ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
Методические феномены релаксации и напряжения в двигательной реабилитации детей
Ефименко Н.Н.
Авторский педагогический Центр (АПЦ-ЦРД)
Аннотации:
Рассмотрены феномены расслабления и напряжения в двигательной реабилитации детей. В исследовании приняли участие 59 детей дошкольного возраста с различными двигательными нарушениями, в том числе детский церебральный паралич. Был проведен анализ 18 литературных источников по проблеме. Установлено, что как расслабление, так и напряжение можно методически использовать для повышения эффективности двигательной реабилитации детей средствами физического воспитания и лечебной физической культуры. В общеметодологическом плане расслабление всегда должно предшествовать напряжению, но в зависимости от преобладающего мышечного тонуса (гипертонии или гипотонии) необходимы специфические методические трансформации этого подхода. К тому же, не все известные технологии работы с мышцами могут быть успешно применены в работе с детьми дошкольного возраста, страдающими спастическими формами детского церебрального паралича.
Ключевые слова:
расслабление, напряжение, мышцы, реабилитация, церебральный паралич.
тонус, детский
Сфименко М.М. Методичш феномени релаксаци та напруження в руховш реабшггацм дггей. Розглянут феномени розслаблення i напруження в руховм реаб^тацп дтей. У дослщжены взяли участь 59 дошктьнят з рiзними рухо-вими порушеннями (включаючи дитя-чий церебральний паралiч). При цьому було проведено аналiз 18 лтературних джерел з проблеми. Встановлено, що як розслаблення, так i напруження можна методично використати для пщвищення ефективност руховоТ реаб^тацп дiтей засобами фiзичного виховання i лку-вальноТ фiзичноТ культури. В загально методичному планi розслаблення за-вжди повинно передувати напруз^ але в залежностi вiд переважаючого м'язового тонусу (гiпертонiТ або ппотонп) необхд нi специфiчнi методичнi трансформацп цього пiдходу. До того ж, не вс вiдомi технологiТ роботи з м'язами можуть бути успшно застосован в роботi з д^ьми дошкiльного вiку, що страждають спас-тичними формами дитячого церебрального паралiчу.
розслаблення, напруга, тонус, м'язи, реабiлiтацiя, дитячий церебральний паралч.
Efimenko N.N. Methodological phenomenon of relaxation and tension in the motor rehabilitation of children. The phenomenon of relaxation and tension in motor rehabilitation is investigated. The study involved 59 preschool children with different movement disorders (including children cerebral palsy). It was analysed 18 publications on the issue. Found that both relaxation and tension can be methodically used to improve the efficiency off motor rehabilitation of children by means of physical education and physical therapy. In general methodological relaxation should always be preceded by tension, but depending on the predominant muscle tone (hypertension or hypotension) requires specific methodological transformation of this approach. In addition, not all of the known technology of the muscles can be successfully applied to work with children of preschool age with spastic forms of cerebral palsy.
relaxation, tension, tone, muscles, rehabilitation, children cerebral palsy.
Введение.
Анализ современных систем двигательной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) средствами физического воспитания и ЛФК показал недостаточность научно-методической обоснованности предлагаемых подходов. В различных системах авторами предлагаются разные подходы по восстановлению мышечной системы, достаточно локальные и разрозненные. Это привело к тому, что в Украине до сих пор нет единой программы по коррек-ционному физическому воспитанию дошкольников, страдающих церебральным параличом и имеющих другие двигательные нарушения.
Возникла необходимость фундаментальной разработки научно-методических основ такой системы, что должно воплотиться в соответствующую государственную программу, заказанную Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - рассмотрение в методическом плане самой актуальной дуальной пары в двигательной реабилитации детей средствами физического воспитания - феноменов общей психофизической медитации и концентрации (а в отношении мышц - расслабления и напряжения) для более эффективного их применения в двигательной реабилитации детей средствами физического воспитания.
Методы исследований. Применялись как теоретические (анализ литературных источников по пробле-
© Ефименко Н.Н., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.639254
ме), так и практические (серия констатирующих экспериментов на базе дошкольных учреждений Украины и России) методы исследования.
Организация исследований. В исследовании приняли участие 27 дошкольников с церебральными двигательными нарушениями (включая ДЦП) и 32 ребенка дошкольного возраста с поясничными нарушениями.
Результаты исследований.
Значимость расслабления (релаксации) описана в целом ряде отечественных и зарубежных исследований. Интересный методический вектор просматривается в основных положениях остеопатии, в частности, в кранио-сакральных техниках. В работе Ю. В. Чи-курова [8] говорится о главенствующем значении релиза (release), т.е. высвобождения при работе с телом пациента. Речь, безусловно, идет о физическом, миофасциальном релизе, т.е. нормализации состояния мышечных и фасциальных волокон. Возникает естественное предположение о том, что физические рестрикции (restriction), - зоны с ограниченной подвижностью тканей, - могут формировать соответственные нервно-сосудистые рестрикции, затем -психические и, на самом высоком и тонком уровне, - информационно-энергетические. Их еще называют «зажимами», «блоками», «мышечными панцирями», «чугунными заслонками». Учитывая психосоматическую природу человека, предлагаемая идея представляется вполне корректной. Такой подход можно назвать принципом генерирования рестрикций, когда первичная, даже самая незначительная, физическая
32013
Ц
рестрикция определенным образом генерирует рестрикцию нервно-сосудистую, далее - психическую и, в конце концов, понижает уровень и скорость тока жизненной энергии в организме человека (праны, ци, энергии оргона, биоэнергии). Допущение такой причинно-следственной взаимосвязи между всеми видами блоков позволяет сделать предположение об обратном, положительном влиянии этого механизма. Преодолевая при помощи определенных поз и упражнений физическую рестрикцию, можно автоматически избавляться и от прочих видов рестрикций, выходя, в конце концов, на повышение уровня жизненной энергии и скорости ее тока в организме ребенка с ограничениями жизнедеятельности.
Подтверждение этому подходу находим в разработках Вильгельма Райха по психосоматике [10, 11], где он предполагает, что возникновение «мышечного панциря» (Body armor) напрямую провоцирует возникновение вторичного психического блока (Character armor). «Согласно системе Райха, каждой личностной позиции соответствует позиция физическая, выражаемая телесно в мускульной жесткости или, другими словами, в формировании мышечного панциря... Он пришел к заключению, что по своей сути физический и психический панцирь есть одно и то же (выделено мной. - Н.Н.): «Элементы характерного панциря теперь должны рассматриваться как функционально идентичные соответственным элементам мышечного [гипернапряжения]. Понятие «функциональная идентичность» (выделено мной. - Н.Н.), которое мне пришлось ввести, означает, что в механизме психики личностная позиция и состояние мышц человека обладают одной и той же функцией: они могут заменять друг друга и способны оказывать взаимное влияние. По существу, они не могут быть отделены друг от друга. Их функции абсолютно идентичны (Reich, 1973, p.270-271)... Панцирь может лежать на «поверхности» или пребывать в «глубине», он может быть «мягким, как губка» или «твердым, как скала». (Reich, 1973, p. 145). Для разрушения панциря используются три инструмента: 1) накопление в теле энергии с помощью глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронически напряженные мышцы с целью их расслабления (давление, пощипывание и т.д.); 3) постоянное поддержание состояния сотрудничества с пациентом, открытое обсуждение с ним каждого случая возникновения эмоционального сопротивления или напряженности. Эти три инструмента Райх использовал при работе над каждым из семи панцирных сегментов...» [7, с.228-229]. В каждый такой сегмент входят определенные мышцы и органы, которые обладают родственными экспрессивными функциями. Эти сегменты находятся на уровне глаз, шеи, рта, груди, диафрагмы, живота и таза и представляют собой семь горизонтальных кругов, расположенных под прямым углом к позвоночнику. Они примерно повторяют расположение семи чакр, известных из Хатха-йоги и Тантры. Следует понимать, что в идеале все семь чакр у человека здорового, свободного и гармоничного
должны быть максимально раскрыты. Обозначенные выше сегменты мышечного панциря, наоборот, являются своеобразными заслонками, препятствующими открытию энергетических каналов и полнокровному движению энергии. Отсюда исходит основополагающий постулат коррекционного физического воспитания детей с нарушениями ОДА о необходимости первичной разблокировки всех имеющихся сегментов мышечного и, соответственно, психического панциря. В своей работе с детьми мы достигаем этого тем, что всегда начинаем занятие по физической культуре из лежаче-горизонтированных положений: лежа на спине, на боку, на животе, переворачиваясь со спины на живот, в положениях на четвереньках на месте (на низких, средних и высоких, передних и задних), в ползаниях. В гравитационном отношении это позволяет сразу снизить воздействие силы тяжести на скелет и мышцы ребенка, а, значит, и уменьшить антигравитационные опорные тонические реакции. Тонус мышц в этих положениях снижается - мышцы расслабляются, что также влияет позитивно и на снятие психического напряжения.
Далее следует рассмотреть основные моменты техники Александера (F. Mathias Alexander) [9], предназначенную для повышения сознательного отношения к собственной манере двигаться. «Александер считал, что необходимым условием для свободного и эффективного движения является удлинение позвоночника (выделено мной. - Н. Н.). Он не имел в виду растягивание с применением силы, а именно мягкое удлинение вверх. Студенты школы Александера работают преимущественно по следующей формуле: расслабить шею, чтобы голова свободно двигалась вперед и назад, а спина удлинялась и расширялась. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает устранение физических напряжений, улучшает осанку и мышечную координацию. Напротив, все, что мешает устранению этого равновесия, портит осанку, вызывает напряжение и плохую координацию» [7, с.238]. Александер разработал методику обучения комплексному движению, которая была основана на сбалансированной связи между головой и позвоночником.
В описанной технике Александера нам импонирует основополагающий тезис о том, что в основе свободного и пластичного движения лежит предварительно растянутый позвоночник - мы также придерживаемся воззрения на преимущество в начале занятия по физической культуре медитативной (релаксационной) фазы по отношению к концентративной (напряженной) ее части. По нашему мнению, в методическом плане релаксация всегда должна предшествовать напряжению, но не наоборот. При выполнении упражнений в лежаче-горизонтированных положениях мягкая тракция позвоночника (его естественное удлинение) происходит автоматически. Это естественное удлинение позвоночного столба в определенных случаях может быть несколько усилено при помощи специальных укладок и приспособлений - данное направление получило назва-
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
ние «лечение положением». В этом плане можно также рационально использовать гравитационную силу и вес собственного тела и конечностей, чтобы тракционный эффект достигался быстрее и целенаправленнее (ауто-тракция посредством гравитации). Сюда также можно включить техники активного вытяжения позвоночника специалистом - в частности, потягивание двумя руками за голову лежащего на спине ребенка, дозированное растягивание ребенка у гимнастической лестницы или вдвоем, взяв его за руки и ноги.
Определенный интерес в русле исследуемой проблемы представляет система повышения сенсорного самосознания, созданная в США Шарлоттой Сел-вер (Charlotte Selver) и Чарльзом Бруксом (Charles Brooks). «С обретением способности к сенсорному самосознанию люди получают возможность снова вступать в контакт с собственным телом и собственными ощущениями. Только дети обычно поддерживают такой контакт постоянно, но, взрослея, они постепенно теряют эту способность. Потеря самосознания начинается в довольно раннем возрасте. Родители имеют склонность реагировать на запросы детей, сообразуясь лишь со своими личными предпочтениями и представлениями о том, что может улучшить функционирование организма ребенка. Существует еще одна проблема - проблема совершения усилий. Так много в мире родителей, которые буквально заставляют своих детей как можно в более раннем возрасте научиться сидеть, стоять, ходить, разговаривать и т.д., тем самым форсируя их развитие. В конце концов они приобретают навык перенапрягаться во всем, что они делают [7, с. 242-243].
В разрабатываемой нами системе коррекцион-ного физического воспитания детей мы используем идеи сенсорного самосознания, которые реализуются нами в физкультурных сказках. К примеру, на занятии «Лежебокая страна» в течение 30-35 минут и более подопечные с нарушениями опорно-двигательного аппарата ощущают все грани положения лежа, как в гравитационном плане, так и в сюжетно-ролевом. Далее, следуя филогенетической логике планирования, проводится занятие «Веселый зоопарк», в котором дети под направляющим руководством педагога осваивают разнообразие ползательных двигательных действий. И опять наши подопечные ощущают гравитационную составляющую данного положения, задействованные в ползании мышечные группы, а также соответствующую ролевую направленность: образа льва, тигра, волчонка или медвежонка. Следующее за ним по плану-графику занятие «На ногах не стоит - сиднем сидит» посвящается «сидячему» основному двигательному режиму: дети ощущают гравитационное преимущество этого нового положения перед предыдущим, задействуют ощущения опорной способности таза и нижних конечностей, а также играют соответствующие роли: «непоседы», «Ваньки-встаньки» и т.д. В этой связи нами предлагается введение принципа опорно-гравитационного комфорта, который подразумевает умение принимать
в каждый момент статики или движения наиболее рациональное положение (позу) тела, при которых баланс между внутренними мышечными силами и гравитационным воздействием будет уравновешен, т.е. когда не будет ситуации возникновения напряжения в какой-либо части тела. Данный подход особенно наглядно реализуется во время сна ребенка. Такой упреждающий, профилактический методический прием позволит в процессе двигательно-игровой активности избегать мышечных зажимов и формирования «мышечного панциря».
Следует заметить, что эволюционный принцип построения двигательной реабилитации у детей, страдающих церебральным параличом, уже давно нашел свое воплощение в теории и практике отечественной лечебной физической культуры [6]. Однако, он, почему то, распространился преимущественно на практику восстановления утраченных функций только у детей с ДЦП и тяжелых спинальников, в то время как для других подопечных с относительно легкими двигательными нарушениями, применения не получил. Это относится, прежде всего, к большому числу детей, имеющих «стертые» формы спинальных парезов (цервикальных, дорзальных, люмбальных, сочетанных). Сюда же относятся дети с всевозможными нарушениями осанки (сколиозами, сутулостью, грудными гиперкифозами, поясничными гиперлордозами, плоско-вогнутой осанкой, выпукло-вогнутой осанкой, кифосколиозами и др.). Перечень категорий детей с нарушениями ОДА, для которых эволюционный принцип построения занятия не находил до настоящего времени своего применения, могут продолжить дети с различными типами стопных нарушений (плоскостопием, полой стопой, конской стопой, косолапостью, несимметричным типом стояния и др.), диффузной мышечной гипотонией, легкими спастическими парезами церебральной этиологии и др. Такое положение дел видится нам неправомерным. На наш взгляд, именно эволюционная направленность коррекционного физического воспитания и двигательной реабилитации детей с нарушениями ОДА, должна стать основополагающей в теории и практике адаптивного физического воспитания детей со всеми видами двигательных нарушений, начиная от легких, едва уловимых периферических спинальных парезов и заканчивая тяжелыми формами детского церебрального паралича [4].
Также заслуживает внимания система структурной интеграции (рольфинг), созданная Идой Рольф (Rolf). Рольфинг имеет дело в основном с системой мышц и связок и предполагает методику преобразования тела и осанки посредством значительных растяжек мышечных фасций и соединительных тканей, которые поддерживают и связывают мышечную систему непосредственно со скелетом. «Рольф обнаружила, что психологическая травма или даже небольшое физическое повреждение могут привести к малозаметным, но относительно постоянным изменениям в нашем теле. Кость или мышечная ткань смещается; утолще-
3
2013
0
ние соединительной ткани локализует и фиксирует это изменение. Нарушения баланса наблюдаются не только в близлежащих к травме областях, но также и в более отдаленных точках нашего тела без какой бы то ни было компенсации. Например, если излишне оберегать больное плечо, то через какое-то время это может оказать воздействие на шею, другое плечо и бедра» [7, с.241]. Рольфинг, прежде всего, направлен на физическую интеграцию различных биозвеньев тела
- психологические аспекты данного процесса изначально автором не рассматривались.
Идеи рольфинга развиваются и сегодня, в частности в системе растяжек Нельсона и Кокконена. Авторы предлагают постепенно чередовать уровни сложности таких растяжек по условной 10-балльной системе. Легкая боль классифицируется 1-3 баллами, и она проходит сразу же при начале выполнения упражнений на растяжку. Боль средней степени оценивается в 4-6 баллов. Высокая степень боли ощущается уже перед началом выполнения упражнений и постепенно снижается при выполнении растяжек
- она оценивается 7-10 баллами. Исследователи доказали, что эффективность растяжки тем лучше, чем дольше тренировки на высоком болевом уровне. Авторы выделяют четыре типа упражнений на растяжку: статические, проприоцептивные, баллистические и динамические, отдавая предпочтение статическим медленным растяжкам, когда тренирующийся принимает определенную позу и сохраняет ее заданное время. Исследователи вывели оптимальную длительность растягивания спазмированных мышечных волокон - от 5-10 сек в начальной стадии тренировочного процесса и до 25-30 сек в завершающем цикле тренировок. В данной системе растяжек также предлагается кранио-каудальная последовательность проработки мышц по направлению от головы-шеи - к ногам. Проведенные констатирующие эксперименты с детьми дошкольного возраста, страдающими спастическими формами ДЦП, показали, что болевые растягивающие техники часто воспринимаются ими с элементами негативизма, сразу же привносят негативный фон в занятие и формируют болевой рефлекс отторжения как упражнения, так и самого занятия (специалиста). Это одно из самых сложных противоречий, стоящих перед системой коррекционного физического воспитания детей: с одной стороны - растяжки необходимы и болевые ощущения у ребенка будут возникать, формируя негативное отношение ко всему, что с этим действием связано. С другой стороны, нужно найти такие методические приемы, которые позволят хотя бы в определенной степени снизить восприятие детьми возникающей боли и создадут позитивное отношение ребенка к выполнению данного вида упражнений. На наш взгляд, необходимая работа по растяжке спазми-рованных мышц у детей со спастическими формами парезов должна базироваться на следующем:
• предварять растягивание мышц тепловыми процедурами на область спазмированных мышц и их релаксационным массажем;
• применять тотальный игровой метод с высокой сюжетно-ролевой мотивацией, возникновением положительных эмоций, хорошим эндорфиновым фоном, что в значительной степени компенсирует болевые ощущения;
• использовать технические приспособления, позволяющие хотя бы частично фиксировать ребенка (отдельные его биозвенья) в необходимом для растяжки положении (пример - станок Тэкорюса, Ugul и др.);
• использовать возможности пассивного (принудительного) метода растягивания мышц с помощью взрослого педагога (инструктора), также на игровом, сюжетно-ролевом фоне;
• в старшем дошкольном возрасте можно рекомендовать часть упражнений по растяжке мышц осуществлять в парах, что упрощает решаемую задачу (при этом используется вес тела партнера).
Определенные перспективы таит в себе послеизо-метрическая релаксация, которая достигается следующим образом: сначала проблемную мышечную группу необходимо сократить в изометрическом режиме, т.е. не двигая конечностью, не перемещая в пространстве биозвенья, к примеру, руки (кости не должны изменять свое первоначальное положение). «...Во многих упражнениях за фазой изометрического сокращения следует фаза растяжения. Это эффективный прием, расслабляющий мышцу, снимающий мышечный спазм и обладающий выраженным обезболивающим эффектом» [3, с.10].
Теперь кратко остановимся на феноменах напряжения, которые можно использовать в двигательной реабилитации детей с нарушениями ОДА. В этом плане заслуживающей внимания является изометрическая гимнастика доктора Борщенко [3], предлагающего напрягать мышцы и мышечные группы в специальных эргономичных позициях, практически без движений или с использованием движений малой амплитуды, что исключает перегрузку суставов и позвонков. Изометрическое сокращение мышц, в противовес изотоническому, предполагает напряжение мышц без ее движения, без движения костей и суставов. Отдельные фрагменты такой гимнастики представляют интерес для нашего исследования, особенно в отношении детей с гипотоническими мышечными проявлениями (к примеру, с вялыми поясничными нижними парапарезами). Здесь на смену релаксации должно прийти концентрированное напряжение, требующее достаточных волевых усилий. Этого также можно достичь только при помощи игровой физкультуры, в которой предусмотрен интересный сказочный сюжет - можно говорить о коррекционных физкультурных сказках. При этом следует заметить, что в целом изометрический подход применительно к детям дошкольного возраста, да еще и с ограниченными возможностями здоровья, является неадекватным их возрастным особенностям. Для данной категории детей более естественными являются полноценные изотонические упражнения с инерционно-
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
баллистическим перемещением биозвеньев тела. С одной стороны, это обусловлено наличием феномена кинезофилии (мышечно-сутавного голода), описанного М. Р. Могендовичем и И. Б. Темкиным, с другой же - преобладающей сюжетно-игровой формой проведения занятия, которая предполагает большое разнообразие перемещений конечностей в предметно-манипулятивных действиях.
Близкой по методологическому подходу описанной выше системе является гимнастика Хаду Звиада Арабули [1]. Автор этой методики также предлагает в качестве преобладающего именно изометрический тип мышечного напряжения, когда сустав находится в неизменном положении, а волевое мышечное усилие постепенно нарастает и удерживается. Суть ее заключается в том, чтобы научиться одновременно сокращать мышцы-антагонисты, например, сгибатели и разгибатели: бицепс и трицепс плеча. Такой подход, по мнению автора системы, имеет ряд методических преимуществ:
• более гармоничным становится мышечный корсет, поскольку развитие одних групп мышц уравновешивается развитием других, зеркально противоположных;
• при таком режиме интенсивнее нарастает мышечная масса;
• в определенной степени щадятся суставы;
• подобные упражнения можно делать в обездвиженном положении: лежа, на четвереньках, сидя, стоя (что, казалось бы, должно быть особо важно для лиц с нарушениями ОДА). Однако описываемая методика имеет и ряд недостатков, снижающих ее ценность применительно к коррекционному физическому воспитанию дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К их числу относятся: достаточно высокая степень дискомфортности, даже болезненности при выполнении упражнений в изометрическом режиме; необходимость значительных волевых проявлений, что в детском возрасте представляется проблематичным. Сам автор при личном общении с ним признал свою методику более предназначенной для взрослых людей, обладающих достаточно высокой степенью необходимых волевых проявлений. К тому же, на наш взгляд, такой неестественный для физиологии мышц подход в своей основе нарушает первоочередный физиологический принцип реци-прокной иннервации мышц-антагонистов, являющийся базовым и относящимся к первому уровню построения движений по Н. И. Бернштейну [2]. Суть его состоит в том, что при напряжении одной группы мышц (например, сгибателей предплечья) мышцы-антагонисты, в данном случае - разгибатели предплечья, - автоматически расслабляются и снижают свою сократительную активность. В этом явлении присутствует глубокий физиологический феномен, позволяющий телу животного и человека выполнять последовательные, пластичные циклические движения конечностей, необходимые, в частности, при передвижениях.
Проведенные констатирующие педагогические эксперименты позволили найти еще один метод стимулирования значительного мышечного напряжения у детей с гипотонией мышц - дозированную драматизацию двигательно-игрового сюжета. В этом случае ролевые проявления просто обязывают ребенка стимулировать сокращение гипотонических мышц в течение определенного времени. К примеру, обыгрывая упражнение «Спасатель» (быстрые приседания-вставания), педагог создает стимулирующий драматизм в том, что наш герой-ребенок должен успеть спасти всех зверят от наводнения в лесу, подняв их на специальном подъемнике (роль которого он же сам и исполняет) на безопасную высоту (у гимнастической лестницы). При таком подходе (созданном архетипическом образе сильного спасателя-героя) из подсознания ребенка извлекается колоссальная, ранее дремавшая, энергия, которая может быть направлена на сократительную стимуляцию вялых паретичных мышц.
Исследования также показали, что стимуляция сократительной способности мышц может быть достигнута следующими методическими приемами:
• режимом выполнения упражнения, направленным строго против действия силы тяжести (снизу-вверх);
• различными утяжелителями в виде пояса и манжет на туловище и дистальные отделы конечностей;
• применением упругой, рыхлой опорной поверхности при передвижениях;
• использованием эластичных тяг против направления движения;
• с противодействием (сопротивлением) со стороны педагога или другого ребенка;
• различные сочетания вышеперечисленных вариантов.
Выводы.
1. Как психофизическая медитация, так и соответствующая концентрация могут быть эффективно использованы в двигательной реабилитации детей с нарушениями ОДА.
2. В целом техники медитации (релаксации) всегда должны предшествовать концентрации (мышечному напряжению).
3. Относительно детей дошкольного возраста, страдающих спастическими формами детского церебрального паралича и спинальных параличей - более предпочтительными видятся техники релаксационной направленности: общее гравитационное расслабление скелета и позвоночного столба, техники мягкой трак-ции спазмированных мышц, разблокировка «мышечных панцирей», увеличение степени свободы в суставах и мышцах и др.
4. Применительно же к гипотоническим мышечным состояниям (атонико-астатическая форма ДЦП диффузная мышечная гипотония спинального гене-за или вялый поясничный парапарез) более предпочтительными представляются техники мышечного напряжения: изометрическая гимнастика, элементы гимнастики ХАДУ, методы дозированной драмати-
Э 2013
и
зации и конструирования архетипических образов, специальные методические приемы (антигравитация, утяжелители, упругая среда, эластичные тяги и др.).
5. В отдельных случаях можно эффективно сочетать феномены этих двух противоположных состояний: после изометрического напряжения - осуществить медленное растяжение мышц (постизометрическую релаксацию).
Перспективы дальнейших исследований. Предусматривается адекватное методическое использование педагогами феноменов психофизической медитации и концентрации (расслабления и напряжения), а также частных техник восстановления функциональности мышц той или иной типологической группы детей со специфическими двигательными нарушениями (соответственно, гипертонусом или гипотонией).
Литература:
1. Арабули З. Практика омоложения организма: система ХАДУ/ З. Арабули. - М.: ООО Издательство «София», 2011. - 192 с.
2. Бернштейн Н. А. О построении движений. Государственное издательство медицинской литературы/ Н. А. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947. - 255 с.
3. Борщенко И. А. Изометрическая гимнастика доктора Борщенко. Позвоночник и суставы. Полный курс упражнений/ И. А. Бор-щенко. - М.: АСТ, Астрель, Метафора, 2011. - 349 с.
4. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. Н. Ефи-менко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 256 с.
5. Нельсон Арнольд. Анатомия упражнений на растяжку : иллюстрированное пособие по повышению гибкости и мышечной силы / Арнольд Нельсон, Юко Кокконен. - Минск.: Издательство «Поппури», серия «Здоровье», 2012. - 160 с.
6. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом/ К. А. Семенова. - М.: Закон и порядок. - 2007.
- 616 с.
7. Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен : пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.
8. Чикуров Ю. В. Мягкие техники в мануальной терапии: практическое руководство/ Ю. В. Чикуров. - М.: Триада-Х, 2002.
- 144 с.
9. Alexander F. The resurrection of the body / F. Alexander - New York: Dell (Delta books), 1969.- 120 p.
10. Reich W. Character analysis / W. Reich. - New York: Pocket Books, 1976. - 124 p.
11. Reich W. The function of the orgasm / W. Reich. - New York: Touchstone, 1973. - 128 p.
References
1. Arabuli Z. Praktika omolozhenija organizma: sistema KHADU [The practice of rejuvenation: the system HADU], Moscow, Sofia, 2011, 192 p.
2. Bernshtejn N.A. O postroenii dvizhenij [About motion synthesis], Moscow, Medgiz, 1947, 255 p.
3. Borshchenko I. A. Izometricheskajagimnastika doktoraBorshchenko. Pozvonochnik i sustavy. Polnyj kurs uprazhnenij [Doctor Borschenko isometric exercises. Spine and joints. A full course of exercises], Moscow, Astrel, 2011, 349 p.
4. Efimenko M. M. Teatr fizicheskogo razvitiia i ozdorovleniia detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Theatre of physical development and health of children of pre-school and primary school age], Moscow, LINKA-PRESS, 1999, 256 p.
5. Nel'son Arnol'd, Kokkonen Juko. Anatomija uprazhnenij na rastjazhku [Anatomy of stretching exercises], Minsk, Poppuri, 2012, 160p.
6. Semenova K. A. Vosstanovitel'noe lechenie detej s perinatal'nym porazheniem nervnoj sistemy i s detskim cerebral'nym paralichom [Restorative treatment of children with perinatal damage to the nervous system and with cerebral palsy], Moscow, Law and order, 2007, 616 p.
7. Frejdzher R. Lichnost'. Teorii, uprazhnenija, eksperimenty [Personality. Theory, exercises, experiments], Sankt Petersburg, Prajm-EVROZNAK, 2006, 704 p.
8. Chikurov J. V. Mjagkie tekhniki v manual'noj terapii [Gentle techniques in manual therapy], Moscow, Triada-X, 2002, 144 p.
9. Alexander F. The resurrection of the body. New York, Dell. Delta books, 1969, 120 p.
10. Reich W. Character analysis. New York, Pocket Books, 1976, 124 p.
11. Reich W. The function of the orgasm. New York, Touchstone, 1973, 128 p.
Цитируйте эту статью как: Ефименко Н.Н. Методические Л феномены релаксации и напряжения в двигательной реабилитации детей // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. - № 2. - С. 22-27. doi:10.6084/ \m9.figshare.639254_у
S" Cite this article as: Efimenko N.N. Methodological phenomenon of relaxation and tension in the motor rehabilitation of children.
Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training
and sports, 2013, vol.2, pp. 22-27. doi:10.6084/m9.figshare.639254
1._
Информация об авторе Ефименко Николай Николаевич: efim [email protected]; Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова; ул. Тургеневская, 8/14, г. Киев, 01601, Украина. Information about the author Efimenko N. N.: efim [email protected]; National Pedagogical University Dragomanov; str. Turgenev, 8/14, Kiev, 01601, Ukraine.
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
Дата поступления в редакцию: 30.01.2013 г. Опубликовано: 28.02.2013 г. Received: 30.01.2013 Published: 28.02.2013
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru). This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).