Казанский педагогический журнал,- 1999.— № 4.
2. Кирилова Г. И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик.— Педагогические технологии (Москва).— Москва: Педагогические технологии.— 2006.— № 2.
3. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов.— М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт.— М.: Педагогика, 1990.— 192 с.
ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
H.A. Шкильменская, заведующая кафедрой педагогики и методики преподавания математики КФ ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова», г. Коряжма
В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Они оказывают непосредственное влияние на развитие образования в нашей стране. В системе образования в высших учебных заведениях идет поиск новых путей, форм и методов повышения качества обучения студентов педагогических специальностей, готовящихся составить кадровую основу российской школы. Одним из путей его повышения является использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходи-
мого опыта информатизации у все большего количества студентов и преподавателей.
В процессе обучения в вузе у студентов могут формироваться как способности к воспроизведению знаний, так и творческие способности. Одни сведения из учебного курса должны быть усвоены прочно всеми учащимися, изучение других сведений служит только целям развития. Однако для достижения каждой из целей нужны свои программные продукты, своя система задач, соответственно и своя методика работы с ними. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении должны выполнять свои функции. Анализ научной и учебно-методической литературы показывает, что информационно-коммуникационным технологиям в обучении студентов высших учебных заведений свойственны, по крайней мере, пять основных функций: дидактические, развивающие, воспитывающие, познавательные и мотивирующие.
Казанский педагогический журнал
7'2006
ИКТ с дидактическими функциями предназначаются преимущественно для облегчения усвоения сведений курса. Среди всего многообразия современных ИКТ в процессе обучения их можно использовать по основным пяти направлениям:
- при изучении и закреплении нового материала;
- при проведении лабораторных работ или практикумов;
- как иллюстративное средство;
- при самообразовании;
- при контроле.
При изучении нового материала чаще всего используют электронные издания. Это, в первую очередь, электронный учебник, включающий в себя элементы первоначального закрепления знаний, справочники, словари, энциклопедии. По содержанию электронный учебник дает ту же информацию, что и дополнительная литература в печатной форме, но использование различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронной книги по сравнению с традиционной. Примером таких электронных изданий могут служить энциклопедические и учебные издания фирмы «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА»
и другие. Также при изучении нового материала студенты могут использовать интерактивные мультимедиа лекции. Это, в первую очередь, слайд-лекции, записанные на компакт-дисках, а также видеолекции, которые представляют собой лекции преподавателя, записанные на видеокассету или транслируемые через спутник в режиме реального вре-
мени. Последние можно дополнить обратной связью через электронную почту или чат, что позволит контролировать усвоение знаний.
При закреплении материала в настоящее время стали популярны программы-тренажеры, предназначенные для решения математических задач или заучивания иностранных слов. Обычно они содержат сборники задач и упражнений и выполняют функции дидактических материалов. Современные программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
За последние годы возросло внимание исследователей к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. Это позволяет использовать его на практических занятиях. Очень популярны в настоящее время системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие студенту проводить эксперименты в так называемой «виртуальной лаборатории». Обычно применяются при обучении физике, химии и другим естественным наукам. Главное преимущество подобных программ - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, финансовым и др. Например, эксперименты с высокотоксичными, взрывоопасными, радиоактивными материалами, эксперименты на промышленных установках и многие другие. Главный недостаток подобных программ - естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой
102
обучаемый не может выйти в рамках своего виртуального эксперимента.
Современные информационные технологии используются при иллюстрировании учебного материала (так называемые анимированные слайд-фильмы). Это позволяет при необходимости демонстрировать процессы в динамике. Звуковые и видеофрагменты также можно демонстрировать посредством компьютера. Для этих целей преподаватели часто применяют различного рода презентации. Презентации - это электронные диафильмы, но в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления студенческих проектов.
Бесспорным является тот факт, что использование современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Особенно в свете растущей популярности дистанционного Интернет-образования. Интересную практику представляет собой Сетевой Роботланский университет (Ки) -это сетевая школа, в которой студенты обучаются совместно с группой школьников, образуя единую команду. Возраст обучаемых в сетевом Ро-ботланском университете может быть
от 10 до 35 лет и не имеет особого значения.
В современной практике работы в вузе для осуществления контроля знаний используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет.
Помимо этого существуют специализированные компьютерные программы (приложения) - так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В таком случае преподаватель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста.
Проверить полученные знания можно с помощью специальной тестовой программы ЕСКО (Единая система контроля обучения), а подготовиться к тестам поможет ТЕСТ-ТРЕНИНГ - контролирующая программа, сопровождающаяся комментариями и демонстрацией правильного ответа.
Индивидуальная работа студентов с компьютером приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, способствует развитию их самостоятельности, прежде всего развитию умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации и т. п. Компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков. При этом стимулируется мыслительная деятельность обучаемых, их творческая активность.
^[ГШ , E^^^HZEQ
Казанский педагогический журнал
7'200ô
Работая с компьютерными программами Paint, Adobe Photoshop, «Живая геометрия», Advanced Grapher, CorelDraw и др., студенты получают возможность «рисовать» собственные графические картины, конструировать из некоторых фрагментов свой.
Одной из таких интересных форм образования является реализация совместных исследовательских проектов на основе сотрудничества студентов разных вузов. Средством организации такой познавательной деятельности является учебный телекоммуникационный (сетевой) проект. Он предусматривает совместную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата. В ходе выполнения такого проекта студенты обретают качества исследователя, овладевают умениями веб-дизайна, работе в Интернет, обретают навыки работы в коллективе.
В настоящее время ИТК являются одним из мощных факторов социализации, сегодня молодые люди получают из средств массовой информации более 50% знаний о мире. Несмотря на то что многие вузы удалены от образовательных центров, музеев, выставок, крупных библиотек и т. д., благодаря Интернету, веб-сайтов, аудио- и видеоматериалам студенты имеют возможность «посещать» крупные галереи, театры, концертные залы.
В практику современного образования в вузе входит проведение
104
лекции с помощью иллюстративнои презентации. Кроме того, сами студенты могут приготовить презентации с помощью такого распространенного на сегодняшниИ день средства, как Microsoft PowerPoint. С его помощью они учатся выделять в своих докладах основное, правильно оформлять презентации - выбирать подходящиИ стиль, подбирать цвета фона и текста, размеры шрифта, изображении, стиль начертания букв, добавлять и настраивать анимацию, рисунки, гиперссылки, кнопки управления, настраивать смену слаИдов и многое другое. Все это способствует воспитанию личностных качеств студентов, таких, как трудолюбие, целеустремленность, настоИчи-вость, аккуратность и др.
В современном интегрированном сообществе молодые люди уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным, достаточно замкнутым социумом: преподаватели, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкиИ мир. Студенты получают доступ к бога-теИшим информационным ресурсам сетеИ и возможность работать совместно над интересующим их проектом со сверстниками из других стран, в рамках телеконференциИ - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнеИшую мотивацию для их само-стоятельноИ познавательноИ деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует студентов к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительноИ информации, к оценке получаемых соб-
Рис. 1
ственных результатов. Преподаватель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов на занятиях, дискуссии, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они
содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют студентам самостоятельно формировать свой взгляд на
105
Казанский педагогический журнал
происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями.
Кроме того, ИКТ дают возможность выпускнику получить информацию о возможном трудоустройстве, узнать все тонкости найма на работу, проконсультироваться.
Резюмируя все вышеизложенное, на рис. 1 выделим основные характеристики функций современных информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогических специальностей.
Мечта каждого преподавателя -это увлеченные предметом студенты
7'200Ö
с хорошими знаниями и высокой мотивацией к предмету. Повысить мотивацию к изучению предмета возможно созданием средствами ИКТ анимации. С помощью макросов в MS Word и MS Excel можно создавать мультфильмы по любому предмету. Используя автоматическую смену кадров в редакторе PowerPoint, а в языках программирования Паскале, Visual Basic и Logo можно получить динамически меняющиеся изображения. Все это увлекательно, занимательно, интересно, помогает обосновать полезность и необходимость изучения того или иного теоретического материала через жизненный или адаптированный сюжет.
СЕРВИСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
A.B. Картузов, кандидат педагогических наук, Чебоксарский кооперативный институт РУК
В настоящее время в образовательной среде сложилась ситуация, когда информатизация значительно опережает педагогическую науку. Компьютеризация российских школ достигла впечатляющих результатов, произведено 100%-ное подключение к Интернету, появились новые средства обучения (интерактивные доски).
Но как изменится характер обучения при свободном выходе в Интернет? Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и возрастания роли обезличенной информации [5].
Ведь знания приобретаются обучающимися для работы в реальном, а не в виртуальном мире.
Разработаны более 8 тыс. (явно избыточная цифра) цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [10], но эффективность их использования низкая, в этом случае следует исходить из потребностей системы образования и на основе их подбирать дидактические средства, а не наоборот.
Поэтому первоочередная задача педагогической науки - разработать технологию и методику управления информатизацией учебного заведения,
106