Научная статья на тему 'Гидрокинезотерапия как средство физической реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы'

Гидрокинезотерапия как средство физической реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
3283
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СИЛА / СУСТАВ / CHILD'S CEREBRAL PARALYSIS / ГИДРОКіНЕЗОТЕРАПіЯ / ДИТЯЧИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНИЙ ПАРАЛіЧ / РЕАБіЛіТАЦіЯ / СУГЛОБ / HYDROKINEZOTHERAPY / REHABILITATION / STRENGTH / JOINT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Байбуза И. В.

Рассмотрена эффективность воздействия физических упражнений в воде. Показано динамику развития функциональных показателей кардио-респираторной и мышечно-суставной систем. В эксперименте принимали участие 15 детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы. Доказано, что наиболее существенные изменения произошли при оценке показателей динамической силы мышц и гониометрии нижних конечностей. Опираясь на полученные результаты, можно рекомендовать гидрокинезотерапию в лечении больных с данной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Байбуза И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hydrokinezotherapy as the cause of physical rehabilitation of children of preschool age with cerebral paralysis of spastic form

In this work is considered effective influences of physical exercises in water. The dynamics of development of functional indexes is shown by the kardio-respirator and kinesthesia systems. In an experiment took part 15 children of preschool age with the cerebral paralysis of spastic form. It is well-proven that the most substantial changes happened at the estimation of indexes of dynamic force of muscles and goniometry of lower limbs. Leaning against the got results, it is possible to recommend a hydrokinezotherapy in treatment of patients with this pathology.

Текст научной работы на тему «Гидрокинезотерапия как средство физической реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы»

Гидрокинезотерапия как средство физической реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы

Байбуза И.В.

Львовский государственный университет физической культуры

Анотации:

Рассмотрена эффективность воздействия физических упражнений в воде. Показано динамику развития функциональных показателей кардио-респираторной и мышечносуставной систем. В эксперименте принимали участие 15 детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы. Доказано, что наиболее существенные изменения произошли при оценке показателей динамической силы мышц и гониометрии нижних конечностей. Опираясь на полученные результаты, можно рекомендовать гидрокинезо-терапию в лечении больных с данной патологией.

Ключевые слова:

гидрокинезотерапия, детский церебральный паралич, реабилитация, сила, сустав.

Байбуза І.В. Гідрокінезотерапія як захід фізичної реабілітації дітей дошкільного віку з церебральним паралічем спастичної форми. Розглянуто ефективність впливу фізичних вправ у воді. Показано динаміку розвитку функціональних показників кардіо-респіраторної та м'язово-суглобної систем. В експерименті приймали участь 15 дітей дошкільного віку з церебральним паралічем спастичної форми. Доказано, що найбільш суттєві зміни відбулися при оцінки показників динамічної сили та гоніометрії нижніх кінцівок. Спираючись на отримані результати, можна рекомендувати гідрокінезотерапію в лікуванні хворих з даною патологією.

гидрокінезотерапія, дитячий церебральний параліч, реабілітація, сила, суглоб.

Baybuza I.V. Hydrokinezotherapy as the cause of physical rehabilitation of children of preschool age with cerebral paralysis of spastic form. In this work is considered effective influences of physical exercises in water. The dynamics of development of functional indexes is shown by the kardio-respirator and kinesthesia systems. In an experiment took part 15 children of preschool age with the cerebral paralysis of spastic form. It is well-proven that the most substantial changes happened at the estimation of indexes of dynamic force of muscles and goniometry of lower limbs. Leaning against the got results, it is possible to recommend a hydrokinezotherapy in treatment of patients with this pathology.

hydrokinezotherapy, child’s cerebral paralysis, rehabilitation, strength, joint.

Введение.

Актуальность проблемы детского церебрального паралича (ДЦП) связана с увеличением количества таких больных. В Украине за последних 12 лет детская инвалидность выросла на 78% (с 95,7 в 1992г до 170,4 в 2004г на 10 тыс. дет. населения). Ежегодно 16 тыс. детей получают статус инвалида, 20% из них -заболевания нервной системы, прежде всего ДЦП. На 2005 год по данным авторов Мартынюк В.Ю. и Зинченко С.М. в Украине количество больных ДЦП составляло около 30 тыс. человек. Также актуальность проблемы возрастает в связи с внедрением в Украине с 2007г. новых критериев европейских стандартов выхаживания новорожденных с массой 500г (Всемирная организация здравоохранения), что увеличит риск инвалидности.

Организация двигательной активности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата вследствие поражения центральной нервной системы имеет определенные трудности. Над проблемой органических поражений нервной системы, в частности детского церебрального паралича, сопровождающегося многогранностью клинических проявлений, патофизиологических механизмов их развития, тяжестью в лечении и реабилитации работало много ученых: Ефименко Н.Н., Сермеев Б.С., 1991; Козявкин, В.И., Ткаченко С.К., Качмар О.А., Бабадаглы М.А., 1999; Пчеляков А.В., 2001; Мартынюк В.Ю., 2005; Семенова К.А., 2007 и многие другие. По данным этих авторов подавляющее количество больных с ДЦП наблюдается со спастической формой.

Существуют различные взгляды на лечебный процесс детского церебрального паралича. Важной его составляющей является физическая реабилитация,

© Байбуза И.В., 2011

которая состоит из комплекса лечебных мероприятий, включающих различные виды массажа, лечебную гимнастику, бальнео- и физиотерапию, нетрадиционные методы (иппотерапия, дельфинотерапия и др.). Одним из средств физической реабилитации является гидрокинезотерапия - выполнение физических упражнений в водной среде.

Для разработки программы гидрокинезотерапии как средства поэтапного формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом спастической формы не обходимо было выяснить эффективность воздействия физических упражнений в водной среде на функциональное состояние систем организма ребенка.

Работа выполнена соответственно темы 4.2 «Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата» Сводного плана научно-исследовательской роботы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг. Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования: изучить влияние гидроки-незотерапии на функциональное состояние кардио-респираторной системы и опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы. Поставленная цель достигалась решением следующих задач:

Выявить динамику показателей функционального состояния кардио-респираторной системы детей с церебральным параличом в период курса реабилитации.

Изучить изменения показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей с церебральным параличом за период курса реабилитации.

Предоставить практические рекомендации для проведения гидрокинезотерапии.

Организация исследования.

Реабилитация и исследования проводились на базе Херсонского областного центра социальной реабилитации детей-инвалидов города Херсон. В эксперименте принимали участие 15 детей дошкольного возраста с церебральным параличом спастической формы, из них 13 детей со спастической диплегией выраженной формы и 2-е - со спастической тетраплегией. В структуре интеллектуальной недостаточности у всех исследуемых наблюдалась задержка психоречевого развития, недостаточность манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания.

Материалы и методы исследования:

Лечебно-коррекционная работа строилась с учетом основных нарушений. Курс гидрокинезотерапии состоял из 20 процедур, занятия проходили 3 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут, при температуре воды +30 - +32 °С. Упражнения подбирались индивидуально с учетом последовательности замены одних рефлексов другими и временем формирования новых движений. Каждое занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной части.

Подготовительная часть включала в себя свободное пребывание в воде и массаж (5-7мин). Подбиралось устойчивое горизонтальное или вертикальное положение, которое помогало ребенку расслабиться. Массаж, в данном случае необходим для улучшения кровообращения, обменных процессов, снижения тонического напряжения в мышцах и подготовке организма к работе. Также использовались пассивные медленные движения в крупных суставах верхних и нижних конечностей для снижения тугоподвижно-сти.

Основная часть занятия (20-25мин) включала упражнения дыхательной гимнастики, активные движения, направленные на разработку контрактур и увеличение подвижности суставов. При спастических формах ДЦП практически не удается усвоить горизонтальное положение тела, которое обеспечивается в основном равномерным тонусом мышц, поэтому мы уделяли больше внимания упражнениям на расслабление. По ходу привыкания к воде мы постепенно переходили к таким упражнениям, которые больные не в состоянии выполнить на суше в связи с высоким мышечным тонусом. На глубокой воде упражнения проводились возле поручня, при этом мы пытались достичь правильного положения тела и контролировали расположение частей тела, так как у многих больных происходит непроизвольное сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах. Для коррекции этой позы мы применяли поддержку тела в области груди и таза. После выполнения упражнений тонус мышц снижался, и подвижность в суставах достигала максимальной величины.

Заключительная часть занятия (5-8мин) включала упражнения дыхательной гимнастики для стабилизации режима дыхания, затем свободный отдых в любом удобном положении.

При проведении исследования регистрировали следующие показатели: частоту сердечных сокра-

щений (ЧСС); артериальное давление (АД); частоту дыхательных движений (ЧД); объем грудной клетки на вдохе и выдохе (ОГК); силу верхних конечностей (СВК) с помощью кистевого эспандера (количество раз при полном сжатии) и силу нижних конечностей (СНК) - количество приседаний у шведской стенки за 30 секунд ; гониометрию нижних конечностей.

Измерения показателей кардио-респираторной системы и силы мышц проводили до курса реабилитации, после первого занятия, до и после 10-го занятия, до и после 20-го занятия. Измерения показателей подвижности суставов нижних конечностей проводили до курса реабилитации, после 1-го занятия и после 20-го занятия. При обработке результатов исследования вычисляли средние показатели кардио-респираторной и мышечной систем, и средние показатели подвижности суставов. Достоверность различий полученных результатов оценивали с помощью t - критерия Стью-дента.

Результаты исследований.

Как показано в таблице 1, показатели кардио-респираторной системы в состоянии покоя относительно начала и конца курса практически не изменились. Это связано с тем, что нагрузка на данную систему была незначительная. Но в рамках одного занятия ЧСС увеличилась в среднем на 35%. Объем грудной клетки до курса на вдохе составлял 56,0±1,9см, на выдохе 53,0±1,7см, вариабельность их 5,6%; после курса гидрокинезотерапии - на вдохе 58,0±1,9см, на выдохе 51,0±3,0см, разница их составила 13,7%; относительно начала и конца курса ОГК на вдохе увеличился на 3,5%, что связано с увеличением потребления кислорода во время физической нагрузки.

Наиболее существенные изменения при проведении гидрокинезотерапии наблюдались при исследовании показателей силы. Так до курса количество сжатий кистевого эспандера левой рукой составляло 2,6±0,9 раз, после 10-го занятия 3,5±1,0, что на 35% больше, а после 20-го занятия 4,2±1,2 раз, что на 61,5% больше относительно начала курса. Количество сжатий правой рукой до курса составило 3,1±1,1 раз, после 10-го занятия 4,3±1,2, т.е. увеличилось на 39%, а после 20-го - 5,0±1,3 (61,5% ). Данный показатель достоверен р <0,01.

Аналогично изменялась и сила мышц нижних конечностей, так как до занятий количество приседаний составило 7,9±0,9 раз, после 10-го занятия - 9,9 ±

1,0 раз, увеличившись на 25%, а после 20-го занятия 10,8±1,0 раз, то есть на 36%, р <0,01.

Как показано в таблице 2 наблюдали некоторую тенденцию улучшения подвижности в тазобедренных и коленных суставах. Так, сгибание тазобедренного сустава левой ноги до курса реабилитации в среднем составляло 85,0±7,1°, после 1-го занятия увеличилось до 89,8±7,2° (4,9%), а - показатель составил 90,0±7,5° градусов, что на 5,8% больше относительно показателя до курса. Сгибание тазобедренного сустава правой ноги до курса составило 86,0±6,8°, а после 1-го занятия - 90,2±6,9°, что на 4,3% больше; после курса показатель увеличился на 5,8% , т.е составил 9,1± 7,0°. От-

Таблица 1

Показатели средних значений кардио-респираторной системы и мышечной силы у детей с церебральным параличом спастической формы на занятиях гидрокинезотерапии (при п=15)

Показатели АДС АДД ЧСС ЧДД ОГК вдох ОГК выдох СВК левой СВК правой СНК

Ед. измерен мм.рт. ст. мм.рт ст. уд/мин раз см см раз раз раз

До курса реабилит. 107±2,8 60±1,7 74±1,2 22±0,8 56±1,9 53±1,7 2,6±0,9 3,1±1,1 7,9±0,9

После 1 занятия 114±3,0 61±2,2 100±2,3* 38±1,2 56±1,8 53±1,7 2,7±1,0 3,2±1.1 8,7±1,0

До 10 занятия 107±2.8 59±1,9 73±1,2 22±0,7 57±1,9 53±1,7 3,3±1,0 4,0±1,1 8,6±1,0

После 10 занятия 114±3,0 60±2,0 101±2,1* 38±1,3 58±1,9 53±1,7 3,5±1,0 4,3±1,2 9,9±1,0

До 20 занятия 107±2,8 60±2,0 73±1,2 22±0,7 58±1,9 53±1,7 3,9±1,2 4,8±1,3 9,9±0,9

После 20 занятия 115±2,7 61±1,9 99±2,3* 37±1,2 58±1,9 51±3,0 4,2±1,2 5,0±1,3 10,8±1,0*

Примечание: *р<0,05 относительно исходного состояния

ведение тазобедренного сустава левой ноги до курса составляло 13,6±1,3°, после 1-го занятия - 13,9±1,4°, т.е. на 2,2% больше, а после реабилитации показатель увеличился до 15,1±1,47°, что на 11% больше, относительно показателя до курса. Отведение тазобедренного сустава правой ноги до курса составляло 13,9±1,3°, а после 1-го занятия - 14,4±1,4°, на 3,5% больше; после курса наблюдалось его увеличение до 16,1±1,4°, т.е на 18,3% больше относительно начала курса. Приведение тазобедренного сустава левой ноги до курса составляло 21,3±2,1°, после 1-го занятия -21,9±2,2°, т.е на 2,8% больше, а после курса увеличилось до 7,5%, т.е. 22,9±2,1° относительно показателя до курса реабилитации.

Изменение показателя коленного сустава при сгибании незначительное. Так, до курса реабилитации сгибание коленного сустава левой ноги составляло 103,0±6,3°, а после 20-го занятия -108,7±6,23°, т.е. увеличилось на 5,5%, а сгибание коленного сустава правой ноги увеличилось от 104,1±5,9° до 109,6±6,13° (4,8%).

Как показано в таблице 3 также наблюдали некоторую тенденцию улучшения подвижности в голеностопных суставах. Так, разгибание голеностопного сустава левой ноги до курса было равно 7,9±1,5°, после 1-гозанятия показатель не изменился, а после курса реабилитации увеличился до 9,1±1,4°, т.е. на 15% относительно показателя до курса. Разгибание сустава правой ноги до курса реабилитации составляло 6,6±1,3°, после 1-й процедуры практически не изменилось - 6,9±1,3° (0,5%), а после курса показатель увеличился до 8,0±1,2° (21,6%). Сгибание голе-

ностопного сустава левой ноги до курса - 20,1±3,0°, после 1-го занятия - 20,5±3,1°, на 1,9%, а после 20-го занятия увеличилось до 22,5±3,2° (12%). Сгибание сустава правой ноги до курса составляло 19,9±2,6°, после 1-го занятия - 20,5±2,6° (3%), а после курса увеличилось до 22,2±2,7° (11,5%). Отведение голеностопного сустава левой ноги составляло 12,1±2,1°, а правой 12,3±2,4°, после 1-го занятия показатели не изменились, а после курса отведение левой ногой увеличилось до 12,9±2,1° (6,6%), а правой - до 13,1±2,5° (6,5%). Приведение голеностопного сустава левой ноги до курса составляло 11,6±1.7°, а правой -

11,1±1,7°; после 1-го занятия показатели не изменились, а после 20-го наблюдалось увеличение объема движений: левой ногой до 12,4±1,5° (6,8%), а правой - до 12±1.6° (10%).

Такая вариабельность изменений показателей, вероятно, была связана со снижением тугоподвижности суставов нижних конечностей, а значит с увеличением объема активных движений.

Выводы.

Под влиянием лечебного плавания изменения в кардио-респираторной системе происходили только в рамках одного занятия: АД, ЧСС, ЧДД имели тенденцию к увеличению относительно начала до конца занятия, где ЧСС увеличивалась на 35% (100±2,3) р <0,05. Объем грудной клетки на вдохе к концу курса реабилитации имел тенденцию к увеличению.

Наиболее существенные изменения произошли при изменении показателей динамической силы мышц верхних конечностей: сила мышц левой руки увеличилась на 61,5% (4,2±1,2) р <0,01, сила мышц

Таблица 2

Показатели подвижности суставов у детей с церебральным параличом спастической формы, которые занимаются гидрокинезотерапией (п=15)

Показа- Тазобедренный сустав (°) Коленный сустав (°)

тели сгибание отведение приведение сгибание

левый правый левый правый левый правый левый правый

До курса 85,0 ±7,1 86,0 ±6,8 13,6 ±1,3 13,9 ±1,3 21,3 ±2,1 21,0 ±2,5 103,0 ±6,3 104,1 ±5,9

После 1-го 89,8 90,2 13,9 14,4 21,9 21,8 107,9 107,9

занятия ±7,2 ±6,9 ±1,4 ±1,4 ±2,2 ±2,7 ±6,3 5,3±

После 90,0 91,0 15,1 16,1 22,9 22,5 108,7 109,6

курса ±7 5** ±7,0** ±1 4** ±1 4** ±2,1** ±2,6** ±6,2** ±6,1**

Примечание: * *р<0,01 относительно исходного состояния

Таблица 3

Показатели подвижности суставов у детей с церебральным параличом спастической формы, которые занимаются гидрокинезотерапией (п=15)

Показатели Голеностопный сустав (°)

разгибание сгибание отведение приведение

левый правый левый правый левый правый левый правый

До курса 7,9 ±1,5 6,6 ±1,3 20,1 ±3,0 19,9 ±2,6 12,1 ±2,1 12,3 ±2,4 11,6 ±1,7 11,1 ±1,7

После 1-го 7,9 6,9 20,5 20,5 12,1 12,3 11,6 11,1

занятия ±1,5 ±1,3 ±3,1 ±2,6 ±2,1 ±2,4 ±1,7 ±1,7

После курса 9,1 ±1 4** 8,0 ±1,2** 22,5 ±3,2** 22,2 ±2,7** 12,9 ±2,1* 13,1 ±2,5** 12,4 ±1,5** 12,3 ±1,6**

Примечание: * *р<0,01 относительно исходного состояния *р<0,05 относительно исходного состояния

правой руки увеличилась на 61,2% (5,0±1,3) р <0,01. Аналогично изменилась, т.е. увеличилась, динамическая сила мышц нижних конечностей, на 36% (10,8±1,0) р<0,01. Показатели подвижности суставов нижних конечностей в среднем увеличились на 5,8% (90±7,5) - 21,6% (8,03±1,2) р <0,01.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют об эффективности применения гидроки-незотерапии в комплексе физической реабилитации и дают основание рекомендовать ее для физической реабилитации детей дошкольного возраста, больных церебральным параличом спастической формы.

Дальнейшие исследования будут проведены в направлении изучения других проблем физической реабилитации больных с церебральным параличом.

Литература:

1. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы с детским церебральным параличом / К.А. Семенова. - М.: Закон и порядок, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. - 616 с.

2. Жолус О.В. Методика лечебного плавания больных, страдающих детским церебральным параличом / О.В. Жолус. - М.: Медицина, 1980. - 42 с.

3. Козявкин В.И. Детские церебральные параличи. Основы клинической реабилитационной диагностики / В.И. Козявкин, С.К. Ткаченко, О.А. Качмар, М.А. Бабадаглы. - Л.: Медицина, 1999.

- 295 с.

4. Основи медико-соціальної реабілітації дітей з органічними ураженнями нервової системи. Навчально-методичний посібник / За ред. Мартинюка В.Ю., Зінченко С.М. - К.: Інтермед, 2005.

- 416 с.

5. Пчеляков А.В. Этапная реабилитация больных со спастическим параличом// Вестник физиотерапии и курортологии / А.В. Пчеляков. - 2001. - №1. - С. 66-68.

Поступила в редакцию 22.04.2011 г.

Байбуза Инна Витальевна [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.