Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям'

Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Е. С.

The article is devoted to questions of the organization of self-activity individual education process for specialties in information. Individual education process is projected in view of a level of readiness for educational activity, a level of an information activity and a level of development of professional activity. In this article also detailed notation the basis classification kinds of self-activity education process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of self-activity individual education process for specialties in information

The article is devoted to questions of the organization of self-activity individual education process for specialties in information. Individual education process is projected in view of a level of readiness for educational activity, a level of an information activity and a level of development of professional activity. In this article also detailed notation the basis classification kinds of self-activity education process.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям»



ПИФОРМЛШЮИМ ТШОАОГПП Ь ИРОФ КСПОИЛАЫ1 О П ШЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Е. С. Васильева, научный сотрудник ИПП ПО РАО, преподаватель КЭТС Академии социального образования (КСЮИ), г. Казань

В современном динамично развивающемся обществе активно внедряются новые средства коммуникации. Поэтому становятся востребованны образованные, конкурентоспособные специалисты, способные быстро и самостоятельно осваивать новые и смежные виды профессиональной деятельности. Соответственно повышается значимость самостоятельной работы, как формы обучения, в процессе которой накапливается опыт такого самостоятельного освоения. При этом на первый план выходит профессиональная самостоятельность и мобильность, а также наличие и обогащение опыта самообразования.

Для подготовки специалистов по информационно-ориентированным специальностям, которым в процессе информационной деятельности приходится многократно переходить к более современным технологиям, а также участвовать в процессе их выбора и совершенствования, вопросы организации самостоятельной работы представляются весьма существенными. К обозначенной выше группе относятся специальности, для которых

информационная деятельность, связанная с обработкой, переработкой и анализом информации в среде информационных технологий, является не только профессионально значимым, но и ведущим, наиболее активно применяемым, занимающим большее количество времени видом деятельности.

Основу организации и руководства самостоятельной работой составляет управленческая деятельность преподавателя. Преподаватель с учетом специфики периода и цикла обучения, а также с учетом уровня готовности к учебной деятельности, уровня информационной деятельности и уровня освоения профессиональной деятельности студентами ставит цель, проектирует конкретное задание, четко определяет формы проведения (устная, письменная, практическая), порядок проверки результата самостоятельной работы.

Покажем роль самостоятельной работы в информационной подготовке специалиста постиндустриального общества в средней профессиональной школе на примере специальности

Казанский педагогический журнал

7'200Ö

«Сети связи и системы коммутации». В Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Сети связи и системы коммутации» отмечается, что выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по настройке и эксплуатации оборудования систем коммутации сетей связи в качестве техника на центрах управления сетями электросвязи, центрах технической эксплуатации, системах коммутации различного назначения.

Раскрывая проблему организации самостоятельной работы студентов, необходимо обратиться к вопросу классификации видов самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы можно классифицировать по следующим основаниям: по основной дидактической цели (Б.П. Есипов), по характеру познавательной деятельности (П.И. Пидкасистый, А.В. Усова), по источнику знаний (И.Э. Унт).

По дидактической цели Б.П. Есипов делит самостоятельную работу на пять групп: а) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; б) закрепление и уточнение знаний; в) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; г) формирование умений и навыков практического характера; д) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же цели могут достигаться при решении различных задач. Например, с помощью

экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Покажем специфику целеполага-ния в самостоятельной работе для информационно-ориентированных специальностей: студент может воспользоваться многочисленными примерами правильно выполненных заданий, детальными пояснениями и подробными инструкциями, размещенными на электронных носителях; в рамках работы с электронными ресурсами студенту предоставляется текстовая, визуальная, графическая информация, раскрывающая различные стороны явлений и процессов; студенту предлагается использовать нормативную, техническую, правовую, справочную документацию и специальную литературу, размещенную в локальной и глобальной информационной сети, а также осуществлять поиск и переработку информационных потоков по предложенной тематике с учетом неоднозначной, неупорядоченной и противоречивой информации реальной информационной среды.

В зависимости от уровня учебно-познавательной деятельности П.И. Пидкасистый различает следующие виды самостоятельной работы:

а) воспроизводящие самостоятельные работы по образцу;

б) реконструктивно-вариативные;

в) эвристические;

г) творческие (исследовательские).

Остановимся на адекватности использования в процессе формиро-

98

вания содержания обучения классификации самостоятельной работы по характеру познавательной деятельности и раскроем специфику ее применения в условиях подготовки специалистов на примере специальности «Сети связи и системы коммутации».

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу включают решение типовых задач, выполнение определенных упражнений по предложенному образцу и с использованием изученного алгоритма. К таким заданиям можно отнести следующие: сформировать полную комбинацию циклического кода при передаче сигнальной единицы, рассчитать интенсивность нагрузки поступающей на вход ступени группового искания, нарисовать временную диаграмму передачи кодовой комбинации. Данные работы необходимы для формирования умений и навыков в области проведения самостоятельных исследований и их прочного закрепления.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы предусматривают необходимость «преобразований», реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач, установления внутрипредметных и межпредменых связей. К ним можно отнести следующие работы: установить двустороннее соединение в пространственном коммутаторе, зная номера входящей и исходящей цифровой линии и номера каналов; во временном коммутаторе установить соединение входящего канала с исходящим. Здесь предполагаются рекон-структивно-вариативные самостоя-

тельные работы, для которых важен учет изменений (наращивания) возможностей информационных технологий, в сравнении с описанными в типовых заданиях.

Эвристические самостоятельные работы связаны с решением определенных проблем, которые поставлены на лекциях, практических и лабораторных занятиях: на действующем оборудовании ввести директивы проверки и коррекции абонентских данных и выполнить анализ распечаток по таблицам абонентских данных; по полученной распечатке провести анализ сигнальной единицы общеканальной сигнализации. Здесь акцент связан с появлением, освоением, тестированием, использованием новых программных и аппаратных средств.

При выполнении исследовательской самостоятельной работы студент организует эксперимент, определяет тематику и методику проведения, учится раскрывать новые стороны изучаемых объектов, новые закономерности; видит проблему исследования, самостоятельно ее формулирует, выделяет гипотезу, разрабатывает план решения проблемы и т. д. В качестве исследовательской самостоятельной работы студенты должны осуществить выполнение исследовательского проекта, например, по подбору подходящих для заданного узла связи параметров, который оформлен как буклет, презентация, Web-сайт. В целом творческие (исследовательские) самостоятельные работы связаны с созданием и апробацией новых информационных продуктов и моделей.

Казанский педагогический журнал

7'2006

По источнику знаний самостоятельные работы классифицирует И.Э. Унт, выделяя три основных вида: а) самостоятельные работы, опосредующие учебную информацию через источник, откуда можно получить необходимую информацию;

б) направляющие работу студента с учебным материалом в процессе сравнения, выводов, обобщения;

в) требующие от студента творческой деятельности по сбору материала и его новому представлению и использованию. Соответственно для данных видов самостоятельной работы специфика информационно-ориентированных специальностей проявляется в использовании в качестве информационного источника - среды Интернет, электронной документации; в качестве информационных механизмов - средства электронных таблиц, баз данных, поисковых машин и систем; и в ориентации творческой исследовательской деятельности на самостоятельное освоение новых информационных и технических возможностей и ресурсов.

Подведя итог, отметим, что на основе проведенного анализа может быть обоснована целесообразность применения комплексной классификации, которая базируется на использовании всех приведенных выше видов самостоятельной работы. Покажем применение комплексной классификации в соответствии со спецификой того или иного этапа проектирования системы самостоятельной работы. На этапе целеполагания ведущим основанием классификации является дидактическая цель, соответственно на этом этапе строятся

иерархические цели самостоятельной работы, актуальные для определенного периода и цикла обучения по информационно-ориентированным специальностям. На этапе формирования содержания ведущим основанием классификации является характер познавательной деятельности, на этом этапе осуществляется отбор и структурирование содержания в соответствии с оптимальными уровнями познавательной деятельности. На этапе построения методической структуры ведущим основанием классификации является источник знаний, на этом этапе осуществляется построение системы самостоятельной работы, состоящей из самостоятельных заданий в соответствии с ориентацией на тот или иной источник знаний.

Таким образом, организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям базируется на деятельностном подходе и проектируется с учетом уровня готовности к учебной деятельности, уровня информационной деятельности и уровня освоения профессиональной деятельности. Ведущим основанием для выбора вида самостоятельной работы, соответствующего тому или иному основанию классификации, выступает учет специфики этапа ее проектирования.

Литература:

1. Кирилова Г. И. Информационное обеспечение и потоки информации в системе среднего профессионального образования / Г.И. Кирилова, Н.Л. Зинькина.-Казань: Профессиональное образование.

100

Казанский педагогический журнал.- 1999.— № 4.

2. Кирилова Г. И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик.— Педагогические технологии (Москва).— Москва: Педагогические технологии.— 2006.— № 2.

3. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов.— М.: Педагогическое общество России, 1999.

4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт.— М.: Педагогика, 1990.— 192 с.

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

H.A. Шкильменская, заведующая кафедрой педагогики и методики преподавания математики КФ ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова», г. Коряжма

В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Они оказывают непосредственное влияние на развитие образования в нашей стране. В системе образования в высших учебных заведениях идет поиск новых путей, форм и методов повышения качества обучения студентов педагогических специальностей, готовящихся составить кадровую основу российской школы. Одним из путей его повышения является использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходи-

мого опыта информатизации у все большего количества студентов и преподавателей.

В процессе обучения в вузе у студентов могут формироваться как способности к воспроизведению знаний, так и творческие способности. Одни сведения из учебного курса должны быть усвоены прочно всеми учащимися, изучение других сведений служит только целям развития. Однако для достижения каждой из целей нужны свои программные продукты, своя система задач, соответственно и своя методика работы с ними. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении должны выполнять свои функции. Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что информационно-коммуникационным технологиям в обучении студентов высших учебных заведений свойственны, по крайней мере, пять основных функций: дидактические, развивающие, воспитывающие, познавательные и мотивирующие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.