Научная статья на тему 'Состояние процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям'

Состояние процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
829
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ / СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕСЕНИЯ / MINERAL FERTILIZERS / TRANSPORTATION METHODS / TECHNOLOGY INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Николаев Николай Николаевич, Алексеева Анна Александровна

Анализируются состояния процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Николаев Николай Николаевич, Алексеева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE MINERAL FERTILIZERS DELIVERY PROCESS TO AGRICULTURAL PRODUCERS

The article has analyzed the state of the delivery process of mineral fertilizers to agricultural producers

Текст научной работы на тему «Состояние процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям»

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

1

УДК 631.81:656

UDC 631.81:656

СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ДОСТАВКИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

THE STATE OF THE MINERAL FERTILIZERS DELIVERY PROCESS TO AGRICULTURAL PRODUCERS

Николаев Николай Николаевич к.т.н., доцент

Nikolaev Nikolay Nikolaevich Cand.Tech.Sci., assistant professor

Алексеева Анна Александровна аспирант

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде, Россия

Alekseeva Anna Aleksandrovna postgraduate student

Azov-Black Sea engineering institute of FSBEIHPE Don State Agrarian University in Zernograd, Russia

Анализируются состояния процесса доставки минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителям

The article has analyzed the state of the delivery process of mineral fertilizers to agricultural producers

Ключевые слова: МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕСЕНИЯ

Keywords: MINERAL FERTILIZERS, TRANSPORTATION METHODS, TECHNOLOGY INTRODUCTION

Минеральные вещества составляют основу питания любых сельскохозяйственных культур, они обеспечивают растения энергией, которая необходима для их роста и размножения. Постоянное возделывание сельскохозяйственных культур без удобрения может привести к истощению почвы и снижению урожайности.

Восстановление запасов питательных элементов можно достичь путем внесением в почву и минеральных удобрений.

Минеральные удобрения, в зависимости от содержания в них питательных элементов, подразделяются на простые и комплексные (рисунок 1).

Простые удобрения содержат один необходимый для растений элемент питания. К ним относятся азотные, фосфорные, калийные и другие удобрения.

Комплексные или многосторонние удобрения содержат одновременно два и более элементов питания. Они подразделяются на: сложные (содержащие не менее двух элементов питания), смешанные (удобрения, получаемые при смешивании простых и сложных удобрений) и сложно-

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

2

смешанные (удобрения, получаемые смешением готовых простых удобрений и введением в смесь жидких и газообразных продуктов).

Рисунок 1. Классификация минеральных удобрений

Кроме простых и сложных удобрений, промышленость выпускает микроудобрения, в которых содержатся такие химические элементы, как бор, молибден, марганец, медь и т.п.

По агрегатному состоянию минеральные удобрения бывают твердые, жидкие, суспензированные.

Твердые удобрения изготавливаются в виде порошка, гранул, кристаллов. Жидкие минеральные удобрения — это растворы или суспензии питательных элементов в соответствующем растворителе. Микроудобрения поставляются сельскому хозяйству в порошкообразном виде и применяются в очень маленьких дозах.

Каждое удобрение (простое и сложное) имеет определенное количество действующего вещества. Для установления правильной нормы внесения удобрений в почву необходимо знать, сколько действующего вещества содержится в удобрениях.

За последние годы в России резко снизилось потребление минеральных удобрений из-за их высокой стоимости и низких цен на продукцию

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

3

растениеводства. Это привело к увеличению дефицита питательных элементов в почве.

Вследствие деградации земель и тяжелого экономического положения большинства хозяйств происходит прекращение активного сельскохозяйственного производства на обширных площадях - на сегодняшний день в России с 1990 года фактически заброшено 41 млн га посевных площадей.

Из оставшихся 77 млн га почти 42 млн га на протяжении 20 лет не получали ни одного грамма удобрений, т.е. фактически также могут в любое время перейти в категорию заброшенных земель. Также огромной проблемой является то, что большая часть (около 80-90 %) производимых минеральных удобрений отправляется в зарубежные страны, а меньшая часть (10 %) используется отечественными сельхозпроизводителями (рисунок 2)

[3].

■ Произведено минеральных удобрений, млн.гд.в.

■ Внесено минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях, млн.гд.в

1985 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 2. Производство и внесение минеральных удобрений

Разнообразие свойств минеральных удобрений определяют широкий диапазон возможных способов их перемещения.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

4

Минеральные удобрения навалом перевозятся либо в специализированных транспортных средствах (вагонах, автомобилях, судах), либо в средствах транспортирования (спец. контейнеры, биг-бэги, контейнеры с вложенной полимерной оболочкой), в первичной таре (пакеты или мешки массой 50 кг) - в транспортных пакетах, сформированных на деревянных, металлических или полимерных поддонах, или в контейнерах, специализированных или универсальных (которые также могут быть загружены как пакетами или мешками, так и транспортными пакетами, сформированными на поддонах). Удобрения наливом перевозятся в специализированных транспортных средствах (вагонах, автомобилях, судах) или в специальных контейнерах (для наливных грузов: контейнеры-цистерны) (рисунок 3) [1].

Рисунок 3. Способы транспортирования минеральных удобрений

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

5

Основным видом транспорта для перевозки минеральных удобрений является железнодорожный. Перевозки железнодорожным транспортом отличаются низкой себестоимостью, по сравнению с другими видами транспорта и большой грузоподъёмностью, однако недостатком является то, что во многих хозяйствах отсутствуют подъездные пути.

Для перевозки минеральных удобрений используют крытые вагоны (мешки) или полувагоны (биг-бэги), удобрений насыпью - специальные вагоны-хопперы.

Речной транспорт до 1991 г. широко использовался для перевозки всех видов минеральных удобрений, перевозимых навалом и в таре. Однако в настоящее время роль речного транспорта в перевозках минеральных удобрений минимальна. Основной недостаток речного транспорта - сезонность работы [1].

Автомобильный транспорт - самый быстрый и удобный из применяемых, однако стоимость доставки автотранспортом превышает издержки на транспортировку железной дорогой в четыре раза. Автомобильный транспорт является одним из наиболее гибких видов транспорта, участвует в перевозках минеральных удобрений всех видов и в системе перевозок «от двери до двери».

Учитывая многообразие видов минеральных удобрений и их свойств, они перевозятся в серийных бортовых автомобилях общего назначения, в грузовых автомобилях с закрытым кузовом (типа фургон), автомобилях-самосвалах, а также специализированных автомобилях-цистернах (автоцементовозах) и контейнеровозах.

Типичные схемы транспортировки удобрений являются следующие (ГО - грузоотправитель, ГП - грузополучатель, ЖДС - железнодорожная станция, ПО - порт отправления, ПН - порт назначения) (рисунок 4) [1]:

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

6

Прямое сообщение (одним видом транспорта)

ГО Автомобильный транспорт ГП

Железнодорожный транспорт

ГО гп

Речной транспорт

ГО ГП

Смешанное сообщение с одной пере балкой

Смешанно? сообщение с дддмя переболкоми

го жлс лж /Вйлтвш/игшй /77

/■тишая лдисissm D_

го по Л£1/Вй /7/7 ГП

ГЕПЛГЛОЯ:7 “

ХгяЕзтЁфявшй

го по /КтИД," /7/7 ГП

лилсжет ЖИСЫДЯ D_~

£$г7ВЯ8ИЪЖи

го жлс ПО fetfeii ГП

ЛМИЛИЭТ? /1КЫЩ7ИЙ77 /тедютнвл D_~

XSSSiiSfciSWiii: Л&гЕЯЯйЪ/ВИ Xe/EseSsiaimj

го жлс жлс ГП

/ЖЛГЛЙ577 “

X&SSiS&iSWiiii Же/ssasSssxmiii

го по /ЁтИД: ПИ ГП

шгялялл “ "EhrtLROOR ~

Жг&знsSssxmA!

го по /ВтИЛ: ПИ JSss/ssi/minij ГП

ЛМЩЛМСТ D_~ /7ЫЖМЯ Ш1№н&т D_~

Хё&явЁяпянт!

го жлс по ГП

ClOOrttROO/Ti D— /ЯЙНСЕЙ77 ЛДИСИОТ D_

Jfe-EJHii&iJJJffVal; f&TS/SSiSUl л№

го р£Ъ&й жлс жлс ГП

/ТШЖЩЙЭТ L_ ЛМтГЛГДЯ D~~

Jfeb’JHJi&KJfffcfj

го few;й ПИ по ГП

/7КЛГЛИИ7 “ лиж-ярст “ ЛКДГЛИИ7 “

го ПИ ,4$77Д*ЫЙ?днИ," по /ЁтНД," ГП

лклглдм? D_~ ЛКлГЛДМ? ЛДИСИйЛ

го Fsiид." ПИ А&Ъ’ЛДК-йлИ." жлс ГП

лиисакст лилскил ЛИлГЛДМ?

Рисунок 4. Схемы транспортировки удобрений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

7

Для контейнерной технологии доставки и хранения минеральных удобрений рекомендуют три основных типа контейнеров: мягкие резинокордные многократной оборачиваемости (биг-бэги), разовые полиэтиленовые контейнеры и комбинированные контейнеры с полиэтиленовым вкладышем.

Использование контейнеров при перевозке и хранении удобрений позволяет длительно хранить удобрения не только в помещениях, но и на открытых площадках, сводя к минимуму потери при транспортировке и перегрузке, что является большим плюсом, т.к. практически прекращено проектирование и строительство новых складов для приема и хранения удобрений. Около половины построенных за последние 30 лет складов пришли в негодность, требуют капитального ремонта и технического перевооружения. В ряде регионов страны разрушена сложившаяся система агрохимического обслуживания сельского хозяйства и её материальнотехническая база.

Обеспечение сельскохозяйственных потребителей минеральными удобрениями и в настоящее время осуществляется по схеме снабжения сельскохозяйственных потребителей минеральными удобрениями (рисунок 5) [2, 3].

Рисунок 5. Схема снабжения сельскохозяйственных потребителей

минеральными удобрениями

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

8

Выбор рациональной схемы снабжения зависит от удаленности поставщиков, наличия и состояния складской и транспортной сети и определяется уровнем затрат по доставке и хранению удобрений. Преобладающей является поставка удобрений по схеме «завод - прирельсовый склад -потребитель», в том числе (25-30 %) по схеме «завод - прирельсовый склад - поле».

Эффективное использование автотранспорта и технических средств для внесения удобрений обеспечивается при рациональном среднем радиусе доставки удобрений от прирельсовых складов до потребителей 25-27 км и среднем радиусе зоны непосредственного обслуживания - 15-17 км. [3].

Применяются в основном три технологии внесения минеральных удобрений: прямоточная, перегрузочная и перевалочная (рисунок 6) [4].

Прямоточная технология

Рисунок 6. Технологические схемы внесения удобрений

Прямоточная технология внесения характеризуется тем, что удобрения на месте их хранения загружают в разбрасыватели, транспортируют в поле и вносят в почву.

Для перегрузочной технологии характерна перегрузка удобрений из транспортных машин в рабочие. Удобрения на месте их хранения нагружают в перегружатели или загрузчики транспортируют в поле и перегру-

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

9

жают в разбрасыватели, туковые сеялки, культиваторы-растениепитатели, которые вносят удобрения в почву.

Перевалочная технология включает следующие операции: погрузку незатаренных удобрений на складе в самостоятельное транспортное средство; перевозку, укладку удобрений в кучи на перегрузочной площадке; погрузку удобрений из куч в разбрасыватели тракторным погрузчиком; рассев удобрений по полю.

В случае использования затаренных минеральных удобрений, доставленные в поле мешки или пакеты укладывают в штабели, из которых затем загружают разбрасыватели.

Использование перевалочной технологии позволяет заранее перевезти необходимое количество удобрений к месту внесения, но требует дополнительного количества погрузочных и транспортных средств [4].

Эффективность использования минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях достигается комплексной системой мер, охватывающей сельское хозяйство, промышленность, транспорт и организации, которые хранят и реализуют минеральные удобрения. Главный резерв повышения эффективности их использования находится в сфере сельского хозяйства. Многие сельскохозяйственные предприятия в настоящее время не получают должной отдачи от применения удобрений. Происходит это из-за недооценки необходимости научнообоснованной работы с ними, а также вследствие недостатка источников финансирования для их приобретения. Для обеспечения эффективного использования минеральных удобрений, необходим поиск более рациональных способов их доставки и применения, а также развитие складской сети для приема и хранения удобрений.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

10

Список литературы

1. Ничипорук, А.О. Развитие методических основ определения оптимальных способов и схем перевозки минеральных удобрений речным транспортом: диссертация кандидата технических наук: 05.22.19 / Ничипорук Андрей Олегович. - Нижний Новгород, 2006. - 250 с.

2. Курносов, В.Б. Совершенствование формирования цепей поставок минеральных удобрений: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Владислав Борисович. - Воронеж, 2007. - 181 с.

3. Горгодзе, Т.Е. Организация логистической системы обеспечения сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Горгодзе Татьяна Евгеньевна. - Самара, 2006. - 175 с.

4. Николаев, Н.Н. Применение моделирования при оптимизации транспортнотехнологических процессов: монография / Н.Н. Николаев. - Зерноград: ФГБОУ ВПО АЧГАА, 2013. - 176 с.

References

1. Nichiporuk, A.O. Razvitie metodicheskih osnov opredelenija optimal'nyh sposobov i shem perevozki mineral'nyh udobrenij rechnym transportom: dissertacija kandidata tehnicheskih nauk: 05.22.19 / Nichiporuk Andrej Olegovich. - Nizhnij Novgorod, 2006. -250 s.

2. Kurnosov, V.B. Sovershenstvovanie formirovanija cepej postavok mineral'nyh udobrenij: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Vladislav Borisovich. -Voronezh, 2007. - 181 s.

3. Gorgodze, T.E. Organizacija logisticheskoj sistemy obespechenija sel'skoho-zjajstvennyh proizvoditelej mineral'nymi udobrenijami: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Gorgodze Tat'jana Evgen'evna. - Samara, 2006. - 175 s.

4. Nikolaev, N.N. Primenenie modelirovanija pri optimizacii transportno-tehnologicheskih processov: monografija / N.N. Nikolaev. - Zernograd: FGBOU VPO AChGAA, 2013. - 176 s.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/168.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.