подростков с артериальной гипертонией // Кардиология. 2003. № 1. С. 40-43.
13. Yeo-Shin H., Hsueh-Wei Y., Ching С. Incidences of «non-dippers» increase with severity of hypertension // Eur. Heart J. 1995. V. 16. Abstr: Suppl: 57.
14. Воронин И.М., Бирюкова Е.В. Вариабельность сердечного ритма у здоровых людей во время ночного сна // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 3. С. 13-18.
15. McWilliams J.A. Blood pressure and heart action in sleeps and dreams // Brit. Med. J. 1993. V. 2. P. 1196-1560.
БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена на базе учебно-научной лаборатории физиологии, патофизиологии и клинической диагностики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2008-2009 гг.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Voronin I.M., Bazhenova E.A. Estimation of polisomnograf-ics and gemodinamics indexes of healthy girls with dipper and non-dipper circadian profile.
One of primary factors of an arterial hypertension formation at young age is infringement of a circadian profile of arterial pressure. The daily profile of arterial pressure of young healthy women depends on individually-typological features and «non-dipper» phenomenon presence is marked which promotes hyperkinetic type of blood circulation during sleep and is negatively reflected on polisomnografics indicators. On the basis of the received results it is ought to note the necessity and importance of revealing, account and correction of integrated risk factors of an arterial hypertension among persons of youthful age with different level of normal arterial pressure.
Key words: circadian profile; dipper and non-dipper; scatter and surface sleep; hyper-kinetic type of blood-circulation; arterial hypertension.
УДК 612.112
ПРИМЕНЕНИЕ ФИКСАЦИОННОГО МАССАЖА И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
© А.В. Гулин, А. А. Бруйков, А.И. Петкевич
Ключевые слова: фиксационный массаж; онтогенетическая гимнастика; детский церебральный паралич.
Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющих формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки.
ВВЕДЕНИЕ
Известные способы проведения массажа не предусматривают необходимой фиксации частей тела пациента. Поэтому при проведении массажа на какой-то части тела пациента происходит возникновение патологических синкинезий и возбуждаемых гиперкинезов на других, незафиксированных частях тела. Со временем патологические синкинезии и возбуждаемые ги-перкинезы укрепляются и становятся непреодолимым препятствием, особенно у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), для формирования правильного двигательного стереотипа, вплоть до полной невозможности выполнять необходимые целевые действия. Решение этой проблемы достигается путем использования предложенных Е.Ю. Быковской фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики [1-2].
При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или по-слемассажной гимнастике. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека.
Целью настоящей работы явилось определение эффективности применения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики для коррекции последствий детского церебрального паралича.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения цели проводили тестирование психомоторных способностей и обработку результатов с помощью компьютерной программы «Лонгитюд». Определяли уровни развития следующих способностей: общей моторной активности (двигательных умений ребенка), тонкой моторной активности, восприятия и мышления. Исследовали влияние фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на подвижность суставов нижних конечностей у детей с ДЦП.
Обследовано 12 детей в возрасте 3-5 лет обоих полов с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа № 1) - средний возраст составил 45 месяцев и экспериментальную (группа № 2) - средний возраст составил 44 месяца. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из первой группы реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж, лечебную гимнастику, механотерапию, гидрокинезотерапию. У детей из второй группы
занятия включали то же самое, но стандартный массаж и лечебная гимнастика были заменены на фиксационный массаж и онтогенетическую гимнастику соответственно. В каждой группе (основной и контрольной) обследование детей с ДЦП проводили дважды: первый раз - до проведения курса реабилитационных мероприятий (начальное обследование), и второй раз - после проведения курса (конечное обследование).
Приемы и техника массажа для детей с ДЦП существенно отличаются от тех, которые проводятся со здоровыми детьми [2].
Применяются следующие приемы массажа в порядке возрастания силовых усилий массажиста: поглаживание, растирание, разминание. Эти способы применяются нежно, в медленном темпе и непрерывном режиме, что оказывает успокаивающее действие на нервную систему ребенка и повышает эффективность массажа. Излишне интенсивный массаж может усугубить патологическое состояние мышц и отрицательно повлиять на нормализацию соотношений тонуса синергистов и антагонистов. Это связано с тем, что многие дети с ДЦП даже на малейшее болевое ощущение реагируют усилением спастичности мышц и синкинезиями.
Массаж проводили в следующем порядке: лицо, голова, более здоровые плечо, кисть и пальцы; менее здоровые кисть и пальцы; живот; более здоровые бедро, голень и часть стопы; менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы; спина и ягодицы. При этом для рук и ног проводили массаж, в т. ч. и точечный, только для разгибательных мышц, выполняя его по направлению сокращения этих мышц, что стимулирует их функцию и вызывает одновременно расслабление анта-гонистов-сгибателей. Для закрепления результата массажа, после его окончания проводили пассивную, пассивно-активную и активную гимнастику промассиро-ванных мышц. Непосредственно перед проведением массажа укладывали ребенка с ДЦП на спину, в физиологически правильное положение. С помощью отягощающих мешочков с речным песком придавали конечностям ребенка определенное положение, положив мешки с песком на его предплечья, кисти и голени. Такую фиксацию частей тела ребенка сохраняли в процессе всего массажа и сопровождающей его гимнастики, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергался массажу или гимнастическому упражнению. Те движения, которые ребенок не смог сформировать и освоить естественным путем, необходимо было продублировать принудительным путем с помощью специальной гимнастики, соответствующей закономерностям онтогенетического развития движений. В таком случае ребенок может освоить полный комплекс базовых движений, необходимых ему для самообеспечения в последующей жизни. Существенной характеристикой предложенной онтогенетической гимнастики является использование в ней физиотерапевтом фиксирующих захватов частей тела ребенка, необходимых фиксирующих приспособлений [1, 3-4].
Анализ исследований был проведен с определением основных статистических параметров (М ± м) и достоверности их различий по непараметрическому критерию Wilcoxona на основе стандартной компьютерной программы MS Excel и показал высокую достоверность полученных результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Независимо от определяемых параметров в программе «Лонгитюд» нормативными их величинами являются следующие:
- ниже -0,65 - большое отставание от нормального развития;
- от -0,65 до -0,30 включительно - небольшое отставание;
- от -0,30 до +0,41 включительно - нормальное развитие;
- выше 0,41 - опережение нормального развития.
В результате применения фиксационного массажа и
онтогенетической гимнастики все шестеро детей с ДЦП экспериментальной группы № 2 за 6 месяцев улучшили показатели своего общего моторного развития в среднем на величину 0,26: с (-0,76 ± 0,06) при первоначальном исследовании до (-0,5 ± 0,07) при вторичном исследовании. В контрольной группе № 1 у всех шестерых детей с ДЦП средний показатель общего моторного развития изменился в положительную сторону, лишь на 0,01: с (-0,72 ± 0,08) при первоначальном до (-0,71 ± 0,07) при вторичном исследовании.
Исследование величины параметра уровня тонкой моторной координации, рассчитанные при начальном и конечном обследованиях детей с ДЦП в контрольной группе № 1 (-0,41 ± 0,12 и -0,4 ± 0,09 соответственно) показало, что различий не выявлено. Это свидетельствует о том, что обычный курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень тонкой моторной координации исследуемых в группе № 1. В группе № 2 среднее значение параметра развития тонкой моторной координации при первом, начальном обследовании составило (-0,4 ± 0,09). После проведения курса фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики тонкая моторная координация каждого ребенка этой группы улучшилась, и при конечном обследовании среднее значение параметра достигло величины (-0,25 ± 0,05), что соответствует нормальному развитию ребенка по этому показателю. Это свидетельствует о том, что фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика эффективно улучшили средний уровень тонкой моторной координации детей с ДЦП в группе № 2.
Исследование величины параметра уровня восприятия, рассчитанные при начальном и конечном обследованиях исследуемых в контрольной группе № 1 (-0,5 ± 0,12 и -0,5 ± 0,13 соответственно) показало, что различий не выявлено. Это свидетельствует о том, что обычный курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень восприятия детей с ДЦП в группе № 1. В группе № 2 среднее значение параметра восприятия при первом, начальном обследовании составило (-0,6 ± 0,13). После проведения курса фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики уровень восприятия каждого ребенка этой группы улучшился, и при конечном обследовании среднее значение параметра достигло величины (-0,4 ± 0,1). Произошли положительные изменения на 0,2 по сравнению с первоначальными данными.
При исследовании величины параметра уровня мышления рассчитанные при начальном и конечном обследованиях исследуемых в контрольной группе № 1 (-0,52 ±0,1 и -0,5 ± 0,08 соответственно) различия были минимальны. Это свидетельствует о том, что
обычный курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень мышления детей в группе № 1. В группе № 2 среднее значение параметра мышления при первом, начальном обследовании составило: (-0,48 ± 0,07). После проведения курса фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики уровень мышления каждого из исследуемого этой группы улучшился, и при конечном обследовании среднее значение параметра достигло величины (-0,27 ± 0,06).
Исследование подвижности суставов показало, что средние арифметические показатели голеностопных суставов левых и правых в контрольной группе № 1 составили 43,4 и 42,8 градуса, соответственно. Полученные результаты выходят за границы нормы (6070 градусов). После проведения реабилитационных мероприятий правого и левого голеностопного суставов показатели составили 44,6 и 43,5 градуса соответственно. В правом голеностопном суставе улучшение отмечено на 2,7 % (1,2 градуса), а в левом - на 1,6 % (0,7 градуса). Показатели правого и левого голеностопного суставов в экспериментальной группе № 2 составили 43,2 и 44,3 градуса, соответственно. Полученные результаты также выходят за границы нормы (6070 градусов). После проведения онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа показатели голеностопных суставов составили: правого - 47,5 градуса, левого - 48,9 градуса. Улучшение наблюдалось на
9,9 % (4,3 градуса) и 10,3 % (4,6 градуса) соответственно.
В группе № 1 при первоначальном исследовании показателей коленных суставов их величины составили: правого - 109,6 и левого - 107,8 градуса. После проведения занятий стандартной адаптивной физической культурой величины показателей составили 110,5 улучшение на 0,8 % (0,9 градуса) и 108,9 улучшение на 1 % (1,1 градуса) соответственно. В группе № 2 изменения показателей в сторону улучшения произошли в коленном суставе: в правом на 4,7 % (5,2 градуса) -первоначально были равны 110,4 и составили 115,2 градуса, а в левом на 5 % (5,6 градуса) первоначально были 111,2 и составили 116,6 градуса.
При анализе данных сгибания тазобедренных суставов в контрольной группе № 1 получили следующее: правые - 102,2, левые 100,8 градуса. После проведения занятий стандартной адаптивной физической культу-
рой произошли изменения в правом на 1,6 % (1,7 градуса), а в левом на 1,3 % (1,3 градуса) и составили
103,9 и 102,1 градусов, соответственно. В группе № 2 начальные данные объема движений тазобедренного сустава правого были 100,4 градуса и левого - 100,2. После проведения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики показатели тазобедренного сустава правого составили 106,8 градусов, улучшение на 6,3 % (6,4 градуса) и левого - 107,2 градусов, улучшение на 6,9 % (7 градусов).
ВЫВОДЫ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что фиксационный массаж с онтогенетической гимнастикой как средства адаптивной физической культуры позволяют значительно повысить ее эффективность в развитии общей моторной активности, тонкой моторной координации, восприятия, мышления и в развитии подвижности суставов нижних конечностей. Таким образом, фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика являются высокоэффективным средством для улучшения развития вышеперечисленных параметров у детей с ДЦП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быковская Е.Ю., Быковский Т.В., Жуковская В.А., Жуковский Ю.Г. Онтогенетическая гимнастика. Орел, 2006. 144 с.
2. Быковская Е.Ю., Быковский Т.В., Жуковская В.А., Жуковский Ю.Г. Фиксационный массаж. Орел, 2006. 76 с.
3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при детском церебральном параличе. Л., 1986. 175 с.
4. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., 2001. 272 с.
Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.
Gulin A.V., Bruikov A.A., Petkevich A.I. Application of fixing massage and ontogenetic gymnastics among children with cerebral palsy.
Medical massage and medical gymnastics are the main means allowing forming and developing vitally important moving abilities and skills among patients with cerebral palsy.
Key words: fixing massage; ontogenetic gymnastics; infantile cerebral palsy.