и на отдаленную перспективу. Для этого проведены всесторонний анализ изменений состояния здоровья и заболеваемости населения, а также детальная проработка государственных плановых материалов и проектов, изучение технико-экономических расчетов о развитии производительных сил ТПК, городов и промышленных объектов. Надо сказать, что в каждом конкретном случае они имели свои специфические осо0енности.
Наши прогнозы и детальные программы оптимизации переданы для использования Московскому и Ленинградскому институтам «Гипрогор» для научно обоснованного выбора вариантов размещения
производительных сил и расселения населения при разработке схем районной планировки ТПК в регионах Сибири, а также для оперативного использования местными партийными, советскими, хозяйственными организациями и санитарной службой.
Таким образом, разработка современных гигиенических проблем и особенно гигиенических прогнозов приобретает важное государственное зна- ^ чение в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об охране здоровья советских людей.
Поступила 27.10.82
УДК 613.5:7111:625.1(571.5)
Е. И. Кореневская, Е. М. Черепов, И. П. Плетникова, Н. Р. Мартынова,
Г. В. Иванова (Москва)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВОГО ОСВОЕНИЯ
Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали рассматривается как одно из основных звеньев в решении важнейшей государственной проблемы освоения богатейших природных ресурсов и ускорения развития северо-восточных и восточных районов нашей страны. Для этой цели требуются крупномасштабные научно-технические прогностические разработки по рациональному использованию природных ресурсов и размещению производительных сил.
Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР была обоснована экономическая программа развития региона БАМа. Однако выполнение ее сопряжено с серьезными трудностятми, обусловленными неблагоприятными природно-климатическими условиями региона, сложностью инженерного освоения территории, дефицитом местных трудовых ресурсов, малой изученностью за-
ПФ
7&Г
И 0
\ ПС СС
ТФ
1
АФ
БА
\ ГРПС ^-------
Развернутая графическая модель последовательности решения гигиенических задач при обосновании оптимального
развития и размещения производительных сил. П — производство; Т — территория; Н — население; ПФ — природно-климатические факторы; ТФ — техногенные факторы: АФ — антропогенные факторы; ПС — потенциал самоочищения природной среды; У А — уровень адаптации населения; СС — санитарная ситуация; ЗН — здоровье населения; БА — блок анализа информации; ГР — гигиенические регламенты; УЗ — уровень * здоровья; БП — блок печати; БУ — блок управлении качеством среды: ГРПС — гипотеза развитии производительных сил региона.
кономерностей формирования окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности в данных специфических условиях.
Это определило необходимость тесного творческого содружества градостроителей и гигиенистов для создания генеральной схемы районной планировки региона и проектов районной планировки ряда его территориально-промышленных комплексов.
Результаты многолетних гигиенических исследований, проведенных в регионе, помимо конкретных обоснованных рекомендаций, положенных в основу схемы и проектов районной планировки, утвержденных Госстроем РСФСР в 1977—1980 гг., позволили разработать «Методические указания по гигиеническому обоснованию размещения и развития производительных сил»1, которые могут быть использованы при решении вопросов гигиены районной планировки как территорий нового освоения, так и развивающихся промышленных районов.
Основная цель районной планировки заключается в определении возможности и условий реализации гипотезы (планов) экономического развития региона и различных вариантов взаимного размещения народнохозяйственных объектов, мест расселения и рекреации населения. Конечная же цель гигиенических исследований — обоснование выбора таких решений, которые обеспечили бы оптимальные условия жизни и сохранения здоровья настоящего и будущего населения региона.
1 В разработке принимали участие сотрудники Новосибирского научно-исследовательского санитарного института канд. мед. наук А. А. Добринский, Н. Р. Коси-бород, Е. М. Трофимович и канд. архитектуры В. М. Пив-кнн.
Сложность н многокомпонентность районно-планировочных систем и выраженный прогностический характер гигиенических исследований определили необходимость использования системного подхода к решению проблем размещения производительных сил, методов графического и математического моделирования, различных способов гигиенического прогнозирования. ЧК Для создания «Методических указаний» применена разработанная нами развернутая графическая модель системы территория — производство — население, определяющая последовательность решения гигиенических задач при обосновании размещения производительных сил в регионе и возможные пугн управления на этой основе качеством окружающей среды (см. рисунок).
Модель предусматривает выполнение двух взаимосвязанных этапов гигиенических исследований. На первом этапе осуществляется анализ закономерностей формирования окружающей среды конкретного региона под влиянием специфических природно-климатических условий, сложившейся структуры народного хозяйства и расселения населения. Результаты этих исследований позволяют осуществить районирование территории по степени опасности для населения воздействия природных (блок ПФ), техногенных (блок ТФ) и антропогенных2 (блок АФ) факторов, выявить факторы, ограничивающие использование отдельных территорий для размещения народнохозяйственных объектов, расселения, реакционных целей, и обосновать необходимые оздоровительные мероприятия . для оптимизации условий жизни и сохранения здо-** ровья как настоящего, так и будущего населения региона.
Порядок выполнения гигиенических исследований на первом этапе работы определяется необходимостью решения ряда взаимоувязанных задач.
1. Оценка природно-климатических условий для целей районирования территорий: а) по интенсивности прямого воздействия климата на население (блок УА), определяющей выбор территорий, пригодных для рекреационных целей и расселения, градостроительно-мелиоративных, архитектурно-строительных и инженерно-технических мероприятий и средств оптимизации природной среды; б) по наличию естественных биогеохимических провинций и предпосылок природно-очаговых заболеваний, определяющих местную краевую патологию (блоки УА-УЗ); в) по потенциалу самоочищения природной среды (блок ПС), который оказывает существенное влияние на формирование санитар-нон ситуации (блок СС) и позволяет прогнозировать ее изменения при дальнейшем развитии на-
14 родного хозяйства региона.
2. Изучение сложившейся структурно-планировочной организации территории и оценка а) сло-
г К антропогенным в данном случае отнесены факторы, формирующие среду селитебных территорий, расположенных вне зоны влияния производственных объектов (ком-муналмю-бытовые факторы).
жнвшейся санитарной ситуации (блок СС) по степени опасности для населения химического, физического и биологического загрязнения среды; б) сложившейся системы расселения с точки зрения комфортности проживания населения и перспективности развития населенных мест; в) сложившейся системы организации отдыха населения, возможности и условий рационального использования рекреационных ресурсов региона.
Возможности и уровень адаптации населения (блок УА) к воздействию природно-клнматических условий в значительной мере определяют уровень здоровья (блок УЗ) коренного населения конкретного региона и «приживаемость» трудовых ресурсов, привлекаемых извне, для освоения природных богатств и решения других народнохозяйственных задач. Прямое воздействие природно-климатических условий региона на население ощущается особенно остро на первых этапах пионерного освоения региона. В дальнейшем по мере развития социальной инфраструктуры и акклиматизации мигрантов степень этого воздействия снижается, однако уменьшается лишь удельная его значимость в формировании того или иного уровня здоровья населения, характерного для данного региона в целом.
Формирование санитарной ситуации в конкретном регионе определяется, с одной стороны, нагрузкой на среду от воздействия техногенных (блок ТФ) и антропогенных (блок АФ) факторов, а с другой — потенциалом самоочищения природной среды (блок ПС). Последний играет роль своеобразного шунтового механизма в системе. Чем он ниже, тем более жесткие предъявляются требования к технологии производства (без- и малоотходная технология) промышленных и сельскохозяйственных объектов, санитарно-техннческим устройствам. Именно поэтому способность природной среды к самоочищению от бытовых и промышленных отходов все чаще рассматривается как дополнительный природный ресурс, рациональное использование которого может дать значительный экономический эффект. Низкий ПС природной среды приводит к тому, что даже небольшое -отступление от гигиенических нормативов при расчете допустимых объемов выброса и сброса вызывает серьезные, подчас необратимые изменения в окружающей среде и обусловливают опасные для населения уровни ее загрязнения. Поэтому, когда речь идет об освоении новых территорий, термин «новый» не всегда означает «чистый» — безопасный в санитарном отношении.
Информация, накопленная на первом этапе работ в блоках УА, ПС и СС, должна отражать реальную нагрузку на население от воздействия всего комплекса факторов окружающей среды (природных, техногенных и антропогенных).
В блоке БУ концентрируется вся информация 9 наиболее приемлемых для данного региона технологических схемах производства, санитарно-техннческих устройствах и оборудовании, градо-
строительных решениях, конструкциях и саннтар-но-техническом оборудовании жилых и общественных зданий и др.
На втором этапе осуществляется анализ гипотезы развития производительных сил региона (на территориях пионерного освоения) и планов развития народного хозяйства (в развивающихся регионах) - блок ГРПС. На основе этого анализа и данных, накопленных в блоках БА и БП о природно-климатических условиях и сложившейся санитарной ситуации, составляется прогноз возможных изменений окружающей среды в результате реализации той или иной альтернативы развития производительных сил (на уровне схемы) того или иного варианта взаимного размещения народнохозяйственных объектов, селитебных и рекреационных территорий.
Этап прогнозирования представлен на рисунке влиянием блока ГРПС на всю систему (ввод); данные о воздействии новых уровней воздействия блоков ТФ и АФ на ПС и через него на блоки УЗ и СС вновь концентрируются в блоке анализа, а предложения реализуются теми же путями через блок управления (БУ).
Поскольку здоровье населения является главным системообразующим фактором, оно может и должно служить основным критерием оценки правильности и целесообразности анализируемых в рамках системы альтернатив развития и вариантов размещения производительных сил. Однако современный уровень знаний, к сожалению, не позволяет достаточно широко использовать показатели здоровья населения в качестве основного критерия в решении данной проблемы. Во-первых, нет четкого представления об оптимальном уровне здоровья населения в конкретных природно-клима-тическнх условиях. Во-вторых, сама информация о состоянии здоровья населения (блок ЗН), получаемая из отчетных статистических форм, особенно в районах пионерного освоения, недостаточно точна. Достаточно надежным можно считать лишь са-нитарно-демографические показатели и отчасти немногочисленные данные о местной краевой патологии. И, наконец, еще отсутствуют четкие данные о количественной зависимости здоровья населения от уровней загрязнения окружающей среды, в связи с чем невозможно прогнозировать ее изменения на основе использования аналогов для реализации той или иной альтернативы развития народного хозяйства, того или иного варианта размещения объектов.
Недостаток информации в блоках УЗ и ЗН и отсутствие математического аппарата для ее анализа в целях прогнозирования в блоке анализа (БА) не позволяет пока использовать здоровье населения в качестве основного критерия при решении районно-планировочных задач, особенно на уровне разработки схем. Поэтому анализ информации (блок БА), полученный как на первом, так и на втором этапе работ, проводится путем сопоставления с
действующими гигиеническими регламентами (блок ГР). '
В случае невозможности при реализации ГРСП достижения гигиенических регламентов за счет использования полного набора средств в блоке управления (БУ) необходимо менять планы развития народного хозяйства (пунктирная связь блоков Б У и ГРПС).
Данные, накопленные в блоке БА, позволяют уже на первом этапе исследований на основе анализа природно-климатических условий и санитарной ситуации, сложившейся при существующем уровне экономического развития региона и планировочной организации территории, с определенной степенью вероятности предсказать тенденции возможных изменений состояния среды и здоровья настоящего и будущего населения на тех или иных ее участках, проранжировать эти территории но степени благоприятности и определить возможность их использования для того или иного вида освоения (промышленного и гражданского строительства, длительного и кратковременного отдыха населения), т. е., иными словами, осуществить функциональное зонирование территории.
Исследовательский прогноз позволяет осуществлять как краткосрочное (на 5—7 лет), так и долгосрочное (до 20 лет) прогнозирование, так как он основывается на выявлении общих закономерностей формирования среды в конкретных условиях. Этот вид прогнозирования целесообразно использовать в первую очередь при обосновании схем районной планировки.
При решении же конкретных задач размещения объектов прогноз должен опираться на норматив-ную базу. Поэтому на уровне как схем, так и особенно проектов районной планировки исследовательский прогноз дополняется нормативами. Этот прогноз основывается на определении достижимости гигиенических нормативов при тех или иных вариантах размещения и развития производительных сил. На территориях нового освоения для этого используется метод аналогов и теоретических расчетов. Нормативный прогноз определяет программу конкретных планировочных, технологических и организационных мероприятий и поэтому часто называется программным и организационным.
Стоимость мероприятий, направленных на оптимизацию окружающей среды, условий жизни и здоровья населения, может стать основой для одобрения или отказа от реализации предложенной гипотезы экономического развития региона либо потребует пересмотра вариантов размещения производительных сил.
Объем статьи не позволяет описать разработан- ^ ную нами систему критериальных оценочных показателей, рекомендуемых для решения гигиенических задач региональной (или районной) планировки.
В заключение можно лишь кратко остановиться на способах комплексной оценки природно-клима-
тических условий и санитарной ситуации в целях прогнозирования изменений последней в результате экономического освоения региона.
На данном этапе работы над «Методическими указаниями» мы использовали в основном полуколичественную балльную оценку с выделением от 3 до 5 градаций степени благоприятности территорий. На основе анализа степени опасности для организма тех или иных воздействий осуществлено их ранжирование и комплексное картографирование путем послойного наложения карт региона, содержащих информацию об отдельных факторах или их группе, послужившей основой для районирования.
Изложенная методика апробирована при гйгие-ническом обосновании проектов районной планировки трех территориально-промышленных комплексов региона БАМа (Южно-Якутского, Ургаль-ского, Северо-Бурятского), Якутской АССР, Верх-не-Селемжинского промышленного района.
' Поступила 16.03.81
Summary. The technique discussed in the article'was tested in the studies [on the hygienic validation of district planning designs of three territorial-industrial complexes in the Baikal-Amur Railway region.
УДК 613.647
М. Г. Шандала, М. И. Руднев, А. М. Шеметун
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ МУТАГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ПРИРОДЫ
Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Многие факторы, вводимые человеком в среду своего обитания, обладают высокой биологической активностью и способны индуцировать повреждения генетического материала в клетках живого организма, т. е. являются мутагенами. Последние мутагены приводят к увеличению «генетического груза» популяции, т. е. частоты наследственных болезней, новообразований, рождения детей с уродствами, смертности на ранних этапах развития (Н. П. Бочков). В связи со сказанным необходим строгий генетический контроль, позволяющий своевременно выявить мутагенные факторы окружающей среды с целью их регламентации и разработки профилактических мероприятий.
Особенное внимание в этом плане должно уделяться действию • новых факторов, которые в силу своей повсеместной распространенности приобрели значение экологических. К таким факторам можно отнести электромагнитные волны, влиянию которых подвергаются большие контингента населения.
В настоящее время опубликован ряд сообщений, прямо или косвенно свидетельствующих о способности электромагнитной энергии обусловливать проявление генетических эффектов (В. В. Соколов и Н. А. Чулина; А. Я. Лошак и Н. Н. Ведерникова; Г. И. Леонская и соавт., Scott). Вместе с тем различие методических подходов и экспериментальных объектов затрудняет, а в ряде случаев лишает возможности оценить генетическую опасность электромагнитных волн.
На основании данных литературы и результатов собственных исследований нами дан анализ чувствительности к электромагнитным волнам современных методов по выявлению мутагенного действия факторов окружающей среды и на основании
этого определить комплекс тестов, позволяющих в экспериментальных условиях установить мутагенную активность указанного фактора с учетом применения его в физиотерапевтических клиниках, на производстве, в быту и др.
Основной особенностью набора тестов, рекомендуемых в настоящее время для оценки мутагенности загрязнителей окружающей среды, является его способность учитывать мутагенное действие фактора на генном, хромосомном и геномном урсв-нях, в соматических и генеративных клетках. Регистрация генетических изменений на хромосомном и генном уровнях может осуществляться в условиях in vivo и in vitro. В условиях in vivo учет хромосомных изменений чаще проводится в клетках костного мозга млекопитающих.
В этих клетках исследовано и цитогенетическое действие электромагнитных волн. Так, А. Н. Ли-берман и соавт. зарегистрировали увеличение хромосомных перестроек при фракционированном облучении мышей сверх высокочастотным (СВЧ) электромагнитным полем ППЭ 5, 10, 20 мВт/см2 и продолжительности действия от 18 до 72 мин.
Эти и проведенные Г. И. Леонской и соавт. в нашем институте исследования по выявлению структурных хромосомных аберраций в клетках костного мозга крыс при воздействии микроволн нетепловых интенсивностей свидетельствуют о способности указанного фактора обусловливать индукцию хромосомных аберраций в организме животного и чувствительности этого теста при исследовании мутагенного действия микроволн в условиях in vivo.
Культура лейкоцитов периферической крови человека является одним из основных методов при анализе мутагенности факторов любой природы в