Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононова Ю.Ф.

В период кризисных явлений в экономике особую роль приобретает своевременное получение, как руководителем хозяйствующего субъекта, так и другими пользователями полной и достоверной информации о финансовом состоянии предприятия. Особенно это касается сферы торговли с ее высокими скоростями оборота средств. В статье исследуются методические особенности анализа финансового состояния предприятий торговли, приводятся наиболее важные направления такого анализа и показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Кононова Ю. Ф. магистрант факультет экономики Саратовский социально-экономический институт

(филиал)РЭУ им. Г.В.Плеханова Россия, г. Саратов МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В период кризисных явлений в экономике особую роль приобретает своевременное получение, как руководителем хозяйствующего субъекта, так и другими пользователями полной и достоверной информации о финансовом состоянии предприятия. Особенно это касается сферы торговли с ее высокими скоростями оборота средств. В статье исследуются методические особенности анализа финансового состояния предприятий торговли, приводятся наиболее важные направления такого анализа и показатели.

Ключевые слова: финансовое состояние, торговое предприятие В условиях нестабильности экономики, все более актуальными становятся вопросы снижения темпов развития предприятий различных сфер деятельности. Учитывая тот факт, что одна из наиболее развитых в настоящее время в России сфер хозяйственной деятельности - отрасль торговли - будет затронута кризисными явлениями в первую очередь, так как покупательская способность населения в период экономического спада снижается, руководителям предприятий торговли следует особое внимание уделять экспресс-анализу финансового состояния.

Для того, чтобы понимать на какие показатели следует обратить особое внимание, нужно понимать специфические особенности как отрасли в целом, так и функционирования отдельных предприятий. Торговое предприятие - это система, входными потоками которой служат материальные, трудовые, финансовые ресурсы. С помощью торгово-технологического процесса они преобразуются в товары и услуги, предназначенные конечному потребителю, что и является результатом деятельности системы. Если торговое предприятие работает эффективно, то в процессе преобразования ресурсов возникает результат в форме прибыли, увеличения товарооборота, расширения рынка сбыта и т.д. Эффективность работы, зависит от того, насколько выгодно для себя предприятие реализует товар (т.е. с наименьшими потерями). Таким образом, товар - это основной элемент оборотных средств торгового предприятия. Поэтому именно анализу оборотных активов в первую очередь следует уделять внимание при анализе активов.

Необходимым является проведение вертикального и горизонтального анализа оборотных активов предприятия, сопоставление с изменением валюты баланса. При этом, следует помнить, что структура оборотных

активов зависит от рода деятельности торгового предприятия. Например, предприятия розничной торговли имеют значительную долю товаров для перепродажи, оптовой торговли - помимо товаров для перепродажи имеют в структуре активов значительные размеры дебиторской задолженности. Т.е. исходя из рода деятельности, следует делать выводы, анализируя изменения оборотных активов в общем итоге баланса.

Во-вторых, помня о том, что оборотные средства являются наиболее маневренной частью активов предприятия, следует определить коэффициент маневренности и проследить его динамику. Низкое значение показателя говорит о том, что большая часть средств предприятия закреплена в активах иммобильного характера.

В-третьих, следует проанализировать финансовые потоки, направленные на формирование оборотного капитала, т.е. сопоставить источники формирования оборотных средств (которые могут быть собственными и привлеченными) с их размером и найти разницу между ними (т.е. определить чистый оборотный капитал собственные оборотные средства предприятия).

Следующим этапом анализа оборотных активов является определение эффективности их использования. Для этого оборотные активы сопоставляют с товарооборотом и прибылью. Для оценки эффективности используют показатель оборачиваемости. Оборачиваемость характеризуется скоростью оборота и продолжительностью одного оборота. При этом скорость характеризуется количеством совершаемых за период оборотов, а продолжительность оборота измеряется в днях.

В процессе анализа целесообразно исчислять не только оборачиваемость общей суммы оборотных активов, но и элементов ее составляющих: запасов, дебиторской задолженности и денежных средств, с учетом следующих особенностей: оборачиваемость товарных запасов и дебиторской задолженности следует сопоставлять с товарооборотом, выраженным в ценах приобретения.

Далее изменения товарооборота следует сравнить с изменением стоимости оборотных активов. В случае опережения темпов роста товарооборота над темпами роста оборотных активов говорят об улучшении эффективности их использования и, наоборот.

Также следует оценить как оборотные активы оказывают влияние на финансовый результат деятельности предприятия, т.е. найти рентабельность оборотных активов. Чем выше будет данный показатель, тем эффективнее используются оборотные активы.

Таким образом, факторный анализ оборотных активов можно считать завершенным, однако в случае существенных отклонений показателей можно найти влияние факторов на показатели и сделать соответствующие выводы.

Далее следует произвести горизонтальный и вертикальный анализ общего объема активов предприятия и рассчитать показатели эффективности их использования активов посредством показателя капиталоотдачи, который покажет, сколько было заработано на каждый рубль активов и показателя и рентабельность активов.

Следующим этапом анализа финансового состояния торгового предприятия можно считать изучение обеспеченности предприятия источниками финансирования средств. Для анализа динамики и структуры источников формирования имущества также применяют горизонтальный и вертикальный анализ.

Далее, следует рассчитать ряд коэффициентов, которые позволят дать оценку источникам финансирования предприятия:

1. Коэффициент финансирования (капитализации) дает представление о соотношении собственных и заемных средств и о зависимости предприятия от внешних источников финансирования.

2. Коэффициент общей задолженности отражает долю заемного капитала в общей его сумме.

3. Коэффициент текущей задолженности и коэффициент долгосрочной финансовой независимости показывают долю краткосрочного заемного капитала и долгосрочного и собственного капитала соответственно.

Для оценки источников формирования капитала следует провести оценку эффективности их использования, в особенности - собственных средств. Для этого рассчитывают оборачиваемость собственного капитала и рентабельность, исходя из чистой прибыли предприятия.

После анализа капитала и источников его формирования следует рассчитать показатели, дающие общую оценку финансового состояния торгового предприятия. Это показатели платежеспособности, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия.

При анализе платежеспособности следует особое внимание уделить анализу денежных потоков, которые целесообразно произвести прямым и косвенным методами.

В завершении анализа платежеспособности можно провести расчет частных показателей таких как: показатели ликвидности. При этом, особое внимание уделяется коэффициенту текущей ликвидности.

Для оценки рентабельности торгового предприятия наиболее важным является показатель рентабельности продаж, т.к. служит индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.

Оценка финансовой устойчивости позволяет ценить насколько доходы превышают расходы, и обладает ли предприятие свободными денежными средствами для их использования при бесперебойном процессе реализации продукции. Для этого рассчитываются такие показатели, как коэффициент автономии, коэффициент соотношения собственных и заемных средств,

коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Показатели финансовой устойчивости вместе с показателями ликвидности характеризуют надежность предприятия. Если потеряна финансовая устойчивость, то вероятность банкротства будет достаточно высокой.

В заключение хочется отметить, что использование различных подходов для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия торговли позволит более глубоко и детально изучить его деятельность, что приведет к более эффективному использованию его ресурсов, а также выявлению неиспользованных резервов. Результаты экспресс-анализа финансового состояния послужат базой для принятия управленческих решений.

Кононыхина А.Д. студент Лисачев А.Н.

научный руководитель, ст.преподаватель Юргинский Технологический Институт Томский Политехнический Университет Россия, Кемеровская обл., г. Юрга ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация играет очень важную роль. Сертификация дает нам уверенность в том, что продукция, товары и услуги, которые мы приобретаем из-за дня в день, являются качественными и безопасными для нас. Также сертификация контроля качества дает шанс предприятиям быть вне конкуренции. Сертифицированная продукция и услуга пользуется наибольшим спросом. Сертификация помогает стране больше развивать научно - технический прогресс.

Все-таки не смотря на огромные плюсы сертификации, предприниматели не спешат проходить эту дорогую процедуру.

В процессе сертификации существует огромный ряд проблем, а именно:

1. Первая проблема является основной в экономических отраслях на сегодняшний - отсутствие сертификации процессов производства. Что следует из этого никто не знает как проходит определенный процесс сертификации на производстве. Ведь в основном сертификации подлежит только сама выпускаемая на рынок продукция. Я считаю, что больше внимания нужно отдавать не только самой продукции, но и исследовать все производственные стадии производства этой продукции.

2. Также в России нет совершенной единой нормативно - правовой базы. Эта проблема очень часто затрагивает всю экономику в целом. Так как за нарушение в процессе сертификации очень маленькие штрафы, всего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.