Научная статья на тему 'Психологические характеристики личности инженера-проектировщика как субъекта профессиональной деятельности'

Психологические характеристики личности инженера-проектировщика как субъекта профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2112
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелепова Елена Сергеевна

Инженер-проектировщик это специалист, работающий со статическими объектами, занимающийся разработкой проектов новых, ранее не существовавших предметов, сооружений и производственных процессов, систем управления производством, охраны окружающей среды, программ развития производственных сил. В настоящее время наблюдается кадровый голод в области строительного проектирования, что делает актуальной, востребованной профессию инженера-проектировщика по проектированию зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики личности инженера-проектировщика как субъекта профессиональной деятельности»

21 Эта концепция подробно представлена, в частности, в работе: Гиренок Ф.И. Патологии русского ума: (картография дословности). - М.: Аграф, 1998.

22 Луман Н. Указ. соч. - С. 39.

23 Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М., 1994. - С. 17.

24 Там же. - С. 17.

Е.С. Шелепова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ПРОЕКТИРОВЩИКА КАК СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инженер-проектировщик — это специалист, работающий со статическими объектами, занимающийся разработкой проектов новых, ранее не существовавших предметов, сооружений и производственных процессов, систем управления производством, охраны окружающей среды, программ развития производственных сил. В настоящее время наблюдается кадровый голод в области строительного проектирования, что делает актуальной, востребованной профессию инженера-проектировщика по проектированию зданий и сооружений.

Йинамика развития современного производства необычайно актуализирует проблему «человеческого фактора» науки и техники. Именно поэтому все настоятельнее встает проблема проведения расширения и углубления в инженерном образовании на основе качественной профессиональной подготовки и профессионального отбора.

Главными задачами экономической стратегии и социальной политики государства на новом историческом этапе является повышение материального и культурного уровня нашего общества, развитие его производственных сил и производственных отношений, забота государства о человеке, условиях его труда, быта, отдыха и всестороннего развития, материализующееся в ходе реализации программы развития городов, социального преобразования сельских населенных мест, жилищного строительства, возведения объектов социально-культурного и бытового назначения, а так же программ производственного строительства [3].

В процессе капитального строительства создаются основные фонды, необходимые для производственной деятельности, развития экономического потенциала страны, повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Реализация в строительстве достижений социального и научно-технического прогресса начинается с проекта, полноправными авторами которого являются как архитектор, так и инженер-проектировщик. Качество проекта и полнота осуществления замыслов авторов проекта, отражающих эти достижения, во многом зависят от сте-

пени профессиональной подготовленности, уровня мастерства, творческой принципиальности и степени овладения инженером-проектировщиком профессиональными знаниями, навыками, тонкостями строительного искусства [7].

Проектный труд отличается от всякого другого общественно полезного труда прежде всего конечным результатом. Проектировщики несут «дисциплинарную, имущественную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [4, ст. 58, с. 371] поэтому они обязаны выполнять свои функции с большой ответственностью, так как допущенные ошибки в разработке новых зданий и сооружений, могут привести как к значительным материальным потерям, так и к жертвам среди людей.

Таким образом, актуальной становится проблема изучения инженера-проектировщика как субъекта своей профессиональной деятельности, в целях повышения эффективности строительного проектирования.

Многочисленные исследования в области психологии профессий показывают, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надежностью в работе. Следовательно, целесообразно подбирать людей для работы, считаясь с их индивидуально-психологическими особенностями [9].

Поэтому одним из наиболее значимых вопросов с необходимостью решения, которого постоянно сталкивается руководство предприятий и организаций, - это отбор персонала. Вместе с мероприятиями по профессиональному обучению, обеспечению стимулирования, созданию условий развития профессионального опыта отбор призван обеспечить достижение целей организации и ее эффективное функционирование. Отбор проводится путем оценки кандидатов и выбора, наиболее подходящих для выполнения конкретной работы. Решение при выборе зависит от тех критериев, которые лежат в основе оценки: например, образование, уровень профессиональных навыков, опыт работы, индивидуально-личностные особенности и т.д.

Качественный психологический профессиональный отбор может быть осуществлен тогда, когда известны требования предъявляемые профессией к человеку и на их основе выделены профессионально важные качества (ПВК) [10].

Мы предполагаем двухэтапную модель профессионального отбора: на первом этапе измерение ПВК у соискателя на должность проектировщика и соотнесение их с психограммой методом наложения, на втором этапе построение индивидуальной модели пригодности соискателя и соотнесение с эталонной моделью, что позволит уточнить процедуру профотбора и сделать ее более валидной и надежной.

Цель нашего исследования и заключалась в создании модели взаимосвязи аттенционных (свойства внимания), мнемических (свойства памяти), интеллектуальных, иммажитивных (свойства воображения), творческих и характерологических особенностей личности и показателя успешности профессиональной деятельности инженера-проектировщика по проектированию зданий и сооружений.

Исследование проводилось в проектных институтах г. Твери («Тверьгражданпроект», «Тверь-проект», «Севзапагропромпроект»). В исследовании приняли участие 70 инженеров-проектировщиков в возрасте от 22 до 70 лет со стажем работы от 0,6 до 45 лет).

Методики исследования сосредоточили в себе: опросный лист О. Липмана, 16 факторный опросник Р. Кеттела, Тест умственных способностей Амтхауэра (ТУС), блок методик для оценки внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, избирательность), тест Медника, тест Торренса.

Исследование выявления профессионально важных качеств инженера-проектировщика проводилось в несколько этапов:

Первый этап «Психологическое изучение профессиональной деятельности», был направлен на построение психограммы успешного работника, концентрирующееся на выделении индивидуально-личностных особенностей, связанных с эффективностью деятельности специалистов. Для этого мы использовали методы анализа технической документации (изучение должностной инструкции инженеров-проектировщиков, инструкции по технике безопасности, сведений о составе работников по полу, возрасту, информации о показателях производительности труда, заболеваемости, количестве брака, с использованием данных предоставленных кадровыми службами проектных институтов, а также технической библиотеки, расположенной на территории «Тверьграж-данпроекта» и опроса специалистов, который проводился с помощью опросника О. Липмана в ходе группового тестирования. Опросный лист предлагался специалистам проектных институтов г. Твери («Тверьпроект», «Севзапагропромпро-ект», «Тверьгражданпроект») со стажем работы по профессии инженера проектировщика не менее 10 лет в количестве 65 человек с последующей инструкцией: «Вам необходимо оценить присутствие и значение данного качества для своего вида деятельности по 3-х балльной шкале:

0 баллов - если данное свойство безразлично,

1 балл - если данное свойство желательно, 2 балла - если данное свойство совершенно необходимо для успешной работы. Далее нами был составлен перечень свойств признанных экспертами необходимыми.

На втором этапе проводился подбор существующих методов психодиагностики для каждого ПВК из намеченного перечня и его диагностическая оценка. Выбранные нами методики сосредоточили в себе: 16 факторный опросник Р. Кет-тела, Тест умственных способностей Амтхауэра (ТУС), блок методик для оценки внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, избирательность), тест Медника, тест Торренса.

На третьем этапе определялись критерии объективной меры успешности деятельности, проводилась ее экспертная оценка. В качестве экспертов были привлечены специалисты проектных институтов в количестве 15 человек (по 5 человек из каждого института) со стажем рабо-

Фактор самодостаточности и личностной пунктуальности

Фактор информационного

Фактор нейротизма

Рис. Модель успешности профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков

ты более 20 лет, занимающих должности начальников подразделений.

Для обсуждения критериальной оценки профессиональной деятельности сотрудников институтов, участвующих в эксперименте, были приглашены все 15 экспертов. Обсуждение проводилось на территории проектного института «Тверьгражданпроект».

На сущ экспертов были представлены следующие критерии: стаж работы; продвижение по службе; качество работы; производительность; инициатива.

Экспертам предлагалось выделить из предложенных критериев наиболее значимые для успешной деятельности инженера-проектировщика, а также, по необходимости, предложить свои. Оценка значимости критерия проводилась путем голосования. Если кто-то из экспертов был не согласен с выбором того или иного критерия, ему предлагалось высказать опровержение и проводилось повторное голосование.

Далее экспертам предлагалось оценить каждого сотрудника по выделенным критериям в семи бальной шкале. В результате обсуждения (единогласно) из предложенных критериев, как значимые, были выделены следующие: качество; производительность; инициатива.

В дополнение экспертами был введен еще один критерий - профессиональные знания и умения, а также определены оценочные единицы качества -количество замечаний по выполненной работе и производительности - объем выполненных работ.

В результате проведения экспертно оценочной процедуры были выделены 4 критерия ус-

пешности профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков (количество замечаний по выполненной работе, объем выполненных работ, инициатива, профессиональные знания и умения), а так же произведена оценка сотрудников участвующих в исследовании по выделенным критериям в семи бальной шкале.

На четвертом этапе осуществлялась математическая обработка и интерпретация полученных данных. Математическая обработка полученных данных включила в себя факторный анализ, необходимый для выделения интегрального показателя успешности деятельности, и оценки достоверных различий групп успешных и неуспешных специалистов по выделенным индивидуально-личностным особенностям. Индивидуально-личностные особенности, показавшие наиболее значимые различия, возводятся в ранг профессионально важных качеств, являющихся достаточными для прогнозирования успешности деятельности инженеров-проектировщиков.

На пятом этапе был составлен комплекс методик прогнозирования успешности деятельности инженеров-проектировщиков, разработана «обобщенная» профессиограмма [5] для изучаемой профессии (инженер-проектировщик по в области строительного проектирования), даны практические рекомендации по организации процедуры профессионального отбора специалистов данного профиля.

В результате интерпретации полученных данных были выделены профессионально важные качества, являющиеся «достаточными» [8] для

прогнозирования успешности инженера-проектировщика, деятельности к ним относятся: опыт работы; объем и избирательность внимания; общий уровень знаний, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, математические умения и навыки; интеллект; невербальное творчество; коммуникативные навыки (стремление к лидерству, напористость, самоуверенность, независимость в суждениях, подвижность, энергичность, динамичность в общении, подозрительность, требовательность, склонность к анализу неудач, дипломатичность, самостоятельность, нонконформизм); эмоционально-волевые особенности (гибкость, склонность к риску, подверженность чувствам, самонадеянность, энергичность, хладнокровие).

Также была построена модель успешности деятельности инженера-проектировщика, которая представляется нам следующим образом (см. рис.).

Модель сочетает в себе 4 фактора: 1) фактор информационного поля R представлен положительным полюсом, на котором сосредоточились познавательные особенности личности: переключение и распределение внимания, мыслительная операция обобщения и интеллект; 2) фактор ней-ротизма R2 развернулся в двух противоположных полюсах, характеризующих особенности эмоционально-волевой сферы личности. Его отрицательный полюс представлен такими особенностями личности как эмоциональная устойчивость; положительный - сдержанность, тревожность, склонность к опасениям; 3) фактор 3: его положительные значения определяются положительным полюсом переменной <^2» определяющей самодостаточность личности. Этот фактор был назван нами фактором «самодостаточности»; 4) фактор 4: его положительные значения определяются положительным полюсом переменных характеризующих личностный радикал - это <^» (свободомыслие и либеральность) и педантичность и циклотимность характера. Данный фактор был определен как фактор «личностной пунктуальности».

С нашей точки зрения, целесообразно объединить факторы 3 и 4, поскольку представляющие их переменные, характеризуют характерологические особенности личностной сферы субъекта проектной деятельности, и дать им общее название фактора «самодостаточности и личностной пунктуальности».

Взаимодействие выделенных факторов данной модели определяется «принципом субъектности деятельности» [1]: сначала профессионально значимые компоненты информационного поля (Я^ и психофизиологических свойств ^2) преобразуют поступающую информацию в субъективную реальность в рамках проектных требований (формулировка цели, постановка задач, отбор нужной информации, принятие решения и т.д.) затем личностные свойства 4) преобразуют отраженную действительность в профессионально значимый продукт.

Представленная нами модель успешности профессиональной деятельности инженера-проектировщика позволяет уточнить перечень профессионально важных качеств и свойств на уровне познавательных процессов, эмоционально-волевых свойств и характерологических особенностей. Так в аттенционные способности включается переключение и распределение внимания. Психофизиологические свойства дополняются эмоциональной устойчивостью, склонностью к опасениям, тревожностью, эго-напря-женностью. К особенностям мыслительной деятельности присоединяется обобщение. Личностный радикал пополняется самодостаточностью, самостоятельностью, независимостью от мнения группы, свободомыслием и либерализмом в сочетании с педантичностью и циклотим-ностью характера.

Кадровые службы проектных организаций при осуществлении профессионального отбора персонала и расстановки кадров должны опираться на выделенные профессионально важные качества и дополняющие данные модели. Кандидатов на должность, имеющих наибольшее соответствие психограмме, следует привлекать к более ответственной и сложной деятельности занимающей верхние ступеньки служебной лестницы. Если же психологические особенности личности соискателя далеки от совершенства, то наличие у него дополняющих свойств модели будет выступать в роли компенсаторного механизма, обеспечивая благоприятный прогноз успешности его деятельности.

Анализ полученных результатов проведенного исследования психологических особенностей профессиональной деятельности инженера-проектировщика позволяет сделать следующие выводы: 1) существуют значимые различия в познавательной (аттенционные, мнемические, имма-

житивные, интеллектуальные свойства) и личностной сферах между группами успешных и неуспешных инженеров-проектировщиков; 2) к профессионально важным качествам инженера-проектировщика по проектированию зданий и сооружений можно отнести: аттенционные особенности (объем и избирательность внимания); интеллектуальные особенности общая эрудиция, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, математические умения и навыки, общий интеллект и невербальное творчество; эмоционально-волевые особенности (подверженность чувствам, уверенность в себе, энергичность) характерологические особенности (стремление к лидерству, динамичность в общении, дипломатичность, нонконформизм, подозрительность; 3) мы предлагаем двухэтапную модель профессионального отбора: а) измерение ПВК у соискателя на должность проектировщика и соотнесение их с психограммой методом наложения; б) построение индивидуальной модели пригодности соискателя и соотнесение с эталонной моделью, что позволяет уточнить процедуру профотбора и сделать ее более валидной и надежной; 4) модель успешного специалиста в области строительного проектирования может быть отражена в виде взаимосвязи 4-х факторов; 5) в основании модели находятся факторы «информационного поля» который характеризует профессиональные особенности познавательной активности специалиста, направленной на адекватное отражение информационной действительности, и «нейротизма» ^2), отражающего индивидуальные особенности преобразования поступающей информации в субъективную реальность и реагирования на сложившуюся ситуацию профессиональной деятельности. Далее личностные свойства [фактор «самодостаточности и личностной пунктуальности» преобразуют отраженную действительность в профессионально значимый продукт; 6) оптимизация профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков обеспечивается процедурой выявления «абсолютных» и «относительных» профессионально важных качеств.

Осуществляя профессиональный отбор, таким образом, мы набираем специалистов, познавательная и личностная сфера которых соответствует или практически соответствует требова-

ниям, предъявляемым трудовой деятельностью к личности работника. То есть тех, деятельность которых уже предполагает успешность или будет таковой в течение некоторого времени. Благодаря такому согласованию специалист легко адаптируется к профессиональной деятельности, снижается время и усилия, затрачиваемые на обучение, переподготовку, поддержание необходимого уровня квалификации, уменьшаются психофизиологические затраты на реализацию трудовой деятельности. Так же быстрее складывается индивидуальный стиль деятельности, повышается субъективная оценка своего труда, а, следовательно, и общая удовлетворенность. В результате работник достигает состояния «функционального комфорта», которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.

2. Водеников В.А. Динамика личностных характеристик инженера в процессе профессионального развития: Дис. ... канд. психол. наук. -Казань, 2001.

3. Васильев А.И., Пугач Е.И. Повышение производительности труда в проектировании гражданского строительства. - М.: Стройиздат, 1976.

4. Градостроительный Кодекс РФ. - М., 2006.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М.: Фонд «Мир», 2005.

6. Нагинская В. С. Автоматизация архитектурно-строительного проектирования. - М.: Наука, 1986.

7. Грудев И.Д. О надежности и губительных тенденциях в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. - 2004. - N°5.

8. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вест. МГУ Сер. 14. Психология. - 1999. - №№4.

9. Майзель Н.И., НебылицинВ.Д., ТепловБ.М. Психологические вопросы отбора // Инженерная психология / Под ред. А.А. Леонтьева, В.П. Зин-ченко, Д.Ю. Панова. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

10. Маркова Е.В. Профессиональный отбор // Психология труда. - М.: Владос Пресс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.