Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДАГЕСТАНСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДАГЕСТАНСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орнамент / студент / орнаментальное искусство / обучение / педагогический вуз / декоративно-прикладное искусство / art education / pedagogical university / aesthetic education / ornamental art / decorative and applied arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Саидова

В статье актуализируется проблема преподавания орнаментального искусства в педагогических вузах, рассматриваются основные существующие концепции методики преподавания, которые были разработаны такими учеными, как Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикаловая, А.С. Хворостов, Л.В. Ершов, В.Б. Дрягина, Ю.Г. Дорожин, П.Н. Магомедова, В.Б. Баметов и др., подчеркивается значимость орнаментального искусства как уникального средства, посредством которого студентам педагогических вузов прививаются такие необходимые для будущего педагога-художника качества, как абстрактное мышление, творческое воображение, логическое рассуждение, целостное представление, сосредоточенность, память и др. Полученный студентами опыт на занятиях по орнаментальному искусству позволит в будущем определиться с личным творчеством и профессиональной деятельностью. В статье рассматриваются принципы преподавания орнаментального искусства в вузах, анализируются научные труды, затрагивающие вопросы преподавания орнаментального искусства. Делается вывод о том, что преподавателям, разрабатывающим учебные программы и задания, необходимо учитывать востребованность на рынке изделий народного творчества. Это позволит обеспечить творческое вхождение студента в современный рынок и проектировать изделия с учетом потребностей общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Саидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASICS OF TEACHING DAGESTAN ORNAMENTAL ART TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article updates a problem of teaching ornamental art in pedagogical universities, examines the main existing concepts of teaching methods, which have been developed by B.M. Nemensky, T.Ya. Shpikalova, A.S. Hvorostov, L.V. Ershov, V.B. Dryagina, Yu.G. Dorozhin, P.N. Magomedova, V.B. Bametov and others. The work emphasizes the importance of ornamental art as a unique means through which students of pedagogical universities are instilled with qualities necessary for a future teacher-artist such as abstract thinking, creative imagination, logical reasoning, holistic representation, concentration, memory, etc. Experience received by students in classes in ornamental art will allow in future to decide what personal creativity and professional activities to choose. The article discusses principles of teaching ornamental art in universities, analyzes scientific works that touch on the issues of teaching ornamental art. The article concludes that teachers, when developing curricula and assignments, need to take into account the demand for folk art products in the market. This will ensure the student’s creative entry into the modern market and design products taking into account the needs of society.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДАГЕСТАНСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

образом, можно говорить о том, что никто из студентов пока еще не достиг высокого уровня развития изобразительных способностей в сюжетном рисовании в технике «компьютерная графика». Пять студентов из 18-ти набрали от 12 до 13 баллов, это свидетельствует о среднем уровне развития их изобразительных способностей в сюжетном рисовании, остальные 13 студентов набрали 11 баллов и менее, поэтому их рисунки могут быть отнесены к низкому уровню развития изобразительных способностей.

Качественная и количественная обработка полученных данных представлена в табл. 6.

Таблица 6

Качественная и количественная обработка данных

Уровни Кол-во обучаемых %

Высокий 0 0

Средний 5 28

Низкий 13 72

Завершая исследование процесса формирования художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа, отметим, что овладение будущим специалистом высоким уровнем творческих способностей может быть достигнуто при условии, если в ходе облучения найдены те способы и условия, которые будут способствовать самореализации студента, раскрытию его творческого потенциала. В ходе исследования мы попытались изменить существующее мнение отдельных исследователей, что инженеру среднего звена необязательно владеть художественно-творческими характеристиками - достаточно освоить навыки начертательной геометрии. Развивать рисовальную тему с помо-

Библиографический список

щью компьютерной гарфики параллельно с навыками начертательной геометрии очень важно, так как выпускник должен быть способен продемонстрировать перспективу окончательного продукта с помощью композиции, цвета, воображения, формы. Наравне с этим от выпускника политехнического колледжа в курсовых работах требуется сегодня способность передавать тени, оттенки фасадов домов, автомобилей, объектов промышленного производства и т. д. В связи с этим нами были структурированы художественно-творческие способности студентов политехнического колледжа, куда вошли способность к полноте созданного образа, умение передавать формы, построения предмета, передача его пропорций, способность к композиции и цветокомпозиции, а также передача движения и изображение. Определив суть и содержание художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа, мы перешли к практическому воплощению задуманных задач.

Студенты 1 курса политехнического колледжа на начальном этапе опытной работы продемонстрировали слабое владение навыками изображения промышленного дизайна - строительства жилых микрорайонов и жилищных комплексов, автомобильной промышленности и спортивных современных сооружений. Данная серия заданий, выполненных студентами на занятии компьютерной графики, и их анализ позволили выявить реальный уровень сформированности художественно-творческих способностей, а также владения студентами колледжа выразительными средствами в представленном виде изобразительной деятельности к технике компьютерной графики. Проведенное исследование делает необходимым организацию и реализацию следующего этапа исследования - формирующего этапа опытной работы со студентами, где будет представлен технологический комплекс, способствующий повышению уровня художественно-творческих способностей студентов политехнического колледжа. Результаты данного этапа будут представлены в последующих публикациях.

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2023 г № 674. Available at: https://normativ.kontur.ru/docum ent?moduleId=1&documentId=458638

2. Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Москва: ЭТС, 2010.

3. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983.

4. Сидорова Л.Е. Развитие творческих способностей студентов технического института в процессе занятий по художественным дисциплинам. Управление образованием: теория и практика. 2023; Т. 13, № 12-1: 777-782.

5. Теплов Б.М. Способности и одарённость. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014; № 4: 99-105.

6. Семенова М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре: монография. Саарбрюкен, 2011.

7. Кузин B.C. Психология: учебник для художественных училищ. Санкт-Петербург: Нева, 2010.

8. Белая Я.А. Художественно-творческое развитие студентов в образовательной среде университета. Молодой ученый. 2023; № 19 (466): 451-455.

9. Семенова М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

10. Комарова Т.С. Собрание сочинений с 1959 по 2014 гг. Составитель А.Л. Третьяков. Москва, 2015.

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 44.02.06 Professional'noe obuchenie (po otraslyam). Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 12 sentyabrya 2023 g. № 674. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=458638

2. Epishkin N.I. Istoricheskijslovar'gallicizmovrusskogoyazyka. Moskva: 'ETS, 2010.

3. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983.

4. Sidorova L.E. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov tehnicheskogo instituta v processe zanyatij po hudozhestvennym disciplinam. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2023; T. 13, № 12-1: 777-782.

5. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost'. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014; № 4: 99-105.

6. Semenova M.A. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej studentov v processe zanyatij akvarel'noj zhivopis'yu na plen'ere: monografiya. Saarbryuken, 2011.

7. Kuzin B.C. Psihologiya: uchebnik dlya hudozhestvennyh uchilisch. Sankt-Peterburg: Neva, 2010.

8. Belaya Ya.A. Hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie studentov v obrazovatel'noj srede universiteta. Molodoj uchenyj. 2023; № 19 (466): 451-455.

9. Semenova M.A. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej studentov hudozhestvennyh fakul'tetov pedagogicheskih vuzov v processe zanyatij akvarel'noj zhivopis'yu na plen'ere. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

10. Komarova T.S. Sobranie sochinenijs 1959po 2014 gg. Sostavitel' A.L. Tret'yakov. Moskva, 2015.

Статья поступила в редакцию 10.04.24

УДК 378

Saidova A.S., researcher, Art History Department, G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: sanjela8@yandex.ru

METHODOLOGICAL BASICS OF TEACHING DAGESTAN ORNAMENTAL ART TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article updates a problem of teaching ornamental art in pedagogical universities, examines the main existing concepts of teaching methods, which have been developed by B.M. Nemensky, T.Ya. Shpikalova, A.S. Hvorostov, L.V. Ershov, V.B. Dryagina, Yu.G. Dorozhin, P.N. Magomedova, V.B. Bametov and others. The work emphasizes the importance of ornamental art as a unique means through which students of pedagogical universities are instilled with qualities necessary for a future teacher-artist such as abstract thinking, creative imagination, logical reasoning, holistic representation, concentration, memory, etc. Experience received by students in classes in ornamental art will allow in future to decide what personal creativity and professional activities to choose. The article discusses principles of teaching ornamental art in universities, analyzes scientific works that touch on the issues of teaching ornamental art. The article concludes that teachers, when developing curricula and assignments, need to take into account the demand for folk art products in the market. This will ensure the student's creative entry into the modern market and design products taking into account the needs of society.

Key words: art education, pedagogical university, aesthetic education, ornamental art, decorative and applied arts

А.С. Саидова, науч. сотр. отдела истории искусств Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: sanjela8@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДАГЕСТАНСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье актуализируется проблема преподавания орнаментального искусства в педагогических вузах, рассматриваются основные существующие концепции методики преподавания, которые были разработаны такими учеными, как Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикаловая, А.С. Хворостов, Л.В. Ершов, В.Б. Дрягина, Ю.П Дорожин, П.Н. Магомедова, В.Б. Баметов и др., подчеркивается значимость орнаментального искусства как уникального средства, посредством которого студентам педагогических вузов прививаются такие необходимые для будущего педагога-художника качества, как абстрактное мышление, творческое воображение, логическое рассуждение, целостное представление, сосредоточенность, память и др. Полученный студентами опыт на занятиях по орнаментальному искусству позволит в будущем определиться с личным творчеством и профессиональной деятельностью. В статье рассматриваются принципы преподавания орнаментального искусства в вузах, анализируются научные труды, затрагивающие вопросы преподавания орнаментального искусства. Делается вывод о том, что преподавателям, разрабатывающим учебные программы и задания, необходимо учитывать востребованность на рынке изделий народного творчества. Это позволит обеспечить творческое вхождение студента в современный рынок и проектировать изделия с учетом потребностей общества.

Ключевые слова: орнамент, студент, орнаментальное искусство, обучение, педагогический вуз, декоративно-прикладное искусство

Актуальность темы данного исследования определяет важное направление декоративно-прикладного искусства, истоками возникновения которого является период распространения ремесленного производства, развивающегося в разных сферах. Изучение данного направления декоративно-прикладного искусства расширяет кругозор человека, формирует представления о развитии культуры и общества, развивает у людей способность видеть прекрасное. Сегодня мы можем наблюдать всплеск интереса к орнаментальному искусству. И это неслучайно, поскольку орнамент - это элемент традиционной культуры, которая является непреходящей ценностью народа. Орнаментика проникает в различные сферы и выполняет различные прикладные функции [1-11]. Обладая уникальными качествами, орнаментальное творчество занимает ключевое место в художественном образовании. Изучение орнамента способствует развитию у студентов в процессе обучения творческих способностей, эстетического вкуса, раскрытию личностного потенциала.

— | Шпикалова Т.Я. I-

• Обоснованы ведущие компоненты системы эстетического воспитания и художественного образования. Рассмотрены творческие задачи разных типов по освоению народного искусства, которые были формулированы по аналогии с творческими принципами. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия решения художественно-творческих задач. [2]

Поэтому цель нашей статьи состоит в исследовании методологических основ преподавания дагестанского орнаментального искусства, эффективное применение которых в обучении студентов педагогических вузов позволит подготовить востребованных педагогов-художников.

В связи с этим были поставлены следующие задачи: проанализировать существующие педагогические практики преподавания орнаментального искусства обучающимся; определить ключевые принципы преподавания орнаментального искусства; определить комплекс педагогических условий, выполнение которых позволит усовершенствовать учебный процесс.

В ходе исследования автором применялись следующие методы: изучение научных трудов, затрагивающих соответствующую проблематику; анализ педагогических практик преподавания декоративно-прикладного искусства.

•Процесс обучения ориентирован на индивидуальность студента, его личный опыт, умения и навыки

Ершова Л.В.

Обоснована система этнохудожественного образования, разработана модель этнохудожественной профессионально-педагогической культуры педагога. [3]

Неменский Б.М.

Разработаны основные позиции концепции по формированию художественной культуры. Ученый отводит особое значение декоративно-прикладному искусству, включающему в себя орнаментику, объясняя это тем, что оно вносит образность в окружающий мир, является частью искусства народов мира и лишает аморфности материально-предметную среду. [4]_

Хворостов А.С.

Определено место и роль народного и декаративно-прикладного искусства во взаимосвязи эстетического и художественного образования. Разработаны различные дидактические приемы. [5]

Корешков В.В.

Процесс формирования личности рассматривается как соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффектных форм учебно-воспитательного процесса. А личность рассматривыается как системное качество, которое индивид приобретает в общении и предметной деятельности. [6]

Кузин В.С.

Выделены основные цели обучения:всестороннее развитие человека, академическое постижение законов изобразительной грамоты, развитие художественных и творческих способностей, воображения, пространственного мышления, знакомство с искусством своей страны и

мира. [7]

Магомедова П.Н.

Предложен комплексный подход к системе подготовки студентов на занятиях народно-прикладного искусства. Изучение и освоение художественно-стилистических особенностей ковровых изделий рассматриваются с учетом синркетизма народного искусства Дагестана. [8]

И.М.

Предложена эффектвиная методика организации занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством для различных регионов, республик Северного Кавказа и Дагестана. Ученый путем применения специфики горного края разработал специальные упражнения с помощью которых студентами решаются поставленные задачи [9]

•Способствует качественному и оригинальному выполнению студентами изделий декоративно-прикладного искусства высокой сложности в соответствии с поставленной задачей

Принцип активности и сознательности и обучения

•Способствует осознанному усвоению и осмыслению изучаемого материала, подвигает студентов на творческий и исследовательский поиск

Принцип наглядности

•Способствует восприятию студентами технологических процессов изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, освоению алгоритма действия

Принцип научности

•Знакомит студентов с научными исследованиями и достижениями, играющими значительную роль в создании изделий декоративно-прикладного искусства, повышает познавательную активность, позволяющую в дальнейшем будущим педагогам приспосабливаться к современным условиям художественного рынка

Принцип связи теории с практикой

•Совмещение полученных знаний и опыта их практического применения, что особенно актуально в современных условиях, поскольку выпускники вузов часто сталкиваются с тем, что полученные знания не соответствуют реалиям

Принцип гражданственности и диалога культур

•Предоставление студентам знаний в сфере регионального декоративно-прикладного искусства, обучение самостоятельности в изучении образцов культуры, с целью дальнейшего применения в профессиональной деятельности

Рис. 1. Системы ормаодмвания орнаментального искусства

Рис.2.Принципыпреподавания орнаментальногоискусства [11]

Научная новизна статьи заключается в том, что в исследовании на основе уже существующих практик преподавания определены условия, которые должны быть положены в основу методики обучения орнаментального искусства.

Теоретическая значимость: обоснованы педагогические условия, которые необходимо внедрить в систему подготовки студентов педагогических вузов с использованием орнамента.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты проведенного исследования могут быть применены при разработке программ обучения по декоративно-прикладному искусству.

Большое значение в методической подготовке будущего педагога имеет понимание содержания, задач и принципов построения вузовских программ по орнаментальному искусству, а также глубокое знание методологических основ преподавания и его дальнейшего внедрения в практику. В настоящее время все уровни художественного образования включают изучение орнаментального искусства. И если в средних образовательных учреждениях обучающимся прививаются такие качества, как наблюдательность, усидчивость, художественный вкус, то в вузах основная цель обучения состоит в формировании профессиональных компетенций. Многие исследователи занимались вопросами подготовки студентов на занятиях по народному декоративно-прикладному искусству. Анализируя существующие программы по орнаментальному искусству, стоит отметить качественное изменение в программах по подготовке и развитию творческих, эстетических и нравственных качеств будущих педагогов. Большой интерес вызывают исследования в данном направлении, которые были проведены Т.Я Шпикаловой, А.С. Хворостовой, В.В. Корешковой и т. д.

Интересны также работы таких дагестанских исследователей-методистов, как М.М. Байрамбекова, С.П. Паджимурадова, ПБ. Изабакарова, в которых представлен комплексный подход к системе подготовки студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.

Систематизируем существующие системы преподавания орнаментального искусства студентам в педагогических вузах (рис. 1).

Эффективное преподавание орнаментального искусства невозможно без соблюдения ряда принципов (рис. 2).

Автором на основе результатов, полученных в процессе анализа существующей педагогической практики, для развития творческого потенциала студентов предлагается усовершенствовать процесс обучения посредством введения ком-

Библиографический список

плекса педагогических условий с включением основ орнаментального искусства. По мнению автора, к таким условиям относятся следующие:

- интегрирование в учебный процесс научной системы, которая сохранит и повысит интерес студентов к народному творчеству на протяжении всего учебного процесса;

- за счет привития студентам значимости народного творчества в процессах обучения и воспитания усилить познавательный и творчески-прикладной характер в процессе обучения декоративно-прикладному искусству дагестанских народов;

- рассмотреть народный орнамент как основной элемент программы учебных дисциплин по декоративно-прикладному искусству, задачей которых является подготовка будущих преподавателей-художников;

- интегрировать в учебный процесс практикумов, широко использующих присущие дагестанскому народу обычаи и традиции;

- применение студентами в процессе обучения качественных художественных материалов и инструментария с целью получения хороших навыков работы с природными материалами и успешного опыта их формирования.

Перечисленные условия, по мнению автора, следует положить в основу методики преподавания орнаментального искусства в педагогических вузах.

Учитывая тот факт, что орнаментальное искусство - это неограниченные возможности для наиболее полного раскрытия потенциала студентов и формирования у них знаний в области истории искусств, обучения практическим и теоретическим основам композиции и стилизации, полагаем, что требуется более глубокое и основательное изучение данной специальности. Изучение студентами педагогических вузов дагестанского орнаментального искусства способствует развитию эстетических, нравственных, творческих, интеллектуальных способностей и расширяет кругозор.

Кроме того, следует теснее сотрудничать с предприятиями региона, производящими изделия декоративно-прикладного искусства, и устанавливать конкретный уровень и специфику современных требований, которые руководство вуза предъявляет к выпускникам педагогических вузов. Разрабатывая учебные программы и задания, необходимо учитывать востребованность на рынке изделий народного творчества. Это позволит обеспечить творческое вхождение студента в современный рынок и проектировать изделия с учетом потребностей общества.

1. Дрягина В.Б. Об изучении орнаментального искусства в системе дополнительного образования. Международный научно-исследовательский журнал. 2018; № 1 (67): 38-43.

2. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя, 2006.

3. Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этно-художественного образования в России: теория и практика. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

4. Немецкий Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2012.

5. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. Москва, 1985.

6. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству: пособие для учителей. Москва. Просвещение, 1977.

8. Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на ХГФ пединститута (в условиях Дагестана). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1994.

9. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1998.

10. Поровская Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов педагогических факультетов педвузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1990.

11. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Волгоград. Учитель, 2008.

References

1. Dryagina V.B. Ob izuchenii ornamental'nogo iskusstva v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2018; № 1 (67): 38-43.

2. Shpikalova T.Ya. Koncepciya 'etnokul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Shuya, 2006.

3. Ershova L.V. Stanovlenienepreryvnojsistemy 'etno-hudozhestvennogoobrazovaniya vRossii: teoriya iprakíika. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Nemeckij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2012.

5. Hvorostov A.S. Chekanka. Inkrustaciya. Rez'ba po derevu. Moskva, 1985.

6. Koreshkov V.V. Formirovanie lichnosti uchaschegosya vprocesse dekorativnojdeyatel'nostipo hudozhestvenno-'esteticheskoj organizaciisredy: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

7. Kuzin V.S. Osnovy obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu: posobie dlya uchitelej. Moskva. Prosveschenie, 1977.

8. Magomedova P.N. Nauchnye osnovy prepodavaniya iskusstva kovrodeliya na HGF pedinstituta (v usloviyah Dagestana). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

9. Radzhabov I.M. Dekorativnoe iizobrazitel'noe iskusstvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1998.

10. Porovskaya G.A. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme professional'no-pedagogicheskoj podgotovki uchitelya nachal'nyh klassov pedagogicheskih fakul'tetov pedvuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1990.

11. Gornova L.V. Studiya dekorativno-prikladnogo tvorchestva: programmy, organizaciya raboty, rekomendacii. Volgograd. Uchitel', 2008.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 378

Simonenko O.N., methodologist, teacher-defectologist, School 21 (Stavropol, Russia); postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

FORMATION OF TEACHER'S READINESS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION PROGRAMS. The article gives a wide analysis of the process of forming readiness among teaching staff of the modern Russian school to implement inclusive education programs. In order to comprehensively highlight this important problem, considerable attention is paid to revealing of the meaning of the term "readiness" in relation to a teacher who implements inclusive education. The researcher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.