13. Шихи Г. Возрастные кризисы — ступени личностного роста. СПб., 1999.
14. Юнг К.Г. Стадии жизни. Современный человек в поисках души. Пер. с англ. // Человек
и его символы / Под ред. С.Н. Сиренко. М., 1997. С. 315—327.
15. Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. 1986. № 41. P. 3-13.
© Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д., 2009
Т.А. майборода
когнитивные закономерности и механизмы личностно-профессионального развития инженера
ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, профессионально важные качества, когнитивные качества, механизмы личностно-профессионального развития
Keywords: personal-professional development, professionally important qualities, cognitive quality of, mechanisms for personal and professional development
В закономерностях отражаются устойчивые связи и отношения между явлениями. Наиболее общей закономерностью, сформулированной в психологии, является детерминация развития человека внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относят психические свойства, процессы и состояния человека, к внешним — окружение человека, общество, среду, в которой он развивается. Так как в акмеологии развитие человека всегда имеет целевой характер и целью выступает достижение человеком акме, то в акмеологических закономерностях интеграция внешних и внутренних условий развития человека характеризует действие объективных факторов через индивидуальные особенности развития и саморазвития личности [1].
Для перевода актуального уровня личностно-профессионального развития инженера к высшему, потенциальному уровню нам необходимо также проанализировать механизмы, которые воздействуют на это развитие.
В проведенном нами исследовании [3] экспериментально доказано, что когнитивными качествами, которые входят в содержание профессионального акме инженера являются аттенциональные и имажитивные профессионально важные качества (ПВК), у инженеров-новаторов в содержание профессионального акме вошли имажитивные и мнемические ПВК. Вместе с тем к инвариантным когнитивным качествам инженера можно отнести только воображение, выделяемое исследователями инженерной деятельности и инженера как субъекта труда в различные исторические периоды.
Внимание не рассматривалось как значимый когнитивный процесс в общей деятельности инженера. Возможно, это было связано с тем, что внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. В психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления, и существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание [4].
Несмотря на то, что внимание не относится к инвариантным психологическим характеристикам инженера, свойства внимания представлены в профессиограммах и психограммах инженеров различных видов деятельности. В диссертации Е.П. Кораблиной доказано, что для деятельности инженера-конструктора значимым является устойчивость и концентрация внимания; для деятельности инженера-организатора — переключаемость внимания; для деятельности инженера технолога, аккумулирующей результаты деятельности всех других инженеров и имеющей широкий профиль — устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение внимания.
Результаты нашего исследования также показали, что в содержание профессионального акме инженера по блоку «внимание» входят:
— способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;
— способность быстро переключать внимание с одного вида работы на другой;
— способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно;
— умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте.
Первое из рассматриваемых аттенциональных качеств характеризует устойчивость и концентрацию внимания инженера, второе — переключаемость, третье и четвертое — объем и распределение.
Так как наше исследование имеет акмеологическую направленность, то его задача состоит в выявлении зависимости профессиональной успешности инженеров от уровня развития их ПВК. Поэтому в качестве испытуемых взяли только инженеров с полярным уровнем коэффициента трудового вклада (КТВ) в организацию: высоким (90 человек) и низким (258 человек). В качестве экспертов (от 10 до 12 экспертов на одного оцениваемого) выступали непосредственные и вышестоящие руководители, коллеги по трудовому коллективу; дополнительно использовались данные аттестации кадров, экономические показатели, наличие патентов и рацпредложений, принесших экономическую прибыль предприятию.
В группе инженеров с высокой эффективностью их профессиональной деятельности (90 человек) нами были установлены прямые корреляционные связи между уровнем КТВ и такими аттенциональными качествами, как способность длительное время сохранять устойчивое внимание (0,731); способность быстро переключать внимание (0,637) и способность вести наблюдения за многими характеристиками объекта (0,591).
В группе инженеров с низкой эффективностью их профессиональной деятельности (258 человек) определена прямая корреляционная связь между уровнем КТВ и со способностью вести наблюдения за многими характеристиками объекта (0,541).
Между умением подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте и КТВ ни в той, ни в другой группе корреляционных связей обнаружено не было.
Таким образом, нами было установлено, что эффективность профессиональной деятельности инженера определяется всеми 3 аттенциональными ПВК, но способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно может выступить в качестве компенсирующего низкий уровень развития двух других аттенциональных ПВК инженера.
Данные взаимосвязи подтверждаются также результатами проведенного сравнительного анализа групповых средних значений ПВК у инженеров с высоким и низким КТВ по блоку «внимание». Были выявлены статистически значимые различия с вероятностью допустимой ошибки 0,01 в выраженности таких качеств как способность длительное время сохранять устойчивое внимание (3,68) и способность быстро переключать внимание (2,83).
На основе анализа способов, упражнений и условий развития внимания можно сделать вывод, что внимание формируется последовательно и имеет следующий механизм развития:
— формирование представления о конечном результате профессиональной деятельности;
— точная и конкретная постановка профессиональных задач;
— обучение продуктивным навыкам и приемам работы;
— тренировка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания;
— постепенное повышение объема, продолжительности и трудности заданий.
В психологии доказано, что в качестве самого эффективного условия развития внимания является развитие профессиональной мотивации [5].
Воображение относится к инвариантным профессионально значимым характеристикам инженера, входящим в блок его интеллектуальных свойств. Это объясняется тем, что деятельность инженера (особенно, инновационная) часто носит творческий характер и предпо-
лагает эффективность решения технических задач, проблемных ситуаций и, значит, зависит от уровня развития имажитивных ПВК инженера.
Имажитивные ПВК, входящие в содержание профессионального акме инженеров (в том числе и инженеров-новаторов), имеют следующую структуру:
— способность наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже
известное, но в новых условиях;
— способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности;
— способность находить новые необычные решения.
Мы провели экспертную оценку КТВ и уровня развития аттенциональных качеств инженера. В исследовании участвовала та же группа инженеров (348 человек).
В группе инженеров с высокой эффективностью их профессиональной деятельности (90 человек) установлены прямые корреляционные связи между КТВ и способностями наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже известное, но в новых условиях (0,434), прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (0,396) и находить новые необычные решения (0,504).
В группе инженеров с низкой эффективностью их профессиональной деятельности (258 человек) КТВ коррелирует только со способностью наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже известное, но в новых условиях (0,543).
У инженеров с высокими низкими показателями КТВ были выявлены статистически значимые различия в выраженности способностей прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (4,17) и находить новые необычные решения (4,11).
Таким образом, данные корреляционного анализа подтверждаются результатами проведенного сравнительного анализа групповых средних значений имажитивных ПВК.
Так как воображение входит в содержание профессионального акме не только успешных инженеров, но и инженеров-новаторов, то мы провели дополнительное изучение имажитив-ных качеств, выделив из группы профессионально успешных инженеров тех, кто наиболее эффективен в инновационной деятельности (40 человек). Из группы инженеров с низким КТВ мы также выбрали инженеров, мотивированных на инновационную деятельность, но неуспешных в ней (50 человек). Их предложения либо не имеют практической ценности, либо не могут быть реализованы.
В группе инженеров-новаторов с высокой эффективностью их профессиональной деятельности (40 человек) нами была выявлена прямая зависимость высокого КТВ со всеми рассматриваемыми имажитивными качествами: способность наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже известное, но в новых условиях (0,454), способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (0,677) и способность находить новые необычные решения (0,522).
В группе инженеров, мотивированных на инновационную деятельность, но имеющих низкий КТВ (50 человек), определена прямая корреляционная связь между уровнем КТВ и способностью наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже известное, но в новых условиях (0,426).
Данные взаимосвязи подтверждаются также результатами проведенного сравнительного анализа групповых средних значений ПВК по блоку «воображение», влияющим на результативность профессиональной деятельности инженеров-новаторов. Нами были выявлены статистически значимые различия в выраженности способностей прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (5,40) и находить новые необычные решения (4,08).
Полученные различия в корреляционных связях у инженеров с низким и высоким КТВ (включая группу новаторов) могут свидетельствовать о компенсаторном характере способности наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже известное, но в новых условиях у инженеров с низким КТВ. Для проверки этого предположения мы провели беседу с инженерами с высоким уровнем эффективности их инновационной деятельности (1 группа), побеседовали и изучили предложения инженеров с низким КТВ, которые они вносили, но которые не получили поддержки (2 группа). Далее уточнили наше предположение путем собеседования с непосредственными руководителями инженеров.
В итоге были получены следующие данные. Первой группе в большей степени свойственен активный, воссоздающий вид воображения. Создание образов воссоздающего воображения происходит у них со слов других инженеров, на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, инженеры наполняют свою знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т. д.) имеющимися у них знаниями.
Результаты второй группы инженеров свидетельствуют о том, что часть из них (4 человека из 50) обладают творческим, продуктивным воображением, но продукты их воображения, как правило, не могут быть материализованы в современных условиях существования промышленного производства, поэтому остаются на уровне идеального содержания. У остальных членов второй группы воображение также является в большей степени репродуктивным. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила лишь свое частичное подтверждение.
На основе анализа способов, упражнений и условий развития творческого воображения можно сделать вывод, что воображение формируется последовательно и имеет следующий механизм развития:
— формулировка словесной идеи;
— представление идеи в виде образа и элементов этого образа в их взаимодействии;
— описание что это, как может быть использовано и какими свойствами обладает.
При представлении идеи могут быть использованы приемы агглютинации, гиперболизации, схематизации, типизации, заострения и др.
В качестве механизма для развития творческого воображения и повышения эффективности предлагаемых инженерами-новаторами новшеств может быть рекомендован «алгоритм Принса» (механизм собственно нововведения или реализации новшества) [2], включающий следующие этапы:
1. выявление социально-значимой проблемы;
2. поиск и отбор цели нововведения;
3. поиск и отбор идеи, определяющей нововведение;
4. выявление проблем, препятствующих реализации идеи;
5. выявление причины, по которой каждая проблема не решена до сих пор;
6. определение факторов, влияющих на возможность решения проблемы, построение сети этих факторов;
7. определение способов и параметров измерения факторов;
8. определение оптимальной комбинации факторов;
9. построение модели нововведения на основе поиска и отбора объектов (с учетом пунктов 1-7);
10. реализация модели на объекте (опытно-экспериментальная работа);
11. оценка позитивных и негативных результатов реализации модели, в том числе оптимальности и эффективности реализованного решения.
Память не была выявлена нами в качестве инвариантных профессионально значимых характеристик инженера, однако вошла в содержание профессионального акме инженеров (в том числе, инженеров-новаторов).
Вероятно, это связано с тем, что в современной инновационной деятельности возросли требования к фундаментальности знаний инженера, к интеграции в его знаниях данных из технической, естественнонаучной и социально-гуманитарной области. В связи с усложнением применяемой на производстве техники и технологии, изменением свойств разнообразных материалов возрос объем знаний, которыми должен обладать инженер-новатор в технической сфере. так как научно-технический прогресс в инженерной сфере идет сейчас очень быстрыми темпами, то инженер-новатор должен постоянно обновлять имеющиеся знания с помощью самообразования. Все это актуализировало значимость мнемических ПВК для инновационной инженерной деятельности.
Мнемические ПВК, входящие в содержание профессионального акме инженеров-новаторов, имеют следующую структуру:
— способность легко запоминать наглядно-образный материал (планы, схемы, изображения, графики);
— способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;
— способность точно воспроизводить информацию в нужный момент;
— способность к узнаванию факта, явления по малому количеству признаков.
Первое и четвертое из рассматриваемых мнемических качеств характеризуют процесс запоминания, второе — сохранение, третье — воспроизведение.
Корреляционный анализ позволил выявить прямые корреляционные связи между КТВ инженеров-новаторов с высокой эффективностью их профессиональной деятельности (40 человек) с такими мнемическими характеристиками как:
способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации (0,593);
способность точно воспроизводить информацию в нужный момент (0,581); способность к узнаванию факта, явления по малому количеству признаков (0,683). В группе инженеров, мотивированных на инновационную деятельность, но имеющих низкий КТВ (50 человек), коэффициент трудового вклада коррелирует только со способностью легко запоминать наглядно-образный материал (планы, схемы, изображения, графики) (0,747).
Данные взаимосвязи подтверждаются также полученными нами результатами проведенного сравнительного анализа групповых средних значений мнемических ПВК инженеров-новаторов, где были выявлены статистически значимые различия в выраженности всех профессионально значимых характеристик памяти у инженеров-новаторов с высокими и низкими показателями КТВ.
Таким образом, способность легко запоминать наглядно-образный материал не компенсирует у инженеров-новаторов, мотивированных на инновационную деятельность, но имеющих низкий КТВ, недостаточный уровень развития остальных мнемических качеств.
В исследованиях А.А. Смирнова [6] было доказано, что механизмом развития непроизвольного запоминания является включение объекта запоминания в деятельность. Запоминание, включенное в какую-либо деятельность, оказывается наиболее эффективным.
На основе анализа способов, упражнений и условий развития мнемических качеств личности можно сделать вывод, что произвольная память формируется последовательно и имеет следующий механизм развития:
— создание целевой установки на запоминание;
— раскрытие различных логических, существенных связей в запоминаемом материале, выделение в нем главного и второстепенного;
— установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами, уже имеющимися в памяти;
— воспроизведение информации;
— коррекция и повторение в случае неправильного воспроизведения.
В качестве эффективного условия развития произвольной памяти выступает мотивация инженера.
Обобщая вышесказанное, отметим, что целевой характер когнитивных закономерностей и механизмов личностно-профессионального развития инженера позволяет определить процедуру диагностирования актуального уровня этого развития и спрогнозировать особенности продвижения инженера к его профессиональному акме.
Литература
1. Акмеология: Учебник /Под общ. ред. А.А Деркача. М., 2002.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. Н. Новгород, 1999.
3. Майборода Т.А. Системно-исторический анализ профессионального развития человека: акмеологический подход: монография /Под общ. ред. А.А. Деркача; науч. ред. Е.В. Селезнева. М., 2007.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб., 2003.
5. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003.
6. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1987.
© Майборода ТА., 2009
о.Б. Полякова
деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности и акмеологическая проблема
ключевые слова: деперсонализация, персонализация, профессиональные деформации, психологическая защита, стресс
Keywords: depersonalization, personalization, professional to deformation, psychological protection, stress
Понимая под профессионализацией весь профессиональный путь, а акмеологию как науку о личностном и профессиональном росте человека, при изучении психологических особенностей профессиональных деформаций личности необходимо особое внимание уделять психопрофилактике и психокоррекции профессионально важных качеств специалистов не только на этапах профессиональной адаптации, профессиональной деятельности, профессионального становления — профессионализма, но и на таких этапах профессионализации, как оптация (выбор профессии) и профессиональная подготовка. Таким образом, ранняя диагностика и нивелирование психологических предпосылок эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений как составляющих профессиональных деформаций личности выступают аксиологическим и акмеологическим потенциалами успешного овладения и осуществления профессиональной деятельности специалистов разных профессий, особенно работающих в типе профессий «человек — человек».
Под деперсонализацией (depersonalization) как составляющей профессиональных деформаций личности, как изменением персонализации, проявления индивида как личности в результатах своей деятельности, экстериоризации личности, согласно К. Маслач и С. Джексон, понимается деформация отношений с другими людьми: либо повышение зависимости от других, либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, коллегам и др.), при этом деперсонализация выступает как один из трех конструктов синдрома «психического выгорания» [9]. Б. Пельман и Е. Хартман, также указывая на то, что деперсонализация — это один из трех главных компонента «выгорания», понимают под ней возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы (контакты с людьми становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам; подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность) [10]. Акцентируя внимание на том, что деперсонализация — это «установочный» компонент, то есть изменение отношений либо к пациентам, либо к себе, Д.В. Дирендонк, В. Шауфели, Х.Дж. Сиксма определяют ее как один из компонентов двухмерной конструкции синдрома «выгорания» [7]. Следует заметить, что деперсонализацию как составляющую профессиональных деформаций личности не следует отождествлять с общепринятым определением деперсонализации в психологии вообще и в клинической психологии в частности, под которой понимается расстройство самосознания личности, утрата своего Я, возникновение эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.
Важность изучения особенностей профессиональных деформаций психологов и педагогов, а также представителей других профессий, в первую очередь, профессий типа «чело-