Научная статья на тему 'Интеграционная основа проектирования содержания современного педагогического образования'

Интеграционная основа проектирования содержания современного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ИНТЕГРАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / THE CONTENT OF EDUCATION / PEDAGOGICAL ENGINEERING / INFORMATION FLOW / INTEGRATION / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова В. К.

В статье раскрыта специфика и обоснованы принципы проектирования содержания педагогического образования в условиях современного общества и наукоемкого производства. В качестве ведущей идеи проектирования содержания педагогического образования предложена интеграция информационных потоков, базовые положения которой раскрываются с позиции педагогической интерпретации и интеграции и логистического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article specifics and rationale for the design of pedagogical education in today's society and knowledge-based production. As the leading ideas of designing of pedagogical education proposed integration of information flows, the basic provisions of which are from the perspective of pedagogical interpretation and integration of informatics and logistics approaches.

Текст научной работы на тему «Интеграционная основа проектирования содержания современного педагогического образования»

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В.К.Власова

В статье раскрыта специфика и обоснованы принципы проектирования содержания педагогического образования в условиях современного общества и наукоемкого производства. В качестве ведущей идеи проектирования содержания педагогического образования предложена интеграция информационных потоков, базовые положения которой раскрываются с позиции педагогической интерпретации и интеграции и логистического подходов.

Ключевые слова: содержание образования, педагогическое проектирование, информация, информационный поток, интеграция, логистика

The integration framework design of modern pedagogical education. Article specifics and rationale for the design of pedagogical education in today's society and knowledge-based production. As the leading ideas of designing of pedagogical education proposed integration of information flows, the basic provisions of which are from the perspective of pedagogical interpretation and integration of informatics and logistics approaches.

Key words: the content of education, pedagogical engineering, information flow, integration, logistics

Для современного общества и наукоемкого производства необходимо коренное обновление содержания педагогического образования, призванного обеспечить педагога знаниями и опытом подготовки кадров.

Проектирование содержания педагогического образования требует упорядочения обмена информацией между образовательным учреждением и потребителем, между руководящими структурами разного уровня и структурными подразделениями, отвечающими за образовательный процесс, между преподавателями и студентами. Информация, необходимая для осуществления определенного этапа педагогического проектирования объединяется в информационный поток [1].

Совокупность потоков информации, их взаимосвязи и необходимые преобразования рассматриваются с позиций интеграции, имеющей сущностное значение для функционирования образовательной системы в условиях информационной среды. При этом анализ опыта, накопленного в теории и практике проектирования содержания современного педагогического образования, опирается на теорию развития профессионального образования [3], на идеи интеграции науки, образования и производства [8], на положения информационно-средового подхода [6] и концепцию здоровьесберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения [2, 7].

В нормативных документах и в практике педагогических образовательных учреждений прослеживаются тенденции и проблемы проектирования содержания педагогического образования, отражающие его современную специфику, среди которых:

1) современные социально-экономические условия диктуют потребность в координации целевого и фактического уровней образования и их согласовании с заказчиками специалистов;

2) компетенции современного педагога в области оперативного совершенствования образовательного процесса и самообразования личности нуждаются в поиске новых подходов к их проектированию;

3) образовательный процесс требует научно обоснованного обеспечения информацией и управления взаимодействиями и взаимосвязями субъектов образовательного процесса в соответствии с возможностями информационной среды [4].

Продуктивным для решения обозначенных проблем видится опора на положения педагогической науки в части интеграции науки, образования и производства, а также реализация информационной образовательной среды, дополненные проверенными практикой логистическими подходами, успешно реализованными в экономической сфере.

Тенденции, которые носят закономерный характер, отражают обусловленность процесса проектирования, как положениями педагогической науки, так и специфическими акцентами их рассмотрения с точки зрения социально-экономического и информационного развития общества и образования, имеют бинарную основу, отражающую единство и специфичность внешней (социум) и внутренней сторон (образовательный процесс) содержания педагогического образования. На базе выявленных тенденций и проблем развития педагогического образования, направленность которых имеет педагогическую, логистическую и информационную основу, а также на базе интеграции образования, науки и производства в современных условиях, обоснованы принципы проектирования содержания педагогического образования в современных условиях социально-экономического и информационного развития общества и образования.

Содержание педагогического образования проектируется с целью генерации и воспроизводства недостающего знания в структуре профессионально значимых компетенций будущего педагога. Таким образом, выделены следующие принципы:

- принцип деятельностной основы и когнитивного опережения. Обеспечивает: на внешнем контуре - определение компетентностного уровня, количества и сроков подготовки кадров для системы образования; на внутреннем контуре - оперативную передачу новых знаний между субъектами учебного процесса и координация данных по направлениям их деятельности, определение времени и количества материальных затрат для удовлетворения потребностей регионального рынка труда в необходимых компетенциях. Способ реализации - мониторинг динамичной базы знаний и соответствующих ей изменений в динамичных потребностях нового вида деятельности;

- принцип реальной потребности и личностного развития. Обеспечивает: на внешнем контуре - удовлетворение потребности развития личности и спроса на востребованных

специалистов путем оптимизации продолжительности обучения, на внутреннем контуре - расчет необходимой потребности в подготавливаемых кадрах, снижение себестоимости и времени подготовки. Способ реализации - обеспечение набором правил для принятия решений по вопросам использования необходимых форм, методов и средств для реализации образовательного процесса;

- принцип системных взаимодействий и саморазвития в среде. Обеспечивает: на внешнем контуре - регулирование отбора и взаимодействия учебного материала на основе одновременного учета его полезности и востребованности, минимальной достаточности и фундаментальности; на внутреннем контуре - определение вариативной траектории профессиональной деятельности. Способ реализации - четкие и однозначные связи в виде требований к качеству образования, срокам и порядку их взаимодействия.

Ведущей идеей проектирования содержания педагогического образования является интеграция информационных потоков. Базовые положения раскрываются с позиции педагогической интерпретации и интеграции информационно-средового и логистического подходов.

Информационные потоки внешнего контура (профессиональные потоки) отражают возможность выбора вариативных объемов и профилей подготовки педагога в высшем учебном заведении; развитие и совершенствование ориентации в профессиональной области; мониторинг трудоустройства выпускников, которые учатся по программам, осуществляемым в высших учебных заведениях, информирование о ситуации на рынке труда и способах адаптации к ситуации, о востребованных и перспективных направлениях подготовки педагога.

Информационные потоки внутреннего контура (образовательные потоки) регулируют основной обмен данных в процессе выбора и использования вариативной образовательной траектории для конкретной личности, а также в процессе формирования и освоения вариативных профессионально-значимых компетенций.

Информационные потоки обеспечивают субъект-субъектный и субъект-объектный обмен между образовательным учреждением и потребителем, между руководящими структурами разного уровня и структурными подразделениями, отвечающими за образовательный процесс, между преподавателями и студентами. Обмен информацией может быть опосредован информационными ресурсами образовательного назначения.

Дифференцированные информационные потоки, регулирующие проектирование содержания педагогического образования, включают нормативные, когнитивные, методические, технологические, регулятивные и рефлексивные потоки.

На уровне проектирования целей образовательного учреждения и мотивов личности обмен информацией обеспечивают нормативные потоки. Их специфика, реализуемая в данном исследовании, проявляется в ориентации на нормативно заданное стремление к саморазвитию.

Когнитивные потоки (потоки образовательного контента) обеспечивают обмен информацией на уровне отбора и структурирования основных компетенций, включенных в

содержание образования, их специфика проявляется в ориентации на компетентностно-деятельностную основу обновляемого содержания образования.

Методические и технологические потоки обеспечивают обмен информацией на уровне реализации содержания образования через подбор соответствующих форм, методов и средств обучения. При этом раскрывается специфика методической и технологической информации.

Регулятивные и рефлексивные потоки обеспечивают обмен информацией на уровне обеспечения качества результата и обратной связи. При этом информация носит регулятивный характер и обеспечивает рефлексию.

Сочетание информационно-средового и логистического подходов проявляется в накоплении студентами-будущими педагогами опыта образовательной деятельности в условиях интегрированной информационной среды и в освоении ими логистических механизмов проектирования интегрированного содержания образования и определяет информационно-логистический подход к проектированию содержания педагогического образования.

Инструментарий информационно-логистического подхода эффективно интегрирует внешние и внутренние потоки, используя принципы проектирования содержания педагогического образования на основе интеграции информационных потоков.

Основания интеграции выделенных потоков раскрыты в педагогической интерпретации логистических правил, применяемых при субъект-субъектном и субъект-объектном взаимодействии в процессе проектирования содержания педагогического образования.

С внешней стороны педагогическая интерпретация проектирования содержания педагогического образования связывается с достижением целей учебного заведения и раскрывается с позиции заказа на подготовку педагогических кадров, обоснованного интеграцией социально-экономического и информационного развития образования, науки и производства. С внутренней стороны педагогическая интерпретация проектирования раскрывается с позиции требуемых компетенций будущего педагога и их обеспечения в образовательном процессе, основанном на интегративном понимании здоровья личности как физического, духовного и социального благополучия человека.

Литература:

1. Михайлов В.Ю., Кирилова Г.И., Власова В.К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 7. С. 2-8.

2. Мухаметзянов И.Ш. Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в области медико-психологических аспектов применения средств ИКТ // Ученые записки ИИО РАО. 2010. № 33. С. 153-171.

3. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности. // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 104-110.

4. Роберт И.В. Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением: современное состояние; перспективы развития. // Информатизация образования и науки. 2009. № 2. С. 51-62.

5. Кирилова Г.И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе. - диссертация на соискание ученой степени доктора пед.наук / Казань. 2001

6. Кирилова Г.И. Информационно-средовый подход в профессиональном образовании и его интеграционный потенциал// Четвертые Махмутовские чтения c международным участием. Казань . 2012. Казань. - http://vml.antat.ru/index.php/4echetiyadocs

7. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 109-116.

8. Ибрагимов Г.И. Педагогические и социально-экономические проблемы подготовки современного учителя // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 10. С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.