УДК 159.9
Л. Р. Хаярова, Ю. В. Свиридова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРА ПО ЗАКУПКЕ
И СБЫТУ ПРОДУКТОВ НЕФТИ И НЕФТЕХИМИИ
Ключевые слова: профессионально важные качества, личностные качества, профессионально важные умения и навыки, психограмма.
В исследовании выявлены профессионально-важные качества личности инженера по закупке и сбыту нефти, газа и продуктов их переработки, наличие которых позволит ему эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Разработана психограмма инженера по материально-техническому снабжению ППТК, в обязанности которого входит обеспечение предприятий энергосистемы товарно-материальными ресурсами, в том числе продуктами нефти и нефтехимии.
Keywords: professional qualities, personality, professional skills are important ,psychogram.
The study revealed important professional and personal qualities engineer for the purchase and sale of oil, gas and refined products , the availability of which will enable it to effectively cope with the professional activity. Designed psy-chogram engineer logistics PPTK, whose responsibilities include ensuring business energy commodity and material resources , including petroleum products and petrochemicals.
Традиционно считается, что профессиональные качества работника - это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи [1]. Прежде всего, профессиональные качества личности - это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.
Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества специалиста, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.
1. Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности [7, с.192-192]:
• Абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
• Относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднор-мативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
• Мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
• Анти - ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
В нашем исследовании перед нами стояла задача разработать ПВК инженера по материально -техническому снабжению ППТК, в обязанности которого входит обеспечение предприятий энергосистемы товарно-материальными ресурсами, в том числе продуктами нефти и нефтехимии.
Работник, в нашем случае, инженер, должен обладать многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными.
Разносторонность характера подобной деятельности накладывает отпечаток и на личностные характеристики инженера-снабженца.
Профессионально-важные качества инженера-снабженца можно рассматривать на трех уровнях:
• на уровне задач деятельности
• на поведенческом уровне
• на уровне свойств личности
Важное значение для деятельности инженера-снабженца имеют коммуникативные качества:
- Способность к кооперации и групповой работе;
- Поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- Социальная компетентность при реализации своих целей (разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя);
- Умение производить и поддерживать благоприятное впечатление;
- Умение слушать. Собеседники, не слышащие и не слушающие друг друга, не смогут вести конструктивную беседу. Беспрестанно говорящий человек, не внимающий замечаниям и просьбам оппонента, не способен прийти к взаимопониманию
со своим собеседником. В результате, эффективность такого диалога уверенно стремится к нулю;
- Умение расположить к себе собеседни-ка.Коммуникабельный человек, как правило, обладает способностью расположить к себе собеседника в процессе общения, хорошо владеет собой и своим голосом. С помощью различных психологических приемов он способен удерживать внимание оппонента и по интонации распознавать его реакцию на те или иные вопросы, вовремя изменять свою линию поведения, чтобы быть с ним на одной волне.
Инженер снабженец в своей деятельности осуществляет 3 вида общения [3].
1. Деловое - общение при взаимодействии с поставщиками, заказчиками;
2. Служебно-товарищеское - это общение с руководителями, коллегами;
3. Дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если инженер-снабженец обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты. Не следует забывать о грамотной, выразительной речи.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Далее обратим внимание на не менее важное качество, как устойчивость к стрессу.
Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность инженера-снабженца протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Существует такая наука, как соционика, которая рассматривает переработку информации человеческим интеллектом, позволяющей прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых[2].
Отдельный ее блок посвящен теории стрес-соустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:
1. Стрессонеустойчивые,
2. Стрессотренируемые,
3. Стрессотормозные,
4. Стрессоустойчивые.
«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них -стресс. В самой стрессовой, критической ситуации стрессонеустойчивые люди склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы
и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотре-нируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.
«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.
Также к ПВК инженера-снабженца можно отнести способность к работе в условиях ограниченного времени, ровное и спокойное отношение к людям, снисходительность, доброжелательность, терпение, выдержку, уверенность действий в ситуации неопределенности.
Следующий блок ПВК инженера-снабженца - организаторские качества, характеризующиеся умением планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности [13].
Наиболее важными являются:
1. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
2. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
3. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Профессионально важными качествами личности инженера-снабженца являются мотивационно -волевые качества [6]:
• стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
• осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
• самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
Важное значение приобретают такие качества, как высокая работоспособность, способность к длительным нагрузкам, способность заключать сделки одновременно с несколькими заказчиками, усидчивость.
Общей основой развития инженера-снабженца как специалиста и как компетентного работника являются интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности работника в зависимости от того, какие ресурсы - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
К профессионально важным качествам личности инженера-снабженца относятся также: стремление приобретать новый опыт, совершенствовать свои способности, знания, умения и навыки, чувство юмора, корректность.
Помимо вышеперечисленных качеств инженеру-снабженцу необходимо хорошо выглядеть, быть в хорошей физической форме, обладать обаянием кинозвезды, при этом идеально знать все о продукции, которую он предлагает, умение поддерживать контакт со смежными ведомствами (склад, бухгалтерия, руководство, транспорт, поставщики и т.д.).
Кроме индивидуально - психологических и физических особенностей, необходимо учитывать и профессиональную компетентность работника.
Например, инженер по материально- техническому снабжению должен иметь высшее образование без предъявления требований к стажу работы, либо среднее техническое образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3-х лет, или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием не менее 5 лет.
Инженер же 1 категории по материально-техническому снабжению должен иметь высшее образование и стаж работы инженера 2 категории по МТС не менее 3-х лет.
В процессе работы сотрудники в обязательном порядке изучают программу оперативно-учетная «ПАРУС», которая формирует профессионально важные умения и навыки, необходимые при работе инженера-снабженца и позволяет централизованно и быстро проводить:
• принятие заявок от заказчиков на поставку определенного оборудования;
• составление заказных спецификаций и различных оперативных отчетов;
• оформление бухгалтерских документов: приходные накладные и ордера и товарные накладные;
• распределение продукции между предприятиями энергосистемы.
Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств инженера-снабженца коммуникативные, организаторские, интеллектуальные, мотивационно - волевые качества, высокую работоспособность и стрессоустойчивость, а также практические знания и умения, позволяющие эффективно выполнять свои обязанности.
Для выявления профессионально важных качеств личности инженера-снабженца мы использовали методику АВС, разработанную в Канаде, и получившую свое полноценное развитие в США на предприятиях автомобильной промышленности и авиапроме.
Методика АВС предназначена для оценки кандидата напретендуемуюдолжность, а также для оценки персонала как компании в целом, так и ее отдельно взятых подразделений, должностей. Она базируется на:
• определении личных качеств, необходимых для каждой должности;
• оценке профессиональных требований к должности;
• выборе ключевых показателей деятельности для оцениваемой должности.
Данная методика помогает эффективно выявить наличие или отсутствие определенных качеств кандидата на претендуемую должность, а также соответствие сотрудника занимаемой должности.
Методика представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя до 20-ти критериев, описывающих личностные качества. Условием для выбора показателей, описывающих личностные качества, являются показатели, отвечающие на вопро-
сов - как? (т.е., как бы мы хотели, чтобы оцениваемый относился к работе).
Для целей нашего исследования мы отобрали те профессионально важные качества личности, которые являются обязательными для инженера-снабженца и включили их в список методики АВС.
Данную методику мы предложили инженерам по материально-техническому снабжению ППТК для оценки важности и выраженности имеющихся у них профессионально важных качеств. Максимальная оценка- 5 баллов.
Таблица 1 - Профессионально важные качества личности инженера по закупке и сбыту продуктов нефти и нефтехимии
Личностные качества (характеристики) Критерии Оценка
Коммуникативные качества Способность устанавливать и поддерживать дружеские, партнерские отношения
Социальная компетентность (разговорчивость, сила убеждения)
Умение производить и поддерживать благоприятное впечатление
Стрессоустойчивость Эмоциональная устойчивость
Способность противостоять агрессивному настрою
Уравновешенность, самообладание
Способность работать в условиях ограниченного времени
Уверенность действий
Организаторские качества Психологический контакт (способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей)
Психологическая избирательность (способность адекватно отражать психологию организации)
Критичность и самокритичность
Требовательность (способность предъявлять адекватные требования)
Мотива-ционно-волевые качества Стремление к успеху
Осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность)
Самоопределение (открытость, свобода)
Высокая работоспособность, усидчивость
Индивидуально-психологические особенности Приятная внешность
Личное обаяние
Чувство юмора
Экспертная оценка показала следующие результаты:
1. Лидирующее место среди вышеперечисленных качеств занимают мотивационно - волевые качества. Среди этих же качеств на первом месте -стремление к успеху, далее - осторожность, самоопределение, социальная компетентность и высокая работоспособность, усидчивость.
2. Стрессоустойчивость. При таком виде деятельности как «человек-человек»» очень сложно, порой, сохранять самообладание, уравновешенность и эмоциональную устойчивость. Здесь на первом месте
- эмоциональная устойчивость, затем одинаковое количество баллов получили: способность противостоять агрессивному настрою, уравновешенность, самообладание, уверенность действий и ноль баллов получила способность работать в условиях ограниченного времени.
3. Организаторские качества. Такая своеобразная работа, как работа инженера-снабженца требует умение убедить заказчика в необходимости приобрести продукции именно у них, поэтому большинство баллов было отдано - психологическому контакту. Далее следует - критичность и самокритичность, психологическая избирательность и ноль получила требовательность.
4. Коммуникабельность - готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими только на 4 месте. Ведь не каждый человек умеет вежливо разговаривать, подробно и четко подавать информацию. Здесь на первом месте -умение расположить к себе собеседника. Последующие качества - способность устанавливать и поддерживать дружеские и партнерские отношения, умение производить и поддерживать благоприятное впечатление, умение слушать.
5. Индивидуально-психологические особенности. Удивительно, но на первом месте - личное обаяние, далее - приятная внешность и чувство юмора.
Таким образом, разработанная нами психо-граммаинженера по материально-техническому снабжению позволит специалисту по отделу кадров:
• целенаправленно и безошибочно определять соответствие претендента на должность, а также соответствие занимаемой должности уже работающего специалиста;
• понять индивидуальную мотивацию (потребности, цели) претендента или работника;
• планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;
• более четко увидеть профессиональные перспективы претендента;
• планировать развитие карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении.
В целом использование психограммы при отборе кадров на должность инженера по материально-техническому снабжению позволит снизить текучесть кадров, повысить производительность труда, принимать высококвалифицированных и профессионально пригодных сотрудников.
Литература
1. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. - М.: Гардарики, 2003. - 456с.
2. Букалов, А.В. Соционика - новый подход к пониманию человека и общества // Соционика, ментология и психология личности. - 1996. - №1. - С.2-5.
3. Валеева, Н.Ш. Основы психологии управления: учебное пособие /Н.Ш.Валеева, И.Н.Пугин; М-во образ. и науки России, Казан.нац.исслед.технол.ун-т. - Казань, КНИТУ, 2011.-184с.
4. Гуревич, К.М. Выбор профессии / К.М. Гуревич. - М.: Мир. - 2001. - 311с.
5. Дип,С. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам / С. Дип, Сесмен Л. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 618с.
6. Зарипова, И.Р., Зарипов, Р.Н. Профессионально значимые качества личности как залог конкурентоспособности специалиста социальной работы // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2010.- № 3. - С.172-182.
7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.- 170с.
8. Карпов, А.В. Профессионально важные качества личности / А.В. Карпов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000.-352с.
9. Климов, Е.А. Психология профессионализма / Е.А. Климов. - М.: Олма - Пресс, 2004. - 618с.
10. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - М.:Медицина, 1984. - 215с.
11. Орел, В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность / В.Е. Орел // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 2002. - 518с.
12. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве / И.Т. Сенченко. - М.: Педагогика 1992. -112с.
13. Филиппов, А.В. Работа с кадрами: психологический аспект / А.В. Филиппов. - М.: Гардарики, 2004. - 712с.
14. Шарафутдинова, Р.И., Галимзянова, И.И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2012.- № 6.- С.255-25
© Л. Р. Хаярова - доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]; Ю. В. Свиридова -выпускница КНИТУ,[email protected].