Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / реализация программ инклюзивного образования в общеобразовательных организациях / повышение квалификации педагогических работников / учитель / ученик / inclusive education / implementation of inclusive education programs in general education / professional development of teaching staff / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Симоненко

Основное содержание исследования составляет анализ процесса формирования готовности педагогического работника современной российской школы к реализации программ инклюзивного образования. В целях всестороннего освещения этой проблемы значительное внимание уделяется раскрытию сущности термина «готовность» применительно к деятельности учителя, реализующего программы инклюзивного образования, а также рассмотрению его структуры. Исследуются основные составляющие активности современного педагога, в ходе которых формирование компонентов указанной характеристики представляется наиболее вероятным. В качестве следующей исследовательской задачи автором была определена попытка выявления дефицитов в развитии этих компонентов, наиболее характерных для большинства учителей современных школ. В заключение раскрываются некоторые пути их преодоления, обладающие, по мнению автора, наибольшей эффективностью на современной стадии развития систем основного общего и среднего общего образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TEACHER’S READINESS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION PROGRAMS

The article gives a wide analysis of the process of forming readiness among teaching staff of the modern Russian school to implement inclusive education programs. In order to comprehensively highlight this important problem, considerable attention is paid to revealing of the meaning of the term “readiness” in relation to a teacher who implements inclusive education. The researcher reveals the main components of a teacher’s activity, during which the formation of particular characteristic components seems most likely. The author identifies deficits in the development of these components, which are most characteristic of teachers in most modern Russian schools. In conclusion, some ways of overcoming them are revealed, which are most effective at the basic general and secondary general education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная новизна статьи заключается в том, что в исследовании на основе уже существующих практик преподавания определены условия, которые должны быть положены в основу методики обучения орнаментального искусства.

Теоретическая значимость: обоснованы педагогические условия, которые необходимо внедрить в систему подготовки студентов педагогических вузов с использованием орнамента.

Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты проведенного исследования могут быть применены при разработке программ обучения по декоративно-прикладному искусству.

Большое значение в методической подготовке будущего педагога имеет понимание содержания, задач и принципов построения вузовских программ по орнаментальному искусству, а также глубокое знание методологических основ преподавания и его дальнейшего внедрения в практику. В настоящее время все уровни художественного образования включают изучение орнаментального искусства. И если в средних образовательных учреждениях обучающимся прививаются такие качества, как наблюдательность, усидчивость, художественный вкус, то в вузах основная цель обучения состоит в формировании профессиональных компетенций. Многие исследователи занимались вопросами подготовки студентов на занятиях по народному декоративно-прикладному искусству. Анализируя существующие программы по орнаментальному искусству, стоит отметить качественное изменение в программах по подготовке и развитию творческих, эстетических и нравственных качеств будущих педагогов. Большой интерес вызывают исследования в данном направлении, которые были проведены Т.Я Шпикаловой, А.С. Хворостовой, В.В. Корешковой и т. д.

Интересны также работы таких дагестанских исследователей-методистов, как М.М. Байрамбекова, С.Г. Гаджимурадова, ГБ. Изабакарова, в которых представлен комплексный подход к системе подготовки студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.

Систематизируем существующие системы преподавания орнаментального искусства студентам в педагогических вузах (рис. 1).

Эффективное преподавание орнаментального искусства невозможно без соблюдения ряда принципов (рис. 2).

Автором на основе результатов, полученных в процессе анализа существующей педагогической практики, для развития творческого потенциала студентов предлагается усовершенствовать процесс обучения посредством введения ком-

Библиографический список

плекса педагогических условий с включением основ орнаментального искусства. По мнению автора, к таким условиям относятся следующие:

- интегрирование в учебный процесс научной системы, которая сохранит и повысит интерес студентов к народному творчеству на протяжении всего учебного процесса;

- за счет привития студентам значимости народного творчества в процессах обучения и воспитания усилить познавательный и творчески-прикладной характер в процессе обучения декоративно-прикладному искусству дагестанских народов;

- рассмотреть народный орнамент как основной элемент программы учебных дисциплин по декоративно-прикладному искусству, задачей которых является подготовка будущих преподавателей-художников;

- интегрировать в учебный процесс практикумов, широко использующих присущие дагестанскому народу обычаи и традиции;

- применение студентами в процессе обучения качественных художественных материалов и инструментария с целью получения хороших навыков работы с природными материалами и успешного опыта их формирования.

Перечисленные условия, по мнению автора, следует положить в основу методики преподавания орнаментального искусства в педагогических вузах.

Учитывая тот факт, что орнаментальное искусство - это неограниченные возможности для наиболее полного раскрытия потенциала студентов и формирования у них знаний в области истории искусств, обучения практическим и теоретическим основам композиции и стилизации, полагаем, что требуется более глубокое и основательное изучение данной специальности. Изучение студентами педагогических вузов дагестанского орнаментального искусства способствует развитию эстетических, нравственных, творческих, интеллектуальных способностей и расширяет кругозор.

Кроме того, следует теснее сотрудничать с предприятиями региона, производящими изделия декоративно-прикладного искусства, и устанавливать конкретный уровень и специфику современных требований, которые руководство вуза предъявляет к выпускникам педагогических вузов. Разрабатывая учебные программы и задания, необходимо учитывать востребованность на рынке изделий народного творчества. Это позволит обеспечить творческое вхождение студента в современный рынок и проектировать изделия с учетом потребностей общества.

1. Дрягина В.Б. Об изучении орнаментального искусства в системе дополнительного образования. Международный научно-исследовательский журнал. 2018; № 1 (67): 38-43.

2. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя, 2006.

3. Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этно-художественного образования в России: теория и практика. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

4. Немецкий Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2012.

5. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. Москва, 1985.

6. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1994.

7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству: пособие для учителей. Москва. Просвещение, 1977.

8. Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на ХГФ пединститута (в условиях Дагестана). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1994.

9. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1998.

10. Поровская Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов педагогических факультетов педвузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1990.

11. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Волгоград. Учитель, 2008.

References

1. Dryagina V.B. Ob izuchenii ornamental'nogo iskusstva v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2018; № 1 (67): 38-43.

2. Shpikalova T.Ya. Koncepciya 'etnokul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Shuya, 2006.

3. Ershova L.V. Stanovlenienepreryvnojsistemy 'etno-hudozhestvennogoobrazovaniya vRossii: teoriya iprakíika. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Nemeckij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2012.

5. Hvorostov A.S. Chekanka. Inkrustaciya. Rez'ba po derevu. Moskva, 1985.

6. Koreshkov V.V. Formirovanie lichnosti uchaschegosya vprocesse dekorativnojdeyatel'nostipo hudozhestvenno-'esteticheskoj organizaciisredy: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

7. Kuzin V.S. Osnovy obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu: posobie dlya uchitelej. Moskva. Prosveschenie, 1977.

8. Magomedova P.N. Nauchnye osnovy prepodavaniya iskusstva kovrodeliya na HGF pedinstituta (v usloviyah Dagestana). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

9. Radzhabov I.M. Dekorativnoe iizobrazitel'noe iskusstvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1998.

10. Porovskaya G.A. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme professional'no-pedagogicheskoj podgotovki uchitelya nachal'nyh klassov pedagogicheskih fakul'tetov pedvuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1990.

11. Gornova L.V. Studiya dekorativno-prikladnogo tvorchestva: programmy, organizaciya raboty, rekomendacii. Volgograd. Uchitel', 2008.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 378

Simonenko O.N., methodologist, teacher-defectologist, School 21 (Stavropol, Russia); postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

FORMATION OF TEACHER'S READINESS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION PROGRAMS. The article gives a wide analysis of the process of forming readiness among teaching staff of the modern Russian school to implement inclusive education programs. In order to comprehensively highlight this important problem, considerable attention is paid to revealing of the meaning of the term "readiness" in relation to a teacher who implements inclusive education. The researcher

reveals the main components of a teacher's activity, during which the formation of particular characteristic components seems most likely. The author identifies deficits in the development of these components, which are most characteristic of teachers in most modern Russian schools. In conclusion, some ways of overcoming them are revealed, which are most effective at the basic general and secondary general education.

Key words: inclusive education, implementation of inclusive education programs in general education, professional development of teaching staff, teacher, student

О.Н. Симоненко, методист, учитель-дефектолог МБОУ СОШ № 21, г. Ставрополь, аспирант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный

университет», г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основное содержание исследования составляет анализ процесса формирования готовности педагогического работника современной российской школы к реализации программ инклюзивного образования. В целях всестороннего освещения этой проблемы значительное внимание уделяется раскрытию сущности термина «готовность» применительно к деятельности учителя, реализующего программы инклюзивного образования, а также рассмотрению его структуры. Исследуются основные составляющие активности современного педагога, в ходе которых формирование компонентов указанной характеристики представляется наиболее вероятным. В качестве следующей исследовательской задачи автором была определена попытка выявления дефицитов в развитии этих компонентов, наиболее характерных для большинства учителей современных школ. В заключение раскрываются некоторые пути их преодоления, обладающие, по мнению автора, наибольшей эффективностью на современной стадии развития систем основного общего и среднего общего образования в нашей стране.

Ключевые слова: инклюзивное образование, реализация программ инклюзивного образования в общеобразовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников, учитель, ученик

Актуальность исследования объясняется тем, что сегодня одним из ключевых направлений развития российской школы является обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, в том числе характеризующихся наличием особых образовательных потребностей [1]. На протяжении большей части истории отечественной педагогики учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, обучались в специальных школах либо в коррекционных классах общеобразовательных организаций [2]. Однако вышедшим в декабре 2012 г Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в педагогическую практику был введён термин «инклюзивное образование». Согласно указанному нормативно-правовому акту, он означает обеспечение доступа к обучению для всех учащихся с максимальным учётом многообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1-12]. В настоящее время соответствующие программы реализуются в школах, функционирующих по всей территории Российской Федерации. Во время осуществления педагогической деятельности в соответствии с ними коллективы ОО сталкиваются с множеством проблем различного характера [3]. Поиск возможностей для решения подобных затруднений составляет объект повышенного исследовательского интереса многих отечественных авторов (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы, связанные с реализацией программ инклюзивного образования в современных российских школах, наиболее популярные среди педагогов-исследователей

Исследователи Проблемы

Л.И. Акатов, B.B. Лебединский, Е.М. Мастюкова, M.C. Певзнер, Влияние психолого-педагогических особенностей развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями на осуществление им урочной и внеурочной работы

Л.М. Шипицына, H.M. Назарова, И.И. Лошакова, H.H. Малофеев, M.M. Семаго, Н.Я. Семаго Проблемы планирования и осуществления учебной и воспитательной деятельности по программам инклюзивного образования

B.B. Хитрюк, И.В. Возняк, Л.М. Кобрина Сущностные и структурные особенности компетентности педагогического работника, действующего в условиях инклюзивного образования

Таким образом, реализация инклюзии затрагивает практически все стороны жизни современной школы [4]. Адаптации к особым образовательным потребностям детей подлежат социальная жизнь образовательной организации (ПБ. Глазкова, Т.П Зубарева, А.С. Ильин); материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; образовательная среда, созданная в конкретной школе [5].

Успех подобных модернизаций естественным образом предполагает тесное сотрудничество всех субъектов образовательных отношений. Пожалуй, ключевая роль в данном случае принадлежит учителям [6]. Отсюда следует, что одной из важнейших составляющих успешной реализации программ инклюзивного образования на современном этапе развития российской школы является развитие готовности педагога к оказанию качественной специальной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями (С.В. Алехина, Ю.А. Афонькина, А.А. Дубров, В.В. Иванова, Л.С. Самсоненко). Попытка анализа

и рационализации данной составляющей будет осуществлена в процессе дальнейшего исследования.

Цель статьи, таким образом, заключается во всестороннем исследовании процесса формирования готовности современного учителя к реализации программ инклюзивного образования.

Задачи, решение которых представляется автору необходимым для достижения этой цели, формулируются следующим образом:

- раскрыть значение термина «готовность» применительно к деятельности учителя, реализующего программы инклюзивного образования;

- рассмотреть её структуру;

- определить составляющие активности современного педагога, в ходе которых формирование компонентов указанной характеристики представляется наиболее вероятным;

- выявить дефициты в развитии таковых, характерные для большинства учителей современных школ;

- продемонстрировать пути их преодоления, подлежащие реализации на современной стадии развития этой части образовательной системы в нашей стране.

При этом автором использовались следующие методы исследования: изучение научно-исследовательской литературы, затрагивающей проблематику статьи; рефлексия собственного педагогического общества.

Научная новизна данной работы заключается в раскрытии сущности и структуры дефиниции «готовность» применительно к деятельности учителя, реализующего программы инклюзивного образования.

Теоретическая значимость состоит в исследовании дефицитов в развитии её компонентов, характерных для большинства учителей современных школ.

Практическая значимость - в демонстрации путей их преодоления, актуальных на современной стадии развития основного общего и среднего общего образования в Российской Федерации.

Готовность современного учителя к успешной реализации профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования представляет собой сложное по своей структуре качество. Достаточный уровень его развития позволяет педагогическому работнику успешно реализовывать собственные компетенции при работе с учащимися, характеризующимися наличием особых образовательных потребностей [1]. В структуре данной характеристики выделяется ряд равнозначных компонентов [3]. Они могут быть систематизированы по двум категориям: психологические и профессиональные (табл. 2).

Анализ литературы, а также текущей практики инклюзивного образования позволяет говорить о том, что как психологические, так и профессиональные компоненты интересующей нас характеристики педагогического работника современной школы формируются в ходе осуществления активности в двух областях (Ю.А. Афонькина, А.А. Дубров, В.В, Иванова, Ю.А, Королева, А.П. Сманцер, И.Р. Федорова). В их число входят профессиональное становление его личности; непрерывное совершенствование профессиональных компетенций.

Развитию системы знаний, умений и навыков, позволяющих педагогу эффективно реализовывать интересующую нас деятельность, на современном этапе развития российской школы уделяется повышенное внимание [9]. Так, с середины 2010-х гг в организациях развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования массово осуществляется обучение учителей общеобразовательных организаций основам эффективного взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности [10]. При этом программы, реализуемые в таких учреждениях, часто основаны на результатах изучения исходного уровня профессионально-психологической

Таблица 2

Структура готовности современного учителя к успешной реализации профессиональных обязанностей в условиях инклюзивного образования

Психологические компоненты Удовлетворённость процессом реализации собственной педагогической деятельности и его результатами [6]

Эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии

Готовность к интеграции учеников, характеризующихся ограниченными возможностями здоровья, в различные формы реализации урочной и внеурочной деятельности [5]

Профессиональные компоненты Знание индивидуальных особенностей детей с различными образовательными потребностями

Готовность к активному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса по соответствующим вопросам

Осознанная потребность в постоянном профессиональном и личностном росте [7]

Умение использовать вариативность по ходу осуществления профессионально-педагогической деятельности

Способность к широкому применению инновационных технических средств и информационных технологий в повседневной практике [8]

Комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих моделировать ход учебных занятий при реализации инклюзивных образовательных программ

готовности педагогов к участию в инклюзивном образовательном процессе [9]. Однако на настоящий момент многие педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной инклюзии, продолжают испытывать определённые затруднения [7]. Как правило, они возникают при реализации следующих аспектов деятельности:

- взаимодействие с другими специалистами инклюзивной общеобразовательной организации в рамках психолого-педагогического консилиума [8];

- моделирование и осуществление сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями;

- осуществление во взаимодействии с другими специалистами психолого-педагогического сопровождения процесса реализации инклюзивных образовательных программ [6];

- широкое применение современных коррекционно-развивающих педагогических технологий при организации образовательного процесса с детьми, характеризующимися наличием особых образовательных потребностей [10];

- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам организации и реализации адаптированных образовательных программ;

- продуктивное взаимодействие с такими детьми в ходе урочной и внеурочной работы.

Анализируя данные затруднения, возникающие у учителей общеобразовательных учреждений в ходе реализации инклюзивной практики, можно заключить, что им, прежде всего, нужна помощь в выработке механизмов взаимодействия

Библиографический список

с детьми и остальными участниками образовательных отношений [3]. Соответственно, необходимо внесение такого рода изменений в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Учёт описанных выше запросов педагогов необходим также при разработке методических рекомендаций, имеющих целью максимальную интеграцию педагогического работника в инклюзивный образовательный процесс [10]. Кроме того, в обоих случаях необходимо повышенное внимание к формированию у будущих педагогов представлений о том, что при реализации инклюзивных программ главным действующим лицом является ребёнок с особыми образовательными потребностями (А.В. Гараганов, А.С. Канюк [11],СальцеваС.В., Жданова С.Н., Пак Л.Г, Кочемасова Л.А. [12]).

Подводя итог, выделим ключевые идеи по проблемам формирования готовности учителей современных российских школ к реализации программ инклюзивного образования. Во-первых, совершенствование данной составляющей функционирования российской школы на сегодняшний день является одним из ключевых направлений её дальнейшего поступательного развития. Во-вторых, на сегодняшний день представляются достаточно хорошо изученными сущность и структура указанного феномена. Предпринимаются меры по развитию компонентов этой характеристики у педагогов. С другой стороны, по-прежнему фиксируется наличие определённых профессиональных дефицитов в данной области. Минимизировать их можно посредством оказания учителям помощи в выработке механизмов взаимодействия с детьми и остальными участниками образовательных отношений в ходе осуществления инклюзивной образовательной деятельности.

1. Дубров A.A., Глазкова ГБ. Факторы эффективного инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 275-277.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 2S.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Ильин A.C Исследование готовности учителя к работе в условиях инклюзии: в поисках практических решений. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022; № 3 (47): 84-8S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванова В.В. Формирование инклюзивной компетентности у субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивного образования. Вестник науки. 2023; № 12 (6S): 474-484.

5. Кузьмичева Т.В., Aфонькина IO.A. Повышение эффективности подготовки учителей к осуществлению индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивного образования. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021; № 4 (4S): 135-145.

6. Самсоненко Л.С. Особенности развития психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Гуманитарные науки. 2021; № 4 (56): 110-117.

7. Королева O.A. Инклюзивная компетентность современных педагогов: особенности и факторы её определяющие. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 7S-33: 142-144.

8. Федорова И.Р Инклюзивная готовность и компетентность педагога. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022; № 3: 11-16.

S. Истюфеева Ж.Н. Формирование инклюзивной компетентности педагогов дополнительного образования детей. Наука и социум. 2020; № VI: 45-50.

10. Пивторак A.H. Инклюзивная компетентность в сфере хореографического образования. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022; № 60: 23S-247.

11. Гараганов AE., Канюк A.C Классификация образовательных потребностей молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 1: 113-116.

12. Сальцева С.В., Жданова С.Н., Пак Л.Г, Кочемасова ЛА Профессиональная компетентность современного социального работника: модель, технологии, иннова-тика развития: коллективная монография. Оренбург, 2013.

References

1. Dubrov A.A., Glazkova G.B. Faktory 'effektivnogo inklyuzivnogo obrazovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 2 (SS): 275-277.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 2S.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Il'in A.S. Issledovanie gotovnosti uchitelya k rabote v usloviyah inklyuzii: v poiskah prakticheskih reshenij. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2022; № 3 (47): 84-8S.

4. Ivanova V.V. Formirovanie inklyuzivnoj kompetentnosti u sub'ektov obrazovatel'nogo processa v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Vestnik nauki. 2023; № 12 (6S): 474-484.

5. Kuz'micheva T.V., Afon'kina Yu.A. Povyshenie 'effektivnosti podgotovki uchitelej k osuschestvleniyu individualizacii obrazovatel'noj sredy v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniya kvalifikaciikadrov. 2021; № 4 (4S): 135-145.

6. Samsonenko L.S. Osobennosti razvitiya psihologicheskoj gotovnosti pedagogov k realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki. 2021; № 4 (56): 110-117.

7. Koroleva Yu.A. Inklyuzivnaya kompetentnost' sovremennyh pedagogov: osobennosti i faktory ee opredelyayuschie. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 7S-33: 142-144.

8. Fedorova I.R. Inklyuzivnaya gotovnost' i kompetentnost' pedagoga. Aktual'nyeproblemy pedagogikiipsihologii. 2022; № 3: 11-16.

S. Istyufeeva Zh.N. Formirovanie inklyuzivnoj kompetentnosti pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Nauka i socium. 2020; № VI: 45-50.

10. Pivtorak A.N. Inklyuzivnaya kompetentnost' v sfere horeograficheskogo obrazovaniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. 2022; № 60: 23S-247.

11. Garaganov A.V., Kanyuk A.S. Klassifikaciya obrazovatel'nyh potrebnostej molodezhi, obuchayuschejsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2023. № 1: 113-116.

12. Sal'ceva S.V., Zhdanova S.N., Pak L.G., Kochemasova L.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo social'nogo rabotnika: model', tehnologii, innovatika razvitiya: kollektivnaya monografiya. Orenburg, 2013.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.