Научная статья на тему 'Требования к формированию экономико-математической модели для выбора оптимальных способов и схем доставки химических удобрений'

Требования к формированию экономико-математической модели для выбора оптимальных способов и схем доставки химических удобрений Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Ничипорук А. О.

Приведены требования к формированию экономико-математической модели и пример расчета стоимостных показателей процесса транспортирования удобрений различными способами и видами транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Ничипорук А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements to the formation of the economic-mathematical model for the choice of optimum ways and systems of delivery of chemical fertilizers

Requirements in formation of economic-mathematical model and an example of calculation of cost indexes of the process of the transportation offertilizers by various ways and types of transport are given in the article.

Текст научной работы на тему «Требования к формированию экономико-математической модели для выбора оптимальных способов и схем доставки химических удобрений»

Экономика и управление на транспорте

экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, включая:

- упорядочение деятельности в придорожной полосе автомобильных дорог путем ограничения мест торговли, размещения объектов дорожного сервиса и мест установки наружной рекламы;

- изменение технических условий проектирования участков автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты;

- оборудование автомобильных дорог, в соответствии с требованиями норм, электроосвещением, барьерными ограждениями, дорожной разметкой, пешеходными переходами и другими системами технического регулирования дорожного движения;

- обеспечение круглогодичного нормативного содержания автомобильных дорог, особенно в зимний период, с ограничением скоростного режима в неблагоприятных условиях;

- организация на автомобильных дорогах специальных служб по оказанию экстренной медицинской помощи и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

- разработка мероприятий по улучшению организации дорожного движения, оборудование автомобильных дорог автоматизированными системами управления дорожным движением, контроль за скоростным режимом и условиями движения.

Важнейшим инструментом решения этих задач определенных является, научное сопровождение проектов и программ, которое должно способствовать повышению надежности и сроков службы дорожных сооружений, снижению стоимости дорожных работ, повышению технического уровня и эксплуатационного состояния, автомобильных дорог, снижению аварийности и повышению экологической безопасности дорожного движения.

DIRECTIONS OF MODERNIZATION AND DEVELOPMENT OF

HIGHWAYS

I. B. Muhametdinov, M. I. Iliev

The directions of modernization and development of highways of Russia proceeding from the purposes and tasks of the federal program for the period till 2025 are considered and organizational actions on safety of traffic are formed in the article.

УДК: 656.62

А. О. Ничипорук, аспирант, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНЫХ СПОСОБОВ И СХЕМ ДОСТАВКИ ХИМИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ

Приведены требования к формированию экономико-математической модели и пример расчета стоимостных показателей процесса транспортирования удобрений различными способами и видами транспорта.

Речной транспорт до 1990 г. широко использовался для перевозки всех видов минеральных удобрений, перевозимых насыпью, а также в таре, причем его использование для доставки грузов в прямом сообщении или совместно с другими видами транспорта (железнодорожным, автомобильным и морским), как правило, обосновывалось технико-экономическими расчетами и регламентировалось государственными планами перевозок. Однако в настоящее время роль речного транспорта в перевозках химических удобрений минимальна и в научном плане неясна, особенно внутри страны, где его вытесняют железнодорожный и автомобильный транспорт. При перевозке удобрений на экспорт речной транспорт, а именно использование судов река-море плавания, играет все большую роль и успешно конкурирует с железнодорожным транспортом.

Разнообразие свойств удобрений определяет широкий диапазон возможных способов их перемещения (насыпью, в таре, в жидком виде), а также применения тех или иных видов подвижного состава (вагонов, судоЕ, автомобилей) и средств транспортирования (транспортных пакетов, универсальных и специализированных контейнеров и др.). Поэтому проблема выбора для грузовладельцев наилучших способов и схем доставки минеральных удобрений как внутри Российской Федерации, так и вне, с определением роли речного транспорта является сегодня актуальной.

При логистическом подходе к обоснованию оптимальных вариантов доставки химических удобрений учитывается, во-первых, качество доставки (сюда входит срок доставки и сохранность груза), и, во-вторых, стоимость доставки. Разработка экономико-математической модели (ЭММ) доставки удобрений обусловленным способом и по той или иной принятой транспортно-технологической схеме является логическим завершающим этапом такого подхода. Такая ЭММ необходима, чтобы:

- регламентировать в модели типовые условия, способы и схемы транспортирования минеральных удобрений, от которых зависит прямо или косвенно стоимость доставки;

- учесть в модели ранее разработанные аналитические зависимости для определения временных показателей доставки удобрений, которые во многом предопределяют стоимость и качество транспортирования;

-учесть возможные или вероятностные потери (несохранность) удобрений при тех или иных способе и схеме доставки;

- отразить в модели основные конкурентные составляющие, влияющие на стоимость и качество доставки удобрений как с точки зрения интересов заводов-изготовителей (грузоотправителей), так и районных распределительных баз (грузополучателей);

- обеспечить одинаковый методический подход к формированию типичной ЭММ, пригодной для расчета стоимости доставки конкретных видов удобрений между конкретными пунктами отправления и назначения по обусловленным транспортно-технологическим схемам;

- получить в конце исследований развернутые аналитические зависимости, пригодные для определения стоимости доставки конкретных партий тех или иных видов удобрений.

Экономические показатели доставки грузов рассчитывали многие ученые. Наиболее близки к намеченной в статье задаче исследования Л.П. Протасова, А.Н. Глады-шева, А.И. Телегина, М.Ф. Трихункова, которые учитывали и качество перевозки грузов. Однако основным оценочным показателем были приведенные или удельные приведенные затраты, что в нашем случае неприемлемо. ЭММ обоснования стоимости доставки грузов в условиях Ханты-Мансийского автономного округа (сравнение перевозок железнодорожным и речным магистральным транспортом), адекватные работе транспортного комплекса этого региона в рыночной экономике, были разработаны и успешно применены В.И. Кожухарем и Ю.Н. Уртминцевым [1-6].

Однако эти ЭММ носят достаточно специализированный характер и предназначены для расчета стоимости доставки грузов применительно к северному завозу. Кроме того, при расчете на конкретных примерах в них не учитывалось качество перевозок грузов (сроки доставки и сохранность), хотя в ЭММ Ю.Н. Уртминцева эти показатели частично рассматриваются.

Таким образом, данная научная задача не решена применительно к минеральным удобрениям, которые перевозятся различными способами (навалом, в транспортной таре, наливом) железнодорожным, речным и автомобильным транспортом, когда исходная цена самого груза, стоимость и качество перевозки находятся в весьма широких пределах.

Расчет стоимости доставки предлагается вести по экономико-математической модели доставки удобрений обусловленным способом и по той или иной принятой транспортно-технологической схеме. Методика расчета включает в себя:

- полную стоимость доставки заданной (судовой) партии минеральных удобрений от определенного завода-изготовителя до районной распределительной базы;

- стоимость возврата специализированных транспортных средств и средств транспортирования;

- плату за пользование кредитом на доставку заданной партии минеральных удобрений, определяемую с учетом срока доставки всего обусловленного груза;

- учет убытков от несохранности груза при доставке заданной (судовой) партии, что определяется расчетом с учетом принятых нормативов потерь или норм естественной убыли.

Таким образом, через суммарную стоимость соответствующих издержек и сроки доставки партии минеральных удобрений можно определить в итоге конкурентоспособность завода-изготовителя удобрений и транспортно-логистической системы и её элементов (поставщика, транспорта и т. д.).

Исходя из вышеизложенного требуемые данные для построения ЭММ будут следующими:

i - способ доставки определенной партии удобрений от заданного завода-изготовителя- (пункта отправления) до заданной районной распределительной базы (пункта назначения), i€I;

d - транспортно-технологическая схема доставки партии удобрений, dGD;

f- транспортное средство доставки партии удобрений, f£F;

к - вид транспорта, используемый в d-ой транспортно-технологической схеме доставки, kGK;

5 - средство транспортирования партии удобрений, предъявляемых в транспортной таре (полиэтиленовых пакетах массой 50 кг), 8Е5;

qii - минимальная отправка тарных удобрений, ограниченная (грузоподъемностью) средствами транспортирования, т;

Gjf- минимальная отправка удобрений, ограниченная грузоподъемностью (грузовместимостью) транспортного средства, т;

Gcn - заданная судовая партия удобрений, т;

llk - расстояние перевозки партии удобрений, k-ым магистральным видом транспорта, 1* = 100, 200, 300,400, 500, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 км, lik < L^ + 50;

tid - заданное время выполнения перевозки партии минеральных удобрений, определенное по d-ой транспортно-технологической схеме доставки, ч; t^GT^;

Пм - пропускная способность k-го вида транспорта в d-ой транспортно-технологической схеме доставки, т/сут; nikd£nkd;

niyd - пропускная способность транспортных узлов в d-ой транспортно-технологической схеме доставки, т/сут; П!у<1еПу<|;

40

(Pifkd - вид f-ro транспортного средства, используемого для перевозки партии минеральных удобрений k-тым видом транспорта в d-ой транспортно-технологической схеме доставки, ф;меФш;

4¡5fl(d - вид 5-го средства транспортирования, используемого для перевозки партии тарных минеральных удобрений в f-ом транспортном средстве на k-том виде транспорта в d-ой транспортно-технологической схеме доставки;

Hi5f- относительная норма загрузки минеральных удобрений i-ым способом в 5-ые средства транспортирования, f-тые транспортные средства, %; H¡5f < 100%;

Ц - оптовая цена определенной партии минеральных удобрений, предъявляемой к перевозке i-тым способом, руб/т.

В качестве искомой переменной принимается:

Xisfkd - удельная суммарная стоимость, включающая формирование грузоотправителем партии груза (способа отгрузки) и доставку на склад грузополучателя (перевозка i-ым способом в 5-ом средстве транспортирования (для тарных удобрений) в f-ом транспортном средстве к-го вида транспорта в d-ой транспортно-технологической схеме доставки), руб/т.

Для упрощения ЭММ и учитывая, что транспортные средства (вагон, автомобиль, судно) уже определяют вид транспорта, а возможные транспортно-технологические схемы доставки партии минеральных удобрений от пункта отправления до пункта назначения заранее определены, искомую переменную можно свести к трехмерной, т. е. Xi6f.

Поиск оптимального способа и схемы доставки партии груза может быть произведен в составе ЭММ при соблюдении следующих условий.

Функция цели - минимизация стоимости доставки заданной партии минеральных удобрений путем применения того или иного способа (i), средства транспортирования (5), транспортного средства (í), вида транспорта (к) и транспортно-технологической схемы доставки (d) от определенного завода-изготовителя удобрений до районной распределительной базы, находящейся от отправителя на том или ином заданном расстоянии:

Е Е Е GjsKUi + Xi5f) ► min; ¡ei seöföF

Ограничения:

1. По количеству предъявленных к перевозке минеральных удобрений в отправке (партии) определенным способом (i), т:

EEGif = GCI, ¡ci ет

2. По времени выполнения перевозки заданной партии минеральных удобрений по определенной транспортно-технологической схеме (d):

S £ tid < Tw

ia dGD ш y

3. По пропускной способности видов транспорта (к), участвующих в доставке заданной партии минеральных удобрений в определенной (d) транспортно-технологической схеме доставки:

Е Е Е n¡kd < Пы

¡Gl kCKdCD ж

4. По пропускной способности транспортных узлов в определенной (d) транспортно-технологической схеме доставки:

Е Е niyd<nyd

id d€D 3 у

5. По расстоянию перевозки заданной партии минеральных удобрений, которое задается по транзитному транспорту определенными интервалами, а по местным видам транспорта (автомобильному и железнодорожному) в 50 км:

£ Ш**

6. По наличию специализированных транспортных средств определенного типа:

i5 А & Gcn/fifkd < olfkd

7. По наличию специализированных средств транспортирования определенного типа:

I I I I I Gcn/^jSfW) < RiSfkd

¡CI ЬСб fEF kCK dCD °П ~

8. Неотрицательность переменных:

xi6f > 0 для всех i, 5, f.

Далее приводятся аналитические зависимости, которые могут быть использованы для определения отдельных необходимых составляющих ЭММ при ее раскрытии.

Общая удельная стоимость доставки заданной партии минеральных удобрений по той или иной транспортно-технологической схеме доставки (d) будет определяться по аналитической зависимости общего вида:

Хйг= + Свз + Cnkt + C,n-)/Gcn руб/т,

где ¿Cdu) - полная стоимость доставки заданной (судовой) партии минеральных удобрений ц-oñ цены за одну тонну от определенного завода-изготовителя до районной распределительной базы, находящейся от отправителя на расстоянии I км (также задается), руб;

Cnkt - плата банку за пользование кредитом на доставку заданной партии минеральных удобрений, что определяется также с учетом срока доставки (t) всего обусловленного груза, руб;

С„г - стоимость несохранности груза при доставке заданной (судовой) партии, что определяется расчетом с учетом принятых нормативов потерь или норм естественной убыли, руб.

Стоимость доставки заданной (судовой) партии минеральных удобрений ц-ой цены за одну тонну от определенного завода-изготовителя до районной распределительной базы может быть рассчитана по формуле, руб:

Cdlli = £XXSlkiik-Gif + ZEZSnppik'Gif,

где S¡it - тарифная ставка на перевозку на k-ом виде транспорта i-ым способом, руб./ткм;

/¡i - продолжительность тарифного участка доставки удобрений i-ым способом на k-ом виде транспорта, км;

Gif- масса перевозимого груза, т;

Snppi - сбор на погрузку-выгрузку (перевалку) груза, перевозимого i-ым способом на k-ый вид транспорта, руб/т.

Плата банку за пользование кредитом на доставку заданной партии минеральных удобрений определяется по формуле, руб:

Спк! = №Ц-Сб-1ТУ(100-365-24),

где Ц, - стоимость груза, руб./т;

Сб - средняя годовая банковская ставка за кредит, %;

IT - обшая продолжительность доставки груза, ч.

Стоимость несохранности груза при доставке заданной (судовой) партии определяется расчетом с учетом принятых нормативов потерь или норм естественной убыли, руб:

42

Вестник ВГАВТ

Снг = 0;Г-Ц-Муй/100, где N,,6, - норма естественной убыли груза при перевозке 1-ым способом, %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример расчета стоимости доставки химических удобрений

Исходные данные:

I. Количество минеральных удобрений, которое следует перевести во всех трех видах сообщений - 600 тонн.

II. Расстояние перевозки:

2.1. Транзитного транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного): 100, 200, 300,400, 500, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 км.

2.2. Местного автомобильного и железнодорожного транспорта (до речного порта, от речного порта) - 50 км.

III. Способы перевозки минеральных удобрений и виды используемых транспортных средств приведены в табл. 1.

Таблица 1

Способы перевозки удобрений и виды используемых транспортных средств

Способы перевозки Виды транспорта

железнодорожный автомобильный речной

1. Насыпью Вагон-минераловоз грузоподъемностью 60 т. Автомобиль-минераловоз грузоподъемностью 6 т. Универсальное судно с закрывающимися трюмами грузоподъемностью 600 т.

2. Транспортный пакет в термоусадочной пленке габаритными размерами 1200х 800x160 мм массой 1250 т. Полувагон грузоподъемностью 60-64 т. Бортовой автомобиль грузоподъемностью 20 т. То же

3. Транспортные пакеты в термоусадочной пленке (16 ед.), уложенные в универсальный контейнер грузоподъемностью 20 т. То же Автомобиль-контейнеровоз грузоподъемностью 20 т. - «-

IV. Перегрузка минеральных удобрений осуществляется в соответствии с предъявляемым способом перевозки.

V. Время доставки минеральных удобрений разными видами транспорта, транспортных средств с учетом обусловленных способов формирования грузовых единиц принимались по предложенным автором ранее методическим положениям и конкретным цифрам контрольных примеров и сведены в табл. 2.

На основе разработанной автором и представленной выше методики с учетом принятых исходных данных, а также действующих на различных видах транспорта тарифах на перевозку и перегрузку грузов выполнены расчеты стоимости доставки судовой партии удобрений насыпью, в транспортных пакетах и контейнерах, результаты которых приведены в табл. 3 и проиллюстрированы на рис. 1,2 и 3.

На рисунках отчетливо видно, что при доставке удобрений на расстояние приблизительно до 500 км наиболее предпочтительным при перевозке в пакетах и контейнерах является автомобильный транспорт, однако с увеличением расстояния стоимость доставки этим видом транспорта стремительно повышается и в итоге становится в два-три раза больше аналогичных показателей по другим видам транспорта. При перевозках

(

удобрений в пакетах и контейнерах на расстоянии более 500 км, а также при перевозках насыпью самой дешевой оказывается доставка маршрутными отправками на железнодорожном транспорте. Речной транспорт значительно проигрывает железнодорожному, но темпы роста стоимости доставки на нем ниже, чем на автомобильном.

Таблица 2

Сроки доставки удобрений на различные расстояния заданными видами транспорта и способами

Сроки транспортирования партии удобрений, ч

Расстояние железнодорожный транспорт автомобильный транспорт речной транспорт

перевозки вагонная маршрутная вагонная автомобильная

отправка отправка отправка отправка

1 2 3 4 5 6

насыпью

100 66.47 51,56 48,53 171,26 191,19

200 73,74 55,92 53,33 179,26 199,19

300 81,01 60,29 58,13 187,26 207,19

400 88,29 64,65 62,93 195,26 215,19

500 95,56 69,02 67,73 203,26 223,19

1000 131,92 90,84 115,73 267,26 287,19

1500 168,29 112,65 139,73 307,26 327,19

2000 204,65 134,47 163,73 347,26 367,19

2500 241,02 156,29 187,73 387,26 407,19

3000 27738 178,11 211,73 427,26 447,19

в транспортных пакетах

100 69,62 54,71 55,80 205,64 236,20

200 76,89 59,07 60,60 213,64 244,20

300 84,17 63,44 65,40 221,64 252,20

400 91,44 67,80 70,20 229,64 262,20

500 98,71 72,17 75,00 237,64 268,20

1000 135,07 93,98 123,00 301,64 332,20

1500 171.44 115,80 147,00 341,64 372,20

2000 207,80 137,62 171,00 381,64 412,20

2500 244,17 159,44 195,00 421,64 452,20

3000 280,53 181,26 219,00 461,64 492,20

в контейнерах

100 75,87 60,96 49,47 182,79 186,63

200 83,14 • 65,33 54,27 190,79 194,63

300 90,42 69,69 59,07 198,79 202,63

400 97,69 74,05 63,87 206,79 210,63

500 104,96 78,42 68,67 214,79 218,63

1000 141,33 100,24 116,67 278,79 282,63

1500 177,69 122,05 140,67 318,79 322,63

2000 2500 214,05 250,42 143.87 165,69 164,67 188,67 358,79 398,79 362,63 402,63

3000 286,78 187,51 212,67 438,79 442,63

44

Таблица 3

Общая удельная стоимость доставки удобрений на различные расстояния заданными видами транспорта и способами с учетом платы за кредит и несохранности груза (руб/т)

Расстояние Стоимость транспортирования партии удобрений

перевозки, железнодорожный транспорт автомобильный транспорт речной транспорт

км вагонная отправка маршрутная отправка вагонная отправка автомобильная отправка

1 2 3 4 5 6

насыпью

100 377,97 367,10 636,53 652,16 914,89

200 410,15 395,23 803,34 672,08 934,82

300 440,07 421,39 970,16 692,01 954,75

400 473,58 450,69 1136,97 711,93 974,67

500 499,59 473,43 1303,79 731,86 994,60

1000 638,79 606,03 2138,60 891,26 1154,01

1500 779,86 739,51 2972,68 990,89 1253,63

2000 902,28 851,77 3806,76 1090,52 1353,26

2500 1022,93 984,12 4640,83 1190,15 1453,89

3000 1125,68 1081,34 5474,91 1289,78 1552,52

в транспортных пакетах

100 309,91 299,83 269,22 584,42 554,72

200 336,13 322,74 346,87 604,34 574,65

300 360,50 344,04 424,52 624,27 594,58

400 387,78 367,88 502,17 644,19 614,50

500 408,98 386,39 579,82 664,12 634,43

1000 533,39 504,64 968,80 823,52 793,83

1500 637,58 603,68 1357,04 923,15 893,46

2000 737,30 695,05 1745,29 1022,78 993,09

2500 835,62 803,10 2133,53 1122,41 1092,72

3000 919,37 882,27 2521,77 1222,04 1192,35

в контейнерах

100 427,74 427,28 269,03 584,67 426,89

200 451,36 450,81 346,68 604,60 446,82

300 473,34 472,70 424,33 624,53 466,75

400 497,94 497,20 501,97 644,45 486,67

500 517,04 516,22 579,62 664,38 506,59

1000 616,72 615,45 968,61 823,78 666,00

1500 712,28 710,56 1356,85 923,41 765,63

2000 799,55 797,38 1745,09 1023,04 865,26

2500 885,59 882,97 2133,33 1122,67 964,89

3000 958,89 955,82 2521,57 1222,29 1064,52

стоимость доставки, руб/т 6000-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5000 -

4000-

3000-

2000-

1000-

-------,-,-----1--^

500 1000 1500 2000 2500 3000 расстояние

перевозки, км

Рис 1. Общая удельная стоимость доставки партии удобрений различными видами транспорта насыпью —— вагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении;

— — маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении: .... в прямом автомобильном сообщети;

— --- вагонными отправками в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

— - — автомобильными отправками в смешанном автомобильно-водном сообщении;

стоимость доставки, руб/т 3000-

2500-

2000

1500

1000-

500-

-!-;-I-1--|

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 расстояние

перевозки, км

Рис. 2. Общая удельная стоимость доставки партии удобрений различными видами транспорта в транспортных пакетах.

46

стоимость доставки, руб/т

перевозки, км

Рис. 3. Общая удельная стоимость доставки партии удобрений различными видами транспорта в контейнерах1

Тем не менее, стоит отметить, что при расчете стоимости доставки речным транспортом учитывалась, как уже упоминалось в исходных данных, перевозка местным транспортом до порта и из него и перевалка с одного вида транспорта на другой. Если выполнить расчет без учета этих: показателей, т. е. рассчитать стоимость доставки только на речном участке пути, то получится иной результат, наглядно представленный в табл. 4 и на рис. 4. ! №

Таблица 4

Общая удельная стоимость доставки удобрений на различные расстояния речным транспортом с учетом платы за кредит и несохранности груза (руб/т)

Расстояние перевозки, км Стоимость ц эанспортирования партии удобрений

насыпью транспортными пакетами в контейнерах

100 371,78 283,46 156,22

200 391,71 303,38 176,14

300 411,64 323,31 196,07

400 431,56 343,24 215,99

500 451,49 363,16 235,92

1000 610,15 521,83 394,58

1500 709,78 621,45 494,21

2000 809,41 721,08 593,84

2500 909,04 820,71 693,47

3000 1008,66 920,34 793,10

1 Примечание: на рисунке стоимость доставки удобрений в контейнерах железнодорожным транспортом вагонными и маршрутными отправками показана одной сплошной линией, т.к. расхождение в стоимости между ними крайне невелико.

стоимость доставки, руб/т

1200-

1000-

400-

600-

800-

200-

--1-1-1-1-1-1-

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 расстояние

перевозки, км

Рис. 4 Общая стоимость доставки партии удобрений различными видами транспорта насыпью: — вагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении; — — маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении; .... доставка речным транспортом без учета доставки и перевалки на местный транспорт.

Причины такого внезапного выигрышного положения речного транспорта кроются, во-первых, в более низких тарифах на погрузку и выгрузку удобрений в речных портах по сравнению с другими видами транспорта и, во-вторых, в том, что при расчете общей стоимости не учитывались расходы на обратный порожний рейс, т.е. принималось, что судно совершает обратный путь груженым и расходы по этому рейсу относятся на другого грузовладельца. К сожалению, судовладелец не так часто может найти грузопоток в обратном направлении для своего судна. Кроме того, предприятия, производящие удобрения и их потребители, как правило, не находятся в непосредственной близи от порта, в результате чего возникают дополнительные расходы на доставку удобрений местным автомобильным или железнодорожным транспортом и перевалку груза на речной транспорт или с него. Снижение или устранение этих издержек совместными усилиями грузовладельцев и судовладельцев (или транспорт-но-экспедиторских фирм) могли бы значительно повысить конкурентоспособность речного транспорта по сравнению с другими видами транспорта.

Список литературы

[1] Гладышев А.Н. Перевозка минеральных удобрений речным транспортом. - М.: Транспорт,

[2] Протасов Л.П. Эффективность перевозки и перегрузки грузов в специальных контейнерах. Труды ЦНИИЭВТ. Вып. 44. - М.: Транспорт, 1966. - С. 57-84.

[3] Телегин А.И., Гладышев А.Н. Результаты опытных перевозок по определению потерь минеральных и химических удобрений. Сборник ЦБНТИ Минречфлота, вып. 12 (36). - М.: Транспорт, 1976. - С. 22-26.

[4] Телегин А.И. и др. Качество и эффективность перевозок сухогрузов. Методы и результаты исследований за 1970-2000 годы. Монография. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2002. - 299 с.

[5] Трихунков М.Ф Об оценке потерь перевозок грузов в экономических расчетах. -Тр./МИИЖТ, вып. 425. - М.: 1973. - С. 71-80.

[6] Уртминцев Ю.Н. Организация работы речного флота в условиях рынка: проблемы методологии. Монография, -г Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. - 252 с.

1973.-64 с.

48

REQUIREMENTS TO THE FORMATION OF THE ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL FOR THE CHOICE OF OPTIMUM WAYS AND SYSTEMS OF DELIVERY OF CHEMICAL FERTILIZERS

A. O. Nichiporuk

Requirements in formation of economic-mathematical model and an example of calculation of cost indexes of the process of the transportation offertilizers by various ways and types of transport are given in the article.

УДК 379.85

С. В. Булганина, к. т. н., доцент, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КЛУБНОГО ОТДЫХА

В статье рассматриваются вопросы изучения рынка туристических услуг в сфере

клубного отдыха.

Современный рынок туристических услуг многообразен, по категориям он делится на международный, национальный и туризм в пределах страны. С каждым годом в России наблюдается тенденция увеличения доли международного туризма, что связано с увеличением доходов населения, оптимальным сочетанием «цена-уровень сервиса» (особенно популярны курорты Турции, Египта и экскурсионные туры по Европе). Одним из видов экономичного отдыха является - клубный отдых (таймшер), остановимся на его особенностях, достоинствах и недостатках более подробно.

Система владения отдыхом возникла в Европе в 60-х годах, широко распространена по всему миру (в 85 странах), с 1996 году используется и в России, но в связи с отсутствием в нашей стране законодательной базы предпочтение отдается другим видам отдыха.

ТтеэЬаге в переводе с английского означает «разделение времени», т.е. разделение времени (по сезонам и кратных одной неделе) использования апартаментов между многими людьми. Основным документом, подтверждающим право владения приобретенными неделями отдыха и пользования инфраструктурой клуба - является клубный сертификат (сертификат отдыха, сертификат члена клуба), который не предоставляет владельцу имущественных прав на недвижимость.

Клубный отдых - это право туриста ежегодно проводить одну и более недель своего отдыха на выбранном курорте в определенной стране или группе курортов, объединенных в клубную систему, в течение длительного периода времени или пожизненно. Это позволяет сэкономить на общей цене, складывающейся из первоначального взноса при приобретении недель отдыха (от шести до пятнадцати тысяч евро в зависимости от страны, типа жилья и сезона) и ежегодных управленческих и/или членских взносов (от трехсот евро). Покупка таимшера должна расцениваться туристами как качественный отдых на многие годы.

В соответствии с Уставами клубов владельцу приобретенных недель клубного отдыха предоставляются следующие права:

1) подарить своим детям или другим родственникам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.