СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПОНЕНТЫ
КУРБАТОВА С.Ю.
В статье раскрываются различные подходы к проблеме содержания профессионального образования, сущность понятия экологической компоненты профессионально-педагогического образования, а также показана специфика проектирования содержания экологической компоненты профессионально-педагогического образования.
В последние годы в связи с изменениями экологических и социокультурных приоритетов весьма значима проблема соответствия уровня профессиональной подготовки студентов современным требованиям производства и науки. Решить данную проблему в условиях назревшего экологического кризиса возможно при помощи научно обоснованных процедур проектирования содержания экологической компоненты профессионально-педагогического образования.
Различие подходов к определению сущности содержания профессионального образования выражается в требованиях к его проектированию.
Знаниево-ориентированный подход к содержанию образования ориентирован прежде всего на передачу комплекса знаний, умений и навыков (В.В. Воронов, Н.К. Гончаров, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов и др.). Однако задачи по развитию таких качеств личности, как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора, ответственное отношение к окружающей природной среде и к людям утверждаются в личностно-ориентированном подходе (Б.М. Бим-Бад, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, М.Н. Скаткин и др.).
В последнее время в период модернизации российского образования все большее значение приобретает компетентностный подход к проектированию содержания профессионального образования (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.). Основным результатом данного подхода должен стать набор компетенций, характеризующих выпускника как человека и специалиста, в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В качестве составляющих этих компетенций рассматриваются ценностно-смысловые ориентации, рефлексия, инициатива, саморазвитие, сотрудничество и др.
Таким образом, содержание профессионально-педагогического образования включает систему профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных и личностных качеств и форм поведения, владение которыми позволит квалифицированному специалисту успешно выполнять трудовую деятельность, реализовать свой потенциал и обеспечить жизнедеятельность.
В некоторых исследованиях термины «экологическая компонента» и «экологический компонент» употребляются как синонимы. В рамках нашего исследования, проводимого на кафедре «Профессиональная педагогика и психология» Пензенского государственного университета, была выявлена сущность понятия «экологическая компонента профессиональнопедагогического образования». Данная компонента рассматривается как составляющая профессионально-педагогического образования, которая предполагает процесс воспитания, обу-
Various approaches to a problem of the maintenance of vocational training, essence of concept ecological components professionally-pedagogical education reveal, and also specificity of designing of the maintenance ecological components professionally-pedagogical education is shown.
чения и развития будущих педагогов профессионального обучения на основе профессионально-педагогических программ экологической направленности. Эти программы включают интеграцию психолого-педагогического знания, касающегося основ экологического образования в содержание традиционной профессионально-педагогической подготовки (Н.Н. Крылова).
В нашем случае под проектированием содержания экологической компоненты профессионально-педагогического образования подразумевается построение модели, определение необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала и отбора оптимальных форм его представления.
При отборе содержания экологической компоненты профессионально-педагогического образования нами учитывались известные принципы (В.И. Загвязинский, Я.А. Коменский):
- природосообразности;
- соответствие уровню современной науки;
- учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
- структурное единство содержания в соответствии с личностным развитием и станов-
лением обучающегося.
При формировании содержания экологической компоненты профессиональнопедагогического образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер) учитываем уровни, представляющие собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень предмета, уровень учебного материала. Рассмотрим эти уровни более подробно.
Уровень общего теоретического представления предполагает анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана по специальности 050501 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Основная образовательная программа подготовки педагога профессионального обучения предусматривает охват в процессе обучения следующих циклов: ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ОД - дисциплины отраслевой подготовки и ФТД - факультативы.
Подробный анализ государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 050501 «Профессиональное обучение (по отраслям)» показывает, что в требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения (п. 4) практически не отражены экологические аспекты, за исключением дисциплины «Экология» в естественнонаучном цикле подготовки педагогов профессионального обучения.
Введение курса «Экология» было существенным и закономерным шагом на пути экологизации профессионального образования в конце 90-х гг. ХХ в. В рамках данного курса рассматриваются следующие вопросы: человек и биосфера; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экологического права; профессиональная ответственность и др. Общий объем времени, отводимый на изучение данной дисциплины, не превышает 0,8 % от общего количества часов, отводимого на теоретическое обучение.
В положении о квалификационной характеристике выпускника и в требованиях к профессиональной подготовленности специалиста слабо учитываются экологическая составляющая профессиональных качеств будущего педагога профессионального обучения, хотя и сказано о значимости знаний выпускника о принципах обеспечения безопасности и экологичности автотранспортных систем (п.п. 1.3, 7.1).
На наш взгляд, в решении экологической проблемы сформированность экологической культуры будущего специалиста рассматривается как необходимая составляющая общей культуры педагога профессионального обучения при реализации задач профессиональнопедагогической деятельности в системе начального профессионального образования.
При разработке экологической компоненты профессионально-педагогического образования нами учитываются основные требования к разработке и реализации основной образовательной программы:
- изменение объема часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5 %;
- осуществление преподавания дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научноисследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- установление необходимой глубины преподавания отдельных разделов дисциплин в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- установление наименования дисциплин специализации, их объем и содержание сверх установленного государственным образовательным стандартом, а также форму контроля их освоения студентами.
Согласно этим требованиям на уровне вузовского компонента выясним возможности интеграции экологической компоненты в содержание дисциплин общепрофессионального цикла.
На уровне учебного предмета содержание профессионального образования получает свою конкретизацию в более развернутом виде в учебных программах дисциплин.
Экологические аспекты вносим в содержание каждой дисциплины, учитывая принципы модульной технологии. Время, отводимое на рассмотрение экологических аспектов в каждом модуле, не превышает 3 % от общего количества часов. Проектирование содержания экологической компоненты на уровне учебного предмета осуществляем с проектирования целей обучения. Сформировать цели обучения по каждому экологическому модулю, включенного в конкретную учебную дисциплину, - значит выявить и сформулировать систему знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты.
При проектировании содержания экологической компоненты мы внедрили элементы экологического образования и воспитания будущего специалиста, раскрыли вопросы, посвященные формированию экологической культуры, развитию экологического сознания, становлению экологического отношения личности к природе.
Учебная информация в экологической составляющей, представленная в цикле общепрофессиональных дисциплин, включает следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) эмоциональный; 3) поведенческий.
Рассмотрим примеры проектируемого нами содержания экологических модулей общепрофессиональных дисциплин.
В курс лекций дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» включен модуль «Экологическая культура педагога». В данном блоке учитываем особенности формирования экологической культуры как составляющей общей профессиональной культуры и компетентности будущего педагога профессионального обучения.
В учебной программе дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» в развернутом варианте излагаем вопросы по экологической психофизиологии, касающиеся психофи-
зиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих его деятельность и поведение, а также особенности профилактики психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами.
При изучении курса «История педагогики и философия образования» в модуле «Становление экологического образования и воспитания» показана история экологического образования, его основные цели и задачи в различные исторические эпохи, рассмотрено развитие экологического образования и воспитания в период модернизации профессионального образования.
В дисциплину «Общая и профессиональная педагогика» включаем модуль «Основы экологического образования». В данном блоке раскрываем аспекты экологического обучения и воспитания в профессиональном образовании и проектирования образовательной среды в экологическом образовании.
В курсе «Общая психология» предусмотрен модуль «Генезис экологического сознания», в котором изучаются различия антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания, основные тенденции развития индивидуального экологического сознания в процессе онтогенеза, возможности его формирования путем использования психолого-педагогических технологий.
Дисциплина «Психология профессионального образования» предполагает введение модуля «Экологическая психология». При изучении данного модуля показываем механизмы формирования экологических представлений, их роль в регуляции профессиональной деятельности и поведения, используем различные методы диагностики и коррекции отношения студентов к природе.
В курс «Методика воспитательной работы» мы включили модуль «Основы экологического воспитания», в котором рассматриваются, разрабатываются и апробируются воспитательные экологические мероприятия, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияние этого взаимодействия на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста.
В учебной программе курса «Безопасность жизнедеятельности» студенты знакомятся с экологическими катастрофами и бедствиями, изучают действия педагога профессионального обучения при экологических катастрофах и стихийных бедствиях.
На четвертом курсе по дисциплине «Методика профессионального обучения» важна подготовка курсовых и дипломных работ, посвященных проектированию содержания, форм и методов экологической компоненты профессионально-педагогического образования.
Каждый дидактический модуль в зависимости от объема представленной экологической информации включает лекционное, семинарское или практическое занятие и обязательную самостоятельную внеаудиторную деятельность студентов. При проектировании экологической компоненты необходим и качественный отбор методов обучения. Наряду с традиционными методами изложения материала присутствуют инновационные методы, включающие деловые игры, методы проблемного изучения, эвристические методы и др.
Важной составляющей в подготовке будущего педагога по каждой дисциплине является контроль, с помощью которого диагностируется степень усвоения экологических знаний и умений и динамика отношения личности к природе.
Конечным продуктом проектирования содержания экологической компоненты на уровне учебного предмета является дополненная и измененная рабочая программа конкретной учебной дисциплины. Программа является проектом учебного материала.
На уровне учебного материала нами предложено учебное пособие с интегрированной экологической составляющей в содержание курса.
Проектирование экологической компоненты на уровне учебного материала рассмотрим на примере общепрофессиональной дисциплины «Методика профессионального обучения», которая является базовой в формировании профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения. Данный курс был выбран по ряду причин:
- по дисциплине представлен большой объем изучаемой информации (согласно требованиям государственного образовательного стандарта, объем теоретического изучения дисциплины 280 часов).
- данный курс охватывает всю сферу педагогической деятельности (ОТ истории развития профессионального обучения К процессу профессиональной подготовки ДО методической работы педагога профессионального обучения).
- программа учебной дисциплины является связующим звеном между теорией и практикой.
- данное пособие демонстрирует студентам на примере экологической компоненты как интегрировать аналогичным образом любую другую составляющую в содержание конкретной дисциплины.
- показано как осуществить внедрение экологических аспектов в учебный процесс в целом. Не стоит забывать, что основная наша задача: «Научить учить!».
- учебное пособие позволяет легко варьировать с учебным материалом (предоставляется возможность использования его в качестве интегрированного курса или как самостоятельных лекций для изучения дисциплины без экологической компоненты).
В связи с этим, в условиях экологического кризиса современная практика высшей школы требует изменения содержания профессионально-педагогического образования, развития новых форм и методов обучения и воспитания. В качестве основных особенностей проектирования содержания экологической компоненты профессионально-педагогического образования выделяем: фундаментальность; восприятие экологической информации сквозь призму общепрофессиональных дисциплин; понимание необходимости формирования экологического отношения у будущих педагогов; междисциплинарный обмен информацией; экоцентриче-ский подход; непрерывность в течение всего срока обучения и др. При проектировании содержания важно изыскать возможность формирования социально и профессионально важных качеств и экологической культуры личности как необходимой составляющей профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения.
Библиографический список
1. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Гурье. -Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та. - Казань, 2004. - 212с.
2. Крылова, Н.Н. Формирование субъектно-этического отношения студентов к природе в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис...канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 19.09.06. / Крылова Наталья Николаевна. - Пенза, 2006.
3. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Г.Д. Бухарова [и др.]. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 298 с.
4. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.
5. Философия экологического образования [Текст]: / под общей ред. И.К. Лисеева. - М.: Прогресс- традиция, 2001. - 416 с.