Научная статья на тему 'Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли'

Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1139
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL / ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / INDICATORS OF FINANCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куропаткина Ольга Михайловна

Статья посвящена финансовой устойчивости предприятий розничной торговли. Конкретизируется понятие финансовой устойчивости, рассматривается система показателей, характеризующая финансовую устойчивость предприятий розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of indicators for estimate the retail enterprises

Article describes to the financial stability of the retail enterprises. The concept of the financial stability is clarified. The system of indicators for estimate the retail enterprises are created.

Текст научной работы на тему «Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли»

Область научной специализации — финансовая устойчивость предприятий розничной торговли.

сов СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Ольга Михайловна КУРОПАТК11НА — аспирантка кафедры финан-

О.М. КУРОПАТКИНА

^ ^ ^

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ*

Российский рынок розничной торговли входит сегодня в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. Фактически он стал одним из главных внутренних источников экономического роста страны. До настоящего времени около четверти российских предприятий розничной торговли убыточны, на многих ощущается недостаток денежных средств, а их активы предприятий недостаточно ликвидны для поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности [6].

В условиях рыночной экономики, к которой трудно адаптируются отечественные предприятия торговли, залогом выживаемости и основой устойчивости является управление финансовыми ресурсами, направленное не только на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, но и на поддержание состояния финансовой устойчивости. Проблема финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных общеэкономических проблем, поскольку неустойчивое финансовое положение сдерживает развитие, снижает платежеспособность отечественных предприятий торговли и может привести к их банкротству. Низкая финансовая устойчивость предприятий является одной из причин их невысокой инвестиционной привлекательности.

Одна из основных задач управления финансами торгового предприятия — достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости. В общем понимании финансовая устойчивость предусматривает такое положение финансовых ресурсов, когда при рациональном распоряжении такими ресурсами гарантируются наличие собственных средств, стабильная прибыльность и обеспечивается процесс расширенного воспроизводства. С такой точки зрения финансовая устойчивость является одним из главных факторов достижения предприятием розничной торговли финансового равновесия и финансовой стабильности.

В современной экономической литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «финансовая устойчивость» организации (см. табл. 1).

Общепризнанная точка зрения в отношении понятия «платежеспособность» заключается в том, что это необходимое условие устойчивости организации, но оно не является достаточным. Достаточным условием, на наш взгляд, выступает наличие финансовых ресурсов, необходимых для развития торговой деятельности.

Финансовая устойчивость торговых предприятий определяется как эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие торгового

ГРНТИ 06.71.15 © О.М. Куропаткина, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Бочарова.

предприятия на основе роста прибыли и капитала и сохранение платежеспособности при сбалансированном привлечении заемных средств.

Таблица 1

Характеристика финансовой устойчивости [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8]

Финансовая устойчивость

Финансовое равновесие М.С. Абрютина A.B. Грачев

Стабильность финансового положения М.Н. Крейнина

Равновесие активов и пассивов Г.В. Савицкая

Сбалансированность запасов и источников их финансирования В.В. Ковалев А. Д. Шеремет

Долгосрочная платежеспособность H.A. Русак В.А. Русак

Превышение доходов над расходами В.В. Бочаров

Финансовые ресурсы торговых организаций — это совокупность собственных доходов, накоплений и внешних поступлений денежных средств (и/или их эквивалентов), находящихся в распоряжении предприятия, предназначенных для формирования необходимых активов и выполнения всех обязательств. Финансовые ресурсы торговой организации рассматриваются как результат функционирования денежных потоков.

Финансовая устойчивость организации играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития как отдельных организаций, так и общества в целом. Поскольку финансовая устойчивость представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем, ее оценка должна характеризоваться комплексностью подхода, с использованием целой системы показателей.

В настоящее время в мировой учетно-аналитической практике известны десятки показателей, используемых для диагностики финансовой устойчивости компаний, которые зачастую дублируют друг друга. Существование множества показателей осложняет процесс их использования и интерпретации полученных результатов. Поэтому торговым предприятиям необходимо разработать систему эффективных критериев оценки с позиции их рациональности и достоверности. Причем количество таких показателей должно быть небольшим, что позволит оперативно реагировать на текущую ситуацию, а также избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивые выводы. Для оценки финансовой устойчивости предлагается использовать следующую систему показателей (см. табл. 2).

Наиболее значимыми с точки зрения оценки финансовых аспектов деятельности предприятия являются показатели:

— ликвидности,

— финансовой устойчивости,

— рентабельности,

— деловой активности.

Данные показатели представляют собой функционально независимые, не дублирующие друг друга индикаторы финансового состояния торговых предприятий.

Анализ финансовой устойчивости предполагает построение такой цепочки показателей, на основании которых можно судить о финансовом состоянии предприятия. Количество показателей должно быть небольшим, а источники информации для их расчета доступными. Вполне понятно, что финансовое состояние предприятия может быть охарактеризовано только комплексно, а глубина и детальность этого анализа зависят от исходной информации, бухгалтерского баланса.

Таблица 2

Система показателей, характеризующая финансовую устойчивость

предприятий розничной торговли

№ Наименование показателя Алгоритм расчета Экономический смысл

I. Показатели ликвидности

1 Коэффициент текущей ликвидности (К,,,) Отношение суммы оборотных средств (кроме долгосрочной дебиторской задолженности) к сумме срочных обязательств Показывает, сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы (кроме долгосрочной дебиторской задолженности), приходится на 1 руб. текущих пассивов. Иными словами, во сколько раз оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Оптимальное значение: 1,5 < К., ,< 2.0

2 Коэффициент быстрой ЛИКВИДНОСТИ (Кэл) Отношение суммы денежных средств, дебиторской задолженности, срочных финансовых вложений, прочих оборотных активов к сумме срочных обязательств Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств, ожидаемых поступлений от дебиторов и трансформации в наиболее ликвидные активы прочих оборотных активов. Оптимальное значение: 0,2 < К,--,, < 0,3

3 Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) Отношение суммы денежных средств, срочных финансовых вложений к сумме срочных обязательств Характеризует платежеспособность организации на дату составления баланса, показывая, какая часть краткосрочных обязательств могла быть погашена на эту дату за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, т. е. немедленно. Оптимальное значение: 0,2 < КЛ1< 0.3

II. Показатели финансовой устойчивости

4 Коэффициент автономии (финансовой независимости) (Ка) Отношение собственного капитала к сумме средств всех источников Характеризует уровень общей обеспеченности активов собственным капиталом, т. е. долю собственного капитала в общей сумме средств организации. Оптимальное значение: Ка > 0,5

5 Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (Косок) Отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам Характеризует долю оборотных средств, формируемую за счет собственных источников. Оптимальное значение: 0,3 < Косок < 0,5. Косок тщ = 0,1

6 Коэффициент финансовой активности (коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, финансовый рычаг, финансовый леверидж, коэффициент финансовой зависимости) (Кфа) Отношение заемных средств к собственному капиталу Показывает, сколько рублей заемного капитала привлекается на каждый рубль собственных источников. Оптимальное значение: 0,7 < Кфа< 1,0

III. Показатели рентабельности

7 Валовая рентабельность продаж (рентабельность продаж по прибыли от продаж) (Ящ,) Отношение валовой прибыли к выручке от продаж Характеризует прибыльность основной деятельности, показывая величину прибыли от продаж на 100 руб. выручки от продаж

8 Рентабельность активов (К) Отношение чистой прибыли к активам Показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб. совокупных активов

Окончание таблицы 2

IV. Показатели деловой активности

9 Коэффициент оборачиваемости запасов (Коэ) Отношение выручки от реализации к величине запасов Показывает скорость оборота запасов

10 Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Коа) Отношение выручки от реализации к величине оборотных средств Показывает скорость оборота оборотных средств

Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, «беспомощны». Только используя их в про-странственно-временных сопоставлениях, можно достичь желаемой цели, принять обоснованные управленческие решения. Применяя аналитические коэффициенты для принятия управленческих решений, необходимо помнить о некоторых их особенностях:

— определенным недостатком является то, что все вычисления основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках активов торговой организации;

— коэффициенты дают усредненную характеристику финансового положения торговой организации, причем по результатам уже законченных хозяйственных операций, т. е. большинство коэффициентов историчны по своей природе;

— методика расчета коэффициентов может варьироваться, и это необходимо иметь в виду, сравнивая коэффициенты по различным торговым организациям;

— на значения коэффициентов могут оказывать большое влияние существующие в данной компании методы оценки основных средств, производственных запасов. Это необходимо учитывать при пространственно-временных сопоставлениях [4].

Таким образом, разработанная рациональная система показателей, характеризующая финансовую устойчивость предприятий розничной торговли, способствует сокращению множественности показателей оценки устойчивости и упрощает их использование и интерпретацию результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрютина М.С., Грачев A.B. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. 2-е изд., испр. М.: Дело и сервис, 2007. 256 с.

2. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. СПб.: Питер, 2005. 432 с.

3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 424 с.

4. КрейнинаМ.Н. Финансовый менеджмент: 3-е изд., испр. и доп. М.: Дело и сервис, 2005. 319 с.

5. Панфилов B.C., Черноволов М.П. Финансирование розничной торговли в России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А.Г. Коровкин. М.: МАКС Пресс, 2006. 672 с.

6. Русак H.A., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: справ, пособие. Минск: Выш. шк., 1997. 309 с.

7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2009. 536 с.

8. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА — М, 2009. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.