Научная статья на тему 'Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП'

Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2811
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / МОТОРИКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS / MOTOR ACTIVITY / MOTOR FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинов Артем Александрович

В работе исследовалось влияние физических упражнений на формирование двигательных функции организма у детей дошкольного возраста, страдающих церебральными параличами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTORIAL ONTOGENESIS OF PRE-SCHOOL AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

The influence of exercises on the formation of motor functions of preschool children's organisms with cerebral purplish was analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП»

Конструктивный уровень готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» характеризует учащихся старших классов, у которых компоненты структуры готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» полностью сформированы и отличаются устойчивостью.

Отсюда, проблема формирования готовности старшеклассников к преодолению конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик» представляет собой одну из важнейших сторон общественной направленности личности, что еще раз подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования. Мы полагаем, что готовность ученика к продуктивному разрешению конфликтного общения обеспечивается осознанием им важности развития умений и навыков рефлексивного поведения, сформирован-ности всех показателей компонентов данной

готовности, которая, в свою очередь, может быть успешно сформирована не только в учебно-воспитательном процессе, но и в специально организованных для этого условиях.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.

2. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2003.

3. Кондаков И.М. Психология: иллюстрированный словарь. СПб., 2007.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1998.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.

7. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

Поступила в редакцию 19.05.2010 г.

UDC 159.922

READINESS OF SENIOR PUPILS FOR COPING WITH CONFLICT RELATION SITUATIONS IN THE “TEACH-ER-PUPIL” SYSTEM

Svetlana Anatolyevna Sleptsova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail [email protected]

The author of the article analyses the term “readiness”, interpreters the readiness of senior pupils for coping with conflict relation situations in the “teacher-pupil” system and discovers the core and structure of the readiness.

Key words: readiness, readiness of senior pupils, coping with conflicts, “teacher-pupil” relations.

УДК 796/799

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

© Артем Александрович Литвинов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]

В работе исследовалось влияние физических упражнений на формирование двигательных функции организма у детей дошкольного возраста, страдающих церебральными параличами.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; моторика; двигательные функции.

В современной литературе подробно средства адаптивной физической культуры,

описаны принципы, методы и содержание лечебная физкультура, различные виды мас-

комплексного восстановительного лечения и сажа, медикаментозные средства, ортопеди-

реабилитации детей с церебральными пара- ческая помощь, физиотерапевтические про-

личами, по мнению исследователей, основ- цедуры, рефлексотерапия.

ными компонентами которого являются

Многие исследователи указывают не только на коррекцию двигательной сферы данной категории детей, но и на необходимость специального обучения и воспитания детей, страдающих церебральным параличом, с целью преодоления нарушений познавательной деятельности.

Отечественные ученые Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев выдвинули положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Они показали, что развитие познания происходит у ребенка не спонтанно, путем развертывания заложенных в нем изначально возможностей, и не путем приспособления, адаптации ребенка к социальной среде, а в ходе присвоения им общественного опыта [1-3].

Рекомендуемые комплексные преодоления двигательных, психических и речевых нарушений у детей, страдающих ДЦП, повышают результативность медицинских, педагогических и логопедических мероприятий, особо указывая на тесный контакт в работе логопеда и врача и инструктора лечебной физической культуры.

Коррекционное воздействие на детей, страдающих ДЦП, должно предусматривать онтогенетически последовательную поэтапную стимуляцию развития возрастных, двигательных (моторных), психических и речевых функций.

Но все же определяющим синдромом клинических проявлений ДЦП является синдром двигательных расстройств у детей. Именно коррекция двигательных нарушений составляет ядро реабилитационных мероприятий при ДЦП, однако наряду с коррекционным воздействием на моторику ребенка необходимо комплексное воздействие на речевые и психические расстройства, т. е. напрямую затрагивается познавательная сфера ребенка.

В основе патофизиологических двигательных нарушений лежат специфические патологические механизмы, затрагивающие всю систему регуляции движений. К ним относятся:

- нарушение регулирующих влияний со стороны супраспинальных образований;

- денервационный синдром;

- деафферентационный синдром;

- нарушение интегративной деятельности (в т. ч. и познавательной сферы) нервной системы;

- поломка управляющих механизмов и образование новых патологических интеграций.

Все это, в свою очередь, приводит к изменению самой программы движения, обусловленного комплексным сегментарным и надсегментарным влиянием на осуществление сложного моторного акта. Дисбаланс тормозных влияний со стороны высших отделов центральной нервной системы сочетается с растормаживанием примитивных рефлекторных реакций (сегментарных, стволовых, мезенцефальных), сохранением программ поддержания равновесия и устойчивости в различных положениях на возможном уровне.

В исследованиях доказано, что процесс двигательного онтогенеза на его ранних этапах характеризуется определенной последовательностью и преемственностью, условно говоря, стадийностью. На стадии проприо-цептивного воздействия в соответствии с динамикой этапов становления вертикальной позы вначале воздействуют на аксиальные мышцы, затем на мышцы плечевого и тазобедренного поясов и на мышцы верхних и нижних конечностей, соблюдая кранио-каудальный и проксимально-дистальный принцип воздействия. У ребенка с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены.

Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП состоит, прежде всего, в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка. При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. В норме к 3 мес. жизни они практически уже не проявляются. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений.

Сформированные в процессе онтогенеза мышечные движения представляют собой физиологическую реализацию взаимодействия центральной нервной системы и опорнодвигательного аппарата ребенка. Со стороны нервной системы поступают команды, обеспечивающие наиболее рациональное решение двигательной задачи. В свою очередь, в опорно-двигательном аппарате возникают

цепи мышечных сокращений, обеспечивающих необходимое и правильно дозированное движение - целенаправленное и эргономичное.

Таким образом, прослеживается четкая последовательность (этапность) в развитии функции движения как у здорового ребенка, так и ребенка с ДЦП, успешное формирование моторики в то же время является базовым для формирования двигательной сферы ребенка и улучшения двигательной координации.

Многолетнее изучение проблем церебрального паралича позволяет со всей убежденностью свидетельствовать: для успешной и эффективной двигательной реабилитации больных ДЦП необходимо целенаправленное воздействие на основные звенья патогенеза разнообразных расстройств моторики, встречающихся при детских церебральных параличах. Основным патогенетическим механизмом является наличие патологической дисфункции между вертикальной и горизонтальной составляющими двигательного акта, что приводит, прежде всего, к нарушениям мышечного тонуса, еще больше задерживая и искажая моторное развитие ребенка. По данным Л. О. Бадалян, И.Ю. Левченко (1999), патология двигательной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из основных факторов, замедляющих их психическое развитие. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, нарушений зрительного и слухового восприятия, отсутствия предметных действий (становление которых происходит по мере развития общей моторики), недоразвития мелкой моторики у детей заметны отставания в развитии [4-5].

Дети, страдающие ДЦП, лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать предметами, общаться со сверстниками, не могут приобрести тот запас знаний об окружающем мире, который имеют нормально развивающиеся дети их возраста. У детей, страдающих ДЦП, сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Формирование операций сравнения, анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей замедлено, результатом чего являются неточности.

Но в то же время у многих детей, страдающих ДЦП, потенциально сохранены предпосылки развития мышления, в т. ч. его высших форм. Гибкие звенья функционирования коры головного мозга позволяют компенсировать дефекты подкорковых образований в развитии интеллекта при ДЦП.

Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей с церебральными параличами негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных для предыдущего этапа развития. Так, для детей с ДЦП свойственны непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание в деятельности мотивов удовольствия, недостаточная активность, нерешительность, наличие страхов, склонность к быстрой смене настроения. Недостаточность познавательной деятельности, коммуникативных связей с окружающими, иногда невозможность игры и систематического обучения, поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других реакцию протеста, негативизм, упрямство.

В основе постуральных закономерностей лежат принципы функционирования мышц и управления движениями с помощью центральной нервной системы, которая первично поражается при ДЦП. Как известно, тонические мышцы склонны к напряжению, а фа-зические - к расслаблению, при детском церебральном параличе мышечный дисбаланс усугубляется и приводит к порочным установкам различных звеньев тела.

Постуральными закономерностями являются а) прямое положение головы; б) выпрямление плечевого пояса; в) стабильное положение туловища; г) выпрямление тазового пояса; д) зрительно-моторная координация.

Формирование движений, как здорового ребенка, так и ребенка с ДЦП, подчиняется единым правилам:

- от проксимальных отделов к дистальным;

- от краниальных к каудальным;

- от крупных мышц к мелким;

- от циклических упражнений к ациклическим;

- от симметричных движений к асимметричным.

Для того чтобы правильно организовать движение ребенка с церебральным параличом, необходимо нормализовать мышечный тонус, максимально использовать сенсорную информацию, обеспечить реципрокную иннервацию и развить постуральные реакции и баланс, который регулируется вестибулярной системой, визуальным контролем, шейными тоническими рефлексами и рецепторами давления на стопах. Для детей с ДЦП очевидна огромная биологическая значимость двигательной деятельности - почти единственной формы осуществления не только взаимодействия с окружающей средой, но и активного воздействия на эту среду, изменяющего ее с небезразличными для особи результатами.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что многие из предлагаемых методик, методических подходов направлены на подавление избыточной афферентной импуль-сации проприоцептивной модальности у детей с ДЦП. Это, по мнению авторов, несомненно, приведет к коррекции двигательных нарушений, прежде всего, в формировании и коррекции в исполнительном звене двигательной системы человека, страдающего церебральным параличем.

При решении задач двигательного обучения необходимо обратиться к учению

Н.А. Бернштейна о двигательной активности. На базе модели опорно-двигательного аппарата Н.А. Бернштейн теоретически разработал способы управления моторикой человека. Сначала рассматривается возможность сохранения статической позы кинематической цепи. Аналогичная ситуация возникает в динамике, причем место недостающих связей для закрепления избыточных степеней свободы занимают динамические силы - внешние и внутренние. Н.А. Бернштейн предположил, что человек может управлять только внутренними силами, а реактивные и внешние силы не могут однозначно соотноситься с ними. Здесь, как пишет Н.А. Бернштейн, имеет место принципиальная неопределенность. Решение вопроса о неоднозначности он нашел в использовании для регулирования аффекторного процесса, т. е. передачи сенсорных сигналов о позе кинематической цепи и о мере растяжения каждой из влияю-

щих на ее движение мышц. Отсюда появился принцип сенсорных коррекций двигательной деятельности человека [5].

Принцип сенсорных коррекций, безусловно, верен в случае обучения, формирования умения, что особенно актуально в детском возрасте, однако при наличии двигательного навыка, при автоматизированном управлении логика сенсорных коррекций не проходит. Таким образом, уровни развития познавательных способностей представлены как зависящие от степени зрелости соответствующих функциональных систем, определяющейся по степени включенности функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

На первом уровне протекание психического процесса обеспечивается лишь функциональными механизмами, не связано с другими процессами и деятельностью, и, следовательно, его эффективность невысока.

На втором уровне подключаются пер-цептивно-представленческие операционные механизмы, произвольное внимание и познавательная деятельность, т. е. психические процессы становятся более опосредованными, но преобладающую роль играют внешние средства.

На третьем уровне познавательная деятельность приобретает интегрированный характер (в ней в той или иной степени участвуют все психические процессы), развиваются регулирующие механизмы в виде внутреннего контроля, программирующие и контролирующие действия и т. д.

В тесной связи с развитием моторики в процессе онтогенеза детей, страдающих церебральными параличами, необходимо рассматривать важнейшие психологические проблемы формирования ребенка в целом: мотивационно-потребностной сферы, интеллекта, овладение новыми видами поведения и саморегуляции.

Функциональная система той или другой познавательной способности возникает как единое целое, в котором интегрированны функциональные, операционные и регулирующие механизмы. На высшем уровне доминирующим операционным механизмом, при сохранении остальных, становится мыслительная обработка информации (что делает познавательную деятельность осмысленной и произвольно управляемой), регули-

рующие механизмы полностью сформированы. За счет этого достигается максимальная эффективность познавательной деятельности человека.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений. М., 1983. Т. 5.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

4. Бадалян Л.О., Дунаевская Г.Н. Детский церебральный паралич // Вестник АМН СССР. 1983. № 6. С. 71-79.

5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

Поступила в редакцию 20.05.2010 г.

UDC 796/799

PECULIARITIES OF MOTORIAL ONTOGENESIS OF PRE-SCHOOL AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

Artyom Aleksandrovich Litvinov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

The influence of exercises on the formation of motor functions of preschool children’s organisms with cerebral purplish was analyzed.

Key words: infantile cerebral paralysis; motor activity; motor functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.