Научная статья на тему 'Системный анализ показателей качества комплексных логистических технологий при доставке грузов'

Системный анализ показателей качества комплексных логистических технологий при доставке грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системный анализ / показатели качества / комплексные логистические технологии / груз / грузоперевозки / грузоотправитель / грузополучатель / затраты / system analysis / quality indicators / complex logistics technologies / cargo / cargo transportation / consignor / consignee / costs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искандеров Юрий Марсович, Свистунова Александра Сергеевна, Чумак Александр Сергеевич

В докладе представлен системный анализ показателей качества комплексных логистических технологий, на основе которого появляется возможность обоснованно определять рациональные пути своевременной доставки груза в пункты назначения с наименьшими транспортными расходами. Показано, что релевантная информация о логистических процессах является основой, обеспечивающей выработку оптимальной стратегии управления этими процессами. Дано описание содержания основных показателей качества выполнения грузоперевозок. С учетом указанных показателей сформулирована в общем виде задача выбора комплексных логистических технологий, вмаксимальной степени обеспечивающих удовлетворение требований участников рынка транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF QUALITY INDICATORS INTEGRATED LOGISTICS TECHNOLOGIES FOR CARGO TRANSPORTASION

The article presents a systems analysis of the quality indicators of complex logistics technologies, on the basis of which it is possible to reasonably determine the rational ways of timely delivery of cargo to destinations with the lowest transportation costs. It is shown that the relevant information on logistic processes is the basis for the development of an optimal strategy for managing these processes. The description of the content of the main indicators of the quality of the performance of transportation is shown. Taking into account these indicators, the task of choosing complex logistics technologies that maximize the satisfaction of the requirements of participants in the transport services market is formulated in general.

Текст научной работы на тему «Системный анализ показателей качества комплексных логистических технологий при доставке грузов»

УДК 004.89 : 656.078

Искандеров Юрий Марсович1,

заведующий лабораторией СПИИРАН, доктор технических наук, профессор, Свистунова Александра Сергеевна ', аспирант СПбПУ, программист СПИИРАН, Чумак Александр Сергеевич1,

СПИИРАН

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КОМПЛЕКСНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ

ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ

1Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский институт информатики

и автоматизации РАН (СПИИРАН) [email protected] Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический

университет Петра Великого [email protected]

Аннотация. В докладе представлен системный анализ показателей качества комплексных логистических технологий, на основе которого появляется возможность обоснованно определять рациональные пути своевременной доставки груза в пункты назначения с наименьшими транспортными расходами. Показано, что релевантная информация о логистических процессах является основой, обеспечивающей выработку оптимальной стратегии управления этими процессами. Дано описание содержания основных показателей качества выполнения грузоперевозок. С учетом указанных показателей сформулирована в общем виде задача выбора комплексных логистических технологий, вмаксимальной степени обеспечивающих удовлетворение требований участников рынка транспортных услуг.

Ключевые слова: системный анализ, показатели качества, комплексные логистические технологии, груз, грузоперевозки, грузоотправитель, грузополучатель, затраты.

YuryM. Iskanderov1,

Head of Laboratory of SPIIRAS,

Doctor of Technical Sciences,Professor,

1 2

AlexandraS. Svistunova ', Postgraduate of SPbPU, programmer of SPIIRAS,

AlexanderS. Chumak1, SPIIRAS

SYSTEM ANALYSIS OF QUALITY INDICATORS INTEGRATED LOGISTICS TECHNOLOGIES FOR CARGO TRANSPORTASION

1Russia, St. Petersburg, The St. Petersburg Institute for Informatics and

Automation of RAS (SPIIRAS), [email protected]

2

Russia, St.Petersburg,Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

(SPbPU), [email protected]

Abstract.The article presents a systems analysis of the quality indicators of complex logistics technologies, on the basis of which it is possible to reasonably determine the rational ways of timely delivery of cargo to destinations with the lowest transportation costs. It is shown that the relevant information on logistic processes is the basis for the development of an optimal strategy for managing these processes. The description of the content of the main indicators of the quality of the performance of transportation is shown. Taking into account these indicators, the task of choosing complex logistics technologies that maximize the satisfaction of the requirements of participants in the transport services market is formulated in general.

Keywords: system analysis, quality indicators, complex logistics technologies, cargo,cargo transportation, consignor, consignee, costs.

В настоящее время комплексное решение задач логистики при реализации перевозок грузов, как правило, осуществляется с участием более одного вида транспорта. Однако системного инструментария, который обеспечит определение рациональных путей своевременной доставки груза в пункты назначения с наименьшими транспортными расходами, не существует, что значительно затрудняет формирование единого транспортного пространства. Высокий уровень развития информатизации в сфере логистических услуг позволяет применять новые информационные технологии планирования и оптимизации перевозок и эффективного согласования процессов перевалки различными видами транспорта и приема/сдачи грузов на пограничных переходах, регулирование вопросов, связанных с рациональным использованием транспортных средств и терминально-складских комплексов [1-4].

Формирование комплексных логистических технологий (КЛТ) на основе координации перевозок и процедур обработки грузов, связывающей всех участников рынка транспортных услуг (грузовладельцы, грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры, стивидоры, кредитно-финансовые и страховые кампании) обусловлено необходимостью совершенствования

существующих процессов управления в интересах повышения уровня качества предоставляемых услуг, и соответственно, повышения конкурентоспособности. Ожидаемый экономический эффект от предлагаемых мероприятий заключается в получении дополнительной прибыли за счет увеличения объемов перевозок и ускорения доставки грузов [5-8].

Важнейшим элементом в решении проблемы обеспечения управления транспортных процессов является информационная инфраструктура. Релевантная информация о транспортных процессах для таких структур является основой, обеспечивающей выработку оптимальной стратегии управления. Ключевым фактором обеспечения современных требований снижения эксплуатационных затрат и повышения уровня качества транспортных услуг является создание интегрированных информационно-управляющих систем (ИИУС), сформированных на единой методологической основе и способных объединить различные информационные потоки участников транспортно-логистических маршрутов [7-10].

К перевозочному процессу предъявляются жесткие требования по ускорению доставкигрузов при минимизации затрат на транспортировку, снижению транспортной составляющей в себестоимости продукции, повышению качества и надежности перевозок. Особое внимание уделяется таким показателям, как скорость и своевременность доставки грузов, их сохранность, а также надежность функционирования используемых транспортных схем. Таким образом, можно говорить о формировании комплекса показателей и критериев, позволяющих реализовать такие важные качества стратегии доставки грузов, как «точно в срок» и «от двери до двери»[4, 5].

Показатели, определяющие качество выполнения грузоперевозок, и их структура представлены в [11, 12]. Из них главными являются уровень удовлетворения потребностей в грузоперевозках по объему и структуре, а также по времени доставки грузов. К показателям, характеризующим потребительскую стоимость перевозок, относят, кроме того, сохранность, регулярность, ритмичность, равномерность, безопасность и надежность грузоперевозок. Интегральным показателем качества грузоперевозок на сегодняшний день большинство экспертов называют затраты на их выполнение: трудоемкость и энергоемкость перевозок, а также их себестоимость. Посредством вышеуказанных показателей устанавливается баланс интересов исполнителей (грузоперевозчиков) и потребителей услуг по перевозке (грузоотправителей и грузополучателей).

Обеспечение своевременной доставки грузов выгодно не только потребителю транспортных услуг, но и самому грузоперевозчику, поскольку позволяет избежать дополнительных затрат на хранение, содержание дополнительных средств и оборудования погрузки-разгрузки, дополнительного штата работников. Кроме того, своевременность доставки предоставляет грузоотправителям и грузополучателям существенные конкурентные преимущества на рынке сбыта товаров. Показатели своевременности выполнения транспортировки грузов оцениваются перевозкой груза к назначенному сроку, регулярностью прибытия и срочностью перевозки.

Показатели регулярности прибытиягруза характеризуют перевозку с частотой поступления груза за установленный (заданный) отрезок времени.

Показатели срочности перевозкигрузов отражают нормативное (договорное), среднее и максимально допустимое время перевозки груза, максимальное отклонение от среднего времени, процент прибытий груза в сверхнормативное время, среднюю скорость доставки груза, среднюю величину отклонений от нормативного времени, величину суточного пробега транспортного средства и процент прибытий груза за нормативное время. В зависимости от дальности перевозки грузов, исходя из которой определяетсяпровозная плата, и среднесуточного расстояния перевозки грузов рассчитывается срок непосредственно перевозки. К этому сроку добавляется время, необходимое для проведения операций, связанных с приемом грузов к отправлению, их накоплением, сортировкой, отправлением, переадресовкой, передачей с одного вида транспорта на другой, досмотром грузов при пересечении государственной границы, выполнением различных таможенных процедур и непосредственно прибытием грузов. При осуществлении международных грузоперевозок ответственность за невыполнение сроков доставки определяется международными нормативными актами и соглашениями.

Показатели сохранности перевозки характеризуют выполнение ее без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений грузов. Для транспортных компаний соблюдение этих показателей означает сдачу груза в конечных пунктах их владельцам без претензий и возмещения ущерба.

Показатели перевозки грузов без повреждений устанавливают свойство транспортной услуги обеспечивать сохранность груза в течение времени перевозки и его пригодность к использованию по назначению после перевозки.

Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять количество мест груза равным в начале перевозки и после ее завершения.

Свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого грузав соответствии с установленными требованиями обозначают показатели перевозки грузов без загрязнений. Такие показатели целесообразно использовать при перевозке грузов, изменение чистоты которых после транспортировки влияет на эффективность их использования по назначению или возможность дальнейшего применения.

Например, показатель сохранности грузов по количеству

( уКол ) может быть выражен в процентах как часть грузов, потерянных при доставке (недостача Ун) по отношению к общему объему доставленных грузов (Уд) или принятых к перевозке грузов. В зависимости от рода груза и способа перевозки устанавливаются нормативы потерь (нормы естественной убыли), а также допуски на погрешности в определении количества груза.

Аналогично используется процентный показатель грузов, испорченных при доставке (порча Уп) для определения показателя сохранности по качеству (уКЧ).

С7 = ут 100%, СГ = уд 100%

Минимизация убытков, связанных с возможной потерей части перевозимых грузов, может осуществляться посредством страхования различного рода рисков, связанных с грузоперевозками.

Показатель безопасности характеризует недопустимость аварийных ситуаций и учет факторов риска при осуществлении грузоперевозок и выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Факторы риска при выполнении грузоперевозок на транспорте могут включать в себя:

- аварийную опасность;

- травмоопасность;

- воздействие на окружающую природную среду;

- пожароопасность;

- взрывоопасность, радиационную опасность;

- прочие факторы;

- специфические факторы риска.

Показатель экологичности при осуществлении грузоперевозок характеризует соблюдение нормативов качества охраны окружающей среды, а именно:

- предельно допустимой концентрации вредных веществ;

- предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ;

- предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных физических воздействий;

- предельно допустимого уровня радиационного воздействия;

- нормативов санитарных и защитных зон.

Для различных участников логистической деятельности, осуществляющих доставку грузов, целесообразно использовать также «внутренние» показатели имиджа компании, ее гибкости, а также показатель бесперебойности выполнения грузоперевозок.

Показатель имиджа (Чим) можно оценить, как отношение количества жалоб (Уж) к деятельности компании (претензий, рекламаций и т.п.) к объему его работ за год (Ураб):

У вып

= 100%

±г ^ттрео

У изм

Чим = Уж 100%

У раб

Соответственно, чем больше полученное отношение, тем ниже имидж компании.

Под гибкостью понимается готовность компании выполнить вносимые грузоотправителем или грузополучателем изменения в условия договора перевозки. Гибкость подразумевает:

- готовность к изменению условий доставки;

- возможность предоставления различных уровней обслуживания;

- готовность к изменению финансовых условий платежа, например, предоставление рассрочки платежа, скидок и т.д.

Показатель гибкости (Чг) определяется как отношение числа выполнимых изменений (УЗТ) к общему числу требуемых со стороны грузовладельца изменений условий договора (У3б):

У вып

= 100%

±г т^ треб

Показатель бесперебойности выполнения грузоперевозок (убп)

/■л/тс ч

определяется как доля грузоперевозок, выполненных точно в срок (Уг ), в общем объеме выполненных грузоперевозок (У°бщ):

гШС

V '

Ябп = 100%

Еще одним показателем, важным для грузоперевозчиков, осуществляющих международныеперевозки, является наличие Сертификата качества ИСО-9002, выдаваемого Международной организацией по стандартизации. Сертификат дает дополнительные гарантии того, что перевозка будет осуществляться наиболее эффективным способом.

В настоящее время, особенно при осуществлении международной транспортной деятельности, все больший вес приобретает такой показатель, как уровень логистического обеспечения выполняемых грузоперевозок ^. Оно должно включать в себя комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание, при котором наряду с транспортными операциями, погрузо-разгрузочными и складскими работами грузоперевозчик оказывает грузовладельцу услуги, связанные с сопровождением процесса перемещения груза. К этой сфере относятся:

- оформление перевозочных, таможенных, страховых и других необходимых для перевозки груза документов;

- расчетно-финансовые операции за услуги магистрального транспорта, таможенных органов, органов фитосанитарного и экологического контроля, страховых компаний и др.;

- информирование грузовладельцев о ходе процесса доставки груза;

- консалтинговые услуги по определению оптимальных условий перевозки, маршрута и стоимости доставки груза.

Этот показатель является количественной характеристикой соответствия фактических значений показателей качества и количества логистических услуг т оптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей М.

т

г/ = —100%.

М

С уровнем логистического обслуживания тесно связан показатель информативности выполнения грузоперевозок, который заключается в возможности компаний предоставлять грузоотправителям и грузополучателям информацию, включающую в себя:

- правила и условия перевозки грузов различными видами транспорта;

- нормативные и технические документы, касающиеся взаимоотношений сторон договора перевозки или транспортной экспедиции;

- сведения о тарифах и ценах на оказываемые логистические услуги;

- сведения о пересечении грузом государственной границы, о продвижении или задержке груза и т.д.;

- другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозок грузов.

Кроме вышеперечисленных, необходимо учитывать показатели экономической эффективности, характеризующие частные или общие затраты, связанные с логистическими процессами. К ним относятся:

- удельные затраты на транспортировку груза;

- полные расходы на доставку груза;

- затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- процент (доля) транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При осуществлении грузоперевозок следует учитывать также возможные специальные требования грузовладельцев к качеству перевозочного процесса:

У и (г) ^^ (г)

00 = I дО или дП = £ дП , 1 1

где -конкретный показатель качества перевозки груза от г-го отправителя 0-му получателю у отправителя;

п ^

- конкретный показатель качества перевозки груза от г-го отправителя 0-му получателю у получателя;

у 0 (г) - количество требований на момент г к качеству перевозки в адрес ]-го получателя у г-го отправителя;

^и(г)- количество требований на момент г к качеству перевозки от г-го отправителя у и-го получателя.

Таким образом, качество логистических услуг определяется суммарной совокупностью требований грузоотправителя и грузополучателя:

= 0 о + 0 П.

При выборе КЛТ целесообразно использовать критерий минимума затрат на грузоперевозку, т.е. из всех возможных вариантов необходимо выбрать тот, при котором минимизируются суммарные затраты транспортников и грузовладельцев:

. n m n m n m

3^Qj) = 1130Qj) +11ЗТРQj) +113jQj) ® min,

i=1 j=1 i=i j=i i=i j=i

где 3ij Qj), 3T Q), 3ij (Qij)- затраты, связанные с доставкой груза, соответственно у i-го отправителя, транспортно-логистической компании

и j-го получателя при соблюдении качества перевозки Qij; n, m -соответственно общее количество отправителей и получателей.

Способ экономической оценки КЛТ свидетельствует о целесообразности использования в качестве оценочного критерия минимальной величины годовых дисконтированных (приведенных)

расходов (3°дЩ), приходящихся на одну тонну нетто доставляемого груза. Такой показатель представляется наиболее объективным при сравнении различных КЛТ, предусматривающих разные способы упаковки, затаривания и укрупнения грузовых единиц. В нем не рекомендуется учитывать массу упаковки, транспортной тары средств пакетирования и контейнеров. Предлагаемый критерий имеет следующий вид:

3°дбщ = С + П + (К + Мг)Ен + Т(1 -jp) ® min,

где С - удельные эксплуатационные расходы на доставку груза (себестоимость доставки), руб./т;

П - удельные расходы, вызванные потерями груза за время доставки, руб./т. Величина их не является составной частью себестоимости доставки, а соотносится с ней;

К - удельные единовременные капиталовложения (инвестиции) в производственные фонды, руб./т;

Мг - стоимость массы груза, вовлеченного в процесс доставки, руб./т; Ен - постоянная норма дисконта (нормативный коэффициент эффективности капиталовложений), которую принимают равной величине, обратной нормативному сроку окупаемости капиталовложений, Ен =0.12;

Т - затраты, определяемые по тарифам за услуги, выполняемые всеми транспортными организациями, вовлеченными в процесс доставки; jp - нормативный уровень рентабельности доставки груза, jp =0.35.

Вариант, при котором дисконтированные затраты на доставку груза окажутся минимальными, следует считать экономически наиболее целесообразным. При равенстве оцениваемых суммарных затрат

окончательную оценку различных КЛТ производят по следующим критериям:

- обеспечение сохранности груза и его качества за время доставки;

- обеспечение минимальных затрат рабочей силы на погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы;

- снижение себестоимости или капиталовложений;

- повышение степени использования транспортных средств, перегрузочного оборудования, складов и др.

В общем виде задача выбора КЛТ, как на маршрутах международных перевозок, так и внутри страны, является многокритериальной задачей. При ее решении необходимо использовать систему критериев, определяющих оптимальные соотношения в области удовлетворения всех требований и соблюдения интересов, как грузовладельцев, так и участников рынка транспортно-логистических услуг. Данную систему критериев можно представить следующим образом:

'tfcm ® min при условии З°бщ < З?оп, Qit > QTpe6

j

З°бщ ® min при условии Qj > Q"pe6, RENTZ > RENTг

Qv ® max при условии З°бщ < З"оп ,

R ® min при условии З°бщ < З"оп, Qy > Qтреб Дг ® max при условии З°бщ < З "°п, Qtj > Qтреб, RENTZ > RENT

где j™ - время доставки груза при выбранной КЛТ от i-го отправителя j-му получателю;

побщ . ^

З j - суммарные затраты i-го отправителя, логистической компании и j-го получателя, связанные с выбранной стратегией доставкой груза;

пдоп

З j - предельно-допустимые суммарные транспортные затраты;

Qj - уровень качества транспортного обслуживания, предоставляемый грузовладельцам;

0треб ^

j - требуемый со стороны грузовладельцев уровень качества транспортного обслуживания;

R - технический, экологический, коммерческий и другие виды рисков при осуществлении выбранной КЛТ;

Дг - доходы логистической компании от выполнения оцениваемой КЛТ (определяется текущей рыночной ситуацией и ценовой политикой компании при осуществлении грузоперевозки); RE'Шг - уровень рентабельности грузоперевозок;

RENT" - минимально-допустимый уровень рентабельности грузоперевозок.

Для оценки показателей КЛТ могут использоваться дифференциальный и комплексный методы. Первый из них основан на использовании отдельных показателей и базы их сравнения, а второй -на применении комплексных (групповых) показателей. Чтобы из отдельных (единичных) показателей получить групповой, необходимо объединить эти показатели с учетом значимости каждого из них:

n

Ky = I kq ,

^ i=1

где Ky - групповой показатель; Q - единичный показатель;

ki - весовой коэффициент i-го единичного показателя - коэффициент его

n

значимости, при этом I ki = 1;

i=1

n - число оцениваемых показателей.

Весовые коэффициенты определяются методами экспертной оценки, в частности, путем парного сравнения, а групповой показатель является, таким образом, аддитивной функцией технической полезности. При данном подходе оцениваемые показатели могут быть как технического, так и экономического, экологического или иного характера.

Планирование различных КЛТ может осуществляться с использованием методов теории принятия решения с применением известных максиминного критерия Вальда, критерия минимального риска Сэвиджа, критерия пессимизма-оптимизма Гурвица[13,14].

Подход, основанный на использовании предложенных показателей оценки качества КЛТ, позволяет выбрать вариант, в максимальной степени обеспечивающий удовлетворение требований участников рынка транспортных услуг.

Список литературы

1. Искандеров Ю.М., Дорошенко В.И. Организация транспортно-технологических процессов на основе интегрированных информационных систем. Сборник статей Международной научно-практической конференции "Новая экономика и основные направления ее формирования". СПб., ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", ISBN: 978-5-74225215-3, 2016г., с.53-62.

2. Искандеров Ю.М. Построение моделей интегрированной информационной системы транспортной логистики на основе мультиагентных технологий. Сборник статей Международной научно-практической конференции "Новая экономика и основные направления ее формирования". СПб, ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", ISBN: 978-5-7422-5215-3, 2016г., с.62-69.

3. Искандеров Ю.М. Использование интегрированных информационных систем транспортной логистики при организации взаимодействия железных дорог и

морских портов. Сборник статей международной научно-практической конференции «Рынок и государство в системе экономических отношений». СПб., ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" ISBN: 978-57422-5336-5, 2016 г., с. 51-57.

4. Лукинский В.С., Искандеров Ю.М., Соколов Б.В., Некрасов А.Г. Проблемы и перспективы использования интеллектуальных информационных технологий в логистических системах. В сборнике: Информационные технологии в управлении (ИТУ-2018) материалы конференции. 2018. С. 80-89.

5. Соколов Б.В., Некрасов А.Г., Миротин Л.Б. Разработка и реализация методологии и методик совместного многокритериального синтеза и адаптивного управления созданием, применением и развитием функционально-устойчивых интегрированных транспортно-логистических и информационных систем нового поколения// Вестник транспорта, 2011. №6. С.25-30.

6. Искандеров Ю.М., Яковлева А.В. Использование информационной системы для обеспечения экспертизы качества инновационных процессов. Серия: Экономика и экологический менеджмент. СПб., НИУ ИТМО, elSSN: 2310-1172, №3, 2015г., с.210-214.

7. Искандеров Ю.М., Ласкин М.Б., Лебедев И.С. Особенности моделирования транспортно-технологических процессов в цепях поставок. В сборнике: Имитационное моделирование. Теория и практика восьмая Всероссийская научно-практическая конференция по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности. 2017. С. 110-113.

8. Искандеров Ю.М., Свистунова А.С., Чумак А.С. Использование интеллектуальной системы поддержки принятия решений при перевозке негабаритных грузов. Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник трудов. Выпуск 6 / СПОИСУ. - СПб., 2018. - 265 с. ISBN 978-5-907050-54-9.

9. Искандеров Ю.М., Ершов А.А. Об интеллектуальном проектировании АСУ для транспортно-логистических систем. В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 203-206.

10. Свистунова А.С., Чумак А.С. Интеллектуализация информационного обеспечения процесса перевозки негабаритных грузов В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 76-79.

11. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51005 - 96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. N 702). М., Госстандарт, 1996 г.

12. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 23 января 1998 г. N 14). М., Госстандарт, 1998г.

13. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. — М. :Высш. шк., 2004. — 616 с.

14. Моделирование систем и процессов: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Волкова, Г.В. Горелова, В.Н. Козлов [и др.]; под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 592 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.