Научная статья на тему 'Требования органов местного самоуправления к профессионально-важным качествам муниципальных служащих'

Требования органов местного самоуправления к профессионально-важным качествам муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / MUNICIPAL OFFICERS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаидов Сергей Курбанович

В статье проводится анализ профессионально-важных качеств муниципальных служащих с позиции акмеологического подхода на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The requirements of local authorities to the qualities of municipal officers

The article carries out an analysis of professionally important qualities of municipal officers from theposition of acmeological approach at the present stage of society development.

Текст научной работы на тему «Требования органов местного самоуправления к профессионально-важным качествам муниципальных служащих»

Хаидов С.К.

ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Особенности процесса профессиональной деятельности муниципального служащего значительно влияют на формирование его профессионально-важных качеств и определяют требования к ним. «Профессиональные требования к свойствам личности - это требования объективные, они могут изменяться лишь с изменением самой деятельности» [8, с.38].

«Вся совокупность психологических качеств личности, а так же целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности, получили название «профессионально важные качества» (ПВК) субъекта деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимости степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы» [7, с.153].

«ПВК - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, т.к. совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся: психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, отношение к труду и другим людям (мотивы, цели, интересы и т.п.), профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость» [23, с. 61].

Исходя из того, что муниципальный служащий так же, как и государственный служащий является управленцем, и между ними существует преемственность согласно федеральному законодательству, то к профессионально-важным качествам муниципальных служащих представляется возможным предъявлять такие же требования, как и к государственным служащим, которые на сегодняшний день наиболее разработаны в психологической науке [28].

Согласно А. А. Деркачу, важнейшая характеристика личности государственного служащего - высокий уровень его профессиональной компетентности, что представляет собой синтез государственно-политической, профессиональной психолого-педагогической подготовки.

В соответствии с вышесказанным муниципальный служащий, как и государственный служащий, так же должен обладать следующими профессионально-важными качествами:

- положительным мотивационно-ценностным отношением к своей профессии, выражающимся в устойчивом, глубоком интересе к работе в системе «человек-человек»;

- профессиональным мышлением, которое позволяет выявлять причинно-следственные связи управленческого процесса, анализировать и объективно оценивать результаты своей работы, планировать использование наиболее эффективных приемов, методов воздействия на окружающих;

- профессиональной готовностью, наблюдательностью, развитыми коммуникативными умениями и навыками, эмоционально-устойчивой устойчивостью, профессиональным тактом, профессиональной этикой и т.д. [8, с. 38].

По В.Н. Футину у государственного служащего, а, следовательно, и у муниципальных служащих, должны присутствовать и быть развитыми следующие профессионально-важные качества:

- эмпатичность - умение видеть мир глазами других людей;

- доброжелательность - уметь чувствовать и показывать другим людям свое доброжелательное отношение к ним, готовность поддерживать их, принимать людей даже тогда, когда не одобряются их поступки;

- аутентичность - способность быть самим собой в общении с окружающими, как с руководством, так и с подчиненными, не скрываться за масками и ролями;

- конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на сложные вопросы;

- инициативность - способность в отношениях с людьми идти вперед, а не только реагировать на то, что делают другие;

- непосредственность - умение говорить и действовать на прямую, без экивоков;

- открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир;

- искренность - умение говорить о своих мыслях и чувствах;

- принятие чувств - отсутствие страха при соприкосновении со своими чувствами;

- конфронтация - способность общаться с окружающими «с глазу на глаз» с осознанием своей ответственности и заинтересованности быть готовым пойти на конфронтацию при несходстве мнений, с надеждой на установление подлинных искренних отношений, а не с целью испугать или наказать сотрудника;

- самопознание - относиться к собственной жизни и поведению с исследовательской точки зрения. Стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать информацию о себе, оставаясь при этом автором своей самооценки [8, с. 38-39].

Уровень развития профессионально-важных качеств, которые определяют профессионализм личности, влияют на результативность профессиональной деятельности.

Л.В. Темнова в своем диссертационном исследовании показала, что компоненты структуры личностно-профессиональных качеств являются компонентами акмеологических инвариантов профессиональной деятельности, которые обусловливают ее активность в достижении сверхнормативных результатов в труде, не востребованные ранее [26, с.83].

Ряд авторов, А. А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, Н.Т. Селезнева, И.Н. Семенов, А.П. Чернышев, профессионально-важные качества включают в число основных детерминант, определяющих продвижение специалиста к собственным вершинам в своей профессиональной деятельности входят предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивация достижения и саморегуляции [1; 6; 13; 21; 22].

Описывая один из подходов в описании таких инвариантов, В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышев считают, что «в акмеологической структуре личностно-профессиональных качеств имеются такие составляющие, которые являются его необходимым условием и не зависят от вида выполняемой профессиональной деятельности» [12]. В их число входят развитая способность прогнозирования, высокий уровень саморегуляции, постоянная включенность в процесс решения и др.

В.И. Мушаева в своем диссертационном исследовании, ссылаясь на А.К. Маркову, считает, что к первой группе профессионально-важных качеств государственных служащих относятся мотивы, цели, интересы [17].

Профессионально-важные качества - качества человека, влияющие на эффективность осуществления им профессиональной деятельности. Являясь с одной стороны предпосылкой профессиональной деятельности, с другой стороны сами профессионально-важные качества совершенствуются, оттачиваются в ходе профессиональной деятельности, будучи ее новообразованием [15].

По мнению В.И. Мушаевой одним из главных профессионально-важных качеств государственных служащих являются профессиональные мотивы деятельности и типы мотива-ционных профессионально-важных качеств. Соглашаясь с В.Г. Асеевым и А. А. Бодалевым [4; 5], она считает, что государственному служащему достаточно высокого ранга (руководитель) свойственны высоко развитые возможности актуализации и удержание в актуальном состоянии значительного количества мотивационных установок.

А.К. Маркова выделяет следующие мотивы в профессиональном поведении, как профессионально-важные качества: мотивы понимания предназначения профессии; мотивы профессионального общения; мотивы проявления личности в профессии [15; 16].

Ю.В. Новоселов предлагает следующую иерархию мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы, как проявление профессионально-важных качеств кадров государственной службы по степени выраженности:

- мотивация доминирования;

- мотивация личностного и профессионального самосовершенствования;

- мотивация статусного достижения;

- мотивация общения и аффиляции - позитивные межличностные отношения [19, с. 19].

Часть авторов к профессионально-важным качествам государственного служащего относят и ценностные ориентации. Так Е.А. Суслова к ним относит ориентацию на служение государству, отстаивание интересов населения, высокий профессионализм, здоровое стремление к карьерному росту, постоянное саморазвитие, самосовершенствование, самореализация [25].

Все вышеперечисленное в равной степени возможно отнести и к муниципальным служащим.

Т. Кадзума, Д. Харрингтон, А.А. Деркач, Л.Э. Орбан, Ю.Н. Гончаров, Н.Т. Селезнева и др. считают, что такое личностное качество, как ответственность, является важным профессионально-важным качеством [9].

Проблемой способностей, как профессионально-важным качеством, занимались Л.С. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов [20], Б.Г. Ананьев [3], В.Д. Шадриков [31].

Способности рассматриваются прежде всего как характеристики конкретного человека - государственного и муниципального служащего. Рассматривая способности в рамках конкретной личности, становится ясным, что они имеют индивидуальный характер выражения и могут быть классифицированы на познавательные и психомоторные способности; как способности ощущений, восприятия, памяти, представления, воображения, внимания и мышления.

И.Б. Новосельская в своем исследовании, исходя из двух моделей профессионального труда, определяет две категории профессионально-важных качеств государственных служащих [18].

1. Качества, способствующие профессиональной адаптации:

- следование профессиональным эталонам, социальным стандартам, способность получить нужный людям продукт;

- социальная ответственность за принимаемые решения;

- мобильность, переключаемость;

- умение рассчитать свои резервы, помехоустойчивость;

- способность нести ответственность самому за последствия своих решений (успех это или неудача);

- установка на успех и достижение положительного результата в деятельности;

- умение преодолевать препятствия и помехи на пути к достижению цели.

2. Качества, определяющие профессиональное развитие:

- умение прогнозировать, составлять план своего развития;

- автономия, независимость профессионального развития от внешних обстоятельств;

- стремление постоянно наращивать уровень трудности самостоятельно поставленных целей;

- стремление превзойти свои предыдущие достижения [18, с.45].

Л.И. Уманский в 1980 г. выделил следующие ПВК субъекта управленческой деятельности:

1. организаторское чутье (практически-психологическая направленность ума: овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач; психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми);

2. общественная энергичность - способность личности заражать своей энергией организуемых людей;

3. требовательность - предъявление адекватных требований в зависимости от ситуации;

4. критичность - умение обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, определяемых поставленной задачей [14, с.47].

Профессионально-важные качества являются неотъемлемой составляющей личностно-профессионального развития муниципального служащего, как, впрочем, и любого другого субъекта деятельности [2].

Профессионально-важные качества в акмеологии рассматриваются как качества субъекта труда, другими словами как качества личности, влияющие на результативность деятельности. Профессионально-важные качества, как правило, являются интегральные психические свойства личности (внимание, память, воображение) и психологические характеристики (эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость, умение принимать решения, волевые качества и др.) [10].

На сегодняшний день в результате реформы органов местного самоуправления в законодательстве регулирующим исполнение профессиональной деятельности муниципальными служащими сформировались четкие требования к их профессионально-важным качествам.

Анализ, проведенный автором предъявляемых квалификационных требований к различным должностям муниципальной службы в 16 субъектах Российской Федерации, позволил выделить следующие наиболее общие требования к ним:

- умение эффективно планировать и организовывать свою профессиональную деятельность;

- способность к принятию и реализации управленческих решений;

- умение прогнозировать последствия принятых решений;

- владеть организацией и обеспечением выполнения задач;

- обладать навыками публичного выступления;

- умение вести деловые переговоры и вести деловую переписку;

- владеть навыками анализа и прогнозирования;

- учитывать мнение коллег;

- умение сотрудничать с коллегами;

- не допускать межличностных конфликтов во взаимоотношениях с коллегами;

- умение сотрудничать с другими муниципальными служащими иных органов местного самоуправления и с государственными служащими;

- быть способным оптимально адаптироваться к новой ситуации;

- умение принимать новые подходы в решении поставленных задач;

- стремление к систематическому повышению своей квалификации;

- владеть навыками сбора и систематизации информации;

- владеть основами управления персоналом;

- умение соотносить свою профессиональную деятельность с требованиями служебного поведения;

- обладать способность разрабатывать и проектировать предложения и проекты законов и иных нормативно-правовых актов по направлению своей профессиональной деятельности;

- способность к проявлению активности и инициативы при возникновении проблемных ситуаций;

- обладать навыками владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией.

Анализ федерального и регионального законодательства показывает, что квалификационные требования к различным должностям муниципальной службы обусловлены их

функциональными задачами (обязанностями), которые обязан решать муниципальный служащий.

Исходя из этого, у муниципальных служащих должны присутствовать и развиваться следующие ПВК:

- высокая коммуникабельность;

- ответственность;

- инициативность;

- решительность;

- самостоятельность;

- настойчивость;

- энергичность;

- внимательность;

- целеустремленность;

- способность к саморегуляции и наличие регуляторно-личностных свойств, таких как: планирование, моделирование, программирование, умение оценивать результаты, гибкость, самостоятельность;

- наличие социального самоконтроля;

- способность адекватно проводить самооценку своих деловых и личностных качеств с целью своего дальнейшего личностно-профессионального развития;

- умение адекватно оценивать свои личностно-профессиональные достоинства и ограничения.

Необходимо отметить, что наличие местных особенностей исполнения обязанностей муниципальной службы определяет дополнительные требования к профессионально-важным качествам муниципальных служащих. Например, к муниципальным служащим закрытых административно-территориальных образований предъявляются дополнительные требования к стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях, умение принимать решения в ситуации ограниченности времени, повышенное чувство долга при исполнения служебных обязанностей, наличие ценностных ориентаций направленных на превалирование общественных интересов над личностными [28].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с вышеизложенным следует, что профессионально-важные качества - это: психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые); психические состояния; отношение к труду и другим людям (мотивы, цели, интересы и т.п.); профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Таким образом, на современном этапе требования к профессионально-важным качествам муниципальных служащих не только соответствуют требованиям к профессионально-важным качествам государственных служащих, но и имеют свои дополнительные требования, в зависимости от типа муниципального образования и его особенностей.

Литература

[1] Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. №3. С. 26-39.

[2] Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ А. А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

[3] АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980.

[4] Асеев В.Г. Мотивация профессиональной деятельности государственных служащих // Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. -М.: РАГС, 1998. - С. 8-27;

[5] Бодалев А.А. Личность и общение. // Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.

[6] Бодалев А.А. Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме: Материалы симпоз. Психолого-педагогические и философский аспекты проблемы Смысла Жизни. - М., 1997. - С.33-40.

[7] Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕРСЭ, 2001.

[8] Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 3: акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

[9] Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2001.

[10] Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

[11] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Издательство «Питер», 1999.

[12] Жиганов В.М. Акмеологические особенности развития когнитивных способностей кадров государственной службы. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2005.

[13] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993.

[14] Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. -М.: «Академия», 2002.

[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

[16] Морозов А.Н. Стилевые характеристики управленческой деятельности руководителя.

- М., 1997.

[17] Мушаева В.И. Психолого-акмеологические особенности профессиональной деятельности государственных служащих регионального управления. Дис. . канд. психолог. наук. - М., 2001. [17] Новосельская И.Б. Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств. Дис. ... канд. психолог. наук.

- М., 2000.

[18] Новоселов Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1998.

[19] Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: Изд-во ин-та Психологии РАН, 1997.

[20] Селезнева Н.Т. Психологическая культура руководителя системы образования. - М.Красноярск, 1997.

[21] Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография. - М.: АПН СССР, 1990.

[22] Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.

[23] СтрельченкоД.С. Оптимизация процесса развития познавательных способностей государственных служащих. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2003.

[24] Суслова Е.А. Социокультурные условия профессионализма управленческих кадров // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. - М.: РАГС, 2000. - С. 179-190.

[25] Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. [26] Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.

[26] Хаидов С.К. Личностные качества муниципальных служащих закрытых административно-территориальных образований: Монография. - М.: МОСУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.