Методические основы определения стоимости транспортирования грузов, а также выбора оптимальной схемы и способа доставки груза с участием внутреннего водного транспорта
Methodical bases of cost determination of transportation of freights, and also the choice of the optimum scheme and delivery mode of freight with participation of an inland water transport
Ничипорук Андрей Олегович Nichiporouk Andrey Olegovich
кандидат технических наук, доцент кафедры логистики и маркетинга ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»
e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье предлагается методика по определению стоимостных показателей доставки партии груза, учитывающая дополнительные издержки грузовладельцев на обеспечение безопасности используемых схем доставки и экологических издержек. Представлена апробация методики на примере перевозок минеральных удобрений различными способами и видами транспорта, а также даны рекомендации по разработке экономико-математической модели выбора оптимальной схемы и способа доставки.
Abstract: in article the method of determination of cost indicators of delivery of consignment considering additional costs of freight owners on safety of the used schemes of delivery and ecological expenses is offered. Approbation of a technique on the example of transportations of mineral fertilizers by various methods and transport modes is provided, and also recommendations about development of economic-mathematical model of the choice of the optimum scheme and a delivery mode are made.
Ключевые слова: речной транспорт, грузовые перевозки, стоимость перевозки.
Key words: river transport, freight transportation, freight charge.
Проведенные на речном и других видах транспорта исследования показывают, что потребителей (грузовладельцев) с позиций логистики товародвижения и теории транспорта интересуют следующие моменты: своевременная и надежная доставка грузов; готовность поставщиков товаров и транспортных услуг удовлетворить экстренные нужды клиента; бережное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах и перевозке; разумные издержки доставки грузов [1, 2]. Соответственно, основными критериями, используемыми грузоотправителями при оценке видов транспорта и схем доставки, являются стоимость и время доставки. Также отмечается, что исходя из необходимости учета государственных требований, целесообразно использовать критерии экологичности и безопасности [3-5]. Многие из указанных параметров могут иметь стоимостную оценку и быть учтены при определении интегральных издержек грузоотправителя по доставке груза.
Для определения стоимости транспортирования партии груза по той или иной транспортно-технологической схеме предлагается использовать следующее выражение [7]:
Ссп _ Сд + СВз + Сгм + Снг , (1)
где Сд - стоимость транспортирования груза от определенного завода-производителя до районной распределительной базы, руб;
Свз - стоимость возврата специализированных транспортных средств и средств транспортирования (пакетирования и др.), руб;
Сгм - величина издержек по «грузовой массе» в пути, руб;
Снг - стоимость несохранности груза при доставке (определяется с учетом принятых нормативов потерь или установленных норм естественной убыли), руб.
Стоимость транспортирования груза от определенного завода-производителя до районной распределительной базы рассчитывается по формуле, руб:
Сд _ ^п * (^пер + ^прр) , (2)
где Gп - количество предъявленного к перевозке груза, т; $пер - тарифная ставка за перевозку груза, руб/т;
$прр - суммарный сбор на погрузку-выгрузку (перевалку) перевозимого груза, руб/т.
Величина издержек по «грузовой массе» в пути определяется по формуле, руб:
_ Сп*ЦхСбХ£г: гм 100Х365 ' ( )
где Ц - стоимость груза, руб/т;
Сб - среднегодовая процентная ставка Центробанка РФ, %; Х^ - общая продолжительность доставки груза, сут. Стоимость несохранности груза определяется с учетом принятых нормативов потерь или установленных норм естественной убыли, руб:
Снг = ^пХНХ^ , (4)
нг 100
где - норма естественной убыли груза при перевозке, %.
Принимая во внимание приоритетные установки Транспортной стратегии, а также необходимость учета интересов других участников транспортного процесса и заинтересованных сторон (грузовладельцев, государства) [4, 8-10], по мнению автора, целесообразной представляется дополнительная стоимостная оценка таких факторов осуществляемой
перевозки, как её экологичность и безопасность. Также следует учитывать возможные сверхнормативные потери груза, нарушение нормативных сроков доставки.
Для этого предлагается модернизировать выражение (1) следующим образом:
Ссп _ Сд + СВз + Сгм + Снг + Сэк + Сбез + Сснп , (5)
где Сэк - экологические издержки, связанные с ущербом вследствие загрязнения окружающей среды и реализацией природоохранных мероприятий, руб; Сбез - затраты на обеспечение безопасности в рамках схемы доставки груза, руб;
Сснп - стоимость несохранности груза сверх установленных нормативов
потерь или норм убыли, руб. Величина экологических издержек будет определяться, руб:
Сэк Сущ + Спм , (6)
где Сущ - экономический ущерб, вызываемый загрязнением окружающей среды, руб;
Спм - издержки предотвращения загрязнения (затраты на реализацию
природоохранных мероприятий), руб. Затраты на обеспечение безопасности в рамках схемы доставки груза определяются по выражению:
Г = Ггр + Гтр + Г (7)
*-без ^стр ' ^стр ' '-риск ' V '
где Сстргр - стоимость страхования перевозимого груза, руб;
Сстртр - расходы на страхование задействованных в процессе доставки
груза транспортных средств, руб; Сриск - стоимостная оценка возможного экономического риска, связанного с потерей доходов при использовании избранной схемы доставки, руб.
Стоимость несохранности груза сверх установленных нормативов потерь или норм убыли предлагается определять по выражению, руб:
Сснп = 0,01 Х Сп(%жТ - Муб)(Ц + ¿пер) , (8)
где Nфакт - фактические сверхнормативные потери груза, превышающие установленные нормы убыли, %.
На основе разработанной автором и представленной выше методики с учетом принятых исходных данных, а также действующих на различных видах транспорта тарифах на перевозку и перегрузку грузов, выполнены расчеты стоимости доставки судовой партии удобрений различными способами.
При проведении расчетов были приняты следующие основные исходные данные:
I. Количество минеральных удобрений, которое следует перевезти - 600 тонн.
II. Расстояние перевозки:
2.1. Транзитного транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного): 100, 200, 300, 400, 500, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 км.
2.2. Местного автомобильного и железнодорожного транспорта (до речного порта, от речного порта) - 50 км.
2.3. Транзитного железнодорожного и автомобильного -непосредственно от завода-производителя удобрений до районной распределительной базы, имеющей необходимые подъездные пути.
III. Способы перевозки минеральных удобрений - навалом, в транспортных пакетах, биг-бэгах, контейнерах и наливом. Виды используемых транспортных средств: вагоны и автомобили-минераловозы, полувагоны и бортовые автомобили, вагоны и автомобили-цистерны, универсальные сухогрузные и специализированные наливные суда. Перегрузка минеральных удобрений осуществляется в соответствии с предъявляемым способом перевозки.
IV. Минимальная отправка минеральных удобрений: при перевозке навалом в специализированном автомобиле 6 т, в специализированном вагоне - 60 т, в речном судне - 600 т; при перевозке в транспортной таре в большегрузном автомобиле - 20 т, в полувагоне - 60 т, в судне - 600 т; при перевозке наливом в специализированном автомобиле-цистерне - 6 т, в специализированном вагоне-цистерне - 60 т, в судне-танкере - 600 т.
Решение поставленной задачи производилось поэтапно: первый этап -собрана информация о тарифах и сборах за перевозку, перегрузку минеральных удобрений и другие транспортные услуги по рассматриваемым способам и схемам доставки; второй этап - расчеты стоимости отдельных транспортных работ по формулам ( 2 ) - ( 4 ), ( 6 ) - ( 8 ); третий этап -определение суммарной стоимости транспортирования минеральных удобрений по всем обусловленным схемам доставки, применяя формулу ( 5 ); четвертый этап - аппроксимация по значениям стоимости и нахождение теоретической зависимости; пятый этап - представление аппроксимирующей зависимости на графике; шестой этап - выводы и соответственно выбор наилучших способов и схем доставки минеральных удобрений; седьмой этап -определение возможных зон использования для перевозок минеральных удобрений речного транспорта.
Были произведены расчеты по определению стоимости перевозки удобрений отдельными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, внутренним водным транспортом) на различные расстояния. На основе аппроксимации результатов расчета получены линейные функциональные зависимости стоимости доставки партии минеральных удобрений от дальности перевозок, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунках 1-2 (на примере перевозки удобрений навалом и в биг-бэгах).
Таблица 1
Формулы зависимости стоимости транспортирования от дальности (I, км)
перевозки минеральных удобрений
Схема транспортирования Стоимость транспортирования в зависимости от способа доставки, руб
навалом транспортные пакеты специализированные контейнеры
Железнодорожный транспорт: вагонные отправки маршрутные отправки 310,83*/ + 279641 298,37*/ + 259631 252,69*/ + 359982 242,88*/+342111 326,15*/ + 1053002 326,15*/ + 1053002
Автомобильный транспорт 2000*/+360000 930*/+228000 930*/+228000
Речной транспорт: вагонные отправки автомобильные отправки 266,78*/ + 487432 266,78*/ +766939 266,78*/ + 670238 266,78*/ +633474 266,78*/ + 1272767 266,78*/+529978
универсальные контейнеры биг-бэги наливом
Железнодорожный транспорт: вагонные отправки маршрутные отправки 219,12*/+ 503224 219,12*/+ 503224 250,61*/ + 401237 250,61*/ + 401237 397,66*/ + 253411 381,77*/ + 227539
Автомобильный транспорт 930*/+ 228000 930*/+228000 1440*/+ 148800
Речной транспорт: вагонные отправки автомобильные отправки 266,78*/ + 671394 266,78*/ +481918 266,78*/ + 729787 266,78*/ + 642834 266,78*/ + 497389 266,78*/ +535922
О 1000 2000 3000
Рисунок 1 - Стоимость доставки партии удобрений по
различным транспортным схемам навалом
- вагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении;
— — маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении;
— - - - в прямом автомобильном сообщении;
■ — вагонными отправками в смешанном железнодорожно-водном сообщении;
— - — автомобильными отправками в смешанном автомобильно-водном сообщении.
Рисунок 2 - Стоимость доставки партии удобрений по
различным транспортным схемам в биг-бэгах Примечание: на рисунке графики по вагонным и маршрутным отправкам железнодорожным транспортом показаны одной сплошной линией, т.к. данные стоимости близки
Эти зависимости могут быть использованы для упрощения процесса расчета стоимости транспортирования и определения приблизительного размера затрат на доставку партии удобрений.
Расчеты показали, что при доставке минеральных удобрений на расстояние до 500 км наиболее предпочтительным при перевозке в пакетах и контейнерах является автомобильный транспорт, однако с увеличением расстояния стоимость доставки этим видом транспорта стремительно повышается и в итоге становится в два-три раза больше аналогичных показателей по другим видам транспорта. При перевозках удобрений в пакетах и контейнерах на расстоянии более 500 км, а также при перевозках насыпью самой дешевой оказывается доставка маршрутными отправками на железнодорожном транспорте. Речной транспорт проигрывает железнодорожному, но темпы роста стоимости доставки внутренним водным транспортом с увеличением расстояния ниже, чем автомобильным.
Тем не менее, стоит отметить, что при расчете стоимости доставки речным транспортом учитывалась, как уже упоминалось в исходных данных, перевозка местным транспортом до порта и из него и перевалка с одного вида транспорта на другой. Если грузоотправитель имеет специализированный причал для отправки удобрений, как, например, для погрузки жидких удобрений в Тольятти, то выполняется расчет без учета этих показателей (определяется стоимость доставки только на речном участке пути).
В этом случае формулы зависимости стоимости транспортирования речным транспортом от дальности перевозки (/, км) будут другими:
навалом - 269,75х/ + 422412 , руб;
транспортные пакеты -специализированные контейнеры универсальные контейнеры -биг-бэги -
наливом
269,75 х/ + 316422 , руб; 269,75х/ + 212237 , руб; 269,75х/ + 163731 , руб; 269,75х/ + 325290 , руб; 269,75х/ + 290212 , руб.
Причины таких изменений находятся, во-первых, в более низких тарифах на погрузку и выгрузку удобрений в речных портах, и, во-вторых, в том, что при расчете общей стоимости не учитывались расходы на обратный порожний рейс, т.е. принималось, что судно совершает обратный путь груженым и расходы по этому рейсу относятся на другого грузовладельца. К сожалению, судовладелец не так часто может найти грузопоток в обратном направлении для своего судна. Кроме того, предприятия, производящие удобрения и их потребители, как правило, не находятся в непосредственной близости от порта, в результате чего возникают дополнительные расходы на доставку удобрений местным автомобильным или железнодорожным транспортом и перевалку груза на речной транспорт или с него. Снижение или устранение этих издержек совместными усилиями грузовладельцев и судовладельцев (или транспортно-экспедиторских фирм) могли бы значительно повысить конкурентоспособность речного транспорта по сравнению с другими видами транспорта.
Предложенные методические положения по определению стоимостных показателей доставки партий грузов железнодорожным, автомобильным транспортом и с участием речного транспорта могут быть использованы при определении данных критериев и по другим грузопотокам.
Таким образом, через стоимостную оценку затрат грузовладельца по доставке всей партии груза определяется в комплексе конкурентоспособ -ность проектируемой транспортно-логистической схемы.
Однако следует отметить, что представленная методика предполагает принятие ряда условностей (одно и то же расстояние перевозки, учет или отсутствие дополнительных перевалок груза с одного вида транспорта на
другой либо подвоза-отвоза груза местным транспортом с последующей передачей на магистральный вид транспорта) и использования. В реальных условиях на различных видах транспорта, даже при условии организации перевозки между одними и теми же пунктами отправления и назначения, могут различаться транспортно-технологические схемы доставки, а также их элементы и параметры.
Поэтому, по мнению автора, для упрощения, ускорения и автоматизации процедуры расчетов по разработанной методике в подобных условиях представляется целесообразным дополнительно разработать экономико-математическую модель, которая позволит автоматизировать процесс расчета стоимости доставки, а также выбора при использовании этого критерия оптимального варианта организации и осуществления доставки партии груза.
Модель должна учитывать все многообразие обусловленных схем доставки, а также требования минимизации издержек грузовладельца, обеспечения своевременности доставки и сохранности груза, безопасности и экологичности. При этом в качестве основы могут использоваться модели, разработанные ранее в диссертационных исследованиях автора, а также Гончаровой Н.В. и Уртминцевым Ю.Н. [6, 11, 12].
Список литературы
[1] Управление качеством продукции и перевозок грузов : учебное пособие / В.Н. Костров, А.И. Телегин [и др.]. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2011. - 448 с. / Product quality control and transportation of goods: education guidance / V. N. Kostrov, A. I. Telegin [etc.]. - N. Novgorod: VGAVT, 2011. - 448 pages.
[2] Транспортное экспедирование : учебное пособие / В.Н., Костров, А.И. Телегин [и др.]. - Изд. 2-е, с доп. и изм. - Н.Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2010. - 400 с. / Freight forwarding: education guidance / V. N. Kostrov, A. I. Telegin [etc.]. - Prod. the 2nd, with additional and amendment - N. Novgorod: Publishing house FGOU VPO «VGAVT», 2010. - 400 pages.
[3] Еловой И.А. Логистика : учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Гомель: БелГУТ, 2011. - 165 с. / Elovoy I. A. Logistics: educational and methodical benefit. 2nd prod. - Gomel: BelGUT, 2011. - 165 pages.
[4] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (ред. от 11.06.2014 г.). - М.: Правительство РФ, 2014. Режим доступа: http://mintrans.ru. / The transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030 (an edition of 11.06.2014). - M.: Government of the Russian Federation, 2014. URL: http://mintrans.ru.
[5] Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт) : учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011. - 288 с. / Turevsky I. S. Economy of an industry (road transport): textbook. - Moscow: «FORUM»; INFRA-M, 2011. - 288 pages.
[6] Ничипорук А.О. Методические основы определения оптимальных способов и схем транспортирования минеральных удобрений : монография. -Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009 - 108 с. / Nichiporouk A. O. Methodical bases of determination of optimum methods and schemes of transportation of mineral fertilizers: monograph. - N. Novgorod: Publishing house FGOU VPO «VGAVT», 2009. - 108 pages.
[7] Ничипорук А.О., Гончарова Н.В. Определение стоимостных показателей для выбора логистической схемы доставки грузов с учетом качества и экологичности перевозки // Вестник РГГУ, серия «Экономические науки». -М.: РГГУ, 2012. - №12 (92). - С. 189-195. / Nichiporouk A.O., Goncharova N.V. Determination of cost indicators for the choice of the logistic scheme of cargo delivery taking into account quality and ecological compatibility of transportation // the RGGU Bulletin, the Economic Sciences series. - Moscow: RGGU, 2012. -No. 12 (92). - Page 189-195.
[8] Гаджинский А.М. Логистика: учебник. - М.: Дашков и К, 2014. - 419 с. / Gadzhinsky A. M. Logistics: textbook. - M.: Dashkov and To, 2014. - 419 pages.
[9] Better safe than sorry // Baltic Transport Journal. - №4. - 2014. - P. 78-80.
[10] The cost of security // Baltic Transport Journal. - №1. - 2011. - P. 20-21.
[11] Гончарова Н.В. Обоснование транспортно-логистических схем и способов перевозки сухих химических грузов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Н. Новгород, 2014. - 24 с. / Goncharova N.V. Reasons for transport and logistic schemes and methods of transportation of dry chemical freights. Abstract of. Diss. Cand.Tech.Sci. - N. Novgorod, 2014. - 24 pages.
[12] Уртминцев Ю.Н. Организация работы речного флота в условиях рынка (проблемы методологии) : автореф. дис. ... докт. техн. наук. - Н. Новгород, 2003. - 48 с. / Urtmintsev Y.N. The organization of work of a river fleet in market conditions (a methodology problem): Abstract of Diss. Doc.Tech.Sci. - N. Novgorod, 2003. - 48 pages.