Хаидов С.К.
ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Особенности процесса профессиональной деятельности муниципального служащего значительно влияют на формирование его профессионально-важных качеств и определяют требования к ним. «Профессиональные требования к свойствам личности - это требования объективные, они могут изменяться лишь с изменением самой деятельности» [8, с.38].
«Вся совокупность психологических качеств личности, а так же целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности, получили название «профессионально важные качества» (ПВК) субъекта деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимости степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы» [7, с.153].
«ПВК - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, т.к. совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся: психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, отношение к труду и другим людям (мотивы, цели, интересы и т.п.), профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость» [23, с. 61].
Исходя из того, что муниципальный служащий так же, как и государственный служащий является управленцем, и между ними существует преемственность согласно федеральному законодательству, то к профессионально-важным качествам муниципальных служащих представляется возможным предъявлять такие же требования, как и к государственным служащим, которые на сегодняшний день наиболее разработаны в психологической науке [28].
Согласно А. А. Деркачу, важнейшая характеристика личности государственного служащего - высокий уровень его профессиональной компетентности, что представляет собой синтез государственно-политической, профессиональной психолого-педагогической подготовки.
В соответствии с вышесказанным муниципальный служащий, как и государственный служащий, так же должен обладать следующими профессионально-важными качествами:
- положительным мотивационно-ценностным отношением к своей профессии, выражающимся в устойчивом, глубоком интересе к работе в системе «человек-человек»;
- профессиональным мышлением, которое позволяет выявлять причинно-следственные связи управленческого процесса, анализировать и объективно оценивать результаты своей работы, планировать использование наиболее эффективных приемов, методов воздействия на окружающих;
- профессиональной готовностью, наблюдательностью, развитыми коммуникативными умениями и навыками, эмоционально-устойчивой устойчивостью, профессиональным тактом, профессиональной этикой и т.д. [8, с. 38].
По В.Н. Футину у государственного служащего, а, следовательно, и у муниципальных служащих, должны присутствовать и быть развитыми следующие профессионально-важные качества:
- эмпатичность - умение видеть мир глазами других людей;
- доброжелательность - уметь чувствовать и показывать другим людям свое доброжелательное отношение к ним, готовность поддерживать их, принимать людей даже тогда, когда не одобряются их поступки;
- аутентичность - способность быть самим собой в общении с окружающими, как с руководством, так и с подчиненными, не скрываться за масками и ролями;
- конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на сложные вопросы;
- инициативность - способность в отношениях с людьми идти вперед, а не только реагировать на то, что делают другие;
- непосредственность - умение говорить и действовать на прямую, без экивоков;
- открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир;
- искренность - умение говорить о своих мыслях и чувствах;
- принятие чувств - отсутствие страха при соприкосновении со своими чувствами;
- конфронтация - способность общаться с окружающими «с глазу на глаз» с осознанием своей ответственности и заинтересованности быть готовым пойти на конфронтацию при несходстве мнений, с надеждой на установление подлинных искренних отношений, а не с целью испугать или наказать сотрудника;
- самопознание - относиться к собственной жизни и поведению с исследовательской точки зрения. Стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать информацию о себе, оставаясь при этом автором своей самооценки [8, с. 38-39].
Уровень развития профессионально-важных качеств, которые определяют профессионализм личности, влияют на результативность профессиональной деятельности.
Л.В. Темнова в своем диссертационном исследовании показала, что компоненты структуры личностно-профессиональных качеств являются компонентами акмеологических инвариантов профессиональной деятельности, которые обусловливают ее активность в достижении сверхнормативных результатов в труде, не востребованные ранее [26, с.83].
Ряд авторов, А. А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, Н.Т. Селезнева, И.Н. Семенов, А.П. Чернышев, профессионально-важные качества включают в число основных детерминант, определяющих продвижение специалиста к собственным вершинам в своей профессиональной деятельности входят предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивация достижения и саморегуляции [1; 6; 13; 21; 22].
Описывая один из подходов в описании таких инвариантов, В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышев считают, что «в акмеологической структуре личностно-профессиональных качеств имеются такие составляющие, которые являются его необходимым условием и не зависят от вида выполняемой профессиональной деятельности» [12]. В их число входят развитая способность прогнозирования, высокий уровень саморегуляции, постоянная включенность в процесс решения и др.
В.И. Мушаева в своем диссертационном исследовании, ссылаясь на А.К. Маркову, считает, что к первой группе профессионально-важных качеств государственных служащих относятся мотивы, цели, интересы [17].
Профессионально-важные качества - качества человека, влияющие на эффективность осуществления им профессиональной деятельности. Являясь с одной стороны предпосылкой профессиональной деятельности, с другой стороны сами профессионально-важные качества совершенствуются, оттачиваются в ходе профессиональной деятельности, будучи ее новообразованием [15].
По мнению В.И. Мушаевой одним из главных профессионально-важных качеств государственных служащих являются профессиональные мотивы деятельности и типы мотива-ционных профессионально-важных качеств. Соглашаясь с В.Г. Асеевым и А. А. Бодалевым [4; 5], она считает, что государственному служащему достаточно высокого ранга (руководитель) свойственны высоко развитые возможности актуализации и удержание в актуальном состоянии значительного количества мотивационных установок.
А.К. Маркова выделяет следующие мотивы в профессиональном поведении, как профессионально-важные качества: мотивы понимания предназначения профессии; мотивы профессионального общения; мотивы проявления личности в профессии [15; 16].
Ю.В. Новоселов предлагает следующую иерархию мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы, как проявление профессионально-важных качеств кадров государственной службы по степени выраженности:
- мотивация доминирования;
- мотивация личностного и профессионального самосовершенствования;
- мотивация статусного достижения;
- мотивация общения и аффиляции - позитивные межличностные отношения [19, с. 19].
Часть авторов к профессионально-важным качествам государственного служащего относят и ценностные ориентации. Так Е.А. Суслова к ним относит ориентацию на служение государству, отстаивание интересов населения, высокий профессионализм, здоровое стремление к карьерному росту, постоянное саморазвитие, самосовершенствование, самореализация [25].
Все вышеперечисленное в равной степени возможно отнести и к муниципальным служащим.
Т. Кадзума, Д. Харрингтон, А.А. Деркач, Л.Э. Орбан, Ю.Н. Гончаров, Н.Т. Селезнева и др. считают, что такое личностное качество, как ответственность, является важным профессионально-важным качеством [9].
Проблемой способностей, как профессионально-важным качеством, занимались Л.С. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов [20], Б.Г. Ананьев [3], В.Д. Шадриков [31].
Способности рассматриваются прежде всего как характеристики конкретного человека - государственного и муниципального служащего. Рассматривая способности в рамках конкретной личности, становится ясным, что они имеют индивидуальный характер выражения и могут быть классифицированы на познавательные и психомоторные способности; как способности ощущений, восприятия, памяти, представления, воображения, внимания и мышления.
И.Б. Новосельская в своем исследовании, исходя из двух моделей профессионального труда, определяет две категории профессионально-важных качеств государственных служащих [18].
1. Качества, способствующие профессиональной адаптации:
- следование профессиональным эталонам, социальным стандартам, способность получить нужный людям продукт;
- социальная ответственность за принимаемые решения;
- мобильность, переключаемость;
- умение рассчитать свои резервы, помехоустойчивость;
- способность нести ответственность самому за последствия своих решений (успех это или неудача);
- установка на успех и достижение положительного результата в деятельности;
- умение преодолевать препятствия и помехи на пути к достижению цели.
2. Качества, определяющие профессиональное развитие:
- умение прогнозировать, составлять план своего развития;
- автономия, независимость профессионального развития от внешних обстоятельств;
- стремление постоянно наращивать уровень трудности самостоятельно поставленных целей;
- стремление превзойти свои предыдущие достижения [18, с.45].
Л.И. Уманский в 1980 г. выделил следующие ПВК субъекта управленческой деятельности:
1. организаторское чутье (практически-психологическая направленность ума: овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач; психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми);
2. общественная энергичность - способность личности заражать своей энергией организуемых людей;
3. требовательность - предъявление адекватных требований в зависимости от ситуации;
4. критичность - умение обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, определяемых поставленной задачей [14, с.47].
Профессионально-важные качества являются неотъемлемой составляющей личностно-профессионального развития муниципального служащего, как, впрочем, и любого другого субъекта деятельности [2].
Профессионально-важные качества в акмеологии рассматриваются как качества субъекта труда, другими словами как качества личности, влияющие на результативность деятельности. Профессионально-важные качества, как правило, являются интегральные психические свойства личности (внимание, память, воображение) и психологические характеристики (эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость, умение принимать решения, волевые качества и др.) [10].
На сегодняшний день в результате реформы органов местного самоуправления в законодательстве регулирующим исполнение профессиональной деятельности муниципальными служащими сформировались четкие требования к их профессионально-важным качествам.
Анализ, проведенный автором предъявляемых квалификационных требований к различным должностям муниципальной службы в 16 субъектах Российской Федерации, позволил выделить следующие наиболее общие требования к ним:
- умение эффективно планировать и организовывать свою профессиональную деятельность;
- способность к принятию и реализации управленческих решений;
- умение прогнозировать последствия принятых решений;
- владеть организацией и обеспечением выполнения задач;
- обладать навыками публичного выступления;
- умение вести деловые переговоры и вести деловую переписку;
- владеть навыками анализа и прогнозирования;
- учитывать мнение коллег;
- умение сотрудничать с коллегами;
- не допускать межличностных конфликтов во взаимоотношениях с коллегами;
- умение сотрудничать с другими муниципальными служащими иных органов местного самоуправления и с государственными служащими;
- быть способным оптимально адаптироваться к новой ситуации;
- умение принимать новые подходы в решении поставленных задач;
- стремление к систематическому повышению своей квалификации;
- владеть навыками сбора и систематизации информации;
- владеть основами управления персоналом;
- умение соотносить свою профессиональную деятельность с требованиями служебного поведения;
- обладать способность разрабатывать и проектировать предложения и проекты законов и иных нормативно-правовых актов по направлению своей профессиональной деятельности;
- способность к проявлению активности и инициативы при возникновении проблемных ситуаций;
- обладать навыками владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией.
Анализ федерального и регионального законодательства показывает, что квалификационные требования к различным должностям муниципальной службы обусловлены их
функциональными задачами (обязанностями), которые обязан решать муниципальный служащий.
Исходя из этого, у муниципальных служащих должны присутствовать и развиваться следующие ПВК:
- высокая коммуникабельность;
- ответственность;
- инициативность;
- решительность;
- самостоятельность;
- настойчивость;
- энергичность;
- внимательность;
- целеустремленность;
- способность к саморегуляции и наличие регуляторно-личностных свойств, таких как: планирование, моделирование, программирование, умение оценивать результаты, гибкость, самостоятельность;
- наличие социального самоконтроля;
- способность адекватно проводить самооценку своих деловых и личностных качеств с целью своего дальнейшего личностно-профессионального развития;
- умение адекватно оценивать свои личностно-профессиональные достоинства и ограничения.
Необходимо отметить, что наличие местных особенностей исполнения обязанностей муниципальной службы определяет дополнительные требования к профессионально-важным качествам муниципальных служащих. Например, к муниципальным служащим закрытых административно-территориальных образований предъявляются дополнительные требования к стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях, умение принимать решения в ситуации ограниченности времени, повышенное чувство долга при исполнения служебных обязанностей, наличие ценностных ориентаций направленных на превалирование общественных интересов над личностными [28].
В связи с вышеизложенным следует, что профессионально-важные качества - это: психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые); психические состояния; отношение к труду и другим людям (мотивы, цели, интересы и т.п.); профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.
Таким образом, на современном этапе требования к профессионально-важным качествам муниципальных служащих не только соответствуют требованиям к профессионально-важным качествам государственных служащих, но и имеют свои дополнительные требования, в зависимости от типа муниципального образования и его особенностей.
Литература
[1] Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. №3. С. 26-39.
[2] Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ А. А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
[3] АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980.
[4] Асеев В.Г. Мотивация профессиональной деятельности государственных служащих // Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. -М.: РАГС, 1998. - С. 8-27;
[5] Бодалев А.А. Личность и общение. // Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.
[6] Бодалев А.А. Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме: Материалы симпоз. Психолого-педагогические и философский аспекты проблемы Смысла Жизни. - М., 1997. - С.33-40.
[7] Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕРСЭ, 2001.
[8] Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 3: акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
[9] Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2001.
[10] Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
[11] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Издательство «Питер», 1999.
[12] Жиганов В.М. Акмеологические особенности развития когнитивных способностей кадров государственной службы. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2005.
[13] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993.
[14] Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. -М.: «Академия», 2002.
[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
[16] Морозов А.Н. Стилевые характеристики управленческой деятельности руководителя.
- М., 1997.
[17] Мушаева В.И. Психолого-акмеологические особенности профессиональной деятельности государственных служащих регионального управления. Дис. . канд. психолог. наук. - М., 2001. [17] Новосельская И.Б. Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств. Дис. ... канд. психолог. наук.
- М., 2000.
[18] Новоселов Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1998.
[19] Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: Изд-во ин-та Психологии РАН, 1997.
[20] Селезнева Н.Т. Психологическая культура руководителя системы образования. - М.Красноярск, 1997.
[21] Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография. - М.: АПН СССР, 1990.
[22] Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.
[23] СтрельченкоД.С. Оптимизация процесса развития познавательных способностей государственных служащих. Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2003.
[24] Суслова Е.А. Социокультурные условия профессионализма управленческих кадров // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. - М.: РАГС, 2000. - С. 179-190.
[25] Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. [26] Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.
[26] Хаидов С.К. Личностные качества муниципальных служащих закрытых административно-территориальных образований: Монография. - М.: МОСУ, 2007.