Научная статья на тему 'Эффективность и условия создания системы операторов смешанных перевозок при доставке скоропортящихся грузов'

Эффективность и условия создания системы операторов смешанных перевозок при доставке скоропортящихся грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станкевич С. А., Корнеева Л. А.

В данной статье автор рассматривает проблемы развития доставки скоропортящихся грузов на современном этапе деятельности транспорта. Описывает значимость различных видов сообщений при развитии системы операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect andconditions of creation system mixed carrier operators by perishable cargo delivery

In this article author touch upon the problems development delivery of perishable cargo in modern period transport’s function. He also described many significance of difference transportation by development operator's system.

Текст научной работы на тему «Эффективность и условия создания системы операторов смешанных перевозок при доставке скоропортящихся грузов»

УДК 656.624,3.073.444

С. А.Станкевич, аспирант.

Л. А. Корнеева, директор филиала, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТОРОВ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ДОСТАВКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

В данной статье автор рассматривает проблемы развития доставки скоропортящихся грузов на современном этапе деятельности транспорта. Описывает значимость различных видов сообщений при развитии системы операторов.

Обеспечение быстрой и качественной транспортировки скоропортящейся продукции от производителей к потребителям имеет важное экономическое и социальное значение. Недостаточная обеспеченность продуктами питания в нашей стране, их дороговизна связаны не только с недостаточным производством, но и с огромными потерями при транспортировке и хранении, а также с невозможностью доставить продукцию из/в отдельных(-ые) районов(-ы).

Эта проблема, с большей или меньшей остротой, стоит не один десяток лет, но не была и не может быть решена административными методами. Только с использованием рыночных механизмов, создающих у транспорта прямую заинтересованность в качественных перевозках, можно наладить ускоренную, сохранную доставку скоропортящихся грузов и обеспечить население продуктами питания по доступным ценам.

Различные аспекты экономической оценки перевозок скоропортящихся грузов (качество перевозок, нормирование сроков доставки, структура специализированного подвижного парка, построение тарифов) были в разное время исследованы. Основные результаты этих исследований имеют высокую ценность и в настоящее время. Однако в условиях рыночной экономики необходимо серьезное и комплексное переосмысление проблем, связанных с транспортировкой скоропортящихся грузов.

Переход к свободным взаимосвязям между производителями и потребителями скоропортящейся продукции требует изменения в технологии перевозок этих грузов, а значит и в используемой для их выполнения транспортной технике.

В современных условиях меняется и подход к экономической оценке качества использования подвижного состава, в том числе и при перевозке скоропортящихся грузов.

Коренным образом должны измениться в рыночных условиях взаимоотношения транспорта и клиентуры, прежде всего построение тарифов на перевозки и повышение качества. Особенно это касается скоропортящихся грузов, при перевозке которых существует жесткая конкуренция между различными видами транспорта. Также необходимо указать на необходимость улучшения взаимодействия между различными видами транспорта.

В настоящий момент вместо улучшения взаимодействия между различными видами транспорта, в сегменте перевозок скоропортящихся грузов, развернулась жесткая конкурентная борьба за клиента. Это вызвано в первую очередь высокой доходностью перевозок скоропортящихся грузов. Так, на железнодорожном транспорте, по сравнению с перевозками грузов 2 класса в крытом универсальном вагоне перевозка в рефрижераторном подвижном составе приносит доход на один вагон в 2,6-3,0 раза выше, а перевозка 1 т. груза в 3,6-6 раз (табл. 1.). Несмотря на то, что в общем объеме отправления грузов на сети РЖД скоропортящиеся продукты занимают менее 1 %, доходы от их перевозок составляют 3,48 % общих доходов.

На рост конкуренции оказало воздействие также снижение общего объема перевозок грузов и изменение ее структуры, в части величины партии отправки. Отмена плановых государственных поставок продуктов вызвала в условиях рыночных отношений появление многочисленных независимых мелких производителей, поставщик ков и потребителей продуктов, между которыми еще не сложились устойчивые связи. Они отказываются от закупки крупных партий продуктов в пользу малотоннажных и мелких отправок. Таким образом, снижение объемов перевозок произошло не только по тому, что каких-то потоков грузов вообще не стало, но и потому, что значительная часть сохранившихся потоков на тех же направлениях перевозки структурно трансформировалась, разбилась на мелкие и малотоннажные отправки, транспортировку которых взял на себя автомобильный транспорт. Эти потоки следуют параллельно железным и водным маршрутам в авторефрижераторах и автофургонах.

Таблица 1

Доход от перевозок грузов 2-го класса при перевозке на расстояние 2000 км по тарифам Прейскуранта 10-01 без НДС и скидок с учетом коэффициентов индексации

Нагрузка вагона, т Доход от перевозки

Род вагона (контейнера) Руб./ваг (конт) % Руб./1 т %

Крытый универсаль- 60 9073,9 100,0 151,23 100,0

ный вагон

28 8000,8 88,0 285,74 189,0

Рефрижераторный подвижной состав 42 40 25 23425,7 23863,7 24958,7 258,0 263,0 ■ .'■■■• 275,0 557,75 596,59 998,35 369,0 394,0 660,0

Вагон-термос 60 16490,7 182,0 274,85 182,0

Универсальный крупнотоннажный контей- 24 3123,75 34,0 173,54 115,0

нер

В настоящее время оптимальная величина отправок продуктов питания, удовлетворяющая потребителей, составляет 5-15 т, а по некоторым видам грузов и менее. Такие отправки легче закупить (требуется меньший кредит на предоплату продуктов), легче реализовать (не требуется промежуточное хранение, сопровождающееся значительными издержками).

По данным ВНИИЖТа более 75 % партий продуктов питания, нуждающихся в транспортировке, составляют отправки массой до 15 т (табл. 2).

Таблица 2

Распределение по крупности месячных межстанционных струй перевозок продуктов питания по отправлению со станций РЖД'

Межстанционные струи, т/мес Объем отправки, % Возможная величина суточной отправки

Т/сут Конт/сут Ваг/сут

Менее 20 0,7 0,3 Менее 1 Менее 1

20-65 18,3 1,3 Менее 1 Менее 1

66-170 26,7 3,6 Менее 1 Менее 1

171-415 27,9 7,-8 1 Менее 1

416-840 11,3 19,1 1 Менее 1

840-1200 4,8 32,9 2 1

Более 1200 10,3 70,1 4 2

Всего 100

1 Грузовая и коммерческая работа. Контейнерные перевозки. - М: ЦНИИТ, 1999. - Вып. 4., -С. 23.

Железнодорожный, речной и морской транспорт оказались неподготовленными к быстрому переходу на массовые перевозки малотоннажных отправок продуктов питания и с опозданием осознали необходимость конкуренции с автотранспортом в этой сфере.

Более 1200 т Менее 20 т

28%

Рис. 1. Структура отправок продуктов питания одним грузоотправителем, т/мес.

В сложившихся условиях транспорт должен изменить свой подход к клиентуре, и строить его с позиции «рынка потребителей».

Основной проблемой рынка перевозок скоропортящихся грузов является конкуренция различных видов транспорта между собой, нежелание их взаимодействовать. В то же время, только через взаимодействие, можно добиться слаженной работы, привлечь клиентов, а, следовательно, увеличить доходность данных перевозок. Далее назовем основные преимущества и недостатки различных видов транспорта с тем, чтобы можно было смоделировать оптимальные варианты доставок скоропортящихся грузов

Перевозки скоропортящихся грузов морским транспортом специфичны, многое созвучно с хранением продуктов в стационарных холодильниках (большие объемы грузовых помещений, возможность использования мощной холодильной техники и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), относительно длительные сроки хранения) и с перевозкой в наземных транспортных средствах (влияние динамических воздействий, перемещение судна в разных температурных зонах).

При морских перевозках необходимо обеспечивать соблюдение режима, гарантирующего оптимальные условия для хранения данной группы скоропортящихся грузов. Это определяет выбор системы охлаждения, циркуляции воздушных масс и газового состава воздуха, что сказывается на условиях перевозок.

Морским транспортом в основном перевозят экспортно-импортные скоропортящиеся продукты. Речным транспортом обычно перевозят плоды и овощи. Основные требования к судам, перевозящим плоды и овощи, - создание заданного режима перевозок, значительная скорость хода с целью сокращения потерь и возможности доставки груза в установленные сроки, хорошие условия для выполнения ПРР. Не все отправители готовы к использованию крупнотоннажных судов, поэтому используются малотоннажные самоходные и несамоходные суда. Для ускоренной доставки грузов в крупные промышленные центры устраивают скоростные линии.

Экономика и управление

В целом, объемы перевозок скоропортящихся грузов речным и морским транспортом существенно снизились. Если при осуществлении экспортно-импортных перевозок еще достаточно широко используют морской транспорт, то во внутренних перевозках речной транспорт практически полностью потерял свой рынок, который отошел в первую очередь к автомобильному транспорту. Речной транспорт еще функционирует на реках Сибири и Дальнего Востока, где отсутствуют другие виды транспорта.

Основным конкурентоспособным преимуществом водного транспорта является его экономичность. На единицу мощности затрат на речных судах можно перевезти в 8 раз больше груза, чем по железной дороге, и в 30 раз больше, чем автотранспортом. Также к преимуществам водного транспорта можно отнести его высокую провозную способность, невысокие удельные капитальные затраты1. Наряду с этим он имеет очень существенные недостатки: несовпадение направления течения крупных рек с основными грузопотоками, невысокая скорость доставки, больший, чем у других видов транспорта, путь движения.

Перевозка скоропортящейся продукции воздушным транспортом по сравнению с другими видами транспорта отличается значительным сокращением срока доставки грузов, возможностью лучшего обеспечения сохранности груза в пути следования, меньшей порчей груза за счет лучших условий перевозок и сокращения их срока, отсутствием необходимости применять холодильное оборудование и жидкие газы, так как регулировать температурный и газовый режим можно за счет окружающей атмосферы на больших высотах, возможностью доставки продукции в магазины на любое расстояние практически в день уборки, резким сокращением количества и продолжительности ударных нагрузок, испытываемых продукцией при перевозке.

Себестоимость воздушных перевозок в несколько раз выше себестоимости перевозок другими видами транспорта. Воздушный транспорт экономически целесообразен по сравнению с железнодорожным при перевозке слабостойких плодов в тяжелых климатических условиях и высокой стоимости товара.

Основной объем перевозок скоропортящихся грузов осуществляется железнодорожным транспортом. Но и он же более других видов транспорта ощутил на себе снижение объемов перевозок. Основными преимуществами железнодорожного транспорта является: высокая провозная и пропускная способность, независимость от климатических условий, времени года и суток, регулярность перевозок, высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатками железнодорожного транспорта являются: низкая доступность к конечным точкам потребления, недостаточная сохранность груза2.

Автомобильные перевозки скоропортящихся грузов на дальние расстояния к настоящему времени не получили должного распространения. По данным Института комплексных транспортных проблем разумная сфера использования автомобильного хладотранспорта при перевозках скоропортящихся грузов составляет 500 км. Если это условие будет выполнено и, к тому же, получат распространение контейнерные перевозки, значительно улучшится качество перевозок и снизятся потери продуктов, так как будут ликвидированы дополнительные перегрузочные операции и наилучшим образом будут соблюдены режимы перевозок.

Самое большое преимущество автомобильного транспорта - его мобильность, возможность выполнять ПРР практически в любом месте. Автомобильный транспорт

1 Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Дмитриева В. А. - М.: Транспорт, 1997. -С. 20.

2 Государственное регулирование на транспорте / Под ред. Телегина А.И. - Н. Новгород: 2001. -С. 128.

просто незаменим для обеспечения продуктами питания городов, не имеющих других транспортных связей, и конкурентоспособен при освоении небольших грузопотоков даже на большое расстояние. Но автомобили имеют большой коэффициент тары. Кроме того, высока стоимость автомобилей на 1 т перевозимого груза. Себестоимость перевозок во многом зависит от грузоподъемности автомобиля.

Основными преимуществами автомобильного транспорта являются следующие: более высокая, чем на других видах транспорта, скорость доставки грузов и высокая маневренность; возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций; регулярность и хорошая маневренность перевозок, в некоторых случаях более короткий путь следования; способность доставлять груз небольшими партиями от самого мелкого грузовладельца.

Интересны данные по определению зоны возможного использования транспорта. При перевозках среднестойких грузов зависимость выгодности использования отдельных видов транспорта от стоимости продукта выглядит следующим образом: при стоимости груза до 8000 руб./т выгоден речной транспорт, от 8000 до 20000 руб./т -железнодорожный, от 20000 до 30000 руб./т - автомобильный, более 30000 руб./т -воздушный. Соответственно для слабостойких продуктов 5000, 5000-12000, 12000-18000, более 18000 руб./т.1

При перевозке груза воздушным транспортом на расстояние свыше 2000 км себестоимость перевозок ниже, и поэтому для перевозок грузов воздушный транспорт становится эффективнее железнодорожного при перевозке слабостойких грузов в тяжелых климатических условиях при стоимости груза 15000 руб./т, в нормальных условиях - 25000 руб./т; для перевозок среднестойких грузов воздушный транспорт становится экономичнее начиная со стоимости груза 30000 руб./т в тяжелых условиях и 46000 руб./т в нормальных условиях2.

Эти выводы позволяют утверждать, что на отдельных направлениях в определенные периоды года вполне обоснованно использовать при перевозках отдельных видов скоропортящихся грузов вместо железнодорожного транспорта воздушный. Такая постановка задачи позволяет снять с железнодорожного транспорта часть нагрузки по перевозкам ценных грузов.

Пунктами доставки скоропортящейся продукции авиационным транспортом являются труднодоступные или недоступные для других видов транспорта районы, такие как Норильск, Петропавловск-Камчатский, Надым, Якутск и др.

Автомобильные перевозки в основном используются для перевозок особо ценных и требующих полного соблюдения технологического аспекта доставки продуктов на расстояния, которые могут быть преодолены за 1-6 суток, причем от дальности перевозок зависит установленный температурный режим.

В настоящее время в России позиции автомобильного транспорта при перевозке скоропортящихся грузов практически непоколебимы по направлениям из Прибалтики, Молдовы, Украины, Закавказья и Средней Азии в Москву и Центральные регионы России. Автомобильный транспорт перевозит практически все грузы на расстояния до 500 км, и успешно конкурирует с железнодорожным транспортом на расстояния до 2000 км.

Велика роль автотранспорта в том, что он позволяет в современных условиях обеспечить широкую кооперацию с другими видами транспорта. Возможность централизованного завоза и вывоза грузов со станций, морских и речных портов и концентрации грузовых операций на меньшем числе хорошо технически оснащенных станций позволяет лучше использовать технику и рабочую силу.

1 Тертеров М.Н. Доставка скоропортящихся грузов. - М.: Транспорт, 1992. - С. 143.

2 Тертеров М.Н. Доставка скоропортящихся грузов. - М.: Транспорт, 1992. - С. 143.

На выбор способа доставки скоропортящихся грузов в первую очередь влияют следующие факторы:

1. Возможность использования какого-либо конкретного вида транспорта.

2. Качество доставки, сохранность.

3. Срок доставки.

4. Гарантии, ответственность перевозчика.

5. Используемый специализированный подвижной состав.

6. Стоимость.

7. Комплекс дополнительных услуг при перевозке.

Рассмотрев особенности отдельных видов транспорта и с учетом выше указанных факторов можно составить таблицу для выбора вида транспорта при перевозке скоропортящихся грузов (табл. 3).

Таблица 3

Схема выбора вида транспорта при перевозке скоропортящихся грузов

Расстояние груз До 500 км 500-1000 км 1000-2000 км Более 2000 км

Малоценный 1. Автомобильный 2. речной 1.речной 2. автомобильный 3. железнодорожный 1. железнодорожный 2. речной 3. автомобильный 1. железнодорожный 2.речной 3. воздушный

Ценный 1. автомобильный 2. речной 1. автомобильный 2. речной 3. железнодорожный 1. железнодорожный 2. автомобильный 1. железнодорожный 2. воздушный 3. речной

Дорогостоящий 1. автомобильный 1. автомобильный 2. железнодорожный 1. автомобильный 2. железнодорожный 3. речной 1. воздушный 2. железнодорожный 3. речной

Сохранность скоропортящихся грузов при перевозках зависит от заданного температурного режима и продолжительности транспортировки. Надо учитывать, что специализированный подвижной состав не позволяет обеспечить условия хранения, эквивалентные стационарным холодильникам. Кроме того, вибрация и динамические нагрузки отрицательно сказываются на сохранности скоропортящихся продуктов. Все говорит о необходимости сокращения сроков доставки скоропортящихся грузов.

Обеспечить скоростную доставку и сохранность скоропортящихся грузов возможно только при организации доставки «от двери до двери», т.е. от места производства (продавца) продукции до места ее непосредственного потребления. При этом большое значение имеет схема перевозки. Если груз перевозится по схеме «подъездной путь грузоотправителя - железнодорожная магистраль - подъездной путь грузополучателя», то перевозка «от двери до двери» полностью обеспечивается железнодорожным транспортом. Сложнее, когда подвоз груза к станции или порту отправления и (или) вывоз его со станции или порта назначения осуществляется автомобильным транспортом. В этом случае возникает проблема достижения согласованности работы автомобильного, водного и железнодорожного транспорта, неминуемо происходит замедление доставки и увеличение потерь из-за перевалки груза. Кроме того, если подвоз и вывоз груза осуществляются средствами клиентов либо транспортными экспедиторами (обособленными автотранспортными организациями), то нарушается

педиторами (обособленными автотранспортными организациями), то нарушается единый процесс доставки, отсутствует ответственность за общее качество перевозки.

Большое количество перевозчиков и экспедиторов, участвующих в доставке скоропортящихся грузов, вызывает осложнение в доставке этих грузов. В случае несвоевременной доставки грузов неизбежно возникает проблема распределения материальной ответственности за просрочку и потери грузов между различными участниками перевозочного процесса.

Трудности возникают в связи со сложностью учета фактического времени продвижения груза на различных этапах доставки и выявлением виновных в просрочке и способа расчета нормативного срока доставки.

Необходимость качественных ускоренных перевозок скоропортящихся грузов «от двери до двери» с участием автомобильного, железнодорожного, речного и морского транспорта требует, чтобы, с одной стороны, клиент имел дело с конкретной организацией, обеспечивающей весь перевозочный процесс и полностью отвечающей за качество, а с другой стороны, чтобы каждый из многочисленных участников этого процесса был заинтересован в конечном результате и нес ответственность за соответствующий этап доставки груза.

За рубежом компании, организующие доставку грузов «от двери до двери» с участием различных видов транспорта, получили название операторов смешанных перевозок, которые отвечают за весь процесс перевозки и груз с момента приема его у отправителя и до момента выдачи получателю. Отношения между клиентами и оператором смешанных перевозок строятся на договорной основе. Последний устанавливает сквозную ставку тарифа на весь маршрут перевозки груза, учитывающую расходы на перевозку груза различными видами транспорта, погрузочно-разгрузочные операции, оформление документации и обеспечивающую определенный уровень прибыли самому оператору смешанной перевозки. Он выбирает оптимальный маршрут перевозки, вступает в договорные отношения со всеми участниками перевозочного процесса, координирует и контролирует их деятельность.

Оператором смешанной перевозки может быть экспедиторская организация, не являющаяся непосредственным перевозчиком, а лишь осуществляющая координационные функции. Но обеспечение гарантированной качественной доставки скоропортящихся грузов на расстояния в несколько тысяч километров требует не разовых договоренностей между клиентами и оператором перевозок, с одной стороны, и оператором и всеми участниками перевозочного процесса - с другой, а создания технологически взаимосвязанных транспортных систем, использующих современную технологию перевозок скоропортящихся грузов различными видами транспорта. Подобные системы называются интермодальными, а при использовании унифицированных грузовых мест - мультимодальньгми. Они обеспечивают ускоренную доставку отправок от отправителей получателям в укрупненных грузовых местах с минимальными издержками.

В качестве укрупненных и унифицированных грузовых мест для перевозки скоропортящихся грузов могут использоваться поддоны, контейнеры, а также контрей-леры и технические средства транспортировки.

В нашей стране получил наибольшее распространение первый способ укрупнения грузовых мест, однако, его следует рассматривать лишь как начальный этап, позволяющий механизировать загрузку и разгрузку. Основные преимущества использования укрупненных грузовых мест: высокая сохранность при доставке груза от отправителя до получателя; возможность значительно повысить производительность погру-зочно-разгрузочных работ и сократить тем самым простой подвижного состава; ускорение доставки грузов; снижение транспортных издержек. Передача укрупненных грузовых мест должна осуществляться с минимальными затратами времени. Наилуч-

Экономика и управление

шим вариантом является контактный график работы портов, станции и автотранспорта, обеспечивающий одновременную подачу вагонов и автомобилей к месту перегрузки.

При построении контактного графика работы нескольких видов транспорта, необходимо определить, какой из них является «узким местом» в транспортировке грузов. Наиболее мобильным является автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт не подвержен влиянию погодных условий и является всесезонным. Работа морского и речного транспорта подвержена влиянию климатических условий и зависит от большего количества внешних факторов, чем другие виды транспорта.

Таким образом, наиболее уязвимым элементом в схеме транспортировки скоропортящихся грузов в смешанном сообщении является водный транспорт. Наиболее важно в настоящий момент наладить взаимодействие между железнодорожным и речным/морским транспортом. Работу автотранспорта гораздо проще подстроить под работу железнодорожного и водного транспорта. Как правило, станции и порты имеют свой автотранспорт, и проблем доставки грузов на первом и последнем этапе перевозки (с/до склада) нет. Проблемы возникают на стыке железнодорожного и водного транспорта - не совпадение прибытия вагонов/контейнеров с отправлением судов, и как следствие, простой подвижного состава, не загрузка судов, увеличение сроков доставки груза, возникновение дополнительных затрат на хранение груза, вплоть до порчи груза. Как указывалось ранее, основная проблема перевозок скоропортящихся грузов - нежелание взаимодействовать видов транспорта между собой. В случае создания компании «экспедитора по перевозке скоропортящихся грузов», этой проблемы можно будет избежать. Экспедитор будет заинтересован в том, чтобы прибытие вагонов/контейнеров в порт было скоординировано с планируемыми сроками отправления судов. Самое главное - построение графика/схемы доставки скажется, в первую очередь, благоприятно на всех видах транспорта, уменьшится количество не рациональных перевозок, оптимизируется работа транспорта, уменьшатся простои подвижного состава.

Заслуживает серьезного рассмотрения концентрация перевалки скоропортящихся грузов на крупных станциях и портах, на консолидационных складах, что позволит отказаться, по возможности, от использования сборных и вывозных поездов за счет увеличения пробега автомобилей. Скорость доставки автотранспорта, безусловно, выше, чем в сборном составе, но решать вопрос о переходе на подобную технологию надо после детального анализа конкретной ситуации, учитывая наличие технических средств и все дополнительные расходы

Срок доставки можно назвать определяющим параметром качества перевозки грузов, так как другой показатель качества - сохранность грузов для перевозок продуктов питания - изменяется обратно пропорционально времени доставки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время на транспорте сроки доставки грузов регламентируются Правилами перевозок грузов. Отличительной особенностью скоропортящихся грузов является то, что для них существуют предельные сроки доставки. В течение этого срока груз, при выполнении условий, установленных Правилами перевозок, может находиться в пути без понижения качества. Продолжительность предельного срока доставки зависит от вида и качества груза, определяется отправителем и указывается в перевозочных документах. Скоропортящийся груз может быть принят к перевозке, если предельный срок доставки больше или равен сроку, исчисленному по Правилам перевозок. Тут возникает проблема, что каждый вид транспорта рассчитывает предельный срок доставки груза для себя, не учитывая фактический срок перевозки груза автомобильным-железнодорожны-морским/речным-автомобильным транспортом. То есть, при перевозке скоропортящихся грузов срок доставки должен определяться сразу на весь путь следования с учетом всех участвующих в перевозке видов транспорта

и всех перевалочных операций. А это может быть обеспечено только при использовании схемы доставки груза «от двери до двери», и если контроль и ответственность за перевозку будет возложена на одного экспедитора. Это является еще одним доказательством необходимости создания единого оператора смешанных перевозок скоропортящихся грузов.

Экспедитор при приемке груза к перевозке может проверить его качественное состояние на момент начала транспортировки, рассчитать предельные сроки перевозки груза «от двери до двери», подобрать специализированный подвижной состав. Так как «единый оператор» несет ответственность за сохранность груза, то он предпримет все необходимые действия для обеспечения гарантии сохранности груза, он обезопасит себя, а также обезопасит непосредственно перевозчика (железную дорогу, судоходную компанию и пр.).

При организации доставки скоропортящихся грузов очень важен тип используемого специализированного подвижного состава. Мелкие (одиночные) экспедиторы имеют ограниченный выбор специализированного подвижного состава. В то время как единый оператор может предложить максимальный выбор транспортных средств, для перевозки конкретного вида груза.

Крупные экспедиторские компании могут стимулировать внедрение на транспорте новых видов специализированного подвижного состава. Так, во всем мире повсеместно используются рефрижераторные и изотермические контейнера. В них перевозится практически вся номенклатура скоропортящихся грузов. В России они используются только при перевозке на автомобильном или морском транспорте. Организация перевозок рефрижераторных контейнеров в смешанных перевозках возможна только при организации перевозки одним экспедитором. Как указывалось ранее, в настоящий момент увеличилось количество малотоннажных отправок. Поэтому внедрение в перевозочный процесс рефрижераторных и изотермических контейнеров позволило бы увеличить объемы перевозок, а благодаря отсутствию дополнительных перегрузочных операций и сохранность груза.

Наличие операторов смешанных перевозок будет способствовать увеличению спектра оказываемых дополнительных услуг клиентам. Среди возможных дополнительных услуг клиентам могут быть: страхование, консультирование, консолидация товара, подготовка груза к транспортировке. Для экспедиторов это дополнительный доход, для клиента - удобство.

Кроме значимости оператора смешанных перевозок для клиента, это очень важно для транспорта и государства в целом. Существование единых операторов смешанных перевозок, позволило бы наладить более строгий контроль за их деятельностью. При разработке нормативных документов министерства могли бы получать заключение о целесообразности введения законов (правил) от крупных игроков рынка, то есть еще на стадии разработки законов, проводить исследования об их необходимости. Мониторинг рынка осуществлять гораздо легче, когда на нем действует несколько крупных игроков, а не множество мелких. Контроль и регулирование рынка в целом бы упростилось.

В заключение следует подчеркнуть, что из-за своих природно-климатических и географических особенностей Россия - одна из немногих стран, где большое количество номенклатуры продуктов питания можно отнести к требующим защиты от воздействия температуры окружающей среды. Помимо этого, есть большой перечень грузов за счет своих свойств требующих особого температурного режима хранения и транспортировки. Учитывая это предложения услуг на рынке перевозок скоропортящихся грузов, всегда будут иметь спрос. А, учитывая высокодоходность данных перевозок, это все вызывает большую конкуренцию на рынке перевозок между различными видами транспорта. Конкуренция практически всегда положительно сказывает-

ся на рынке, но, к сожалению, конкуренция отдельных видов транспорта между собой не всегда хороша для государства в целом. Поэтому самым лучшим вариантом развития рынка транспортных услуг будет развитие конкуренции между компаниями -операторами смешанных перевозок между собой, чем между видами транспорта.

EFFECT ANDCONDITIONS OF CREATION SYSTEM MIXED CARRIER OPERATORS BY PERISHABLE CARGO DELIVERY

S. Stankevich, L. Korneeva

In this article author touch upon the problems development delivery of perishable cargo in modern period transport's function. He also described many significance of difference transportation by development operator's system.

УДК 331.56/.57

А. А. Траханов, аспирант, ВВАГС. 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 46.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

В статье рассматривается методика расчетов экономических потерь от безработицы. Предлагаются модели расчетов экономических потерь по фонду заработной платы, отчислениям на социальные нужды, по подоходному налогу и издержкам государства, связанным с выплатой пособий по безработице. Приводятся данные расчетов потерь по Нижегородской области.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Среднемесячный уровень безработицы в течение года рассчитывается по следующей формуле:

Цв= —х100' О)

Щ

где Ьце - уровень безработицы, %; иЕ - среднемесячная численность безработных; 1Д; - численность трудоспособного населения. Уровень безработицы может также рассчитываться по методологии МОТ. Подсчет безработных по методологии МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службу занятости. Данные, полученные по методологии МОТ, существенно отличаются от данных службы занятости (табл. 1).

Безработица оказывает существенное и неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране и в регионе в частности. Влияние безработицы необходимо рассматривать с трех позиций: государства, общества, индивида.

С позиций государства - безработица ведет к отставанию экономического роста, и дополнительным затратам бюджета на выплату пособий.

Общество теряет средства по фонду заработной платы, подоходному налогу и отчислениям в социальные фонды, неначисленные и невыплаченные безработными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.