МЕТОДИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА ДУТАР В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Исаева Н.Р.
Исаева Нигора Рашидовна - старший преподаватель, кафедра исполнительство на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются тенденции и педагогические проблемы обучения народным инструментам, а также инструмента дутар, на уроках музыкального образования на основе научных принципов.
Ключевые слова: народные инструменты, инструмент, танбур, сато, тутек, кавал, сибизга, най, дека, резонатор, статус, лад.
METHODOLOGICAL AND MUSICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF USING THE DUTAR INSTRUMENT IN THE PROCESS OF MUSIC EDUCATION
Isayeva N.R.
Isayeva Nigora Rashidovna - senior lecturer, DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the trends and pedagogical problems of teaching folk instruments, as well as the dutar instrument, in music education lessons based on scientific principles.
Keywords: folk instruments, instrument, tanbur, sato, tutek, kaval, sibizga, nai, soundboard, resonator, status, mode. Введение.
Музыкальное образование сегодня является одним из основных звеньев образования. Ведь музыкальное образование играет ключевую роль в формировании духовных качеств и культурных знаний и умений будущих кадров. Обучение игре на народных инструментах является одной из важных задач в музыкальном образовании для подготовки учащихся в духе верности Родине. В этом плане обучение игре на дутаре показывает свои хорошие результаты. Инструмент дутар относится к историческим музыкальным инструментам, методические и педагогические аспекты его обучения описаны ниже.
Методы работы над исполнительским мастерством на музыкальном инструменте дутар. В опыте музыкальной педагогики развитие музыкально-исполнительских качеств учащегося является одним из важных условий. Чтобы понять разницу между ними, давайте сначала рассмотрим аспекты, связанные с исполнительскими навыками.1
Принципы исполнения гамм формируются у исполнителей в ходе многолетнего обучения и педагогического опыта, имеют свои традиции. Эти принципы заключаются в следующем:
> виды гамм: диатонические, мажорные, минорные, натуральные, гармонические, мелодические, хроматические и целые тона;
> Исполнение мелисимах как замзама, гульпартав, кочирим, нола, молиш и подобных, состоящих из ладов макама в различных тонах;
> охват всего звукового ряда (диапазона) музыкального инструмента во время занятий;
> в разных ритмических формах, т.е. построение гаммы с квартолами при игре в две октавы и триолами при игре в две с половиной или три октавы;
> играя гаммы различными штрихами, такими как detache, legato, staccato, marcato, portato;
> играя с различными динамическими персонажами, такими как f p, sf, fp;
> исполнительские навыки развиваются путем игры с использованием различных
аппликатурных исполнительских вариантов 2.
Основной целью занятий является работа над совершенствованием чистоты и чистоты звуковой интонации, увеличением скорости ударов, выработкой техники дыхания, четкой формы штрихов, обеспечением равномерного и плавного уравновешивания последовательных звуков по методу3.
В развитии исполнительского мастерства большое значение имеют не только гаммы, но и упражнения, в которых упражнения с широкими интервалами, прыжки, упражнения на освоение неудобного для пальцев
1 Юнусов Р., Мамадалиев Ф. "Вопросы национального музыкального исполнительства" Ташкент, 2001 г.
2 Ильяс Арабов «Традиционное музыкальное представление (Дутар)» Учебное пособие для вузов, Ташкент 2018;
3 Абдуфаттох Абдугаппаров Учебник «Методика обучения инструментальному исполнительству» Ташкент 2020;
исполнительского положения пальцев, сложные приемные вращения, упражнения предназначенные для использования различные украшения тоже играют большую роль.
Также существует множество упражнений, созданных с целью художественного исполнения. На уроках учитель должен четко определить основную методическую направленность упражнений и объяснить учащемуся, что они составлены с определенной целью. При этом учащиеся должны понимать, что исполнительское мастерство является не целью, а средством раскрытия содержания художественного произведения. Также большое значение для самостоятельной подготовки студента имеет правильное распределение времени на занятия, развивающие технику исполнения.
Распространенные способы работы над музыкальными произведениями.
Работа каждого музыканта над музыкальным произведением уникальна, и каждый подходит к этому процессу по-своему. Но есть и общие моменты процесса работы над музыкальными произведениями, которые складывались годами. Его можно разделить на три основных этапа.
Первый этап - ознакомление с музыкальным произведением и формирование плана выступления. После этого формируется исполнительный план. Исполнительный план отражен в следующем. Объективный подход:
• жанр, к которому относится произведение (народная музика, сочинения композиторов и др.);
• определение тональности произведения;
• его форма;
• образ и характер частей (веселая, грустная, героическая, юмористическая и др.);
• традиции, сложившиеся при исполнении этого произведения, Субъективный подход;
• исполнительский темперамент студента (сохранение внутреннего порядка, терпеливость в исполнении, склонность к разыгрыванию произведений);
• образное мышление и творческое воображение студента;
• отношение студента к работе (заинтересованность в ней, многознание, равнодушие).
Также большое значение имеет подход педагога к обучению новому произведению, ориентация мыслей педагога и студента на одну цель4.
Второй этап направлен на выполнение плана деятельности и является наиболее важным этапом. При этом определяется текст мелодии, рассматриваются основные исполнительские и художественные средства. Потому что с помощью этих инструментов раскрывается содержание и суть произведения. При работе над музыкальными произведениями четко определяется развитие мелодии и ее предложений, периодов, кульминаций, частей мелодии и других узловых моментов. Кто из них ведущий или помощник, зависит от характера и задач музыки. Также определяются и изучаются техническое звучание, сложные и трудные части произведения по частям с обозначениями от частного к общему и от общего к частному.
В этом процессе рекомендуется критически слушать свое исполнение и играть сложные партии в медленном темпе. Игра особенно технически сложных произведений с разными линиями и артикуляциями может очень помочь. Сколько бы музыкант ни усердно работал над мелкими частями, он никогда не должен забывать единство произведения, а иногда желательно обогатить свое воображение, играя его целиком. В течение всего выступления понятие стандарта должно быть в центре внимания педагога и студента.
Третий этап - завершающий этап работы над музыкальным произведением, запоминания художественных целей произведения, его частей, множества аккомпанирующих голосов, определение конечных результатов художественного задания и объединение изучаемых частей в единое целое. коллекция» и улучшение выражения производительности. При этом метод аккомпанемента представляет собой сцену, реализующую общее целостное исполнение, особенно в гармонии с концертмейстером. На этом этапе преподаватель должен иметь глубокие знания этой работы и не должен пытаться упростить некоторые ее сложные части. Потому что некоторые педагоги убирают (вырезают) какую-то сложную часть или рисунок произведения, когда студент не может его играт или играт без кульминации или играют без этой части. Такой спектакль нельзя назвать полноценным исполнением целого произведения. В процессе запоминания произведения используются все виды музыкальной памяти: слуховой, зрительный, сенсомоторный, логический и «наизусть». После заучивания желательно попробовать сыграть по тексту нотного листа для большей достоверности, прослушать магнитную запись произведения и сохранить его в памяти с критической оценкой, а также попытаться воспроизвести без переложения на другой тональность. При попытке сыграть с неожиданного места, что правильно, произведение закрепляется в памяти. При работе над музыкальными произведениями, независимо от формы произведения, в ее основе лежат вышеизложенные принципы и этапы.
Стиль преподавания на разных этапах обучения.
Испокон веков подготовка музыканта у всех народов - очень сложная задача, и осуществлялась она индивидуально, в стиле учитель-ученик. Особенно у восточных народов этому уделялось большое внимание. Эта традиция прошла проверку веками и дошла до нас и признана самым эффектным уникальным стилем и сегодня. Индивидуальное обучение учителя, то есть его индивидуальный подход к каждому ученику, воспитание личности, ее всестороннее развитие требуют от учителя большой
4Абдуфаттох Абдугаппаров Учебник «Методика обучения инструментальному исполнительству» Ташкент 2020;
ответственности. Поэтому очень важным процессом является подготовка к уроку и планирование урока. При этом он должен просмотреть и, при необходимости, отредактировать имеющуюся литературу и музыкальные записи (диски, аудиозаписи). Необходимо каждому студенту рассмотреть методическую и нотную литературу с учетом его личных возможностей. Учебный процесс осуществляется в следующие три этапа:
4- проверить домашнее задание;
знакомство с продолжением нового разучиваемого произведения или мелодии, начатой на предыдущих уроках;
-I- учителю желательно показать методические указания по самостоятельной работе над домашним заданием5.
Участие студентов разного уровня в качестве слушателей на уроках повышает их педагогическое мастерство, уровень и самостоятельность мышления. Одной из основных задач преподавателя является формирование у учащихся свободного музыкального мышления при самостоятельном толковании содержания произведения, особенно «Проблемного обучения».
Никакая передовая методика, учебник или программа не заменит учителя, который эффективно и интересно проводит урок. Именно поэтому роль педагога в воспитании музыканта и человека в целом несравнима. В творческой сфере, особенно в музыкальном направлении, педагог и его стиль преподавания определяются конечными результатами образования и качеством его учеников.
Список литературы /References
1. Абдуфаттох Абдугаппаров «Методика обучения инструментальному исполнительству» учебник Ташкент 2020.
2. Ильяс Арабов «Исполнение на традиционных инструментах (дутар)» Учебное пособие для вузов, Ташкент 2018 г.
3. Юнусов Р., Мамадалиев Ф. «Вопросы национального музыкального исполнительства» Ташкент, 2001.
4. Матёкубов О. «Макамот» Ташкент, 2004.
5Абдуфаттох Абдугаппаров Учебник «Методика обучения инструментальному исполнительству» Ташкент 2020;