Научная статья на тему 'Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли'

Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1792
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL / ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / INDICATORS OF FINANCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куропаткина Ольга Михайловна

Статья посвящена финансовой устойчивости предприятий розничной торговли. Конкретизируется понятие финансовой устойчивости, рассматривается система показателей, характеризующая финансовую устойчивость предприятий розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes to the financial stability of the retail enterprises. The concept of the financial stability is clarified. The system of indicators for estimate the retail enterprises are created.

Текст научной работы на тему «Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли»

О М. КУРОПАТКИНА

Ольга Михайловна КЪ'РОПАТШША — аспирантка кафедры финансов СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — финансовая устойчивость предприятий розничной торговли.

^ ^ Ъ

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ*

Сегодня российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. Фактически он стал одним из главных внутренних источников экономического роста страны. До настоящего времени около четверти российских предприятий розничной торговли убыточны, на многих ощущается нехватка денежных средств, а активы предприятий недостаточно ликвидны для поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности [6].

В условиях рыночной экономики, к которой трудно адаптируются отечественные предприятия торговли, залогом выживаемости и основой устойчивости является управление финансовыми ресурсами, направленное не только на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, но и на поддержание состояния финансовой устойчивости. Проблема финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных не только финансовых, но и общеэкономических проблем, поскольку неустойчивое финансовое положение сдерживает развитие, снижает платежеспособность отечественных предприятий торговли и может привести к их банкротству. Низкая финансовая устойчивость предприятий является одной из причин их невысокой инвестиционной привлекательности.

В общем понимании финансовая устойчивость предусматривает такое положение финансовых ресурсов, при рациональном распоряжении такими ресурсами гарантируются наличие собственных средств, стабильная прибыльность и обеспечивается процесс расширенного воспроизводства. В таком понимании финансовая устойчивость является одним из главных факторов достижения предприятием розничной торговли финансового равновесия и финансовой стабильности.

В современной экономической литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «финансовая устойчивость» организации (см. табл. 1).

Согласно общепризнанной точке зрения понятие «платежеспособность» — необходимое условие устойчивости организации, но оно не является достаточным. На наш взгляд, достаточным условием выступает наличие финансовых ресурсов, необходимых для развития торговой деятельности.

Финансовая устойчивость торговых предприятий определяется как эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие торгового предприятия на основе роста прибыли и капитала и сохранение платежеспособности при сбалансированном привлечении заемных средств.

Финансовые ресурсы торговых организаций — это совокупность собственных доходов, накоплений и внешних поступлений денежных средств (и/или их эквивалентов), находящихся в распоряжении

ГРНТИ 06.71.15 © О.М. Куропаткина, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Бочарова.

предприятия, предназначенных для формирования необходимых ему активов и выполнения всех обязательств. Финансовые ресурсы торговой организации рассматриваются как результат функционирования денежных потоков.

Таблица 1

Характеристика финансовой устойчивости [1-5; 7; 8]

Финансовое равновесие Абрютина М.С., Грачев A.B.

Стабильность финансового положения Крейнина М.Н.

Равновесие активов и пассивов Савицкая Г.В.

Сбалансированность запасов и источников их финансирования Ковалев В.В., Шеремет А. Д.

Долгосрочная платежеспособность Русак H.A., Русак В.А.

Превышение доходов над расходами Бочаров В.В.

Поскольку финансовая устойчивость представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем, ее оценка должна характеризоваться комплексностью подхода, с использованием целой системы показателей.

В настоящее время в мировой учетно-аналитической практике известны десятки показателей, используемых для диагностики финансовой устойчивости компаний, которые зачастую дублируют друг друга. Существование множества показателей осложняет процесс их использования и интерпретации полученных результатов. Поэтому торговым предприятиям необходимо разработать систему эффективных критериев оценки с позиции их рациональности и достоверности. Причем таких показателей должно быть немного, так как именно незначительное их количество позволит оперативно реагировать на текущую ситуацию, а также избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивые выводы. Для оценки финансовой устойчивости предлагаем использовать следующую систему показателей (см. табл. 2).

Наиболее значимыми с точки зрения оценки финансовых аспектов деятельности предприятия являются показатели:

• ликвидности,

• финансовой устойчивости,

• рентабельности,

• деловой активности.

Данные показатели выступают функционально независимыми, не дублирующими друг друга индикаторы финансового состояния торговых предприятий.

Анализ финансовой устойчивости предполагает построение такой цепочки показателей, на основании которых можно судить о финансовом состоянии предприятия. Эти показатели подбираются так, чтобы их количество было небольшим, а источники информации для их расчета доступны. Вполне понятно, что финансовое состояние предприятия может быть охарактеризовано только комплексно, а глубина и детальность этого анализа зависят от исходной информации, бухгалтерского баланса.

Таблица 2

Система показателей, характеризующая финансовую устойчивость предприятий розничной торговли

№ Наименование показателя Алгоритм расчета Экономический смысл

Показатели ликвидности

1 Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) Отношение суммы оборотных средств (кроме долгосрочной дебиторской задолженности) к сумме срочных обязательств Показывает, сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы (кроме долгосрочной дебиторской задолженности), приходится на 1 руб. текущих пассивов. Иными словами, во сколько раз оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Оптимальное значение: 1,5 < Ктл< 2,0

2 Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) Отношение суммы денежных средств, дебиторской задолженности, срочных финансовых вложений, прочих оборотных активов к сумме срочных обязательств Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств, ожидаемых поступлений от дебиторов и трансформации в наиболее ликвидные активы прочих оборотных активов. Оптимальное значение: 0,2 < Кбл < 0,3

3 Коэффициент абсолютной ликвидности (Кщ,) Отношение суммы денежных средств, срочных финансовых вложений к сумме срочных обязательств Характеризует платежеспособность организации на дату составления баланса, показывая, какая часть краткосрочных обязательств могла быть погашена на эту дату за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, т. е. немедленно. Оптимальное значение: 0,2 < Ка | £ 0,3

Показатели финансовой устойчивости

4 Коэффициент автономии (финансовой независимости) (Ка) Отношение собственного капитала к сумме средств всех источников Характеризует уровень общей обеспеченности активов собственным капиталом, т. е. долю собственного капитала в общей сумме средств организации. Оптимальное значение: Ка > 0,5

5 Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (Косок) Отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам Характеризует долю оборотных средств, формируемую за счет собственных источников. Оптимальное значение: 0,3 < Косок< 0,5, КОСОк min 0,1

6 Коэффициент финансовой активности (коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, финансовый рычаг, финансовый ле-веридж, коэффициент финансовой зависимости) (Кфа) Отношение заемных средств к собственному капиталу Показывает, сколько рублей заемного капитала привлекается на каждый рубль собственных источников. Оптимальное значение: 0,7 < Кфа< 1,0

Показатели рентабельности

7 Валовая рентабельность продаж (рентабельность продаж по прибыли от продаж) (Япп) Отношение валовой прибыли к выручке от продаж Характеризует прибыльность основной деятельности, показывая величину прибыли от продаж на 100 руб. выручки от продаж

8 Рентабельность активов (Ла) Отношение чистой прибыли к активам Показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб. совокупных активов

Показатели деловой активности

9 Коэффициент оборачиваемости запасов (Коэ) Отношение выручки от реализации к величине запасов Показывает скорость оборота запасов

10 Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Кш) Отношение выручки от реализации к величине оборотных средств Показывает скорость оборота оборотных средств

Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, «беспомощны». Только используя их в про-странственно-временных сопоставлениях, можно достичь желаемой цели, принять обоснованные управленческие решения. Применяя аналитические коэффициенты для принятия управленческих решений, необходимо помнить о некоторых их особенностях:

• определенным недостатком является то, что все вычисления основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках активов торговой организации;

• коэффициенты дают усредненную характеристику финансового положения торговой организации, причем по результатам уже законченных хозяйственных операций, т. е. большинство коэффициентов историчны по своей природе;

• методика расчета коэффициентов может варьироваться, и это необходимо иметь в виду, сравнивая коэффициенты по различным торговым организациям;

• на значения коэффициентов могут оказывать большое влияние существующие в данной компании методы оценки основных средств, производственных запасов. Это необходимо учитывать при пространственно-временных сопоставлениях [4].

Таким образом, разработанная рациональная система показателей характеризует финансовую устойчивость предприятий розничной торговли, способствует сокращению множественности показателей оценки устойчивости и упрощает их использование и интерпретацию результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрютина М.С., Грачев A.B. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. 2-е изд., испр. М: Дело и Сервис, 2007. 256 с.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2009. 536 с.

3. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. СПб.: Питер, 2005. 432 с.

4. Ковалев В.В., Волкова О.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 424 с.

5. КрейнинаМ.Н. Финансовый менеджмент. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дело и Сервис, 2005. 319 с.

6. Панфилов B.C., Черноволов М.П. Финансирование розничной торговли в России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / гл. ред. А.Г. Коровкин. М.: МАКС Пресс, 2006. 672 с.

7. Русак H.A., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: справ, пособие. Минск: Высш. шк., 1997. 309 с.

8. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, 2009. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.