новых сверхмощных производств значительно изменили характер труда, а следовательно, повлияли и на подходы к осуществлению профессионального психофизиологического отбора.

Анализ современной литературы показал, что в настоящее время происходит интенсивный процесс развития и практической реализации разнообразных подходов к профессиональному отбору [2, 11, 15, 16 и др.]. В рамках профессионального психофизиологического отбора в Украине разрабатываются новые научные направления, формулируются принципы профессионального психофизиологического отбора [8, 16 и др.]; совершенствуются методологические подходы к оценке и анализу изменений психофизиологических и психологических функций [16 и др.]. Появляются новые направления получения различных нетрадиционных показателей, в частности, с использованием рейтингового подхода [14], позволяющего значительно уточнить и расширить шкалу оценок профессиональной пригодности. Уточняются характеристики деятельности, являющиеся информативными для определения комплексов профессионально важных качеств [6, 7 и др.]. На-

мечаются общие подходы к развитию системы профессионального психофизиологического отбора [4, 5 и др.]. Уточняются методы организации управления профессиональным отбором, в частности, путем разработки четырехконтурной схемы организации деятельности этой системы [9]. Формулируются направления к осуществлению профессионального психофизиологического отбора с учетом канонов биоэтики [10].

Однако сейчас назрела необходимость разработки ряда вопросов, актуальность решения которых не подлежит сомнению. Дело в том, что выделена большая группа профессий, которая характеризуется повышенной опасностью. Работники этих профессий занимают ключевые места в основных отраслях промышленности и на транспорте, выполняют наиболее ответственные и опасные работы, ошибки и просчеты которых могут привести к значительному экономическому, экологическому и социальному ущербу, негативным образом повлиять на здоровье самих специалистов и населения.

В связи с этим в кратчайшие сроки необходимо подойти к решению целого ряда проблем, к важнейшим из которых следует отнести:

• совершенствование способов оценки результатов профессиональной деятельности;

• унификацию анализа полученных данных и принятия адекватных решений о пригодности человека к данной работе;

• унификацию организационных подходов к осуществлению профессионального психофизиологического отбора, результатом которой должно быть построение государственной системы профессио-

нального психофизиологического отбора, решение нормативно-правовых и других вопросов ее функционирования.

Решение вопросов использования внешних характеристик эффективности профессиональной деятельности традиционно является важным для профессионального отбора. Эти характеристики нужны для разработки решающих правил, основываясь на которых можно осуществлять классификацию претендентов на выбранную профессию, например, на группы «пригодных» и «непригодных». Однако при их использовании часто не учитывается сложный и неоднозначный характер информации, которая содержится во внешних показателях эффективности деятельности.

Для иллюстрации этого положения был проведен корреляционный анализ связи профессионально важных качеств и характеристик эффективности обучения у близких по своему содержанию профессий летчиков и вертолетчиков, труд которых можно оценить, соответственно, как очень напряженный и напряженный. Летчики обследовались с использованием следующих психофизиологических методик: «Шкалы», «Установление закономерностей (УЗ)»; «Численно-буквенные сочетания» с медленным (ЧБС-М) и быстрым (ЧБС-Б) темпом предъявления сигналов, «Черно-красная таблица (ЧКТ)», «Установка психологического отбора (УПО)», «Двигательная координация и напряженность (ДКН-1 и ДКН-2)», «Часы», «Компасы». При обследовании вертолетчиков наряду с перечисленными использовались также методики «Сложение-вычитание (СВ)» и «Числовые ряды (ЧР)». Все учебные предметы были разделены на группы, учитывающие специфику профессиональной деятельности и процесса обучения: гуманитарные, естественные, военные, специальные и др. В анализе использовались средние оценки обучения по группам предметов, а также общая средняя оценка за экзамены («средняя») и средняя оценка за весь период обучения («итоговая»).

Структура корреляционных связей этих показателей для групп «пригодных» и «непригодных» летчиков приведена на рис. 1. Количество корреляционных связей психофизиологических характеристик с внешними оценками эффективности деятельности у летчиков невелико, а их локализация не совпадает для групп «пригодных» и «непригодных» к этой профессии.

Для менее напряженной профессии вертолетчика наблюдается несколько иная картина. Здесь различные оценки эффективности деятельности в основном неспецифичны, но имеются существенные различия в локализации связей. При сравнении локализации связей групп «пригодных» и «непригодных» обращает на себя внимание совпадение этих связей в 4 случаях и несовпадение также в 4 случаях.

Приведенные данные позволяют заключить, что для идентификации лиц «пригодных» к профессии с повышенной опасностью (летчик, вертолетчик и др.) необходимо использовать решающие правила и критерии, специфичные для каждой из групп («пригодные», «непригодные»), хотя профессии, характеризующиеся меньшей напряженностью труда, имеют большую однородность связей для обеих групп пригодности. В качестве внешнего показателя эффективности деятельности желательно использовать не один параметр, а комплекс характеристик, отражающих различные стороны профессиональной деятельности, особенно для профессий, характеризующихся очень высоким уровнем напряженности труда.

Уместно сделать еще одно замечание. При конструировании решающих правил и критериев профессионального отбора обычно используются индикаторы качества деятельности и психофизиологические характеристики референтной группы стажиро-ванных работников. Однако исследования последних лет показали [13], что на структуру взаимосвязи психофизиологических характеристик в значительной мере влияют даже небольшие отклонения

Рис. 1. Структура корреляционных связей психофизиологических показателей с группами учебных дисцип лин у летчиков (- — корреляция с достоверностью р < 0,05;---— р < 0,1)

в состоянии здоровья и небольшая разница в возрасте. Это явление связано не только с возрастными изменениями психофизиологических функций, но и с их профессиональной тренировкой. Поэтому использование для молодых людей, выбирающих профессию, психофизиологических критериев, наработанных на данных стажированных работников, особенно с отклонениями в состоянии здоровья, требует определенной осторожности и предварительного анализа.

Хотя это и связано со значительными затратами времени исследователя, желательно использовать психофизиологические критерии, полученные при анализе характеристик молодых людей, профессиональная успешность деятельности которых проверена временем. Такой прием мы использовали в исследованиях, когда группа «пригодных» и «непригодных» к летной деятельности постепенно формировалась в течение 5 лет обучения в высшем учебном заведении [3, 6].

Существующий и активно используемый сейчас подход к анализу психофизиологических характеристик, учитывающих уровень их развития у отбираемых индивидуумов, еще далеко себя не исчерпал. Однако имеющиеся в настоящее время данные указывают на его неполноту для получения более совершенной характеристики психофизиологического статуса лиц, подвергающихся процедуре профессионального отбора. Предполагается, что сама структура взаимосвязей психофизиологических характеристик несет значительную информацию о степени профессиональной пригодности и может быть использована как критерий профессиональной пригодности [9]. Вероятно, есть смысл говорить об объективном существовании некоего «корреляционного каркаса», объединяющего психофизиологические функции работника, сама архитектура которого отражает степень его пригодности к профессиональной деятельности. Относительная временная стабильность таких каркасов была выявлена нами ранее [17].

Решение сформулированной задачи имеет два аспекта. Во-первых, нужно применить адекватные методические средства для выявления «корреляционного каркаса». Во-вторых, необходимо найти и применить адекватные методические приемы для построения решающих правил, позволяющих практически реализовать положения выдвинутой гипотезы. Для осуществления первой подзадачи был выбран факторный анализ, позволяющий выявить комплекс наиболее характерных ортогональных факторов, описывающих дисперсию используемых данных.

Факторная структура психофизиологических функций летчиков, «пригодных» к профессиональной деятельности, состояла из трех факторов: «фактора главных летных качеств», «фактора дефицита времени» и «фактора эмоциональной устойчивости» [6]. Состав факторной структуры летчиков «непригодных» был следующим: «фактор непригодности при работе с дефицитом времени», «фактор недостаточного пространственного мышления» и «фактор не-

удовлетворительной координации и эмоциональной устойчивости».

Оказалось, что факторная структура психофизиологических функций различных по уровню профессиональной пригодности групп летчиков в значительной мере отличалась. Это дало возможность выделить резко различающиеся «корреляционные каркасы», которые детерминируют «пригодность» или «непригодность» к профессиональной деятельности летчиков.

Несколько иной была факторная структура вертолетчиков [3]. Здесь для группы «пригодных» были выделены следующие факторы: «фактор главных профессиональных качеств вертолетчика», «фактор эмоциональной устойчивости и координации движений», «фактор сенсомоторных качеств и распределения внимания». Группа «непригодных» характеризовалась следующими факторами: «фактор обедненных профессиональных качеств вертолетчика», «фактор эмоциональной устойчивости и координации движений» и «фактор скорости переработки информации и внимания». Рассматривая структуру выделенных факторов, необходимо отметить, что в данном случае наблюдается плавное изменение «корреляционного каркаса» от группы «пригодных» к группе «непригодных».

Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что структура «корреляционного каркаса» психофизиологических функций может служить хорошим классификационным признаком для установления степени пригодности к профессиональной деятельности, особенно для профессий, характеризующихся высокой напряженностью труда.

Решение второй подзадачи — определения методической базы для разработки решающих правил, может быть осуществлено двумя путями. Первый из них связан с выявлением обобщенной факторной структуры всех трех групп профессиональной пригодности, а затем, на этой основе, построения решающего правила с использованием, например, множественного регрессионного анализа. Такой путь имеет определенные недостатки, связанные с тем, что выделенная факторная структура имеет усредненный характер. При этом многие особенности представления той или иной группы пригодности в значительной мере теряются из-за этого усреднения.

Принципиально иные возможности дает метод «мозаичного портрета», использование которого дало хороший результат во многих отраслях медицины и хозяйства [12 и др.]. Построение «мозаичной» модели направлено на выявление большого количества синдромов, содержащих различные сочетания симптомов и осуществляется с помощью ряда формализованных процедур, позволяющих проводить поиск таких сочетаний кодов (дискретных значений каждого из используемых в анализе показателей), которые встречаются у представителей определенной группы пригодности и не встречаются ни у одного из лиц, представителей других групп. Эти сочетания можно интерпретировать как диф-

ференциальные синдромы, присущие определенной группе пригодности, обладающей характерной структурой «корреляционного каркаса».

Такие «мозаичные» модели были построены для осуществления профессионального отбора летчиков. Проанализированы уровни необходимой «жесткости» критерия дифференцировки на группы «пригодных» и «непригодных». Установлено, что в случае применения критерия «жесткости» на уровне 65 % надежность классификации для группы «пригодных» достигла 95 %, а группы «непригодных» — что значительно выше, чем в случае применения традиционных методов (в существующей системе профессионального отбора прогноз оправдывается для курсантов-летчиков с высоким уровнем успешности обучения только в 25—53 %, а для курсантов с низким уровнем успешности обучения — в 26—58 % случаев [1]).

Таким образом, теоретические представления о наличии у лиц, «пригодных» к данной профессии, гармонически взаимосвязанного комплекса профессионально важных качеств, служащего психофизиологическим механизмом обеспечения эффективной профессиональной деятельности, было подтверждено в результате факторного анализа психофизиологических характеристик летчиков и вертолетчиков. Выявлены особенности изменения структуры «корреляционных каркасов» в группах «пригодных», «ограниченно пригодных» и «непригодных» лиц к профессиям, характеризующимся различным уровнем напряженности труда. С помощью метода «мозаичного портрета» построена модель, позволяющая с высокой надежностью проводить установление принадлежности к определенной группе пригодности.

Следующим, но отнюдь не второстепенным для практики, этапом разработки проблемы профессионального психофизиологического отбора в Украине является решение организационных вопросов построения государственной «Системы профессионального психофизиологического отбора» специалистов, работающих в условиях повышенной опасности (СППФО). Для решения этих вопросов необходимо было провести научные разработки в нескольких направлениях: дополнение существующей нормативно-правовой базы недостающими документами; разработка структуры СППФО с уточнением функций ее элементов и принципов их взаимодействия.

Была предложена подробная структура СППФО, состоящая из ряда функциональных блоков, работа которых в полной мере позволяет обеспечить психофизиологический отбор специалистов, работающих в условиях повышенной опасности на территории Украины [4]. Важными элементами этой системы являются Центр психофизиологической экспертизы и Межведомственная комиссия по вопросам профессионального психофизиологического отбора.

Функциями Центра психофизиологической экспертизы являются: координация проведения профессионального психофизиологического отбора по всей территории Украины (осуществляется с по-

мощью региональных отделений профессионального психофизиологического отбора); осуществление мониторинга психофизиологического статуса работающих с целью своевременного выявления лиц со сниженными функциональными резервами с последующей психофизиологической реабилитацией (тренировка профессионально важных качеств и пр.) или, если реабилитация не может дать должных результатов, выведение специалиста из профессии, связанной с выполнением работ повышенной опасности; осуществление научно-методических разработок, направленных на совершенствование технологий психофизиологического тестирования; разработку решающих правил и критериев профессионального психофизиологического отбора; а также обучение лиц, привлекаемых к проведению профессионального психофизиологического отбора, направленное на овладение современными методами тестирования и анализа данных.

Одним из важных элементов СППФО является Регистр безопасности деятельности, состоящий из Регистра специалистов, работающих в условиях повышенной опасности, и Регистра работ с повышенной опасностью. Ключевой ролью этого подразделения является не только накопление данных о психофизиологическом тестировании претендентов на ту или иную должность (используемых для совершенствования технологий профессионального психофизиологического отбора), но и в своевременном оповещении заинтересованных организаций и работников Центра психофизиологической экспертизы об осуществлении мониторинговых действий относительно специалистов, срок действия документов о разрешении работать в условиях повышенной опасности которых истекает. Наличие такой функции позволит четко регламентировать длительность работы в опасных условиях и осуществлять заблаговременное планирование загрузки СППФО.

Ключевым элементом СППФО является Межведомственная комиссия по вопросам профессионального психофизиологического отбора, в которую должны входить ведущие специалисты в этой отрасли. Важнейшей функцией этой комиссии является разработка рекомендаций для государственных органов о целесообразности применения той или иной технологии тестирования психофизиологических функций, установление и периодическая корректировка перечня тестируемых профессионально важных качеств для каждого из видов работ с повышенной опасностью и критериев профессиональной пригодности соответствующих специалистов. Не менее значимыми являются функции контроля за правильностью использования утвержденных технологий, решение вопросов профессиональной пригодности в спорных случаях, разработка и решение вопросов биоэтики при осуществлении профессионального психофизиологического отбора и др. Таким образом, содружественная работа Центра и Межведомственной комиссии по вопросам профессионального психофизиологического отбора даст

возможность рационально и в полной мере использовать усилия специалистов, минимизировать ресурсные и финансовые затраты на работу СППФО.

Создание СППФО невозможно без правового регулирования этого вопроса. Поэтому была проведена работа по изучению существующих и разработке недостающих нормативно-правовых документов [5]. В результате разработан и согласован в заинтересованных министерствах и ведомствах проект Постановления Кабинета министров Украины «О Системе профессионального психофизиологического отбора специалистов для выполнения работ повышенной опасности».

Дальнейшее развитие современной системы профессионального психофизиологического отбора требует осуществления ряда дополнительных разработок по стандартизации психофизиологических мероприятий, среди которых наиболее перспективными являются:

• технология экспертных психофизиологических исследований (парадигма проведения психофизиологической экспертизы, установление диапазона возрастов начала и остановки проведения профессионального психофизиологического отбора);

• технология определения объема экспертных психофизиологических мероприятий (стандартизация комплексов психофизиологических компьютерных технологий для осуществления профессионального психофизиологического отбора по каждому из видов работ повышенной опасности);

• технология для осуществления накопления психофизиологических данных для каждого из обследованных работников (стандартизация протоколов психофизиологических данных для сохранения в Регистре информации о психофизиологических качествах обследованных работников);

• технология для проведения анализа профессиональной деятельности по каждому из видов работ повышенной опасности (стандартизация профессиографических исследований);

• технология оценки мотивации к проведению тестирования и последующей возможной деятельности в данной группе работ и оценки «фонового» функционального состояния претендента (стандартизация подходов к группировке претендентов по уровню мотивации и функционального состояния);

• технология систематизации признаков пригодности к деятельности в рамках определенного вида работ и создания диагностических компьютерных технологий и процедур для адекватной диагностики этих признаков (стандартизация отдельных компьютерных технологий психофизиологического тестирования);

• парадигма анализа психофизиологических данных для формирования процедуры их адекватной классификации (стандартизация информационных технологий анализа психофизиологи-

ческих данных и осуществления прогноза профессиональной работоспособности);

• перечень правил осуществления и критериальных оценок формирования решений о пригодности специалистов к каждому из видов работ повышенной опасности (стандартизация правил анализа психофизиологических данных и критериев для определения профессиональной пригодности работника);

• парадигма формирования экспертной оценки уровня профессиональной пригодности специалистов, работающих в условиях повышенной опасности (стандартизация технологий формирования решений для осуществления экспертной оценки профессиональной пригодности работников);

• оценка и контроль возможного риска при осуществлении профессионального отбора (стандартизация алгоритмов оценки динамики риска допуска работника, «непригодного» к работе, и «отсеивания» претендента, «пригодного» к работе);

• оценка риска снижения профессиональной работоспособности и развития заболевания отобранного работника (стандартизация алгоритма определения риска возможного снижения профессиональной работоспособности и развития заболевания отобранного работника);

• разработка критерия качества проведенной психофизиологической экспертизы (стандартизация алгоритма определения качества проведенной экспертизы и риска получения неудовлетворительных экспертных оценок).

В ы в о д. Разрабатываемые в настоящее время в Украине мероприятия по развитию системы профессионального психофизиологического отбора охватывают большинство важных и перспективных направлений, необходимых для теоретического обоснования современных приемов профессионального психофизиологического отбора и практической реализации ее деятельности. Намечены и активно разрабатываются пути дальнейшего развития технологий профессионального психофизиологического отбора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. €на А., Кальниш В. // Лжи УкраТни, —

2002. — № 2 (55). — С. 7—9. — № 3 (56). — С. 17—18.

3. бна АЛ., Кальниш В.В. // Журн. АМН УкраТни. — 2004. — Т. 10, № 4. — С. 799—807.

4. Ена А., Кальниш В., Баженов А., Хмельницкий В. // Охрана труда. — 2002а. — № 3. — С. 33—35.

5. Ена А., Кальниш В., Баженов А., Хмельницкий В. // Там же. — 2002б. — № 4. — С. 36 — 37.

6. бна А.1., Кальниш В.В., Кравчук В.В. // Ф1зюлопчний журн. — 2004. — Т. 50, № 3. — С. 71—77.

7. бна А.1., Кальниш В.В., Лях Г.Д., Мусгенко С.Б. // Вшськова медицина УкраТни. — 2004. — Т. 4, № 1—2. — С. 122—128.

8. Кальниш В.В., бна А.1. // Гиг. труда. — Вып. 32. — К., 2001. — С. 131—144.

9. Кальниш В.В., Ена А.И. // Гиг. труда. —

2003.— Т. 2, № 34. — С. 579—600.

10. Кальниш В.В., бна АЛ. // Там же. — 2003.

— Т. 2, № 34. — С. 610—620.

11. Кальниш В.В., Ена А.И. // Жури. АМН УкраТни. — 2004. — Т. 10, № 2. — С. 368—384.

12. Кальниш В.В., Кац М.Д., бна АЛ., Дави-денко О.М. // Доповда НАНУ. — 2005. — № 2.

— С. 163—167.

13. Кальниш В.В., Кравчук В.В., Салиев А.Ю. / / Вшськова медицина УкраТни. — 2004. — № 4. — С. 53—60.

14. Кальниш В.В., Швець А.В. // Там же. — 2004. — № 3. — С. 74—79.

15. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. К.: Наук. Думка, 1991.

16. Макаренко Н.В. Теоретические основы и методики профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. — К.: НИИ проблем военной медицины, 1996.

17. Навакатикян А.О., Кальниш В.В. //Журн. Академп мед. наук УкраТни. — 1998. — Т. 4, № 2. — С. 355—362.

Поступила 06.10.05

УДК 658.311.44

И.П. Бондарев, О.И. Вылегжанин, А.В. Зубова, Д.С. Чичерин

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА НА МАССОВЫЕ ПРОФЕССИИ

ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ТЕХНИКА»

НИИ охраныг труда ФНПР, г. Екатеринбург

Психофизиологический отбор на массовые профессии типа «человек—техника». По экспертным оценкам определяются набор и значимость профессиональных качеств для каждой специальности, а пригодность оценивается по степени близости показателей компьютерного тестирования кандидата с психофизиологическим «эталоном» для каждой профессии.

Ключевые слова: профотбор, экспертные оценки, психофизиологический профессиональный «эталон», массовы1е профессии типа «человек—техника».

I.P. Bondaryov, O.I. Vylegzhanin, L.V. Zubova, D.S. Chicherin. Multifunctional computer system for psychophysiologic selection for «human—technics» occupations. Psychophysiologic selection for «human—technics» occupations. Expert evaluations determine composition and value of occupational traits for each occupation, fitness is assessed through match between the candidate's test parameters and psychophysiologic standard for each occupation.

Keywords: occupational selection, expert evaluation, psychophysiologic occupational standard, «human—technics» occupations.

В свое время К.М. Гуревич [2] предложил классифицировать профессии на две группы по отношению к профессиональной пригодности: профессии первого типа, требующие «абсолютной» профессиональной пригодности, и второго типа, при котором допустима относительная пригодность. Соответственно этому возникает вопрос относительно подходов к разработке критериев профотбора для разных групп профессий.

Традиционный подход к разработке психофизиологических критериев профотбора для профессий первой группы основан на нахождении так называемых предикторов-показателей, «предсказывающих» профессиональную успешность. При этом первоначально на основе профессиографического анализа трудовой деятельности определяется круг психофи-

зиологических качеств, обеспечивающих профессиональную успешность в данной специальности, а после тестирования специалистов их психофизиологические показатели сравниваются с критериями профессиональной успешности и определяются предикторы. В их число входят только те показатели, которые статистически значимо коррелируют с показателями профессиональной успешности, то есть характеризуются критериальной валидностью.

Этот подход имеет определенные недостатки. Во-первых, традиционный способ требует больших «затрат», связанных с проведением профессиогра-фических исследований, подбором репрезентативной выборки и проведением тестирования, хотя первоначальная батарея тестов, сформированная на основе профессиограммы, всегда избыточна и значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.