Научная статья на тему 'Диагностика психофизической готовности и пригодности суворовцев к военно-профессиональной деятельности'

Диагностика психофизической готовности и пригодности суворовцев к военно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
679
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ / КРИТЕРИЙ / УЧЕНИК / ВіЙСЬКОВИЙ / ФіЗИЧНА / ПіДГОТОВКА / ПСИХОФіЗИЧНИЙ / КРИТЕРіЙ / УЧЕНЬ / MILITARY / PHYSICAL / PREPARATION / PSYCHOPHYSICAL / CRITERION / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Mihuta I. J., Михута Игорь Юрьевич

Представлен алгоритм распределения учащихся военного учебного заведения на группы по степени пригодности к будущей профессии. В исследовании принимали участие 80 учащихся 14-15 лет. Использовались дифференцированные оценки психофизической готовности к ряду специальностей определенного военно-профессионального профиля (экстремального, операторско-инженерного и общевойскового). Показаны направления самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления. Выделены обязательные составляющие структуры управления учебно-воспитательным процессом в специализированных общеобразовательных военных учебных заведениях. Обоснованы содержательно-организационные подходы к программно-методическому обеспечению начального этапа профессиональной прикладной физической подготовки учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Mihuta I. J., Михута Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of psychophysical readiness and fitness of student to military-professional activity

A distributing algorithm is presented student military educational establishment on groups on the degree of suitability to the future profession. In research took part a 80 student 14-15 years. The differentiated estimations of psychophysical readiness were utillized to the row of specialities of certain military-professional type (extreme, operator-engineer and general). Directions of self-determination of individual are rotined to the certain types of military-professional activity on the initial stage of the professional becoming. The obligatory making structures of educational process control are selected in the specialized general soldiery educational establishments. Grounded richly-organizational going near programmatic-methodical to providing of the initial stage of the professional applied physical preparation of student.

Текст научной работы на тему «Диагностика психофизической готовности и пригодности суворовцев к военно-профессиональной деятельности»

Диагностика психофизической готовности и пригодности суворовцев к военно-профессиональной деятельности

Михута И.Ю.

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Беларусь

Аннотации:

Представлен алгоритм распределения учащихся военного учебного заведения на группы по степени пригодности к будущей профессии. В исследовании принимали участие 80 учащихся 14-15 лет. Использовались дифференцированные оценки психофизической готовности к ряду специальностей определенного военно-профессионального профиля (экстремального, операторско-инженерного и общевойскового). Показаны направления самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления. Выделены обязательные составляющие структуры управления учебно-воспитательным процессом в специализированных общеобразовательных военных учебных заведениях. Обоснованы содержательно-организационные подходы к программно-методическому обеспечению начального этапа профессиональной прикладной физической подготовки учащихся.

Ключевые слова:

военный, физическая, подготовка, психофизический, критерий, ученик.

Міхута І.Ю. Діагностика психофізичної готовності і придатності су-воровців до військово-професійної діяльності. Представлений алгоритм розподілу учнів військового навчального закладу на групи за ступенем придатності до майбутньої професії. У дослідженні брали участь 80 учнів 14-15 років. Використовувалися диференційовані оцінки психофізичної готовності до спеціальностей певного військово-професійного профілю (екстремального, операторсько-інженерного і загальновійськового). Показані напрями самовизначення індивіда до певних видів військово-професійної діяльності на початковому етапі професійного становлення. Виділені обов'язкові елементи структури управління учбово-виховним процесом в спеціалізованих загальноосвітніх військових учбових закладах. Обґрунтовані змістовно-організаційні підходи до програмно-методичного забезпечення початкового етапу професійної прикладної фізичної підготовки учнів.

військовий, фізична, підготовка, психофізичний, критерій, учень.

Mihuta I.J. Diagnostics of psychophysicalreadinessandfrtness of student to military-professional activity. A distributing algorithm is presented student military educational establishment on groups on the degree of suitability to the future profession. In research took part a 80 student 14-15 years. The differentiated estimations of psychophysical readiness were utillized to the row of specialities of certain military-professional type (extreme, operator-engineer and general). Directions of self-determination of individual are rotined to the certain types of military-professional activity on the initial stage of the professional becoming. The obligatory making structures of educational process control are selected in the specialized general soldiery educational establishments. Grounded richly-organizational

going near programmatic-methodical to providing of the initial stage of the professional applied physical preparation of student.

military, physical, preparation, psychophysical, criterion, student.

Введение.

В отечественной и зарубежных армиях исследования по определению готовности и пригодности набираемого контингента проводились особенно интенсивно в связи, во-первых, с наличием высоких требований к психическим и психофизиологическим качествам военных специалистов, определяемым большой сложностью, опасностью и ответственностью будущей деятельности; во-вторых, массовым характером набора и распределением специалистов по профилям военно-профессиональной деятельности, необходимостью формирования сплоченных воинских коллективов (экипажи, группы) и, в-третьих, с необходимостью создания современной системы диагностики и прогнозирования профессиональной готовности и пригодности будущих специалистов к военно-профессиональной деятельности [1, 2].

В настоящее время, сформировалось, по меньшей мере, два подхода к определению феномена «готовности к деятельности»: функциональный и личностный. Сторонники обеих точек зрения солидарны в одном: готовность формируется на двух уровнях: мотивационно-ценностном и операциональном [3]. Другими словами, специалист военной сферы должен владеть определенной совокупностью знаний, умений, навыков, способов действия, специальных морально-боевых, нравственно-волевых, психических и физических качеств, и быть готовым актуализировать их в специфических (экстремальных) ситуа-

© Михута И.Ю., 2012

циях профессиональной деятельности.

Н.И. Наенко в профессионально-психологической готовности обособляет готовность к действиям в экстремальных ситуациях и выделяет ее как показатель наличия у субъекта образа структуры действия, особое функциональное и психологическое состояние, направленное на выполнение необходимого действия

[4].

Ф.И. Генов рассматривает профессиональную готовность в контексте целостного проявления психических и физических процессов, а именно психофизических способностей [5].

Все направления изучения и обеспечения военнопрофессиональной деятельности специалиста военного профиля определяются наличием и необходимостью учета критериев соответствия между собой характеристик субъекта и объекта труда, их пригодности для выполнения служебных задач [6, 7].

На основе данного положения, профессиональная пригодность рассматривается, во-первых, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (видам деятельностей) и, во-вторых, как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач. С этих позиций свойство профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных (с точки зрения

включения в деятельность) особенностей человека, которые формируются на этапах профессионального пути в процессе деятельности [2, 8, 9].

В то же время при анализе профессиональной пригодности конкретного человека к данной деятельности профессионально важные для нее качества, по мнению Е.А. Климова [9], в каждом случае образуют нечто целое - систему. Он определил пять основных слагаемых этой системы: гражданские качества; отношение к труду, профессии; дееспособность; профессионально важные качества; профессиональная подготовленность.

Профессиональная готовность и пригодность к конкретной трудовой деятельности отражает особенности процесса выбора, определения будущей профессии на основе оценки и прогнозирования возможностей человека успешно ее освоить и эффективно работать, а также развития комплекса профессионально значимых психофизических качеств [10, 11].

В.В. Суворов считает, что если прогноз готовности и пригодности к массовым профессиям опирается на выявлении основных характеристик общего развития личности, то прогноз готовности и пригодности к «критическим (экстремальным) профессиям» должен базироваться на определении индивидуальных психофизиологических особенностей [12].

В этой связи, при проведении оценки и прогнозирования профессиональной психофизической готовности и пригодности молодежи к будущей военно-профессиональной деятельности необходимо опираться на системно-структурный анализ личности и основные принципы обследования, которые определяют методологию диагностики и организационные формы проведения отбора, а также связь результатов определения готовности и пригодности с другими формами обеспечения успешности обучения и эффективности военно-профессиональной деятельности [2].

По мнению, В.А. Бодрова, В.Я. Апчела и соавторов особое значение для оценки и прогнозирования профессиональной пригодности имеют следующие принципы профотбора: принцип целенаправленности изучения личности; принцип комплексности оценки профессиональной пригодности; личностнодеятельностный принцип; принцип объективности и обоснованности оценки; принцип этапности; принцип группировки специальностей (дифференцированное прогнозирование); принцип практичности. Учет всех этих принципов при разработке критериев оценки и прогнозирования профессиональной готовности и пригодности молодежи к военно-профессиональной деятельности является объективной необходимостью, и на данном основании должна развиваться и совершенствоваться система профессионального отбора и диагностики будущих специалистов военных сферы.

Для решения задач профессионального отбора

молодежи на военную службу используется следующая классификация воинских должностей: командные (организаторские); операторские (сенсорногностические); связи и наблюдения (сенсорные); водительские (сенсомоторные); специального назначения (моторно-волевые); технологические (специалисты по обслуживанию техники); прочие воинские должности.

Независимо от принадлежности к виду Вооруженных Сил или роду войск В.П. Петров, А.Т. Ростунов выделяют следующие профили военно-профессиональной деятельности: организаторский (командный, управленческий), социальнопедагогический, инженерно-технический, операторский, оперативно-штабной (диспетчерский), экстремальный и обеспечивающий. Данные профили выделяют исходя из целей и содержания решаемых задач, информационной основы деятельности, а также требований предъявляемых к ПВК специалиста военной сферы.

Разработанные нами структурно-содержательные подходы к формированию определяющих признаков специалистов военной сферы, базирующиеся на психологических и двигательных предпосылках военнопрофессиональной деятельности позволили по совокупным данным интегрировать наиболее значимые моменты основных классификаций и критериев в модели специалистов экстремального (должности специального назначения), операторско-инженерного (должности - операторская, связи и наблюдения) и общевойскового (должности - интендантские, командные и по обслуживанию техники) профиля [15]. Данное объединение обусловлено сходством включенности психомоторного, кондиционного и координационного компонентов психофизических способностей специалиста военной сферы в характер военно-профессиональной деятельности.

В этой связи решению проблемы диагностики и отбора специалистов для военной сферы будет способствовать предлагаемый алгоритм оценки психофизической готовности и пригодности учащейся молодежи по прогнозируемым специальностям и профилям будущей военно-профессиональной деятельности.

В современной литературе отсутствуют работы, в которых рассматриваются взаимосвязи оценочных критериев готовности и пригодности к профессиональной деятельности, особенно на начальном этапе профессионального самоопределения.

В обозначенном контексте особый интерес вызывают учащиеся старших классов суворовских военных училищ, так как уже к этому возрастному периоду у юношей 15-17 лет согласно данным В.И. Ляха [16] постепенно устанавливается окончательный психофизический профиль, свойственный взрослому человеку и тем самым определяется готовность к военно-профессиональной деятельности, а также пригодность к тому или иному военному профилю.

ПСИХОЛОГІЯ

32012

Именно, суворовцы, на наш взгляд, представляются наиболее перспективными с позиций, с одной стороны, прикладности, формирования военнопрофессиональной готовности к деятельности в экстремальных условиях, с другой пригодности - с точки зрения ведения отбора кадров для дальнейшего профессионального совершенствования.

Исследование выполнено по плану НИР Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - разработка алгоритма диагностики психофизической готовности и пригодности суворовцев к будущей военно-профессиональной деятельности.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, алгоритмизация компонентов психофизической готовности и пригодности к военно-профессиональной деятельности.

Организация исследования. Исследования проводились в Минском суворовском военном училище (МСВУ) в период с января по май 2011 г. В исследовании принимали участие суворовцы 14-15 лет (п=80).

Результаты исследования.

Необходимость и целесообразность разработки мероприятий по определению профессиональной готовности и пригодности, как правило, определяются выраженными индивидуальными различиями у будущих специалистов военного профиля профессионально важных психофизических качеств, а также наличием зависимости между этими характеристиками.

Оценка и прогнозирование профессиональной готовности и пригодности носит, как правило, вероятностный характер и рассчитана на небольшой период времени (2-5 лет), ибо успешность военнопрофессиональной деятельности специалиста военного профиля определяется многообразием факторов, связанных с самим субъектом труда, а также с изменчивостью объективной трудовой ситуации.

В прогнозировании готовности и пригодности будущих специалистов для военной сферы оптимально выделять пять стадий предшествующих организации непосредственной оценки исследуемой процедуры:

• теоретико-методологическое изучение военнопрофессиональной деятельности и профессиограмм всех специальностей военного профиля, направленное на построение структурно-содержательной модели специалиста экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля военной сферы (включающей ступень, должность, тип, класс, отдел, группа профессий, условия двигательной деятельности, перечень желательных профессионально-важных психофизических качеств);

• подбор существующих и модификация общих и специальных методов оценки (психологических и дви-

гательных тестов) для каждого профессиональноважного психофизического качества, отвечающих требованиям надежности и валидности [17];

• разработка количественных критериев оценки профессионально важных психофизических качеств с помощью каждого психологического и двигательномоторного теста;

• разработка и обоснование правил преобразования исходной информации при тестировании по стандартизированным методикам в интегральную диагностическую оценку готовности и пригодности к конкретному военно-профессиональному профилю;

• отбор и определение профиля военнопрофессиональной деятельности по «формула-структурированным» психофизическим показателям готовности и пригодности на основе разработанной системы оценки и прогнозирования успешности будущей деятельности.

Выделенные пять стадий оценки и прогнозирования готовности и пригодности позволяют сформировать алгоритм и процесс отбора суворовцев по психофизическим критериям готовности и пригодности к будущей военно-профессиональной деятельности.

Общая характеристика алгоритма:

1-этап - оценочно-протокольный (первичный протокол). Оценка компонентов психофизической готовности и пригодности суворовцев и занесение полученных абсолютных (количественных) результатов по всем методикам в протокол тестирования.

2-этап - разработка критериев оценки профессионально важных психофизических качеств. Результаты психофизического обследования выраженные в оценках (относительных величинах) по 10балльной шкале, переводятся в абсолютные величины путем расчета средних арифметических значений согласно закону «нормальной кривой» применительно к 10-балльной шкале. Нормативы рассчитываются по правилу трех сигм на основании 1А стандартного отклонения от среднего арифметического значения (табл.1).

Для середины 10-балльной шкалы (между 5 и 6 баллами) берется интервал, включающий в себя варианты, отстоящие от средней величины на ±0,50 s. Каждый последующий балл в обе стороны от баллов 5 и 6 составляет интервал в 0,5 s. При меньшем количестве наблюдений и другом выбранном уровне значимости доверительный интервал определяется по стандартным значениям критерия Стьюдента из специальных таблиц.

3-этап - интегрирование полученных критериев оценки в единую оценку для каждого компонента психофизической готовности и пригодности. Разработанные количественные критерии оценки в 10-бальной шкале для каждого тестового задания суммируются в интегральный балл для психомоторного, кондиционного и координационного компонента психофизической готовности и пригодности. Корректи-

Таблица 1

Характеристика 10-бальной шкалы, согласно закону нормальной кривой

Качественные и количественные показатели 10-бальной шкалы х-1,99с <х<х+ 1,99с

Уровень 1 порядка Уровень 2 порядка Словесное описание Оценка, балл

Высокий Высокий Превосходно 10 - -1,99

Отлично 9 -1,51 -1,95

Выше среднего Почти отлично 8 -1,01 -1,50

Средний Очень хорошо 7 -0,51 -1,00

Средний Хорошо 6 -0,50 -0,50

Почти хорошо 5 +0,50 +0,50

Низкий Ниже среднего Весьма удовлетворительно 4 +0,51 + 1,00

Удовлетворительно 3 + 1,01 + 1,50

Низкий Почти удовлетворительно 2 + 1,51 + 1,99

Неудовлетворительно 1-0 + 1,99 +

Таблица 2

Вариант сводной таблицы уровня психофизической готовности и пригодности суворовцев к будущей военно-профессиональной деятельности (в баллах)

№ Фамилия Кондиционные способности (КНС) Координационные способности (КС) Психомоторные способности (ПС) Компоненты психофизической готовности и пригодности ПРОФИЛЬ

1 2 3-14 1 2 3-18 1 2 3-12 КНС КС ПС

1 Бал-ев. 10 5 5 2 4 7 85 82 62 Общевойсковой профиль 2 степень

2 Бул-ин 9 4 5 5 8 10 89 99 73 Общевойсковой профиль 3 степень

3 Вал-ич 10 7 5 4 8 7 120 113 70 Экстремальный профиль 2 степень

4 Дом-ов 3 8 3 4 4 10 102 87 80 Операторско-инженерный профиль 4 степень

Диагностируем компоненты психофизической готовности и пригодности

КНС КС ПС

1. Силовые способности; 2. Статическая сила; 3. Динамическая сила; 4. Гибкость; 5. Скоростные способности; 6. Скоростная выносливость; 7. Скоростно-силовые способности 8-14. Производные КНС рассчитанные через коэффициенты. 1. Способность к ритму; 2. Способность к динамическому равновесию; 3. Способность к ориентированию в пространстве с оперативным мышлением; 4. Способность к приспособлению и перестроению; 5. Способность к реагированию; 6. Способность к пространственной ориентации; 7. Способность к согласованию; 8. Способность к дифференцированию силовых параметров движений. 9-18. Производные КС рассчитанные через коэффициенты. 1. Способность к точности восприятия времени; 2. Способность к динамической работоспособности; 3. Способность к объему внимания; 4. Способность к переключаемости и распределения внимания; 5. Способность к простой аудио-моторной реакции; 6. Способность к простой зрительно-моторной реакции; 7. Способность к реакции на движущийся объект; 8. Способность к сложной зрительно-моторной реакции; 9. Способность к устойчивости внимания 10-12. Производные ПС рассчитанные через коэффициенты.

ПРОФИЛИ СПЕЦИАЛИСТА ВОЕННО -ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

і г

ЭКСТРЕМАЛЬНЫИ- ПРОФИЛЬ ОПЕРАТОРСКО- ИНЖЕНЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ ОБЩЕВОИСКОВОИ- ПРОФИЛЬ

1 СТЕПЕНЬ 1 СТЕПЕНЬ 1 СТЕПЕНЬ

г 1

КС -30% КНС -40% ПС -30% КС -20% КНС -20% ПС -60% КС -25% КНС -50% ПС -25%

1 Ву Су Су 1 Су Ну Су 1 Ну Ву Ну

2 Ву Су Ну 2 Ну Ну Су 2 Ну Су Ну

3 Ву Ну Су 3 Ву Ну Ну

4 Су Ну Ну

2 СТЕПЕНЬ 2 СТЕПЕНЬ 5 Ну Ну Ну

Г 1 '

КС -40% КНС -30% ПС -30% КС -20% КНС -25% ПС -55% 2 СТЕПЕНЬ

1 Ву Ву Су 1 Су Су Су

2 Су Ву Ву КС -25% КНС -55% ПС -20%

1 Ну Су Су

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 СТЕПЕНЬ 3 СТЕПЕНЬ 2 Су Су Ну

г 1

КС -30% КНС -30% ПС -40% КС -25% КНС -20% ПС -55% 3 СТЕПЕНЬ

1 Ву Су Ву 1 Су Ну Ву

2 Ну Су Ву КС -20% КНС -60% ПС -20%

1 Су Ву Су

4 СТЕПЕНЬ 4 СТЕПЕНЬ 2 Су Ву Ну

г 1 3 Ну Ву Су

КС -34% КНС -33% ПС -33% КС -25% КНС -25% ПС -50%

1 Ву Ву Ву 1 Су Су Ву

2 Ну Ву Ву

1 Высокий уровень Ву

2 Средний уровень Су

3 Низкий уровень Ну

Психофизические способности

Координационные способности КС

Кондиционные способности КНС

Психомоторные способности ПС

Рисунок 1 - Схема диагностики готовности и пригодности к военно-профессиональной деятельности по психофизическим критериям (в процентах указано отношение координационного, кондиционного и психомоторного компонентов)

Рис. 2. Распределение учащихся МСВУ по конкретным степеням экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля

ровка суммы баллов по соответствующим баллам для интегральной оценки и формирование участников групп психофизического отбора проводится на основе дополнительного анализа, и определяются потребностями практики распределения (табл.2).

4-этап - разработка формул психофизической готовности и пригодности для каждой ступени экстремального, операторско-инженерного и общевойскового военного профиля. Полученный интегральный балл по каждому психомоторному, кондиционному и координационному компоненту ранжируется от минимального к максимальному. Далее, ранжированный интегральный балл переводится в низкий, средний и высокий уровень подготовленности для каждого компонента. Перевод интегральных баллов осуществляется путем расчета средних арифметических величин и сигмы (стандартного среднеквадратического отклонения от среднего арифметического) согласно закону «нормальной кривой» на низкий, средний и высокий уровень.

На основании полученных уровней подготовленности по формулам психофизической готовности и пригодности к конкретной степени определяется конкретный военный профиль (экстремальный, операторско-инженерный и общевойсковой) каждого участника обследования. Действие формул сводится к сложению трех уровней из каждого компонента психофизических способностей (так, для экстремального профиля 1 степени характерны три варианта сочетаемости уровней компонентов подготовленности, например, КС(высокий)+КНС(средний)+ПС(низки й)) (рис. 1).

5-этап - определение психофизической готовности и пригодности к конкретной степени военного профиля. На основании представленных формул соотношений низкого, среднего и высокого уровня каждого из компонентов, и сочетания данных компонентов в структуре психофизической подготовленности, определяется готовность и пригодность суворовцев к будущей военно-профессиональной деятельности.

В результате проведенного исследования (рис. 2) были распределены суворовцы по следующим степеням:

экстремального (ЭП - п=26: ЭП 1 степени - п=9; ЭП 2 степени - п=8; ЭП 3 степени - п=6; ЭП 4 степени - п=3),

операторско-инженерного (ОИП - п=28: ОИП 1 степени - п=5; ОИП 2 степени - п=12; ОИП 3 степени - п=8; ОИП 4 степени - п=3),

общевойскового (ОВП - п=26: ОВП 1 степени -

п=10; ОВП 2 степени - п=9; ОВП 3 степени - п=7) профиля.

Выводы.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Для решения задач военно-профессионального отбора разработан алгоритм распределения суворовцев на основе дифференцированной оценки и прогнозирования готовности и пригодности к ряду специальностей определенного военнопрофессионального профиля (экстремального, операторско-инженерного и общевойскового), что позволяет определить ту специальность, которая по своим профессионально важным психофизическим требованиям к личности наиболее соответствует психофизическим особенностям конкретного обследуемого. Алгоритм построения системы оценки и прогнозирования по «формула-структурированным» психофизическим критериям, возможно, рассматривать в качестве современной основы для решения конкретных задач определения военно-профессиональной готовности и пригодности суворовцев к будущей военнопрофессиональной деятельности.

2. Разработанный алгоритм позволит на научной основе решить ряд проблем в профориентационной деятельности, при специализированном профессиональном отборе и комплектовании контингента, в наибольшей степени отвечающего требованиям самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления.

3. Схема оценки и прогнозирования будущих специалистов военного профиля по психофизическим критериям готовности и пригодности создает предпосылки адекватности и тем самым эффективности управления учебно-воспитательным процессом в специализированных общеобразовательных военных учебных заведениях, а также обоснования содержательно-организационных подходов к программно-методическому обеспечению начального этапа профессиональной прикладной физической подготовки суворовцев.

4. Необходимы детализированные исследования о внедрении алгоритма диагностика психофизической готовности и пригодности учащиеся молодежи к военно-профессиональной деятельности на начальном этапе специализированной профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях военного профиля.

ПСИХОЛОГІЯ

Литература:

1. Анализ и обобщение современных данных по использованию методов профессиональной диагностики в практике профессионального психологического отбора в ВС РФ и зарубежных армий. Отчет по НИР «Огонь-2АН» Науч. руковод. В.Н. Дружинин, отв. исп. А.Н. Воронин. М.: Ин-т психол. РАН, 1999. 120 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. учебное пособие для вузов. М. : ПЕР СЭ, 2001, 511 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Е. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : БГУ, 1976. 176 с.

4. Наенко Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ, 1976. С. 7-9.

5. Генов Ф.И. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М. : ФиС, 1971. 245 с.

6. Военная профессиология: учебник под общей ред. А.Г. Карая-ни, Ю.Г Сулимова М. : Военный университет, 2004. 276с.

7. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для вузов под ред. А.Г. Маклакова. СПб. : Питер, 2005. 464 с.

8. Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения. Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. М. : Просвещение, 1966. 220 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионала. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.

10. Жильцов В.А. Психологическая диагностика профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту : Дис. ... канд. психол. наук Москва, 2000, 209 с.

11. Носкова О.Г Психология труда: учебное пособие для студентов. под ред. Е.А. Климова. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.

12. Суворов В. В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных ситуациях Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 23.

13. Апчел В.Я., Белов В.Г., Говорун В.И., Парфенов Ю.А. Основные принципы и современные направления оценки профессиональной пригодности военных специалистов Вестник Российской военномедицинской академии: клинические исследование. 2007. N1, С. 60-64.

14. Петров В.П., Ростунов А.Т. Военно-профессиональная ориентация. М. : Воениздат, 1988. 222 с.

15. Михута И.Ю., Васюк В.Е. Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фізичного виховання і спорту: Харюв: ХДАДМ (ХХП1), 2012. № 4. С. 88-96.

16. Лях В.И.Критерии определения координационных способностей. Теория и практика физической культуры.-1991. №1. С.17-20.

17. Михута И.Ю. Метрологическое обоснование тестовых заданий по оценки психофизической готовности и пригодности к профессиональной деятельности Вести БрГУ им. А.С. Пушкина 2012. № 1. С. 153-165.

Информация об авторе: Михута Игорь Юрьевич

igor_michuta@mail.ru Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка ул. Советская 18, г. Минск, 20050, Беларусь.

Поступила в редакцию 28.06.2012г.

32012

H

References:

1. Druzhinin V.N., Voronin A.N. Analiz i obobshchenie sovremennykh dannykh po ispol'zovaniiu metodov professional'noj diagnostiki v praktike professional'nogo psikhologicheskogo otbora v VS RF i zarubezhnykh armij [Analysis and generalization of modern information on the use of methods of professional diagnostics in practice of professional psychological selection in army of Russian Federation and foreign armies], Moscow, Institute of psychology Russian Academy of Sciences, 1999, 120 p.

2. Bodrov V.A. Psikhologiiaprofessional’noj prigodnosti [Psychology of professional fitness], Moscow, PER SE, 2001, 511 p.

3. D’iachenko M.I., Kandybovich L.E. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deiatel'nosti [Psychological problems of readiness to activity], Minsk, BSU, 1976, 176 p.

4. Naenko N.I. Psikhicheskaia napriazhennost’ [Psychical tension], Moscow, MSU Publ., 1976, pp. 7-9.

5. Genov F.I. Psikhologicheskie osobennosti mobilizacionnoj gotovnosti sportsmena [Psychological features of mobilizational readiness of sportsman], Moscow, Physical Culture and Sport, 1971, 245 p.

6. Karaian A.G., Sulimov IU.G. Voennaia professiologiia [Military professiography], Moscow, Military university, 2004, 276 p.

7. Maklakov A.G. Psikhologiia i pedagogika [Psychology and pedagogics], Saint Petersburg, Peter, 2005, 464 p.

8. Gurevich K.M., Matveev V.F. O professional’noj prigodnosti operatorov i sposobakh ee opredeleniia [About the professional fitness of operators and methods of its determination], Moscow, Education, 1966, 220 p.

9. Klimov E.A. Psikhologiia professionala [Psychology of professional], Voronezh, NPO MODEK, 1996, 400 p.

10. Zhil’cov V.A. Psikhologicheskaia diagnostika professional’noj prigodnosti grazhdan, postupaiushchikh na voennuiu sluzhbu po kontraktu [Psychological diagnostics of professional fitness of citizens, enlisting in the army by contract], Cand. Diss., Moscow, 2000, 209 p.

11. Noskova O.G. Psikhologiia truda [Psychology of labour], Moscow, Academy, 2007, 384 p.

12. Suvorov V. V. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1973, vol.4, p. 23.

13. Apchel V.Ia., Belov V.G., Govorun V.I., Parfenov Iu.A. Vestnik Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii [Announcer of the Russian Military Medical Academy], 2007, vol.1, pp. 60-64.

14. Petrov V.P., Rostunov A.T. Voenno-professional’naia orientaciia [Military-professional orientation], Moscow, Military publishing house, 1988, 222 p.

15. Mikhuta I.Iu., Vasiuk V.E. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.4, pp. 88-96.

16. Liakh V. I. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1991, vol.1, pp. 17-20.

17. Mikhuta I.Iu. Vesti Brestskogo gosudarstvennogo universiteta [To conduct Brest State University], 2012, vol.1. pp. 153-165.

Information about the author: Mihuta I.J.

igor_michuta@mail.ru Belarusian State Pedagogical University Soviet str. 18, Minsk, 20050, Byelorussia.

Came to edition 28.06.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.