Научная статья на тему 'Физическая реабилитация детей c церебральным параличом в условиях школы-интерната'

Физическая реабилитация детей c церебральным параличом в условиях школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
412
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЦЕРЕБРАЛЬНИЙ ПАРАЛIЧ / ФіЗИЧНі ВПРАВИ / КОРЕКЦіЯ / ФіЗИЧНА РЕАБіЛіТАЦіЯ / РУХОВі ПОРУШЕННЯ / CEREBRAL PULSY / PHYSICAL EXERCISES / CORRECTION / PHYSICAL REHABILITATION / MOTOR BREACHES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лифарь Е. Ю., Бандурина Е. В.

Данная работа направлена на изучение влияния средств физической реабилитации на коррекцию двигательных нарушений у детей 7-9 лет, с гемипаретической формой церебрального паралича. Представлены результаты обследования опорно-двигательного аппарата детей с церебральным параличом. При анализе исходного уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей были выявлены нарушения в виде контрактур, повышенного тонуса мышц-сгибателей, снижение силы мышц разгибателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лифарь Е. Ю., Бандурина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical rehabilitation of children's with cerebral pulsy in condition of special school

Given work is directed on study of the infl uence of the facilities to physical rehabilitation on correcting the motor breaches beside childrens 7-9 years, with hemiparesis form of the cerebral palsy. Is presented results of the examination supporting-motor device childrens with cerebral pulsy. At analysis of a reference level of a functional state of a locomotorium at children breaking as rigor contractions, heightened tone of muscles fl exor, decrease of force of muscles of extensors have been detected.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация детей c церебральным параличом в условиях школы-интерната»

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Лифарь Е.Ю., Бандурина Е.В.

Классический приватный университет г. Запорожье

Аннотация. Данная работа направлена на изучение влияния средств физической реабилитации на коррекцию двигательных нарушений у детей 7-9 лет, с гемипаретической формой церебрального паралича. Представлены результаты обследования опорно-двигательного аппарата детей с церебральным параличом. При анализе исходного уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей были выявлены нарушения в виде контрактур, повышенного тонуса мышц-сгибателей, снижение силы мышц разгибателей.

Ключевые слова: церебральный паралич, физические упражнения, коррекция, физическая реабилитация, двигательные нарушения._________

© Лифарь Е.Ю., Бандурина Е.В., 2009

Анотація. Лифар О.Ю., Бандуріна Є.В. Фізична реабілітація дітей з церебральним паралічем в умовах школи-інтернату.

Дана робота спрямована на вивчення впливу засобiв фізичної реабілітації на корекцію рухових порушень у дітей l-9 років, з геміпаретичною формою церебрального паралічу. Представлено результати обстеження опорно-рухового апарата дітей із церебральним паралічем. При аналізі вихідного рівня функціонального стану опорно-рухового апарата в дітей були виявлені порушення у вигляді контрактур, підвищеного тонусу м'язів-згиначів, зниження сили м'язів розгиначів.

Ключові слова: церебральний паралiч, фізичні вправи, корекція, фізична реабілітація, рухові порушення.

Annotation. Lifar E.Y., Bandurina K.V. Physical rehabilitation of children’s with cerebral pulsy in condition of special school.

Given work is directed on study of the influence of the facilities to physical rehabilitation on correcting the motor breaches beside children’s l-9 years, with hemiparesis form of the cerebral palsy. Is presented results of the examination supporting-motor device children’s with cerebral pulsy. At analysis of a reference level of a functional state of a locomotorium at children breaking as rigor contractions, heightened tone of muscles - flexor, decrease of force of muscles of extensors have been detected.

Key words: cerebral pulsy, physical exercises, correction, physical rehabilitation, motor breaches.

Введение.

Церебральный паралич (ЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. ЦП является сложным по-лиэтиологичным заболеванием нервной системы, ведущим к двигательным, речевым и психическим нарушениям, которые трудно поддаются коррекции и нередко служат причиной тяжелой инвалидности [1]. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов человек с церебральным параличом. В Украине насчитывается более З0 тыс. больных ЦП, ежегодно регистрируется около 3 тыс. диагнозов ЦП [4].

Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Многие авторы наибольшее значение в возникновении ЦП придают поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов [1;2]. Причинами ЦП в период внутриутробного развития ребенка (пренатальный период) могут быть: инфекционные заболевания матери во время беременности; интоксикации; ушибы и травмы (в том числе и психические травмы); несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др. Причинами ЦП в период родов (интранатальный период) являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.

Гемиплегическая или гемипаретическая форма ЦП развивается в 80% случаев в период ново-рожденности. В зависимости от интенсивности двигательных расстройств, классифицируется гемиплегия или гемипарез. Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей самого раннего возраста, а затем, по мере развития мозга и под влиянием лечения, двигательные расстройства становятся ме-

нее выраженными. Особенно в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут расцениваться как явления гемипареза. В силу трофических расстройств у детей наблюдается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичных конечностей. У 25-35% детей наблюдается олигофрения в степени дебильности, реже - имбецильности, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолима при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 25-35% детей. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе [3;4].

Лечение церебральных параличей должно быть ранним, комплексным и непрерывным. Наряду с тренировкой двигательных навыков необходима ранняя стимуляция речевых и эмоциональнопсихических реакций. Если психическое развитие ребенка нормальное, уже с первых месяцев жизни можно привлечь его внимание к выполнению того или иного задания, т. е. включить его в произвольную двигательную активность. Волевые движения оставляют более глубокий след в памяти, чем пассивные. Многократное повторение определенных движений самим ребенком способствует выработке устойчивого двигательного стереотипа [5]. Совершенно очевидно, что в тяжелых случаях даже при рано начатом лечении нельзя ликвидировать возникший анатомический дефект мозга, но можно устранить функциональную недостаточность центральной нервной системы, предупредить формирование патологических образцов движений, контрактур и деформаций [6]. Анализ доступной литературы подтвердил актуальность выбранной темы и позволил выработать рабочую гипотезу, согласно которой средства физической реабилитации, особенно ЛФК при длительном, систематическом и поэтапном применении должны оптимизировать функциональное состояние организма детей с таким диагнозом.

Работа выполнена по плану НИР классического приватного университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - обосновать эффективность влияния подобранного комплекса физической реабилитации на коррекцию двигательных нарушений у детей 7-9 лет, с гемипаретической формой церебрального паралича.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Определение исходного уровня двигательной активности детей с ЦП;

2. Подбор и апробация комплекса средств физической реабилитации, направленного на коррекцию двигательных нарушений у детей с церебральным параличом;

3. Оценка эффективности разработанного

комплекса физической реабилитации для школьников с ЦП.

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач были подобраны доступные методики: мануальное мышечное тестирование (ММТ), оценка тонуса мышц, исследование функции захвата кисти, обследование амплитуды движений верхних и нижних конечностей, оценка больших моторных функций. Сила мышц оценивалась по шестистепенной шкале ММТ предложенной Ловеттом (1912г.) от 0-5 баллов. Оценивалась способность мышц действовать против силы гравитации и внешних сил. Оценка тонуса мышц производилась по шкале спастичности от 0-5 баллов. Тестирование выполнялось при помощи пассивных движений. Для исследования функции захвата кисти применялась методика С. Соллерма-на (1995). Исследовались несколько типов захвата: четыре типа щипкового захвата (2,3,5-пальцевый щипок; охват ключа) и четыре типа ладанного захвата (диагональный, поперечный, сферический и плоскостной захват).

Результаты исследования.

Исследование проводилось на протяжении трех месяцев на базе специальной школы-интерната №1 г.Запорожья. В исследовании принимали участие 16 человек (8 - контрольная группа, 8 - экспериментальная) с гемипаретической формой ЦП. Был подобран комплекс реабилитационных мероприятий включающий в себя: ЛФК (широко применялись упражнения с сопротивлением, растягивающие и на развитие мелкой моторики), подвижные игры, массаж (общий и точечный) физиотерапию. Полученные результаты обрабатывались статистически с использованием 1 критерия Стьюдента.

При выполнении составленной программы физической реабилитации, на примере экспериментальной группы, стабильные позитивные результаты были достигнуты у всех детей. После реабилитации у больных, отмечалось снижение тонуса мышц сгибателей и приводящих в среднем на 1 балл, что привело к увеличению объема активных и пассивных движений в больших и мелких суставах. После применения подобранного комплекса физической реабилитации удалось достигнуть расслабления двуглавой мышцы плеча, то есть снизить тонус с 3,38±0,19 баллов - в начале исследования, до 2,13±0,13 - в конце исследования (р<0,01). Сила трехглавой мышцы плеча вначале исследования составляла 3,00 балла, а после реабилитационных мероприятий достигла 4,00. В результате появилась возможность восстановить разгибание предплечья и его супинацию. Угол отведения плеча увеличился на 18°, угол разгибания в локтевом суставе уменьшился на 12°. В течение исследования угол голеностопного сустава изменился в среднем на 10° (р<0,01), что в свою очередь улучшило функцию ходьбы. Так же удалось достичь увеличения силы мышц участвующих в отведении и наружной ротации бедра на 1,25 балла (р<0,01), передней большеберцовой на 1,25 балла (р<0,01).

С помощью применяемых средств физической реабилитации удалось достичь повышения двигательной активности детей.

Порочное положение со сгибанием кисти и пальцев обычно сочетается с приведением большого пальца связанного с недостаточной функцией разгибателей кисти и пальцев. Применение точечного массажа и упражнений в виде построения простых цепей движений, применяемых в разработанном комплексе физических упражнений, помогли добиться того, что овладение теми или иными ручными действиями у детей улучшилось. Для наглядности средние показатели оценки функции захвата кисти до начала исследования и после проведения реабилитационных мероприятий выведены в диаграмму (рис. 1).

Наблюдались положительные изменения функции захвата кисти, что является позитивным моментом в формировании манипулятивной деятельности.

Средние показатели оценки больших моторных функций было выведено в диаграмму (рис. 2).

Внедренная программа физической реабили-

66

64

тации, позволила добиться значительного лечебного эффекта не только в двигательной, но и в эмоциональной сферах. Отмечалось улучшение внимания, повышение мотивации ребенка к овладению новыми двигательными навыками и к участию детей в подвижных играх.

Выводы.

1. При анализе исходного уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата, у обследуемых детей, были выявлены нарушения в виде контрактур, повышенного тонуса мышц-сгибателей, снижение силы мышц разгибателей, что привело к снижению двигательной активности детей и негативно сказалось на обучении практическим приемам, необходимым для самообслуживания.

2. В результате проведенного обследования, был подобран, теоретически обоснован и применен реабилитационный комплекс, включающий: ЛФК (упражнение на растягивание; с сопротивлением; для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми применялись упражнения игрового характера, которые

ч

ч

сЗ

РЧ

62

60

58

56

54

До реаб. После До реаб. После

И Общий балл-к.гр. 58,7 61

171 Общий балл-эксп.гр. 58,1 64,13

Рис. 1. Изменение средних показателей уровня развития мелкой моторики детей экспериментальной группы

за период исследования

3

2,5

2

СЗ

РЧ

1

0,5

0

Двопальцевой Охват Поперечный Диагональ- Трипальце-

щипок ключа охват ный охват вой

0 Эксп. до реаб. 2,25 1,63 1,5 1,63 1,25

' Эксп. после реаб. 3 3 2,63 2,63 2,38

Рис. 2. Изменение средних показателей оценки больших моторных функций за период исследования

не имеют законченного сюжета, развития событий), точечный массаж и физиотерапию.

3. При выполнении подобранного комплекса физической реабилитации на примере экспериментальной группы стабильные позитивные результаты были достигнуты у всех детей. Было отмечено снижение тонуса паретичных мышц-сгибателей, увеличение силы мышц-антагонистов, что привело к увеличению объема активных и пассивных движений в крупных и мелких суставах и свидетельствует об эффективности предложенных мероприятий.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физической реабилитации детей больных ЦП.

Список литературных источников

1. Азарский И.М., Азарская О.О., Мороз В.М. Лечение ДЦП.-Винница-Хмельницкий, 2005. - 54с.

2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебнометодическое пособие для медицинских работников. - М.: Советский спорт, 2001. - 272с.

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата) - М.: Просвещение, 2003. - 270с.

4. Козявкин В.И., Сак Н.Н., Качмар О.А. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина. - Львов: Международная клиника восстановительного лечения, 2007. - 191с.

5. Нарскин ГИ. Профилактика и коррекция отклонений в ОДА детей дошкольного и школьного возраста// Физическая культура, воспитание, образование, тренировка, 2002.- №4.- с. 60-61.

6. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Пер. с нем. 2-е изд.- М.: Теревинф, 2007.- 336с.

Поступила в редакцию 23.03.2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.