Научная статья на тему '2011. 01. 015. Майборода Т. А. Акмеологическое развитие креативности будущих инженеров // мир психологии. - М. , 2010. - № 2. - С. 195-204'

2011. 01. 015. Майборода Т. А. Акмеологическое развитие креативности будущих инженеров // мир психологии. - М. , 2010. - № 2. - С. 195-204 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 015. Майборода Т. А. Акмеологическое развитие креативности будущих инженеров // мир психологии. - М. , 2010. - № 2. - С. 195-204»

укладывающееся, а Н. Бор использовал критерий оценки научных идей: «Недостаточно безумно, чтобы быть верным» (с. 193).

Таким образом, пишет в заключение автор, он попытался обратить внимание на один из классов пребывающих в основе науки «вечных» (пока жив человеческий род) антропологических, психологических начал. «Если бы такие начала отсутствовали, ни о какой масштабной науке, ни о неизбежности ее возрождения после видимой гибели вместе с культурой античности, скорее всего, не могло бы быть и речи» (с. 194).

Т.В. Виноградова

2011.01.015. МАЙБОРОДА Т А. АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ // Мир психологии. - М., 2010. - № 2. - С. 195-204.

Ключевые слова: акмеологическое развитие; креативность будущих инженеров.

Свою цель автор, российский психолог, видит в анализе ак-меологического развития креативности будущего инженера, что предполагает определение высшего оптимального уровня этого развития, или «акме».

В настоящее время не существует единого подхода к пониманию природы креативности. Исследователи креативности, как правило, рассматривают ее четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Однако какой бы из аспектов креативности ни затрагивался, все исследования, по словам автора, сосредоточены на решении двух основных вопросов. Первый связан с выяснением природы креативности как феномена, второй сосредоточен на возможностях ее развития. Определение особенностей акмеологического развития креативности будущих инженеров предполагает поиск ответов на оба вопроса.

Креативным продуктом инженерной деятельности выступает инновация (новшество). Термин «инновация» впервые был введен Й. Шумпетером. Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицей. Автор предполагает, что произ-

водство инновационного продукта служит значимым показателем креативности инженера, поэтому для развития творческого потенциала будущих инженеров вначале необходимо определить качества, составляющие структуру креативности успешных инженеров-новаторов.

В психологии в зависимости от позиции исследователя структура креативности определяется либо одним центральным компонентом, либо системой взаимодействующих составляющих. Центральным компонентом может выступать как личностная черта, так и когнитивный процесс. Одни исследователи считают, что креативность - это общая, генеральная черта личности, а не множество связанных между собой личностных черт. Другие понимают под креативностью способность привносить нечто новое в опыт и считают ее центральным компонентом воображение и символизацию. Е.П. Торранс1, описывая креативность в терминах мышления, предлагает трехфакторную модель, включающую беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность (с. 197).

Особую сферу в изучении психологии творчества представляют работы, посвященные изучению технического изобретательства, инновационного процесса и творчества инженеров-новаторов. Пик психологических исследований новаторской деятельности инженеров и изобретателей в области науки и техники, изучения структуры их креативности приходится на 1950-1990 гг. Г.С. Альтшуллер2 на основе анализа опыта изобретательской деятельности выделил три стадии решения задачи: аналитическую, оперативную и синтетическую. В каждой стадии Альтшуллер определил три фазы изобретательского творчества: поиск, выжидание и озарение. На этой основе им был создан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), который предполагает применение ЭВМ для обучения творчеству.

Детальный социально-психологический анализ технического творчества инженера проведен Э.С. Чугуновой3. Она выделила общие и специальные способности, необходимые в деятельности ин-

1 Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity / Ed by Sternberg R., Tardif T. - Cambridge, 1988. - P. 43-75.

2 Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. - М., 1979.

3

Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. - Л.: ЛГУ, 1986.

женера, к которым отнесла: способности к умозаключению, анализу и синтезу материала; знания своей деятельности; широту словарного запаса; общий уровень культуры; развитость пространственных представлений и памяти (с. 198). Для проявления творческой активности в инженерной деятельности, по мнению Чугуновой, особое значение имеют общие показатели интеллектуальных достижений, социально-психологические установки и личностные характеристики (эмоционально-волевые и коммуникативные). Результаты экспериментальных исследований позволили ей сделать вывод о том, что интеллектуальный фактор (развитие вербального и невербального интеллекта, скоростных характеристик мышления и т. д.) имеет системообразующее значение для творческой активности в инженерной деятельности.

В.А. Моляко1 считает, что техническая одаренность неотделима от общей одаренности субъекта. В качестве специальных компонентов технической одаренности выступают: 1) интерес к технике; 2) творческий конструкторский ум; 3) техническая находчивость и изобретательность; 4) умение использовать логические принципы и закономерности; 5) стремление к накапливанию технических знаний; 6) умение кодировать технические образы и понятия при помощи чертежей и схем и обратное умение перекодировать графические изображения в четко представляемые детали и устройства (с. 198-199).

Для уточнения структуры креативности инженера-новатора автором было проведено собственное исследование. Изучение креативности инженеров осуществлялось в три этапа: поисковый, констатирующий и формирующий. На поисковом этапе исследования на основе проведенного теоретического анализа были выделены профессионально важные качества (ПВК) инженера-новатора, которые были объединены в рамках соответствующего опросника.

Для уточнения полученных данных был проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили инженеры-новаторы промышленных предприятий Ставропольского края (44 человека), имеющие креативные продукты в профессиональной деятельности (патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения и др.).

1 Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. - М., 1994. - № 5. - С. 86-95.

Факторный анализ полученных результатов свидетельствует о достаточности не более пяти факторов. Эти пять факторов объясняют не менее 73,905% всей дисперсии переменных (с. 199).

К первому фактору, условно названному автором деятельно-стнъм, можно отнести аттенциональные, эмоциональные, моторные, сенсорные, мыслительные, волевые, речевые, коммуникативные, управленческие качества, наблюдательность и устойчивость к стрессу. Данный фактор получил такое название, так как он объясняет достаточно большой процент обшей дисперсии (37,143%,) и включает ПВК, которые в наибольшей степени отвечают за регуляцию и организацию деятельности инженера.

Ко второму фактору, который объясняет также достаточно большую часть дисперсии (13,221%), можно отнести общие деловые и комплексные личностные качества. В соответствии со своим содержанием он получил название личностно-делового фактора.

Третий фактор получил название мотивацонного (9,598%) в связи с тем, что он включает только мотивационные качества инженера.

Четвертый фактор содержит мнемические качества инженера, что позволило назвать его мнемическим фактором (7,131%).

В пятый фактор, названный автором имажитивнъм (6,812%), вошел блок имажитивных качеств (с. 200).

На констатирующем этапе исследования была проведена оценка соотношения уровня сформированности наиболее значимых ПВК у конкретных инженеров с уровнем эффективности их деятельности. В качестве оцениваемых в исследовании приняли участие 276 инженеров, осуществляющих инновационную деятельность на производстве. В качестве экспертов выступали их нeпocpeдcт-вeнные руководители (40 человек).

Мотивационными качествами инженеров-новаторов являются: целеустремленность; стремление к достижению успеха; стремление к независимости и стремление к созданию оригинальных образов, предметов, идей.

Группу имажитивных способностей инженеров-новаторов составляют: способность наглядно представлять себе новое, ранее не встречавшееся явление или уже известное, но в новых условиях; способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности; способность находить новые необычные решения.

В группу мнемических качеств вошли: способность легко запоминать наглядно-образный материал (планы, схемы, изображения, графики); способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; способность точно воспроизводить информацию в нужный момент и способность узнавать факты, явления по малому количеству признаков.

Полученные в данном исследовании результаты подтверждаются другими данными. Большинство психологов считают, что наличие мотивации и личностной увлеченности служат главным признаком творческой личности, который может компенсировать отсутствие творческой среды.

Для определения и развития творческого потенциала будущих инженеров на формирующем этапе исследования автором была разработана и экспериментально апробирована система сопровождения акмеологического развития креативности студентов инженерных специальностей технических вузов, направленная на оптимизацию данного процесса. В эксперименте принимали участие 822 человека (410 - экспериментальная группа, 412 - контрольная группа). Система сопровождения включала диагностику и развитие мотивацион-ных, имажитивных и мнемических качеств, которые входят в выделенную автором структуру креативности инженера-новатора.

Результаты формирующего эксперимента по развитию ПВК содержатся в табл. 2 (с. 203). Автор составил перечень профессионально важных качеств и разработал специальные упражнения, которые применялись им в ходе акмеологического развития креативности у студентов. Как показал статистический анализ, «все качества у студентов экспериментальной группы в повторном тестировании оказались развиты лучше, чем у студентов контрольной группы» (с. 204). Вместе с тем гарантировать устойчивость полученных результатов достаточно сложно, если рассматриваемые профессионально важные качества не получат своего дальнейшего развития в процессе учебной и профессиональной деятельности. Тем не менее полученные результаты позволяют утверждать, что «введение специальных программ акмеологического сопровождения в обучение будущих инженеров объективно может стать важным стимулятором в развитии их творческих способностей» (с. 204).

Т.В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.