Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА ИНСТРУМЕНТЕ НАЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА ИНСТРУМЕНТЕ НАЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЙ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ИСПОЛНЕНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахидов Юсуфжон Кадирович

Най - музыкальный инструмент, используемый как сольный инструмент, так и в ансамблях и оркестрах. Чем шире объем, тем больше он выступает в качестве ведущего в народных мелодиях, макомах, ансамблях. Диотонический звукоряд имеет тональность от ля первой октавы до ре четвертой октавы. Ноты пишутся в скрипичном ключе. Обучение исполнению на нае требует от учителя больших усилий. В процессе обучения студентов исполнение на инструменте най, конечно же, существуют определенные методические указания, о которых в данной статье будет рассказано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR THE EXECUTION OF THE NAY INSTRUMENT

The nay is a musical instrument performed as a solo instrument, as well as in ensembles and orchestras. The wider the volume, the more it acts as a leader in folk melodies, makoms, and ensembles. The diotonic scale has a key from a of the first octave to d of the fourth octave. The notes are written in the treble key. Learning to perform on the nae requires a lot of effort from the teacher. In the process of teaching students to play the nay instrument, of course, there are certain methodological guidelines, which will be discussed in this article.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА ИНСТРУМЕНТЕ НАЙ»

Азии на основе своей культуры и традиций. Народные способы массового исполнения, народные или другие способы исполнения, а также традиционные классические способы исполнения всегда украшали народную исполнительскую практику.

Дутар фактически развился до уровня классицизма со своей тенденцией к народному стилю. Дутар имел свое место в практике исполнения на народных инструментах и играл достойную роль в сопровождении различных инструментов, в развитии культуры того времени, и ценился как необходимый инструмент. Поэтому, должно быть, к нашему времени разнообразие композиционных ансамблей, стилей дутара в соло увеличилось еще больше. Отрадно, что молодёжь положительно к этому относится и принимает. А стремление молодежи познать секреты исполнительства дутара является свидетельством его дальнейшего развития.

Список литературы / References

1. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

2. Назарова О. «Эл севган санъаткорлар». «Узбекистон». Тошкент, 2008.

3. Махмудова Ф.Н. «Макомы на дутаре». «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА ИНСТРУМЕНТЕ НАЙ Вахидов Ю.К. Email: [email protected]

Вахидов Юсуфжон Кадирович — преподаватель, кафедра инструментального исполнительства, Государственный институт культуры и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: най - музыкальный инструмент, используемый как сольный инструмент, так и в ансамблях и оркестрах. Чем шире объем, тем больше он выступает в качестве ведущего в народных мелодиях, макомах, ансамблях. Диотонический звукоряд имеет тональность от ля первой октавы до ре четвертой октавы. Ноты пишутся в скрипичном ключе. Обучение исполнению на нае требует от учителя больших усилий. В процессе обучения студентов исполнение на инструменте най, конечно же, существуют определенные методические указания, о которых в данной статье будет рассказано.

Ключевые слова: най, музыка, музыкальный инструмент, исполнение, произведение, студент.

GUIDELINES FOR THE EXECUTION OF THE NAY INSTRUMENT

Vakhidov Yu.K.

Vakhidov Yusufjon Kadirovich — Teacher, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ART OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the nay is a musical instrument performed as a solo instrument, as well as in ensembles and orchestras. The wider the volume, the more it acts as a leader in folk melodies, makoms, and ensembles. The diotonic scale has a key from a of the first octave to d of the fourth octave. The notes are written in the treble key. Learning to perform on the nae requires a lot of effort from the teacher. In the process of teaching students to play the nay instrument, of course, there are certain methodological guidelines, which will be discussed in this article. Keywords: nay, music, musical instrument, performance, work, student.

УДК 788.5

В соответствии с государственными требованиями к высшему образованию четко определены цели и задачи обучения по специальности инструмента най, что наряду с всесторонним развитием талантов, культурного уровня, исполнительских навыков, слуховых

способностей студентов ставит перед нами такие задачи, как формирование художественного вкуса и расширение их кругозора, ознакомление с высокими образцами национального музыкального наследия и воспитание исполнителей-созидателей. Для реализации этой цели необходимо обучить начальным основам знаний по специальности най, привнести их в мир искусства, широко использовать шедевры классического музыкального наследия узбекского народа, наладить пропаганду эстетических знаний, проводить индивидуальные занятия с одаренными студентами.

Занятия должны быть содержательными, разнообразными, а также расширять музыкальный кругозор студента, формировать его творческий и духовный облик, повышать навыки демонстративного исполнения каждого произведения. В процессе занятий студенты должны не только сформировать исполнительские навыки и умения, но и получить знания по специальности об исторических источниках, о повествовании о каждом произведении, о виртуозных исполнителях, композиторах и мастерах исполнительства на нае.

Звук ная сильный, свистящий, резкий, несколько матовый. При игре на нае применяются различные виды мелизмов, сложные пассажи, разнообразные штрихи (легато, стаккато, портаменто). Но при этом все же для ная наиболее характерны протяжные мелодии, с медленно растягивающимися звуками, обогащаемыми тонкой сменой нюансов как на одном звуке, так и на протяжении фраз [1].

Знания, умения и навыки, приобретенные студентами по уровням исполнительства на инструменте най, разработаны в соответствии с содержанием образования и состоят из комплекса теоретических и практических занятий, которые включают в себя:

- знание всех особенностей исполнительства на инструменте най и различать все тембры звучания;

- умение исполнять образцы технических произведений разных жанров и сложности с художественно-мелодическим совершенством, осмыслением содержания;

- умение исполнять соло и ансамблем, читать сложные музыкальные произведения по нотам и описывать суть мелодии;

- иметь представление о народном музыкальном наследии и знание всех сложных музыкальных терминов;

- знание средств выразительности музыки;

- уметь отличать виды исполнения от звучания исполнения.

- знание жанров музыки и умение отличать их от стиля исполнения;

- знание конкретных стилей исполнения и типов инструментов в каждом местном стиле;

- умение исполнения народных мелодий Республики Каракалпакстан, Фергано-Ташкентского, Самаркандско-Бухарского, Сурхандарьинского, Кашкадарьинского, Хорезмского исполнительских стилей;

- умение различать в национальной музыкальной практике местные стилевые варианты узбекских народных массовых и профессиональных музыкальных жанров;

- умение исполнения произведений узбекских композиторов в трех оазисах (Хорезмский маком, Шашмаком, Фергано-Ташкентский маком);

Важное значение для овладения учащимися данной дисциплиной имеет использование передовых и современных методов обучения, внедрение новых информационно-педагогических технологий. При освоении дисциплины используются учебники, учебно-методические пособия, раздаточные материалы, электронные материалы, синтезаторы и музыкальные компьютерные программы. Также на индивидуальных занятиях широко используются традиция наставничества. Особенно важную роль в переходе от поколения к поколению классического музыкального наследия играет эта система "наставник и ученик". Надо особенно отметить, что и в системе высшего учебного заведения традиции "наставник и ученик" показывает свои наилучшие результаты. В давние времена по этой традиции узбекская традиционная музыка устно перешёл от поколения к поколению. А сегодня, мы живём в мире развитых информационных технологий, коммуникаций и в этом плане традиции "наставник и ученик" приобрели современный характер [2].

Прохождение урока-сложный процесс творческого труда. Когда наставник начинает проводить занятия с учеником, ему сначала назначается домашнее задание. Даже если в процессе исполнения студентом допущена ошибка, желательно услышать его до конца, не останавливаясь. Показ, разъяснение и исправление ошибок учащегося осуществляются в процессе повторного воспроизведения заданного произведения на инструменте най. С самого начала обучения исполнительному процессу необходимо сформировать у студента навыки регулярной самостоятельной работы. Обычно, даже если регулярности трудно достичь,

желательно, чтобы такие занятия постепенно становились привычными. В большинстве случаев причина неподготовленности домашнего задания, заключается не в плохом отношении ученика к уроку или лености, а в том, что он не до конца понимает задачу, не знает подход к изучению музыкального произведения [3].

Проведение урока учителем в неразрывной связи с выполнением объяснительной работы на нае свидетельствует о правильной в формальном и методическом отношении работе. Тогда внимание студента к уроку будет полностью привлечено, а интерес к нему возрастет. Для реализации основных вопросов учебно-воспитательной работы на каждом уроке педагог по специальности подбирает средства, которые на определенном этапе особенно удобны и дают результат.

Большое значение в развитии технического исполнительского мастерства на инструменте най имеет систематическое изучение гаммы, арпеджио, различных упражнений, построенных на основе национальных мотивов. При работе над гаммой, арпеджио и упражнениями необходимо обращать внимание на качество исполнения, на нежное движение и его мягкое исполнение, на тонкость звучания, на четкое ощущение ритма, на точность музыкального тона (интонации) и качество звучащей национальной мелодии.

Список литературы / References

1. Досимбетов Батир. «Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана». «Наука, образование и культура». № 2(26), 2018.

2. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству», «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

3. Абдугаппаров А.А. «Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий», «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.