Научная статья на тему 'Основные показатели финансовой устойчивости предприятий розничной торговли'

Основные показатели финансовой устойчивости предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комогорцев В. И.

В настоящее время в мировой и российской практике известно множество показателей, используемых для диагностики финансовой устойчивости предприятий розничной торговли. Количество этих показателей, а так же тот факт, что многие из них нередко дублируют друг друга, осложняет процесс их использования и интерпретации полученных результатов. Целью данной статьи является выбор показателей всесторонне характеризующих финансовую устойчивость предприятий розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные показатели финансовой устойчивости предприятий розничной торговли»

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

© Комогорцев В.И.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В настоящее время в мировой и российской практике известно множество показателей, используемых для диагностики финансовой устойчивости предприятий розничной торговли. Количество этих показателей, а так же тот факт, что многие из них нередко дублируют друг друга, осложняет процесс их использования и интерпретации полученных результатов.

Целью данной статьи является выбор показателей всесторонне характеризующих финансовую устойчивость предприятий розничной торговли.

В современных экономических условиях российский рынок розничной торговли является одним из главных внутренних источников экономического роста страны. Рынок розничной торговли России во многом приблизился к международным стандартам и является одним из крупнейших в мире. Однако часть предприятий розничной торговли убыточны, на многих ощущается нехватка денежных средств, а активы имеют недостаточную ликвидность для поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности.

Квалифицированное управление финансовыми ресурсами является гарантией выживаемости и основой устойчивости предприятия, оно должно быть направленно не только на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, но и на поддержание состояния финансовой устойчивости.

Проблема оценки финансовой устойчивости относятся к числу наиболее значительных не только финансовых, но и общеэкономических проблем, поскольку низкая финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств не только для развития производства, но и для возобновления текущей деятельности, а также к неплатежеспособности и даже к банкротству [1].

Финансовая устойчивость торговых предприятий определяется как эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие торгового предприятия на основе роста прибыли, капитала и сохранении платежеспособности при сбалансированном привлечении заемных средств [2].

На сегодняшний день известно множество показателей, используемых для диагностики финансовой устойчивости предприятий розничной торгов-

* Бакалавр менеджмента. Научный руководитель: Погорелов И.З.

ли. Количество этих показателей, а так же тот факт, что многие из них нередко дублируют друг друга, осложняет процесс их использования и интерпретации полученных результатов. Поэтому торговым предприятиям необходимо определить основные показатели оценки финансовой устойчивости. Вместе с тем, количество этих показателей не должно быть слишком велико, так как именно незначительное их количество позволит оперативно реагировать на текущую ситуацию, а также избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивые выводы.

Для оценки финансовой устойчивости торговых предприятий предлагаю использовать следующие показатели оценки финансовой устойчивости (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятий розничной торговли

Наименование показателя Алгоритм расчета Экономический смысл

Показатели ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности (Кщ) Отношение суммы оборотных средств (кроме долгосрочной дебиторской задолженности) к сумме срочных обязательств. Показывает, сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы (кроме долгосрочной дебиторской задолженности), приходится на 1 руб. текущих пассивов. Иными словами, во сколько раз оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Оптимальное значение: 1,5 < Ктл < 2.

Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) Отношение суммы денежных средств, дебиторской задолженности, срочных финансовых вложений, прочих оборотных активов к сумме срочных обязательств. Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств, ожидаемых поступлений от дебиторов и трансформации в наиболее ликвидные активы прочих оборотных активов. Оптимальное значение: 0,2 < Кбл < 0,3.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) Отношение суммы денежных средств, срочных финансовых вложений к сумме срочных обязательств. Характеризует платежеспособность организации на дату составления баланса, показывая, какая часть краткосрочных обязательств могла быть погашена на эту дату за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Оптимальное значение: 0,2 < Кал < 0,3.

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент автономии (Ка) Отношение собственного капитала к сумме средств всех источников. Характеризует уровень общей обеспеченности активов собственным капиталом. Оптимальное значение: Ка > 0,5.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (Косок) Отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам. Характеризует долю оборотных средств, формируемую за счет собственных оборотных источников. Оптимальное значение: 0,3 < Косок < 0,5. Косок тт 0,1.

Продолжение табл. 1

Наименование показателя Алгоритм расчета Экономический смысл

Коэффициент финансовой активности (коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, финансовый рычаг, финансовый леверидж) (Кфа) Отношение заемных средств к собственному капиталу. Показывает, сколько рублей заемного капитала привлекается на рубль собственных источников. Оптимальное значение: 0,7 < Кфа < 1.

Показатели рентабельности

Валовая рентабельность продаж (рентабельность продаж по прибыли от продаж) ^пп) Отношение валовой прибыли к выручке от продаж. Характеризует прибыль основной деятельности, показывая величину прибыли от продаж на 1 руб. выручки от продаж.

Рентабельность активов (Иа) Отношение чистой прибыли к активам. Показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб. совокупных активов.

Показатели деловой активности

Коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) Отношение выручки от реализации к величине запасов. Показывает скорость оборота запасов.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Коа) Отношение выручки от реализации к величине оборотных средств. Показывает скорость оборота оборотных средств.

С точки зрения оценки финансовых аспектов наиболее значимыми являются показатели: Ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности.

Данные показатели финансовой устойчивости торговых предприятий являются функционально независимыми и не дублируют друг друга. Количество этих показателей является небольшим, а источники информации для их расчета легкодоступны.

Следует понимать, что финансовое состояние предприятия может быть охарактеризовано только комплексно, а глубина и детальность этого анализа зависят от точности исходной информации, бухгалтерского баланса.

Чтобы достичь желаемой цели и принять обоснованные управленческие решения следует учитывать некоторые особенности аналитических коэффициентов:

- все вычисления основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках активов торговой организации;

- коэффициенты дают усредненную характеристику финансового положения торговой организации;

- коэффициенты рассчитываются по результатам уже законченных хозяйственных операций;

- методы оценки основных средств и производственных запасов могут оказывать большое влияние на значения коэффициентов, что необходимо учитывать при их пространственно-временных сопоставлениях [3].

В заключении хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, вышеперечисленные показатели всесторонне характеризуют финансовую устойчивость предприятий розничной торговли, способствует сокращению множественности показателей и упрощает их использование и интерпретацию результатов.

Список литературы:

1. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сай-фулин. - М.: Инфра-М, 2009. - 365 с.

2. Панфилов В.С., Черноволов М.П. Финансирование розничной торговли в Росиии // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А.Г. Коровкин. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 672 с.

3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ООО «ТК Велби», 2006. - 424 с.

ОСНОВА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

© Кофтанюк Н.В.*

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Республика Казахстан, г. Павлодар

В статье рассматриваются основные вопросы финансирования высшего образования в целом, и различные источники финансирования высших учебных заведений в мире.

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком - наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления - является открытость, преемственность всех ее ступеней.

Высшее образование - в кризисе, одна из самых важных составляющих которого, - сокращение финансирования. Тенденции последних лет в этой области во многом связаны с меняющимся восприятием роли высшего образования, в частности, с тем, что некоторые его базовые характеристики (высшее образование как общественное благо, мера блага, социальные инвестиции и право человека) все больше игнорируются. Вместе с тем культивировав-

* Докторант кафедры Экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.