Научная статья на тему 'Методические основы формирования типовых технологических процессов доставки объединенной грузовой единицы через терминалы по системам «От двери до двери» и «Точно в срок»'

Методические основы формирования типовых технологических процессов доставки объединенной грузовой единицы через терминалы по системам «От двери до двери» и «Точно в срок» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов А. В.

В данной статье представлены две методики определения сроков доставки по двум системам, требования, предъявляемые к ним. Примеры наглядно показывают разницу между данными методами, а также скрытые резервы времени каждой из систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF TYPICAL TECHNOLOGICAL PROCESSES OF THE UNITED CARGO UNIT DELIVERY THROUGH TERMINALS ON SYSTEMS "DOOR-TO-DOOR CARGO DELIVERY" AND “IN DUE TIME”

In the given article there are 2 procedures of definition of terms of delivery on two systems and delivery requirements. Examples clearly let you see a difference between the given methods and the secret timereserves of each of the systems.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования типовых технологических процессов доставки объединенной грузовой единицы через терминалы по системам «От двери до двери» и «Точно в срок»»

ритмичности прихода запасных частей внутри планового периода. Алгоритм планирования продукции группы С сводится, как правило, к установлению нижнего и верхнего пределов нахождения запасных частей на складе. Нижний предел представляет собой точку заказа, верхний предел - количество единиц продукции, до которого осуществляется заказ.

В любом случае при применении одного из алгоритмов планирования окончательный план формируется экспертами в области планирования. Аналитические алгоритмы, по сути, лишь предлагают вариант плана, подлежащий принятию или непринятию специалистами в области планирования. Такое утверждение базируется на том, что компьютер с однажды заложенной программой планирования (пусть и подвергающейся постоянному мониторингу) не может быть ответственным за принятие управленческих решений.

Таким образом, применение экономически оправданных методов расчета сбытовых запасов на основе дифференцированного подхода к группам запасных частей с последующей экспертной корректировкой может создать основу для формирования системы планирования, отвечающей жестким требованиям внешней среды.

COMMON PRINCIPLES OF PLANNING OF MARKETING STOCKS OF SPARES AT THE ENTERPRISES OF MOTOR

INDUSTRY

A. V. Prokofiev, R. V. Shapkin

In paper the theoretical bases and methodological sentences on organization of marketing systems of planning at the enterprises of motor industry, and as the methodical advisories by definition of need of the enterprise in marketing stocks are presented. The special notice is given classifications of stocks on the basis of differentiation of functions, discharged by them

УДК 656.62.022: 658

A.B. Краснов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОСТАВКИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГРУЗОВОЙ ЕДИНИЦЫ ЧЕРЕЗ ТЕРМИНАЛЫ ПО СИСТЕМАМ «ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ» И «ТОЧНО В СРОК»

В данной статье представлены две методики определения сроков доставки по двум системам, требования, предъявляемые к ним. Примеры наглядно показывают разницу между данными методами, а также скрытые резервы времени каждой из систем.

Под типовым технологическим процессом доставки груза понимается универсальная форма упорядоченного изложения транспортного процесса перемещения груза во времени и пространстве, которая с определенной трансформацией может быть применена для решения конкретных транспортных задач в этой области.

Для определения длительности транспортного процесса (срока доставки) необходимо представить его в упорядоченном виде и во временных показателях. В табл. 1

представлены этапы, возникающие во время доставки груза «от двери до двери» и «точно в срок» через речной грузовой терминал.

Рассмотрим отдельно две системы доставки.

Таблица I

Этапы, возникающие в процессе доставки груза

Эган доставки груза Обозначение продолжительности выполнения этапа доставки груза, ч.

«От двери до двери» «Точно в срок»

1 2 3

1. Перемещение магистральным транспортом: 1.1. Автотранспорт. 1.2. Железнодорожный транспорт. 1.3. Водный транспорт. ТшгТ •тАТ ' МагТ тЖДЧ 1 Мог Г гтМ 1 МагТ ТмагТ nrA 1 1 МигТ т*кдг * МигТ 'тВТ 1 Маг Г

2. Погрузочно-выгрузочные работы (ПРР): 2.1. Терминал - автотранспорт. 2.2. Терминал - железнодорожный транспорт. 2.3. Терминал - водный транспорт. 2.4. Автотранспорт - терминал. 2.5. Железнодорожный транспорт - терминал. 2.6. Водный транспорт - терминал. Тпрр 'Г’Т-АТ 1 ПРР грГ-ВТ 1 ~-гРРР гтАТ-Т * ПРР ггуКДТ-Т 1 ПРР 'гВТ-Т 1 ПРР Тпрр' 'рТ-А Т * - 1 ПРР тт-вт * ПРР гтАТ-Т I ПРР Т^прр jBT-T 1 ПРР

3. Перевалка: 3.1. Водный транспорт - автотранспорт. 3.2. Водный транспорт - железнодорожный транспорт. 3.3. Водный транспорт - водный транспорт. 3 .4. Железнодорожный транспорт - автотранспорт. 3.5. Железнодорожный транспорт - железнодорожный транспорт. 3.6. Железнодорожный транспорт - водный транспорт. 3.7. Автотранспорт - автотранспорт. 3.8. Автотранспорт - железнодорожный транспорт. 3.9. Автотранспорт - водный транспорт. тПЕР 'тЬТ-АТ 1 ПЕР 7*7 ггВТ-ВТ ггЖДТ-АТ^ 1 ПЕР ?тт-жд1ПЕр тЖЛТ-ВТ 1 ПЕР ■гАТ-АГ 1 ПЕР ТА т-ждт 1 ПЕР ггАТ-ВТ ' ПЕР ТпЕР гтВТ-АТ 1 ПЕР ггВТ-ЖДТ J ПЕР ггВТ-ВТ 1 ПЕР 'гЖДГ-АТ 1 ПЕР ггЖДТ-ЖЮ > 1 ПЕР jWIT-BT 1 ПЕР ггАТ-АГ ‘ ПЕР ггАТ-ЖДГ 1 ПЕР 'тАТ-ВТ 1 ПЕР

4. Транспортно-экспедиционные услуги: 4.1. Формирование транспортных единиц. 4.2. Хранение транспортных единиц в ожидании отправления или обработки. 4.3. Прием-передача груза. 4.4. Передвижение транспортных единиц на территории терминала. 4.5. Расформирование транспортных единиц. 4.6. Завоз - вывоз грузов фидерным (местным) транспортом. 4.7. Оформление перевозки Ттэу тФОРМ ‘ ТЭУ Т^тэу ггП-П 1 ТЭУ тЛЕР 1 ТЭУ ггРАСФ I ТЭУ -гЗ-В * ТЭУ тОФ 1 ТЭУ Ттэу' ггФОРМ 1 ТЭУ ггХР 1 ТЭУ ггП-П ' 1 ТЭУ 'T-ПЕР 1 ТЭУ ггРАСФ 1 ТЭУ 7тЗ'■В ' 1 ТЭУ ПгОФ » 1 ТЭУ

1. Доставка «от двери до двери»

Типовой технологический процесс при доставке грузов «от двери до двери» должен:

• учитывать максимально возможное количество факторов, влияющих на процесс доставки;

• охватывать работу и услуги всех участвующих в доставке груза транспортных, транспортно-экспедиционных и агентских предприятий;

• основываться при обосновании срока доставки на действующих нормативах для определения времени выполнения перевозки, перевалки, перегрузки и других необходимых операций;

• учитывать дополнительное время на прием-передачу груза, оформление транспортной документации в соответствии с правилами перевозок, действующих на используемых видах транспорта;

• учитывать качество транспортного обслуживания в соответствии с действующими правилами перевозок грузов;

• быть удобным в использовании, в том числе с помощью компьютерных информационных технологий.

Таким образом, общий срок доставки «от двери до двери» можно представить в следующем виде, ч:

^ Тщ= Тшг+ Тррр + ТПЕР + Ттэу, (1)

где Тдд - продолжительность доставки способом «от двери до двери»;

Тмагт- продолжительность транспортировки магистральным транспортом; ТПрр- продолжительность погрузочно-выгрузочных работ;

Тпер - продолжительность перевалки;

Ттэу ~ продолжительность транспортно-экспедиционных работ.

1.1. Определение срока доставки магистральным транспортом

Порядок определения срока доставки грузов автотранспортом регламентирован в «Уставе автомобильного транспорта РСФСР» и «Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом»/3,6/. Формализованно эти положения можно представить следующим образом, ч:

Если Ьатмо:т < = 250 км, то ГТШгТ = 24 ч + Г, + Г2 + Г3, (2)

Если 1атыа!„ > 250 км, то Т*ТМагТ=и ■ Н+ Г, + Г2 + Г}, (3)

Н=1°т„а!т/250 (округляется до целого в большую сторону);

г ат магт /' расстояние между терминалами, км;

н- количество полных или неполных отрезков пути по 250 км;

Г,- увеличение срока доставки при перевозке грузов с перепра-

вой через реки на судах и паромах, ч;

Г2- увеличение срока доставки при перевозке грузов по горным

дорогам, ч;

1 1 увеличение срока доставки при задержке в пути следования

для ветеринарного досмотра или выполнения других адми-

нистративных формальностей, ч.

Таким образом, на автомобильном транспорте нормативный срок доставки может быть от 1 суток и выше в зависимости от расстояния перевозки и дополнительных условий доставки грузов.

Нормативный срок доставки магистральным железнодорожным транспортом Т^магт регламентирован «Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации» и «Правилами перевозок грузов» /2,5/. В формализованном виде его можно представить следующим образом:

Г ЖДТ МагТ

, двждт магт

+

13

I'

р = 1

ждт

24

где

Ґ

ждт

г - продолжительность движения состава, сут

Ґ

ждт

= 1

ждт

/ у&сдт

і ' У

(4)

(5)

здесь

^нсдт ___

Ґсдт3-

Г*т4-

¿медт

5 -

6-

ь магт ~ расстояние между терминалами, км;

Уасдтиагт - норма суточного пробега, км/сут.;

(ждт/ _ увеличение срока доставки на операции, связанные с отправ-

лением и прибытием груза, сут.;

увеличение срока доставки на операции, связанные с передачей и приемом грузов, при перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения (моря, реки, проливы, озера) на судах и паромах, сут.;

увеличение срока доставки при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи, сут.; увеличение срока доставки при перестановке вагонов на колесные пары другой ширины колеи, сут.; увеличение срока доставки на операции, связанные с переадресовкой груза, сут.;

увеличение срока доставки для грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на грузосортировочных платформах, сут.;

(кдт7 _ увеличение срока доставки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов, а также при следовании грузов транзитом через эти узлы, сут.;

увеличение срока доставки в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля, сут.;

увеличение срока доставки в случае определения массы груза на вагонных весах близлежайшей к станции отправления железнодорожной станции, ч;

’1()— увеличение срока доставки при задержке грузов таможенными и другими органами государственного контроля, сут.;

Г>тц - задержки грузов в пути следования для исправления погруз-

ки, устранения перегруза грузов, сут.;

(т>т¡2 - задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанные

с исправлением их технического или коммерческого состояния, сут.;

(ж*)т¡} — увеличение срока доставки при передаче автотранспорту и

приеме от автотранспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении.

Исчисление нормативного срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

:дт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г

^исдпі

Определение нормативного срока доставки магистральным внутренним водным транспортом регламентировано «Кодексом внутреннего водного транспорта РФ» и «Правилами перевозок грузов» /1, 4/. В формализованном виде его можно представить следующим образом:

расстояние между терминалами, км; норма суточного пробега, км/сут.;

увеличение срока доставки на накопление и отправление грузов, перевозимых мелкими отправками массой до 20 т по одной накладной, сут.;

увеличение срока доставки на накопление и оформление состава, а также в самоходных судах, работающих с приставками, сут.; увеличение срока доставки на каждую перегрузку грузов мелкими отправками с одной линии на другую, сут.;

увеличение сроков доставки на каждую передачу грузов из одного пароходства в другое при перевозке в несамоходных судах, при прохождении судами мостов в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, а также засемафоренных (при одностороннем движении) участков р. Белой, сут.;

увеличение сроков доставки на прохождение гидроузлов, сут.; увеличение сроков доставки при перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, сут. (определяется по «Судочасовым нормам загрузки-разгрузки судов» по аналогии с п. 1.3).

Полученный срок доставки округляется до целых суток, при этом остаток менее

0,5 суток отбрасывается, а равный или более 0,5 суток принимается за целые сутки.

1.2. Определение продолжительности погрузочно-разгрузочных работ (ПРР)

Общая нормативная продолжительность ПРР при доставке «от двери до двери» может быть выражена, ч:

Т -тГ-АТ , т?-ЖДГ , грГ-ВТ , 7И'ЛГ .ггЖДТ-Т , тВГ-Т (П\

*ЛРР-‘ ПРР ~ 1 ПРР ' ПРР+ 1 ПРР +1 ПРР ' I ПРР■ \ч

Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ по схемам 2.1, 2.4 (табл. 1) определяется по правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, ч. /6/.

Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ по схемам 2.2, 2.5 (табл. 1) определяется по следующей формуле, ч. /51:

^прр^пр^-^пррк. (8)

где Г>КДТпрр - сроки погрузки и выгрузки грузов средствами грузоотправителей и грузополучателей на местах общего и необщего пользования немеханизированным способом для двухосных и четырехосных вагонов; к- коэффициент увеличения (уменьшения) сроков погрузки и вы-

грузки грузов при перевозке в шестиосных и восьмиосных вагонах, при перевозке в двухосных вагонах при погрузке и выгрузке грузов механизированным способом, а также при других условиях, описанных в разделе 13, § 2 /5/ (¿ = 0,5-2).

Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ по схемам 2.3, 2.6 (табл. 1) определяется в соответствии с «Судо-часовыми нормами загрузки-разгрузки судов», ч / 7 /:

где ¿втШгТ-

V81МагТ -

Г,-

Г2-

Гз-

г4-

г5 -

мт ‘ 6~

Т ВТ _ •* МагТ

Т7'аТПРР (7^Г Тпрр) = бэ /М + (пр1+ е„р2+ 1прз+ (прз,

(9)

где <2Э - эксплуатационная загрузка судна, т;

М- судо-часовая норма загрузки-разгрузки судна, т/ч;

¡пр1 - время простоя по вине пароходства из-за технической неисправности,

препятствующей загрузке (разгрузке);

1„р2 — время на вскрытие елани и ее обратный настил при полной зачистке судна от остатков груза;

[пр3- время на мойку, дезинфекцию и дегазацию судна;

время простоя вследствие прекращения грузовых работ из-за сильного ветра, ледовой обстановки, ливня и тумана при работе кранами;

[пр5 — время простоя по метеорологическим причинам, когда выполнение грузовых работ запрещается Правилами перевозок грузов вследствие возникновения возможности порчи груза.

Полученное время округляется до 15 мин.

1.3. Определение продолжительности перевалки

Определение срока перевалки по схемам 3.1, 3.9 (табл. 1) в настоящее время в нормативной документации не отражено. В своем учебнике Багров Л.В., Мацвей-ко А.П., Чеботарев М.Н. проводят параллель между железнодорожно-водным и вод-но-автомобильным сообщениями, опираясь на «Временные правила перевозки грузов в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении» /8/. Но данные правила были созданы на базе уставов автомобильного и внутреннего водного транспорта, которые уже успели поменять свое содержание и название, а новые правила пока не разработаны. Поэтому автором предлагается проводить определение продолжительности перевалки в автомобильно-водном сообщении аналогично расчету срока перевалки в железнодорожно-водном сообщении, чтобы методика не потеряла свою целостность.

Время перевалки по схеме 3.3 (табл. 1) находится аналогично п. 1.3, только применяются нормы, установленные для судна меньшей грузоподъемности, независимо от того, загружается оно или разгружается III.

Время перевалки по схемам 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.8 (табл. 1) уже предусмотрено в п. 1.2 настоящей работы, поэтому выделять его отдельно нет необходимости.

Срок перевалки по схеме 3.7 (табл. 2.2) определяется в соответствии с «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом».

1.4. Определение времени выполнения транспортно-эксиедиционных услуг

Определение продолжительности транспортно-экспедиционных операций на терминалах производиться по формуле:

7-1 _ гг4ЮРМ I пгХР , тЛ-П ,'тЛЕР , ггРАСФ ,п-3-В , чгОФ /1 а\

1ТЭУ ~~ 1 ТЭУ + * ТЭУ + ■* ТЭУ + 7ЭУ + ТЭУ + * ТЭУ + 1 ТЭУ• V1

К сожалению, срок формирования и расформирования грузовой объединенной единицы в нормативной документации не предусмотрен, хотя такие операции имеют место при перевозке. Продолжительность данных операций зависит от многих факторов, и чтобы ее рассчитать, необходимо знать:

• каким способом происходит процесс формирования-расформирования (механизированным или вручную);

• вид груза (легкий или тяжелый);

• тип тары и упаковки груза;

• характеристики объединенной транспортной единицы (контейнера) (грузоподъемность, грузовместимость);

• производительность оборудования (в случае механизированного способа);

• количество груза.

На практике имеют место следующие нормативы загрузки-разгрузки контейнеров: 3,5 т контейнеры - 2 часа; 20, 30 т контейнеры - 4 часа.

Данные нормы могут меняться и должны заноситься в договор транспортной экспедиции.

Сроки хранения и транспортировки на терминалах отдельно не выделяются и входят в срок приемки-передачи и перевалки грузов.

Завоз-вывоз грузов может осуществляться либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом. На завоз-вывоз мелких отправок автомобильным транспортом, перевозимых на расстояние до 500 км, устанавливается срок (Т3'Вгэу) одни сутки, а свыше 500 км - двое суток /6/. Определение продолжительности завоза-вывоза железнодорожным транспортом осуществляется аналогично продолжительности перевозки магистральным железнодорожным транспортом.

На приемку-передачу грузов транспортно-экспедиционными конторами на железнодорожном транспорте при передаче железнодорожным станциям или обратно Правилами перевозок грузов отведено 0,5 суток /5/; на автомобильном - при перевозке на расстояние 50-300 км - 1 сут., свыше 300 км - 2 сут. /6/; на водном - 0,5 сут. /4/.

На оформление документов правилами перевозок время не отведено.

Все данные, получаемые в результате расчетов по данной методике, по способу получения можно условно разделить на три группы:

• данные, получаемые в результате расчетов по формулам, основанным на нормативных документах, регулирующих процесс доставки грузов;

• данные, получаемые непосредственно из нормативной документации с небольшой трансформацией (перевод из минут и суток в часы);

• данные, которые в нормативной документации не указаны. Это срок перевалки грузов в водно-автомобильном сообщении, срок формирования и расформирования транспортных единиц и др. Обычно эти сроки оговариваются между транспортноэкспедиционной фирмой и клиентом и заносятся в договор.

Таким образом, мы получили методику, при помощи которой можно определить срок доставки грузов как в прямом, так и в прямом смешанном сообщениях, и которая удовлетворяет всем условиям, предъявленным к ней ранее (выше).

2. Доставка «точно в срок»

Система доставки «точно в срок» все чаще находит применение в рамках произ-водственно-транспортной системы. Сущность этой системы заключается в поставке груза по строгому графику с ориентиром на производственные мощности. Кроме производства, такую систему можно использовать, например, в торговой деятельности (снабжение магазинов, баз, складов с различной сферой деятельности). Также она применима при перевозке дорогостоящих генеральных, скоропортящихся, опасных и других грузов с особыми свойствами и транспортными характеристиками. Использование этого способа доставки сокращает время выполнения заказа потребителя, снижает уровень запасов и уменьшает продолжительность выполнения заказа на предприятии, изготовляющем продукцию.

Типовой технологический процесс при доставке грузов «точно в срок» должен:

• учитывать максимально возможное количество факторов и условий, влияюипгх на процесс доставки;

• охватывать работу и услуги всех участвующих в доставке груза транспортных, транспортно-экспедиционных и агентских предприятий;

• основываться при обосновании продолжительности доставки на минимально возможных сроках, определенные договором транспортной экспедиции;

• учитывать время совмещения некоторых операций (прием-передачу груза, лформление транспортной документации и пр.);

• учитывать более высокое качество транспортного обслуживания в соответствии ; действующими правилами перевозок грузов (ускорение доставки и др.);

• быть удобным в использовании, в том числе с помощью компьютерных информационных технологий.

Представим общий срок доставки «точно в срок» в следующем виде:

У Ттс~ ТМагг' + Тпрр' + ТПЕР + Ттэу'- Тсов . (11)

где Тсов - продолжительность совмещенных операций.

2.1. Определение срока доставки магистральным транспортом

Автором предлагается следующая формула определения срока доставки магистральным автотранспортом:

п-АТ ' _ .ат де лт то , мт форм

* МагТ * магт 1 * магт ' ‘ магт» \^)

где (ат ,}"магт - продолжительность движения магистрального автотранспорта, ч;

1 ■ Т™

.отдв _ ^ магт

'магт ат > >

у магт к I к 2 к 3

где Ьатмагт, - расстояние между' терминалами, км;

Уап'магт ~ нормативная скорость движения магистрального автотранспорта

с грузом, км/ч;

1роВ ~ количество часов рабочего времени в сутки, ч;

к, - коэффициент, учитывающий качество дорожного покрытия, рас-

путицу, гололед (кI = 0,6-1) /6/; к2 - коэффициент, учитывающий перевозку грузов, требующих осо-

бой осторожности (¿2= 0,85 - 1 /6/); к3 - коэффициент увеличения срока доставки при перевозке грузов по

горным дорогам (к} = 0,7 /6/);

(°т тоиагт - время на техническое обслуживание, ч;

^т форм увеличение срока доставки при задержке в пути следования для

ветеринарного досмотра или выполнения других административных формальностей, ч.

При доставке «точно в срок» магистральным железнодорожным транспортом, как указано выше, возникает необходимость в ускоренной перевозке. Для этого «Правилами перевозок грузов» /2,5/ предусмотрена транспортировка грузов с большой скоростью. По сути, способ определения срока доставки аналогичен определению в п. 1.1, здесь лишь используются другие нормы суточного пробега:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЖДТ >_ . ■* МагТ

13

.двждт -, у .ждт • 1магт 2^, р

р=1

■24, (14)

где Ґ ждттгтпродолжительность движения состава, сут.;

¿)вждт тЖ'дт / уок-дт /1 с\

* магт Ь магт ' V магт > V •>)

где Ьжйтмагт - расстояние между терминалами, км;

Уасдтмагтнорма суточного пробега при перевозке большой скоростью, км/сут.;

(ждт1'— увеличение срока доставки на операции, связанные с отправле-

нием и прибытием груза, сут.;

?сдт2'~ увеличение срока доставки на операции, связанные с передачей и

приемом грузов, при перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения (моря, реки, проливы, озера) на судах и паромах, сут.;

(жг)т3'— увеличение срока доставки при перегрузке грузов в вагоны с ко-

лесными парами другой ширины колеи, сут.;

{ждт^-_ увеличение срока доставки при перестановке вагонов на колес-

ные пары другой ширины колеи, сут.;

(ждт5увеличение срока доставки на операции, связанные с переадресовкой груза, сут.;

увеличение срока доставки для грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на грузосортировочных платформах, сут.;

увеличение срока доставки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов, а также при следовании грузов транзитом через эти узлы, сут.;

увеличение срока доставки в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фи-тосанитарного и других видов государственного контроля, сут.; (жх)т9'~ увеличение срока доставки в случае определения массы груза на

вагонных весах близлежайшей к станции отправления железнодорожной станции, ч;

СжотIо'— увеличение срока доставки при задержке грузов таможенными и

другими органами государственного контроля, сут.;

¡ждтП'— задержки грузов в пути следования для исправления погрузки,

устранения перегруза грузов, сут.;

(жк)т задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанные с

исправлением их технического или коммерческого состояния, сут.; увеличение срока доставки при передаче автотранспорту и приеме от автотранспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Для изменения каких-либо временных показателей необходимо заключать с МПС договор о перевозке на особых условиях.

Для определения срока доставки водным транспортом обратимся к методике А.Г. Малышкина /12/;

ТМагТ = К.г. +1ст + *тех +1техн’ (16)

где /хг - время хода с грузом, сут. /10,12/;

Iст - время стоянок в пути, сут. /10,12/;

¡тех - время на технические операции в портах погрузки-выгрузки, сут./11,12/;

/техн ~ время на технологические операции в портах погрузки-выгрузки, сут. /И, 12/.

Для расчета срока перевозки магистральным водным транспортом автором используется данная формула.

2.2. Определение продолжительности погрузочно-разгрузочных работ и перевалки

При определении продолжительности ПРР и перевалки при работе по системе «точно в срок» основное отличие заключается в режиме работы терминалов, на которых производятся данные операции. Для достижения минимальных сроков обработки грузопотоков либо должен быть выработан график поступления грузов (контейнеров) и в соответствии с этим графиком должны производиться ПРР и перевалка, либо терминалы должны работать круглосуточно.

Работа по графику будет эффективна при перевозке на короткие расстояния, т. к. чем меньше расстояние, тем меньше факторов, которые влияют на ритмичность поставок. Круглосуточная же работа терминала дает максимальную готовность терминалов к приемке грузов к переработке.

Определение продолжительности ПРР и перевалки как отдельных операций производится аналогично п. 1.

2.3. Определение времени выполнения транспортно-экспедиционных услуг

Определение продолжительности операций на терминалах:

’•п ' __ ггФОРМ ' ■ гг-ХР > , гт-П-П \ . гтПЕР ' I ггРАСФ ' . гг-З-В ' /л

7 ТЭУ — 1 ТЭУ +1 ТЭУ + 1 ГЭУ + 1 ТЭУ + I ТЭУ ■*" 1 ТЭУ ■ V1 <)

Как и в п. 1, время на формирование и расформирование транспортных пакетов {1Ф0РМТЭу', + ТРАСФтэу ) указывается в договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание, но здесь эти сроки должны отличаться в меньшую сторону.

Если будет организована работа терминалов согласно п. 2.2, то 7>Х1>ГЭУ'=0. Продолжительность приема-передачи Т^^тэу и время перевозки грузов на терминале Т^ЕГгэу' в большинстве случаев можно совместить с погрузкой-выгрузкой груза, хранением и прочими операциями, поэтому здесь ИХ выделять не следует и 1'Птэу' = = 1ЛЕГТЭ у' = 0.

Определение срока завоза-вывоза Т*' тэу' автомобильным и железнодорожным транспортом определяется аналогично сроку доставки магистральным автомобильным Т4ГМагт' И железнодорожным Т"^'МагТ ТраНСПОрТОМ.

Методика проверена на определении конкретного времени доставки уксусной кислоты в крупнотоннажных 20-тонных контейнерах из г. Дзержинска (ООО «Пище-химпродукт» - отправитель) в г. Санкт-Петербург (ООО «ИнтерСбыт» - получатель).

Отправитель и получатель не имеют железнодорожных подъездных путей, поэтому местным транспортом может быть лишь автомобильный.

Варианты доставки 20-т контейнера из г. Дзержинска в г. Санкт-Петербург.

1. Отправитель (Дзержинск) - автотранспорт - Порт (Нижний Новгород) - автотранспорт - Порт (Санкт-Петербург) - автотранспорт - Получатель (Санкт-Петербург).

2. Отправитель (Дзержинск) - автотранспорт - Порт (Нижний Новгород) - железнодорожный транспорт - Порт (Санкт-Петербург) - автотранспорт - Получатель (Санкт-Петербург).

3. Отправитель (Дзержинск) - автотранспорт - Порт (Нижний Новгород) - водный транспорт - Порт (Санкт-Петербург) - автотранспорт - Получатель (Санкт-Петербург).

Для перевозки водным транспортом используется судно (контейнеровоз) СТК грузоподъемностью 1 ООО т, для перевозки железнодорожным транспортом - четырехосный вагон-платформа 13-Н455, для перевозки автотранспортом - тягач с полуприцепом-контейнеровозом.

Результаты сравнения представлены ниже в графической форме (рис. 1, 2, 3).

Как видно при сравнении результатов расчетов по двум системам доставки «от двери до двери» и «точно в срок», последняя имеет явные преимущества при учете времени доставки. Однако система «точно в срок» несет дополнительные расходы оплата рабочего дополнительного (сверхурочного) времени, затраты на создание резервного парка техники, готового к немедленной реакции на возможный срыв поставки, затраты на доставку большой скоростью и пр.

Основные резервы времени скрыты в процессе перевозки и в процессе оказания транспортно-экспедиционных услуг (кроме варианта при доставке железнодорожным транспортом, здесь влияние оказывает лишь транспортная составляющая). Если при процессе транспортировки основную роль играют лишь скоростные показатели транспортных средств, то на продолжительность транспортно-экспедиционных операций влияют их четкая организация и контроль. Так как время на транспортно-экспедиционные услуги составляет ощутимую долю, необходимо отметить важность развития транспортной экспедиции.

Срок доставки, ч

транспортом

«Точно в срок»

«От двери до двери»

Рис. 1. Г рафик сравнения результатов расчетов срока доставки автотранспортом по двум системам - «от двери до двери» и «точно в срок»

Срок доставки, ч

Перемещение

магистральным

транспортом

ПРР

Перевалка

ТЭУ

«Точно в срок»

«От двери до двери»

Рис. 2. График сравнения результатов расчетов срока доставки железнодорожным транспортом по двум системам - «от двери до двери» и «точно в срок»

Срок доставки, ч

Перевалка

«Точно в срок»

«От двери до двери»

Перемещение

магистральным

транспортом

Рис. 3. График сравнения результатов расчетов срока доставки водным транспортом по двум системам - «от двери до двери» и «точно в срок»

Список литературы

[ I ] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации // Парламентская газета. -2001. - 12 марта.

[2] Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. - М.: ПРИОР, 2000. - 64 с.

[3] Устав автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт, 1995.

[4] Правила перевозок грузов. Часть 1. - Нижний Новгород: ТОО «Фора», 1994. - 286 с.

[5] Правила перевозок грузов (МПС). - М.: Транспорт, 1985.

[6] Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1984.

[7] Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. - Н. Новгород: «Фора», 1994. - 63 с.

[8] Багров Л. В. Организация коммерческой работы на речном транспорте/ Л .В. Багров, А.Н. Мацвейко, М.Н. Чеботарев. - М.: Транспорт, 1985. - 352 с.

[9] Домнина С.В. Особенности определения затрат при выполнении международных перевозок автомобильным транспортом/ С.В. Домнина. - М.: АСМАП, 1998. - 98 с.

[10] Нормы времени следования транзитного грузового флота пароходств Центральных и Севе ро-Западных бассейнов / МРФ РСФСР. - М., 1980. - 238 с.

[11] Нормативы обслуживания судов и составов в портах пароходств Центральных и Северо-Западных бассейнов / МРФ РСФСР - М.: Б.И., 1986. - 67 с.

[12] Малышкин А.Г. Организация и планирование работы речного флота/ А.Г. Малышкин. -М.: Транспорт, 1985.-215 с.

[13] Тарифное руководство № 4-Р. Расстояние между тарифными пунктами речных пароходств Центрального бассейна / Минречфлот РСФСР. - М.: Транспорт. 1987. - 502 с.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF TYPICAL TECHNOLOGICAL PROCESSES OF THE UNITED CARGO UNIT DELIVERY THROUGH TERMINALS ON SYSTEMS "DOOR-TO-DOOR CARGO DELIVERY" AND “IN DUE TIME”

A. Krasnov

In the given article there are 2 procedures of definition of terms of delivery on two systems and delivery requirements. Examples clearly let you see a difference between the given methods and the secret timereserves of each of the systems.

УДК 656.62.022: 658

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.B. Краснов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова. 5.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРИ ВЫБОРЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ РЕЧНОЙ ТЕРМИНАЛ

В данной статье описывается теоретическая концепция одного из методов оценки схем доставки грузов транспортными экспедиторами. Примеры наглядно иллюстрируют применение данного метода.

При заключении договора с грузоотправителем на организацию доставки груза по логистической системе «от двери до двери» или «точно в срок» транспортный экспедитор должен четко представить (а лучше всего, иметь в наличии) технологический процесс перемещения со всеми возможными участниками и временными характеристиками.

Предметом конкретных договоренностей между грузоотправителем и транспортным экспедитором обычно является стоимость и время доставки. При этом в стоимости доставки тем или иным видом транспорта может быть учтен уровень сохранности груза в соответствии с утвержденными нормами естественной убыли или имеющимися отчетными данными о размерах потери или порчи данного груза за прошедшие периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.