Научная статья на тему 'Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы'

Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА / ПРОДУКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / TEACHER''S TRAINING / CLIENTS'' ORIENTATION ENVIRONMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / INFORMATION ENVIRONMENT / ACTIVITY / PRODUCTIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Г. И., Власова В. К., Павлова О. А.

В статье дается анализ методических особенностей подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы. Обосновывается содержание и структура, а также ориентация на продуктивный характер деятельности студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной работы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилова Г. И., Власова В. К., Павлова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is given the analysis of content and structure of systematic provision for teachers' training providing their work in dynamic information environment of professional education. Provision focusing on productive experience of the students' activity in auditorium and extracurricular blocks of education process is grounded.

Текст научной работы на тему «Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Г.И. Кирилова, В.К. Власова, О.А. Павлова

В статье дается анализ методических особенностей подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы. Обосновывается содержание и структура, а также ориентация на продуктивный характер деятельности студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка педагога, информационная среда, активная деятельность, ориентация на клиента, продуктивная подготовка

In the article is given the analysis of content and structure of systematic provision for teachers' training providing their work in dynamic information environment of professional education. Provision focusing on productive experience of the students' activity in auditorium and extracurricular blocks of education process is grounded.

The keywords: professional education, teacher's training, information environment, activity, clients' orientation environment, productive training

Активная позиция педагога отвечает требованием к его профессиональной компетентности и должна проявляться в процессе проектирования, формирования и развития сетевой информационной и коммуникационной среды профессиональной деятельности ориентированной на конкретных клиентов. Особенностью ее методического обеспечения связываются в данной статье с продуктивностью применения информационных и коммуникационных технологий.

Компоненты методического обеспечения подготовки педагогов.

В настоящее время необходима интеграция разрозненных методик педагогического образования в целостное методическое обеспечение подготовки педагога к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы. Современное методическое обеспечение должно обладать следующими основными свойствами: соответствовать образовательным стандартам; поддерживать компьютеризированную методику обучения; быть реализованной с помощью современных инструментальных средств; иметь адекватную документацию для

пользователя - клиента данной среды; иметь четкое определение места и способа применения в учебном процессе; быть готовым для использования как очной, так и в дистанционной формах образования.

Продуктивные аспекты методического обеспечения подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы заключаются в нацеленности деятельности будущего педагога на профессионально значимый результат, которым является создание конкретного продукта, полезного и завершенного. В образовательном процессе эта цель реализуется путем перевода получаемой информации, знаний и умений в русло продуктивного профессионально-ориентированного опыта, в составе которого успешные способы деятельности, составляющие основу профессионального интеллекта, ценностей и личностных качеств успешного конкурентоспособного педагога. Методология продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде обеспечивается педагогическими информационными технологиями, построенными в структуре проблемного обучения, исследовательской деятельности, а также в структуре развития критического мышления и технологий

Термин «продуктивность» имеет трактовку, сходную с такими близкими понятиями, как производительность, плодотворность, эффективность, плодовитость, полезность, отдача, практичность. Понятие продуктивность введено Э. Фроммом [1] как альтернатива деструктивности и трактуется как уменье человека с пользой для себя и общества использовать свои силы и реализовать заложенные способнос-

ти. Термин продуктивное обучение (productive learning) связывается с продуктивностью мышления и интеллекта [2, 3] и определяется как образовательный процесс, обеспечивающий индивидуальные маршруты, реализуемые с помощью структурированных шагов с четко определёнными результатами.

Способность быть продуктивным - не врожденное, а формируемое свойство, которое следует развивать и повышать. В основе продуктивности - самоуважение, любовь к труду, позитивный настрой в семье, социуме, в трудовом коллективе, а также другие факторы, помогающие бороться с равнодушием, пассивностью, и нивелирующие негативную сторону жизнедеятельности в целом [4, 5].

Отличительной методической особенностью продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы является его ориентация на продуктивный характер деятельности студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Это означает, переход от изучения определенного набора знаний к освоению устойчивого опыта освоения профессионально значимой деятельности в клиент-ориентированной информационной среде, в том числе общекультурных и учебных функций, связанных с дальнейшим самостоятельным освоением и использованием развивающихся информационных технологий, и профессиональных функций, связанных с обслуживанием и совершенствованием цифровой техники и ее программного обеспечения. Переход от знаниевой к продуктивной парадигме обучения обеспечивается применением проблемных и проектных методов, использования и разра-

ботки информационных ресурсов и современных информационных технологий учебного и профессионального назначения.

Ведущие акценты в продуктивной подготовке педагогов к активной деятельности в информационной среде будут сделаны на гармоничном сочетании использования в учебном процессе оборудования, адекватно отражающего опережающий характер развития инфокоммуникационной техники и технологий, а также универсальных информационных средств и специализированных системных моделей инфокоммуникационной техники и технологий, позволяющих наглядно раскрывать глубинные закономерности их строения и функционирования средствами математического, информационного, технического и имитационного моделирования ведущих структур современного глобального инфокоммуникационного пространства [6]. Все это позволит обеспечить новый уровень удовлетворения запросов клиентов-социальных партнеров: работодателей, профессионального сообщества, региональных органов власти, родительской общественности, педагогических коллективов учебных заведений.

Методические особенности продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы реализуются через продуктивные стили обучения или их комбинации: объяснительное обучение; собеседование преподавателя и ученика; консультативное обучение; согласованная деятельность [7].

Объяснительное обучение. Студенту представляются многочисленные примеры решения задачи и объ-

ясняются значения каждого элемента знаний в процессе получения конечного результата. Процесс обучения представляется как процесс последовательной активизации знаний.

Собеседование преподавателя и студента. В процессе собеседования позиции преподавателя и студента являются активными. Преподаватель старается выявить пробелы в знаниях обучающегося, а последний пытается углубить свои знания через диалог с преподавателем. Несмотря на сложную программную реализацию собеседования в информационной среде, этот стиль позволяет избежать механического обучения и довольно точно оценить уровень подготовки обучаемого.

Консультативное обучение. Этот подход предполагает более активную деятельность обучаемого в информационной среде, в которой ему предлагаются задачи, раскрывающие изучаемую предметную область и представляется возможность для их исследования. В этом режиме пользователь играет активную роль, а система - пассивную. В этом случае система превращается в подобие «электронной энциклопедии» с обеспечением доступа в режиме справочника. Аналогичная консультационная учебная помощь становится необходимой компонентой информационной среды и должна содержать как концептуальные, так и операционные знания, а также средства, необходимые для представления учебных материалов, организации режимов изучения (объяснение, закрепление, диагностика, повторение, исследование) и задания модели студента, учитывающей предысторию и параметры его обучения.

Согласованная деятельность. Ставится сложная (общая) задача, ре-

шение которой реализуется групповым методом в виде деловой игры или проектного обучения. При этом без согласованных действий обучаемых в процессе решения задачи оптимальное достижение цели невозможно.

Методическое обеспечение подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы нужно рассматривать как продуктивную обучающую среду, которая является органическим продолжением традиционных методов обучения, построенных на книге, и которая в силу специфических интеллектуальных способностей компьютера обеспечивает: быстрый и полный доступ к любой информации в гипертекстовом режиме; организацию изучения предмета на практических занятиях под руководством преподавателя; помощь обучаемым в организации самостоятельной работы; возможность выполнения упражнений и лабораторных работ, которые, в основном, могут быть реализованы за счет применения ПК; аудиовизуальные условия (графика, звук) для порождения нового знания через сходство по аналогии, сводя мотивационную и информационную составляющие поведения в единую деятельность.

Содержательные компоненты методического обеспечения продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде.

Основными характеристиками методического обеспечения продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессионального образования являются многокомпонентность, ин-тегральность и адаптивность.

1. Многокомпонентность - методическое обеспечение представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя:учебно-методи-ческие материалы; наукоёмкое программное обеспечение; тренинговые системы; системы контроля знаний; технические средства; базы данных; информационно-справочные системы; хранилища информации образовательного, общенаучного и профессионально-ориентированного характера.

2. Интегральность - информационная компонента методического обеспечения должна включать в себя: всю необходимую совокупность базовых знаний и опыта с выходом на мировые информационные ресурсы; междисциплинарные связи; информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания и опыт.

3. Адаптивность - методическое обеспечение должно адекватно отображать потребности личности, общества, производства и образования.

Помимо традиционных форм учебной деятельности методическое обеспечение продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы должно предусматривать существующие формы учебной деятельности: разработку и публичную защиту индивидуальных и групповых проектов; параллельное исследование и совместный проблемный поиск; тренинги; презентации, конференции, мастер-классы.

Для оценки результативности методического обеспечения используются логистические механизмы [8], базирующиеся на показателях, среди которых: своевременность доставки знаний, определяющая уровень

подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде; соответствие знания современному состоянию науки, определяющее сдвиги в развитии мотивации на подготовку и самоподготовку педагогов к активной деятельности в информационной среде; эргономичность знания, определяющая сохранность здоровья, степень комфортности и социальный эффект; затраты времени, являющийся универсальным показателем эффективности любой деятельности и хронически дефицитным ресурсом.

Данная статья опирается на описанные в литературе подходы к реализации информационной среды профессионального образования [8] и идеи проектирования научно-методического обеспечения подготовки специалистов технического профиля в информационной среде [9, 10], а также особенности подготовки педагога в системе профессионального обучения [11]. Вместе с тем подходы и идеи получили развитие в различных аспектах проектирования методического обеспечения продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде.

В соответствии с характеристиками методического обеспечения продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы и формами учебной деятельности определены направления подготовки педагогов в информационной среде: мультимедиа-направление; «мастерская проектов»; «тренажерная мастерская»; www-направление. Цель этих направлений - выявить востребованные клиентами - социальными партнерами индивидуальные способности и инте-

ресы студентов к тому или иному виду деятельности.

Особо важным видом деятельности в рамках методического обеспечения является компьютерное проектирование как механизм подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы, обеспечивающий приобщение их к разнообразным источникам информации, обучение не только воспринимать эту информацию, но и конструировать свои, интеллектуально значимые и полезные умозаключения и выводы. Следовательно, проектирование можно рассматривать как продуктивную информационную технологию, важным фактором реализации которой является потребность студентов и преподавателей в осуществлении активной информационной деятельности и в повышении эффективности собственной информационной деятельности за счёт направленного на результат использования компьютерных средств и современных информационных технологий.

При этом с позиций когнитивной эргономики необходимо учитывать, что словесные текстовые учебные материалы должны быть визуально оформлены. Текст на экране монитора усваивается иначе, чем написанный на бумаге, в электронном учебнике он дополняется элементами гипертекста и одновременно способен дать быстрый доступ к взаимосвязанной информации, размещенной в других учебниках электронной библиотеки. В оформлении гипертекста доступны возможности, достижимые с помощью стандартизованных медиа-структур: рисунки-иллюстрации, математические формулы, различные способы форматированного оформления стра-

ниц и шрифтов, аудио-информация и видео-изображения. Использование элементов видео и мультипликации, звуковое оформление при создании обучающего текста может не только придать дополнительную изобразительную ценность обучающей среде и оживить изложение учебного материала, но и подключить другие способы формализации и активной переработки учебного материала.

Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности раскрываются в контексте обеспечения продуктивности как нового качества подготовки, которое проявляется в формировании продуктивного мышления будущего педагога, в готовности к созданию и применению инновационного методического продукта, в накоплении необходимого опыта его использования и совершенствования, а также в активной позиции в вопросах экспертизы, экспериментального исследования и эффективного внедрения информационных образовательных ресурсов, реализующих образовательные стандарты нового поколения. Соответственно необходимо такое методическое обеспечение, которое предполагает не столько сокращение затрат времени для достижения заданного результата, но дает новый качественный уровень подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде.

Литература:

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - АСТ, 1998. - 672 с.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 94-231.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.

4. Продуктивное обучение \\ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - Национальный фонд подготовки кадров. - Электронный ресурс.

- (Порядок доступа: http://www.openclass. ru/node/31368)

5. Грузкова С.Ю. Общетехническая подготовка студентов в профессиональной школе в контексте репродуктивного и продуктивного компонентов обучения // Казанский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 15-21.

6. Кирилова Г.И. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2012.

- Т. 15. - № 3. - С. 358-368.

6. Михайлов В.Ю., Волик О.Н., Пшеничный П.В. О функциях преподавателя в условиях применения электронных образовательных ресурсов // Казанский педагогический журнал. -2009. - № 6. - С. 89-98.

7. Власова В.К. Механизмы реализации профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста для регионального рынка труда // Филология и культура = Philology and Culture. 2009. № 17-18. С. 16-20.

8. Грунис М.Л., Кирилова Г.И., Пшеничный П.В. Реализация информационно-средового подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. № 3. 2012. С. 151-156

9. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ССУЗ // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Казань, 2008

10. Васильева Е.С. Научно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов ССУЗ в условиях реализации образовательного стандарта // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Казань, 2009.

11. Шайхутдинова Г.А. Особенности подготовки педагога профессионального обучения для начального и среднего профессионального образования в регионе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 5. С. 89-91.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ И XVIII ВЕКА У СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВУЗОВ

А.Ф. Галимуллина, Ф.Г. Галимуллин

В статье представлены содержание и структура электронных образовательных ресурсов (ЭОР) «История древнерусской литературы» и «Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX-XXI вв.», созданных на базе сайта КФУ и методические приемы и формы внедрения их в учебный процесс.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс (ЭОР), методика преподавания литературы в вузе, формирование представлений, литературные традиции, преподавание литературы Древней Руси и XVIII века.

Electronic educational resources (EDR) as an effective means of forming the students' ideas about the literary traditions of ancient and XVIII.century Russia in the national branches of pedagogical universitiesThis article dwells on the content and structure of electronic educational resources (EDR) «History of Ancient Russian literature» and «Traditions of Russian literature of the XVIII century in the literary process of XIX - XXI centuries, created on the site KFU, and teaching methods and forms of their introduction into the educational process.

Keywords: electronic educational resources (EDR), the methodology of teaching literature at the university, the formation of ideas, literary traditions, the teaching of literature of ancient and XVIII. century Russia.

Разработка электронных образовательных ресурсов на базе системы МООЭЬЕ КФУ было связано со стремлением повысить эффективность

организации учебного процесса и соответствовала общей тенденции развития обучающих технологий в школе и вузе. Специальной литературы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.