Научная статья на тему 'Физическая реабилитация детей дошкольного возраста с кифозами при спастических формах церебрального паралича'

Физическая реабилитация детей дошкольного возраста с кифозами при спастических формах церебрального паралича Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА / КИФОЗ / АСИММЕТРИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА / ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕМ / СПАСТИЧНі ФОРМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛіЧУ / КіФОЗ / АСИМЕТРіЯ М'ЯЗОВОГО ТОНУСУ / ЛіКУВАННЯ ПОЛОЖЕННЯМ / YOUNG FOOTBALLERS / FATIGUE / PHYSICAL REHABILITATION / RESPIRATORY FUNCTIONS / RECOVERY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гулбани Р. Ш., Беклемищева А. О.

В статье представлен анализ одного из сложнейших хронических заболеваний детей спастической формы церебрального паралича. Представлены результаты обследования физического и функционального состояния больных детей. Показано влияние средств физической реабилитации на изменение показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата и дыхательных функций детей с кифозами при церебральном параличе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical rehabilitation at the fatigue of sportsmen-footballers

The article provides us with information on the analysis of the training process of young footballers. The reactions on loading in setup period of the cardiac-vascularic system and respiratory system are investigated. Positive dependence of the influence of relaxing massage and complex of respiratory exercises on the recovery process is detected.

Текст научной работы на тему «Физическая реабилитация детей дошкольного возраста с кифозами при спастических формах церебрального паралича»

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС КИФОЗАМИ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБР АЛЬНОГО ПАР АЛИЧА

Гулбани Р.Ш., Беклемищева А.О.

Классический приватный университет; г. Запорожье

Аннотация. В статье представлен анализ одного из сложнейших хронических заболеваний детей -спастической формы церебрального паралича. Представлены результаты обследования физического и функционального состояния больных детей. Показано влияние средств физической реабилитации на изменение показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата и дыхательных функций детей с кифозами при церебральном параличе.

Ключевые слова: спастические формы церебрального паралича, кифоз, асимметрия мышечного тонуса, лечение положением.

Анотація. Гулбані Р.Ш., Беклемищева А. О. Фізична реабілітація дітей дошкільного віку з кіфозами при спастичних формах церебрального паралічу. У статті представлений аналіз одного з найскладніших хронічних захворювань дітей -спастичні форми церебрального паралічу. Представлено результати обстеження фізичного і функціонального стану хворих дітей. Показано вплив засобів фізичної реабілітації на зміну показників функціонального стану опорно-рухового апарату і дихальних функцій дітей з кіфозом при церебральному паралічі.

Ключові слова: спастичні форми церебрального паралічу, кіфоз, асиметрія м’язового тонусу, лікування положенням.

Annotation. Gulbany R.S., Gonchar S.N. Physical rehabilitation at the fatigue of sportsmen-footballers. The

article provides us with information on the analysis of the training process of young footballers. The reactions on loading in setup period of the cardiac-vascularic system and respiratory system are investigated. Positive dependence of the influence of relaxing massage and complex of respiratory exercises on the recovery process is detected.

Keywords: young footballers, fatigue, physical rehabilitation, respiratory functions, recovery.

Введение.

Церебральный паралич во многих странах мира является одной из сложных проблем в структуре хронических заболеваний детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности. Реабилитация детей с церебральным параличом продолжает оставаться одной из самых актуальных в восстановительной и оздоровительной физической культуре несмотря на то, что первая форма церебрального паралича была описана еще в 1853 году

Спастические формы церебрального паралича с различной частотой вовлечения конечностей в патологический процесс наблюдается у 51 - 87% детей. Из-за паралича мышц спины в результате церебрального паралича формируются паралитические кифозы, которые наблюдаются у 50 - 70% детей. Такие заболевания являются причиной инвалидности и значительно ограничивают их жизнедеятельность [2;4].

Реабилитационную программу следует начинать с тщательной оценки способностей и ограничений пациента и составления плана основных мероприятий, которые могут улучшить состояние больного ребенка Оценке подвергаются морфологические, моторные, сенсорные, функции и их влияние на процесс жизнедеятельности [1;7].

Термин «церебральный паралич» обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. При церебральном параличе имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие головного мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: различные хронические заболевания будущей матери, перенесенные ею инфекционные особенно вирусные заболевания, интоксикации; несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; ушибы во время беременности; внутриутробная гипоксия; преждевременные роды; родовая травма; гипоксия или асфиксия во время удлиненных или осложненных родов. Иногда церебральный паралич возникает после рождения в возрасте до 1 года в результате перенесенных инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспаление мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы. В отдельных случаях причиной церебрального паралича может быть акушерский травматизм. Как правило, церебральный паралич не является наследственным заболеванием [2;5].

В зависимости от повреждения определенного участка головного мозга возникают различные двигательные нарушения. Основу клинической картины составляют: параличи, насильственные движения, нарушения координации, двигательные расстройства, нарушение последовательности двигательного развития, повышенный мышечный тонус, который приводит к формированию патологических поз, формируется патологический двигательный стереотип неправильной постановки туловища и конечностей, апраксия - неумение выполнять целенаправленные движения. Наряду с этими симптомами могут отмечаться: задержка психического развития с формированием умственной отсталости, глазодвигательные нарушения, нарушения речи. Клинические проявления зависят от характера и степени нарушения развития и патологических изменений головного мозга [3].

В основе наиболее распространенных форм детского церебрального паралича лежит задержка редукции лабиринтного тонического рефлекса - с одной стороны и запаздывание формирования лабиринтного установочного рефлекса - с другой Таким образом, клиника этого заболевания может послужить наглядной моделью для изучения некоторых нейрогенных деформаций скелета.

Все дети, страдающие церебральным параличом, начинают держать голову не раньше второго полугодия К порочной установке головы приводит несимметричное или одностороннее поражение лабиринтов, что влечет за собой напряжение мышц той же стороны шеи (кривошея). Ипсилатерально наклону головы преобладает тонус большой грудной мышцы, а также сгибателей плеча и предплечья. В результате происходит перекос плечевого пояса и туловища в ту же сторону, а затем кифосколиоз нижнегру дногоотдела позвоночника [3;4].

Указанные реакции тормозят разгибательный тонус в руках, благодаря чему верхние конечности приводятся к груди предплечья и кисти фиксируются в максимальном сгибании, пальцы оказываются сжатыми в кулак Увеличение тонуса больших грудных мышц влечет за собой внутреннюю ротацию и приведение в плечевых суставах Напряжение верхней части трапециевидных мышц обуславливает стойкую фиксацию плечевого пояса в положении приподнимания вверх и отведения вперед, в то время как нижние углы лопаток (в связи с неактивностью ромбовидных и нижней части трапециевидных мышц) будут приподняты и ротированы кнаружи. Все это, в дальнейшем, способствует формированию грудного гиперкифоза.

Сгибательная установка в суставах нижних конечностей стимулируется как единая сгибательная синергия лабиринтными тоническими рефлексами. Поэтому напряжение больших грудных мышц сопровождается повышением тонуса подвздошно-поясничных мышц. При вертикальном положении тела они функционируеткак сгибатели туловища наклоняя вперед поясничный отдел позвоночника и таз. При резком напряжении этих мышц может возникнуть гиперлордоз с вершиной в грудопоясничнойобласти

Паралитический кифоз может сформироваться из-за паралича мышц спины в результате таких заболеваний как полиомиелит, детский церебральный паралич и др. При паралитическом кифозе отмечается, как правило, медленное постепенное нарастание деформации [2;3].

Кифоз при церебральном параличе отрицательно сказывается на работе внутренних органов. Осложняется работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается работа пищеварительного тракта. Все моторные функции разругулируются проблемы в статических позах сидения и стояния

Нормализуя гиперкифоз, хотя бы целенаправленно работая над этим, можно способствовать снижению болевого синдрома спазмированных мышц спины и шеи, а так же облегчить движения детей в пространстве.

Работа выполнена по плану НИР классического приватного университета

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - исследовать влияние средств физической реабилитации на показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей с кифозами при церебральном параличе. Для осуществления поставленной цели возникла необходимость

Гипотеза. Мы предполагаем, что подобранные средства физической реабилитации улучшат функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей с кифозами при церебральном параличе.

Для достижения намеченной цели были поставлены и выполнены следующие задачи: 1. Изучить источники литературы по избранной теме. 2. Дать характеристику исходного состояния осанки при церебральном параличе у детей дошкольного возраста.3. Оценить эффективность предложенного комплекса реабилитационных средств, направленных на восстановление функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста с кифозами при церебральном параличе.

Методы исследования.

В процессе исследования использовались следующие методы анализ литературных источников педагогический эксперимент, математическая статистика. Для оценки функциональногосостояния больных детей были проведены следующие медико-биологические исследования: определялся индекс сутулости и кифотическая дуга, использовалась проба Штанге.

Результаты исследо вания.

Для выполнения исследования была выделена группа детей с кифозами при церебральном параличе в количестве 16 человек, дошкольного возраста. Эту группу разделили на две подгруппы - контрольную и экспериментальную В каждой по 8 человек.

Чтоб определить влияние предложенных средств физической реабилитации на организм детей с кифозами при церебральном параличе, проводился комплекс физический реабилитации с дошкольниками экспериментальной группы, в основе которого занятия: ЛФК, лечебные позы, дыхательные упражнения, растягивающие и расслабляющие упражнения [3;6]. Детей обучали упражнениям для дальнейшего самостоятельного выполнения в домашних условиях.

Таким образом, были задействованы два механизма работы с детьми: общие занятия в группе в интернате и самостоятельные, причем этим упражнениям мы обучили и родителей детей, так как без их постоянной помощи сложно было рассчитывать на положительный результат.

Занятия проводились 3 раза в неделю в первой половине дня, а самостоятельно, дети с родителями, упражнялись ежедневно. К особенности самостоятельных занятий, важно отнести компонент

индивидуального подбора упражнений, мы учитывали состояние опорно-двигательного аппарата каждого, участвовавшего в эксперименте ребенка. И общались персонально с родителями, не просто указывая на упражнения, которые ребенку необходимо выполнять, а в каждом конкретном случае разъясняли необходимость того или другого упражнения. На наш взгляд такой подход к родителям имел успех, ведь они, как и мы были заинтересованы в положительном результате.

Контрольная группа занималась по традиционной программе оздоровительной физической культуры не учитывающей индивидуальные особенности патологии больного.

До и после окончания педагогического эксперимента были выполнены перечисленные выше обследования и тестирования детей.

Первичные результаты исследования показали, что кифотическая дуга у детей отклоняется от индивидуальной нормы в среднем на 5 - 7 см., а индекс сутулостибольше нормы на 8 - 10 см..

В конце исследования, у детей контрольной группы, не наблюдались изменения исследуемых показателей ни в лучшую, ни в худшую сторону. В экспериментальной группе, в результате использования комплекса реабилитационных средств, незначительно увеличилась амплитуда движения позвоночника а показатели измерения кифотической дуги, снизились в среднем на 0,5 - 0,7 мм..

Индекс сутулости среднестатистически изменился на 0,6 - 0,9 мм. Что можно оценить как положительную тенденцию.

Рост стоя и сидя увеличился у 57% исследуемых а у 43% остался на прежнем уровне. Это, на наш взгляд, говорит о том, что у половины детей, участвовавших в эксперименте, наблюдается тенденция к расслаблению тонуса мышц спины. То есть упражнения пассивных растяжек и лечебных положений которые были использованы в реабилитационной программе, способствовали этому

Исследование функциональных изменений и дыхательных функций, выполненное по окончании исследования, так же показало положительные результаты Незначительные, но на большее мы не могли рассчитывать Жизненная емкость легких, по показателям спирометрии, увеличилась в среднем на 2%. Объем вдыхаемого воздуха после проведения программы дыхательных упражнений увеличился на 4,5мм. Проба Штанге так же изменилась в лучшую сторону - на 4%. У величение этих показателей свидетельствует о положительном изменении силы дыхательной мускулатуры

Конечно, все изменения весьма незначительные. Но, они наблюдались по всем исследованным позициям. С предварительными результатами они достоверно не различались. Поэтому мы характеризуем их как положительные тенденции

Результаты эксперимента показали, что при систематическом проведении предложенного комплекса реабилитационных средств возможны незначительные улучшение функционального состояния грудного отдела и позвоночника в целом. Мы полагаем, что для непродолжительногоэксперимента такие изменения могут считаться достаточными.

Выводы:

1. Анализ научно-методической и медицинской литературы показал, что вопросам патологии, клиники и лечения кифозов при церебральном параличе различного генеза в литературе уделено недостаточно внимания.

2.Комплексное применение методов и средств физической реабилитации у детей с кифозами при церебральном параличе служит серьезным препятствием на пути целого ряда проблем и помогает улучшать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата.

3.По всем проведенным обследованиям наблюдались незначительные изменениям в лучшую сторону, но статистически они не достоверны.

Мы надеемся продолжить свои исследования Считаем, что в дальнейшем их необходимо проводить системно у детей с кифозами при церебральном параличе.

Литература:

1. Азарський І.М., Азарська О.О., Мороз В.М. Лікування ДЦП.-Вінниця-Хмельницький,- 2005.- 54с.

2. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников . - М.: Советский спорт, 2001. 272 с.

3. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП.- СПБ: Элби, 2005.- 112с.

4. Козявкин В.И. Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации детей, больных церебральным параличом // Журнал АМН Украины - 2001, т. 7. - № 3. - С. 480-486.

5. Козявкин В.И., Сак Н.Н., Качмар О.А. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина- Львов: Международная клиника восстановительного лечения.- 2007.- 191с.

6. Нарскин Г.И. Профилактика и коррекция отклонений в ОДА детей дошкольного и школьного возраста// Физическая культура воспитание, образование, тренировка- 2002.- №4.- с. 60-61.

7. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Пер. с нем. 2-е изд.- М.:Теревинф, 2007.- 336с.

Поступила в редакцию 24.02.2009г.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.