Научная статья на тему 'Определение стоимостных показателей для выбора логистической схемы доставки грузов с учетом качества и экологичности перевозки'

Определение стоимостных показателей для выбора логистической схемы доставки грузов с учетом качества и экологичности перевозки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
457
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДИКА ВЫБОРА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ДОСТАВКИ / QUALITY OF FREIGHT TRAFFIC / ECOLOGICAL COMPATIBILITY AND SAFETY / CHOICE OF THE LOGISTICAL SCHEME OF DELIVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ничипорук Андрей Олегович, Гончарова Наталья Владимировна

В статье рассмотрены используемые на практике критерии выбора логистических схем доставки грузов и действующая система показателей качества грузовых перевозок. Сделаны предложения по учету критериев экологичности и безопасности и приведена соответствующая методика определения стоимостных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ничипорук Андрей Олегович, Гончарова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of cost indexes for the choice of the logistical scheme of cargoes delivery taking into account quality and ecological compatibility of transportation

In the article criteria of a choice of logistical schemes of cargoe deliveries used in practice, and operating system of indicators of quality of freight traffic are considered. Suggestions of taking into the account criteria of ecological compatibility and safety are made while corresponding technique of definition of cost indexes is presented.

Текст научной работы на тему «Определение стоимостных показателей для выбора логистической схемы доставки грузов с учетом качества и экологичности перевозки»

А.О. Ничипорук, Н.В. Гончарова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВЫБОРА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ

В статье рассмотрены используемые на практике критерии выбора логистических схем доставки грузов и действующая система показателей качества грузовых перевозок. Сделаны предложения по учету критериев экологичности и безопасности и приведена соответствующая методика определения стоимостных показателей.

Ключевые слова: качество грузовых перевозок, экологичность и безопасность, методика выбора логистической схемы доставки.

При осуществлении поставок товаров грузовладельцы сталкиваются с необходимостью выбора и оценки той или иной схемы доставки. Если речь идет о перевозке в пределах одной страны или географического региона, то перевозка по системам «от двери до двери» и «точно в срок», как правило, осуществляется с участием лишь одного вида транспорта. В подобных условиях грузоотправители имеют больше возможностей для самостоятельной (не прибегая к услугам сторонних транспортных организаций или транспортных экспедиторов) оценки и выбора схемы доставки по ряду критериев, основные из которых для железнодорожного, автомобильного и водного видов транспорта приведены в таблице 11.

Осуществляя внешнеторговые операции, грузовладельцы сталкиваются с необходимостью выполнения экспортно-импортных перевозок при доставке товара покупателю. В свою очередь, большинство экспортно-импортных перевозок осуществляются преимущественно в смешанном сообщении, с участием нескольких видов транспорта.

© Ничипорук А.О., Гончарова Н.В., 2012

Таблица 1

Критерии оценки транспорта грузоотправителями

Критерий оценки Вид транспорта

Железнодорожный Автомобильный Водный

Общий срок доставки 2 1 3

Частота отправок (по плану в сутки) 2 1 3

Надежность (соблюдение графика 2 1 3

движения)

Провозная способность 2 3 1

Доступность (число обслуживаемых 2 1 3

географических точек)

Уровень транспортно-логистических 2 3 1

издержек

Примечание. Наиболее благоприятный показатель - 1.

Очевидно, что в этом случае выбор критериев оценки действующих на транспортном рынке организаций, а также маркетинговая оценка и выбор конкурентоспособных схем доставки будут более затруднительными, что предопределяет необходимость обоснования и осуществления доставки по оптимальной с точки зрения грузовладельца логистической схеме, для чего последний использует практический опыт и знания либо непосредственно перевозчиков, но чаще транспортных экспедиторов, выступающих в роли операторов доставки (организаторов доставки «от двери до двери» или «точно в срок», предоставляющих грузовладельцам полный комплекс транспортного обслуживания, связанного с транспортировкой товара в смешанном сообщении).

Следует отметить, что согласно ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» рекомендуются следующие показатели качества грузовых перевозок всеми видами транспорта общего пользования2.

1. Показатели своевременности выполнения перевозки, в том числе показатели перевозки груза к назначенному сроку, регулярности прибытия груза, срочности перевозки груза.

2. Показатели сохранности перевозимых грузов - показатели перевозки без потерь, без повреждений, без пропажи, без загрязнения.

3. Экономические показатели - удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта, удельные полные расходы на доставку груза, затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ, процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

Следует отметить, что предлагаемые стандартом экономические показатели отражают эффективность перевозок, но не дают экономической оценки их качества. Тем не менее стоимость потерь груза при транспортировке, являющаяся одной из экономических составляющих оценки качества, отнесена к показателям перевозки грузов без потерь. Своевременность выполнения перевозок не имеет стоимостной оценки согласно ГОСТу, хотя без труда можно определить ее через «грузовую массу» в пути, а также по ущербу, наносимому грузовладельцу вследствие несоблюдения сроков и регулярности поставок необходимостью уплаты штрафов за просрочку или упущенной выгодой. Таким образом, как минимум две указанные составляющие должны быть добавлены в перечень экономических показателей, характеризующих качество транспортных услуг.

Также, производя сравнение показателей качества продукции и перевозок, стоит заметить, что требования по экологичности и безопасности не нашли отражения в стандарте. И это несмотря на то, что транспорт, в особенности автомобильный, является одним из основных загрязнителей.

Судя по всему, стандартные требования к качеству перевозок разрабатывались исходя из интересов основных клиентов транспортных организаций - грузовладельцев.

Таким образом, приведенную в стандарте номенклатуру можно считать обоснованной, но лишь с точки зрения некоторых участников транспортного процесса. Тем не менее интересы общества и государства, находящие свое отражение, в первую очередь, в требованиях к безопасности и экологичности перевозок, также должны учитываться, особенно в рамках разработки федеральных и региональных программ развития транспортной инфраструктуры и обеспечения качества оказания транспортных услуг3. Не следует забывать и о самих транспортных организациях. Повышение качества транспортного обслуживания, улучшение степени взаимодействия с другими предприятиями в рамках отрасли и т. п. оказывают значительное влияние на их собственную эффективность.

В связи с этим следует отметить, что водный транспорт признается наиболее экологичным и безопасным для окружающей среды.

Применение внутреннего водного транспорта и переключение на него перевозок снижает экологическую нагрузку на прилегающие к наземным транспортным путям территории, улучшает условия жизни населения. По мнению европейских экспертов, использование железнодорожного транспорта в полтора, а автомобильного - в 3,5 раза требует больше затрат на ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду по сравнению с водным транспортом. Также известно, что на морском и речном транспорте происходит наименьшее число транспортных происшествий по сравнению с другими.

Одним из наиболее важных экономических показателей при выборе схемы доставки является стоимость перевозки груза.

Стоимость перевозки груза с учетом качества, а также эколо-гичности перевозки авторами предлагается определять по выражению, руб.:

С = С + С+ С+ С+ С +

дг маг т прр пер тэу г п

+ С + С + С + Сб ,

пот проср экол оезоп;

где Смаг т - стоимость перевозки партии груза магистральным транспортом, руб.; Сп - стоимость погрузки-выгрузки партии груза, руб.; Спер - стоимость перевалки груза в пути следования с одного магистрального транспорта на другой, руб.; Стэу - стоимость транс-портно-экспедиционных работ, руб.; Сг п - стоимость грузовой массы в пути (отражающая влияние сроков доставки груза), руб.; Спот -стоимость потерянного груза в пределах норм естественной убыли, руб.; Сп ос - стоимость опоздания перевозчика в пункт назначения, руб.; Сэкол - стоимостная оценка величины экологического ущерба окружающей среде, руб.; Сбезоп - стоимость затрат на обеспечение безопасности в рамках схемы доставки груза (включая расходы на страхование, покрытие рисков, вероятность возникновения аварий и причинения ущерба), руб.

Формализовано стоимость перевозки можно представить следующим образом, руб.:

С = 5 х Ь х о ,

маг т маг т маг т гр

где 5маг т - тарифная ставка на перевозку определенным видом транспорта на конкретном магистральном участке, руб./ткм; Ьмаг т -расстояние от терминала отправления до терминала назначения на конкретном магистральном участке на определенном виде транспорта, км; Огр - масса перевозимого груза, т.

Стоимость погрузки-выгрузки груза в каждом пункте (отправления или назначения) определяется, руб.:

С = S х о ,

прр прр -^-гр7

где S - сбор на погрузку-выгрузку груза в пункте, руб./т.

Стоимость перевалки груза (в соответствующих пунктах перевалки, если в используемой схеме задействовано несколько видов транспорта) определяется, руб.:

С = S х О,

пер пер ^^-тр7

где S - тариф на перевалку груза в пункте, руб./т.

Стоимость грузовой массы в пути определяется, руб.:

С = (О х S х С х Т ) / (100 х 365 х 24),

г п 4 -^тр гр б дост7 / 4

где S - стоимость груза, руб./т; Сб - средняя годовая банковская ставка за кредит, %; Тдост - продолжительность перевозки груза, ч.

Стоимость потерянного груза в пределах норм естественной убыли определяется, руб.:

С = (О х S х N. ) / 100,

пот 4 -^тр гр уб / ' 7

где Ny6 - норма естественной убыли груза, %.

Стоимость опоздания перевозчика в пункт назначения определяется, руб.:

С = (О х S х С х N ) / (100 х 365) - N х S ,

проср 4 -^тр гр б проср7 ' 4 7 проср штр7

где N - количество дней просрочки, сут; S - сумма штрафа за день просрочки, руб./сут.

Если первые составляющие представленного аналитического выражения по определению стоимости перевозки груза известны и их оценка не представляет затруднений, то на последних двух элементах следует остановиться подробнее. Следует отметить, что в большинстве работ зарубежных и отечественных авторов отсутствует обоснованный подход к стоимостной оценке ущерба окружающей среде. Однако в работе А.А. Чеботаева4 имеется методическая процедура по оценке выбросов биосферного параметра диоксида углерода, токсичных, вредных веществ и потребления кислорода на различных видах транспорта. Данная методика позволяет произвести необходимую стоимостную оценку и дает значения

удельного биосферно-экологического ущерба окружающей среде, которые можно использовать в предлагаемом выше выражении.

Соответственно стоимостная оценка величины экологического ущерба окружающей среде для каждого из участвующих в процессе доставки груза видов транспорта будет определяться по выражению, руб.:

С = 5 х О,

экол уд гр

где 5 - удельный биосферно-экологический ущерб окружающей среде, руб./т (составляет для автомобильного транспорта 829 руб./т, для железнодорожного - 537,6 руб./т, для воздушного -710,4 руб./т, для морского - 620,8 руб./т, для внутреннего водного - 627,2 руб./т).

Стоимость затрат на обеспечение безопасности в рамках схемы доставки груза должна определяться с учетом расходов на страхование грузов и транспортных средств, а также включать экономический риск - потенциальную угрозу возникновения ущерба для различных участников транспортного процесса, который должен выражаться в денежной форме, характеризуя материальные потери. Таким образом, эта составляющая будет определяться по выражению:

С = Сгр + Сгр + С ,

безоп страх страх риск

где Сгр - страховые взносы по перевозимому грузу, руб.; Стр -

страх страх

расходы на страхование задействованных в процессе доставки груза транспортных средств, руб.; Сриск - стоимостная оценка возможного экономического риска и потерь при использовании избранной схемы доставки, руб.

Особо подчеркнем, что с точки зрения грузоотправителей водный транспорт (наиболее экологичный и безопасный) не является наилучшим вариантом при выборе схемы доставки и используемого сообщения. Именно поэтому, аналогично зарубежному опыту, одной из задач транспортной политики, проводимой в нашей стране, должно стать повышение качества перевозок по ряду указанных параметров. Транспортные организации должны при этом быть заинтересованы в повышении экологичности и безопасности своей отрасли, то есть необходимо предусмотреть и активно внедрять механизмы стимулирования их деятельности в данном направлении. Если рассматривать зарубежный опыт, то в странах Европейского Союза политика, проводимая государством, направлена на умень-

шение доли перевозок наименее безопасными видами транспорта и переключение ряда грузопотоков на водный транспорт. Достигается это, разумеется, применением ряда мер как в сфере тарифного, так и налогового регулирования. Существуют также запреты на осуществление перевозок в пределах населенных пунктов в определенное время суток (например, для автотранспорта, являющегося одним из основных источников шума и загрязнения окружающей среды). Таким образом будет повышаться эффективность и конкурентоспособность схем доставки грузов в смешанных сообщениях, что обеспечит рыночную привлекательность предприятий водного транспорта с точки зрения грузовладельцев.

Примечания

Костров В.Н., Телегин А.И., Ничипорук А.О. Транспортная экспедиция: методики определения технологии и логистических схем доставки грузов: Учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. 60 с. ГОСТ Р 51005-96. Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества. Введ. 01.01.1997. М.: Изд-во стандартов, 1997. 5 с. Ничипорук А.О, Гончарова Н.В. Факторы, оказывающие влияние на качество перевозок, осуществляемых воднотранспортными предприятиями // Актуальные проблемы социально-экономического развития организации: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. С. 70-75. Чеботаев А.А. Геотранспортные ресурсы России: Учеб. пособие. М.: Экономика, 2007. 454 с.

2

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.