Научная статья на тему 'Профессионально важные качества инженера по закупке и сбыту продуктов нефти и нефтехимии'

Профессионально важные качества инженера по закупке и сбыту продуктов нефти и нефтехимии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2457
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПСИХОГРАММА / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONALITY / PROFESSIONAL SKILLS ARE IMPORTANT / PSYCHOGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаярова Л. Р., Свиридова Ю. В.

В исследовании выявлены профессионально-важные качества личности инженера по закупке и сбыту нефти, газа и продуктов их переработки, наличие которых позволит ему эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Разработана психограмма инженера по материально-техническому снабжению ППТК, в обязанности которого входит обеспечение предприятий энергосистемы товарно-материальными ресурсами, в том числе продуктами нефти и нефтехимии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study revealed important professional and personal qualities engineer for the purchase and sale of oil, gas and refined products, the availability of which will enable it to effectively cope with the professional activity. Designed psychogram engineer logistics PPTK, whose responsibilities include ensuring business energy commodity and material resources, including petroleum products and petrochemicals.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества инженера по закупке и сбыту продуктов нефти и нефтехимии»

УДК 159.9

Л. Р. Хаярова, Ю. В. Свиридова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРА ПО ЗАКУПКЕ

И СБЫТУ ПРОДУКТОВ НЕФТИ И НЕФТЕХИМИИ

Ключевые слова: профессионально важные качества, личностные качества, профессионально важные умения и навыки, психограмма.

В исследовании выявлены профессионально-важные качества личности инженера по закупке и сбыту нефти, газа и продуктов их переработки, наличие которых позволит ему эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Разработана психограмма инженера по материально-техническому снабжению ППТК, в обязанности которого входит обеспечение предприятий энергосистемы товарно-материальными ресурсами, в том числе продуктами нефти и нефтехимии.

Keywords: professional qualities, personality, professional skills are important ,psychogram.

The study revealed important professional and personal qualities engineer for the purchase and sale of oil, gas and refined products , the availability of which will enable it to effectively cope with the professional activity. Designed psy-chogram engineer logistics PPTK, whose responsibilities include ensuring business energy commodity and material resources , including petroleum products and petrochemicals.

Традиционно считается, что профессиональные качества работника - это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи [1]. Прежде всего, профессиональные качества личности - это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества специалиста, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

1. Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности [7, с.192-192]:

• Абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

• Относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднор-мативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

• Мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

• Анти - ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

В нашем исследовании перед нами стояла задача разработать ПВК инженера по материально -техническому снабжению ППТК, в обязанности которого входит обеспечение предприятий энергосистемы товарно-материальными ресурсами, в том числе продуктами нефти и нефтехимии.

Работник, в нашем случае, инженер, должен обладать многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными.

Разносторонность характера подобной деятельности накладывает отпечаток и на личностные характеристики инженера-снабженца.

Профессионально-важные качества инженера-снабженца можно рассматривать на трех уровнях:

• на уровне задач деятельности

• на поведенческом уровне

• на уровне свойств личности

Важное значение для деятельности инженера-снабженца имеют коммуникативные качества:

- Способность к кооперации и групповой работе;

- Поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- Социальная компетентность при реализации своих целей (разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя);

- Умение производить и поддерживать благоприятное впечатление;

- Умение слушать. Собеседники, не слышащие и не слушающие друг друга, не смогут вести конструктивную беседу. Беспрестанно говорящий человек, не внимающий замечаниям и просьбам оппонента, не способен прийти к взаимопониманию

со своим собеседником. В результате, эффективность такого диалога уверенно стремится к нулю;

- Умение расположить к себе собеседни-ка.Коммуникабельный человек, как правило, обладает способностью расположить к себе собеседника в процессе общения, хорошо владеет собой и своим голосом. С помощью различных психологических приемов он способен удерживать внимание оппонента и по интонации распознавать его реакцию на те или иные вопросы, вовремя изменять свою линию поведения, чтобы быть с ним на одной волне.

Инженер снабженец в своей деятельности осуществляет 3 вида общения [3].

1. Деловое - общение при взаимодействии с поставщиками, заказчиками;

2. Служебно-товарищеское - это общение с руководителями, коллегами;

3. Дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если инженер-снабженец обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты. Не следует забывать о грамотной, выразительной речи.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Далее обратим внимание на не менее важное качество, как устойчивость к стрессу.

Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность инженера-снабженца протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Существует такая наука, как соционика, которая рассматривает переработку информации человеческим интеллектом, позволяющей прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых[2].

Отдельный ее блок посвящен теории стрес-соустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

1. Стрессонеустойчивые,

2. Стрессотренируемые,

3. Стрессотормозные,

4. Стрессоустойчивые.

«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них -стресс. В самой стрессовой, критической ситуации стрессонеустойчивые люди склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы

и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотре-нируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.

«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

Также к ПВК инженера-снабженца можно отнести способность к работе в условиях ограниченного времени, ровное и спокойное отношение к людям, снисходительность, доброжелательность, терпение, выдержку, уверенность действий в ситуации неопределенности.

Следующий блок ПВК инженера-снабженца - организаторские качества, характеризующиеся умением планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности [13].

Наиболее важными являются:

1. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

2. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

3. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Профессионально важными качествами личности инженера-снабженца являются мотивационно -волевые качества [6]:

• стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

• осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

• самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

Важное значение приобретают такие качества, как высокая работоспособность, способность к длительным нагрузкам, способность заключать сделки одновременно с несколькими заказчиками, усидчивость.

Общей основой развития инженера-снабженца как специалиста и как компетентного работника являются интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности работника в зависимости от того, какие ресурсы - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

К профессионально важным качествам личности инженера-снабженца относятся также: стремление приобретать новый опыт, совершенствовать свои способности, знания, умения и навыки, чувство юмора, корректность.

Помимо вышеперечисленных качеств инженеру-снабженцу необходимо хорошо выглядеть, быть в хорошей физической форме, обладать обаянием кинозвезды, при этом идеально знать все о продукции, которую он предлагает, умение поддерживать контакт со смежными ведомствами (склад, бухгалтерия, руководство, транспорт, поставщики и т.д.).

Кроме индивидуально - психологических и физических особенностей, необходимо учитывать и профессиональную компетентность работника.

Например, инженер по материально- техническому снабжению должен иметь высшее образование без предъявления требований к стажу работы, либо среднее техническое образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3-х лет, или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием не менее 5 лет.

Инженер же 1 категории по материально-техническому снабжению должен иметь высшее образование и стаж работы инженера 2 категории по МТС не менее 3-х лет.

В процессе работы сотрудники в обязательном порядке изучают программу оперативно-учетная «ПАРУС», которая формирует профессионально важные умения и навыки, необходимые при работе инженера-снабженца и позволяет централизованно и быстро проводить:

• принятие заявок от заказчиков на поставку определенного оборудования;

• составление заказных спецификаций и различных оперативных отчетов;

• оформление бухгалтерских документов: приходные накладные и ордера и товарные накладные;

• распределение продукции между предприятиями энергосистемы.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств инженера-снабженца коммуникативные, организаторские, интеллектуальные, мотивационно - волевые качества, высокую работоспособность и стрессоустойчивость, а также практические знания и умения, позволяющие эффективно выполнять свои обязанности.

Для выявления профессионально важных качеств личности инженера-снабженца мы использовали методику АВС, разработанную в Канаде, и получившую свое полноценное развитие в США на предприятиях автомобильной промышленности и авиапроме.

Методика АВС предназначена для оценки кандидата напретендуемуюдолжность, а также для оценки персонала как компании в целом, так и ее отдельно взятых подразделений, должностей. Она базируется на:

• определении личных качеств, необходимых для каждой должности;

• оценке профессиональных требований к должности;

• выборе ключевых показателей деятельности для оцениваемой должности.

Данная методика помогает эффективно выявить наличие или отсутствие определенных качеств кандидата на претендуемую должность, а также соответствие сотрудника занимаемой должности.

Методика представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя до 20-ти критериев, описывающих личностные качества. Условием для выбора показателей, описывающих личностные качества, являются показатели, отвечающие на вопро-

сов - как? (т.е., как бы мы хотели, чтобы оцениваемый относился к работе).

Для целей нашего исследования мы отобрали те профессионально важные качества личности, которые являются обязательными для инженера-снабженца и включили их в список методики АВС.

Данную методику мы предложили инженерам по материально-техническому снабжению ППТК для оценки важности и выраженности имеющихся у них профессионально важных качеств. Максимальная оценка- 5 баллов.

Таблица 1 - Профессионально важные качества личности инженера по закупке и сбыту продуктов нефти и нефтехимии

Личностные качества (характеристики) Критерии Оценка

Коммуникативные качества Способность устанавливать и поддерживать дружеские, партнерские отношения

Социальная компетентность (разговорчивость, сила убеждения)

Умение производить и поддерживать благоприятное впечатление

Стрессоустойчивость Эмоциональная устойчивость

Способность противостоять агрессивному настрою

Уравновешенность, самообладание

Способность работать в условиях ограниченного времени

Уверенность действий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организаторские качества Психологический контакт (способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей)

Психологическая избирательность (способность адекватно отражать психологию организации)

Критичность и самокритичность

Требовательность (способность предъявлять адекватные требования)

Мотива-ционно-волевые качества Стремление к успеху

Осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность)

Самоопределение (открытость, свобода)

Высокая работоспособность, усидчивость

Индивидуально-психологические особенности Приятная внешность

Личное обаяние

Чувство юмора

Экспертная оценка показала следующие результаты:

1. Лидирующее место среди вышеперечисленных качеств занимают мотивационно - волевые качества. Среди этих же качеств на первом месте -стремление к успеху, далее - осторожность, самоопределение, социальная компетентность и высокая работоспособность, усидчивость.

2. Стрессоустойчивость. При таком виде деятельности как «человек-человек»» очень сложно, порой, сохранять самообладание, уравновешенность и эмоциональную устойчивость. Здесь на первом месте

- эмоциональная устойчивость, затем одинаковое количество баллов получили: способность противостоять агрессивному настрою, уравновешенность, самообладание, уверенность действий и ноль баллов получила способность работать в условиях ограниченного времени.

3. Организаторские качества. Такая своеобразная работа, как работа инженера-снабженца требует умение убедить заказчика в необходимости приобрести продукции именно у них, поэтому большинство баллов было отдано - психологическому контакту. Далее следует - критичность и самокритичность, психологическая избирательность и ноль получила требовательность.

4. Коммуникабельность - готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими только на 4 месте. Ведь не каждый человек умеет вежливо разговаривать, подробно и четко подавать информацию. Здесь на первом месте -умение расположить к себе собеседника. Последующие качества - способность устанавливать и поддерживать дружеские и партнерские отношения, умение производить и поддерживать благоприятное впечатление, умение слушать.

5. Индивидуально-психологические особенности. Удивительно, но на первом месте - личное обаяние, далее - приятная внешность и чувство юмора.

Таким образом, разработанная нами психо-граммаинженера по материально-техническому снабжению позволит специалисту по отделу кадров:

• целенаправленно и безошибочно определять соответствие претендента на должность, а также соответствие занимаемой должности уже работающего специалиста;

• понять индивидуальную мотивацию (потребности, цели) претендента или работника;

• планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;

• более четко увидеть профессиональные перспективы претендента;

• планировать развитие карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении.

В целом использование психограммы при отборе кадров на должность инженера по материально-техническому снабжению позволит снизить текучесть кадров, повысить производительность труда, принимать высококвалифицированных и профессионально пригодных сотрудников.

Литература

1. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. - М.: Гардарики, 2003. - 456с.

2. Букалов, А.В. Соционика - новый подход к пониманию человека и общества // Соционика, ментология и психология личности. - 1996. - №1. - С.2-5.

3. Валеева, Н.Ш. Основы психологии управления: учебное пособие /Н.Ш.Валеева, И.Н.Пугин; М-во образ. и науки России, Казан.нац.исслед.технол.ун-т. - Казань, КНИТУ, 2011.-184с.

4. Гуревич, К.М. Выбор профессии / К.М. Гуревич. - М.: Мир. - 2001. - 311с.

5. Дип,С. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам / С. Дип, Сесмен Л. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 618с.

6. Зарипова, И.Р., Зарипов, Р.Н. Профессионально значимые качества личности как залог конкурентоспособности специалиста социальной работы // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2010.- № 3. - С.172-182.

7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.- 170с.

8. Карпов, А.В. Профессионально важные качества личности / А.В. Карпов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.-352с.

9. Климов, Е.А. Психология профессионализма / Е.А. Климов. - М.: Олма - Пресс, 2004. - 618с.

10. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - М.:Медицина, 1984. - 215с.

11. Орел, В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность / В.Е. Орел // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 2002. - 518с.

12. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве / И.Т. Сенченко. - М.: Педагогика 1992. -112с.

13. Филиппов, А.В. Работа с кадрами: психологический аспект / А.В. Филиппов. - М.: Гардарики, 2004. - 712с.

14. Шарафутдинова, Р.И., Галимзянова, И.И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2012.- № 6.- С.255-25

© Л. Р. Хаярова - доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kasrpp@mail.ru; Ю. В. Свиридова -выпускница КНИТУ,kasrpp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.