ДРЕВНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - ДУТОР
Махмудова Ф.Н.
Махмудова Фарангиз Нуриддин кизи - старший преподаватель, кафедра макомного инструментального исполнительства, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: наряду с тем, что узбекское музыкальное искусство красиво и уникально, оно также очень древнее. Музыкальные инструменты также создавались и развивались с древних времен и дошли до наших дней. Узбекская музыка настолько богата, что почти для каждого музыкального инструмента создано более 100 произведений. Инструмент дутор - один из таких древних инструментов. Узбекский народ любит дутор с древних времен. На основе музыкальных нот дутора сочинены крупные макомы, мелодии. Сегодня проводятся научные исследования по инструменту дутор. Данная статья также посвящена инструменту дутор. В ней есть информация о нём в древних трактатах. В то же время здесь можно узнать о знаменитых дутаристах, живших в 17 веке.
Ключевые слова: дутор, маком, дутарист, музыкальный инструмент, народное творчество, звук дутора.
ANCIENT MUSICAL INSTRUMENT - DUTAR Mahmudova F.N.
Mahmudova Farangiz Nuriddin kizi - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OFMAKOMIC INSTRUMENTAL PERFORMANCE, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: along with the fact that Uzbek musical art is beautiful and unique, it is also very ancient. Musical instruments have also been created and developed since ancient times and have survived to the present day. Uzbek music is so rich that more than 100 pieces have been created for almost every musical instrument. The dutar instrument is one of such ancient instruments. The Uzbek people have loved the dutor since ancient times. On the basis of the musical notes of the composer, large makoms and melodies are composed. Today, scientific research is being conducted on the instrument dutor. This article is also devoted to the dutor tool. It contains information about him in ancient treatises. At the same time, here you can learn about famous guitarists who lived in the 17th century. Keywords: dutor, makom, dutarist, musical instrument, folk art, sound of a dutar.
УДК 787.8
Музыкальные инструменты - это как духовное, так и материальное богатство узбекского народа. Действительно, у каждого народа есть свои традиционные музыкальные инструменты, которые гармонизируют его национальное наследие, традиции эпохи с национальными тонами и гармонизируют их с духовностью нации через образцы музыкального искусства. Необходимо признать, что мир узбекских музыкальных инструментов богат и разнообразен в духовном и материальном плане. Остается сказать, что если духовность определенного народа велика, то и его история и соответствующее ей наследие также велики.
Узбекские народные музыкальные инструменты были сформированы красочным образом, и есть музыкальные инструменты, подходящие для всех отраслей музыки, которые развивались на протяжении веков. В своих научных и музыкальных трактатах ученые прошлого затрагивали различные аспекты изучения музыкальных инструментов и описывали классификацию музыкальных инструментов тех времен. Фараби, Абдурахман Джами, Амули, Дарвеш Али Чанги, Абдурауф Фитрат изучили и осветили с большим вниманием некоторые особенности музыкальных инструментов.
Дутор один из традиционных музыкальных инструментов Узбекистана. Дутор, занявший достойное место в практике народного исполнения с давних времен, по сей день занимает место из состава всех групп, характерных для традиционного стиля исполнения. Он был сформирован как традиционный сольный инструмент и стал одним из ведущих инструментов.
К XX - XXI векам исполнительство на дутаре стало развиваться на профессиональном уровне. Сформировался ряд умелых исполнителей. Появились разные стили и виды исполнения дутара. Среди инструментов дутар выделялся своей естественностью, тонкостью, таинственным звучанием. Главной причиной этого было то, что звучание инструмента было не таким резким, обладало нежным, певучим звуком. Эти аспекты сохранились и в настоящее время. Это также одна из главных причин, почему дутар с незапамятных времен стал более популярным в женской исполнительской практике. На протяжении всего прошлого возникли различные направления исполнительства дутара. В практике народного творчества солисты и музыканты даже создали свои особые макомные треки в традиционном стиле [1].
Хотя историческое формирование музыкального инструмента дутор и его совместимость с другими музыкальными инструментами уходят корнями в далекое прошлое, мы находим определения о нём в
научных источниках, написанных с XV века. Судя по сведениям Фараби, Хурасанский танбур многими своими приметами напоминает современного дутора. Но мы читаем информацию о дуторе, в которой описывается его имя и все его возможности, в трактате под названием "Конуни илм ва амали мусщий" ("Закон науки и практики музыки"), посвященном музыкальной науке Зайнуллобиддина аль-Хусейна, музыковеда, который жил в XV веке. На самом деле, он описывает музыкальный инструмент дутор с двумя струнами и их диапазоном, состоящим из 11 частей нот, соединенных с ручкой, образующих четверть интервала. Но, стоит отметить, что инструмент, описанный в трактате, во всех отношениях близок к современной дутор. Разница может быть только в форме. Поскольку описанный корпус дутора немного больше, чем у современного дутора, а ручка короче [2]. Со временем неизбежно, что инструменты подвергаются процессу изменения или совершенствования.
Абдурауф Фитрат приводит такую информацию об инструменте дутор: «Поскольку игра на дуторе легче, чем игра на танбуре, на этом музыкальном инструменте в народе играют больше, чем на танбуре. Его ручка до 7,0-7,5 в диаметре, чаша 2,0х4,5 г. Ноты в некоторых местах 13, а в некоторых 14. Мелодии макомов из-за нехваток нот не исполняется на дуторе. Если необходимо сыграть, ноты мелодии меняется. То есть он исполняется в соответствии с имеющимися нотами дутора.» [3]. На самом деле дутор считается одним из самых изменчивых музыкальных инструментов среди узбекских национальных музыкальных инструментов. Настройки инструментов в этой категории настраиваются на нот, который необходим для исполнения. Дутор настраивается по-разному в зависимости от произведения, исполняемой в практике.
На самом деле, на инструменте дутор можно исполнять различные произведения, мелодии. По этому поводу Фитрат говорит: «На дуторе можно исполнять шуъба и уфары Шашмакома, а также все народные мелодии» [3]. Дутор широко используется в практике музыкантов разных возрастов как богатый, элегантный и женственный, наполненный философским звуком инструмент с разнообразными и красочными нотами среди традиционных инструментов.
В традиционном стиле исполнения дутара созданы специальные макомные произведения. В Хорезмском оазисе исполнение на дутаре своеобразна и также характерна непрерывное исполнение усуля рез правой рукой. Выделять каждую сильную долю, ударить по крышке четырьмя пальцами правой руки, исполнять щелкая струны, являются основными функциями Хорезмской школы исполнения на дутаре. В Хорезме штрихи правой руки на дутаре называется "даст". Они сочетают в себе сложные и привлекательные стороны мелодий и отделов усулей [4].
Об инструменте дутор в музыкальном трактате Дарвеша Али Чанги не выделялся, но дал информацию о знаменитом исполнителе на дуторе отдельно. Один из таких музыкантов был Юсуф Мавдуди Дутари Гератский. Оп принадлежал к числу знаменитых музыкантов Ирака. В музыке превзошел всех современников и являлся непревзойденным артистом дутаристом. Свою игру он сопровождал столь пленительным пением, что захватывал все сердца [5]. Ещё один талант Ходжа Махмуд бен Исхаки -Шехани. Помимо того, что он был совершенным музыкантом, он был также замечательным каллиграфом, по скромности скрывавшим этот талант, и прекрасным дутаристом. Этот музыкант дутарист в других источниках называется Махмуд бен Исхаки Шехаби, иначе Махмуди Шехаби бен Исхаки Сиявуш.
Список литературы /References
1. Махмудова Ф.Н. Роль инструмента дутар в ансамбле в XX-XXI веках. «Вестник науки и образования». № 7(110), 2021.
2. Матякубов Ш. Анъанавий хонандалик асослари. Учебное пособие. Ташкент, 2022.
3. Фитрат. Узбек классик мусщаси ва унинг тарихи. "Фан" нашриёти. Т., 1993.
4. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019. д
5. Семенов А.А. Среднеазиатский трактат музыке Дарвиша Али 17-века. Т., 1946.
6. Махмудова Ф.Н. Макомы на дутаре. «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137), 2019.