Научная статья на тему 'Методика формирования временных показателей типового технологического процесса транспортирования минеральных удобрений'

Методика формирования временных показателей типового технологического процесса транспортирования минеральных удобрений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ничипорук А. О.

Приведены методика и пример расчета временных показателей процесса транспортирования удобрений различными способами и видами транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ничипорук А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY OF CALCULATION THE TEMPORARY PARAMETERS OF TYPICAL TECHNOLOGICAL TRANSPORTATION PROCESS FOR MINERAL FERTILIZERS

In the article the way of calculation the temporary parameters of typical technological transportation process for mineral fertilizers is considered.

Текст научной работы на тему «Методика формирования временных показателей типового технологического процесса транспортирования минеральных удобрений»

УДК 656.62

I

А. О. Ничипорук, аспирант, ВГЛВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТИПОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Приведены методика и пример расчета временных показателей процесса транспортирования удобрений различными способами и видами транспорта

Основным видом транспорта для перевозки минеральных удобрений в Российской Федерации является железнодорожный. Автомобильный транспорт до 1990 г. традиционно использовался для внутриузловых перевозок с целью доставки минеральных удобрений от районных распределительных баз до складов колхозов и совхозов, на расстоянии до 50 км. В условиях отсутствия государственного распределения минеральных удобрений и соответственно обоснованных схем и планов перевозок между различными видами транспорта, при действии договорных цен на продукцию и ее доставку, автомобильный транспорт стал также широко использоваться на средних и даже дальних линиях перевозки, зачастую неоправданно.

Речной транспорт до 1990 г. широко использовался для перевозки всех видов минеральных удобрений, перевозимых насыпью или навалом, а также в таре, причем его использование для доставки грузов в прямом сообщении или совместно с другими видами транспорта (железнодорожным, автомобильным и морским), как правило, обосновывалось технико-экономическими расчетами и регламентировалось государственными планами перевозок. Однако в настоящее время роль речного транспорта в перевозках минеральных удобрений минимальна и в научном плане неясна, особенно внутри страны, где его вытесняют железнодорожный и автомобильный транспорт. При перевозке минеральных удобрений за пределы страны речной транспорт, а именно использование судов река-море плавания, играет все большую роль, которые успешно конкурируют с железнодорожными перевозками.

Исследованиями эффективности и качества перевозки грузов различными вилами транспорта и в смешанном сообщении занимались многие известные ученые, в том числе на речном транспорте Артамонычев А Н., Асеев С. В., Багров Л. В., Бабкин Е. В., Бучин Е. Д., Ваганов Г. И.. Вайсблат Б. И., Воронин В. Ф., Государев М. А., Захаров В. Н., Зачесов В. П., Костров В. Н., Кожухарь В. И., Казаков А. П., Колпаков Н. Т., Малышкин А. Г., Мацвейко А Н., Миронов В. П.. Неволин В. В., Пьяных С. М., Платов Ю. И., Рыжов Л. М., Ирхин А. П., Фадеев И. П., Уртминцев Ю. Н. и др. Их многие научные идеи и методические положения не потеряли своей ценности н поэтому должны изучаться и творчески развиваться применительно к новым условиям работы транспортных отраслей страны.

Разнообразие свойств минеральных удобрений определяет широкий диапазон возможных способов их перемещения (насыпью, в таре, в жидком виде), а также при» менения тех или иных видов транспортных средств (вагонов, судов, автомобилей) и средств транспортирования (транспортных пакетов, универсальных и специализированных контейнеров и др.).

Поэтому проблема выбора для грузоотправителей и грузополучателей (грузовладельцев) наилучших способов и схем доставки минеральных удобрений внутри Российской Федерации с определением роли речного транспорта является на сегодняшний

день актуальной. А для этого должен быть разработан соответствующий методический аппарат. Одним из критериев подобного выбора является продолжительность транспортирования, и предлагаемая в данной статье методика позволяет ее рассчитать.

Основными участниками процесса транспортирования минеральных удобрений являются заводы-производители, транспортные и транспортно-экспедиционные предприятия, организующие и обеспечивающие доставку, а также районные распределительно-торговые базы, принимающие удобрения от местного или магистрального транспорта н распределяющие их или, как правило, торгующие ими оптом.

Возможные схемы доставки минеральных удобрений в прямом железнодорожном, прямом автомобильном и смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщениях могут быть представлены в унифицированном виде как транспортно-технологические схемы, что показано на рис. 1.

Рис. 1. Унифицированный вид траяспортно-технологичееких схем доставки минеральных удобрений

Раскроем подробнее основные фазы (блоки) и технологические операции при доставке минеральных удобрений по трем указанным выше схемам (табл. 1-2).

Таблица 1

Фазы (блоки) и технологические операции транспортирования минеральных удобрений «г прямом железнодорожном и автомобильном сообщении

Номер и название фазы (блока) Номер и название технологической операции

I. Начальная фаза 1. Формирование партии удобрений (вагонной, маршрутной, автомобильной) отравителем 2, Передача партии удобрений магистральному железнодорожному или автомобильному транспорту (погрузка а вагоны, автомобили и др.)

IV. Доставка удобрений железнодорожным транспортом В. Прием партии удобрений магистральным железнодорожным или автомобильным транспортом 9. Перевозка железнодорожным ил» автомобильным транспортом

VII. Конечная фаза ] 4. Окончание перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом 15. Передача партии удобрений районной распределительной базе-получателю (выгрузка из вагона, автомобиля и др.)

Как видно из таблицы, при транспортировании удобрений в прямом железнодорожном и автомобильном сообщении отмечаются три фазы (I, IV, VII) и транспортно-технологические схемы будут иметь шесть операций и вид:

ждт

Однако по внутреннему содержанию это будут другие работы и услуги, что определяется особенностью каждого вида транспорта.

Таблица 2

фазы (блоки) и технологические операции транспортирования минеральных удобрений в смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщении

Номер и название фазы (блоха) Номер н название технологическое огкрашш

1 2

I. Начальная фаза 1, Формирование вагонной, маршрутной, автомобильной партии удобрений отправителем 2. Передача партии удобрений местному транспорту (погрузка в транспортное средство и др.)

П. Перемещение удобрения местным транспортом 3. Прием партии удобрений железнодорожным или автомобильным транспортом 4. Перевозка паргии удобрений железнодорожным или автомобильным транспортам до речного порта (порта I перевалки)

III. Перевалка удобрений я порту отправления (1 перевалка) 5. Передача удобрений с местного железнодорожного или автомобильной) транспорта речному порту (выгрузка из транспортного средства и др.) 6. Перегрузочные и складские операции в порту отправления 7. Передача удобрений на магистральный речной транспорт (погрузка в судно и др.)

IV. Перемещение удобрений транзитным речным транспортом 8. Прием удобрений на судно 9. Перевозка удобрений в судне до порта назначения (И перевалки)

V. Перевалка (перегрузка) удобрений в порту назначения (II перевалки) 10. Передача удобрений в порту назначения (II перевалки) 11. Перегрузочные и складские операции с партией удобрений в порту назначения 12. Передача партии удобрений на местный автомобильный или железнодорожный транспорт (потрузка в транспортное средство и др.)

VI. Перемещение удобрений местным транспортом 13. Начало перевозки удобрений местным транспортом 14. Окончание перевозки удобрений местным транспортом (выгрузка из транспортного средства и др.)

VII. Конечная фаза 15. Передача судовой партии удобрений с местного транспорта районной распределительной базе-получателю

Как видно из таблицы, в доставке удобрений в данном смешанном сообщении отмечаются все пятнадцать операций, и технологическая схема будет иметь вид:

ABT РТ АВТ

ЖДТ ждт

152

Указанные схемы дают возможность составить технологические процессы транспортирования удобрений с обозначением временных характеристик.

Под типовым технологическим процессом транспортирования минеральных удобрений будем понимать унифицированную форму упорядоченного представления транспортного процесса перемещения минеральных удобрений во времени и пространстве, которая с определенной минимальной трансформацией может быть применима для регламентации транспортного процесса доставки конкретных партий удобрений.

Таблица 3

Условное обозначение продолжительности технологических операций транспортирования минеральных удобрений

Номер технологической операции

Название временного показателя

Обозначение показателя и продолжительности. ч

/

I. Прямое железнодорожное сообщение

14

15

Формирование партии удобрений отправителем:

1.1. Вагонной

1.2. Маршрутной

Передача партии удобрений отправителем магистральному железнодорожному транспорту:

2.1. Погрузка в нагон и др. операции отправителя

2.2. Погрузка маршрута и др. операции отправителя Прием партии удобрений магистральным железнодорожным транспортом:

8.1. Оформление перевозки вагона

8.2. Оформление перевозки маршрута

Перевозка партии удобрений железнодорожным транспортом:

9.1. Перевозка вагонной партии

9.2. Перевозка маршрутной партии

Окончание перевозки партии удобрений железнодорожным транспортом:

14.1. Вагонной партии

14.2. Маршрутной партии

Передача партии удобрений районной распределительной базе (выгрузка и др. операции) 15.1. Вагонной партии 15.2 Маршрутной партии

И. Прямое автомобильное сообщение

9

14

15

Формирование автомобильной партии удобрений отправителем Передача партии удобрений отправителем магистральному автомобильному транспорту (погрузка в автомобиль и др. операции)

Прием партии удобрений магистральным автомобильным транспортом

Перевозка партии удобрений автомобильным транспортом Окончание перевозки партии удобрений автомобильным транспортом (выгрузка и др. операции)

Передача партии удобрений районной распределительной базе-получетелю___

л:

Ш. Смешанное железнодорожно-водно-автомобильное сообщение

8

9

10 п

12

53

14

55

Формирование судовой партии удобрений отправителем: 1. {. Повагонными отправками 1.2. Автомобильными отправками

Передача судовой партии удобрений местному транспорту (погрузка в транспортное средство и др. операции)

2.1. Повагонными отправками

2.2. Автомобильными отправками

Прием судовой партии удобрений местным транспортом

3.1. Повагонными отправками

3.2. Автомобильными отправками

I ¡еревозка судовой партии удобрений местным транспортом

4.1. Повагонными отправками

4.2. Автомобильными отправками

Передача судовой партии удобрений с местного транспорта речному порту (выгрузка из транспортного средства и др. операции)

5.1. Повагонными отправками

5.2. Автомобильными отправками

Перегрузочные и складские операции в порту отправления (накопление судовой партии удобрений)

6.1. При приеме повагонными отправками

6.2. При приеме автомобильными отправками

Передача судовой партий удобрений на магистральный речкой транспорт (погрузка в судно) Прием партии удобрений на транзитное судно Перевозка иартни удобрений в судне до порта назначения (I перевалки)

Передача судовой партии удобрений в порту назначения Перегрузочные и складские операции с партией удобрений порту назначения (II перевалки)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передача судовой партии удобрений на местный транспорт (погрузка в транспортное средство)

12.1. Повагонными отправками

52.2. Автомобильными отправками

Начало перевозки судовой партии удобрениями местным транспортом

13.1, Повагонными отправками

13.2. Автомобильными отправками

Окончание перевозки судовой партии местным транспортом

14.1. Повагонными отправками

14.2, Автомобильными отправками

Передача судовой партии удобрений с местного транспорта районной распределительной базе-получателю 15.1. Повагонными отправками

15.2Автомобильными отправками _______

В типовом процессе транспортирования минеральных удобрений по технологическим схемам необходимо:

» учитывать максимально возможное количество временных факторов, влияющих на продолжительность доставки груза;

• охватить работу и услуги всех участвующих в доставке груза транспортных и транспортно-экспедиционны х предприятий;

• основываться при определении временных показателей, прежде всего, на действующих нормативах перевозки и перегрузки грузов (нормах суточного пробега, судо-часовых нормах и др.), а при их отсутствии - на опосредствованном применении установленных норм и показателей (скорости движения транспортных средств, производительности перегрузочных машин и др.);

• предусматривать дополнительное время на прием-передачу партий минеральных удобрений с одного вида транспорта на другой или с одного транспортного средства на другое, на оформление транспортных документов в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов на каждом виде транспорта и др.;

• оценивать и отражать качество транспортного обслуживания грузовладельцев и, прежде всего - во временном интервале, обязательное выполнение нормативных сроков доставки удобрений;

• учитывать возможность использования компьютерных информационных технологий, в том числе для составления конкретных документов технологического процесса передачи их по электронной почте заинтересованным предприятиям и лицам.

Формирование аналитических зависимостей для определения временных показателей транспортирования удобрений по той или иной транспортно-технологической схеме вызывает необходимость их условного обозначения, что сделано в табл. 3.

Аналитические зависимости для определения расчетного срока доставки партий минеральных удобрений будут иметь следующий общий вид.

I. Прямое железнодорожное сообщение

Вагонная отправка

Тит' = Ти' + Тг1' + Тз.,' +■ Тол' + Тн,/ + Т15.|' (!)

Маршрутная отправка

Ткар1 = Т,У + Т2.2' + Т„' + Т«1 + Ти.2' + Т.5.21 (2)

И. Прямое автомобильное сообщение

Т" = Т," + Т2" + Тз" + Т?1! + Т„" + Т15" (3)

Ш. Смешанное железнодорожно-водно-автомобилытое сообщение (судовая партия)

Вагонными отправками

Тжа = Т1Л" + Т2.,Ш + Тз/1 + Т*,ш + Т5.!Ш + Т6.,Ш + Т7Ш + Т*П1 +

, т ш , т ш . -г га , т га , т И! 4. т ш л. т ш + Т9 + Тю +Тц +Т12.1 +Т13.1 +Т14.1 +115.1

(4)

(5)

Автомобильными отправками

таетш = т, 2Ш + т22ш + т32ш + т42ш + т5.2ш + т6.2ш + т7,п + Т8Ш + + Т9Ш + Тю"1 + Тц!1! + Т12.2'" + тшш + ТК.2Ш + т,5,ш

Раскрытие показателей в формулах <1-5) и обозначенных в табл. 3 выполнено в табл. 4.

С учетом данных табл. 4, развернутые аналитические зависимости определения времени транспортирования партий удобрений приведены ниже (результат во всех зависимостях получается в часах).

155

Показатели Способ перевозки Формула для расчета показателя Объяснение составляющих формулы

1 2 5 4

I, Прямое железнодорожное сообщение (1)

Вагонн ая отправка

т,.,1 т2,' То.,' Т,<,' Тш' Навалом, в транспортной таре, наливом то же - « - - « --- « - Т|.1 - вв^Яу» Т2.|1г= (СвД1г,.)К,„р тй,]1 = т„г+т„ + трп Т9.11 * 24ЬХ1ЛУ1пр + ТСрт ТЙГ,р Ти.,' = ОвЛ!«, *Г|5.11 —Тжа + Три* ви» - норма загрузки вагона удобрением, т; Чу« - удельная норма формирования вагонной партии удобрения, т/ч, Л,,» - производительность средств погрузки удобрения в вагон, т/ч; К^р ~ относительный коэффициент, увеличивающий время загрузки за счет выполнения вспомогательных операций, например, технологических перерывов в работе. Гик, Тд«- Тр„ - соответственно время оформления на один вагон накладной, комплекта дорожной ведомости и расчета за перевозки железнодорожным транспортом,ч. Ьжд - тарифное расстояние перевозки между станциями отправления и назначения удобрений, км; Ш,„р - норма суточного пробега, установленная Правилами перевозок для вагонной отправки, км/сут.; Терт - нормативное время на сортировочные операции с вагоном в пути следования, ч; Т»пр - нормативное время на прочие операции с вагоном удобрений в пути следования (передача с одной железной дороги на другую и пр.), ч. П„„ - производительность средств яыгрузхя удобрений из вагона, т/ч. Тми, - время оформления (раскредитовання) перевозочных документов, ч; Тиж - время оценки качества перевозки груза и оформления коммерческого брака, если он обнаруживается, ч.

Маршрутная отправка (2)

т2.2' Тв.21 . Т9.21 . Ти.г Навалом, в транспортной таре, наливом - «- - «-- «--«- Т1.21 = т2,7 = (Оо/ПаОКвчда. Тн' = (Т„ + Тд,+ Тирт Т)*2 ~ СдаПЬ/П™ Т15.2 = Тнйд + Тмо» пл. - количество вагонов с удобрением в маршруте У/.отр - норма суточного пробега, установленная для маршрутов с однородным грузом, км/сут.; ТК!!т - дополнительное нормативное время на маршрут в пути следования (передача с одной железной дороги на другую и пр.), ч. Тмод - время оформления (раскредитовання) перевозочных документов, ч; Т^ж - время оценки качества перевозки и оформления коммерческого брака, если он обнаруживается, ч.

1 ! 2 1 л

II. Прямое автомобильное сообщение (3)

т и 11 х в т " 1а т- II Навалом, в транспортной таре, наливом то же — « — — « — Т," - Ом^/Чуи Т& — Тадк Тарп Т*"= 241^^ + 1^ О«, - норма загрузки автомобиля удобрением, т; £1,*» - удельная норма формирования автомобильной партии удобрения, т1ч. Пш, - производительность средств погрузки удобрения в автомобиль, т/ч; К1ПР - относительный коэффициент, увеличивающий время загрузки автомобиля за счет выполнения вспомогательных операций в работе. Та*«, Т>р„ - соответственно время оформления на один автомобиль с удобрениями накладной и расчета за перевозки, ч. и - расстояние перевозки по автодорогам между пунктами отправления и назначения удобрений, км, Гапр - время на операции, вызывающие увеличение времени доставки (заправка, отдых и др.), ч.

т II 1 14 х Н 1 1$ - « -— « — Тц" = СпЛ1т 1151' = Тки + Тао. Г!«,, ~ производительность средств выгрузки удобрений из автомобиля, т/ч. ГМд - время оформления (раскредитования) перевозочных документов, ч; Г*,« - оценка качества перевозки груза и оформление коммерческого брака, если он обнаруживается, ч.

III. Смешанное железнодорожно-водно-автомобильное сообщение (судовая партия)

Вагонными отправками (4)

т !П 1 м • т ш 1м т ш 1 3.1 Т III Навалом, в -транспортной таре, наливом то же — « - - « — Т|..и - С„,ш,/я„ Т2.11" = (вкУПп„)К.прП)> Т,.,т = (Тя« + Тя + Т[,п)т, Т4.,1П = 24Ь„ЛУш,+ Т

Т5,ш -г ш т III 17.1 т III ъГ — « — - « -- « -- «— - « - Т51 - Ск,шЛ1,рт Тбд"1 = Тк^рпт, Тп " = Онот»/Спс Тв.1111 — Тоои + Трфл Т9.,Ш = 24ЬртЛУсяр + Тодоп Л„р„ - производительность средств выгрузки удобрения из вагонов в речном порту, т/ч. Т(ск1)п - время внутрискладских перегрузочных и накопительных операций в речном порту с одним вагоном удобрений, ч. См - судо-часовая норма погрузки удобрений в транзитное судно, т/ч. Тещ, - время определения количества удобрений в судне, ч; Г^ - время оформления документов на судовую партию удобрений, ч. Ьрт - тарифное расстояние перевозки судовой партии удобрений между речными портами, км; \*/с„р - суточная норма пробега речным судном, км/сут.; Тиог, - дополнительное нормативное время прохождения судном гидроузлов, засемафоренных участков И др., ч. Тсс* - время ожидания судном разгрузки в порту назначения (П перевалки), ч; Тсоф ~ время оформления требуемых документов для разгрузки судна, ч.

Т III 1 10.1 - « - Т{0.1 Ш ~ Тадж + Тсоф

3 2 3 4

-г ш Т12.1Ш Т13.1Ш Т14.1Ш Т15.1Ш - « — - «— — « -- « — = GMmJCK Т12.1Ш-GHBme/Tl3Bpn + Тдврп Т13.1Ш=1Твфм + + L-жд 24/Wnp + Тмрт T14.1I1Ï = Ghb швЯ1йв Т15.Ш1 =Тмод + Тмок Ск - судо-чясовая норма разгрузки судна с удобрениями, т/ч. Пзврп - производительность средств механизации порта по загрузке вагонов удобрениями, т/ч; Тдврп - дополнительное время, связанное с ожиданием погрузки удобрений в вагоны, оформлением документов и др., ч. Тпфм - время формирования маршрута вагоне» с удобрениями, ч.

Автомобильнь ми отправками (5)

X яг 1 1.2 т II! 12.2 ъ/[ Тч./1 X 111 Т,2Ш х 111 17.2 X 1» 1S.2 X Н1 19.2 X 111 1 10.2 х Ш 111.2 X U! 112-2 х 111 1)3.2 х 111 I 14.2 х 11) i I il Навалом, в транспортной таре, наливом — « — - « — - « - — « -. . — « — — « — - « — - « -— « — -« — -«- Тьг"' - GKulWq^,, Тг.2Ш = {Сга. .Пав/ДкиЖир Тз.2 = (Тат + Тар„)Пм Т4.2"1 = 24WV3, + Tg/jp Т 5.1 — СнавПа^Пврп Тб.2 = ТасУч^пПар Т7 2Ш - GKMIWC„C Т III _ "у If 1 8.2 — 1 cûm г 1 орд T9.2m=24Lp/WC41 + Тедоп TlO.2 = Тса* + Тсоф Тц.2 — ОщиДм/Сяс Т12.2"1 = GimHai/Пмрт + Т«фП Ти.21" = ТафИ + + 24Lar/Vir + Тщтр Тц.2 = Сн»11аД1ме х 111 — X X * «2 - IW + Ilot п5, • количество груженых автомобилей с удобрениями в судовой партии. Тцчт - время внутрискладских перегрузочных и накопительных операций в речном порту с одним автомобилем с удобрением, ч. Пмр„ - производительность средств механизации порта по погрузке автомобилей удобрениями, т/ч; Тщрп - дополнительное время, связанное с ожиданием погрузки удобрений в автомобили, оформлением документов и др., ч. Таф,, - время формирования маршрутов из грузовых автомобилей, ч.

I. Прямое железнодорожное сообщение Вагонная отправка

Т= [СнЛуз + (ОнД1га)Квпр + (Твк + Тт +- Трп) + <24 иЛ, + Терт + Тев))) +

влр ' Ч*»»: ' " *рл/ ' v^^-TKtf " мр • 1срт ' "вир/ '

+ Оив/П1В + (Тид + Тм0] w

Маршрутная отправка

Тмар! = [G^m^y* + {Giœ/nm)K,npme + (Тж + Тда + Т^пц + (L« 24AV^ + f?

+ Тмрт) + GMnyniB + (Тиод + TMÎK)3 '

П. Прямое автомобильное сообщение

т11 - [G^wV + (GHaB/nnM)Kmp + (Ти„ + Tapn) + (24LJB/V^ + T^) + GHafi/neai + (g)

+ (Таод ' Tanx)]

Ш. Смешанное железнодорожно-водно-автомобильное сообщение (судовая партия)

Вагонными отправками

Tj" = [GTOme/qyo + (GHB/nM)KBnpme + (Jm + Тд, + Tpn)m, + (241^/W^ + + Тщг) + GKBmjnB,n + ТКфПт, + GHBm„/Cnc + (Тсом + T^J + (24 + Тслоп) +

+ (Тс + Тсоф) + Стщ,/Свс + (GMBme/n,Bpn + Тдврп) + (Тяфи + 24L^/W np + w

+ TV) + (Giaime/n„) + (Тмоя + Тмок)]

Автомобильными отправками

Tarrli! = [G^ru/qyan + (GHai,naB/n„aB)Kanp + (Танк + Тарп)^, + (24LHai/V аг + Тапр) + + ОвавПав/Пирп + Тасч>пПав G„jena&/Cnc + (Тсом + Торд) + (24Lpi/Wcnp + Тмоп) + + (Т ссж + Тсоф) + ОнявНаа/С^; "t (GHSBnap/TT3apn + Тоарп) + (Таф„ + 24LaBT/V аг + + Талр) + (Сиавпав/П„ав) + (Таод + т^)]

Обязательным условием определения срока доставки минеральных удобрений по всем приведенным аналитическим зависимостям является то, что они должны начинаться и заканчиваться одними и теми же технологическими операциями (соответственно Т, и Т(5), чтобы результаты были адекватны для сравнения.

Кроме того, следует иметь в виду, что аналитические зависимости унифицированы по трем изложенным видам сообщения, но расчетное время доставки каждой партии удобрений будет разным и зависеть от конкретных используемых транспортных средств, их специализации применительно к перевозимому грузу, а также способам его предъявления к перевозке (навалом; в транспортной таре - в транспортных пакетах, в специализированных или универсальных контейнерах; наливом).

Все это должно учитываться при решении конкретной практической задача.

Пример расчета сроков доставки минеральных удобрений

Исходные данные:

I. Количество минеральных удобрений, которое следует перевести во всех трех видах сообщений - 600 т.

II. Расстояние перевозки:

2.1. Транзитного транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного): 100, 200,300,400, 500, 1000, 1500,2000,2500, 3000 км.

2.2. Местного автомобильного и железнодорожного транспорта (до речного порта, от речного порта) - 50 км.

III. Способ перевозки минеральных удобрений - насыпью. Виды используемых транспортных средств: железнодорожный транспорт - вагон-минераповоз грузоподъемностью 60 т, автомобильный - автомобиль-минераловоз грузоподъемностью 6 т, речной - универсальное судно с закрывающимися трюмами грузоподъемностью 600 т.

IV. Перегрузка минеральных удобрений осуществляется в соответствии с предъявляемым способом перевозки (табл. 5).

V. Минимальная партия минеральных удобрений: при перевозке навалом в специализированном автомобиле 6 т, в специализированном вагоне - 60 т, в речном судне - 600 т.

На основе разработанной автором и представленной выше методики с учетом принятых исходных данных выполнены расчеты сроков доставки судовой партии удобрений насыпью, результаты которых приведены в табл. 6. и проиллюстрированы на рис. 2 и 3.

159

Способы перегрузки минеральных удобрений в пункте отяраляенмя, * речных портах н в пункте назначения

Способы перевозки Пункты

отправления речной порт отравления речной порт назначения назначения

Навалом Пневматическая установка производительностью 100 т/ч. Портальный кран с грейфере«« закрытого типа производительностью 100 т/ч. Портальный кран с грейфером закрытого типа производитель-костью 100 т/ч. Пвевматическая установка производительностью 100 т/ч.

Таблица 6

Результаты расчета« срока* транспортирования удобрений на различные расстояния заданньши видами транспорта

Расстояние перевозки Сроки транспортирования партии удобрений, ч

железнодорожный транспорт автомобильный транспорт речной транспорт

вагонная отправка маршрутная отправка вагонная отправка автомобильная отправка

100 66,47 51,56 48,53 171,26 191,19

200 73,74 55,92 53,33 179,26 199,19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

300 51,0) 60,29 58,13 ¡87,26 207,19

400 88,29 64,65 62,93 195,26 215,19

500 95,56 69,02 67,73 203,26 223,19

1000 ' 131,92 90,S4 i 15,73 267,26 287,19

1500 168,29 112,65 • 139,73 307,26 327,19

2000 204,65 134,47 163,73 347,26 367,19

2500 241,02 156,29 187,73 387,26 407,19

3000 277,38 178,11 211,73 427Дб 447,19

срок доставки, час

/ I

250 -

200 - ——

150 -

100 -

50 -

100

200

300 400 500 расстояние, км

Рис. 2. Сроки доставки удобрений разными видами транспорта при дальности перевозки до 500 км:

" - вагонными отправками а прямом железнодорожном сообщении; " * - маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщения, - в прямом автомобильном сообщении; " " - вагонными отправками в смешанном железнодорожно-водном сообщении;

* ~~ - автомобильными отир&яшга в «мешанном автомобильно-водном сообщении;

Вестник ВГАВТ

срок доставки, час

500 л

200 -

400 -

300 -

100 -

0 500 1000

2000

3000 расстояние, км

Рис 3. Сроки доставки удобрений разными видами транспорта при дальности перевозки более 500 км:

- вагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении;

- маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении, в прямом автомобильном сообщении,

- вагонными отправками в смешанном железнодорожно-водном сообщении;

- автомобильными отправками в смешанном автомобильно-водном сообщении,

Из таблицы и рисунков видно, что наиболее быстро грузы доставляются автомобильным и железнодорожным транспортом, причем на расстоянии до 500 км самым предпочтительным является автомобильный транспорт, а при расстоянии доставки более 500 км на первое место выходят перевозки маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении. Продолжительность транспортирования речным транспортом намного превышает время, полученное по другим видам транспорта. Следует отметить, что такая разница достигается не только за счет меньшей скорости перевозки, но и также дополнительного времени на доставку местным транспортом (автомобильным или железнодорожным) до порта отправления и из порта назначения и перевалки с одного вида транспорта на другой.

В частности, при расчете срока доставки автомобильным транспортом на расстояние до 500 км нормативное время операций в пунктах отправления и назначения ниже, чем на железнодорожном и речном транспорте. Однако при том же расчете срока доставки на расстояние свыше 500 км на автомобильном транспорте добавляется время, необходимое на возврат автомашин для повторной загрузки в пункте отправления и на первое место по быстроте доставки выходят маршрутные отправки железнодорожным транспортом, нормативная скорость перевозки которыми несколько выше, чем автомобильными.

Тем не менее, нельзя забывать, что при выборе способа и схемы перевозки грузоотправителями минимизация срока доставки является, как правило, менее существенным критерием, чем минимизация расходов по доставке груза. Таким образом, данная методика подходит для применения при выборе вида транспорта для перевозки удобрений по логистическому принципу «точно в срок» или при других обстоятельствах, когда критерий минимизации срока доставки является предпочтительным.

Список литературы

[1] Багров Л. В., Мацвейко А. Н., Чеботарев М. Н. Организация коммерческой работы на речном транспорте. - М.: Транспорт, 1985. -352 с.

[2] Казаков А. П. Технология и организация перегрузочных работ на речном транспорте: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1984. - 416 с.

[3] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон № 24-3 от 7 марта 2001 г.

[4] Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Экономика и управление на транспорте

[5] Правила перевозок грузов МПС.

[6] Правила перевозок грузов. Часть 1.. - М.: Транспорт, 1994. - 288 с.

[7] Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов/ Переизданы с изменениями и допол ми по заданию Департамента речного транспорта Минтранса России. - Н. Новгород: «Фет- с 1994.-62 с.

[8] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон № ; -С: от 10 января 2003 г.

THE WAY OF CALCULATION THE TEMPORARY PARAMETERS OF TYPICAL TECHNOLOGICAL TRANSPORTATION PROCESS FOR MINERAL FERTILIZERS

A. Nichiporouk

In the article the way of calculation the temporary parameters of typical technological trar.. -portation process for mineral fertilizers is considered.

УДК 656.62.078

Н. Ф. Пермичев. д. э. п., профессор. С. П. Мешков, аспирант. ИНГ АСУ. 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65.

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Статья содержит новые предложения по формированию технологии и механизм-реализации стратегического управления воднотранспортных систем

Среди важнейших и пока нерешенных проблем управления трансформиро экономики России остается проблема «расшивки» системного кризиса вертн^-, управления на предприятиях различных форм собственности. Особенно это к; проблемы внедрения рыночной идеологии стратегического управления в суш< щую и устоявшуюся систему управления. Обострению этой проблемы сопутств.^-г теоретически необоснованное перенесение на условия трансформированной экс-: ш-ки ранее использовавшихся методов целевого управления, в рамках которых ш-поднялось оперативное и тактическое управление.

Стратегическое управление развитием транспортных систем осуществлялось .ни отраслевыми министерствами и ведомствами, либо промышленными объединенная (главками). Решение стратегических вопросов было прерогативой только вьиге-г» щих органов управления (см. рис. 1).

С разрушением вертикали управления, транспортные системы, получив п.:■-=■■ в самостоятельность и свободу действий в конкурентной среде, оказались вне стрг?г» ческого управления. Они не имели ни опыта, ни инструментов стратегичес! от управления. На первый взгляд, может показаться, что существующая пестабнль-и непредсказуемость событий во внешней среде делают невозможным долгосрсшк стратегическое планирование, а, следовательно, и стратегическое управление з» тельностью транспортных предприятий. В действительности же происходит обг-~-—■ ситуация - особенности и условия функционирования современной трансфор^т » ванной экономики превращает стратегическое управление в важнейший рынеч^й инструмент, определяющий не только текущие рыночные преимущества транс-с-ной системы, но и условия ее будущего выживания и развития.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.