Научная статья на тему 'Применение метода экспертной оценки при выборе логистической схемы доставки грузов через речной терминал'

Применение метода экспертной оценки при выборе логистической схемы доставки грузов через речной терминал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов А. В.

В данной статье описывается теоретическая концепция одного из методов оценки схем доставки грузов транспортными экспедиторами. Примеры наглядно иллюстрируют применение данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE METHOD OF AN EXPERT ESTIMATE AT A CHOICE OF THE LOGISTICAL SCHEME OF CARGOES DELIVERY THROUGH THE RIVER TERMINAL

In the given article the theoretical concept of one of methods of an estimate of scheme of cargoes delivery by transport forwarding agents is described. Examples clearly illustrate application of the given method.

Текст научной работы на тему «Применение метода экспертной оценки при выборе логистической схемы доставки грузов через речной терминал»

[7] Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. - Н. Новгород: «Фора», 1994. - 63 с.

[8] Багров JI.B. Организация коммерческой работы на речном транспорте/ Л.В. Багров, А.Н. Мацвейко, М.Н. Чеботарев. - М.: Транспорт, 1985. - 352 с.

[9] Домнина С.В. Особенности определения затрат при выполнении международных перевозок автомобильным транспортом/ С.В. Домнина. - М.: АСМАП, 1998. - 98 с.

[10] Нормы времени следования транзитного грузового флота пароходств Центральных и Севе ро-Западных бассейнов / МРФ РСФСР. - М., 1980. - 238 с.

[11] Нормативы обслуживания судов и составов в портах пароходств Центральных и Северо-Западных бассейнов / МРФ РСФСР - М.: Б.И., 1986. - 67 с.

[12] Малышкин А.Г. Организация и планирование работы речного флота/ А.Г. Малышкин. -М.: Транспорт, 1985.-215 с.

[13] Тарифное руководство № 4-Р. Расстояние между тарифными пунктами речных пароходств Центрального бассейна / Минречфлот РСФСР. - М.: Транспорт. 1987.-502 с.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF TYPICAL TECHNOLOGICAL PROCESSES OF THE UNITED CARGO UNIT DELIVERY THROUGH TERMINALS ON SYSTEMS "DOOR-TO-DOOR CARGO DELIVERY" AND "IN DUE TIME"

A. Krasnov

In the given article there are 2 procedures of definition of terms of delivery on two systems and delivery requirements. Examples clearly let you see a difference between the given methods and the secret timereserves of each of the systems

УДК 656.62.022: 658

A.B. Краснов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРИ ВЫБОРЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ РЕЧНОЙ ТЕРМИНАЛ

В данной статье описывается теоретическая концепция одного из методов оценки схем доставки грузов транспортными экспедиторами. Примеры наглядно иллюстрируют применение данного метода.

При заключении договора с грузоотправителем на организацию доставки груза по логистической системе «от двери до двери» или «точно в срок» транспортный экспедитор должен четко представить (а лучше всего, иметь в наличии) технологический процесс перемещения со всеми возможными участниками и временными характеристиками.

Предметом конкретных договоренностей между грузоотправителем и транспортным экспедитором обычно является стоимость и время доставки. При этом в стоимости доставки тем или иным видом транспорта может быть учтен уровень сохранности фуза в соответствии с утвержденными нормами естественной убыли или имеющимися отчетными данными о размерах потери или порчи данного груза за прошедшие периоды.

Грузоотправитель или транспортный экспедитор по его поручению может при зыборе схемы доставки груза оценить уровень организации транспортного процесса тем или иным возможным участником логистической системы или отдельной цепи. Для этих целей используется, как правило, имеющаяся публичная (рекламная) ин-эормация о транспортном предприятии по следующим критериям: перевозочная спо-.обность (универсальность, или способность перевозить те или иные грузы, наличие -ех или иных перевозочных или перегрузочных средств и др.); доступность в географическом плане и по периодам года; надежность (в части соблюдения ритмичности деревозки или графика движения). Указанные критерии обычно оцениваются и учитываются экспертным методом или путем при организации доставки ценных генеральных штучных, скоропортящихся и опасных грузов.

Однако следует иметь в виду, что основные для сравнения факторы должны учитываться определенными количественными критериями, выраженными в конечном ■■тоге для оценки соответствующего варианта (схемы) доставки в стоимостном исчислении, чтобы из них выбирать наилучший (оптимальный).

Такая схема взаимоотношений между грузоотправителем и транспортным экспедитором при выборе наилучшей схемы доставки является традиционной и будет авто-гом выражена в дальнейшем методическим алгоритмом. В то же время при современной организации перевозок под давлением государственных институтов должна внедряться методология выбора наилучших схем доставки грузов по логистическим схемам с учетом также стоимостной оценки уровня нанесения ущерба окружающей среде и безопасности транспортирования. При учете этих факторов наилучшие схемы доставки партии груза могут быть другими.

В свете изложенного, транспортный экспедитор при организации доставки груза через речной терминал (выполнение функций оператора доставки) должен знать методы оценки логистических схем доставки, разработанные с системных позиций с учетом, прежде всего, различных требований грузовладельцев, нормативных документов государства в области экологии и безопасности транспортирования (перевозки, перегрузки, хранения), а также возможностей их выполнения со стороны участвующих в технологическом процессе доставки груза транспортных, транспортно-экспедиционных и агентских предприятий.

Поэтому автором ставится научная задача системного применения и, при необходимости, разработки недостающих методов, как это показано схематично на рис. 1.

Основой современных транспортных систем доставки штучных грузов являются два логистических принципа - «от двери до двери» и «точно в срок», поэтому все применяемые или разрабатываемые методы должны их учитывать в наибольшей степени.

Далее в настоящей статье рассматривается только экспертный метод. Метод экспертной оценки довольно широко применяется транспортными менеджерами и транспортными экспедиторами при выборе схем доставки грузов. Наилучшие результаты этот метод дает, если доставка груза может осуществляться между грузовыми терминалами одним видом магистрального транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным). Если в доставке груза участвуют два и более вида магистрального транспорта, то процесс сравнения весьма затрудняется.

В основе метода лежат, с одной стороны, выявленные (в результате статистического обследования, специального опроса и др.) интересы грузовладельцев и грузополучателей, а с другой стороны, возможности, положительные и отрицательные стороны используемых видов транспорта, реализуемые в том и другом случае определенными критериями.

Общепризнанные логистические характеристики различных видов транспорта приведены в табл. 1.

Рис 1. Методы оценки логистических схем доставки грузов через речные терминалы

Таблица 1

Преимущества и недостатки различных видов транспорта ■

Вид транспорта Преимущества Недостатки

1 2 3

Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Относительно низкие тарифы, значительные скидки для маршрутных и транзитных перевозок. Огромное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в ! производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость перевозок. Низкая доступность конечных точек продаж (потребления). Недостаточная сохранность грузов. •

Морской Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки (большое время транзита). Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

продолжение табл. 1

1 2 3

Внутренний водный (речной) Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая капиталоемкость. Большая экологичность. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность тарно-штучных грузов. Возможность отправки груза небольшими партиями. Широкие возможности выбора приемлемого перевозчика. Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на средние и дальние расстояния. Большие потери скоропортящихся и навалочных грузов без применения специальных автомобилей. Большая опасность перевозки для населения и других автотранспортных средств. Большое отрицательное влияние на окружающую среду.

Как видно из таблицы, каждому виду транспорта присущи свои преимущества достоинства) и недостатки, которые должны учитываться транспортным экспедитором при формировании конкретных технологических схем доставки грузов через речной терминал.

С точки зрения грузовладельцев основными критериями для оценки видов транспорта обычно являются следующие:

• минимальные затраты на транспортировку;

• заданное время доставки груза (время доставки);

• сохранность груза;

• частота отправления перевозочного средства;

• надежность соблюдения графика;

• универсальность транспорта;

« доступность в географическом плане;

• культура обслуживания.

Указанные критерии должны быть ранжированы транспортным экспедитором, с одной стороны, с учетом общепризнанных позиций, к которым следует отнести, очевидно, «стоимость доставки» и «срок доставки», а с другой стороны, с учетом особенностей согласованных с конкретными грузовладельцами логистических схем доставки грузов (частота отправления, универсальность и др.)

Исходя из необходимости учета государственных требований, как указано выше, должны быть также учтены следующие критерии:

• экологичность транспорта;

• безопасность транспорта.

Результаты ранжирования критериев с позиций логистической доставки груза «от двери до двери» и «точно в срок», естественно, будут различаться, примерно так, как показано в табл. 2.

Таблица 2

Пример ранжирования критериев для выбора вида транспорта

Наименование критерия Ранг в зависимости от схемы доставки груза

«от двери до двери» «точно в срок»

1 2 3

1. Стоимость доставки груза. 1 1

2. Заданное время доставки. 2 2

3. Сохранность груза. 3 3

4. Частота отправления перевозочного средства. 6 5

5. Надежность соблюдения графика. 7 4

6. Универсальность транспорта. 4 6

7. Доступность в географическом плане. 5 8

8. Культура обслуживания. 8 7

9. Экологичность транспорта. 9 9

10. Безопасность транспорта. 10 10

После этого необходимо определить весомость каждого критерия с учетом оценки соответствующей схемы доставки груза, что в итоге даст возможность определить наилучший вид транспорта (см. табл. 3).

Таблица 3

Пример определения по критериям оптимального вида транспорта

Критерии Принципы доставки груза Максимальная оценка в баллах в т.ч. вид транспорта

авто ж/д морской речной смешанный

1 «от двери до двери» 25 15 20 25 25 23

«точно в срок» 25 15 20 25 25 23

2 «от двери до двери» 20 20 15 13 10 15

«точно в срок» 20 20 15 10 10 15

3 «от двери до двери» 15 12 13 15 15 10

«точно в срок» 15 12 13 15 15 10

4 «от двери до двери» 5 5 4 3 3 4

«точно в срок» 10 10 6 5 5 7

5 «от двери до двери» 5 5 4 3 з • 4

«точно в срок» 10 10 6 5 5 7

6 «от двери до двери» 10 5 8 10 10 7

«точно в срок» 5 2 3 5 5 3

7 «от двери до двери» 5 5 3 2 2 2

«точно в срок» 5 5 3 2 2 2

8 «от двери до двери» 5 5 5 5 5 5 :

«точно в срок» 3 3 3 3 3 3

9 «от двери до двери» 5 2 3 5 5 3

«точно в срок» 4 1 2 3 3 2

10 «от двери до двери» 5 3 4 5 5 4

«точно в срок» 3 1 2 3 3 2

Суммарный балл «от двери до двери» 100 77 79 86 83 77

«точно в срок» 100 79 73 76 76 74

Если ни по одному виду транспорта не проявляются преимущества, то могут быть введены дополнительные критерии или меняются ранги с учетом согласования с грузовладельцем.

Схематично алгоритм определения оптимальной схемы доставки груза экспертным методом представлен на рис. 2. Таким образом, применение метода экспертных

оценок предполагает со стороны транспортного экспедитора выполнение следующих > правленческих процедур (по каждому грузовладельцу):

а) определение принципа логистической доставки груза: «от двери до двери» или неточно в срок»;

б) согласование с грузовладельцем, а возможно, и с грузополучателем, критериев оценки схем доставки груза и видов транспорта и их весомости в общей балльной оценке;

в) быстрый расчет, что немыслимо без наличия компьютерной технологии и специальной программы, оптимальных схем и участвующих в доставке видов транспорта;

г) возможность мобильного внесения в программу оперативных данных по мере изменения договоренностей с грузовладельцем или с транспортными предприятиями, участвующими в процессе доставки груза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Алгоритм выбора оптимальной схемы доставки партии груза

Список литературы

[1] Неруш Ю.М. Логистика: Учебник / Ю.М. Неруш. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-389 с.

[2] Гаджинский A.M. Логистика: Учеб. пособ. / A.M. Гаджинский. - М.: Маркетинг, 1998. - 98 с.

[3] Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учеб. пособ. / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Тышбаев. - М Брандес, 1996. - 128 с.

[4] Плужников К.И. Транспортное экспелирование: Учебник/ К.И. Плужников. - М.: РосКон-сульт, 1999. - 576 с.

THE APPLICATION OF THE METHOD OF AN EXPERT ESTIMATE AT A CHOICE OF THE LOGISTICAL SCHEME OF CARGOES DELIVERY THROUGH THE RIVER TERMINAL

A. Krasnov

In the given article the theoretical concept of one of methods of an estimate of scheme of cargoes delivery by transport forwarding agents is described Examples clearly illustrate application of the given method.

УДК 656.62.4.3.073.436/.437-404

В.А. Заворыгин, аспирант, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ

С целью интенсификации процесса определения пригодности судна к перевозке опасных грузов наливом автором статьи была разработана методика автоматизированного определения требований к судам с учетом всех особенностей рассматриваемых грузов Подобная система позволит компетентным органам автоматизировать решение вопросов пригодности судна к перевозке опасных грузов наливом, а перевозчикам - решать вопросы подбора судов для расстановки на линиях. Внедрение данной системы позволит оптимизировать использование флота в целом.

Система планирования перевозок опасных грузов наливом сложная и трудоемкая Кроме того, разнообразие конструктивных особенностей судов и требований, которые предъявляют указанные грузы, в значительной степени влияет на приспособленность флота к перевозке опасных грузов наливом.

Вопросы оперативной эксплуатации флота требуют быстрого определения допустимости перевозки наливом того или иного жидкого опасного груза. Для этого в разработанных ППОГ был предусмотрен документ единой формы (свидетельство о допуске судна к перевозке опасного груза наливом), позволяющий оперативно определить возможность перевозки предъявленного груза на данном судне. В настоящее время в соответствии с правилами порядок определения возможности перевозки опасных грузов наливом можно разделить на ряд этапов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.